В 1880 г. настоятель Л. м. игум. Всеволод, ссылаясь на монастырские документы, утверждал, что акт воссоединения «совершился мирно, без всяких потрясений и неурядиц». В 1838 г. была составлена «опись имущества», согласно к-рой в монастыре имелись каменная ц. Благовещения Пресв. Богородицы с приделом Св. Троицы, деревянная колокольня с 4 звонами, 11 келий и трапезная. В храме находилась почитаемая Ляданская икона Божией Матери «в серебряной ризе, с 2 позолоченными венцами, украшенными кораллами и чешским стеклом. Иконостас на 6 столпах, вверху вызолоченный». Уездное уч-ще для светской молодежи, основанное в 1809 г., размещалось в отдельном здании. К мон-рю была приписана кладбищенская деревянная ц. во имя св. Виктора (1820). В 1841 г. духовно-светское уч-ще при Л. м. было преобразовано в духовное уездное уч-ще с подчинением Синоду. В 1848 г. уч-ще было переведено в 3-этажный каменный корпус пинского Братского в честь Богоявления мужского монастыря ( Товаров. 1903. С. 117). Мон-рь владел деревнями Слободка и Грива со всеми угодьями, 2 фольварками. Обители полагался также ежегодный доход от имения Задевье в Вилейском у. В 1842 г. имения и капитал Л. м. перешли в казенное ведомство, а на его содержание выделялось 1840 р. в год. В монастырской собственности оставались 70 дес. пахотной земли, 80 дес. сенокосной, 124 дес. леса. При этом Л. м. с трудом выплачивал годичное жалованье училищному штату. В 1871 г. по ходатайству Минского и Бобруйского еп. Александра (Добрынина) для улучшения экономического состояния обители ей выделили рыбные ловли в Пинском у. и 2 мельницы в Мозырском у. Благовещенский собор. Интерьер. 1792 г. Фотография. 2013 г. Благовещенский собор. Интерьер. 1792 г. Фотография. 2013 г. Архим. Пий (Маевский), с 1838 г. возглавлявший Л. м., одновременно являлся смотрителем уездного уч-ща. После акта воссоединения по штату, утвержденному Синодом в 1839 г., третьеклассному мон-рю полагалось иметь 13 насельников: настоятеля, 5 иеромонахов, 2 иеродиаконов и 5 послушников. В 1844 г. в Л. м. проживали 8 насельников, в т. ч. настоятель и 2 иеромонаха. С 1847 г., после смерти архим. Пия, монастырем управляли иеромонахи Минского архиерейского дома Арсений (Короткевич) и Феодор (Соколовский). В 1849-1856 гг. настоятелем являлся архим. Иоасаф, бывш. инспектор Минской ДС. При нем в 1850 г. завершилось строительство каменного жилого корпуса.

