Brightman F. E. Liturgies Eastern and Western. I. Eastern Liturgies. Oxford, 1896. Corpus Scriptorum Historiae Byzantinae. Bonn, 1828–1897. Сокращенно – С. S. H. B. DцlgerF. Regesmen der Kaiserurkunden des osmrцmischen Reiches. 5 pts. MьnichBerlin, 1924–1965. Geizer Η. Texte der Notitiae Episcopatum. Leipzig, 1901. Mansi J. D. Sacrorum Conciliorum nova et amplissima Collectio. 31 vols. FlorenceVenice, 1759–1798. Meyer P. Die Haupturkunden fьr die Geschichte der AthosKloster. Leipzig, 1894. MigneJ. – P. Patrologia Cursus Completus. Series GraecoLatina. 161 vols, in 166. Paris, 1857–1866. Сокращенно – PG. MigneJ. – P. Patrologia Cursus Completus. Series Latina. 221 vols. Paris, 1844–1855. Сокращенно – PL. Miklosich F., Mьller J. Acta et Diplomata Graeca Medii Aevi Sacra et Profana. 6 vols. Vienna, 1860–1890. Pitra J. B. Analecta Sacra et Classica Spicilegio Solesmensi Parata. 8 vols. Paris, 1876–1888. Zachariae von Lingenthal К. E. Collectio Librorum Juris GraecoRomani Ineditorum. Leipzig, 1852. Zachariae von Lingenthal К. E. Jus GraecoRomanum. 7 vols. Leipzig, 1856–1884. Acta Maximi, in PG. Vol. XC. Agapetus, Pope. Epistolae, in PL. Vol. LXVI. Anagnostes Johannes. De Excidio Thessalonicae (ed. I. Bekker), in C. S. H. B. Bonn, 1838. Athanasius. De Sententia Dionysii, in PG. Vol. XXV. Balsamon Theodore. Opera, in PG. Vol. CXXXVIII. Basil of Caesarea. De Spiritu Sancto; Epistolae, in PG. Vol. XXXII. Benjamin of Tudela. Itinerary (trans. M. N. Adler). Oxford, 1907. Blemmydas Nicephorus. Curriculum Vitae et Carmina (ed. A. Heisenberg). Leipzig, 1896. Cantacuzenus John, Emperor. Historiarum Libri IV (ed. L. Schopen) 3 vols, in C. S. H. B. Bonn, 1828–1832. Cecaumenus. Strategicon (ed. B. Vassilieusky and V. Jernstedt). St. Petersburg, 1896. Chomatianus Demetrius. Responsiones, in PG. Vol. CXIX. Cinnamus Johannes. Historia (ed. A. Meineke), in C. S. H. B. Bonn, 1836. Codinus (PseudoCodinus). De OfficialibusPalatiiConstantinopolitani et de Officiis Magnae Ecclesiae Liber, in PG. Vol. CLVI.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С роспуском ордена иезуитов (1773) деятельность большинства К. п. в Риме была приостановлена. Их положение осложнилось после провозглашения Римской республики (1798-1799) и в ходе наполеоновских войн; мн. коллегии лишились своих зданий. Полноценная деятельность К. п. возобновилась лишь с восстановлением ордена иезуитов в 1814 г. Папа Римский Григорий XVI вернулся к практике создания национальных К. п., учредив в 1844 г. Бельгийскую коллегию. Папа Пий IX возобновил работу Польской коллегии (1866) и открыл коллегию для бывш. англикан. клириков, перешедших в католицизм (коллегия св. Беды Достопочтенного; 1852), Французскую коллегию (Французская семинария, 1853), коллегии для латиноамериканских студентов (Collegium Pio-Latino-Americanum; 1858) и для североамер. студентов (Collegium Civitatum Foederatarum Americae Septemtrionalis; 1859). Мн. национальные К. п. в Риме были открыты при папе Римском Льве XIII : Армянская (для подготовки клириков Армянской католической Церкви ; 1883), Канадская (1888), коллегия св. Иоанна Непомуцкого (для клириков из Чехии и Моравии; 1890), Испанская коллегия св. Иосифа (1892), Украинская коллегия св. Иосафата Кунцевича (для клириков Украинской греко-католической Церкви ; 1897), Португальская коллегия (1900), Хорватская коллегия блж. Иеронима Стридонского (1901). Особое внимание Папского престола к Восточным католическим Церквам при папах Бенедикте XV и Пии XI способствовало появлению Эфиопской коллегии (для клириков Эфиопской католической Церкви; основана в 1919, деятельность возобновлена в 1930), Русской коллегии св. Терезы из Лизьё (см. Russicum) (для подготовки клириков Русской католической Церкви ; 1929), Румынской коллегии (1937). Были основаны Голландская (1930) и Бразильская (Collegium Pio-Brasilianum, 1934) национальные папские коллегии. В 1948 г. папа Римский Пий XII учредил Литовскую коллегию св. Казимира. При папе Римском Иоанне XXIII были открыты Словенская (1960), Филиппинская (1961) и Мексиканская (1961) коллегии, что было связано в т. ч. с подготовкой и проведением Ватиканского II Собора и позволило епископам из разных стран, прибывавшим на Собор, останавливаться в национальных коллегиях.

