650 Вяземский Петр Андреевич (1792–1878) – литератор и общественный деятель. Градовский Александр Дмитриевич (1841–1889) – профессор государственного права, публицист. Положил начало науке русского государственного права, первым дал систематическое изложение конституционного права западных стран. Выясняя политическую генеалогию либерального консерватизма П.Б.Струве в статье «О либеральном консерватизме в нашем прошлом» (Русская мысль. 1927. Январь) отвел этим фигурам почетное место среди русских либеральных консерваторов, к кому он причислял также Екатерину II. Н.С.Мордвинова, Н.М.Карамзина , А.С.Пушкина, Н.И.Пирогова, Б.Н.Чичерина. 652 Муравьев Николай Николаевич (1809–1884) – государственный деятель, генерал-губернатор Восточной Сибири (1847–1861). За заслуги в деле урегулирования пограничных споров России и Китая ему было пожаловано добавление к фамилии – Амурский. Отец П.Б.Струве, Бернград Васильевич (1827–1889), служил под руководством Н.Н.Муравьева, был астраханским, а на момент рождендия сына – пермским губернатором. 653 Струве П.Б. Patriotica: политика, культура, религия, социализм. СПб., 1911. Сборник можно было бы оценить как личные «вехи» П.Б.Струве, переход его на начала консервативного либерализма. Особенно показательна в этом отношении статья «Великая Россия. Из размышлений о проблеме русского могущества» (сначала – в «Русской мысли». 1908. 1), в которой были даны первоначальные контуры формулы либерального консерватизма. В качестве «железного инвентаря» этого нового мировоззрения он называет «идеал государственной мощи и идею дисциплины народного труда – вместе с идеей права и прав» (С.82). 655 Речь идет о статье П.Б.Струве «Письмо к студентам», опубликованном в приложении к журналу «Освобождение» – «Листке „Освобождение " » (Париж, 1904. 1). П.Б.Струве призвал студентов провести патриотическую демонстрацию и кричать «Да здравствует армия!», но «испускать этот лозунг одним духом с другими, еще более ценными и более патриотическими: «Да здравствует Россия!»; «Да здравствует свобода!», «Да здравствует свободная Россия!» (С.2). Этот призыв вызвал критику со стороны «Освобождения» (См.: Шацилло К. Ф. Русский либерализм накануне революции 1905–1907 гг. М., 1985. С.220–223).

http://azbyka.ru/otechnik/Semen_Frank/ru...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла О " КОННЕЛЛ [англ. O " Connell] Даниел (6.08.1775, Кэрсивин, графство Керри - 15.05.1847, Генуя), ирл. политический и религ. деятель, основатель Католической ассоциации Ирландии. Происходил из знатного, но обедневшего ирл. рода из графства Керри в Мунстере (считались потомками древнеирландской династии И Фидгенти). Отец О., Морган О " Коннелл (1739-1809), был небогатым землевладельцем. Младший брат Моргана, Даниел Чарльз О " Коннелл (1745-1833), с 60-х гг. XVIII в. состоял на военной службе во Франции, получил от франц. кор. Людовика XVI (1774-1792) титул графа (1783), после Французской революции (1789-1799) переехал в Англию, сражался в брит. армии против Наполеона Бонапарта. Один из младших братьев О., Джеймс О " Коннелл (1786-1872), был активным деятелем Либеральной партии в Ирландии, в 1869 г. по протекции премьер-министра У. Гладстона получил титул баронета. В 1790-1791 гг. О. учился в католич. школе в Корке, с 1791 г.- в иезуитских коллегиях в Сент-Омере и Дуэ в Австрийских Нидерландах. В янв. 1793 г., после интервенции в Австрийские Нидерланды французской революционной армии, уехал в Лондон, где изучал право в Линкольнс-инне (1794-1796), затем - в Кингс-инне в Дублине (1796-1798). В 1798 г. не поддержал восстание, организованное республиканским Об-вом объединенных ирландцев. С 1799 г. занимался юридической практикой, в т. ч. защищал обвиняемых в политических процессах, стал одним из наиболее известных ирл. адвокатов. Был членом дублинской масонской ложи (с 1799; к 20-м гг. XIX в. отошел от масонского движения, в т. ч. из-за осуждения масонства Римско-католической Церковью). В 1802 г. женился на дальней родственнице - Мэри О " Коннелл, в браке родились 4 дочери и 4 сына; двое из сыновей впосл. стали членами палаты общин брит. парламента. Сохранилась переписка О. с женой (ок. 600 писем). О. отрицательно отнесся к Акту об унии Великобритании и Ирландии (1800), стал активным членом Ирландского католич. комитета, выступавшего за эмансипацию католиков (отмену существовавших в их отношении имущественных и политических ограничений), а после его запрета властями (1812) - Ирландского католич. совета. О. выступал против компромиссных вариантов эмансипации, при к-рых за брит. властями сохранялось бы право вето при назначении католич. епископов в Великобритании и Ирландии. Вел полемику с ирл. протестантами, в 1815 г. смертельно ранил на дуэли одного из главных своих оппонентов - Дж. Д " Эстерра, в чем впосл. глубоко раскаивался.

