12 мая 1795 г. композитор уволился из группы певчих Придворной капеллы, продолжая оставаться там же капельмейстером. С 1 мая 1800 г. был переведен на службу в Дирекцию Императорских театров также на должность капельмейстера, к-рую занимал до 1804 г. и в 1806-1810 гг. Новое место работы предполагало занятия с воспитанниками Театрального уч-ща, возможно, репетирование партий с солистами придворной труппы, по случаю - сочинение музыки. С осени 1814 г. и до кончины композитор жил в Москве. Он получил должность учителя музыки при конторе московского Императорского театра, преподавал воспитанникам Театральной школы. Судя по описи муз. б-ки неизвестного владельца (Каталог певческой ноте//ГЦММК. Ф. 283. Оп. 1. Ед. хр. 25, 16 янв. 1793 г.), уже к 16 годам Д. были написаны песнопения на 2 хора для литургии (ектения и «Слава Отцу и Сыну», не сохр.) и хоровой концерт «Господь на небеси уготова престол Свой». Впосл. были созданы неск. литургических циклов (сохр. один) и отдельных песнопений, 13 хоровых концертов, из к-рых почти все, как считается, были сочинены до воцарения Павла I (1797), своим указом предписавшего вместо концертов за богослужением петь «обыкновенные киноники» (от 18 мая, 19960). Один из современников сообщает о популярности сочинений композитора во время правления Екатерины II: «Великая государыня и император Павел Петрович любили слушать церковную музыку Давыдова и всегда милостиво поощряли сочинителя» (Муз. соч. покойного С. И. Давыдова. С. 1045). Мн. духовные концерты Д. («Вознесу Тя, Боже мой», «Исповемся Тебе, Господи», «Предстательство христиан», «Се ныне благословите Господа») близки по стилю к концертам Бортнянского, в них также используются мажорные тональности (в миноре написана лишь молитва Богородице «Предстательство христиан»). Аккордово-гармоническая фактура у композитора явно преобладает над имитационным изложением (фугированная композиция встречается только в финале «Хвалите Господа с небес», дважды в финалах начальная тема излагается фугато - «Се ныне», «Господи, кто обитает в жилище Твоем»). В отличие от современников А. Л. Веделя и С. А. Дегтярёва Д. в муз. формах концертов отдает предпочтение 3-частным, а не 4-частным композициям. Лирическая направленность тем в средних разделах концертов Д. близка к светлой лирике раннего Бортнянского; иногда в медленных темах можно обнаружить связь с городской народной песней. В концертах гимнического характера заметно влияние стиля Сарти - виртуозные юбиляции в солирующих голосах хора, фанфарные обороты инструментального типа (2-хорный концерт «Слава во вышних Богу», «Хвалите Господа с небес»), тональность D-dur (6 из 13 хоровых концертов написаны в этой тональности).

