Студенты в новых языках так успевали, что некоторые могли свободно объясняться на том или другом и писали сочинения; таковы Гурий Ласточкин (1802), Петр Талиев (1801), Николай Милонов (1810–1812), Андрей Мироносицкий (1802). В продолжении курса богословского студенты были определяемы учителями новых языков в низших и средних классах, напр. Талиев (1801), Милонов (1811–1812), Полиновский (1805), А. Протопопов (1804), А. Бальбуциновский (1805–1806), М. Ясницкий и А. Терновский (1816) и др. Студент богословия Гурий Ласточкин прямо, по окончании курса в 1802 г. сделан был учителем высшего французского класса. Преподаватели немецкого языка были: Яков Архангельский (1801–1808;, Андрей Мироносицкий (1802–1804), Андрей Рудольский (1803–1815) А. Протопопов (1804– 1805), Михаил Полиновский (1805–1818), Иван Пляцидовский (1807–1813), Петр Кочетков (1818–1814), Алексей Боголюбов (1814–1818), Матфей Ясницкий (1816) и Андрей Терновский (1816). Французский язык преподавали: Петр Талиев (1801– 1818), Гурий Ласточкин (1802– 1804), Алексей Бальбуциновский (1805–1812), Михаил Вознесенский (1808– 1809), Николай Милонов (1810–1816), Василий Иванов (1816–1818), Черников Петр (1812 –1814), Михаил Скворцов (1812–1813, Василий Эндимионов (1814–1816) и Василий Яблонский (1816). В 1800 г., когда закрыты были ново-крещенские школы, пр. Серапионом открыт был при академии класс татарского языка. Класс этот не для всех был обязателен: в послеобеденные часы его посещали, по собственному желанию, студенты и ученики всех классов. Число охотников обучаться татарскому языку всегда было не велико от 20–100 человек. Некоторые воспитанники из других инородческих епархий, приготовляющиеся в академии к учительским должностям, по предписанию местных семинарских правлений, обязывались изучать татарский язык. Так вятское семинарское правление в 1815 г., предположивши открыть в своей семинарии татарский класс, чрез академические правление обязало студента богословия вятской епархии Гавриила Сперанского обучаться татарскому языку для определения его после учителем оного языка в вятской семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1791 г. в Александро-Невской Лавре пострижен в монашество; в 1794 г. посвящен в Иеродьякона, и в 1801 г. в Иеромонаха. Он в 1795 г. проходил звание установщика, а с 1812 г. звание Благочинного Лавры. 5 декабря 1812 г. по представлению Преосвященного Ионы, ныне Митрополита, определен Настоятелем Троицкого Козловского монастыря с возведением в сан Архимандрита, и был благочинным монастырей Тамбовской Епархии. Анастасий скончался в 1822 г. 20 . Архимандрит Иасон, в миру Яков Никольский, родом из Калужской губернии, Масальского уезда, села Шуева, сын священника, первоначально обучался в Калужской Семинарии с 1795 г., потом с 1799 г. в Московской Перервинской Семинарии, откуда в 1800 г. переведен опять в Калужскую Семинарию, где и окончил курс. По окончании курса Богословских наук в 1806 г. сделан Информатором первого латинского и французского классов; в 1807 г. был учителем высшего грамматического класса и преподавал общую историю. В 1809 г. определен учителем риторики и высшего греческого класса; исполнял должность эконома Семинарии и экзаменатора ставленников. 3 марта 1812 г. пострижен в монашество; в том же месяце произведен в Архимандрита Лихвинского Покровского монастыря с оставлением при Калужской Семинарии. 4 декабря 1812 г. переведен в Архимандрита Тамбовской губернии Трегуляева Предтеченского монастыря, сделан Ректором Тамбовской Семинарии и присутствующим в Тамбовской Консистории. В 1819 г. предоставлен ему класс Священного Писания . В 1822 г. сделан Архимандритом Троицкого Козловского монастыря. 19 марта 1826 г. переведен в Тольгский монастырь Ярославской Епархии Архимандритом. 21 . Архимандрит Николай, в миру Иван Соколов , сын священника Калужской губернии города Медыни Поликарпа Онисимова. Обучался в Московской Славено-Греко-Латинской Академии, в 1800 г. переведен в Калужскую семинарию, где и окончил курс. По окончании курса в 1807 г. определен в Калужскую семинарию Информатором низшего грамматического и Французского классов; в 1808 г. сделан учителем этих классов; 1 января 1809 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