http://pravenc.ru/text/2578251.html

В то время профессура исламского отделения Казанской Духовной академии, к которой принадлежал Ильминский, довольно скептически относилась к жестким мерам правительства по русификации татар Поволжья и сопровождавшему их «ура»-миссионерству в среде «серого» духовенства. Они считали, что давление на мусульман и миссия, составленная из простых и пассивных приходских батюшек, – «безнадежное дело, напротив, для успеха нужно много тщательно подготовленных, профессиональных миссионеров». Так стала складываться программа обучения миссионеров-профессионалов, что вскоре привело к обновлению миссии в Поволжье. Возрождение в Казани привело к оживлению интереса ко всему западносибирскому региону, в котором проживало большинство тюркских народностей, подпадавших под влияние ислама . Тобольский архиепископ Евгений (Казанцев), ознакомившись с положением православных дел в Поволжье, сделал вывод, что жителям Алтая также грозит опасность и их желательно заново надо просвещать светом Христовым. С этой целью в 1830г. им была открыта Алтайская миссия. Кадры для нее владыка Евгений стал искать в европейской части России. На его-то призыв и откликнулся архимандрит Глинской пустыни Макарий Глухарев (1792–1847). Выпускник СПб Духовной академии, он вначале избрал для себя путь ученого и, очевидно сделал это не без влияния свт. Филарета (Дроздова) , его духовника. 37 Вначале о.Макарий преподавал и был даже ректором Костромской семинарии, но вскоре, увлекшись учением старца Паисия Величковского , решил углубить свою ученость аскетической традицией «умного делания». Из Глинской пустыни, где он оказался в момент миссионерского призыва архиепископа Евгения, он, после бесед с преп. Серафимом Саровским и с благословения свт.Филарета, прибыл в Бийск. Здесь он решил возродить древнехристианскую традицию проповеди – стал обращать в христианство местных язычников – алтайских кочевников. Несмотря на скудные средства, выделяемые Св.Синодом, Алтайская миссия медленно, но верно, пошла по тернистому пути, ставшему впоследствии эталоном для многих русских миссионеров.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Ландышев Ст, протоиерей. Некоторые сведения об учреждении Алтайской духовной миссии и об ее основателе архимандрите Макарии//Миссионер. – 1877. – 6. – С. 44. Левитин С. К вопросу об инородческой школе и национальному самоопределению//Инородческая школа: Сб. статей. – Пг., 1916. – С. 28–29. Ледебур К. Ф, Бунге А. А., Мейер К. П. Путешествие по Алтайским горам и джунгарской Киргизской степи. – Новосибирск, 1993. Макарий, архиепископ. Полное собрание проповеднических трудов Преосвященного Макария, архиепископа Томского и Алтайского (18841910 гг.). – Томск, 1910. Макарий, епископ Томский и Барнаульский. Современное состояние Алтайской миссии//Православный благовестник. – 1902. – 18. Макарова-Мирская А.И. Полтора месяца на Алтае: Из писем к бабушке. – Харьков, 1915. Маняхина М.Р. История культовой архитектуры Алтая XIX – начала XX века. – Барнаул, 1999. Метельницкий К. Н. О пребывании архимандрита Макария в г. Барнауле//История Православия на Алтае: Сб. статей/Ред. – сост. Ю. А. Крейдун, К. Н. Метельницкий. – Барнаул, 2001. – C. 5–10. Миллер Г. Ф. История Сибири. – Т. 1. – М.;Л., 1937. Миссионерские известия и заметки: Известия с Алтая//Томские епархиальные ведомости. – 1901. – 22. Модоров Н. С. История и культура Горного Алтая. – Горно-Алтайск, 1991. Модоров Н. С. Россия и Горный Алтай: политические, социально-экономические и культурные отношения (XVII–XIX вв.). – Горно-Алтайск, 1996. Модоров Н. С. Культурно-просветительская деятельность Макария Глухарева (1792–1847) на Алтае//Горно-Алтайск: 70 лет: Материалы научно-практической конференции. – Горно-Алтайск, 1998. Модоров Н. С. Алтайская Духовная Миссия и просвещение алтайцев (конец XIX – начало XX в.)