Эту огромную кропотливую работу вела группа видных филологов, палеографов, археографов, археологов, среди них Александр Христофорович Востоков (1781–1864), прот. Александр Васильевич Горский (1812–1875), Константин Федорович Калайдович (1792–1832), Евфимий Федорович Карский (1861–1931), Павел Михайлович Строев (1796–1876), Алексей Егорович Викторов (1827–1883), Василий Александрович Прохоров (1818–1882), Хрисанф Мефодьевич Лопарев, Капитон Иванович Невоструев , Федор Иванович Покровский, Дмитрий Иванович Абрамович , Иван Куприянович Куприянов, архимандрит Амфилохий (Сергиевский-Казанцев ; 1818–1893), позже епископ Угличский; архимандрит Леонид (Кавелин; 1822–1891), иеромонах Иларий (ум. 1866), иеромонах Арсений и многие другие. Среди этих исследователей были и сами коллекционеры, как, например, купец Титов. В сотнях иллюстрированных русских рукописей вв. были хроники и исторические повести, Евангелия и жития, Псалтири и литургические сборники. Самые важные рукописи публиковались неоднократно, издатели добивались качественного воспроизведения миниатюр, – как раз в эту эпоху вводилось немало технических новшеств. Например, Остромирово Евангелие, самая древняя русская рукопись 1056/57 г., первый раз было издано с обычными графическими рисунками, а третье издание уже сопровождалось фотолитографиями 2570 . Благодаря этим публикациям развивались не только филология и палеография, но также археология и история древнерусского и византийского искусства. Филолог и палеограф проф. Вячеслав Николаевич Щепкин (1863–1920) в 1901 г. работал в Библиотеке Ватикана над византийскими рукописями, изучая их и с точки зрения стиля миниатюр. Историк искусства Владимир Васильевич Стасов опубликовал капитальный труд об орнаментах славянских рукописей 2571 . Он активно участвовал в организации первой выставки русских иллюстрированных рукописей, которая состоялась в петербургской Публичной библиотеке в 1857 г. и стала событием научной и культурной жизни. Неслучайно именно в изданиях Отделения русского языка и словесности появились крупные работы по истории древнерусского и византийского искусства Ф.И. Буслаева и Н.П. Кондакова . Исследователи оценили ценность миниатюр как исторических источников и как произведений искусства, которые, в отличие от икон и фресок, значительно лучше сохранились и не были искажены позднейшими записями и наслоениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иосиф , 1598. Авраамий , 1612–14. Евфимий , 1615, 1618 и 19. Моисей , 1619?, 1633–43. Митрофан , 1645–49. Иона , 1652–54, уволен. Афанасий , в июле 1657. Дионисий , в авг. 1659. Савватий 17 февр. 1661 перев. из Суздальского Васильевского монастыря, а 1662 – в Коломенский Спасский. Нил , в 1662–74. Галактион , в 1676–92. Архимандриты Иоасаф , 1708–24. Никита , 1732 и 33. Виктор , 1735 и 36. Григорий , 1740–44. Софония , 1744–47. [Так ли? Митрофан Шеинков 1747 перев. из Курского Знаменского и 3 авг.– в Пафнутиев]. Феоктист , 1754–56. Вениамин , 1756–60. Товия , 1761–65. Вонифатий Борейко в 1766 перев. из Коломенского Спасского монастыря, а 1771 – в Рыльский Николаевский. Иоакинф Карпинский в 1771 перев. из Рыльского Николаевского, а 16 янв. 1774 – в Новгородский Вяжицкий мнтрь. Арсений Тодорский 6 апр. 1774 перев. из Коломенского Спасского, а 1784 – с Цареконстантинов мнтрь. Тихон в 1784 перев. из Цареконстантинова монастыря; † 1788. Наркис Кветка в 1788 перев. из Куряжа, а в 1789 уволен на покой в Харьковский Покровский, где † 23 мар. 1792. Иоанн Островский 15 дек. 1789 перев. из Гамалеевского, а 6 мая 1795 – в Новгородский Антониев мнтрь. Агапит Скворцов , бывший игум. Перервинский, в 1795, перев. в Трегуляев мнтрь. Варлаам , в 1796–1802; † … Анания перев. из Высоцкого в 1802; † 1817 … Гермоген Сперанский 28 февр. 1817 перев. из Серпуховского Высоцкого монастыря, а 19 авг. 1818 – в Спасо-Андрониев. Никанор