http://pravenc.ru/text/168600.html

Но строгость указа 24 декабря 1800 года понемногу стала смягчаться, и в том же 1806 году дано уже было общее позволение строить деревянные церкви по местным обстоятельствам в пределах Екатеринославской епархии, не испрашивая высочайшего на то соизволения 2708 . XIII По пятой государственной ревизии (1795 года) в Минской епархии числилось 358 штатных священноцерковнослужителей и 15 заштатных 2709 . К 1811 году число духовенства Минской епархии увеличилось и выразилось в следующих цифрах: протоиереев 24, священников 281, дьаконов 21 дьячков 198, и пономарей 182 2710 . Первыми кандидатами на приходские места были, конечно, семинаристы. Их незначительное число долго не удовлетворяло действительной потребности, и на первых порах жизни Минской епархии, при преосвященном Викторе, уменье правильно читать «по оксиям» уже служило достаточной гарантией к получению священного сана 2711 . Τοже было на первых порахи при преосвященном Иове. Только последний строже стал относиться к тем кандидатам на священство, которые являлись не вполне подготовленными. В феврале 1797 года преосвященный сделал распоряжение, чтобы духовные правления и благочинные, посылавшие ставленников к преосвященному, предварительно сами проверяли годность последних. «А ежели и засим будут являться», – писал преосвященный: «спредставлениями такие, не умеющие читать и петь совершенно, тοдуховныя правления и благочинные неминуемо будут за то штрафованы, а представляемые ими кандидаты обратно на кошт их отправляться. При том же всем священноцерковнослужителям строжайше подтвердить, чтобы они всегда старались детей своих первоначально обучить церковному чтению, пению и уставу, яко первейшему и самонужнейшему для нашего христианскаго закона фундаменту» 2712 . Трудно было ручаться, что всякий ставленник на архиерейском экзамене поддержит свои достоинства, выказанные пред духовными правлениями и благочинными. И вот, в опасении «немянуемаго штрафования», духовные правления и бдагочинные стали давать ставленникам такую рекомендацию, которой всегда можно было прикрыться и обратить себе в оправдание, – например: «средствен», «не весьма сведущ» и т.п. Но преосвященного Иова обойти было трудно. Тотчас же заметив эти обходы, преосвященный распорядился, чтобы в представлениях ставленников отзывы «были чинимы по сущей справедливости», без употребления «обоюдных речей», а с прямым обозначением, что «в чтении, пениии уставе церковном искусен или неискусен» 2713 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Оттон Андреевич, подполковник, рождение 1785 † 1822 Лудовик Андреевич, статский советник, бывший волынский вице-губернатор; рождение 7 мая 1786; женат на Шавкиной Александр Андреевич, подполковник; рождение 1790 Август Андреевич Юлия Андреевна, за Блау Фредерика Андреевна, за фон-дер-Вейде КОЛЕНО VI: Лудвиг Иванович, рождение 15 июля 1832 Рейнгольд Иванович, рождение 18 июня 1834 Анна Ивановна Александр Лудвигович, рождение 28 апреля 1818 Владимир Лудвигович, рождение 8 февраля 1820 Лудвиг Лудвигович, рождение 7 марта 1821 Андрей Лудвигович, рождение 24 декабря 1823 Леонид Лудвигович, рождение 30 марта 1825 Платон Лудвигович, рождение 18 января 1829 Мария Лудвиговна Анна Лудвиговна Андрей Иванович 5) находился, при Екатерине Великой, генерал-поручиком и эстляндским губернатором; при Императоре Павле был в той же должности, с переименованием в тайные советники. Карл Романович Врангель служил, при Императоре Павле, генералом от инфантерии. Генрих-Вильгельм Врангель, живший в первой половине одиннадцатого века, имел от брака с Христиною-Еленою Дельвиг, сына (рождение 1737 † 1780), женатого на Варваре-Шарлотте Криднер. У них были: сын и две дочери: 1) Гедвига-Варвара (рождение 1758 † 1838) была за Бернгардом-Вильгельмом Врангелем; 2) Юлия-Вильгельмина была за Готгардтом-Иоанном Гельфрейхом; 3) Пётр (рождение 15 апреля 1760 † 1807), артиллерии майор, от брака с Доротеею-Маргаритою-Варварою Фрейман (рождение 1768 † 10 октября 1806), оставил 2 сыновей и 3 дочерей: а) Елисавету Петровну (рождение 1795 † 1818); б) Юлию Петровну (рождение 1797 † 1810); в) Шарлотту Петровну, за Готгардтом-Генрихом-Теодором Коскулем; г) Фердинанда Петровича, (рождение 18 февраля 1796); бывшего правителем российских северо-американских колоний, ныне вице-адмирала и управляющего морским министерством; женатого на баронессе Елисавете Россильон; у них сын Пётр (рождение 13 ноября 1831); д) Егора Петровича, генерал-лейтенанта, кавалера белого орла и попечителя виленского учебного округа (рождение 13 февраля 1803), женатого на Каролине Швебс; у них сын Фёдор Егорович (рождение 5 марта 1840) и четыре дочери.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Закрыть itemscope itemtype="" > Выйдет ли Франция из состояния культурного анабиоза? Вспомнят ли французы, что некогда именно французская армия остановила исламо-арабское нашествие на Европу? 20.05.2021 750 Время на чтение 5 минут Открытое письмо 20 отставных французских генералов , предупреждающее страну об угрозе гражданской войны, могло бы выглядеть эпатажем скучающих ветеранов. Однако правительство республики это так не восприняло и ответило угрозами. Власти исходили из того, что сказанное в письме очень серьёзно. И надеялись угрозами погасить рост протеста. Однако на угрозы ответили более тысячи офицеров действующей армии, подписавшихся под письмом в поддержку позиции ветеранов. А затем выступили офицеры полиции… Кто-то увидит тут аналогию с заговорами военных против де Голля, когда он согласился на самоопределение Алжира и закончил войну, длившуюся 8 лет (1954-1962). Хотя здесь точнее усмотреть аналогии с чествованиями французами Наполеона в день его смерти 5 мая. Де Голь прекращал войну, отсоединяя от Франции инокультурное население – отсоединял вместе с территорией. И исключал алжирцев из числа граждан страны. Выступавшие против него военные хотели оставить их гражданами страны. Генералы и офицеры, обращающиеся сегодня к президенту Макрону, ближе де Голлю, чем его оппонентам: они не хотят, чтобы гражданами страны были те, кто чужд её культуре и традициям. Их противники обвиняют их в «недопустимом» – во вмешательстве военных в политику . Однако сама дата памяти Наполеона во Франции – символ того, как армия республики, вмешиваясь в политику, спасала подчас страну от хаоса. Это генерал Бонапарт, которого прозвали тогда «любимчиком Робеспьеров», 13 фруктидора 1795 году расстрелял картечью участвовавших в попытке контрреволюционного переворота и недовольных итогами парламентских выборов монархистов. Это посланные Бонапартом войска генерала Ожеро осенью 1797 года подавили новый роялистский мятеж в Париже. Это Бонапарт 18 брюмера 1799 года сверг олигархическое правление Директории и провёл жизненно необходимые реформы, став для Франции примером и символом того, какой может быть страна, если во главе неё встаёт генерал-патриот.