//Просвещение на Руси, в России: Исторический опыт. – СПб., 2000. Нестеров С. В. Жизнь и труды алтайского миссионера архимандрита Макария (Глухарева) и актуальные основы его духовного наследия. – М., 2005. Нилус С.А. Полн. собр. соч. В 6 т. Т.3: Святыня под спудом. Тайна православного монашеского духа/Сост. и общ. ред. А.Н. Стрижева. –2000.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altajs...

Священно-церковно-служители и старосты церковные Священники 1) Иосиф Терентьевич Соловьев, 1814–1828 гг. По окончании курса в Московской академии, 1792 г. февр. 1 дня посвящен во диакона к Богословской, что в Бронной, Никитского сорока, церкви. 30 авг. 1796 г. рукоположен во священника к Николаевской, на Старом Ваганькове, церкви. 17 янв. 1813 г. перемещен, Сретенского сорока, к ружной Покровской, что в Покровском, церкви, а в январе 1814 г. переведен к Крестовоздвиженской церкви. † 1830 г. в ноябре. 2) Василий Симеонович Советов, 1828 – 1831 гг. По окончании курса в Спасо-Вифанской семинарии, два года был Дмитровских духовных училищ инспектором и уездного училища учителем по латинскому яз., арифметике и географии. 9 мая 1827 г. посвящен во диакона в Петро-Павловской, на Якиманке, церкви и того же года 21 мая рукоположен во священника «в Военный гофшпиталь»; в 1828 г. апр. 13 перемещен в Запасный дворец, а 8 авг. того же года – к Крестовоздвиженской церкви, † 4 июля 1831 г. 3) Николай Васильевич Богородский, 1831–1847 гг. По окончании курса в Московской духовной семинарии в 1817 году, 21 мая 1819 года посвящен во священника к Воскресенской г. Коломны церкви; был учителем низшего отделения Коломенского уездного училища, а потом и инспектором училищ духовного и приходского; с 24 авг. 1829 г. – священник Страстного девичьего монастыря, а 9 июня 1831 г. перемещен к Крестовоздвиженской церкви. С 1845 г. – духовник округа. † 26 нояб. 1847 года. 4) Георгий Стефанович Колычев, 1847–1849 гг. Из мест. диаконов, определен 1 дек. 1847 г. 5) Александр Васильевич Вишневский, 1849–1886 гг. Сын диакона. По окончании курса в Московской дух. семинарии в 1834 году, посвящен во диакона к Филипповской, на Мещанской, церкви, в 1835 году. 12 февр. 1849 года рукоположен во священника к Крестовоздвиженской церкви. С 1842 по 1871 г. был законоучителем в Николаевском детском приюте, а с 1846 до 1871 г., кроме того, законоучителем малолетнего отделения Воспитательного дома и Фельдшерской школы. С 1863 г. – духовник округа. С 1879 г. – протоиерей. В день 50-ти летнего юбилея служения в священном сане, 23 нояб. 1885 г., поднесен ему от прихожан золотой, с драгоценными украшениями, наперсный крест. 184 † 7 июня 1886 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Иоанникий Микрицкий 2 февр. 1762 перев. из Сковородского; 26 авг. 1768 перев. в Юрьев. Иосиф Быков 16 апр. 1769 перев. из Юрьевского Архангельского, а в мар. 1785 – в Спасский Андрониев. Амвросий Карцов 19 мар. 1785 перев. из Желтоводского; † 19 мар. 1792. Венедикт , из Московского Даниилова, 20 окт. 1792–94, † 11 авг. Иоасаф перев. из Спасо-Евфимиева 14 дек. 1794–97, 10 авг. – в Пыскорский. Павел Предтеченский , бывший строит. Ярославского Афанасиевского, а с июля 1795 префект Московской академии, определён 9 авг. 1797; † 1803. Модост 17 июня 1808 перев. из Бизюкова; † 30 июля 