Н.Невзоров От автора Русская Церковь слагается из совокупности епархий и некоторых отдельных ведомств. Соединяясь под одним высшим церковным правительством, на основании вселенских канонов, каждое из таких ведомств имеет свое специальное устройство и административные органы. Духовно-военное ведомство в России, преимущественно пред другими церковными ведомствами, заслуживает особого исследования, как по многочисленности лиц, входящих в его состав, так и по исключительности своего положения. До 1800 года полковое духовенство находилось под ведением того преосвященного, в епархии которого расположен был полк, почему и самые источники за это время, разбросанные по архивам разных духовных консисторий, были для нас физически недоступны. Главным же материалом для нашего посильного труда служили документы, хранящиеся в архивах канцелярии главных священников. Насколько удачно мы воспользовались этим источником – предоставляем судить читателю. В конце исследования мы сочли не лишним напечатать: 1) Хронологический список обер-священников и состоявших под их ведомством полевых обер-священников с 1800 г. 2) Письмо профессора Дерптского университета Гецеля на имя Барклай-де-Толли с каббалистическим объяснением двух мест из Апокалипсиса о падении Наполеона в 1812 г. и 3) Письмо протоиерея Гратинского на имя обер-священника Державина с объяснением своего положения во время осады Москвы неприятелями в 1812 г. Эти приложения, будучи интересны по своему содержанию, имеют непосредственное отношение к рассматриваемому нами предмету и, как кажется, впервые появляются в печати. I. Духовенство военного ведомства в России в 17 и 18 вв Образование на Руси постоянных войск при Иоанне III. Назначение в полки особых священников при Алексее Михайловиче. – Увеличение армии при Петре В. и его преемниках. – Определение на полковые священнические вакансии. – Назначение священнослужителей на флот. – Обязанности полковых и флотских священников. – Специальные органы для управления полковым духовенством. – Состав западных генеральных штабов в 15 и 16 вв. – Высший священник. (Pater superior). – Учреждение в России должности полевого обер-священника. – Его права и обязанности. – Управление флотским духовенством.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Москва. Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Воронове. Спасская церковь Карта и ближайшие объекты В 40 км от Москвы находится старинная усадьба Подмосковья — Вороново. Некогда она принадлежала старинному дворянскому роду Волынских. Один из Волынских — Михаил Григорьевич, служивший при царе Иване III, носил прозвище Вороной, поэтому потомки его стали называться Вороными-Волынскими. Последняя представительница рода Мария Артемьевна Волынская вышла замуж за гр. И. И. Воронцова. В 1740-х гг. начался расцвет усадьбы Вороново. Стараниями гр. Воронцова по проекту русского архитектора К. И. Бланка был выстроен усадебный дом, церковь, «Голландский домик» и другие постройки. В 1800 г. Воронцовы продали усадьбу гр. Ф. В. Ростопчину, ставшему в 1812 г. московским военным губернатором. За 12 лет до начала Войны 1812 г. граф создал великолепный архитектурный ансамбль. Главное внимание уделялось конному заводу, для которого были созданы искусственные луга, специальные пастбища для арабских и персидских лошадей, выписаны из-за границы опытные ветеринары и садовники. В сентябре 1812 г. Вороново, расположенное между Москвой и Тарутинским лагерем, стало свидетелем военных действий. Когда французы приблизились к Воронову, Ф. В. Ростопчин приказал поджечь свой дворец, «чтобы он не был осквернен французами». В церкви неприятель разместил свою кавалерию. После 1856 г. имение перешло к Шереметевым. В советские годы усадьба перестроена под дом отдыха. Церковь в честь Спаса Нерукотворного Образа построена в усадьбе Вороново в 1762 г. стараниями гр. И. И. Воронцова. Ранее в селе существовала деревянная церковь в честь Происхождения Древа Честнаго Креста Господня. При владельце села В. И. Волынском обветшавшую церковь заменили новым деревянным храмом и освятили в честь Спаса Нерукотворного Образа. Существующий храм построен по проекту арх. К. И. Бланка с двумя приделами: во имя вмч. Артемия и прп. Марии Египетской. В 1836 г. разоренный французами придел Марии Египетской восстановили и освятили во имя Николая Чудотворца. В советские годы Спасская церковь не закрывалась.

