После грубой, хотя и обычной в то время выходки вяземского педагога, отец М. Глухарева отдал сына 1 сентября 1800 г. в смоленскую духовную семинарию, и он таким образом вышел из непосредственного влияния семьи. Нет нужды говорить, как далеки были от педагогического идеала духовные школы того времени. В частности, о смоленской семинарии можно найти любопытные страницы в книге г. И. Сперанскаго 9 . Можно, однако думать, что М. Глухарев был помещен не в общежитии, а на частной квартире в доме какого-нибудь благочестивого семейства, которое могло умерить всю силу вредного влияния на мальчика дурного товарищества и школьной обстановки. В Смоленске М. Глухарев учился до 1813 г., когда должен был закончить полный семинарский курс. В сущности, учение прервалось раньше: по случаю наполеоновского нашествия семинаристов распустили по домам 11 июля 1812 г. 10 Вновь началось учение только в первых числах сентября 1813 г., но уже 16 числа М. Глухарев был назначен учителем латинской информатории, т. е. того класса, в котором изучались этимология латинского языка, правописание и чистописание. Из семинарии М. Глухаров вынес знание языков латинского, французского, немецкого и еврейского, богословия, истории, географии, арифметики, латинского и российского красноречия. Вступая в должность учителя, М. Глухарев имел уже за собой и некоторый педагогический опыт. По закрытии семинарии в 1812 г., он в Тверской губернии обучал детей одного помещика, вероятно из вяземских, причем, вращаясь в светской среде, перенял те светские манеры и ту благовоспитанность, которыми после выделялся из толпы товарищей-студентов петербургской академии. Учителем информаторского класса М. Глухарев был недолго, и, по свидетельству аттестата, «в сей должности находясь, исправлял оную препохвально и вел себя по жизни честно»; вместе с другими учителями сказывал положенные проповеди . Когда, по синодальному указу 22 мая 1814 г., потребовались и из Смоленской семинарии студенты для образования второго курса Петербургской академии, то 4 августа, по резолюции смоленского преосвященного, вместе с студентом Захарией Смирягиным был отправлен и учитель Глухарев, причем правление семинарии на экипировку их и путевые расходы издержало 565 р. 30 к.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

Первоначальное воспитание получил частью дома, частью в семье деда, священника Богоявленской церкви. В 1791 г. был отдан в коломенскую семинарию, где господствовали суровые порядки и обучение, часто схоластическое, велось очень плохо. В 1800 г. написал четверостишие по-гречески в честь митрополита Платона и тем обратил на себя внимание. В семинарии особенно усердно изучал греческий и еврейский языки и по окончании курса был назначен преподавателем этих языков в той же семинарии. С 1806 г. начинается его проповедническая деятельность; в то же время он был назначен преподавателем поэзии. В 1808 г. он принимает монашество, с именем Филарета. В том же году его переводят в Петербург инспектором Санкт-Петербургской духовной академии и профессором философских наук. Амвросий, митрополит санкт-петербургский, представитель старого течения, знакомит Филарета с обер-прокурором Священного Синода и со многими влиятельными лицами. Ни одно крупное событие в Петербурге не обходится в это время без «слова» Филарета. 8 июля 1811 г. Филарет был возведен в сан архимандрита. Его преподавание носило живой характер: он сначала сообщал общие основания понятия читаемого предмета, а затем уже передавал подробности. В 1812 г. Филарет назначен ректором академии и профессором богословских наук. События 1812 г. произвели на Филарета сильное впечатление; он объяснял успех русских нравственными причинами и прочитал на эту тему реферат в «Обществе любителей русского слова». В 1813 г. он произнес свое знаменитое слово на смерть Кутузова. Скоро он был приглашен произнести проповедь в дворцовой церкви, но его слово «О любви к миру», в котором он нападал на роскошь, не понравилось при дворе. В 1815 г., в видах борьбы с иезуитами, он написал «Разговоры между испытующим и уверенным о православии восточной греко-российской церкви»; в 1816 г. издал «Начертание церковной библейской истории» и «Записки на книгу Бытия». В академии у него произошли столкновения с Игнатием Фесслером, профессором, выписанным Сперанским из Берлина, и архиепископом рязанским Фе-офилактом, имевшим большие связи; но Амвросий поддержал Филарета. В Библейском обществе Филарет был ревностным членом, так как он не мог устоять против мистического движения, и притом «библейское общество служило тогда преддверием к достижению церковных достоинств.

