97 Погодин Михаил Петрович (1800 – 1875) – русский историк, писатель, журналист, академик Петербургской академии наук. Сын крепостного. В 1821 г. окончил Московский университет. В 1826 – 1835 гг. занимал кафедру всеобщей истории, в 1835 – 1844 гг. – русской истории этого университета. Издавал журналы «Московский вестник» (1827 – 1830) и «Москвитянин» (1841 – 1856). Выступал защитником уваровской теории народности, был ярым приверженцем норманизма. 98 Горский Александр Васильевич (1814 – 1875) – русский церковный историк и археограф. Окончил Московскую духовную академию, стал ее профессором, а с 1864 г. – ректором. С 1849 г. с помощью К. И. Новоструева начал работу над «Описанием рукописей Московской синодальной библиотеки» (т. 1 – 5. М., 1855 – 1869; т. 6 издан в 1817 г.), содержащим много сведений по истории славянской и греческой литератур. 99 Перевод с греческого языка Жития Нифонта Констанцского был широко известен в древнерусских списках. Исследователи выделяют несколько редакций памятника. Список 1219 г. из собрания Троице-Сергиевой лавры, которым пользовался и Н. И. Костомаров , ныне хранится в рукописном отделе Государственной библиотеки им. В. И. Ленина. 101 Аксаков Константин Сергеевич (1817 – 1860) – русский литератор и историк; славянофил. Сын писателя С. Т. Аксакова. Окончил Московский университет (1835). Входил в литературно-философский кружок Н. В. Станкевича гегельянского направления. Около 1840 г. вместе с Ю. Ф. Самариным примкнул к кружку А. С. Хомякова и стал одним из наиболее видных славянофилов. 102 Плетнев Петр Александрович (1792 – 1865) – русский поэт и критик; академик. В 1840 – 1861 гг. – ректор Петербургского университета. В 1838 – 1846 гг. – издатель журнала «Современник». 104 Лазаревский Михаил Матвеевич (1818 – 1867) – чиновник особых поручений при председателе Оренбургской пограничной комиссии (1847 – 1848), позже – правитель канцелярии Министерства государственных имуществ, сотрудник Главного управления по делам печати. 105 Хорошевский Владислав Юлианович (1835 – 1900) – член польского демократического кружка в Петербурге, активный участник революционного студенческого движения начала 60-х годов. Встречался с Н. Г. Чернышевским и Н. А. Добролюбовым, посещал собрания в редакции журнала «Основа».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Архив Пн Святитель Макарий (Невский), митрополит Алтайский 31 августа 2016 г. 15:10 Митрополит Макарий (в миру Михаил Андреевич Невский, при рождении Парвицкий) (1835-1926) — митрополит Московский и Коломенский (1912-1917), митрополит Алтайский (с 1920 года). Известный миссионер, «апостол Алтая». Будущий святитель родился в 1835 г. в с. Шапкино Ковровского уезда Владимирской губернии. Он был шестым ребенком в бедной семье причетника сельского храма Андрея Парвицкого. В 1843 г. семья переселилась в Сибирь. В Тобольске Михаил поступил в семинарию, где получил фамилию Невский. По окончании Тобольской семинарии он был принят в Алтайскую духовную миссию в 1855 г. в звании учителя и миссионерского сотрудника. Молодому труженику, посвятившему свою жизнь миссионерству, было явление архимандрита Макария (Глухарёва), ныне прославленного в лике святых. Преподобный Макарий (Глухарёв) (1792-1847), основавший в 1830 году Алтайскую миссию, создал на основе кириллицы алтайскую азбуку, сделал первые переводы на наречия алтайцев библейских текстов и катехизаторской литературы, положив, таким образом, начало их письменности. В честь него алтайцы называли впоследствии святителя Макария (Невского) «вторым Макарием». Первые годы в Алтайской миссии Михаил Невский посвятил изучению языка алтайцев. Дело шло весьма трудно. Тогда он стал усиленно молиться Матери Божией и вскоре чудесным образом овладел новым языком. Молодой проповедник все свое время проводил в далеких аилах, проповедуя истинную веру. С 1857 г. Михаил Невский становится рясофорным послушником. В 1861 г. он принял монашеский постриг с именем Макарий в память преподобного Макария Великого, в том же году состоялась его иерейская хиротония. После этого иеромонах Макарий направляется на миссионерское служение в Чемальский стан. Нередко о. Макарий действовал как врач. Хотя знания его были весьма простые, аптечка скудной, он доставлял облегчение людям усиленной молитвой. Господь нередко через него совершал чудеса. Известен случай, когда отец Макарий высосал смертельный яд из ноги мальчика, укушенного змеей, и остался жив.