http://ruskline.ru/opp/2021/05/20/vyidet...

Т. о., рукопись «Слова...» сохранялась только в одном списке, входившем в древнерус. летописный сборник XVI в.- Кирилло-Белозерский хронограф «в лист» 624 (позднее стал известен под названием Мусин-Пушкинского сборника). Сборник являлся конволютом, содержавшим в своей 1-й, более поздней части Хронограф Распространенной редакции 1617 г., а во 2-й - Новгородскую I летопись младшего извода, а также Сказание об Индийском царстве, Повесть об Акире Премудром, само «Слово...» и, вероятно, «Девгениево деяние». Имеются подтверждения того, что уже Карамзин, к-рый впервые упомянул о «Слове...» в ст. «Несколько слов о русской литературе» в гамбургском ж. «Spectateur du Nord» (Северный зритель) в окт. 1797 г., знал или догадывался о тождестве Кирилло-Белозерского хронографа и Мусин-Пушкинского сборника. Сохранилось 2 полных воспроизведения текста «Слова...» по Мусин-Пушкинской рукописи: 1-е издание 1800 г., с приложением «Погрешностей» и «Поколенной росписи российских великих и удельных князей в сей песни упоминаемых», подготовленное М.-П. при участии знатоков палеографии - Малиновского и Бантыш-Каменского; снятая для имп. Екатерины II в 1795 г. копия «Слова...» (Екатерининская копия), опубликованная в 1864 и 1889 гг. Сохранились также выписки из рукописи, сделанные Малиновским и Карамзиным. Также через митр. Гавриила к М.-П. попал пергаменный список Лаврентьевской летописи 1377 г. (Летописец российский преподобного Нестора древнеписьменной на пергамине) с «Поучением Владимира Мономаха», которое известно только по этому списку. По версии самого графа, рукопись была приобретена у наследников Крёкшина, но, вероятнее всего, хранилась до 90-х гг. XVIII в. в б-ке новгородского Софийского собора. Лаврентьевскую летопись ок. 1805 г. М.-П. подарил имп. Александру I Павловичу , а тот в свою очередь передал ее в Публичную б-ку (РНБ). Уникальное собрание, находившееся в доме на Разгуляе, было открыто для историков, с ним работали Болтин, Бантыш-Каменский, чеш. ученый Йозеф Добровский, им пользовался для написания «Истории государства Российского» Карамзин. Большие б-ки М.-П. устроил в своих имениях Иловна и Настасьино-Покровское (Валуево).