http://azbyka.ru/fiction/vek-filareta/7

По возвращении в Россию, начал службу в 1800 г. в Московском архиве иностранных дел; в 1805 г. перешёл в канцелярию статс-секретаря Новосильцева и вместе с тем в Комиссию составления законов; в 1807 г., во время путешествия Государя, находился в Его свите для исправления письменных дел; в 1810 г. 13 Сентября, определён к главноуправляющему духовными делами иностранных исповеданий; в Апреле 1812 г. помощником статс-секретаря Государственного Совета по Департаменту Законов, а с 1814 г. был уже исправляющим должность статс-секретаря. Это не помешало ему принять на себя, с 1812 г., обязанности секретаря Библейского Общества, о деятельности которого, независимо от разнообразной переписки и сложных отношений по текущим делам, по переводам и изданиям священных книг на разных языках, он составлял годовые отчёты 218 . При образовании в 1817 г. Министерства духовных дел, сделавшись директором департамента духовных дел, он собственно говоря, остался при той должности, которую уже занимал при Голицыне, по управлению делами иностранных исповеданий, но с тем различием, что стал теперь директором обширного ведомства, в которое, кроме иностранных исповеданий, вошли дела Святейшего Синода и его обер-прокурора, так что Тургенев стоял, можно сказать, у самого центра духовного управления и имел большое влияние на ход дел. Пушкин звал его кардиналом-племянником 219 , (приравнивая Голицына к Папе). Воейков начал своё известное письмо к нему «О литературных направлениях и партиях того времени» воззванием: «О муж, пасый Израиля» 220 . Ко времени назначения директором департамента, он уже имел (с 1816 г.) чин действительного статского советника; в 1819 г. пожалован камергером. При таком множестве должностей и дел, Тургенев, сделавшись близким ко двору, нёс ещё различные обязанности своего придворного положения; а как образованнейший человек своего времени, был близок со всеми лучшими нашими писателями – Карамзиным 221 , Дмитриевым, Блудовым, Вяземским, Жуковским, Пушкиным, участвовал во всех литературных собраниях, на которых читалось что-нибудь новое 222 , был членом Арзамаса, где имел прозвание «эоловой арфы» и был разносителем в обществе всех новых произведений Жуковского, Пушкина и других.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

е. «Глупости»; 22 листа, 1815, изд. в 1863 под названием «Пословицы») - горькие мысли о человеке и безумном мире. В живописи последнего периода иногда прорывается едкая сатира на клерикалов («Трибунал инквизиции», 1812-1819; «Процессия флагеллантов», 1812-1813, обе - Мадрид, Академия Сан-Фернандо). Письмо становится беглым, обнажая живописную технику; контуры фигур - нечеткими, смытыми, «незаконченными»; яркие цветовые или световые пятна нагнетают напряжение. Поздние религ. картины Гойи близки визионерскому искусству Эль Греко («Христос в Гефсиманском саду», 1819, Прадо, Мадрид; «Моление о чаше», 1819, Духовное уч-ще Сан-Антонио, и др.). Испанская живопись после Гойи фактически полностью вернулась к академизму классической традиции, за исключением нескольких художников, воспринявших романтическую манеру, окрашенную в тона тревоги и напряженности, среди которых - ученик мастера Асенсио Хулия-и-Альварасин (в наст. время ему атрибутирована картина «Колосс», ранее приписываемая Гойе), портретист Висенте Лопес-и-Портанья («Портрет Франсиско Гойи», 1826, Прадо, Мадрид; «Портрет королевы Марии Луизы Савойской», 1819, Собрание Королевского дворца; Мадрид). В. Е. Сусленков Лит.: Justi C. Diego Velazquez und sein Jahrhundert. Bonn, 1888. 2 Bde; Hagen O. Patterns and principles of Spanish art. Madison (Wisc.), 1943; Kubler G., Soria M. Art and architecture in Spain and Portugal and Their American dominions, 1500 to 1800. Harmonds, 1959; Лившиц Н. А., Каганэ Л. Л., Прийменко Н. С. Искусство XVII в.: Италия, Испания, Фландрия, Голландия, Франция: Ист. очерки. М., 1964; Левина И. М. Искусство Испании XVI-XVII вв. М., 1965; Каганэ Л. Л. Мурильо и художники Андалусии XVII в. в собр. ГЭ. Л., 1984; Bottineau Y. El arte cortesano en la Espana de Felipe V (1700-1746). Madrid, 1986; Brown J. Velazquez: Painter and Courtier. New Haven; L., 1986; idem. Golden Age of Painting in Spain. New Haven; L., 1991; Ваганова Е. О. Мурильо и его время. М., 1988; Checa Cremandes F. Pintura y escultura del Renacimiento en España, 1450-1600.