http://patriarchia.ru/db/text/4601422.ht...

Шуя действовала против поляков в этом году особенным ополчением под начальством Боярина Федора Ивановича Шереметева 4 . В 1619 году Шуя снова была поражена неожиданным несчастием – набегом литовцев, казаков, черкес и русских мятежников, которые превратили город в прежние развалины и пепел. Вместо домов и церквей остались одни пустые места, и несчастные жители скитались где ночь, где день. В 1629, 1662, 1668, 1710, 1766, 1770, 1792 и 1847 годах Шуя сильно страдала от пожаров, нередко истреблявших в ней почти все здания. В 1654 году шуйские жители были поражены смертоносной язвой, свирепствовавшей с 1 сентября по 12 октября. От язвы умерло тогда 560 человек, в живых осталось 610. В 1682 году в мае месяце останавливался в Шуе, проездом в Москву, – из места своего жительства – г. Луха, злополучный боярин Артамон Матвеев. Он проезжал тогда городом не как уже опальный, но как знаменитый боярин. Ехал он через Шую с великой пышностию и забрал у шуян не малое количество людей, вероятно, для сбережения себя в пути. В 1722 году Император Петр Великий, проезжая через Владимирскую и Юрьевскую провинции в Персидский поход, посетил и город Шую. По преданию, сохранившемуся от того времени, он заехал в Шую для того единственно, чтобы исполнять свое обещание – поклониться чудотворной иконе Шуйской Смоленской Божией Матери, некогда исцелившей царя от тяжкой болезни. Предание гласит, что царь хотел взять сию икону в Москву, но духовенство и граждане упросили его не лишать их этой святыни. В 1737 году, в августе и сентябре месяцах, по преданию, проживала в Шуе дочь Петра Великого, Цесаревна Елизавета Петровна. В 1778 году при образовании Владимирского Наместничества на основании учреждений о губерниях, из четырнадцати уездов, назначен Шуйский уезд во Владимирскую губернию. В 1781 году утвержден Герб города Шуи, изображение его: в верхней части щита Герб Губернского города, в нижней части в красном поле кусок мыла, означающий главные в старину в Шуе мыльные заводы. В 1831 году, в июле месяце жители Шуи поражены были холерою, от которой померло тогда 300 человек. В благодарность Господу Богу за избавление от этого бедствия жители учредили крестный ход кругом города в 28 день июля, наложив на себя перед ним добровольный недельный пост.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