1807. Иосиф Величковский 23 июня 1809 перев. из Белгородского Николаевского, а 9 нояб. 1819 хирот. в епископа Архангельского. Павел Подлипский 1 мар. 1820, из Цареконстантиновского, а 26 мая 1830 хирот. в епископа Костромского. Неофит Соснин 12 июня 1830 перев. из Крестного монастыря, а 15 нояб. 1836 хирот. в викария Тверской епархии. Поликарп Тугаринов 20 дек. 1836 произведён из инспекторов Астраханской семинарии. В мар. 1847 перев. в Ростовский Яковлевский. Евфимий Беликов произведён 14 мар. 1847, а 1852 – в Новгородский Антониев. Платон Фивейский З дек. 1852 перев. из Козловского Троицкого монастыря, а 24 мая 1856 хирот. в викария Новгородского. Леонтий Лебединский произведён 30 мая 1856 из профессоров Киевской духовной акад., а в 1857 перев. в Новгородский Антониев. Платон Троепольский 18 июля 1857 произведён из инспекторов Харьковской семинарии, а 1859 … (sic) Павел Подлипский , бывший архиепископ Черниговский, управлял мнтрём в 1859–61; † … Герасим , 1862–64. Авраамий , 1864–67. (Адрес-Календарь). Иларион , 1869. 4 Цареконстантинов, от Владимира в 15 верстах, основан св. митрополитом Алексием, в 1362 г. 200 , и был домовый митрополии Московской. В течение целого XVI века он пустел; 201 в 1725 соединён был с Боголюбовым; в 1727 отделён, а в 1746 упразднён и штат перев. в Волосов. Ныне 2-го класса. [VI, 648.] Упразднён в февр. 1844. Игум. … Царко . – Ефрем , 1392. Архимандриты Сергий , 1476–78. (Сего и Благовещенского Нижегородского вместе).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Орловской области почтили память автора первого полного перевода Ветхого Завета на русский язык преподобного Макария (Глухарева) 24 сентября 2007 г. 09:41 В орловском городе Болхове 20 сентября завершились торжества, посвященные 215-летию со дня рождения выдающегося деятеля Русской Православной Церкви, миссионера, настоятеля Троицкого Оптина монастыря Болхова преподобного архимандрита Макария (1792-1847). Он был канонизирован в 2000 году юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. Духовной и земной жизни святого была посвящена научная конференция «Свет Христов просвещает всех», которая прошла в областной публичной библиотеке им. Ивана Бунина и в городском Доме культуры Болхова. В ней приняли участие священнослужители, богословы из Алтайского края, Орловской, Московской, Костромской и Смоленской областей, а также крупнейших духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. Утром в Свято-Преображенском храме архиепископ Орловский и Ливенский Паисий отслужил праздничный молебен в память о преподобном Макарии. Затем состоялся крестный ход вокруг Троицкого Оптина монастыря, настоятелем которого был архимандрит Макарий. Участники конференции, горожане, а также паломники из Санкт-Петербурга, Курска, Калуги, Брянска посетили и место захоронения архимандрита Макария в правом притворе монастырского храма. Как сказал секретарь Орловско-Ливенской епархии протоиерей Владимир Дорош, «последними словами святого Макария были: «Свет Христов просвещает всех». Насколько правдивы и проникновенны они, каким глубоким смыслом обладают, понимаем мы и спустя почти два столетия, склоняя головы перед настоящим посланником Божиим преподобным Макарием». Перевод Ветхого Завета архимандрита Макария был посмертно опубликован в журнале «Православное обозрение» (1860-1867) и использовался при работе над Синодальным переводом Библии. ИТАР-ТАСС /Патриархия.ru СПРАВКА Преподобный архимандрит Макарий (в миру Михаил Яковлевич Глухарев; 1792 — 15 мая 1847) — выдающийся православный миссионер, переводчик Библии.

