253. ПИЙ IX Римские Папы. Список 253. ПИЙ IX. 1846—1878. Джованни Мария, граф Мастаи-Ферретти. Родился 13 мая 1792 г. в Сенигальи, близ Анконы. В 1818 г. Пий VII посвятил его в сан священника. В 1827 г. он был назначен епископом Сполето. В период революции 1831 г. сбежал в Швейцарию. В 1832 г. был назначен епископом Имоли. В то время Мастаи-Ферретти был известен своими либеральными взглядами. Несмотря на это, Григорий XVI назначил его кардиналом. Через месяц после своего избрания папой Пий IX объявил амнистию для всех политических заключенных в папском государстве. А было их более 10 тысяч. Обрадованный народ выпряг лошадей из кареты папы и, осыпая его цветами, ввез во дворец на Квиринале. Ожидали, что папа станет глашатаем объединения Италии. С энтузиазмом писали о нем Мадзини, Джоберти и другие итальянские патриоты. Вскоре, однако, они убедились, насколько безосновательными были их надежды. Папская политика оказалась в тупике: поддержка революционных сил означала бы отход от основных принципов католического легитимизма и сближение с осуждавшимся папством до сих пор либерализмом. Признание претензий Австрии на итальянские земли ставило папу в положение предателя собственного народа. Пий IX не обладал дипломатическими способностями, а его статс-секретарь кардинал Джакомо Антонелли, который не являлся духовным лицом, был убежденным консерватором. В 1848 г., когда решались судьбы Италии в борьбе с Австрией, вспыхнуло восстание в самом Риме. Пий IX не решился вступить в борьбу с Австрией и спасся бегством в Гаету (около Неаполя). Вернулся он оттуда, когда австрийские и французские войска уже полностью контролировали ситуацию в Италии. Но возвращение это было унизительным. Итальянский народ отвернулся от папы. С того времени Пий IX со всей энергией приступил к борьбе с любыми проявлениями либерализма, а тем более социально религиозных доктрин, которые он считал «силами ада». Он опубликовал тогда серию энциклик, осуждающих подрывные лозунги социалистов, коммунистов и других «заговорщиков», угрожающих, по его мнению, свободе церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/442691/

185 Пий IX (1792–1878) – папа римский с 1846 г. В миру – Джованни Мария граф Мастаи-Феррсти. Родился близ Анконы. В 1818 г. Пий VII посвятил его в сан священника. В 1827 г. он был назначен епископом Сполето, а в 1832 г. – епископом Имолы. Григорий XVI возвел его в сан кардинала. Через месяц после своего избрания папой Пий IX объявил амнистию для более чем 10 тыс. политзаключенных в папском государстве. Обрадованный народ выпряг лошадей из кареты папы и, осыпая его цветами, ввез во дворец в Квиринале. Ожидали, что папа станет глашатаем объединения Италии. Вскоре, однако, все убедились, сколь безосновательны были эти надежды. В 1848 г., когда решались судьбы Италии в борьбе с Австрией, вспыхнуло восстание в самом Риме. Пий IX не решился вступить в борьбу с Австрией и бежал в Гаету (около Неаполя). Вернулся он оттуда, когда австрийские и французские войска уже полностью контролировали ситуацию в Италии. Возвращение папы было унизительным: итальянский народ отвернулся от него. С этого времени Пий IX начал борьбу с любыми проявлениями либерализма. Он опубликовал серию энциклик, осуждавших «подрывные лозунги» социалистов, коммунистов и др. «заговорщиков», угрожавших, по его мнению, свободе Церкви. Синтез осуждений Пия IX содержится в энциклике «Quanta сига» и в приложении к ней – «Силлабусе», или перечне главных [заблуждений XIX века (1864). 8 декабря 1854 г. Пий IX провозгласил догмат о непорочном зачатии Девы Марии. Последним важным актом, венчающим этот самый длинный в истории папства понтификат, был созыв I Ватиканского собора (1869–1870). 18 июля 1870 г. собором была принята 1-я догматич. конституция «Pastor aeternus» («О Церкви Христовой»), в силу которой папа признавался непогрешимым в суждениях о делах веры и морали. В это время пьемонтские войска приближались к Риму. Когда они вошли в город, папа укрылся в Ватикане и провозгласил себя «узником», а затем осудил «святотатственное» нарушение границ папского государства, которое фактически уже перестало существовать. 188