Клементьевский в 1818 перев. из Вифании, а 19 апр. 1819 – в Высокопетровский. Арсений Козиоров 4 июня 1819 перев. из Дмитровского Борисоглебского, а 7 июня 1829 – в Иверский. Иосиф 7 апр. 1830 перев. из Московского Златоустова; † 1838. Арсений Нагибин в 1838 перев. из Нового Иерусалима; но в мнтре не был. Иоаким 29 дек. 1838 перев. из Московского Знаменского монастыря; до 1846. Тихон в 1846 перев. из Дмитровского Борисоглебского монастыря; † 7 февр. 1871. По преобразовании в общежительный: Игум. Сергий перев. из Староголутвина в июне 1871. [Старо-Голутвина: Строитель Самуил , 1800–1829; † 29 февр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Курская (Белгородская) Учреждена в 1666 году Белгородская и Обоянская Кафедра в Белгороде Феодосий митрополит, бывший митр. Сербский и Архангельский с 17.05.1667 † в ночь 19/20.08.1671 Мисаил митрополит, бывший еп. Коломенский и Каширский с 14.09.1671 † 23.02.1684 Авраамий (Юхов) митрополит, рукоположен с 13.07.1684 † 6.08.1702 Иустин (Базилевич) митрополит, рукоположен с 23.01.1704 † 17.08.1709 Иларион (Властелинский) митрополит, бывший митр. Сарский и Подонский с 11.03.1711 †4.04.1720 Епифаний (Тихорский) епископ, рукоположен с 9.07.1722 † 2.07.1731 Досифей (Богданович- Любимский) епископ, рукоположен c 06 .08 .1731 архиепископ с 28.11.1731 до сентября 1733 отстранен; † 23.03.1736 Арсений (Берло) епископ, бывший еп. Переяславский, викарий Киевской епархии с 30.09.1735 по 1736 заболел и кафедрой управлял заочно † 6.06.1744 Петр (Смелич) архиепископ, рукоположен с 20.06.1736 по 11.09.1742 на покое; † 27.11.1744 Антоний (Черновский) митрополит, бывший митр. Черниговский и Новгород-Северский с 6.09.1742 † 1.01.1748 Иоасаф (Горленко) епископ, свт., рукоположен со 2.06.1748 † 10.12.1754 Лука (Коношевич) епископ, бывший еп. Казанский и Свияжский с 9.10.1755 † 1.01.1758 Иоасаф (Миткевич) епископ, рукоположен с 26.04.1758 † 30.06.1763 Порфирий (Крайский) епископ, бывший еп. Коломенский и Каширский с 29.10.1763 † 7.07.1768 Самуил (Миславский) епископ, рукоположен с 28.12.1768 по 24.09.1771 en. Сарский и Подонский (Крутицкий) Аггей (Колосовский) епископ, рукоположен с 9.02.1774 по 28.11.1786 на покое; † 24.10.1792 Белгородская и Курская Феоктист (Мочульский) епископ, бывший еп. Севский и Брянский, викарий Московской епархии с 9.02.1787 по 16.10.1799 переименован еп. Курский и Белгородский Курская и Белгородская С 16 октября 1799 года Феоктист (Мочульский) епископ, бывший еп. Белгородский и Курский, с 16.10.1799 архиепископ с 15.09.1801 † 30.04.1818 Евгений (Казанцев) епископ, рукоположен с 14.07.1818 по 19.02.1822 еп. Псковский, Лифляндский и Курляндский Владимир (Ужинский) епископ, бывший еп. Ревельский, викарий Санкт-Петербургской епархии

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Академия за 1811, 1812 и 1818 г. получила процентов с 6000 р. 850 рублей 12 . В делах академических сохранились репорты благочинных с представлением в академию разных пожертвований. При репортах прилагались и собственно-ручные реестры духовных лиц с обозначением, «кто, чем и каким количеством пожертвовал». Духовные лица жертвовали от 25 до 1 р. По реестрам можно думать, что некоторые благочинные побуждали всех подведомых духовных особ к пожертванию и назначали некоторые определенные сборы деньгами. Пожертвования крупные и мелкие принимались архипастырями с живейшею признательностью. Пр. Амвросий на одном докладе академического правления о пожертвовании петропавловского протоиерея Гурия Ласточкина с причтом в октябре 1816 г. написал: «ничем более утешить меня никто не может, как споспешествованием пользе академии, просвещению духовенства, и потому пожертвование принять, а о. протоиерею с братиею объявить за сие благодарность и благословение Божие, мною недостойным им преподаваемое» 13 . Достопамятный ревнитель христианского духовного просвещения, казанский