http://pravenc.ru/text/1841750.html

Ирта. Храмовый комплекс. Церкви Спаса Нерукотворного Образа и Воскресения Христова. Храмовый комплекс. Не действует.   Год постройки:Между 1754 и 1813. Адрес: Архангельская обл., Ленский район, с.Ирта Координаты: 62.08485, 48.85693 Проезд:с а/д Яренск-Котлас свернуть в с.Ирта, в южной части села, на правом берегу р.Вычегда Изменить описание объекта Храмы комплекса: Церковь Спаса Нерукотворного Образа Церковь Воскресения Христова Карта и ближайшие объекты Церковь в честь Воскресения Христова в Иртовской волости Яренского уезда упоминалась в окладной книге монастырей и церквей Великоустюжской епархии 1755 года. В 1797 году в приходе было две деревянные церкви. Одна двухэтажная, престолы: вверху - в честь Воскресения Христова, внизу - в честь Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Вторая церковь - в честь Успения Божией Матери. Их заменила каменная двухэтажная церковь. Нижний храм построен в 1798-1800 г.г., освящен в 1806 г.; верхний храм построен в 1813 г., освящен в 1820 г. Престолы: вверху - во имя Воскресения Христова, внизу - во имя Успения Божией Матери, придел во имя св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. В 1888 г. Преосвященным Иоанникием, епископом Великоустюжским, был изъят антиминс, хранившийся в церкви, и выданный в 1587 г. Приписная Иртовская Спасская церковь построена в 1746-1754 г.г., освящена в 1755 г., вместо ветхой деревянной, которая была построена в 1642 г., после того, как начали происходить исцеления от иконы Нерукотворного Образа Спаса. Часовни: каменная, построена в 1869 г. в память двукратного спасения жизни императора Александра 2-го от покушений; в д. Пасте, построена в 1913 г. В 1788 г. при церкви числился 731 человек, в 1868 г. - 1119. Церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа была построена на средства крестьянина Федора Иванова Кожевникова. Строить ее начали в 1746 году по благословению Устюжского архиепископа Гавриила. В грамоте было написано: «1755 г. мая 27… велено вместо обветшалой и огнилой деревянной церкви теплой построить новую каменную теплую, однопрестольную во имя Спаса Нерукотворного Образа с трапезою». Освещение церкви состоялось 23 июня 1755 года при устюжском епископе Варлааме. В этой церкви находилась икона Нерукотворного Образа Спасова, написание которой приписывалось Стефану Пермскому. По материалам: Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=24695