http://pravenc.ru/text/2561098.html

2 Три Новгородские Летописи изд. в 3 Т. Собрания Летописей (Спб. 1841). Четвертая в 4 Т. Собр. Летоп. К Новгородским же относится: Русская Летопись с воскресенского списка, Спб. 1793 Софийский Временник, ч. 1. 2. М. 1820. 3 Псковская Летопись пока издана одна. Погодиным. М. 1830. Лучшее издание ее в 4 Т. Собр. Летоп. Спб. 1848. 4 Летописец Русский, изд. Львовым, ч. 1 – 5. Спб. 1792. Никоновская Летопись ч. I-VIII. Спб. 1767–1792. Летопись о мятежах, М. 1788. Царственный Летописец, Спб. 1772. Продолжение Нестора, М. 1784. Других областей: Летописец Двинский – в Русск. Древн. Вивлиот. Т. XVIII. Летописец Архангельский, М. 1781. Летописец Вятский в РКП. Малорусские Летописи у Маркевича в Истории Малороссии Т. 5 М. 1843. 5 Записки Русских людей (Медведева, Матвеева, Желябужского), изд. Сахаровым (с объяснениями) Спб., 1841. К. Курбского записка о жизни Иоанна Грозного и Письма, Спб. 1840. Сказание об осаде Сергиева монастыря, соч. Авраамия Палицына, М. 1784. 1820. Котошихина о России в царствование Алексея Михайловича, Спб. 1840. Саввы (раскольника) записка о Соборе 1682 г. (ркп.). Записка о Поссевине – в Древ. Вивл. Т. VI. 6 Г. Востоков понимал важность заметок на рукописях, и потому не опускал их в своем Описании Румянцев. Музея (Спб. 1841), несмотря на их краткость и кажущуюся незначительность. Строев, в Описании Библиотеки Общества Истории (М. 1846), поместил несколько таких заметок. Реже они в Описании ркп Гр. Толстого, М. 1822. Зато послесловия и предисловия старопечатных книг Строев выставлял даже с излишней щедростью. См. Описание старопечатных книг: Гр. Толстого, М. 1829; Царского, М. 1836, и Дополнение, М. 1841. В книгах, печатанных в Москве, послесловия отвечают и за предисловие и за послесловие, но в печатанных на юго-западе обыкновенны то и другое. 7 Нельзя не жалеть, что Жития русских Святых, писанные современниками, или близкими к ним по времени, за исключением немногих, остаются неизданными. Даже и те Жития, которые изданы довольно поздно, во время М. Макария, содержат в себе много известий о русской древности. Правда, не много таких биографий, которых содержание не вошло бы в печатные Четьи-Минеи, Пролог и Печерский Патерик. Но в сих книгах древние Жития изменены и сокращены, так что в них недостает многих и весьма важных известий. См. напр. Исследование Кубарева о Патерике Печерском в Чтен. Общ. Ист. М. 1847 Ундольского Библиографические розыскания, в Москвитян. 1846 11. 12. Стр. 181. Изданные Жития: св. Петра, соч. М. Макария в Степ. Кн.; св. К. Александра Невского – в Соф. Вр. и в Лавр. Лет.; св. К. Михаила Черниговского – в Соф. Вр.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Несмотря на увеличивающийся поток посетителей и болезненное состояние, отец Амвросий занимался также литературно-издательской деятельностью. При его участии в Оптиной пустыни были изданы не только святоотеческие творения, но и церковно-исторические труды самого монастыря. С именем старца-подвижника связано и устройство Шамординской женской обители. Этот монастырь стал результатом неустанных попечений отца Амвросия об одиноких женщинах, проводивших благочестивую жизнь. Старец проявлял постоянную заботу об этих обездоленных, многие из которых зачастую не имели даже своего пристанища. Он всячески старался содействовать благоустройству Шамординского монастыря, вникал во все его нужды. Но не только женская община была заботой старца Амвросия. При обители он устроил детский приют для девочек. Каждый приезд старца в Ша– мордино становился для сестер светлым праздником. В начале июля 1890 года, посещая Шамордино, старец заболел. Слабость не позволила ему вернуться в Оптину пустынь. Всю зиму он провел в Шамор– динской обители, продолжая ежедневно принимать посетителей, поток которых устремился теперь туда. Но, несмотря на все усилия сестер обители и врачей, здоровье его становилось все хуже и хуже. 11 октября (23 октября по новому стилю) он мирно отошел к Господу. Святая душа его тихо отлетела в иной мир. Но он не ушел от любя щ их его. Он поселился там, где за Русскую землю предстательствуют святые и своей благодатной помощью не оставляют нуждающихся в ней (123, с. 14–85). Основатель Алтайской духовной миссии отец Макарий (Гпухарев) – выдающийся ученый и аскет Знаменитый алтайский миссионер, с полным основанием названный апостолом Алтая, архимандрит Макарий (в миру Михаил Яковлевич Глухарев; 1792–1847) был воспитанником Глинской пустыни и достойным учеником известного ее настоятеля игумена Филарета (Данилевского) . Архимандрит Макарий родился 8 ноября 1792 года в городе Вязьма Смоленской губернии. Его отец Иаков Глухарев, священник Введенской соборной церкви, и мать Агапия пользовались большой любовью вязьмитян за свою благочестивую христианскую жизнь. В восьмилетием возрасте Михаил поступил в Вяземское Духовное училище, а затем в Смоленскую Духовную семинарию.