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

С. 236. …возьмите Евстафия, служившего прежде у нас и находящегося на сей раз без места. — По воспоминаниям близкого знакомого писателя С. Д. Яновского, этот персонаж назван по имени служившего у братьев Достоевских в 1846 г. отставного унтер-офицера Евстафия. 62 С. 253. Это наш русский Фоблаз… — Фоблаз — коварный и ловкий соблазнитель; от имени героя романа французского писателя Ж. Б. Луве де Кувре (1760–1797) «Любовные похождения кавалера де Фобласа» (1787–1790); русский перевод — М., 1792–1796. Ч. 1-13; 2-е изд. — М., 1805. 63 С. 259. …стараясь сохранить экилибр… — Экилибр (франц. equilibre) — равновесие. 64 С. 260. … за бир-суп да мильх-суп наше сердце им посвящаем… — Бир (нем. Bier) — пиво; мильх (нем. Milch) — молоко. 65 С. 267. «Полицейские ведомости». — Имеется в виду газета «Ведомости С.-Петербургской городской полиции», выходившая в Петербурге в 1839–1917 гг. и помещавшая наряду с другими материалами известия о различных происшествиях, случившихся в столице. 66 С. 270. …карпеток три пары… — Карпетки — носки. 67 С. 273. … в пансион — к эмигрантке Фальбала там какой-нибудь… — Имя содержательницы пансиона, француженки (франц. falbala — оборка), из поэмы Пушкина «Граф Нулин»: …не в отеческом законе Она воспитана была. А в благородном пансионе У эмигрантки Фальбала. 68 С. 284. …прикажете мне, сударыня вы моя, следуя некоторым глупым романам, на ближний холм приходить — немецких поэтов и романистов… — Близкие ситуации есть в балладе Ф. Шиллера «Рыцарь Тогенбург» (1797; русский перевод В. А. Жуковского — 1818) и нашумевшем в свое время сентиментальном романе И.-М. Миллера (1750–1814) «Зигварт» (1776). 69 С. 284. …дескать, хижинку вам на берегу моря… — Что для счастья любящих достаточно самой крошечной хижины, говорится в стихотворении Ф. Шиллера «Юноша у ручья» (1803; русский перевод В. А. Жуковского — 1838). 70 С. 294. … с лихт… — Лихт (нем. Licht) — освещение. 71 С. 295. Пачули — сильно пахнущие духи. 72 С. 295. …«Горе от ума» в 1840-х годах входило в постоянный репертуар Александринского театра. В 1845 г. пьеса шла в последний раз 30 октября. 73

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГИЗЕЛЕР Гизелер [нем. Gieseler] Иоганн Карл Людвиг (3.03.1792, Петерсхаген - 8.07.1854, Гёттинген), нем. протестант. богослов, историк Церкви, библеист. Богословское образование получил в ун-те г. Галле; с 1817 г. д-р философии, с 1819 г. д-р теологии. Тогда же приглашен в качестве профессора на теологический фак-т Боннского ун-та, а с 1831 г. преподавал историю Церкви и догматику в Гёттингене. В области новозаветной библеистики Г. является одним из создателей (вместе с И. Г. Гердером ) «гипотезы устного предания» (Traditionshypothese), согласно к-рой синоптические Евангелия черпали материал из устного предания, к-рое уже приняло достаточно фиксированный вид. Он отверг существовавшие уже в то время гипотезы взаимного использования евангелистами материала др. Евангелий и общего письменного источника, т. к., по его мнению, в первом случае не ясно, почему последующие евангелисты не соглашаются с предшественниками, а иногда и противоречат им, во втором - предположение существования общего письменного источника (напр., в гипотезе Протоевангелия И. Г. Эйхгорна ) является слишком сложным построением и оперирует с большим числом гипотетических величин (различных переводов и их редакций). По Г., только на основании использования евангелистами общего устного источника можно объяснить сходство между синоптическими Евангелиями, а расхождения между ними зависят от индивидуального его использования евангелистами. Галилейские рыбаки, став учениками Иисуса Христа, не могли записывать Его провозвестие, т. к. были людьми неграмотными (Versuch. 