В конце XIX в. была предпринята попытка перечислить всех священников, которые ранее служили в Ясенках. Некоторым из них даже давалась краткая характеристика. Не всегда лестная. Отец Михаил Гаврилович Владимиров был первым священником, о котором сохранились хоть какие-то данные. Впервые упоминается он в церковных документах в 1780 году. Известен и год его упокоения – 1792-й. После смерти отца Михаила в Ясенки был определен священник Иаков Никифоров, с некоторыми перерывами служивший здесь до 1814 года. В 1798 году, когда в ясеновской церкви было открыто второе штатное священническое место, на его место определили отца Гавриила Георгиевича Попова, прослужившего в Ясенках до 1826 года и умершего в 1831 году. Недолго прослужил в ясеновском приходе отец Андрей Иванович Песков: с 1814 по 1819 год. А вот священник Никанор Иванович Владимиров связал свою судьбу с Ясенками на длительный период времени. С 1819 по 1838 год он предстоял престолу в местном храме, затем уступил штатное место своему зятю священнику Василию Ильичу Полянскому, который служил в Ясенках четверть века. В 1863 г. отец Василий по возрасту вышел за штат и просил, чтобы его место досталось зятю – священнику Иоанну Петровичу Смирницкому. Отец Симеон Гавриилович Дубровский, упоминавшийся в качестве клирика храма с 1827 года, умер в 1836 году. «Место его было зачислено за семьей, а требы исправлял безместный священник Иоанн Богомолов, - сообщает дореволюционный историк. – Так как к дочери о. Дубровского не нашлось жениха, то место было представлено в 1847 году Аристарху Андреевичу Ингеницкому». В синодальную эпоху (и это один из ее минусов) священническое место иногда оказывалось наследством, а то и приданным. В 1868 году отца Аристарха сменил его сын Андрей, который и священствовал в Ясенках до 1902 года. В 1904 году в ясеновской церкви служили священники Георгий Николаевич Кузнецов и Иоанн Николаевич Белозоров, определенный на вновь открытую вторую вакансию в 23 июля 1899 года. Имелись при храме два штатных псаломщика, а периодически появлялись и диаконы. В 1900 году упоминается диакон Митрофан Дубянский и псаломщик Василий Попов.

http://sobory.ru/article/?object=17382

С этой датировкой не соглашается автор новейшей истории г. Харькова (Д.И. Багалей). «Статистика первоначального населения Харькова, говорит он, известна нам по отпискам первых московских воевод и нет основания думать, что бы для небольшого сравнительно числа первых поселенцев Харькова потребовалось сразу так много церквей. К тому же нынешний Воскресенский приход представлял в то время остров, отрезанный от города реками Харьковом (старым его руслом) и Нетечью и селиться здесь вряд ли было удобно. Не следует упускать из виду, что о Воскресенской церкви не упоминает и челобитная 1633 г., что во всяком случае не говорит в пользу предположения автора «Историко-статистического описания Харьковской епархии». Когда впервые была выстроена Воскресенская церковь, мы не знаем. Знаем только, что она помещалась не там, где теперь, а саженей на 100 к северу, в местности нынешнего Престольного переулка. Близ церкви находилось приходское кладбище, которое просуществовало до 1792 г., когда в силу указа о перенесении кладбищ вне черты городской оседлости было закрыто». Простояв около ста лет, церковь пришла в ветхость и вместо нее в 1742-1743 г.г. была выстроена новая деревянная. Из описи 1789 г. видно, что церковь была трехглавая и имела крестообразную форму. В 1795 г. начата третья каменная церковь, оконченная в 1797 г. В 1847 г. церковь подверглась переделкам, расширению. Церковь в настоящее время благолепно украшена и имеет множество ценных предметов из церковной утвари для богослужения. Так все три престола его покрыты серебряными позолоченными досками с рельефными и гравировкой изображениями работы лучших мастеров фирмы Хлебникова и других. Иконостас, украшенный хрусталем, заключает в себе иконы живописи хорошей работы. Из Евангелий, украшенных богатыми окладами с художественными украшениями – изображениями в рельефах, или чернью, или финифтью – укажем на Евангелие Московской печати 1815 г. (оклад 1817 г.), Евангелие Московской печати 1841, Евангелие Московской печати 1852 г., Евангелие Московской печати 1821 г.