http://pravenc.ru/text/2564398.html

И, продолжая своё посмертное существование, его образ, в своём неизбывном одиночестве, при треуголке и шпаге, поднимается на летучий корабль, отправляясь к дальним берегам — к русскому офицеру в кавказских горах, английскому лорду в Лондоне, ко многим другим, которые пленяются его мерцающей, яркой, обманчивой звездой. Но мне хочется удержать в памяти не эту невысокую серую тень, а живого, худощавого юношу с волосами, спускающимися на воротник, и торчащим носом, сына бедного корсиканского семейства, лейтенанта королевской армии со смешным для французского уха именем Наполеоне Буонапарте; человека, который умел действовать артиллерийскими орудиями, как боксёр кулаками, и где-то, в неведомом нам пространстве, во всю его ширь, с облачных круч и ныне слышится их торжествующий майский гром. Но закончить статью лучше всё-таки иначе. Я хочу написать о том, как серебряным морозным утром, таким тихим утром, что кажется, что всё в этом мире уже произошло, сквозь мелкий падающий снег я подходил к Бородинской панораме. Сбоку была тяжёлая статуя Кутузова, выше, по ступенькам — круг здания панорамы, где, как в замершем, вставленном в башню вечности хронометре, замер один миг Бородинской битвы. Там кирасиры атаковали сквозь высокую траву, увозили смертельно раненного генерала Багратиона, который только что кричал «браво» мужественно наступавшим на флеши французским гренадерам. Я слышал шелест воинских знамён, которые в тот день лихо и отчаянно трепетали по ветру, накрывая ряды солдат, словно епитрахиль на исповеди. Я вспоминал о том, как крестьяне, забритые в рекруты, по которым обычно плакали, как по мёртвым, в 1812 году плясали от радости — они будут сражаться! «Матушку несут, Заступницу, Смоленскую», — оттуда, с Бородинского поля слышатся голоса солдат и ополченцев, бегущих к церковному шествию с иконой Богородицы, и Михаил Илларионович Кутузов преклоняет колени перед святыней в чаянии удивительной, подлинной, голгофской Победы. Наполеон (Наполеоне Буонапарте) родился 15 августа 1769 года в городе Аяччо на острове Корсика, который годом ранее был отдан Генуей Франции за долги. Учился в Парижской военной школе, в 1785 году получил звание младшего лейтенанта королевской артиллерии. Первый успех молодого офицера — взятие Тулона, 1793 год. Он командовал артиллерией и фактически взял на себя руководство осадой. 5 марта 1795 года Наполеон подавляет восстание роялистов в Париже и становится дивизионным генералом. 9 марта 1796 года Наполеон женится на Жозефине. За несколько дней до свадьбы Наполеон назначен командующим французской армией в Италии, сразу после бракосочетания отбывает к войскам. В 1796–1797 годах идёт Итальянская кампания, которую считают одним из самых блестящих полководческих успехов Наполеона. Сражения у Лоди, Аркольская битва, битва у Риволи дают Франции почётный мир с Австрией.

http://pravoslavie.ru/56231.html

Основополагающим герменевтическим правилом блаженного Феодорита всегда является изыскание и выяснение «цели» – будь то целой книги, будь то отрывка библейского текста или частного подзаголовка, или даже отдельных слов или дел, о которых идет повествование. «Относительно слов и дел подобает испытывать их цель» 1790 . Эта цель соответствует либо историческому, либо духовному смыслу, то есть или отдаленному отзвуку исторических событий, или их таинственному «разумению». Только через выяснение цели доказывается правдивость пророческого слова. «Если кто не обратит внимания на их цель, тот скажет о них недостойно пророческой добродетели» 1791 . А значит, выяснение цели оказывается важнейшей предпосылкой для каждого шага толкования. «Надобно прежде сказать о цели апостольского учения, чтобы истолкование изречений сделать удобопонятным» 1792 . Однако, помимо ближайшей цели толкователю необходимо учитывать в качестве общего контекста и герменевтического принципа всего Священного Писания также его общую цель, которая бывает двоякой. Это, во-первых, то, что относится к неописуемости и непостижимости Божественной природы 1793 , а во-вторых, Божественное домостроительство, ради которого произошли и были записаны все библейские события 1794 . Цель Божественного домостроительства совпадает, несомненно, с воплощением Спасителя и является руководствующим началом для толкования обоих Заветов. Другими словами, «толкование наше согласно с разумом Божественного Писания» 1795 . Таким образом, в сравнении со святителем Афанасием Великим блаженный Феодорит расширяет понятие «цели» Священного Писания 1796 . На каждом шагу своих толкований блаженный Феодорит стремится к ясности, точности и краткости. Он обычно краток при истолковании исторических повествований и более подробен в изъяснении трудных и темных мест, прежде всего образных, приточных и богословских отрывков, которые нуждаются в духовном толковании 1797 . Из многочисленных грамматических и филологических правил Феодорита особо следует отметить его внимание к разнообразным идиомам Священного Писания, касающимся как буквального, так и духовного смысла.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkova...