Постройка собора продолжалась 7 лет, с 1867 до 1874 гг. 30 августа 1874 г. совершено архиепископом Волынским Агафангелом освящение главного престола в честь Преображения Господня в присутствии местного генерал-губернатора князя Дондукова-Корсакова, губернатора Грессера, профессора архитектора Жибера, архитектора Шаламова. На другой день ими же освящен правый придел. Освящение левого придела совершил 1 сентября того же года епископ Острожский, викарий Волынский Иустин. Ризница полна превосходной утвари и одежд церковных, иконы новые, византийского стиля, писаны академиком Васильевым. Из древних икон замечательны: иконы св. Василия великого, доставшаяся с древнейшей в г. Овруче Васильевской церкви, и копия Ченстоховской иконы Богоматери. Земли при соборе усадебной было до 8 десятин, но большая часть ее занята под шоссе, Соборную площадь и улицы, остальная же часть ее, за исключением состоящей под новым собором и деревянной церковью, бывшей временным собором с находящимися при ней домами, отдается в аренду. При самом соборе: каменный домик для собственной прислуги и три деревянных - для двух священников, диакона и церковнослужителей, а кафедральный протоиерей и прочие священно- церковнослужители получают квартирное пособие от собора. Причт: 1 протоиерей, ключарь, 2 священника, 2 диакона, 1 протодиакон, 2 иподиакона, 2 псаломщика, пономари и проч. церковная прислуга. Копии метрических книг хранятся с 1798 г., а исповедные ведомости с 1801 г. Опись церковного имущества имеется с 1845 г. Дворов 389, прихожан 3 295 душ обоего пола. Теодорович Н.И. «Историко-статистическое описание церквей и приходов Волынской епархии», том 1, Почаев, типография Почаевской лавры, 1888 г. Волынский кафедральный собор построен по Высочайшему повелению на счет государственного казначейства в 1877 г. Храм каменный, в стиле Византийско-русской архитектуры, вмещает более 3000 молящихся. Престолов четыре: главный – во имя Преображения Господня, правый – св. Александра Невского, левый – св. равноапостольного князя Владимира, а четвертый – во имя преп. муч. Анастасии Римской находится в нижней пещерной Анастасьевской церкви, где в особой раке почивает нетленная глава св. преп. мученицы. В честь св. преп. муч. Анастасии два раза в году: 13 июня и 29 октября совершаются торжественные службы, при огромном стечении народа.

http://sobory.ru/article/?object=19664

90. Col. 1401-1462). Независимо от Комбефиса, прп. Никодим Святогорец и свт. Макарий Нотара включили сочинение И. Э. в «Добротолюбие» (Венеция, 1782. С. 529-548 [=PG. 127. Col. 1127-1176]; CPG, N 6080; слав. перевод вошел во 2-й том слав. «Добротолюбия» (М., 1798 или 1799); рус. пер. еп. Феофана Затворника без 10 глав, исключенных «по неудобопонятности их» (нумерация по PG. 90): Добротолюбие. М., 1888. Т. 3. С. 467-486; см. также новый полный рус. пер.: Добротолюбие/Пер. и сост.: И. М. Носов. М., 2002. С. 180-225). Издание в составе «Добротолюбия» содержит ряд дополнений по сравнению с изданием Комбефиса. В «Добротолюбии» сочинение разделено на собственно «Гномическую антологию...» (гл. 1-109) и 2-ю часть в 139 главах, разделенную в свою очередь на «Главы умозрительные» и «Главы практические и созерцательные». Согласно А. Риго, в рукописях все сочинение является единым целым со сплошной нумерацией глав, но с 4 подзаголовками: «Нравственные главы» (гл. 1-79), «О молитве» (гл. 80-110), «Главы умозрительные» (гл. 111-142), «Главы практические и созерцательные» (гл. 143-249) (соответствие рукописного деления на главы (положенного в основу нового итал. перевода Риго) изданиям в PG и «Добротолюбии» см. в: Rigo. 2008. P. 188-194). Каждый из подзаголовков сопровождает ямбическое двустишие. Несмотря на свое название, «Гномическая антология...» является вполне оригинальным сочинением И. Э. На общем фоне византийской аскетической лит-ры ее выделяет многократное использование цитат и образов Песни Песней Соломона . «Гномическая антология...» И. Э. представляет собой последовательность несистематичных духовных размышлений (хотя и разделенных тематически), в к-рых нет прямых цитат из творений отцов Церкви, принадлежащих предшествующей аскетической традиции, а лишь угадываются слабые отголоски произведений таких авторов, как Евагрий Понтийский , прп. Максим Исповедник, прп. Иоанн Лествичник , автора Макариевского корпуса и др. «Гномическая антология» - единственное известное произведение И.

