В одном из своих рассказов (“На краю света”) Лесков прекрасно передает самую душу православного миссионерства. Государственный администратор, посетив одного из священников-миссионеров, был очень удивлен, что отец Кириак отказывается быстро крестить инородцев, но под конец он понимает мудрость, таящуюся в этом отказе: отец Кириак, совсем пренебрегая административными заботами и в особенности всякой отчетностью, своим смиренным служением помогал туземцам прикоснуться к милосердию Христову: “Пусть за краек Его ризочки держатся – доброту Его чувствуют, а Он их Сам к Себе уволочет”. Апостол Алтая архимандрит Макарий (Глухарев; 1792–1847) говорил в своих назиданиях, адресованных к миссионерам: “Нужно чтобы все, чем мы обладаем, было бы братски поделено между нами: деньги, пища, одежда, книги, так же как и все другое, чтобы это служило союзу наших душ и согласию наших целей”. Евангельская бедность, дух полной самоотверженности и общинной любви характеризовали восторженный порыв апостольства. “Христос, – говорил он, – пролил Свою драгоценную кровь ради спасения всех людей” и “нет такого народа, в котором Господь не признал бы одного из Своих”. “Это воплощенное, живое Евангелие”, – говорил о Макарии один из его современников и раскрывал таким образом секрет его влияния. Неизменный образ действия миссионеров состоял в том, что они воздвигали на месте, куда они приходили, алтарь, часовню и сразу же начинали литургическую жизнь, что непосредственно помещало туземцев в присутствие Бога. Относясь с подчеркнутым вниманием к собственному лицу каждого народа, которому они благовествовали, миссионеры переводили Библию и литургические книги на язык этого народа, чтобы позволить каждому участвовать в богослужении и читать Священное Писание . Много раз им приходилось создавать алфавит и литературный язык, что говорит о большой чувствительности и благожелательному проникновению в душу другого. Все подчинено величайшему уважению к предназначению и свободному выбору каждого. Миссионеры тесно соприкасались с повседневной жизнью и строили общину вокруг монашеского очага. Крещение совершалось лишь после долгого и серьезного испытания (Макарий видел в этом выражение подлинного дружелюбия к человеческой личности язычника). В этом образе действий нет ничего показного, и он противостоит любой статистике цифр. В этой исключительно тактичной форме православие никогда не переставало “миссионерствовать”. В конце XVII века, до какого-либо политического завоевания, на дорогах Сибири уже встречалось множество миссионерствующих монахов и священников, и 37 монастырей боролись с исламом и буддизмом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

Княгиня Елиз Петровна — Репнина, рожд. Балабина, старшая дочь В. О. Балабиной. 149. М. П. ПОГОДИНУ. Печатается по подлиннику ( ПД). Впервые опубликовано в «Сочинениях и письмах», V, стр. 397–398. Письмо Гоголя к Одоевскому неизвестно. 150. М. И. ГОГОЛЬ. Печатается по подлиннику ( КИЛ). Впервые опубликовано в «Сочинениях и письмах», V, стр. 398–399. Письмо М. И. Гоголь, на которое Гоголь отвечает, до нас не дошло. Если б вы знали, как бы мне теперь хотелось повидаться с вами! — Гоголь увиделся с матерью в Москве в конце марта 1840 г. Архимандрит Макарий — Макарий Глухарев (1792–1847), известный миссионер в Сибири, переводчик библии с еврейского на русский язык, подвергавшийся преследованиям со стороны духовных властей. 