http://pravenc.ru/text/2007791.html

Шевырев С. Похождения Чичикова, или Мертвые Души. Поэма Н. Гоголя... (Москвитянин. 1842. Ч. IV. Цит. по: Русская эстетика и критика 40-50-х годов XIX века. М., 1982. С. 71. Аксаков К. С., Аксаков И. С. Указ соч. С. 155. Бахтин М. М. Указ. соч. С. 491. См. об этом: Гуминский В. М. К проблеме мифологизации истории (Гоголь и некоторые факты и умонастроения в эпоху 1812 года)//1812 год и мировая литература. М., 2013. Цит. по: Гоголь Н. В. Указ. соч. Т. IX. С. 750. Жуковский В. А. Полн. собр. соч. и писем: в 20 т. Т. 12. М., 2012. С. 385. 5 (17) декабря 1844 г. Жуковский отправил А. П. Елагиной письмо (по мнению А. Н. Веселовского, А. С. Янушкевича, Ю. М. Прозорова, письмо было адресовано И. В. Киреевскому, впоследствии А. С. Янушкевич изменил свою точку зрения), в котором, в числе прочего, подробно рассказал о своей работе над переводом «Одиссеи». Отрывок из письма сын А. П. Елагиной И. В. Киреевский без ведома автора опубликовал в «Москвитянина» за 1845 г. (на недолгое время он стал редактором журнала), мотивируя это тем, что письмо имеет «общий интерес для всех, кто неравнодушен к успехам нашей словесности, ибо готовящийся перевод «Одиссеи», вероятно, будет для нее началом новой эпохи». Как мы видим, точка зрения Гоголя на перевод Жуковского как на эпохальное явление не была единственной. Полный текст письма см.: Переписка В. А Жуковского и А. П. Елагиной. 1813-1852. М., 2009. С. 522-533 (сост., подгот. текста, ст. и коммент. Э. М. Жиляковой). Ср.: Веселовский А. Н. Поэзия чувства и «сердечного воображения». Пг., 1918. С. 375; Жуковский В. А. Эстетика и критика. М., 1985. С. 418 (примеч. А. С. Янушкевича); В. А. Жуковский -критик. М., 1985. С. 294 (коммент. Ю. М. Прозорова). Там же. Егунов А. Н. Указ. соч. С. 331. Об этом Ж. де Сталь пишет в книге «О литературе, рассматриваемой в связи с общественными установлениями» (1800). См.: Жуковский В. А. Указ. соч . С. 514 (примеч. А. Янушкевича). Жуковский В. А . Указ. соч. С. 384. Там же. С. 384-385. Русская беседа. 1856. Т. 1. С. 13-27 (с пропусками). Название было дано самим Жуковским. Под этим названием печаталась статья из трех частей: 1. «Отрывок письма» (опубл. в 1845 г. в «Москвитянине»); 2. «Замечания на письмо» (П. А. Вяземского); 3. «Ответ на замечания». См. также примеч. 92.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

По учреждению 17 января 1812 года для управления действующей армией, в состав чинов главного штаба армии положен полевой обер-священник; он имел «начальство над всеми полковыми священниками армии», наблюдая за их поведением и исполнением служебных обязанностей. Вследствие своей зависимости от обер-священника армии и флота, полевой обер-священник, при отношениях к дежурному генералу «по делам его ведомства, с исполнительною частью соединенным, в случае важного, или экстраординарного распоряжения», обязан был делать донесения обер-священнику армии и флота. В военное время ведомству полевого обер-священника подчинялось духовенство постоянных и временных госпиталей, находившихся в губерниях и областях, объявленных на военном положении. Благочинные и священнослужители флота, соединенного с армией под управлением одного Главнокомандующего, а также духовенство крепостных и других военных церквей тех мест, где находилась главная квартира при движении армии, временно поступали в введение полевого обер-священника. Полевые обер-священники обыкновенно назначались Св. Синодом из кандидатов, представленных обер-священниками армии и флотов, по сношении с главно командующим армии. Иногда назначение совершалось