епископ, Лука Канатевич около 1750 г. построил в татарской слободе каменную церковь во имя праведных Захарии и Елизаветы, и чтобы сосредоточить под своим ближайшим попечением образование крещенных инородцев, построил при этой церкви деревянную школу, которая стала таким образом центральным и единственным заведением для христианского образования инородческих племен края: крещенных татар, чуваш, черемис и т. д., даже башкир и киргизов. Но едва положивши основание этому заведению, Лука был переведен в 1755 году в Белгород, а его преемники в Казани вероятно не особенно сочуствовали просветительным идеям Луки. Пр. Амвросий Подобедов , бывший казанским архиепископом от 1785 до 1799 г., усиливался поднять новокрешенские школы; он заново перестроил их здания в 1792–3 годах. Амвросий, наконец, даже пришел к уразумению необходимости родных языков для христианского образования инородцев. Эта мысль положительно и настойчиво высказана им в донесении Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вице-кор. Ф. де Толедо-и-Фигероа (1569-1581) разработал новую модель колониального правления, просуществовавшую в Юж. Америке почти 300 лет. Одной из его многочисленных реформ было переселение разрозненно живущих индейцев в т. н. редукции, к-рые имели автономное управление. Подобная политика отвечала интересам церковных орденов, поскольку помогала облегчить контроль над процессом евангелизации коренного населения. В 1570 г. он постановил учредить в П. постоянный трибунал инквизиции , к-рый действовал до 1820 г. Инквизиция преследовала в основном представителей низших слоев неиндейского населения (потомков африканцев, метисов, евреев и т. д.), обвиняемых в ереси, колдовстве, использовании черной магии и т. д. За весь период ее существования в Лиме были сожжены 30 чел. В 1-й четв. XVII в. иезуитами по всей стране была развернута кампания по искоренению остатков языческого культа среди индейцев: прилюдно на костре сжигались мумии предков, языческие идолы и др. реликвии, принадлежавшие коренному населению. Жрецов помещали в тюрьмы. Большое влияние иезуитов на индейцев сильно беспокоило Испанию. В 1767 г. они были изгнаны из ее владений (вернулись в П. только в 1871). В 1717 г. из состава вице-королевства П. было выделено вице-королевство Нов. Гранада (существовало в 1717-1723, 1739-1810 и 1815-1819), в 1776 г.- вице-королевство Ла-Плата. В 1780 г. в пров. Тинта вспыхнуло крупное индейское восстание под предводительством знатного касика Х. Г. Кондорканки (1738-1781), принявшего имя Тупак Амару (в честь последнего главы инков). 6 апр. 1781 г. основные силы повстанцев были разгромлены, а возглавивший восстание касик казнен. Перед обретением страной независимости католич. Церковь представляла собой хорошо организованный институт. В 1792 г. при общем количестве населения 1 072 122 чел. в вице-королевстве П. численность белого духовенства составляла 1818 чел., черного - 1891 чел. Подавляющее большинство белого духовенства были креолами, нек-рые из них стали впосл. епископами: в Арекипе - Хосе Себастьян Гойенече-и-Барреда (1818-1859), в Куско - Хуан Мануэль Москосо-и-Перальта (1778-1789) и Хосе Мария Перес Армендарис (1809-1819). Из 3941 здания, существовавшего в то время в Лиме, 1135 принадлежали Церкви (храмы, мон-ри, школы, больницы и т. п.). Церковные колледжи, ун-ты и семинарии играли важную роль в просвещении населения и нередко становились очагами реформаторской мысли. Сама же Церковь находилась в сильной зависимости от светской власти. Король назначал епископов, давал разрешение на въезд миссионеров, гос-во платило жалованье епископам и священникам. XIX-XXI вв

http://pravenc.ru/text/2580058.html