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnoe-vospi...

преподобный Макарий Алтайский (8 ноября 1792–18 мая 1847) Миссионерство Основы православия Письма Слова преподобный Макарий Алтайский Архимандрит, основатель Алтайской духовной миссии, духовный писатель, автор переводов Библии и святоотеческой литературы на русский и алтайский языки. В миру Михаил Глухарев родился 8 ноября 1792 года в семье священника соборной церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы г. Вязьмы Смоленской губернии. Первоначальное очень хорошее образование Михаил получил от отца, окончившего полный курс духовной семинарии, что в те времена было редкостью. Отец Иаков настолько хорошо приготовил своего сына по латыни, что в семилетнем возрасте мальчик мог заниматься переводом с русского языка на латинский. При такой подготовке, его сразу определили в третий класс духовного училища при Предтеченском монастыре г. Вязьмы. За отличные успехи Михаил Глухарев из Вяземского духовного училища был переведен в Смоленскую духовную семинарию, после успешного окончания которой в 1813 г. определен учителем в Смоленское духовное училище. Через год его как лучшего воспитанника семинарии направили в только что открывшуюся Санкт-Петербургскую духовную академию, ректором которой был святитель Филарет (Дроздов) , впоследствии митрополит Московский, много и плодотворно потрудившийся во славу Церкви Божией (в 1994 году причислен к лику святых). Михаил Глухарев после испытаний был принят сразу на второй курс академии. Его глубокие знания по богословию, истории, географии, владение латинским, немецким, французским, древнегреческим, и древнееврейским языками, резко отличали его среди сокурсников. Был он замечен и ректором академии архимандритом Филаретом (Дроздовым), который так полюбил талантливого воспитанника за его благочестие, высокую и добрую нравственность, что всю жизнь был духовным наставником и покровителем о. Макария. Преподобный Макарий также до конца своей жизни сохранил преданность своему учителю. На 27 году жизни – 24 июня 1818 г. у Михаила Глухарева произошло событие, которое резко изменило всю его дальнейшую жизнь. Он был пострижен в монашество в домовой архиерейской церкви, получив имя Макария, 25 июня 1818 года он был рукоположен в иеродиаконы, а еще через три дня – 28 июня – в иеромонахи. В 1821 г. отец Макарий был возведен в сан игумена, затем архимандрита и получил в управление Костромской Богоявленский монастырь. Но уже в конце 1825 г. был уволен на покой в Киевскую Лавру с магистрским окладом. К этому времени здоровье отца архимандрита было так подорвано, что он не мог продолжать деятельность на своем прежнем поприще. В 1826 г. он переводится в Глинскую Богородицкую пустынь, что в Курской епархии. Это было желание самого архимандрита Макария, который, прослышав о духовных подвигах настоятеля пустыни игумена Филарета (Данилевского) пожелал стать ее учеником.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