http://sobory.ru/article/?object=40022

К третьей группе епископов можно отнести тех архиереев, которые были учеными в иноческом клобуке. Их судьба тоже не всегда была легкой. Русская богословская наука, главным образом догматика, сравнительное богословие, апологетика и литургика, в эпоху императора Николая I, а отчасти и позже, из-за государственной опеки и консервативных воззрений митрополита Филарета не предоставляла возможностей для объективного научного исследования. Уже не раз упоминавшийся здесь архиепископ Никанор Бровкович, немало сделавший в области богословских наук, рассказывает нам о трудностях, с которыми приходилось сталкиваться во время учения в духовной академии и впоследствии, и не только ему, но и многим его современникам. Он пишет, что в 50-е гг. в академиях принято было замалчивать острые вопросы, талантливые преподаватели часто устранялись от ведения «опасных дисциплин» и вынуждены были жертвовать своими познаниями и работать в области дисциплин «неопасных», вроде греческого языка или христианской археологии . «Записки» Никанора характеризуют не только состояние духовных школ в 50–60-е гг., но и положение ученого монашества. Для того чтобы дополнить нашу характеристику синодальной эпохи, упомянем имена еще двух лиц, отмеченных трагедией пытливого духа и дарования. Одним из них был архимандрит Макарий Глухарев (1792–1847). Он отличался врожденным талантом и блестящими знаниями еврейского языка и Ветхого Завета, что позволило ему заниматься разносторонней научной деятельностью. У него было открытое сердце, исполненное смирения и любви, в сочетании с энергией и устремленностью к одной ясной цели — переводу Священного Писания на русский язык. Вначале он не собирался принимать монашеский постриг. Но, став преподавателем Екатеринославской семинарии, куда его направили после окончания духовной академии, он близко сошелся с уже известным нам епископом Иовом (Потемкиным) и некоторыми другими иноками из Молдавии, принадлежавшими к окружению Иова, и таким образом соприкоснулся с аскетическим духом школы старца Паисия Величковского. Он принял постриг, некоторое время провел в Глинской пустыни у старца Филарета, изучая аскетические сочинения. Потом он стал ректором Костромской духовной семинарии. Его научные планы — перевести Священное Писание на русский язык и издать перевод — не встретили одобрения Синода, ему даже было рекомендовано прекратить свои опыты по переводу Писания. Обиженный и возмущенный, он оставил должность ректора и вернулся в Глинскую пустынь (1825). Впрочем, Макарий был человеком, который не мог просто уйти в монастырь и предаться созерцательной жизни. У него вызревал план миссионерской деятельности среди языческих народов Сибири.

http://sedmitza.ru/lib/text/436672/

Москва. Церковь Симеона Столпника за Яузой. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Храм расположен в районе Таганский, (Николоямская улица, д. 10). Главный престол освящён в честь преподобного Симеона Столпника; приделы в честь Николая Чудотворца, в честь святителя Димитрия Ростовского. 1 сентября 1598 года, в день памяти Симеона Столпника, Борис Годунов официально взошёл на трон. В этом же году, чтобы отметить день своего венчания на царство, Годунов основал новую церковь. Деревянная церковь Симеона Столпника была построена в 1600 году. В 1657 году Симеоновская церковь уже упоминается как каменная. В 1731 году прихожане храма на свои средства начали его перестройку. Согласно храмовым записям, Никольский придел освятили в ноябре 1731 года. Только через два года, в октябре 1733 года, был освящён главный престол в честь преподобного Симеона Столпника. В 1763-1768 годах, на средства суконного фабриканта А.И. Маленькова по проекту И.М. Назарова, была построена новая трапезная с приделами Святителя Николая и Димитрия Ростовского. В 1785 году была построена церковная ограда с воротами, которая сохранилась до настоящего времени. В 1789 году была построена новая колокольня. В 1792 году, на средства С.П. Васильева и И.Р. Баташёва, началось строительство храма, с сильными изменениями дошедшего до наших дней. Иван Родионович Баташёв являлся владельцем горно-металлургических заводов в Нижегородской, Тамбовской и Владимирской губерниях. Одновременно со строительством церкви он также вёл здесь строительство своей новой городской усадьбы (с 1878 года здание усадьбы занимает Яузская больница). Возможным автором проекта храма мог быть талантливый московский архитектор Родион Казаков. Строительство храма проходило непросто. В 1798 году, в практически законченном здании обрушился купол, повредив при этом стены. К 1812 году строительство было закончено и храм был готов к освящению, которому на этот раз помешали французы, захватившие Москву. Во время большого московского пожара храм был разграблен, сгорел новый иконостас. В итоге освящение новой церкви Симеона Столпника состоялось только в 1813 году. В 1847 году, по проекту архитектора Н.И. Чичагова, был сделан новый иконостас. К 1851 году он также создал иконостасы и для приделов. Расположенный на Таганском холме огромный Симеоновский храм был виден издалека. Построен он был в стиле классицизма. Над четвериком с портиками возвышалась высокая ротонда. Смотрелись они очень гармонично за счёт высоких ворот четверика и высоких окон ротонды. Купол храма украшали круглые окошки — люкарны и тонкий барабан с маленькой главкой. В последующие годы продолжалось обновление храма. В 1851 году была перестроена трапезная. В 1863 году приход Симеоновской церкви приобрёл новый большой колокол весом в 418 пудов (6847 кг). Для его размещения пришлось строить новую трёхъярусную колокольню. Колокольня, отчасти повторяющая своим декором основной объём храма, была построена по проекту Козловского.