Гавриил , игум., определить в 1764 и вскоре отрешён. Исаия Илляшевич , игум., 1765 перев. из Карповой Троицкой пустыни; 13 сент. 1770 перев. в Белгородский Николаевский мнтрь. Стефан , 1770–72. Афанасий Илляшевич , игум., с окт. 1772 по окт. 1774. Александр , 1774 и 75. Лаврентий Карпинский , 1775–78, перев. в Гороховатскую Украинскую пустынь. Константин определён в нояб. 1778–1780. Авдий Туранский , 1780–92; 6 дек. перев. в Обоянский Знаменский мнтрь. Иларий , монах Саровский, определён 6 дек. 1792; в 1795 уволен на покой. Софроний , в 1795–99. Макарий Каменецкий определён 28 мар. 1799, из Александро-Невских монахов; игум. с 25 февр. 1806; † 16 авг. 1815. Палладий Белевцов определён 1815 из казначеев; с 1816 архим.; в 1818 перев. в Курский Знаменский. Архимандриты Макарий в 1818 перев. из Полоцкого Богоявленского, а в 1820 – в Александро-Свирский. Израиль определён 25 февр. 1820, из ризничих Александро-Невской Лавры; 31 мар. 1831 перев. в Рыльский Николаевский. Паисий 28 июля 1831 перев. из Обоянского Знаменского; † 2 мая 1841. Вениамин , из Китайской миссии, 1841–44, в окт. перев. в Александро-Невскую Лавру наместником. Палладий , 1844–53; † 26 нояб. 1853. Иоаким 22 янв. 1854 перев. из Спасо-Евфимиева, а 9 дек. уволен на покой. Серафим 9 дек. 1854 определён, а 8 мая 1862 перев. в Мелецкий (Волынской епархии). Ювеналий Поллацев , 15 авг. 1862, из настоятелей Глинской пустыни; до 1867. Иоанникий , игум., 1869. 5 Знаменский Обоянский, заштатный. [V, 358.] Игумены Игнатий , строит., определён 18 мар. 1664. Корнилий , в июне 1679. Игнатий , 1685. Варлаам , 1691–93, нояб. Иона , 3 дек. 1694. Архимандриты Иосиф , 1695 и 96. Пётр , игум., 1699. Феофан , 28 янв. 1709. Иона , в сент. 1721. Иоасаф , 1748. Наркисс Кветка в 1762 перев. из Псковского Любятова, а 1768 – в Белгородский Николаевский. Авдий Турайский , строит., 6 дек. 1792 перев. из Коренной пустыни, а 1794 – в Молчанский. Александр , строит., 1798 перев. из Глинской пустыни. Евтихий , строитель … Паисий , игум., определён 1817, а 22 июля 1831 перев. в Коренную пустынь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЯЗЕМСКИЙ Петр Андреевич (12.07.1792, Москва - 10.11.1878, Баден-Баден), поэт, лит. критик, гос. деятель. Из древнего княжеского рода. Отец - А. И. Вяземский, сенатор при имп. Павле I , собрал обширную б-ку франц. авторов XVIII в. В 1805-1807 гг. В. обучался в иезуитском коллегиуме в С.-Петербурге и в пансионе при С.-Петербургском педагогическом ин-те, затем вернулся в Москву, получил домашнее образование под рук. профессоров Московского ун-та. Вошел в круг литераторов, посещавших Н. М. Карамзина в Остафьеве, подмосковной усадьбе Вяземских. (После смерти А. И. Вяземского Карамзин стал опекуном В., оказав на него огромное влияние; до конца дней для В. авторитет Карамзина как писателя и человека оставался непререкаем.) Кн. П. А. Вяземский. Гравюра К. Афанасьева. XIX в. (РГБ) Кн. П. А. Вяземский. Гравюра К. Афанасьева. XIX в. (РГБ) В 1807 г. В. формально поступил на службу в Московскую межевую канцелярию, через год дебютировал в печати («Послание Жуковскому в деревню»), в 1811 г. женился на кнж. В. Ф. Гагариной. Во время Отечественной войны 1812 г. записался в ополчение, участвовал в Бородинской битве, награжден орденом св. Владимира 4-й степени. В. стал одним из основателей лит. об-ва «Арзамас», в 1816 г. состоялось его знакомство с А. С. Пушкиным , вскоре переросшее в близкую дружбу. В. приобрел известность как ревнитель карамзинского «нового слога», одним из первых заговорил о «народности» в лит-ре, толкуя это понятие в духе политического либерализма (О жизни и сочинениях В. А. Озерова, 1817). В сер. 20-х гг. принял участие в организации ж. «Московский телеграф», публиковал там статьи с анализом совр. лит. явлений. В 1818-1821 гг. служил в Варшаве чиновником для иностранной переписки при имп. комиссаре, был офиц. переводчиком речи имп. Александра I на открытии польск. сейма (1818), участвовал в разработке конституционных проектов для России. После критики правительства В. был отправлен в отставку, в 1821 г.