174 «Письмо, найденное в Иерусалиме», более известное как «Свиток Иерусалимский» – произведение, существующее как в прозаических, так и в стихотворных версиях. Представляет из себя переложение «Эпистолии о неделе», восходящей к разным греческим апокрифам, возникшим не позднее VI в., популярное на Руси уже в XVI в. В «Свитке» слышны отголоски «Голубиной книги». Сложился не ранее XVIII в. 175 Архиепископ Иаков (Иосиф Иванович Вечерков, 1792 †1850), Нижегородский и Арзамасский – образование получил в Белгородской духовной семинарии и Санкт-Петербургской духовной академии (магистр богословия). Постригся в монашество (1819) и назначен инспектором Орловской семинарии и ректором Севского духовного училища. Позже стал ректором Орловской семинарии (1822) и Екатеринославской. Возведен в сан архимандрита (1827) и назначен настоятелем Бирюкова монастыря. Хиротонисан во епископа Саратовского и Царицынского (1842), переведен на Нижегородскую кафедру (1847). Возведен в сан архиепископа (1849) и вызван в Санкт-Петербург для присутствования в Св. Синоде. Известен миссионерской и просветительной деятельностью, выхлопотал разрешение на постройку единоверческих церквей, открыл несколько духовных училищ, где руководил обучением будущих миссионеров. Автор сочинений: «Увещание к молоканам», «О беглопоповской секте в Саратовской епархии», «Состояние Православной Церкви в Кипчакской орде» и др. Скончался в Петербурге, где и погребен. 176 Иеромонах Исидор (Иоанн Андреевич Козин или Грузинский, 1814 или 1833 †4.2.1908) – старец Гефсиманского скита. «Еще нося в лоне своем Иоанна, – писал духовный сын старца о. Павел Флоренский , – мать его ходила в Саров к Старцу Серафиму; Святой вызвал ее из громадной толпы народа, поклонился ей при всех до самой земли и предсказал, что от нее произойдет великий подвижник и что имя ему будет Исидор». Поступил в Гефсиманский скит (1832). Был келейником у архимандрита Антония (Медведева, 1792 †1877), наместника Троице-Сергиевой Лавры. Пострижен в мантию одновременно с о. Германом Зосимовским (см. прим. 26); от Св. Евангелия их принял скитский старец иеросхимонах Александр (Стрыгин, 1810 †9.2.1878). Перешел в пустынь Св. Духа Параклит. Здесь был рукоположен во иеродиакона (1863) и иеромонаха (1863), схиму впоследствии не принял по смирению. Год прожил на Старом Афоне, но за неимением средств вернулся в Россию и снова поселился в Параклите. Духовный отец старца-утешителя Варнавы Гефсиманского (см. прим. 13), называвшего о. Исидора «вторым Серафимом». Братский духовник Гефсиманского скита (с 1906).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Б.А. Тихомиров Скачать epub pdf Содержание I. Очерк жизненного пути II. История и характерные особенности перевода     Архим. Макарий (1792–1847), «один из самых замечательных людей той эпохи» – присоединимся к оценке, данной ему известным отечественным богословом и церковным историком о. Георгием Флоровским , знаменит среди церковных деятелей в. прежде всего как выдающийся миссионер, основатель и первый руководитель Алтайской миссии (1830–1843 гг.), а также переводчик Священного Писания Ветхого Завета на русский язык. Память о нем не осталась обойденной вниманием исследователей. Его жизнеописанию был посвящен ряд монографий, были публикации, анализирующие его деятельность и творчество. Среди основных работ можно указать: Птохов П.В. Архимандрит Макарий (Глухарев), основатель Алтайской миссии. М., 1899 г.; Филимонов Д.Д. Материалы для биографии основателя Алтайской миссии архимандрита Макария. М., 1888 г.; Харлампович К.