http://patriarchia.ru/db/text/298259.htm...

72 Бибиков Дмитрий Гаврилович (1792 – 1870) – государственный деятель, активный проводник реакционной политики Николая I. Принимал участие в разгроме Кирилло-Мефодиевского общества. В 1819 – 1837 гг. был владимирским, саратовским, московским вице-губернатором, а также занимал различные должности в ведомствах Петербурга. В 1837 г. назначен киевским генерал-губернатором, в 1852 г. – министром внутренних дел. Характеристику Бибикова как сатрапа русского самодержавия дал Т. Г. Шевченко в поэме «Юродивый». 73 Петров Алексей Михайлович (1827 – 1883) – студент Киевского университета. По его доносу были арестованы члены Кирилло-Мефодиевского общества. За эту «услугу» в 1847 г. Петрова зачислили на службу в III отделение. В 1849 г. за хищение документов был посажен в Алексеевский равелин. В 1850 г. отправлен на службу в г. Олонецк. Петров написал воспоминания, в которых отрицал свою роль доносчика. 74 Летопись Ерлича (Иерлича) – хроникальное изложение исторических событий с 1620 по апрель 1673 г. Ее автор – польский хронист Иоахим Ерлич – родился в семье украинского православного шляхтича на Волыни. В период народно-освободительной войны 1648 – 1654 гг. выступал на стороне шляхетской Польши. В 1648 г. скрывался от повстанцев в Киево-Печерской лавре. В это время приступил к составлению хроники, в которой, несмотря на тенденциозность, имеются важные сведения о событиях освободительной войны. Впервые издана в 1853 г. в Варшаве на польском языке под названием «Летопись, или Хроника разных дел и событий». 76 Андрузский Георгий (Егор) Львович (1827 – ?) – украинский общественный деятель, поэт; член Кирилло-Мефодиевского общества. Родился в с. Вечорки Полтавской губернии в семье мелкого помещика. Учился на юридическом факультете Киевского университета. После ареста в апреле 1847 г. был сослан в Казань с правом поступления в университет. В декабре 1847 г. за неповиновение исключен из университета и отправлен в Петрозаводск, где в 1850 г. повторно арестован и за написание «Конституции республики» сослан в Соловецкий монастырь (1850 – 1854), где отличился при обороне монастыря от нападения английской эскадры. После освобождения служил чиновником Архангельской палаты уголовного суда (1854 – 1857). С 1857 г. служил в Полтавской судебной палате под строгим надзором полиции до 1864 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

2. Исидор Никольский 5 июня 1837 перев. из викариев Минских, а 19 апр. 1840 перев. в Могилев. 17 апр. 1840 велено именоваться «епископ Полоцкий и Витебский». 3. Василий Лужинский , бывший униатский епископ Оршинский, приобщён 7 июля 1840; с 5 апр. 1841 архиепископ, а 27 мар. 1866 уволен, с назначением членом св. синода. 4. Савва Тихомиров 16 июня 1866 перев. из викариев Московских; 7 дек. 1874 перев. в Харьков. 5. Викторин Любимов 7 дек. 1874 перев. из викариев Казанских. Униаты Архиеписк. Нафанаил Селецкий , 1595. Григорий Хребтович , 1596–1600. Гедеон Брольницкий , 1601–1618. Иоасаф Кунцевич , 1618–23. Антоний Селява , 1624–42. Гавриил Коленда , 1655–64. Киприан Жоховский , 1674–93. Марциал Белозор , 1697–1707. Сильвестр Пешкевич ,1709–1719. Флориан Гребницкий , 1719–62. Иассон Смогоржевский , 1762–83. Ираклий Лисянский … Монастыри 1 Братский Богоявленский, в Могилеве, основан в 1602 г. 3-го класса. [III, 440.] Возведён во 2-й класс 14 окт. 1828. Ныне 1-го класса. Игумены Севастиан , чёрный поп, в февр. 1656. Гедеон Савицкий , в