по ВЫСОЧАЙШЕМУ поведению ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА, вследствие представления главнокомандующего. Увольнение от службы зависело, по представлению обер-священника армии и флота, от Св. Синода. Армейские, гвардейские и флотские благочинные Армейские (дивизионные), гвардейские и флотские благочинные служат ближайшими помощниками Протопресвитера, будучи посредствующим органом в сношениях между высшей военно-духовной властью и подчиненным ей духовенством. На них лежит обязанность ближайшего наблюдения за подведомыми их церквями и духовенством. Всеподданнейшим докладом 14 декабря 1800 года протоиерей Озерецковский исходатайствовал у ИМПЕРАТОРА ПАВЛА ВЫСОЧАЙШЕЕ повеление о награждении избранных благочинных крестами и о прибавке к получаемому ими жалованию по 50 руб. Прибавка 50 руб. к получаемому благочинным по должности священника жалованию служила возмещением расходов на поездки по обзору полковых церквей. Звание полевого главного священника

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1794 Отсюда, Он – Господь Славы. 1795 К человеческой природе Христа относятся, по Евстафию, и некоторые евангельские изречения Спасителя, напр. Мф.11:3 , 1796 19:28, 1797 24:36, 1798 28:18; 1799 Ин.2:3 , 1800 13:27, 1801 20:17. 1802 Наиболее характерною частью христологии антиохийского епископа, бесспорно, должно быть признано его учение об образе соединения в Едином Лице Христа двух природ. О самом акте воплощения Евстафий пишет лишь однажды и то мимоходом, говоря, в заключении гомилии «ες τ —71— δεπνον Λαζρου…»,о поклонении «Господу, прежде век совечно (συναδως) и собезначально (συνανρχως), несказанно (φραστς) и неизреченно, от Отца, т. е. из несозданной сущности, Рожденному, и в последние времена от непорочной Девы неизменно (μεταβλτως) и неслиянно (συγχτως), выше разума и слова, Воплощенному». 1803 Выраженное в терминах известного вероопределения IV-ro собора, Евстафиево учение об образе соединения природ во Христе, как общецерковное, на первый взгляд, не представляет чего-либо особенного. И действительно, оно таково, если судить по сделанной нами выдержке. Типичное и экстраординарное (конечно, относительно) выступает в христологии Евстафия при более частном развитии данного пункта… Человек-Христос, по Евстафию, не Сам Сын, но образ Сына. 1804 Он храм Божественной Премудрости, Слова и Бога. 1805 Этот храм антиохийский епископ называет храмом в собственном смысле (κυρως), чистым (καθαρς) незапятнанным (χρανθος), 1806 избранным, 1807 одушевленным, 1808 соединенным (построенным – νωθντα) Богородицею Девою, 1809 святым, 1810 живоносным (ζοφορος), 1811 спокланяемым, 1812 Богозданным храмом несозданного и вечного Бога. 1813 Впрочем, для выражения той же самой мысли, Евстафий употребляет и другие термины, называя Христа то «человеческим обиталищем (οκος, σκνωμα)» Бога Слова, 1814 то Его «человеческим органом», 1815 иногда «ски- —72— нией Слова». 1816 Последнее, по смерти человека Христа или, выдерживая терминологию, после того как храм был разрушен, заново величественно восстановило его.