http://sobory.ru/article/?object=05805

Другая яркая личность XIX века, по мнению Флоровского, – это преподобный Макарий (Глухарев) (1792–1847), апостол Алтая. Он основал Алтайскую миссию. В его бытность начальником миссии было крещено 675 взрослых алтайцев и более тысячи детей. Занимался не только христианским просвещением, но и образованием местного населения. Его миссия помогала людям материально, оказывала лечебную и другую помощь. Вот как свидетельствовал о преподобном Макарии Флоровский: «Среди окончивших Санкт-Петербургскую академию в эти ранние годы самым вдохновенным выразителем и проповедником новых настроений был Макарий Глухарев, один из самых замечательных людей той эпохи. В академии Глухарев был под всецелым влиянием Филарета – отдал свою волю ректору Филарету, ничего не делал и не начинал без его совета и благословения и почти ежедневно исповедовал ему свои помыслы. Эта духовная связь между наставником и учеником осталась навсегда» [Пути, 1991, 187]. «Миссия была для Макария подлинным апостольским подвигом. Он вложил в него весь свой пыл, все напряжение души своей… Свои общие мысли о миссионерском деле Макарий изложил в особой записке “Мысли о способах к успешнейшему распространению христианской веры между евреями, магометанами и язычниками в Российской державе” (1839). Своих сотрудников Макарий хотел познакомить с системой Ланкастерских школ, с основами медицинского ухода, с правилами сельского хозяйства. Созерцательная мечтательность не убивала в Макарии жизненной трезвости» [Пути, 1991, 188-189]. Изучая миссионерскую деятельность в Российской империи, отец Георгий отмечает, что «история Алтайской миссии при Макарии – это один из самых героических и святых эпизодов в нашей истории» [Пути, 1991, 189]. Именно в миссии на Алтае у преподобного возникла идея перевода Библии на русский язык, что, по сути, есть дело миссионерское. «Среди апостольских трудов у Макария родилась новая мысль, охватившая его со всей исключительностью страсти. Это был план библейского перевода… Уже в 1834 году Макарий через митр. Филарета представил в Синод записку “О потребности для российской церкви преложения всей Библии с оригинальных текстов на современный русский язык”. Филарет скрыл это письмо, чтобы укрыть “романтического миссионера” от гнева и кары высших властей, считавших благовременным переводить Писание на языки полудиких и вовсе диких инородцев, но никак не на русский» [Пути, 1991, 189].