http://sobory.ru/article/?object=06473

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКИФОР [Груз. ] (Джорджадзе Нодар (?), 1782, с. Сабуэ, Кахети - 3.12. 1851, Тифлис), еп. Горийский (5 апр. 1842 - 3 дек. 1851) Грузинского Экзархата Русской Православной Церкви . Род. в великокняжеской семье. В послужном списке Н. как год его рождения указан 1782-й, на надгробной плите, сделанной значительно позже кончины и содержащей, очевидно, ошибочные сведения,- 1775-й. Считается, что в миру Н. носил имя Нодар: в приписке к груз. рукописи XVIII в. Деяния святых апостолов указано: «Нодар - это архимандрит Никифор». Кроме того, имя Нодар часто давали мальчикам рода Джорджадзе, из-за чего представителей этой семьи часто называли Нодаришвили (Описание груз. рукописей. 1951. Т. 2. С. 116). Н. получил фундаментальное светское и духовное образование. В 1796 г. мальчика отдали на воспитание в муж. мон-рь Бодбе в Кизики, где он изучал древнегрузинское письмо и лит-ру, Свящ. Писание, церковное пение и устав. В 1800 г. Бодбийско-Сигнахский митр. Иоанн (Макашвили) в том же мон-ре постриг его в монахи и рукоположил во диакона. В скором времени Н. стал личным архидиаконом митр. Иоанна ( Иоселиани. 1978. С. 207). Он участвовал в отпевании последнего царя Картли-Кахети Георгия XII († 28 дек. 1800), к-рое совершили католикос-патриарх Вост. Грузии Антоний II (Багратиони) и архиереи Грузинской Православной Церкви ( И. Сл. 1851. С. 1). В 1806 г. митр. Иоанн рукоположил Н. во иерея, в том же году католикос-патриарх Антоний II возвел его в сан архимандрита и назначил настоятелем муж. мон-ря Хирса во имя первомч. Стефана. После упразднения автокефалии Грузинской Церкви и включения ее в юрисдикцию РПЦ в качестве Грузинского Экзархата (1811) Н. остался настоятелем Хирсы и в 1812 г. был награжден бронзовым крестом. Н. удалось восстановить мон-рь, находившийся в упадке и запущении: он лично принимал участие в работах по обновлению обители, пожертвовал мон-рю ценную церковную утварь, перестроил разрушенные кельи, возобновил права мон-ря на его земли. В 1825 г. в управление Н. отдали также мон-рь в честь Рождества св. Иоанна Предтечи в с. Вакири (Сигнахский у., Кахети) (НА Грузии. Ф. 488. Оп. 1. Д. 3837. Л. 37; Кирион II (III) (Садзаглишвили). 1998. С. 34).