Через Сев. Турцию Н.-халидия проникла на Кавказ, где тарикат вдохновлял горцев Дагестана и Чечни на борьбу против царской России и содействовал образованию гос-ва Имамат, к-рое возглавили ученики 1-го шейха Дагестана Магомеда Ярагского (Мухаммада аль-Яраги (ок. 1771-1838) - Гази-Магомед (1794 или 1795-1832) и Шамиль (1797-1871). Духовным наставником Шамиля был шейх Джамалуддин Казикумухский (1788 или 1792-1866). По нек-рым данным, Шамиль имел титул «халиф» (заместитель шейха), поэтому воинов Имамата называли мюридами, а само горское военное движение при Шамиле стали именовать мюридизмом. Духовным наследником шейха Джамалуддина стал Абу Ахмад (Абдурахман) Согратлинский (1792 или 1793-1882), отец 4-го имама Дагестана Мухаммеда (1839-1877). Далее духовные полномочия переходят к Абу Мухаммаду аль-Мадани, от него - к шейху Шарафуддину Дагестанскому и от последнего - к Абдаллаху Дагестани (1891-1973), к-рый большую часть жизни провел в Сирии. Усыпальница шейха Абдаллаха находится в Дамаске. Преемником Шейха Абдаллаха стал шейх Мухаммед (Мехмет) Назим Киприотский (1922-2014). За годы своей деятельности он создал самостоятельную ветвь Н.- Хаккания, с многочисленными последователями в Европе, США, Канаде, Аргентине, Турции, Ливане и в др. странах. Духовным наследником шейха Назима стал его старший сын Мехмет Адиль, т. е. Мехмет Справедливый (род. в 1957 в Дамаске), а главными помощниками продолжают оставаться зятья покойного шейха ливанцы Аднан Каббани и Хишам Каббани, которого шейх Назим в 1990 г. отправил в США распространять Хакканию. Хишам Каббани возглавляет Высший мусульманский совет Америки, регулярно выступающий с миротворческими инициативами и призывающий к межрелигиозному диалогу. Московскую группу мюридов Хаккании возглавляет вакиль (араб. доверенный) шейх Мурад (Марат Сафин, род. в 1977). В 20-х гг. XX в. шейху Шарафуддину еще удавалось поддерживать нерегулярные контакты с дагестанцами. Он передал изну (иджазу) Маккашарифу из Иргали и Талхату из Хаджалмахи (провел 20 лет в тюрьме и 5 лет в ссылке и ум. в 1970), к-рые в свою очередь передали иджазу Мухаммеду бен Ахмеду из Хабщи, от него иджазу получили внук Абдулвахид (Абдуллаев) и кумык Мухажир из Доргели. Летом 1997 г. Абдулвахид стал халифой (наместником) шейха Мухаммеда Назима по Дагестану. Т. о., классическая линия передачи власти дагестан. шейхами, с одной стороны, развивалась через шейха Шарафуддина и его мазунов, т. е. тех, кто получили право на распространение тариката, а с другой, в кон. 90-х гг. XX в. возвратилась в Дагестан через шейха Мухаммеда Назима.