http://pravenc.ru/text/389427.html

346в. [Фрагмент послания свт. Льва]. С. 155. [Т. 3. C. 155.] Leonis papae Fragmentum ex epistula (CPG 9018.2)//ACO II, 3, 3. P. 109.13–16 14). Греч. перевод: ACO II, 1, 3. P. 95.8–12 14). Mansi VII, 444. 5000/3. 346г. [Канон 6 I Вселенского Собора в искаженной редакции]. С. 155 199 . [Т. 3. C. 155.] 346д. [Каноны 1–3 II Вселенского Собора]. С. 156 200 . [Т. 3. C. 156.] (Продолжение следует) ЛИТЕРАТУРА COGD I – Conciliorum oecumenicorum generaliumque decreta. Vol. I: The Oecumenical Councils: From Nicaea I to Nicaea II (325–787)/Cur. G. Alberigo et al. Turnhout: Brepols, 2006 (Corpus Christianorum). Denzinger 1976 – Enchiridion symbolorum, defi nitionum et declarationum de rebus fi dei et morum/Ed. H. Denzinger; retractavit, auxit, notulis ornavit A. Schonmetzer. Barcinone; Friburgi Briscoviae; Romae, 36 1976. Grumel 1932 – Les regestes des actes du Patriarcat de Constantinople/Ed. Par V. Grumel. Vol. I. Fasc. I. [Istanbul], 1932. Haenel 1857 – Corpus legum ab imperatoribus romanis ante Iustinianum latarum…/Collegit G. Haenel. Lipsiae, 1857. Jaffe – Regesta Pontifi cum Romanorum…/Ed. Ph. Jaffe; ed. 2, auspiciis G. Wattenbach, cur. S. Loewenfeld, F. Kaltenbrunner, P. Ewald. T. 1–2. 2 Lipsiae, 1885–1888. Karmiris 1960 – Karmiris I. Τ δογματικ κα συμβολικ μνημε α τς ρθοδξου Καθολκς κκιλησας . Τ. I-II. A­ θναι, 2 1960; Graz, 1968. Mansi – Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio…/Evulgavit J. D. Man si. T. I-XXXI. Florentiae; Venetiis, 1759–1798 (T. I-LIII. Paris, 2 1901–1927). Настоящая публикация представляет собой окончание росписи деяний первых трех Вселенских Соборов 1–193). В ней расписаны акты Ефесского Собора, относящиеся к послесоборному периоду 145–193). Это, главным образом, гомилии и письма свт. Кирилла Александрийского и его сторонников, с одной стороны, и блж. Феодорита Кирского и еп. Иоанна Антиохийского – с другой, а также императорские постановления об урегулировании догматических споров и осуждении Нестория. Данные акты находятся в т. 2 дореволюционного издания ДВС 201 и конце т. 1 репринта 1996 г. 202 Методика описания актов изложена во вступительной статье к росписи в предыдущем номере журнала 203 .

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

    Mansi — Sacrorum Conciliorum nova et amplissima collectio/ed. J. D. Mansi. Vol. 1—53, Indici. Frorentiae; Venetiae, 1758—1798.     MGH — Monumenta Germaniae Historica/ed. G. H. Pertz, et al. Hannoverae, 1826-.     NPNF — A Select Library of Nicene and Post-Nicene Fathers of the Christian Church. Second Series/ed. Ph. Schaff, H. Wace. Vol. 8: Basil. Letters and Select Works. NY; Oxford; L., 1895. Vol. 14: The Seven Ecumenical Councils. NY; Oxford; L., 1900.     PG — Patrologiae cursus completus. Series graeca/accurante J. — P. Migne. T. 1—161. Parisiis, 1857—1866.     PL — Patrologiae cursus completus. Series latina/accurante J. — P. Migne. T. 1—221. Parisiis, 1844—1866.     RPR — Jaffé P., Wattenbach G. Regesta pontificum Romanorum ab condita Ecclesia ad annum post Christum natum MCXCVIII. Editionem secundam, correctam et auctam auspiciis/curaverunt S. Loewenfeld, F. Kaltenbrunner, P. Ewald. Vol. 1—2. Lipsiae, 1885—1888.     Le Synodikon de l’Orthodoxie — Gouillard J. Le Synodikon de l’Orthodoxië Édition et commentaire. R, 1967 (Travaux et Mémoires, 2).     Антология — Антология восточно-христианской богословской мысли: Ортодоксия и гетеродоксия/сост. Г. И. Беневич, Л. В. Бурлака. В 2 т. М.; СПб., 2009.     ДВС — Деяния Вселенских соборов: [репринтное издание]. Т. 1—4. СПб., 1996.     Добротолюбие — Добротолюбие в русском переводе [свт. Феофана Затворника], дополненное. T. 1. М., 1895; Т. 5. М., 1900.     Писания мужей апостольских — Писания мужей апостольских/изд. подг. А. Г. Дунаевым. М., 2003; репринт: М., 2008.     ППЦ — Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. T. 1. СПб., 1911. Т. 2. СПб., 1912; репринт: Т. 1—2. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996.     РИБ — Русская историческая библиотека, издаваемая Археографической комиссией. Т. 6: Памятники древнерусского канонического права. Ч. 1: (Памятники XI-XV в.). СПб., 1880.     ΓΠΣ — " Αγου Гρηγορου του Παλαμα συγγραμματα κδιδνται πιμελεα Παναγιτου το Χρστου. Τ. 1—5. Θεσσαλονκη, 1962—1992 (T. 1 —1962; Τ. 2 — 1966; Τ. 3 — 1970; Τ. 4 — 1988; Τ. 5 — 1992).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3285...