http://bogoslov.ru/article/6194377

Большое внимание журнал уделял этнографическим сведениям из местностей деятельности миссионеров, включая Кавказ, Монголию, Якутию, Индию и многие другие. Описывались быт, нравы, особенности семейных отношений, обряды. Приведем заголовки некоторых статей: Равноапостольная Нина и просвещение Иберии (Грузии); Миссионерская деятельность между корейцами; Путевые записки о путешествии по Сибири; Отношение японцев к православию; Положение православных болгар под игом турок; Причины отпадения крещёных татар от христианства; Миссионерская деятельность женщин в Египте и Индии. Процитируем последнюю из перечисленных работ: «В христианстве нет различий между мужчинами и женщинами, в благодатное царство Христово одинаково призваны как мужчины, так и женщины». К этой работе примыкают некоторые идеи из публикуемых «Миссионером» (в 1874, 1875 и 1878 гг) извлечений из труда архимандрита Макария «Мысли о способах к успешнейшему распространению христианской веры между евреями, магометанами и язычниками в Российской державе». Преподобный Макарий (Глухарев Михаил Яковлевич; 17921847) был основателем Алтайской Духовной Миссии выдающимся подвижником дела христианского благовестия и просвещения. «Мысли» написаны им в 1837–1838 гг. Одним из важнейших положений предлагаемой им реформы миссионерского дела являлось привлечение женщин к церковному служению. Он предполагал устроить на Алтае «женскую общину миссионерок-дьяконисс» из «единомысленных девиц и вдов». Он писал, что дьякониссы при станах Миссии могли бы помогать миссионерам в первую очередь при подготовке оглашаемых к крещению, а также исполнять в походных церквах дела чтеца, звонаря, просфорни, помогать при обучении девочек и «в содержании деревенских школ», принимать «новокрещенных сирот женского пола на воспитание», обучать их грамоте, рукоделиям. Дьякониссы, посещая больных, могли бы служить им благовестницами, внушать им «истины евангельские». Заметим, что роль женщины в церкви и обществе всегда интересовала В. С. Маркова, тем более, что его главный жизненный ориентир и авторитет, святитель Филарет, на практике разделял идеи Макария относительно восстановления чина дьяконисс в Православной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Marko...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Деяние Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о канонизации подвижников благочестия МИТРОПОЛИТА МАКАРИЯ (НЕВСКОГО; 1835-1926), ПРОТОИЕРЕЯ АЛЕКСИЯ МЕЧЕВА (1859-1923), ИЕРОСХИМОНАХА АЛЕКСИЯ (СОЛОВЬЕВА; 1846-1928), ИЕРОСХИМОНАХА СЕРАФИМА ВЫРИЦКОГО (МУРАВЬЕВА; 1866-1949), 34 ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКОВ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОЙ ВАЛААМСКОЙ ОБИТЕЛИ (+1578), МИТРОПОЛИТА РОСТОВСКОГО АРСЕНИЯ (МАЦЕЕВИЧА; 1697-1772), ЕПИСКОПА ПЕНЗЕНСКОГО ИННОКЕНТИЯ (СМИРНОВА; 1784-1819), АРХИМАНДРИТА МАКАРИЯ (ГЛУХАРЕВА; 1792-1847), СВЯЩЕННИКА АЛЕКСИЯ ГНЕУШЕВА (1762-1848), ИГУМЕНА КИЗИЛТАШСКОГО МОНАСТЫРЯ ПАРФЕНИЯ (1816-1867) и об общецерковном прославлении ПРЕПОДОБНОГО ИОВА, В СХИМЕ ИИСУСА, АНЗЕРСКОГО, И ПРЕПОДОБНЫХ ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ Москва, Храм Христа Спасителя, 13–16 августа 2000 года. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Исполняя повеление Христово о возвещении людям благой вести о Пришествии в мир Сына Божия, Святая Христова Церковь ублажает тех, кто идет тесным путем смирения и терпения в Царство Небесное. На этом пути скорби и самоотречения венчаются те, кто всецело отдал себя в руки Божии, соделался доброй землей, в которую упало семя слова Божия и принесло обильный плод (Мф. 13, 1–23). " Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас " , – сказал Господь верующим в Него (Мф. 11, 28). Исполняя обетование, Бог в каждую эпоху христианской истории являет праведников, творит силы святыми Своими, в каждом роде благоугодившими Ему. В ХХ веке совершилось отпадение множества людей от Церкви, но в то же время процвело много подвижников, молитвенников и благочестно живущих: пастыри Церкви Христовой, прозревая грядущие гонения, подвизались с особой ревностью и решимостью. Были Богом хранимые пастыри, которые так же, как и новомученики и исповедники Российские, несли тяжелый крест служения Богу и ближним, являясь для своих духовных детей чадолюбивыми отцами. Любовь и духовное попечение таких пастырей о прихожанах зачастую были для них единственной поддержкой в скорбях. К лику таких пастырей принадлежат:

http://sedmitza.ru/lib/text/429379/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010