http://pravenc.ru/text/161149.html

8 . Евгений Казанцев (1778–1871), архиепископ Ярославский и Ростовский (1837–1853), Рязанский (1831–1837), Тобольский и Сибирский (1825–1831), Псковский (1822–1825); епископ Курский и Белгородский (1818–1822). Инспектор Санкт-Петербургской духовной академии (1809). Профессор философии (там же). 9 . Макарий Глухарев (1792–1847), архимандрит, духовный поэт, переводчик. О своем опыте миссионерской деятельности оставил описание под названием «Извлечения из путевых заметок миссионера» (1834–38). 10 . Тереза Авильская, Тереса Санчес де Сепеда-и-Аумада (Teresa Sànchez de Cepeda у Ahumada), Тереза Иисуса (лат. Teresia a Jesu, исп. Teresa de Jesús), Тереза Великая (1515–1582) – испанская монахиня-кармелитка (1533), реформатор ордена кармелиток, писательница, богослов, поэт, учитель Церкви, католическая святая. Одна из лучших авторов испанского «золотого века». 11 . Филарет (Дроздов Василий Михайлович; 1782–1867) – святитель, богослов, епископ Православной Церкви, митрополит Московский (1782–1867). Действительный член Императорской Академии наук (1818). Канонизирован Русской Православной Церковью в 1994. 12 . Владимир Петров (1828–1897), архиепископ. В 1865 получил назначение в Алтайскую духовную миссию, за время служения в которой открыл более 10 начальных школ. Через два года основал Центральное миссионерское училище. Содействовал построению 28 церквей. Описал путь своего миссионерского служения во многих статьях: «Письма старого и нового миссионера к молодому иноку-миссионеру», «Записки алтайского миссионера за 1865–67» и др. 13 . Макарий («Парвицкий-Невский») (1835–1926), митрополит Московский и Коломенский – миссионер, просветитель алтайцев; в народе его называли «Сибирским столпом Православия», «Апостолом Алтая». В состав Алтайской духовной миссии поступил в 1855. 14 . Нил (Исакович Николай Федорович) (1799–1875), архиепископ Ярославский и Ростовский, миссионер, ученый. Занимался подвижнической миссионерской деятельностью среди вотяков и черемис. С 1836 по 1837 приняло православие 5325 человек. С 1838 успешно продолжил свою духовную миссию в Иркутске, где был возведен в сан архиепископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

рукоположен с 06.08.1731 архиепископ с 28.11.1731 до сентября 1733 отстранён; 23.03.1736 Арсений (Берло), епископ бывший епископ Переяславский, викарий Киевской епархии с 30.09.1735 по 1736 заболел и кафедрой управлял заочно; 16.06.1744 Пётр (Смелич), архиепископ рукоположен с 20.06.1736 по 11.09.1742 на покое; 27.11.1744 Антоний (Черновский), митрополит бывший митрополит Черниговский и Новгород-Северский с 06.09.1742 01.01.1748 Иоасаф (Горленко), епископ, свт. рукоположен с 02.06.1748 10.12.1754 Лука (Коношевич), епископ бывший епископ Казанский и Свияжский с 09.10.1755 01.01.1758 Иоасаф (Миткевич), епископ рукоположен с 26.04.1758 30.06.1763 Порфирий (Крайский), епископ бывший епископ Коломенский и Каширский с 29.10.17бЗ 07.07.1768 Самуил (Миславский), епископ рукоположен с 28.12.1768 по 24.09.1771 епископ Сарский и Подонский (Крутицкий) Аггей (Колосовский), епископ рукоположен с 09.02.1774 по 28.11.1786 на покое; 24.10.1792 Белгородская и Курская Имена Сведения Феоктист (Мочульский), епископ бывший епископ Севский и