151. М. П. ПОГОДИНУ. Печатается по подлиннику ( ПД). Впервые опубликовано в «Сочинениях и письмах», V, стр. 395–396. Письмо адресовано в Петербург, куда Погодин выехал 11 января 1840 г. В Архиве ИРЛИ АН СССР хранится следующая расписка Гоголя, имеющая непосредственное отношение к письмам 147, 151 и 152: Напечатавшая впервые эту расписку («Временник Пушкинского Дома» 1914, стр. 72) Е. П. Казанович пишет: «Очевидно, к этому числу (т. е. к 1 января 1840 г.) Гоголь имел уже ответ от Жуковского с обещанием исполнить его просьбу; а считая, что письма из одной столицы в другую получались не раньше, как на 4–5 сутки, и допуская, что ответ Жуковского мог быть послан в самый день получения письма Гоголя, а расписка последнего — в самый день получения ответа от Жуковского, — все же получим, что письмо Гоголя, помеченное Шенроком «после 4 января 1840 г», должно было быть написано не позже 24 и не раньше 21 декабря 1839 года. Расписку Гоголь, вероятно, набросал действительно сейчас же по прочтении письма Жуковского, на радостях, но Погодину ни об ней, ни об обещании Жуковского, по-видимому, ничего не сказал до поры до времени — что было вполне в характере Гоголя, — иначе мы не можем понять следующих за вышеназванным письмом Гоголя к Жуковскому его записок к нему же и к Погодину, в которых он просит Жуковского — передать деньги Погодину, бывшему в Петербурге, а Погодина — известив о деньгах, просит их привезти, взяв из них себе сколько нужно. Расписка же была, вероятно, вручена Погодину уже после его возвращения, в обмен на деньги, на что указывает и то обстоятельство, что фамилия Погодина приписана в ней сверху, как бы позднее».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

(Словарь достоп. людей рус. земли; Бант.-Каменского, 1847, ч. III. – Дневник Берхгольца, 1858 г., ч. I и II. – Записки дюка Лирийского, 1845, 123. – Записки Нащокина, 1842, с. 34, 40. – Записки Миниха-сына, 1817. – Список военным генералам с Петра I до Екатерины II, 1809. – Ист. собр. списков кавалерам рос. орденов, 1814. – Дела архива Л. Гв. Изм. полка за 1730–1735 годы. – Anecdotes intéress. de la cour de Russie. Londres, 1792. – Materialen zu der russischen Geschichte, v. Schmidt Phiseldek Riga, 1784). 677 Иоган-Христофор-Дитрих-Остерман, старший брат канцлера, прибыл в Россию ранее 1703 года и определился учителем к царевнам Екатерине, Анне и Прасковье Иоанновнам. Когда старшая из них, Екатерина, вышла в 1716 году замуж, то супруг ее, герцог Карл- Леопольд мекленбургский, возвел бывшего воспитателя молодой герцогини в баронское достоинство, пожаловал его своим тайным советником и признал мекленбургским послом в России. Далее этого звания, не пользовавшегося большим почетом ни при Петре, ни после Петра, Дитрих Остерман не пошел, хотя в царствование Петра II и получил Александровскую ленту (25 февраля 1729 года). По восшествии на престол Анны Иоанновны, герцог мекленбургский, давно уже расставшийся с женой, но негодовавший на предпочтение ей младшей сестры, не считал нужным иметь посланника при дворе свояченицы, и оставил Дитриха Остермана без всякого содержания. Сжалясь над положением экс-министра, не имевшего никаких средств, императрица Анна Иоанновна повелела выдавать бывшему наставнику своему по 300 рублей в месяц. Этой суммой, в то время весьма немалой, Остерман безбедно и уединенно проживал до нового переворота, доставившего корону императрице Елизавете Петровне. Тогда обстоятельства переменились и, 29 декабря 1741 года, Дитриху Остерману, брату обвиненного канцлера, велено немедленно оставить Россию. Бедняк, лишенный последних средств к жизни, поспешил исполнить повеление, отправился в какую-то немецкую земельку и там, в 1744 году умер. Не имея никаких дарований своего брата, Дитрих Остерман не пользовался никаким значением, не приобрел ничьего уважения, предпочитал всему спокойствие частного человека и, любя, подобно брату, объясняться загадками, почитал себя весьма умным человеком, хотя, по мнению дюка де-Лириа, был «величайший глупец». (Дневиик Берхгольца. 1868 г., II, с. 288, 303. – Записки дюка Лиртийского, 1845 г., с. 134: – Russische Günstlinge Tübingen, 1809 г., S. 83–84).