В. Архимандрит Макарий Глухарев. По поводу 75-летия Алтайской миссии. СПб., 1905 г. Исчерпывающую библиографию трудов, посвященных архим. Макарию, можно найти в предисловии к изданию его писем, подготовленному Харламповичем: «Письма архимандрита Макария Глухарева, основателя Алтайской миссии» (Казань, 1905). Отдельное внимание переводу архим. Макария в своем труде уделяет А. И. Чистович : «История перевода Библии на русский язык. СПб., 1899; М., 1997». I. Очерк жизненного пути Родился Михаил Яковлевич Глухарев, в будущем архимандрит Макарий, 30 октября 1792 г. в городе Вязьме Смоленской губернии в семье священника, широко известного в округе своей ревностной проповеднической деятельностью. Начало его образовательного пути было типичным для юношей из духовного сословия: училище и семинария. К несчастью, дикость отдельных порядков, царивших в низших ступенях тогдашней церковной школы, не обошла стороной молодого Михаила. Из-за сумасбродной выходки одного из преподавателей Вяземского духовного училища он получил серьезную простуду, осложнением которой на всю жизнь осталась слабость голоса и легких.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

На Соборе 1917–1918 гг., до которого было отложено окончательное решение дела о диакониссах, чин этот восстановлен не был. Женщинам, в исключительных случаях, разрешалось даже занимать должность псаломщиков, «но без включения в клир» (Там же. С. 233). См.: Троицкий. С. В. Диакониссы в Православной Церкви. СПб. 1912. 63 Имеются в виду шесть слов «О священстве», написанных святителем Иоанном Златоустом между 374 и 386 гг., т. е. еще до рукоположения его во пресвитера. О том глубоком впечатлении, которое эти слова Святителя оказывают до сих пор, свидетельствуют вот эти размышления о. Константина Ровинского, принявшего священство по благословению святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России и протоиерея Алексия Мечева : «Я живо помню, как меня потрясло чтение одного из творений великого учителя Церкви – святителя Иоанна Златоуста «О священстве», где Святитель, излагая, как высоко служение иерея, упоминает о той ответственности, которая возлагается на каждого, решившегося принять священство. Если бы я прочитал это творение до посвящения, то, быть может, не решился бы на этот шаг, приступить к которому я долго колебался, будучи недостойным нести пастырские обязанности, что я тогда сознавал очень хорошо, сознаю и теперь и всегда молюсь, чтобы мне было прощено мое великое дерзновение стать священником» (О. Константин Ровинский. Беседы старого священника. М. «Паломник». 1995. С. 193). 64 Протоиерей Александр (у вл. Арсения ошибочно – Иоанн) Иванович Бунин (1792 †19.4.1871) – родился в с. Верхний Карачан Новохоперского уезда Воронежской губ. в семье священника. После окончания Воронежских духовных училища и семинарии определен в г. Богучар священником соборной Богородице-Рождественской церкви (20.12.1818). Благочинный (с 19.7.1822). Позже (1830) был переведен в Троицкую церковь , переименованную в собор. Отличаясь необычайною ревностью и любовью к церковному богослужению, он неукоснительно соблюдал устав. С особым самоотвержением он исполнял все требы, особенно в годы холерной эпидемии 1847–1854 гг. Отличался безкорыстностью, нищелюбием, страннолюбием. На собственные средства построил приют и богадельню. Подробнее см. кн.: Пастырь-подвижник. Описание жизнедеятельности Богучарского протоиерея Александра Ивановича Бунина, 1792–1871 гг. Богучар. Типография И. И. Иванова . 1902.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Софония , с 23 авг. 1844 по 26 апр. 1847. Иоанникий Горский , 29 июня 1847–50, февр. 3. После архиепископ Саратовский и Варшавский. Никодим Казанцев , с 3 апр. 1850–1854, в февр. хирот. в викария Казанского. Антоний Рождоственский , с 6 мая 1854–1858, 15 июня хирот. в епископа Оренбургского. Иустин Охотин , с 26 мая 1858; 6 авг. 1871 хирот. в еписк. Острожского (викария Волынской епархии). 