http://pravenc.ru/text/2565490.html

Архитектор Матвей Фёдорович Казаков Матвей Фёдорович Казаков (9 октября 1738, Российская империя — 26 октября ноября] 1812, Рязань, Рязанская губерния, Российская империя) — выдающийся русский архитектор позднего барокко и классицизма, оставивший значительный след в истории архитектуры Москвы и России. В годы правления Екатерины II перестроил центр Москвы в палладианском стиле. Один из крупнейших представителей русской псевдоготики. Разработчик проектов типовой застройки. Среди его самых знаменитых проектов — Сенатский дворец в Московском Кремле, уникальный образец архитектурного искусства, который играет ключевую роль в историческом облике столицы. Казаков также ответственен за реконструкцию Манежа, превратив его в один из архитектурных символов Москвы. Казаков работал над созданием и восстановлением множества зданий и ансамблей, применяя инновационные подходы в архитектуре и градостроительстве. Его вклад в развитие русского классицизма неоценим. Архитектор не только проектировал новые здания, но и восстанавливал утраченные после пожара 1812 года, сохраняя историческое наследие Москвы. Матвей Казаков известен своими строгими, но элегантными архитектурными формами, вниманием к пропорциям и деталям. Список храмов, которые построил Матвей Фёдорович Казаков (или с его участием) Калужская область Церковь Спаса Преображения Спас-Деменский район, Спас-Деменск Архитектор: М.Ф. Казаков (?) Год постройки: 1818 Архитектурный стиль: Классицизм Московская область Церковь Николая Чудотворца Волоколамский городской округ, Карачарово Архитектор: М.Ф. Казаков Год постройки: 1795 Архитектурный стиль: Классицизм Ново-Голутвин Троицкий монастырь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Коломенский городской округ, Коломна Архитектор: М.Ф. Казаков (перестройка в 1770) Год постройки: 1823 Архитектурный стиль: Псевдоготика Церковь Димитрия Солунского Можайский городской округ, Шимоново Архитектор: М.Ф. Казаков Год постройки: Между 1800 и 1805 Архитектурный стиль: Классицизм Церковь Сретения Владимирской иконы Божией Матери в Неклюдове (утрачена)

http://sobory.ru/architect/mfkazakov

Разделы портала «Азбука веры» ( 41  голос:  4.3 из  5) Приутружденный старец Вассиан (из Оптинского Патерика) Крепостной крестьянин помещицы Филатьевой (Жиздринского уезда Калужской губернии) Василий Гаврилов был старостой в одном из ее сёл и вел свои дела очень хорошо и разумно. Кроме того, он был богомолен. У него была уже взрослая дочь, когда скончалась его жена. Они с дочерью решили поступить в монастырь и стали просить барыню выдать им отпускной документ. Она же, сама будучи благочестивой женщиной, одобрила их намерение и отпустила их вовсе на волю. Василий три года пробыл послушником в Калужском Архиерейском доме при владыке Антонии, а в 1812 году по его благословению вступил в Оптину Пустынь, где настоятелем был игумен Авраамий. Дочь его в то же время стала послушницей в Белёвском Крестовоздвиженском монастыре. 13 ноября 1814 года указом Консистории он был зачислен в братство. Через четыре года последовало его пострижение в мантию с именем Варлаам. В эти года, ревнуя о подвигах, он много постился, вообще усердно занимался телесным деланием и носил вериги. В Оптиной он стал учеником иеромонаха Феофана, замечательного подвижника духа, который пришел в Оптину в 1800 году из Нямецкого молдавского монастыря, где долгое время пребывал под руководством великого наставника монахов о. Паисия (Величковского) . В 1810е годы оба они, отцы Феофан и Варлаам, посещали пустынников, живших в потаенных местах Рославльских и Брянских лесов, и там познакомились со старцем Афанасием, отшельником, давним оптинским постриженником, пришедшим в обитель в 1796 году вместе с о. Авраамием, настоятелем тогдашним, из Пешношского монастыря. В 1805 году начал он своё лесное житие. В 1812 году пришел к нему рясофорный монах Моисей (Путилов), а затем и его родной брат Александр (в монашестве Антоний). Жизнь их была сурова, но Господь всё покрывал Своею благодатью. У них совершался полный дневной молитвенный круг, они читали и переписывали книги православных отцов-аскетов, и послушание старцу соблюдалось строго.