в г. Чудово (1827, не сохр.), Троицкая ц. в дер. Менюше Шимского р-на (1841). Преобладавший базиликальный тип 3-частного однокупольного храма с колокольней над притвором представляли собой церкви: Преображенская в дер. Песчаное Новгородского р-на (1785, 1828); Успенская в с. Марёве (1796); Успенская кладбищенская в Боровичах, ныне собор (1798-1800, 1839-1840, венчающая часть перестроена в 1911); Троицкая в дер. Сопины Боровичского р-на (1800); Никольская в пос. Волхов Мост Чудовского р-на (1803, не сохр.); Екатерининская в дер. Ровное Боровичского р-на (1802); Богоявленский собор Николаевского Перекомского Розважского мон-ря (1806, не сохр.); Георгиевская ц. в дер. Вел. Село Старорусского р-на (1807, полностью перестроена); Лазаревская в дер. Сергово Новгородского р-на (1811); Смоленская в дер. Марково Поддорского р-на (1811, перестроена в 1876); Троицкая в дер. Боровно Окуловского р-на (1812); Покровская в дер. Волок Боровичского р-на (1812); Рождество-Богородицкая в с. Оскуй Чудовского р-на (1812, расширена в 1886); Знаменская в дер. Любыни Шимского р-на (1815); Преображенская в дер. Еглино Валдайского р-на (1815); Успенская в дер. Молочково Солецкого р-на (1815); Покровская в г. Пестово (1820); Троицкая в дер. Перетно Окуловского р-на (1820); Тихвинская в дер. Любони Боровичского р-на (1820); Знаменская в дер. Ст. Ракомо Новгородского р-на (1824, руины); Троицкая на погосте Видимирь Хвойнинского р-на (1824-1853); Покровская в дер. Короцко (1825, руины); Богоявленский собор в г. Холм (1826, не сохр.); Вознесенская ц. в дер. Чёрной Батецкого р-на (1828); Введенская в дер. Наволок Валдайского р-на (1829); вмц. Параскевы в Ст. Тарасове (совр. дер. Тарасово Демянского р-на, 1829, перестроена); Иоанно-Богословская в дер. Нагово Старорусского р-на (1832, не сохр.); Иоанно-Предтеченская в дер. Шедомицы Боровичского р-на (1834); Васильевская в дер. Чёрной Пестовского р-на (1834); в честь Уверения ап. Фомы в дер. Зайцево (1836); Покровская в дер. Дубровке (1834-1837); Рождество-Богородицкая в дер.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

Пахомий. 1727 – 1738 годы. При нем построены братские кельи и каменная монастырская стена. Переведен в Московский Высокопетровский монастырь где и скончался в 1757 году. Боголеп Нифонтов. 1738 – 1755 годы. Бывший казначей монастыря. При нем большой братский корпус, отлит шестисотпудовый колокол. В 1747 году по его заказу сделан список с иконы называемой «Устюжское Благовещение». Скончался в 1755 году и погребен напротив алтаря Архангельского собора. Сергий. 1755 год с апреля по июль. Бывший настоятель Троице-Гледенского монастыря. Иосиф Золотой. 1755 – 1758 годы. Переведен в Тульский Предтеченский монастырь. 25 октября 1760 года хиротонисан епископом Вологодским и Белозерским. Скончался в 1774 году, погребен в Вологодском кафедральном соборе. Владимир Каллиграф. 1758 – 1759 годы. В 1759 году переведен в Спасо-Яковлевский монастырь и определен на должность ректора Ростовской семинарии. Иаков Шергин. 1759 – 1765 годы. Скончался в 1771 году и погребен под алтарем Владимирской надвратной церкви. Мисаил. 1765 – 1776 годы. Бывший настоятель Троице-Гледенского монастыря. В 1772 году по распоряжению Великоустюжской духовной консистории было запрещено погребать умерших в Михайло-Архангельском монастыре, для этого было выделено место в Знамено-Филипповской Яиковской пустыни. После смерти Мисаил был погребен с восточной стороны алтаря Знамено-Филипповского монастыря. Арсений Изограф. 1776 – 1786 годы. Переведен в Можайский Лужицкий монастырь. Иоанн Никитин. 1786 – 1799 годы. Скончался 13 октября 1799 года, погребен в северо-западном углу Великоустюжского Успенского собора. Даниил. 1799 – 1800 годы. В монастыре побывать не успел, хиротонисан в епископа Пензенского. Павел Чедневский. 1800 – 1801 годы. Переведен в Неженский Благовещенский монастырь. Евгений. 1801 -1802 годы. Переведен в Тверской Отрочев монастырь. Стефан. 1802 – 1807 годы. Скончался 2 июня 1807 года. Парфений. 1807 – 1812 годы. Скончался 15 января 1812 года в Вологде. Густин. 1812 – 1817 годы. При нем на месте смерти Прокопия Устюжского в 1814 году сделаны каменные часовни во имя Прокопия и Иоанна Устюжских. Переведен в Трифонов Вятский монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=00247