3 Борисоглебского, на реке Устье, от Ростова в 15 верстах. Основание его относят к исх. XIV века. Архимандрия с 1688 г. Ныне второклассный. [III, 424.] Игумены Никифор , 1571. Антоний , 1579–84. Гермоген .... Пётр , 1598. Симеон , 1610, потом изгнан. Пётр , 1612–16. Никодим , 30 дек. 1617. Корнилий , 1620–26. Сергий , 1632. Корнилий , 1635–1641, янв. Варлаам Хватов , 1643–45. Иоасаф , 1646–50. Гермоген , 1651–53, мар. Антоний , 27 дек. 1653. Савватий , 1654 и 55. (Не в Спасский ли?) [(В 1666–68 келарь)]. Иона , 1656–59, 6 июля отставлен. Ефрем , 1659–61. Сергий , 1661–65. Симон , в июне, сент. 1668, в мар., июне 1670. Тарасий , в мае 1671, в окт. 1673. Архимандриты Иосиф , игум., 1676; с 25 сент. 1688 архим.; по 1691. Конон , 1691–93. Гавриил , 1700. Даниил , 1704–10. Иона , 1712–14. Иосиф определён 8 сент. 1714–22. Филарет , 1725–27. Пафнутий , в янв. 1729–1731; в 1734 бывший, определён в Возмицкий. Иосиф , 1732–34. Николай .... (Из Ростовского Спасского?) Вассиан , 1737–39. Дмитрий , 1740–43. Иосиф , 1744 и 45, перев. в Спасский Ярославский. Рафаил , 1745–48. Пармен , 1748–50. Перев. в Ростовский Спасский? Иринарх , 1750–51. Марк , 1755–59. Пармен , из Спасского? 1760–61. Амвросий , 1762–70. Никодим , 1770–73, перев. в Цареконстантинов. Авраам Флоринский в 1773 перев. из Цареконстантинова, а 27 мар. 1775 – в Ростовский Богоявленский. Венедикт , 1775–77. Варлаам Миславский перев. из Киево-Михайловского, 1777–1784, 10 авг. перев. в Киево-Братский. Ириней Клементьевский в нояб. 1784 перев. из Московского Знаменского, а 30 июня 1788 – в Юрьев Новгородский. Арсений Тодорский 30 июня 1788 перев. из Цареконстантинова, а 22 мая 1792 – в Троицкую Петергофскую пустынь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Зедергольм Виктор Карлович, брат К. К. Зедергольма, врач. – 53, 108, 119, 153, 178, 179. Зедергольм Генриетта Юханна Христинна (Генриетта Григорьевна) (? – ?.08.1867), урожденная Фюрстенау, в крещении Елена, супруга К. А. Зедергольма, мать К. К. Зедергольма. – 142, 153. Зедергольм Карл Альбрехт (Карл Альбертович) (25.05.1789 – 15.07.1867), пастор евангелической церкви в Москве, переводчик, писатель, отец К. К. Зедергальма. – 49, 102, 105, 108, 114, 138, 142, 146, 147, 153, 156, 166, 168. Зедергольм Максимилиан Карлович, в крещении Максим, брат К. К. Зедергольма. Помощник члена самарского отряда управления денежных сборов. Присоединился к Православной Церкви 08.02.1858. – 57, 62, 66, 67, 72, 84, 88, 93, 94, 105, 106, 108, 113, 116, 137, 142, 146, 153, 156, 158, 165, 175. Зосима (Верховский) (24.03.1768 – 24.10.1833), преподобный, схимонах, духовный писатель. Основатель Туринского Николаевского женского монастыря и Троице-Одигитриевской (Зосимовой) пустыни. 11.10.1999 прославлен как местночтимый святой Московской епархии. 08.10.2004 на Архиерейском Соборе причислен к лику общецерковных святых Русской Православной Церкви. – 197. Иаков (Вечерков) (04.04.1792 – 20.05.1850), архиепископ, ревностный борец с расколом. 27.03.1832 хиротонисан во епископа Саратовского и Царицынского. С 1847 – епископ Нижегородский и Арзамасский. 03.04.1849 возведен в сан архиепископа. 