Брянский, викарий Московской епархии с 09.02.1787 по 16.10.1799 переименован епископ Курский и Белгородский Белгородская и Курская С 16 октября 1799 года Имена Сведения Феоктист (Мочульский), епископ бывший епископ Белгородский и Курский с 16.10.1799 архиепископ с 15.09.1801 30.04.1818 Евгений (Казанцев), епископ рукоположен с 14.07.1818 по 19.02.1822 епископ Псковский, Лифляндский и Курляндский Владимир (Ужинский), епископ бывший епископ Ревельский, викарий Санкт-Петербургской епархии с 12.04.1822 по 28.03.1831 архиепископ Малороссийский и Черниговский Иннокентий (Сельно-Кринов), епископ бывший епископ Дмитровский, викарий Московской епархии с 28.03.1831 по 10.02.1832 епископ Волынский и Житомирский рукоположен с 24.03.1844 по 05.11.1860 архиепископ с 13.03.1832 на покое; 02.02.1861 рукоположен с 01.01.1861 по 11.01.1880 архиепископ Казанский и Свияжский; 11.02.1898 Ефрем (Рязанов), епископ бывший епископ Тобольский и Сибирский с 11.01.1880 по 19.03.1883

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Итак, поехали. По сути, сам фильм начинается с третьей минуты, но уже в анонсе нельзя пройти мимо. Почему в Средневековье изображали персонажей как своих современников? Тут же мы встречаем первый ляп: На кадре 1-30 – 1-32 сек. фильма демонстрируется (зачем-то отзеркаленная) картина Рубенса " Поклонение волхвов " . И дело даже не в этом отзеркаливании: как можно говорить о Средневековье и показывать картину 1626 года? Картинка и в дальнейшем доставляет немало удовольствия, но это уже, конечно, придирки. Подробнее каноны изображения мы рассмотрим ниже. Для удобства будем называть диктора Александра Лазарева Анатолием Фоменко. На 4-й минуте следует удивительная в своей казуистике мысль: " Хроника " IV века Евсевия Кесарийского до нас не дошла, дошло лишь вольное изложение Блаженного Иеронима и " Хроника " Никифора Каллиста XIV века, который списал ее у Евсевия, но " ничего нового добавить не смог – он просто повторил сказанное Евсевием " . 1. Казалось бы, нужно радоваться, что Евсевий Кесарийский сохранился в переписи другого автора, однако Фоменко говорит это с такой досадой, будто бы Никифор Каллист должен был в XIV веке присочинять к древней хронике нечто своё! То есть в самом начале фильма мы можем с уверенностью сказать, что хронология в изложении афонского монаха XIV века Никифора Каллиста прямо продолжает древнюю хронологию Евсевия, причем с этим Фоменко и не спорит. 2. Из Википедии мы узнаем, что " Хроника " (История от сотворения мира до 20-го года царствования римского императора Константина) долго была известна лишь в переводе её части Блаженным Иеронимом на латинский язык; но в 1792 найден её армянский перевод, изданный Аухером (1818) и, более тщательно, Маи (1818). Существует несколько переводов армянской версии, которые в целом совпадают с " Канонами " , известными ранее в Европе по переводу святого Иеронима с греческого на латинский. Монах Иероним сделал перевод в 380 году в Константинополе. То есть ученые не только давным-давно нашли списки " утраченной " " Хроники " , но и успели сравнить Иеронимов " вольный пересказ " " Хроники " с оригиналом, а господин Фоменко просто не знает об этом!

http://religare.ru/2_92577.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010