Лев (в монашестве Владимир) Сорокин города Александрова соборного протиерея сын. Поступил в ученики семинарии в сентябре 1798 г. В 1812 г. определен учителем высшего класса и немецкого языка: в 1813 г. на место Никанора опредеден учителем риторики. Пострижен в монашество в феврале 1814 года, и в сем году определен в новооткрытую московскую духовную академию бакалавром немецкого языка. В марте 1815 года переведен на должность инспектора тверской семинарии. Скончался в 1822 году в сане архимандрита и в должности ректора орловской семинарии. Иван Клементьевский-Платонов, брат Никанора, учитель греческого и еврейского языков в 1812 г. Василий Иванович Заболотский-Платонов. переславской округи, села Хомякова священников сын. Поступил учиться в Троицкую семинарию в апреле 1799 года. По окончании курса, 15 января 1810 года, определен информатором по классу латинского и французского языков в Троицкую семинарию; в январе 1812 г. – учителем нисшего класса, в сентябре 1813 г. – учителем высшего. В 1814 году произведен во священника московской церкви Троицы в Полях и проходил должность учителя высшего класса в заиконоспасском училище. Скончался в 1855 году в сане протопресвитера московского Успенского собора. Василий Успенский, учитель французского языка в 1812 г. и немецкого в 1813 и 14 годах. Скончался в сане священника в Москве. Петр Смирнов, учитель нисшего класса в 1813 и 14 годах. К списку начальствующих и наставников Троицкой семинарии присоединяем список воспитанников семинарии, сделавшихся в посдедствии известными на служении церкви и науке. Филарет (Василий) Дроздов, города Коломны. Троицкой церкви, в ямской слободе, священника Михаила Феодорова сын. Родился 26 декабря 1782 года. В декабре 1791 года отдан учиться в коломенскую семинарию. В марте 1800 года перешел в философский класс Троицкой семинарии. По окончании курса, в ноябре 1803 г. определсн в ней учителем греческого и еврейского языков; в 1806 г. переведен на класс поэзии; в январе 1808 г. на класс высшего красноречия и риторики; пострижен в монашество 16 ноября 1808 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