19.11.1849 вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Св. Синоде. – 68. Иван, немец, слуга К. К. Зедергальма и Д. А. Кавелина. – 91. Игнатий Ксанфопул, преподобный, святой 14 в., сотаинник прп. Каллиста Ксанфопула. – 86. Иерофей 2 Сифниот (? – 01.01.1858), патриарх Александрийский. Занимал александрийскую кафедру с 20.04.1847 по 01.01.1858. – 88. Иларион (Пономарев) Оптинский (08.04.1805 – 18.09.1873), преподобный. 13.03.1839 принят в число братии Иоанно-Предтеченского скита. Был келейником прп. Макария (Иванова) . 13.08.1849 пострижен в мантию. В 1853 – рукоположен в иеродиакона. 21.04.1857 – в иеромонаха. После кончины старца Макария прп. Иларион 08.04.1863 вступил в должность скитоначальника и духовника обители. В 1996 прп. Иларион причислен к лику местночтимых святых Оптиной пустыни. В 2000 Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви прославлен для общецерковного почитания.– 64, 68, 95, 102, 135, 143, 150, 157, 162, 165, 187, 190, 198.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Henry William Watkins: Modern Criticism in its relation to the Fourth Gospel, London, 1890. Бэмптоновские лекции за 1890 г. Автор рассматривает только внешние свидетельства, но приводит историю различных точек зрения со времен Probabilia Бретшнейдера. Paton J. Gloag: Introduction to the Johannine Writings. London, 1891, p. 440. Рассматривает важные вопросы, связанные с Евангелием, посланиями и Апокалипсисом Иоанна, с либерально–консервативной точки зрения. Е. Schürer: On the Genuineness of the Fourth Gospel. Журнал « Contemporary Review» за сентябрь 1891 г. а) Исследования, оспаривающие подлинность Евангелия Эвансон (Е. Evanson, The Dissonance of the Four generally received Evangelists, Gloucester, 1792). Бретшнейдер(К. G. Bretschneider, Probabilia de Εν. et Ер. Joh.Ap. Indole et Origine, Leips. 1820; доводы автора опровергнуты Шоттом, Эйхгорном, Люке и другими; в 1828 г. автор сам отказался от своей точки зрения). Штраус (D. F. Strauss, Leben Jesu, 1835, опущены в 3–м издании, 1838, но вновь помещены в 4–м, 1840; а также в его Leben Jesu für das deutsche Volk, 1864); Лютцельбергер (1840); Бруно Бауэр (1840). Φ. Χ. Баур (первая из серии глубоких и оригинальных статей о Евангелии, опубликованных в тюбингенском ежегоднике «Theol. Jahrbücher» за 1844, а затем в 1847, 1848, 1853, 1855, 1859 г.). Он изображает четвертое евангелие результатом процесса литературного развития, который шел, в соответствии с методом Гегеля, от тезиса к антитезису и синтезу, то есть от носящих черты иудаизма взглядов Петра к антииудейскому учению Павла и (псевдо-) Иоаннову компромиссу. Точку зрения Баура приняла вся тюбингенская школа: Целлер (1845, 1847, 1853); Швеглер (1846); Гильгенфельд (1849, 1854, 1855, 1875); Фолькмар (1870, 1876); Шенкель (1864 and 1873); Хольцман (в «Bibellexikon» Шенкеля, изданном в 1871 г., и в монографии Einleitung, 1886). Кейм (Keim, Gesch. Jesu v. Nazara, vol. I, 146 sqq., 167 sqq. [с 1867 г.], а также в 3–м издании сокращенной версии этого труда, 1875, с. 40); Хаусрат (1874); Мангольд (Bleek, Introd., 1886, 4–е изд.); Тома (1882). В Голландии Шольтен (Leyden, 1865, 1871). В Англии Дж. Дж. Тейлор (London, 1867); Сэмюэл Дэвидсон (S. Davidson, Introduction to the N. T., 1868, II. 323 sqq., 357 sqq.); анонимный автор книги «Сверхъестественная религия» (Supernatural Religion, 6 th ed., London, 1875, vol. II. 251 sqq.) и д–р Эдвин А. Эбботт в статье «Евангелия» из Британской энциклопедии (Encycl. Brit., vol. Χ., 1879, pp. 818–843).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010