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАУР [нем. Baur] Фердинанд Кристиан (21.06.1792, Шмиден, близ Штутгарта - 2.12.1860, Тюбинген), нем. богослов, основатель протестант. (новой) тюбингенской школы библейской критики. Род. в семье пастора; окончил семинарию в Блаубойрене (близ Ульма); в 1809 г. поступил в Тюбингенский ун-т, по окончании к-рого был «репетентом» в Тюбингенской семинарии; в 1817 г. переведен в Блаубойренскую семинарию, где преподавал 9 лет. С 1826 по 1860 г. профессор богословия и церковной истории в Тюбингене. На развитие историософских взглядов Б. повлияли прежде всего философские позиции И. Г. Фихте , Ф. В. Шеллинга и Ф. Шлейермахера ; воззрения последнего во многом определили идеи работы Б. о символике и мифологии древних религий (Symbolik und Mythologie oder die Naturreligion des Alterthums. Stuttg., 1824-1825). Необходимой предпосылкой любой исторической реконструкции, по Б., является точность философской позиции, т. к. исторические события и явления духовной жизни нельзя понять без идеи, обеспечивающей их внутреннюю связь. Многолетнее изучение истории религии и философии в Тюбингене нашло воплощение в работе об истории христ. гнозиса и ранней христ. философии (Die christliche Gnosis oder die christliche Religions-Philosophie in ihrer geschichtlichen Entwicklung. Tüb., 1835), в к-рой уже заметно влияние историософии Г. В. Ф. Гегеля . Эти исследования подготовили появление трудов Б. по истории христ. вероучения - о примирении (Die christliche Lehre von der Versöhnung. Tüb., 1838), об учении Церкви о Воплощении и Троице (Die christliche Lehre von der Dreieinigkeit und Menschwerdung Gottes. Tüb., 1841-1843) и краткого изложения истории догматов (Lehrbuch der Dogmengeschichte. Tüb., 1847). Полемика с католич. богословом И. А. Мёлером (1833-1836) побудила Б. опубликовать сравнительный анализ католич. и протестант. вероучений (Der Gegensatz des Katholicismus und Protestantismus, nach den Principien und Hauptdogmen der beiden Lehrbegriffe, mit besonderer Rücksicht auf Hrn. D. Möhler " s Symbolik oder Darstellung der dogmatischen Gegensätze der Katholiken und Protestanten, nach ihren öffentlichen Bekenntnisschriften. Tüb., 1833, 18362).

http://pravenc.ru/text/77694.html

См. также: Достоевский A. М. Воспоминания. Л., 1930. С. 43; Достоевская А. Г. Воспоминания. M., 1971. С. 89. 276 Развернутое сопоставление суждений Достоевского об Ап. Григорьеве с некрологом-воспоминаниями о нем H. H. Страхова см: в ст. В. А. Туниманова «Ап. Григорьев в письмах и „Дневнике писателя“ Достоевского» (Достоевский: Материалы и исследования. Л., 1987. Вып. 7. С. 22–47). comments Комментарии 1 …женевец Лефорт воспитал его… — Ф. Я. Лефорт (1656–1699) — ближайший соратник Петра I. Родился в Женеве, в богатой купеческой семье. Девятнадцати лет отправился в Россию, где завоевал любовь и признание молодого Петра. О Лефорте было написано уже в конце XVIII — начале XIX b. несколько монографий, в том числе книга Базевиля «Краткая история жизни Лефорта» ( Basseuille. Précis historique sur la vie de Leforte, 1784). Влияние Лефорта на Петра I в книге Базевиля, как и в других европейских исследованиях по новой истории России, было сильно преувеличено. Но скорее всего Достоевский имеет в виду не западных историков и публицистов, а очень популярную рукопись «Записки о древней и новой России» H. M. Карамзина, особенно следующее место, процитированное H. А. Добролюбовым в статье «Первые годы царствования Петра Великого» (1858): «К несчастию, сей государь, худо воспитанный, окруженный людьми молодыми, узнал и полюбил женевца Лефорта, который от бедности заехал в Москву и, весьма естественно, находя русские обычаи для него странными, говорил ему об них с презрением, а все европейское возвышал до небес; вольные общества Немецкой слободы, приятные для необузданной молодости, довершили Лефортово дело, и пылкий монарх с разгоряченным воображением, увидев Европу, захотел сделать Россию Голландией» ( Добролюбов H. А. Собр. соч.: В 9 т. M.; Л., 1962. T. 3. С. 40). 2 …заезжими виконтами, баронами и преимущественно маркизами… — Достоевский, полемически пародируя штампы и нелепости, свойственные западным книгам о России, выделяет получившие большое распространение многотомные путевые впечатления маркиза А. де Кюстина «Россия в 1839 г.» и барона А. Гакстгаузена (Haxthausen, 1792–1866), в 1843–1844 гг. путешествовавшего по России, автора «Исследования внутренних отношений народной жизни и в особенности сельских учреждений России» (1847–1852). 3