В 1826 г. провинциалом Русской конгрегации василиан, а также главой школьного комитета стал настоятель монастыря Симплиций Михаил (Дзержановский), известный своими научными публикациями. В 1832 г., при нем, обитель была закрыта, имущество передано в Почаевскую лавру. Заручаевский Успенский собор обращен в приходский храм. 29 авг. 1795 г. Васильевский храм, согласно описанию 1806 г., оставил унию и был «присоединен к благочестию купно с прихожанами». Акт присоединения совершил настоятель ржищевского в честь Преображения Господня монастыря игум. Герасим. В Васильевской ц. богослужения совершались до 1798 г., когда деревянный храм из-за опасности падения каменных развалин, среди которых его построили, был закрыт для богослужений. Тем не менее, как сообщают клировые ведомости, формально Васильевский приход продолжал существовать, настоятелем с момента возвращения в Православие являлся свящ. Димитрий Жураковский, а прихожане собирались в часовне. К Васильевской ц. также оставался приписным храм свт. Николая Чудотворца в соседнем с. Шоломки. До 1801 г. главной святыней Васильевской ц. являлась местночтимая чудотворная Овручская икона Божией Матери, в серебряной ризе и с позолоченными коронами. Согласно описи имущества храма, на иконе находились серебряные подвески, пожертвованные прихожанами в знак благодарности за исцеления: 5 - в виде сердец и 4 - в виде рук (Ист. описание церкви Васильевской в Овруче за 1806 г.//ГА Житомирской обл. Ф. 343. Оп. 1. Д. 8. Л. 15 об.). Указом Волынской духовной консистории от 22 июня 1801 г. вся утварь Васильевского храма была перенесена в Николаевский собор Овруча, а храм опечатан. В 1829 г. был официально упразднен и Васильевский приход. После обрушения в 1842 г. свода храма на расчищенной территории, обнесенной решеткой, выстроили каменную часовню свт. Василия Великого (1876-1877), в к-рую перенесли 2 древние иконы Васильевского храма, находившиеся в Успенской и Николаевской церквах Овруча. В 1888 г. было основано Волынское епархиальное Владимиро-Васильевское братство, предметом попечения к-рого стали памятники старины Волыни, восходящие к эпохе равноап.