1818. S. 66), более того, никто из них не мог и думать о написании «священного текста» наряду с ВЗ (Ibid. S. 74). Единообразное изображение одинаковых предметов в Евангелиях Г. обосновывает в основном «схожестью образования, бедностью языка и простотой характера» евангелистов (Ibid. S. 94). Лежащая в основе синоптических Евангелий «устная норма» (сходный материал), согласно Г., возникла «среди апостолов, благодаря частому повторению одних и тех же рассказов скорее сама собою (wie von selbst)», а не в результате фиксации, основанной на согласованных принципах. Таким типом проповеди Г. объясняет не только совпадения между евангелистами в последовательности расположения материала рассказов, но и сходство арам. и греч. лексики и словоупотребления. Евангелисты, по мнению Г., в большинстве случаев совпадают прежде всего в том, что было в проповеди Евангелия самым важным и возвещалось наиболее часто. Совпадения редко встречающихся в языке выражений могли, по Г., также «быть естественным следствием устного типа, поскольку именно эти удивительные выражения должны были наиболее сильно запечатлиться в памяти» (Ibid. S. 90).

http://pravenc.ru/text/164971.html

Погребение подвижника Василиска, по обыкновению, назначено было на 3-й день по кончине, в воскресенье, 10 марта. В сей день собрались из г. Углича и окрестных селений – все знавшие и почитавшие в Бозе почившего старца. Согласно желанию почившего, все присутствующие брали положенные во гроб образки и крестики, как бы от живого подвижника Божия. Еще за пять лет до кончины своей старец Василиск приготовил себе гроб, служивший постоянным напоминанием о смерти. Вследствие общего глубокого уважения к подвижнику Божию, могила для него была приготовлена против алтаря церкви, где и опущен был гроб с останками незабвенного богомудраго старца Василиска. Память 8-го марта Игумен Нифонт был родом из г. Темникова (из мещан). В отроческом еще возрасте возымел он желание посвятить себя на жительство в братстве Саровской пустыни, куда убедительно и просился, но за несовершеннолетним не был принят. По достижении двадцатилетнего возраста, он оставил мир, пришел в Саровскую пустынь в 1787 г. при строителе Пахомии и принят в братство. На первом шагу он оказал знаки совершенной преданности воле отца настоятеля с оставлением или отвержением воли собственной; – что ни было при нем приобретенного в мире, положил все при ногах строителя Пахомия, отдавая усердно с тем вместе и себя в послушание ему. Это удивило старца строителя, и он всегда имел после того в особенном внимании сего послушника. По облечении в монастырские одеяния Василий (так он назывался в мире) возлагаемые на него послушания монастырские – в келарне и в церкви клиросное проходил с особенным рачением, с тихостью и смирением. По усмотрению настоятеля со старшей братией, в уважение таковой постоянно трудолюбивой и внимательной жизни, Василий пострижен в монашество 19 июня 1792 года с переименованием в Нифонта, вскоре потом в 1793 году посвящен в иеродиакона, а в 1796-м в иеромонаха и был определен общим духовником братии, каковую должность и исправлял с пользой для братии, принося духовным чадам обильное назидание душевное. При должности духовника отправлял он по сану иеромонаха и чреды священнослужения. В 1805 году определен в казначеи. В 1806 году по общебратственному выбору строителя Исаии утвержден епархиальным начальством в чине строителя. В 1818 г. марта 12 дня произведен во игумена сей же обители. В 1832 году награжден кабинетным золотым наперсным крестом. 1834 г. определен благочинным над двумя монастырями. 