В дальнейшем Илья Иванович посвятил свои молодые годы защите Отечества, что, кстати, также было принято среди российских дворян. Согласно сайту « Забытые имена Пермской губернии »: «И.И.Огарёв уже в 1797 году стал прапорщиком и был переведён в Казанский гарнизонный полк. Через три года, в 1800 г., он был уже капитаном, а в 1802 г. был переведён в Рыльский пехотный полк. В 1803 г. он вышел в отставку и был принят в штат Комиссариатского департамента в VIII класс. Два года спустя он снова поступил на военную службу ротмистром в Гродненский гусарский полк, полгода спустя перевёлся в Волынский полк, в составе которого в 1807 г. принял участие в военных действиях». Принимал Илья Иванович участие в русско-турецкой войне в 1806-1812 годах в чине майора. Эта война велась, в том числе и с целью ослабления османского владычества над южнославянскими народами и закончилась победой России, подписанием в мае 1812 года выгодного для нашей страны Бухарестского договора. За свои заслуги на поле брани он был награжден орденами святой Анны 3-й степени и орденом Святого Владимира 4-й степени с бантом. Вскоре Огарев получил чин подполковника, принимал участие в Отечественной войне 1812 года, за свои подвиги получил орден Святой Анны 2-й степени. В мирное время был занят на государственной службе, где также достиг больших успехов. Известно, что он был зачислен в Третье отделение Канцелярии Его Величества в подчинение к генералу А.Х.Бенкендорфу. Эта структура была создана в 1826 году по указу императора Николая I как реакция на восстание декабристов. Позднее Илья Иванович получил чин полковника и был награжден орденом Святого Станислава 1-й степени. Участвовал также и в подавлении Польского восстания 1830-1831 годов. В 1837 году был назначен Пермским губернатором. На этом посту И.И.Огарев хорошо себя проявил. Был суров. Строго следил за порядком в вверенной ему губернии. В 1842 году в городе случился страшный пожар сопоставимый, пожалуй, с Московским пожаром 1812 года. Ущерб городу от этого бедствия был колоссальный: сгорела главная городская улица Петропавловская, в том числе и правительственные учреждения и даже дом губернатора, поскольку все они были выстроены из дерева, как впрочем, и большая часть городских зданий. Обязанность по восстановлению уральской столицы легла на плечи губернатора Огарева. Город был восстановлен в кратчайшие сроки.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/11/24/gu...

Сим. 16 (конец XVIII в.) и Сим. 17. 1812 г. обе — Марк Подвижник. Слова. Сим. 19. Исайя Отшельник. Слова 1812 г. Сим. 22. Св. Исаак Сирин. Слова. 2-я четверть XIX в. . Сим. 24. Василий Великий о девстве. 1820 г. . Сим. 25. Варсонофий и Иоанн. Вопросоответы. 1826 г. . То же и Сим. 26 . Сим. 27. Главы Каллиста Антиликуди. После 1814 г. . Сим. 28. Симеон Новый Богослов. Гимны. 1834 г. . Сим. 29. Симеон Новый Богослов. 1827–1830 . Сим. 49. Сборник аскетический . Сим. 50. Сборник аскетический. 1812 г. Писец — монах Вонифатий. Сим. 51. Сборник аскетический. 1824 г. Писец — иеромонах Дионисий. Сим. 52. Сборник аскетический. 1829-1831 гг. Писец — иеромонах Серапион . Сим. 53. Сборник аскетический. 1832 г. . Сим. 56. Сборник аскетический. 1841–48 гг. . Также и в других хранилищах: РГБ 304.2.320. , 178.1.8984 «Варсонуфия вопросоответы». 1845 г. . СПбДА Р-410. Симеон Новый Богослов. «Гимны» 1849 г. Писец — иеромонах Вонифатий (Рогачев). И, наконец, надо сказать и о рукописях рассматриваемого периода, имеющихся в современном собрании Оптиной пустыни в РГБ. Это рукописи, принесенные схимонахами Афанасием (Захаровым) и Афанасием (Охлопковым), монахами Павлом и Иоанникием. Все они находятся в фонде 214. Рукопись 465. Исаак Сирин. Слова. 1806–1811. Писец — монах Маркелл . 466. Исаак Сирин. То же. 1811 г. Писец — монах Маркиан . 482 Оглашения Феодора Студита. 1800 г. Писец — монах Павел . 487. Слова Григория Синаита. 1812 г. . 490. Сборник аскетический, состоящий из тетрадей, написанных ближайшими учениками прп. Паисия — схим. Афанасием (Захаровым), Афанасием же (Охлопковым) и схим. Платоном . 493. Симеона Нового Богослова поучения. Рубеж XVIII–XIX в. Писец — монах Павел. 175 л. . 495. Симеона Нового Богослова, то же, руки архим. Моисея. 1813 г.   497. «Гимны» Симеона Нового Богослова. 1823 г. . 508-2. «О трезвении» Филофея Синайскаго. 1809 г. Писец схим. Павел . 509. Лествица. 1810 г. Писец — архим. Моисей (Путилов) . 528. Авва Варсонофий. Вопросоответы. 1827 г. Писцы — мон. Макарий и Алипий .