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

Анненское, урочище. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Тихвинская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Тихвинской иконы Божией Матери Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:не позже 1807. Год утраты:1943 (разрушена в ходе боёв) Адрес: Россия, Ленинградская область, Кировский район, урочище Анненское Координаты: 59.816608, 30.935624 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Первый храм Тихвинской иконы Божией Матери был построен в 1807 г. на средства Николая Петровича Резанова, почетного члена академии наук, обер-секретаря сената, основателя Российско-Американской компании, посланника Государя, присоединившего к России остров Сахалин. Каменная церковь во имя Тихвинской Пресвятой Богородицы, как видно из Указа Св.Синода 1803 г. строилась по волеизъявлению жены Резанова, Анны Григорьевны, дочери путешественника Григория Шелихова, скончавшейся в 1802 г. Основанное при впадении в Неву реки Мойки Резановым сельцо Резановское, с 1800 г. именовалось как мыза Анинская, затем Новая Ивановская, село Анненское, Мойка. С 2010 г. место сие именуется - Анинский (Анненский) погост. Средств, пожертвованных в 1803 г. Резановым на строительство и содержание храма, священнослужителей и причта, хватило до начала ХХ века. Церковь служила до 1938 г. Последнего настоятеля, священника Александра Ивановича Быстрова, арестовали и расстреляли в Левашовской пустоши. На церковном кладбище покоились потомки Резанова, видные государственные деятели, герои войны 1812 г. Перед началом Великой Отечественной войны могилы были вскрыты и осквернены, кладбище разорено, в церкви устроили клуб, пивнушку, школу. Затем и ее снесли. В 1991 году местным жителем, церковнослужителем Сергеем Зиновьевичем Чижом была организована православная единоверческая община Тихвинской иконы Божией Матери. Кировской районной администрацией был выделен участок площадью 1 гектар под строительство церковного комплекса в 200 метрах от разрушенной церкви – расположение старого храма оказалось непригодным для строительства, из-за опасности оползня.