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Так как в 1813 году низший грамматический класс соединен был с средний, то священник Иоанн Попов и сделан был учителем обоих; впрочем, оставался в этой должности недолго: в январе 1814 года он был уволен от учительства 40 . На это место определен возвратившийся из Москвы снова в Пермскую епархию иеромонах Иустин, но и этот в том же году помер. С 1814 по 1815 учителем этого класса значится священник Семен Пеунов, города Камышлова священнический сын, обучавшийся с низших классов в Тобольской семинарии и окончивший курс в Пермской. В 1808 году он определен был учителем арифметики и информатории; в 1809 году произведен во священника к градо-Камышловскому собору; овдовевши в 1812 году, определен в число братства Пермского архиерейского дома, – в 1813 году назначен законоучителем Пермской гимназии, в 1814 году определен комиссаром семинарии, а потом и учителем; в 1815 году оставил учительскую должность и поступил в армейское ведомство. По увольнении Пеунова, с 1815 по 1818 год учителем этого класса состояли Савва Пьянков, пермского уезда, Гаревского села дьяческий сын, обучавшийся в Пермской семинарии и по окончании учения определенный сначала учителем информатории, а потом и грамматики. После исключен был из духовного ведомства. Учители низшего грамматического класса. Первый учитель этого класса Григорий Серебреников уволен от сей должности в 1803 году и рукоположен во священника в Ильинское село пермского уезда; в 1814 году произведен в протоиерея; с 1821 по 1833 год был благочинным; в 1822 году награжден бархатной фиолетовой скуфьей. Вместо Серебреникова определен учителем протодиакон Иоанн Баженов, города Соликамска священнический сын, обучавшийся в Вятской семинарии. В 1790 году Баженов посвящен во диакона к Соликамскому собору, в 1800 году произведен в протодиакона и переведен в Пермь; в 1803 году произведен во священника к Пермскому кафедральному собору и определен ключарем оного и учителем семинарии. В 1805 году от учительской должности уволен и определен присутствующим в консисторию и благочинным над церквами пермского уезда, а в 1809 году и над церквами города Перми; в 1811 году произведен в протоиерея к Пермскому Петропавловскому собору.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кстати: недавно (в «Телескопе», кажется) 7 кто-то, критикуя перевод, хотел, вероятно, блеснуть знанием итальянского языка и пенял переводчику, зачем он пропустил в своем переводе выражение battersi la guancia – бить себя по щекам, Battersi la guancia значит раскаяться, перевести иначе не имело бы никакого смысла. «Песнь о полку Игореве» «Песнь о полку Игореве» найдена была в библиотеке графа А. Ив. Мусина-Пушкина и издана в 1800 году. Рукопись сгорела в 1812 году. Знатоки, видевшие ее, сказывают, что почерк ее был полуустав XV века. Первые издатели приложили к ней перевод, вообще удовлетворительный, хотя некоторые места остались темны или вовсе невразумительны. Многие после того силились их объяснить. Но, хотя в изысканиях такого рода последние бывают первыми (ибо ошибки и открытия предшественников открывают и очищают дорогу последователям), первый перевод, в котором участвовали 1 люди истинно ученые, всё еще остается лучшим. Прочие толкователи наперерыв затмевали неясные выражения своевольными поправками и догадками, ни на чем не основанными. Объяснениями важнейшими обязаны мы Карамзину, который в своей Истории мимоходом разрешил некоторые загадочные места. Некоторые писатели усумнились 2 в подлинности древнего памятника нашей поэзии и возбудили жаркие возражения. Счастливая подделка может ввести в заблуждение людей незнающих, но не может укрыться от взоров истинного знатока. Вальполь не вдался в обман, когда Чаттертон прислал ему стихотворения старого монаха Rowley 3 . Джонсон тотчас уличил Макферсона 4 . Но ни Карамзин, ни Ермолаев, ни А. X. Востоков, ни Ходаковский никогда не усумнились в подлинности «Песни о полку Игореве». Великий критик Шлецер, не видав «Песни о полку Игореве», сомневался в ее подлинности, но, прочитав, объявил решительно, что он полагает ее подлинно