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Сатмарский мир (30 апр. 1711), заключенный между императором Свящ. Римской империи Карлом VI (1711-1740), венг. знатью и восставшими против Габсбургов повстанцами (венг. куруцы, румын. хайдуки), положил конец длительной (с 1703) и охватившей всю территорию Трансильвании войне между имперскими войсками и повстанческим войском во главе с трансильванским кн. Ференцем II Ракоци. Княжество Трансильвания, включая зап. владения (т. н. Парциум), стало частью конгломерата гос-в под властью Габсбургов (т. н. Габсбургская, или Австрийская, монархия; с 1804 - Австрийская империя, с 1867 - Австро-Венгрия), и император получил титул князя Трансильвании. Власть Габсбургов укрепилась в Трансильвании при помощи остававшихся здесь значительных частей императорской армии. Координацию осуществляло центральное правительство через верховное командование императорско-королевской армии, созданной в 1703 г. в Сибиу. Старые формы организации армии Трансильвании, основанные на мобилизации знати, прекратили свое существование. На основании Пожаревацкого мира (21 июля 1718) Османская империя уступила Габсбургам Банат. Эта территория получила автономный статус, подчиняясь непосредственно имп. двору, к-рый управлял ею через военных губернаторов (1718-1751) и через гражданских губернаторов (1751-1777). В июне 1778 г. Банат в адм. отношении вошел в состав венгерской части империи, им стал управлять наместнический совет (лат. consilium regium locumtenentiale Hungaricum; венг. A Magyar Királyi Helytartótanács). В 1779 г. Банат был разделен на 3 комитата (Караш, Тимиш, Торонтал), к к-рым в 1781 г. добавился свободный королевский город Тимишоара. Под скипетром Габсбургов гос. собрание Трансильвании созывалось довольно редко, его законотворческая активность не вела к осуществлению реформ; законы, принятые на местном уровне, в основном не представляли интереса для Вены, лишь наиболее значительные были объединены в свод Articuli novellares (Новые законы), отпечатанный на латыни (за 1744 - 9 законов, за 1747 - 14, за 1748 - 1, за 1751 - 9, за 1752 - 4, за 1753-1757 - 5, за 1791 - 64, за 1792 - 4, за 1838 - 1, за 1847 - 29; за 1848, в авторизованном нем. переводе,- 11) ( Pop. 2016. Vol. 3. P. 17). Центральные власти создали в Трансильвании политико-адм. структуру, параллельную уже существующей, которая функционировала в соответствии с постановлениями, направленными на расширение абсолютной власти монарха: в XVIII-XIX вв. высшие органы управления гос-вом издавали нормативные акты (дипломы, патенты) без участия трансильванского гос. собрания.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

   В одном из своих рассказов (“На краю света”) Лесков прекрасно передает самую душу православного миссионерства. Государственный администратор, посетив одного из священников-миссионеров, был очень удивлен, что отец Кириак отказывается быстро крестить инородцев, но под конец он понимает мудрость, таящуюся в этом отказе: отец Кириак, совсем пренебрегая административными заботами и в особенности всякой отчетностью, своим смиренным служением помогал туземцам прикоснуться к милосердию Христову: “Пусть за краек Его ризочки держатся – доброту Его чувствуют, а Он их Сам к Себе уволочет”.    