http://pravenc.ru/text/2578159.html

617-629 КОНЕЧНОЕ ТРИСВЯТОЕ фиксированный набор молитвословий, исполняемый по совершении Ефрема Сирина молитвы перед отпустом служб суточного круга при постовом богослужении 629-630 КОНК Конк, католич. бенедиктинский, впосл. премонстрантский мон-рь Спасителя и св. Веры (деп. Аверон, Франция) 630-637 КОНКЛАВ особая закрытая консистория Коллегии кардиналов католич. Церкви, члены к-рой собираются для избрания нового папы Римского 637-639 КОНКОРДАТ договор между Римско-католической Церковью (формально - Папским престолом как субъектом международного права) и к.-л. гос-вом, регламентирующий положение католич. Церкви в этом гос-ве 639-640 639-640 КОНКОРДИЙ Конкордий, мч. Никомидийский (пам. визант. и зап. 2 сент.) - см. ст. Зинон, Косконий (Конкордий), Меналап (Меланипп) и др. мученики Никомидийские КОНКУБИНАТ в рим. праве длительное фактическое сожительство мужчины и женщины, называемой в этом случае конкубиной (concubina), по различным причинам не признававшееся браком 640-642 643-644 КОНОМОС Димитрий (род. 26.09.1947), англ. музыковед, исследователь визант. и совр. греч. церковного пения 644-645 645-646 646-648 648-650 650-651 КОНОН (Смирнов (Дураков) Косма Трофимович; 12.10.1798 - 21.01.1884), еп. Новозыбковский старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию 651-653 КОНОН (Арэмеску-Доничи) (2.02.1837(?) - 7.08.1922), митрополит-примас Румынской Православной Церкви в 1912-1919 гг. КОНОН ГРАДАРЬ Конон Градарь (Огородник) († ок. 251), мч. Мандонский (Памфилийский) (пам. 5 марта; пам. визант. 4, 5, 6 марта) 653-655 655-657 659-660 660-662 КОНРАД МОНФЕРРАТСКИЙ (ок. 1146 — 28.04.1192), маркграф Монферрата, один из предводителей 3-го крестового похода, сеньор Тира, король Иерусалимского королевства (1192) 662-664 664-666 666-670 КОНСТАНТИН [Флавий Валерий Аврелий Константин](27.02. ок. 272 - 22.05.337), св. равноап. (пам. 21 мая), рим. (византийский) император (с 25.07.306) 671-729 КОНСТАНТИН Константин Васильевич Аксёнов (1888 - 22.10.1937), свящ., сщмч. (пам. 9 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/vol/xxxvi.html

Неведенский. Катков и его время. СПб., 1888, стр. 280–281). 424 …я понимаю абсолютизм, конечно, не по-кошелевски — Кошелев А. И. (1806–1883) — публицист славянофильского направления, считал необходимым создание совещательного земского собора при царе, но был против парламентской системы. 425 Горчаков А. М. (1798–1883) — русский дипломат и государственный деятель, с 1867 года — государственный канцлер. 426 Возятся со славянским вопросом…— обсуждение в русской публицистике положения славян в Австро-Венгрии и Турции. 427 …как леди Макбет…— В трагедии Шекспира «Макбет» леди Макбет говорит: «Все еще пахнет кровью. Все ароматы Аравии не омоют этой маленькой руки» (действ. V, явление 1. Перевод А. Кронеберга). 428 …она дошла по книжке Пельтана. — Имеется в виду книга Э. Пельтана (1813–1884), французского либерального журналиста «Хартия домашнего очага» (1864). 429 Почтовый люстратор — по воспоминаниям Лескова («Нескладица о Гоголе и Костомарове (Историческая поправка)», «Петербургская газета», 1891, человека с подобной визитной карточкой он встречал в молодости в Киеве: «Статский советник Блюм. Киевский почтовый люстратор». Здесь у Лескова, по-видимому, ошибка памяти или намеренная игра слов. Люстратор — это чиновник при палате государственных имуществ в западных губерниях России (1830–1860 годы), который занимался люстрацией (переписью и учетом земельных угодий и хозяйственного инвентаря). Никакого отношения к перлюстрации (то есть к вскрытию частной корреспонденции) люстратор не имел. 430 Перлов — прототипом для этой фигуры повести послужил (см. А. Лесков. Жизнь Николая Лескова. М., 1954, стр. 115) генерал-лейтенант Степан Александрович Хрулев (1807–1870) — прославленный герой Севастопольской обороны. Чин генерал-лейтенанта получил в 1853 году за взятие крепости Ак-Мечеть в Средней Азии. В войну 1853–1856 годов отличился при осаде крепости Силистрия на Дунае. Как участник обороны Севастополя показал себя решительным и беззаветно храбрым воином. У Лескова Хрулев выведен под собственным именем в рассказе «Морской капитан с Сухой Недны» («Яхта», 1877, февраль — март) и в его переделке «Бесстыдник» (наст.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010