http://sobory.ru/article/?object=60457

Антоний, митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский (Рафальский Григорий Антонович) Родился 19 февраля 1789 года в селе Нуйне Волынской губернии в семье священника. Первоначальное образование получил в униатском духовном училище Верховского Базилианского монастыря, где научился польскому и латинскому языкам. В 1800 году поступил в Волынскую духовную семинарию в г. Остроге. В 1807 году, как лучший ученик, он был направлен для продолжения образования в Киевскую духовную академию, но по болезни в академию не поступил. В 1809 году окончил Волынскую духовную семинарию и оставлен в ней учителем поэзии в младших классах. В 1809 году рукоположен во священника. В 1812 году вследствие нашествия на Россию неприятеля отправлен вглубь России с архиерейскою ризницей, консисторским архивом и семинарскою библиотекой. В 1813 году за исполнение данного ему трудного поручения возведен в сан протоиерея к соборной Острожской церкви. В 1815 году освобожден от преподавания в духовной семинарии и оставлен в должности эконома семинарии и архиерейского дома. В 1818 году назначен кафедральным протоиереем, членом консистории и благочинным. В 1821 году овдовел. С 1831 года – законоучитель в Кременецком лицее. 20 ноября 1832 года, по совету митрополита Московского Филарета (Дроздова ; † 1867), принял монашество и был возведен в сан архимандрита. В 1833 году утвержден наместником Успенской Почаевской лавры, обращенной им в 1831 году из униатства в Православие. 8 июля 1834 года хиротонисан во епископа Варшавского, викария Волынской епархии. 5 октября 1840 года возведен в сан архиепископа. 17 января 1843 года возведен в сан митрополита Санкт-Петербургского и Новгородского. Скончался 16 ноября 1848 года. Погребен в Александро-Невской лавре. Преосвященный Антоний особенно покровительствовал живописи и иконописанию в семинарии. Он говорил, что на священнике, как на хозяине церкви, лежит прямая обязанность заботиться о ее благоустройстве, и, следовательно, он должен понимать иконописание. Поэтому он заставлял воспитанников заниматься иконописанием. О характере и деятельности митрополита Антония высказываются противоположные мнения. По одним сведениям, владыка Антоний, еще будучи протоиереем в Остроге и Кременце, обратил на себя внимание своей просветительной пастырской деятельностью и особенно присоединением к Православию значительной части униатов, в том числе монахов Успенской Почаевской лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Берлин. Кафедральный собор Воскресения Христова. Christi-Auferstehungs-Kathedrale Карта и ближайшие объекты Когда в 1718 в Берлине открылась первая русская церковь, город был столицей королевской Пруссии. Церковь с переносным антиминсом была устроена первым российским послом гр. А. Г. Головкиным и размещалась в его доме. Так было и позднее — храм перемещался с послом из одного наемного дома в другой. В 1744 он был освящен во имя св. Владимира. Священников присылали из России, и они оставались в Берлине на несколько лет. Какое-то время богослужений по разным причинам вообще не было, и потому в феврале 1763 посланник кн. В. С. Долгорукий просил «о присылке священника с походною церковью». В конце года таковая церковь была доставлена из Голландии. В 1774 она размещалась в посольском доме на Вильгельмштрасе и ее настоятелем был о. Трифон Кедрин. После его смерти, почти двадцать лет, начиная с 1783, прослужил в берлинской церкви о. Гавриил Симеонович Данков. При нем из Петербурга была прислана плащаница, написанная известным живописцем А. П. Антроповым. Данкова сменил в 1800 о. Иоанн Чудовский, окончивший в Петербурге Духовную академию. При нем дважды, в 1807 и 1812, богослужения прекращались из-за войны с французами. Умер этот долголетний настоятель в 1834 и был похоронен около русской церкви в Потсдаме. В конце 1837 Император Николай 1 купил за 93 тыс. талеров у герцогини Саган особняк на Унтер ден Линден, главной улице Берлина. В нем разместились российская дипломатическая миссия и домовая церковь св. Владимира. Площадь этой посольской церкви в пять окон была 50 кв. м, и она находилась на первом этаже дворового флигеля, вмещая всего 150–175 человек. На ней не было «ни купола, ни креста, ни звона, вообще никакого внешнего признака православного храма». В дни праздников в церкви было «так тесно и душно, что многие не могли выстоять всей службы до конца». В хоре по-церковнославянски пели немцы и немки. В 1855 Троице-Сергиева лавра подарила берлинскому храму иконы «высокого древнерусского письма» для нового иконостаса из полированного дуба. Их написал иконописец Малышев по золотому фону. Часть образов взяли из прежнего иконостаса. Митрополит Московский Филарет пожертвовал древний аналойный образ «Воскресения Христова». Изменением убранства занимался настоятель прот. Василий Полисадов, который считал в те годы свой храм «лучшим из наших заграничных домовых церквей». Около левого клироса была укреплена золоченая бронзовая доска о том, что в Покров 1889 на этом месте молились Император Александр III и Цесаревич Георгий. В резном киоте с инкрустацией находилась икона свт. Николая, перед которой стояли ажурные подсвечники, подаренные П. И. Харитоненко в память о спасении Цесаревича Николая Александровича при покушении в 1891 в японском городе Отсу.