июле 1686. Иосиф Блажевский , 1775–83. Евфимий , 1783–88. Ефрем , 1792. Иоасаф , 1792–95; архим. до 1815. Архимандриты Венедикт Григорович (вместе и Оршанский), до 1821. Созонт , 1823–26. Арсений Москвин 30 нояб. 1827 перев. в Мценский Петропавловский. Гавриил 30 нояб. 1827 перев. из Мценского Петропавловского; до 1829. Поликарп Радкевич определён 1829–36, перев. в Смоленский Авраамиев. Леонид Зарецкий 1836 перев. из Смоленского Авраамиева, а 10 янв. 1843 хирот. в викария Новгородского. Василий , 1843–1847. Софоний , 1848 и 49. Серафим , 1850–52. Иоасаф , 1853–58. Павел Доброхотов определён 29 янв. 1859 138 ; 26 апр. 1863 перемещён в ректоры Вятской семинарии, а 21 авг. 1866 хирот. в епископа Вологодского. Палладий Ганкевич , с 1863; 22 авг. 1871 хирот. в епископа Выборгского. 2 Братский Богоявленский, в Полоцке, возобновлён в XVII веке. [III, 441.] Ныне (с 1832) второклассный. Игумены Елиссей , 3 мар. 1655. Игнатий Иевлевич , 1656–1659, 10 дек. перев. в Полоцкий Борисоглебский. (С оставлением за ним и сего). Упом. 1667.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В недавние времена: а) От холеры 1830 года в Успенском приходе умерло, со включением госпитальных, 124 человека; в 1847 – 1848 годах от неё же умерло: в Успенском приходе 95 человек и в госпитале 285 человек, а в Покровском приходе – 65 человек. б) В 1848 году град истребил у многих почти весь хлеб, а за недостатком корма следовал падёж скота. в) В 1849 году от цинги, продолжавшейся 5 месяцев, умерло в Успенском приходе 79 человек, в Покровском 103 человека, в госпитале 202, а всего 384 человека. По переписи 1732 года, в Балаклее – сотник Степан Михайлович Лисаневич с детьми: Елисеем, Яковом, Иваном, Василием и Матвеем; подпрапорные: Михаил, Феодор и Иван Михайлов Пештичи, всего старшины и казаков 265, подпомощников 770, подданных черкасов 169, всех вообще 1358 душ мужских; кроме того в Криничном и Креднянке 264 души мужские, в Балаклейке Пештичей 169 душ мужских. СЛОБОДА ПРОТОПОПОВКА Протопоповка, на правом берегу Донца, носит на себе имя первого владельца здешних земель – какого-то протопопа, вероятно Балаклейского, но которого имя и время не известны, если только это не был зять полковника Черниговца. Указом 31 мая 1729 года разрешено было храм Святой Великомученицы Екатерины в слободе Протопоповке с берега Донца, где полая вода почти каждый год заливала храм, перенесть на возвышенное место; в просьбе прихожан о перенесении храма сказано, что он построен был по благословению Митрополита Иустина 1704 – 1709 годов. Новый храм освящён в 1730 году. Надпись на кресте, хранящемся в алтаре, говорит, что 26 октября 1756 года освящён был в Протопоповке храм во имя Великомученицы Екатерины; это уже третий храм. «Февраля 3, 1792 года, священники села Протопоповки» просили дозволения построить в слободе новый храм. Эта просьба и дело, происходившее по просьбе, показывают, между прочим, то, что в 1792 году при Протопоповском храме были уже два священника. Новый храм Великомученицы Екатерины освящён в 1796 году, а в 1822 году его возобновляли. Из древних книг в Протопоповском храме имеется евангелие, печатанное в Москве 1654 года, с надписью: «лета 7164 (1656) марта 5 Великий Государь, Святейший Никон, Патриарх Великой и Малой и Белой России положи сие Евангелие в Церковь Преображения Спасова, что в Цареве Борисове городище». Когда и как это евангелие перешло в Протопоповку, неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010