1837 г. Государем Императором по удостоению Святейшего Правительствующего Синода за полезное Церкви служение всемилостивейше пожалован золотым наперсным крестом, украшенным драгоценными камнями.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Jos. Scaliger. Lugd. Batav., 1606 и позже), а с 1792 г. известен также армянский перевод (ed. J. Bapt. Aucher. Ven., 1818, и Aug. Mai, Script, vet. nov. coll. 1833. Tom. viii). Латинскую хронику Иеронима продолжили Проспер из Аквитании, до 455 г.; испанский епископ Идатий, до 469 г.; и Марцеллин Комес , до 534 г. См. также Chronica medii aevi post Euseb. atque Hieron., etc. ed. Roesler, Tub. 1798. II. Языческие источники : Аммиан Марцеллин (служил Юлиану, честен и беспристрастен): Berum gestarum, libri xiv-xxxi, 353 – 378 г. (первые 13 книг утрачены), ed. Jac. Gronov. Lugd. Batav., 1693 fol., и J. A. Ernesti, Lips., 1778, 1835. Евнапий (философ и историк; выступает против императоров–христиан): Χρονικ ιστορα, 268 – 405 г., сохранились только фрагменты, ed. Bekker and Niebuhr, Bonn., 1829. Зосима (придворный Феодосия II, также пристрастен): Ιστορα να, 1. vi, 284 – 410, ed. Cellarius 1679, Reitemeier 1784, Imm. Bekker, Bonn., 1837. Также произведения Юлиана Отступника (против христианства), Либания и Симмаха (отличающихся философской терпимостью) и др. См. также список литературы в §2 и 4. Более поздняя литература Помимо историков того периода, перечисленных под пунктом 1 (е), мы должны упомянуть в особенности Барония (католик из ультрамонтанской школы, умер в 1607): Annales Ecoles., vol. iii-viii (написанная тяжелым слогом и трудная для чтения хроника, но ценная, так как в ней цитируются оригинальные документы). Тиллемон (католик, склоняющийся к янсенизму, умер в 1698): Mémoires, etc., vol. vi-xvi (в основном биографический, подробный и вдумчивый труд). Гиббон (ум. в 1794): Decline and Fall of the Roman Empire, начиная в гл. xvii (непревзойденный труд в плане умелого использования источников и художественного оформления, но скептический и без симпатии к духу христианства). Schröckh (умеренный лютеранин, умер в 1808): Christi. Kirchengesch. Theil v-xviii (незатейливое и неупорядоченное, но подробное и достойное доверия произведение). Neander (евангельский христианин, умер в 1850): Allg.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Веруем, что он труженик, аскет и живот вечный наследит. Подписано Б. И. Соколов . 73 Через год с небольшим по кончине батюшки о. Флавиана усердием давно его знавшей и уважавшей его высокую духовную личность Екатерины Васильевны Иловайской, бывшей духовной дочери о. Илариона, на могилке его был воздвигнут прекрасный памятник из серого мрамора. 2 Некоторые сведения об этой деятельности о.Илариона, а так же и о. Клемченке можно найти в брошюрах: а) Рассказ очевидца о действиях Преосвященного Иакова, по обращению Саратовских раскольников С.-П. б. 1862 г. и б) Два письма о народных суевериях. Москва 1871 г. 13 Степан Петрович Жихарев был в 20–50-х годах довольно в Москве популярный человек как обер-прокурор Сената, деятельный член обществ скакового и сельского хозяйства, а в 50-х годах председатель театрального литературного комитета. В бытность о. Илариона скитоначальником Жихарев однажды приезжал в Оптину пустынь. 14 Подробно о Климчонке см. дальше в приложениях. См. также брошюру «Рассказ очевидца о действиях преосвящ. Иакова по обращению раскольников Саратовского края» а равно и предисловие к брошюрке «Два письма Климчонка о народных суеверных заблуждениях» Москва. 1871 г. 32 Рассказ очевидца о действиях преосвящ. Иакова по отношению к расколу в Саратовской епархии с 1832 г. по 1839 г., напечатанный сначала в журнале «Доиашняя беседа» за 1861 год, а потом и особою брошюрою в 1862 г. 38 Об о. Моисее Миртовским подробнее будет сказано в приложении в статье о Семёне Климыче и о последних днях его жизни, смотр. Прилож. 