http://bogoslov.ru/article/6176674

В 1812 г. И. был награжден орденом св. Анны 3-й степени. И. вел активную строительную деятельность. В 1823 г. на его средства были отремонтированы и расписаны усыпальница просветительницы Грузии св. Нины и ц. вмч. Георгия в монастыре Бодбе, о чем указано в ктиторской надписи, сделанной на паперти церкви. Несмотря на церковную реформу, согласно которой все церковные земли на территории Грузинского Экзархата были секуляризированы, И. удалось сохранить угодья Бодбе. В восстановительных работах в мон-ре и в строительстве дворца для епархиального архиерея существенную помощь И. оказал экзарх Грузии Евгений (Баженов ; 1834-1844) (ЦГИАГ. Ф. 489. Оп. 1. Д. 5110. Л. 3-6). И. собрал в Бодбе множество рукописных и печатных груз. книг, популяризировал груз. духовную и светскую лит-ру ( Лолашвили. 1978. С. 21). Особое внимание уделял образованию молодежи. Так, по его протекции груз. гос. деятель С. Додашвили в 1831 г. обеспечил талантливому крестьянину Талиашвили получение образования в С.-Петербурге ( Бердзенишвили. 1983. Т. 2. С. 48). И. похоронен у правого столпа в ц. вмч. Георгия мон-ря Бодбе; надгробие венчает мраморная плита с русско-груз. надписью. Соч.: Показание митр. Иоанна Бодбельского от 31 июля 1802 г.//АКавАК. 1866. Т. 1. С. 391; Письмо Бодбийского митр. Иоанна к кн. П. Д. Цицианову от 21 февр. 1805 г.//Там же. 1868. Т. 2. С. 271; Письмо митр. Иоанна Бодбели к маркизу [Ф. О.] Паулуччи от марта 1812 г.//Там же. 1873. Т. 5. С. 82-83; Рапорт митр. Иоанна Бодбийского Грузино-Имеретинской синодальной конторе, от 25 мая 1815 г., 2//Там же. С. 414-415; То же, от 27 июня 1815 г., 8//Там же. С. 415; Рапорт Кизикского митр. Иоанна Синодальной конторе, от 16 янв. 1817 г., 2.//Там же. 1874. Т. 6. Ч. 1. С. 368-369. Ист.: Александр Багратиони, царевич. Письмо к Кизикскому митр. Бодбели из стана Омар-ханова, от 24 окт. 1800 г.//АКавАК. 1866. Т. 1. С. 282; он же. Письмо к Бодбельскому митр. Иоанну, от 30 марта 1804 г.//Там же. 1868. Т. 2. С. 161-162; Иоанн Багратиони, царевич. Письмо к ген.-майору [М. П.] Лазареву, от 25 окт. 1800 г.//Там же. 1866. Т. 1. С. 161; он же. Письмо к митр. Кизикскому Бодбели из той стороны, где Омар-хан с ополчением своим находится, от 25 окт. 1800 г.//Там же. С. 161-162; Иосиф Андроников [Андроникашвили], кн. Письмо к митр. Иоанну Бодбели, от 18 апр. 1804 г.//Там же. 1868. Т. 2. С. 807; Юлон Багратиони, царевич. Письмо к митр. Иоанну Бодбельскому, от 30 нояб. 1802 г.//Там же. С. 123-124.