Апостол Алтая архимандрит Макарий (Глухарев; 1792–1847) говорил в своих назиданиях, адресованных к миссионерам: “Нужно чтобы все, чем мы обладаем, было бы братски поделено между нами: деньги, пища, одежда, книги, так же как и все другое, чтобы это служило союзу наших душ и согласию наших целей”. Евангельская бедность, дух полной самоотверженности и общинной любви характеризовали восторженный порыв апостольства. “Христос, – говорил он, – пролил Свою драгоценную кровь ради спасения всех людей” и “нет такого народа, в котором Господь не признал бы одного из Своих”. “Это воплощенное, живое Евангелие”, – говорил о Макарии один из его современников и раскрывал таким образом секрет его влияния.    Неизменный образ действия миссионеров состоял в том, что они воздвигали на месте, куда они приходили, алтарь, часовню и сразу же начинали литургическую жизнь, что непосредственно помещало туземцев в присутствие Бога. Относясь с подчеркнутым вниманием к собственному лицу каждого народа, которому они благовествовали, миссионеры переводили Библию и литургические книги на язык этого народа, чтобы позволить каждому участвовать в богослужении и читать Священное Писание. Много раз им приходилось создавать алфавит и литературный язык, что говорит о большой чувствительности и благожелательному проникновению в душу другого. Все подчинено величайшему уважению к предназначению и свободному выбору каждого.    Миссионеры тесно соприкасались с повседневной жизнью и строили общину вокруг монашеского очага. Крещение совершалось лишь после долгого и серьезного испытания (Макарий видел в этом выражение подлинного дружелюбия к человеческой личности язычника). В этом образе действий нет ничего показного, и он противостоит любой статистике цифр. В этой исключительно тактичной форме православие никогда не переставало “миссионерствовать”. В конце XVII века, до какого-либо политического завоевания, на дорогах Сибири уже встречалось множество миссионерствующих монахов и священников, и 37 монастырей боролись с исламом и буддизмом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

(47) Сатирик Милонов – Михаил Васильевич (1792–1821), поэт. (48) Болдырев – Аркадий Африканович (ум. до 1758 г.), петербургский плац-майор, составивший себе состояние удачным карточным выигрышем, впоследствии коннозаводчик. Рассказ Пушкина повторяет в своих записках гр. М. Д. Бутурлин. (49) «Дельвиг однажды вызвал на дуэль Булгарина». Вероятно, в 1824 или 1825 г. В связи с этой записью П. В. Нащокин рассказывал впоследствии П. И. Бартеневу: «Дельвиг вызвал Булгарина на дуэль. Рылеев должен был быть секундантом у Булгарина, Нащокин – у Дельвига. Булгарин отказался. Дельвиг послал ему ругательное письмо за подписью многих лиц». (50) Знакомство Пушкина с Н. И. Надеждиным состоялось 23 марта 1830 г. у M. П. Погодина. (51) Критики его – имеются в виду критические статьи Н. И. Надеждина в «Вестнике Европы» о «Графе Нулине» (1829 г., и о «Полтаве» (1829 г., и 9). (52) О смерти графа В. П. Кочубея (ум. 3 июня 1834 г.) – в дневнике Пушкина 1833–1835 гг. (стр. 40). (53) Графиня – графиня Мария Васильевна Кочубей, рожд. Васильчикова (1779–1844), статс-дама. (54) Старушка Новосильцова – возможно, Екатерина Владимировна Новосильцова, рожд. графиня Орлова (1770–1849). (55) Голландская королева – королева Фридерика-Луиза-Вильгельмина (1774–1837), жена голландского короля Вильгельма I, сестра прусского короля Фридриха-Вильгельма III. (56) Принц Орлеанский – Фердинанд, старший сын французского короля Людовика-Филиппа (1810–1842). Встреча его с голландской королевой состоялась в мае 1836 г. в Берлине. (57) Французские принцы – сыновья французского короля Филиппа: Фердинанд-Филипп (1810–1842), герцог Орлеанский, и Луи-Шарль (1814–1896), герцог Немурский. Берлин они посетили 11–25 мая 1836 г. Поездка принцев имела целью примирение европейских дворов с династией Орлеанов, пришедших к престолу революционным путем. (58) Старый принц Витгенштейн – князь Фридрих-Карл Сайн-Витгенштейн (1766–1837), обер-камергер, министр двора прусского короля. (59) Брессон – граф Карл Брессон (1798–1847), французский посол в Берлине.

http://predanie.ru/book/221012-avtobiogr...