http://sobory.ru/article/?object=24490

Биографический справочник Святитель Филарет Московский (1782–1867), церковный иерарх, яркий богослов и проповедник XIX века (в миру – Василий Михайлович Дроздов) родился в г. Коломне в семье диакона Михаила (позже – священника) кафедрального собора в честь Успения Божией Матери. В младенческие годы его воспитанием занимались родные бабушка и дедушка – соборный протоиерей Никита Филиппов. В девять лет Василий начинает обучение в Коломенской семинарии. В 1800 году он был принят в философский класс Троицкой семинарии в Сергиевом Посаде. Показав незаурядные способности к языкам, будущий святитель обратил на себя внимание устроителя семинарии Московского митрополита Платона (Левшина) . Окончив семинарию в ноябре 1803 года, он становится преподавателем греческого и еврейского языков, позже – учителем поэзии и высшего красноречия и риторики. С августа 1806 года Василий Михайлович назначается лаврским проповедником. 16 ноября 1808 года в Трапезной церкви Троице-Сергиевой лавры Василий был пострижен в монашество с именем Филарет (в честь праведного Филарета Милостивого). 21 ноября 1808 года митрополит Платон рукоположил его в иеродиакона. В 1809 году он был переведен в Петербург. В 1811 году он становится архимандритом, и в 1812 году занимает пост ректора Санкт-Петербургской Духовной академии, становится профессором Богословских наук. В 1810–1817 гг. святитель разработал практически полный курс богословских и церковно-исторических наук, которые преподавались в Академии. Впервые в стенах Петербургской академии он читал лекции на русском языке. В 1817 году его возводят в сан епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии. В марте 1819 году в сане архиепископа владыку назначают на Тверскую кафедру, а 3 июля 1821 года – на Московскую, где святитель служил почти полвека – до 1867 года – и пользовался большим авторитетом у современников. В 1826 году святитель Филарет был возведен в сан митрополита. В 1823 году была издана его первая книга – «Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Греко-Российской Церкви». Тираж быстро разошелся, появилось второе издание, и книга была переведена на греческий, английский и другие языки. Основным трудом его жизни можно считать начало перевода на русский язык Священного Писания Ветхого и Нового Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Будущий владыка родился в семье пономаря, ставшего затем священником, поэтому с детства церковную службу знал и любил. В училище (семинарию) поступил 1800 (или в 1802) году. В 1808 г., в свою бытность еще в философском классе (следовательно, вероятнее, что поступил в 1802 г.), определен лектором по классу французского языка в Архангельскую духовную семинарию, и потом еще более полутора  лет (с января 1809 г. по сентябрь 1811 г.) занимал в сем классе должность учителя. В 1811 г. окончил курс и оставался лектором, пока 25 января 1812 г. не поступил учителем греческого языка и всеобщей истории в высшее отделение Архангельского уездного духовного училища. 26 сентября 1819 г. определен инспектором Архангельских духовных училищ. В ноябре к предметам преподавания прибавились Священная история, география и катехизис, а всеобщая история была упразднена. 14 июля 1816 г. перемещен в Архангельскую духовную семинарию на профессорское место учителя греческого и французского языков. 24 сентября 1817 г. был определен экономом семинарии. 29 июня 1819 г. комитет Архангельского отделения Российского библейского общества пригласил Семенова, сделавшегося известным своей ученостью и даром проповедничества, вступить в должность секретаря, что он и исполнил. Он принимал самое живое участие в составлении «Симфонии на Пятокнижие» (М. 1823 г.), епископа Архангельского и Холмогорского Парфения (Петрова †1819). 21 апреля 1820 г. подал его преемнику преосв. Иосифу (Величковскому) прошение о пострижении в монашество. 25 июля 1820 г. в Архангельском монастыре пострижен архимандритом Онежского Крестного монастыря, ректором семинарии, Павлом (Моревым) с именем Игнатия. 1 августа 1820 г. рукоположен в иеродиакона и 15 августа — в иеромонаха. По определению Св. Синода от 10 января 1821 г., вел проповедническую деятельность. С 3 февраля 1821 г. — игумен третьеклассного Николаевского Корельского монастыря Архангельской епархии. 1 марта 1821 г. был вызван в СПбДА; 26 марта отбыл из монастыря и 11 апреля прибыл в СПб. 13 апреля ректором, доктором богословия, архим. Григорием (Постниковым) представлен был архим. Филарету (в схиме Феодосию (Амфитеатрову), митр. Киевскому и Галицкому, святителю). Журналом правления академии 18 апреля введен в должность бакалавра Санкт-Петербургской духовной академии; 12 июля 1821 г. выдержал экзамен, и с 3 августа являлся магистром богословия. 26 июля 1821 г. Комиссия духовных училищ определила его на кафедру богословских наук. 29 сентября 1821 г. назначен библиотекарем СПбДА. Игумен Игнатий ознакомился с академической библиотекой, привел ее в порядок, составил каталоги; в то же время он проповедовал в академической церкви и напечатал в «Христианском Чтении» несколько статей, преимущественно переводов с греческого. С 3 ноября — действительный член академической конференции. 8 ноября 1822 г. возведен в сан архимандрита.

http://bogoslov.ru/article/571154

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010