http://pravenc.ru/text/469506.html

диаконы: Иван Михайлов (ок. 1706), Семен Родионов (до 1797 - ок. 1800), Михаил Гаврилов (до 1800 - ок. 1804), Иоанн Андреев (ок. 1802), Василий Лукин (ок. 1802), Антон Ульянов (ок. 1806-1814), Василий Степанов Ошняков (1814-1816, в 1814 переведён из учеников Казанской духовной академии 3-го российского класса, участвовал в ополчении в 1812 г., из с. Ошняк, из семьи духовенства), Алексей Семенович Топорнин (1817-1845), Алексей Семенов (1841), Алексей Политов (1843), с 1843 по 1887 гг. диакон в составе притча отсутствовал, Алексей Сперанский (1887-1898), Дмитрий Троянский (1898-1900), Иван Чернов (1900 - после 1918); дьячки: Иоанн Андреев (до 1800 - ок. 1802), Тихон (1804-1805), Каллистрат Алексеев (ок. 1806 - до 1813, переведён диаконом в Казанскую Крестовоздвиженскую церковь), Ипполит Иванов (1815-1820, переведён в 1815 году из села Арино Царевококшайского уезда церкви Рождества Христова), Матвей Красиков (1822-1823), Павел Тимофеев (1823-1831), Николай Михайлович Богословский (1831-1835), Василий Тихомиров (1835 - до 1838), Афанасией Спасский (1840), Иван Препетов (1841-1842), Павел Павлинов (1842-1844), Лука Павлов Павлинов (1844-1847), Антон Федорович Алянский (1847-1876); пономари: Матвей Кремков (1823-1829), Егор Александрович Гумилевский (1841-1842), Иван Холмогорцев (1842 - 1844), Димитрий Васильевич Левашов (1844-1864), Петр Левашов (1865-1871), Петр Александров (1871-1872); псаломщики: Антон Федорович Алянский (1876-1878), Алексей Сперанский (1878-1887), Иван Чернов (1886-1889, с 1889 г. псаломщик в сане диакона). В 1914 гг. на средства Арского городского общественного управления были отремонтированы церковные дома и церковные печи. Также отметились в эти два года благотворители храма, которые пожертвовали определенные денежные суммы на нужды храма: Алексей Сокунов (на посеребрение ризы иконы Владимирской Божией Матери, стеклянный футляр и подсвечник к ней - всего 70 руб.), Александр Соковников (на приобретение ризы на икону преподобного Серафима Саровского - 45 руб.), Александр Гурьянов (на посеребрение ризы иконы святого благоверного князя Александра Невского - 20 руб.), Анастасия Грушицина (облачения для священников и диаконов - 175 руб., и серебренное позолоченное кадило - 31 руб. 16 коп.), Степан Фадеев (приобретение ризы для иконы великомученика Георгия Победоносца - 16 руб.).

http://sobory.ru/article/?object=21248

Николай (в монашесте Никандр) Алексеевский. Учитель нисшего класса с сентября 1798 г., пострижешь в ноябрь того же года. В 1799 г. был учителем высшего класса, в 1800 г. переведен в проповедники московской академии. Умер в сане игумена в 1807 году. Савва (в монашестве Симеон) Крылов-Платонов, дмитровского уезда, села Карпова, священников сын. Родился 1-го декабря 1777 года. Поступил в семинарию из дмитровского училища в сентябрь 1791 г. По окончании курса в 1797 г. отправлен в московский университет для усовершенствования в знании новых языков. В 1798 г. определен учителем французского языка, в 1800 г. ему поручено преподавать и поэзию. В феврале 1801 г. переведен на должность учителя риторики в московскую академию. Пострижен в 1803 году. Был после того наместником лавры и архимандритом Вифанского монастыря, ректором московской славяно-греко-латинской академии потом первым ректором новооткрытой в 1814 году московской духовной академии. Скончался в сане архиепископа ярославского в 1824 году 27 марта. Григорий (в монашестве Гедеон) Фомин, вдовый дьякон из московского новодевичьего монастыря. Поступил в учителя нисшего греческого класса в сентябре 1799 г. Пострижен 7 марта 1800 года и в сем году определен первым префектом новооткрытой вифанской семинара. В сентябре 1804 г. произведен в ректора оной семинарии. Скончался в сане архимандрита московского Богоявленского монастыря в 1812 году. Мисаил Орлов, иеромонах. В июле 1801 г. определен учителем в вифанскую семинарию на риторический и исторические классы; пострижен 10 сентября сего года. В январе 1802 г. переведен в лаврскую семинарии учителем высшего красноречия и риторики. В ноябре 1803 г. переведен учителем в московскую академию. В 1805 г. послан на должность учителя высшего красноречия и естественной истории в александро- невскую академии, но за болзнью в 1808 г. уволен. Кирилл Руднев, из воспитанников Троицкой семинарии поступил в учителя поэзии в сентябре 1801 г. В 1806 г. перешел в Москву во священника церкви при Воспитательном доме.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010