http://pravenc.ru/text/2564642.html

Поэтому и в пышном символизме эсхатологических чаяний иудейской апокалиптики не замечается сияния света божественного. Напротив, «авторы всех подобных предсказаний желали в сущности одного: дать притесненным евреям предмет надежды еще на земле, сделать их стойкими в борьбе» 1788 . По всем отмеченным причинам неоспоримо, что эсхатологический элемент не был эссенциальной и непроизводной частью раввинских номистических воззрений 1789 . Оторвавшись от почвы откровения и подчинив его одностороннему юридическому принципу адекватного воздаяния, иудейская теология осталась верной себе и в этом пункте. Все отдельные моменты претворялись ею в собственном духе и допускались лишь по теоретической потребности и для законченности системы. Она оказывалась в коллизии с повсюдным опытом жизни, и голос его обращал особенное внимание потому, что вносил удручающий диссонанс в гармонии законнического самоублажения. Эсхатологические проблемы разрабатывались больше по доктринальным интересам номистической логики, и в этом отношении можно, пожалуй, согласиться, что, напр., учение о воскресении мертвых было школьным мнением и покоилось на отвлеченном книжничестве 1790 . Разумеется, в этом случае последнее спасало себя от крушения и должно было ограждать все побочное, ибо этим поддерживалось главное. Но в то же время не забывалось и случайное происхождение эсхатологических представлений под влиянием тяжелых жизненных условий 1791 . Это быль член привходящий, и на его точнейшем раскрытии неизбежно отражались все исторические осложнения. И если будет резко 1792 заключение, что он «воспринят из чужой почвы» 1793 , то нельзя отрицать посторонних воздействий на развитие его в иудействе – преимущественно в эпоху Вавилонского плена, когда были усвоены и соответствующие стихии парсизма 1794 в дополнение к данным божественного откровения 1795 . Раз это было допущено, – фарисейство, естественно, поспешило запечатлеть идею воскресения анафемой на отрицателей 1796 . Равно вероятно, что этому приговору покорилось большинство, так как тут был счастливый выход среди тягостного разлада 1797 . Впрочем, не менее ясно и то, что по сравнению с началами номизма все эти истины приобретали соподчиненное значение и не были абсолютно обязательными. Посему саддукейство, не скрывая своего эсхатологического скептицизма, возвышалось до религиозного верховенства в народе и становилось первейшим блюстителем национальных святынь, а новейшие писатели-евреи не усвояют бессмертию и воскресению непреложной догматической важности 1798 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

области И., игравшие в XVIII в. первенствующую роль в экономике страны благодаря удобному расположению на путях оживленного транзита (в т. ч. шелком-сырцом и хлопком) между Россией, Османской империей и Ср. Азией, предоставляли каджарам большие материальные и военные преимущества. В 1788 г. Ага Мухаммад-хан, сплотивший вокруг себя тюрк. вождей Азербайджана и Ирака Персидского, захватил Исфахан, в 1794 г. штурмом взял Шираз и Керман. Покончив с зендами, в 1795 г. он вторгся в Закавказье, где разрушил и сжег Тифлис, а по возвращении в Тегеран в 1796 г. возложил на себя шаханшахский венец и препоясался мечом, освященным на гробнице шейха Сефи ад-Дина, что символизировало преемственность власти от Сефевидов и верность шиизму. Каджарский владыка утвердил правило назначать на посты наместников важнейших вилайетов младших отпрысков своего дома. Вскоре после того как Ага Мухаммад-шах покорил Зап. Хорасан, он был убит заговорщиками в Карабахе (1797). Ханы и племенные вожди, командовавшие его войсками, оставили лагерь и отступили в И. Законным наследником стал племянник Аги Мухаммада - Баба-хан, к-рый в 1798 г. короновался под именем Фатх Али-шах, а к 1801 г. сумел воссоединить под своей властью запад Иранского нагорья, часть Курдистана и Вост. Закавказье. Лит.: Minorsky V. La Perse au XV siècle entre Turquie et Venise. P., 1933; idem. Medieval Iran and Its Neighbours. L., 1982; Pope A., Ackerman Ph., ed. A Survey of Persian Art. L.; N. Y., 1938-1939. 9 vol.; Browne E. G. A Literary History of Persia. Camb., 1953-1955. 4 vol.; Петрушевский И. П. Ислам в Иране в VII-XV вв. Л., 1966; Farmayan H. F. The Beginning of Modernisation in Iran: The Politics and Reforms of Shah Abbas I (1587-1629). Salt Lake City, 1969; Рипка Я. История персидской и таджикской литературы. М., 1970; Бушев П. П. История посольств и дипломатических отношений рус. и иран. государств в 1586-1612 гг. М., 1976; Lambton A. K. S. Theory and Practice in Medieval Persian Government. L., 1980; Туманович Н. Н. Европейские державы в Персидском заливе в XVI-XIX вв.

http://pravenc.ru/text/673877.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010