на княжне Понинской и умер 4 октября 1801 г., оставив по себе память «шалуна и повесы не только светлейшего, но и пресветлейшего» (Порошин). Внучата принца Карла Бирена владеют в настоящее время княжеством вартембергским, в прусской Шлезии, и потому зовутся князьями бирен-вартембергскими; а дочь Карла, Луиза (1791–1853) была замужем в России за обер-шенком графом Михаилом Юрьевичем Виельгорским. (Дневнек Берхгольца. 1860, ч. IV. – Обзор главнейших происшествий в России, Ведемейера. 1835, I, 117 и д.; II; III, с. 1–33. – Записки дюка Лиргийского. 1845, с. 122. – Записки Миниха-сына. 1817. – Письма леди Рондо, 1836, с. 46. – Записки кн. Шаховского, 1810, I, 1–56. – Артемий Петрович Волынский, Шишкина, в журнале «Отеч. Записки» I860. – Шлиссельбург, Томилина. 1847, с. 88–89. – История губ. города Ярославля, Троицкого, с. 76. – Записки Нащокина, 1842, с. 77. – Записки о роде князей Голицыных, Серчевского, 1853, 64–74. – Деяния Екатерины II, Колотова, 1811, I, 124–129. –- Записки Порошина, 1844, с. 388, 441, 453. – Список кавалер. росс. орденов, 1814. – Список воен. генералам, 1809. – Российск.родосл. книга, кн. Долгорукого, 1856, ч. III, с. 96. – С.-Пет. Вед. 1730–1740 г. – Камер-фурьерские журналы 1730 гг. – Месяцесловы академические за разные годы XVIII века. – Mémoires du règne de Catherine, la Haye, 1728. – Ebauche pour donner une idée de la forme du gouvernement de l’Empire de Russie. Copenhagen, 1774. – Mémoires de Manstein, 1771. – Anecdotes intéress. de la cour de Russie, Londres, 1792. – Extraits des dépêches des ambassadeurs anglais et français. Berlin, 1858. – Materialien zu der russischen Geschichte, v. Schm. Phiseldek. 1784, II. – Hermann’s Geschichte. Hamburg, 1853, IV и V. – Denkwürdigkeiten des Petersburger Hofes. Leipzig, 1843. – Gothaischer genealogischer Hof-Kalender, за разные годы). Последнее четырехлетие жизни Суворова (1796–1800г.) В России царствовала тогда Екатерина II, увенчанная лаврами долголетних внешних успехов. Отдыхая на этих лаврах, Екатерина, как бы пресыщенная ими, не искала новых, и все участие ее в событиях западной Европы ограничивалось естественным сочувствием к несчастиям Бурбонов и щедротами французским эмигрантам, всюду искавшим себе убежища.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Разбирательство Брэдлоу с Безант…  — Речь идет о судебном столкновении в 1876 г. известного английского вольнодумца и политического реформатора, с 1880 г. — члена парламента Чарльза Брэдлоу (1833–1891) с последовательницей теософии и президентом Индийского национального конгресса Анной (Анни) Безант (1847–1933). Брэдлоу отстаивал свободу печати и выиграл процесс. …Шелли с его концепцией свободного выбора.  — Имеются в виду идеи английского поэта-романтика Перси Биши Шелли (1792–1822) о свободной любви, не скованной узами буржуазного брака. См. также примеч. 5 к гл. VI/В файле — комментарий прим. верст. /. Англо-бурская война (1899–1902 гг.) — война Великобритании против Оранжевого свободного государства и Трансвааля, населенных потомками голландских колонизаторов — бурами. Последствием Англо-бурской войны была организация нового государства — Южно-Африканской Республики. Англо-бурская война вызвала широкую антианглийскую кампанию по всей Европе. В самой Англии сторонники буров были очень слабы, в то время как антибуры были представлены такими влиятельными в общественном мнении фигурами, как Р. Киплинг и А. Конан Дойл. Своеобразное исключение среди людей левых взглядов составлял Бернард Шоу, который выступал против буров, заявляя, что социалистические убеждения делают его противником малых государств, примером которых являются Оранжевое свободное государство и Трансвааль. …в Афганистане, в Зулустане или… Александрии.  — Речь идет о двух Англо-афганских войнах, закончившихся поражением англичан (1838–1842 и 1878–1880 гг.), а также об Англо-буро-зулусской войне — совместной войне Великобритании и бурских республик против зулусов, населявших земли, прилегавшие к Трансваалю и составляющие ныне основную часть одной из областей ЮАР — Зулусленда. В 1887 г. зулусы в результате новой войны были окончательно покорены. Бомбардировка Александрии (Северный Египет) относится к 1882 г. Я не был таким образцом правдивости, как Джордж Вашингтон.  — Имеется в виду хрестоматийная история из детских лет Вашингтона (1732–1799). Ему подарили топорик, он срубил им вишневое деревце, и на вопрос отца, кто это сделал, ответил: «Это я. Я не могу соврать».

http://azbyka.ru/fiction/opyt-avtobiogra...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010