древним произведением и не почел даже за нужное приводить тому доказательства; так очевидна казалась ему истина! Других доказательств нет, как слова самого песнотворца. Подлинность же самой песни доказывается духом древности, под который невозможно подделаться. Кто из наших писателей в 18 веке мог иметь на то довольно таланта? Карамзин? но Карамзин не поэт. Державин? но Державин не знал и русского языка, не только языка «Песни о полку Игореве». Прочие не имели все вместе столько поэзии, сколько находится оной в плаче Ярославны, в описании битвы и бегства. Кому пришло бы в голову взять в предмет песни темный поход неизвестного князя? Кто с таким искусством мог затмить некоторые места из своей песни словами, открытыми впоследствии в старых летописях или отысканными в других славянских наречиях, где еще сохранились они во всей свежести употребления? Это предполагало бы знание всех наречий славянских. Положим, он ими бы и обладал, неужто таковая смесь естественна? Гомер, если и существовал, искажен рапсодами.

http://predanie.ru/book/221015-kritika-i...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БУРКХАРДТ [нем. Burckhardt] Иоганн Людвиг (25.11.1784, Лозанна - 17.10.1817, Каир), швейцар. ориенталист и путешественник. Сын фабриканта, Б. получил домашнее образование, с 1800 г. учился в Лейпцигском, затем Гёттингенском ун-тах (1804-1808), завершил образование в Англии, изучив в Кембридже араб. язык, астрономию и естественные науки. Воспитанный как христианин, сохранивший глубокую преданность и Швейцарии, и Англии, на службе к-рой находился, Б. принял доктрину ислама и 2-ю половину жизни провел как благочестивый мусульманин, известный как шейх Ибрахим. В 1809 г. по заданию брит. Ассоциации содействия открытию внутренних частей Африки Б. отправился в путешествие через Сирию в Египет и Сахару, первоначально следуя маршруту У. Я. Зеетцена . В Алеппо под видом купца-мусульманина он изучал горы Ливана и Антиливана, посетил Дамаск, руины Кесарии Филипповой и замков крестоносцев, ряд маронитских мон-рей и поселения друзов. Им были подробно изучены остатки древних городов на плато Хауран ( Баальбек , Пальмира , города Декаполиса ). В 1812 г. Б. отправился дальше к югу, изучив окрестности Тивериадского оз., снял планы Абилы, Герасы , Бостры , Гадары и др. городов. На пути к Египту Б. посетил храмы Назарета и развалины Капернаума , описал древности Аммана . В Египте Б. предпринял путешествие вверх по Нилу, открыв руины храма Абу-Симбел и Фив, в Сев. Судане до Донголы изучил районы Нубийской пустыни между Нилом и Красным м. Переправившись в Аравию, Б. совершил хадж (1814), став одним из первых среди европейцев, проникших в Мекку и Медину. Составленные им описание обычаев паломников, религ. жизни и быта священных для мусульман городов Аравийского п-ова, свод араб. пословиц и этнографическая характеристика бедуинов и ваххабитов Синайского п-ова (по к-рому Б. путешествовал в 1816, посетив также мон-рь вмц. Екатерины) внесли весомый вклад в изучение ислама. Дневники и описания путешествий, составленные Б. (изданы в 1-й пол. XIX в.), снятые им планы городов и древние надписи стали важными материалами для изучения Сиро-Палестинского региона и Египта. Особое значение для развития библейской географии и археологии имели исследования районов между Мёртвым м. и зал. Акаба, общее описание Синайского п-ова, топографические наблюдения на Хауране, описание Апамеи на Оронте - одного из важнейших центров эллинистической Сирии, и открытие г. Петры.

http://pravenc.ru/text/153665.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010