40 В марте 1829 года губернатором в Саратове был князь А. Б. Голицын (см. Правосл. Собесед. за 1858 г. ч. 1, стр. 239). Обращение Иргиза губернатором Степановым начато было в 1836 году, следовательно, губернаторство П. было после 1829 и до 1836 г. 41 Ириней Клементьевский был с 1782 по 1788 г. ректором Ярославской семинарии, после 1792–1798 г. архиепископом Псковским, и скончался на покое 24 апреля 1818 г. (смотри обзор духовной русской литературы Филарета, изд. 2-е, часть 2, стр. 199). 54 С 2 июня 1852 г. мантейный монах, с 16 июня 1855 г. иеродиакон, а 23 августа 1862 г. иеромонах.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Волчиха. Церковь Сергия Радонежского. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Построена в 1792 г. Восстанавливается. Действует. Вероятно, первоначально церковь соединялась с колокольней трапезной, которая не сохранилась. Волчиха – село в Арзамасском районе. Согласно приказу департамента охраны историко-культурного наследия Нижнего Новгорода и Нижегородской области от 24 апреля 2000 года 5-ОД «Об отнесении культовых объектов к объектам историко-культурного наследия» к объектам историко-культурного наследия была отнесена сельская Троицкая церковь (датировка объекта – начало XX века). По данным Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области, приказ 5-ОД утратил силу 20 октября 2014 года приказом 159. «Адрес-календарь Нижегородской Епархии» за 1904 год содержит несколько иные сведения: «храм каменный (1792 год), престолы: главный (холодный) – преподобного Сергия Радонежского, теплые приделы: правый – Божией Матери «Всех Скорбящих радости», левый – святого пророка Ильи. http://www.gttp.ru/map_NN/arzamas_obl.htm В селе Волчиха в начале XIX столетия находилось два православных храма: деревянный в честь Святой Троицы и каменный во имя св. прп. Сергия Радонежского. Троицкий храм был построен в 1768 году, Сергиевский – в 1792-м, его малым чином освятил благочинный арзамасского Воскресенского собора протоиерей Иоанн Андреев. Богослужения в Троицкой церкви, которая не отапливалась, совершались только в теплое время года (от Пасхи до праздника Покрова). Вокруг храма находился большой погост (кладбище), обнесенный каменной оградой. До наших дней сохранился только Сергиевский храм, который считался зимним (отапливался с помощью печей). За свою многолетнюю историю Сергиевский храм фактически имел три строительных периода: первоначальное строительство в 1792 году каменного одноглавого храма с отдельно стоящей трехъярусной колокольней; 1830-е годы, когда была построена трапезная часть; строительство в 1871 году нового пяти шатрового храма. Автором проекта перестройки был нижегородский архитектор Иван Кузьмич Кострюков (1818–1884 гг.), который служил ярмарочным архитектором и активно сотрудничал с другим известным зодчим – Львом Владимировичем Далем.

http://sobory.ru/article/?object=04599

Села Короткого, Покровская, кам. Тираспольск. у. Построена Запорожским полковником Бурмасом, плетневая, камышом крытая и существовала до 1814 года. В сем году заложена нынешняя каменная; жители при ней Молдаване, Малороссияне и часть была прежде раскольников некрасовцев. Села Ясиноваго, Покровская, кам. Тираспольск. у. Села Вале-Гоцулуя, Николаевская, кам. Ананьевск. у. Прежде этой церкви были тут еще две, одна после другой, и уничтожены. Селение существовало еще при Турках и жили тут Молдаване. 1792 год Села Широкого, Покровская, дер. Бобр. у. Когда основана неизвестно; но освящена действительно 1792 года; ее теперь уже нет, а существует вместо оной другая, каменная, построенная в 1833 году. Города Бобринца, Николаевская, дер. Заложена по благословению викарного епископа Иова, управлявшего тогда Екатеринославскою епархиею. Бобринец с 1833 года назначен уездным городом. До заложения же церкви и до устроения оной, с 1786 года вечерни, утрени и часы отправлялись в доме, на сию потребность от прочих отделенном. Села Аджамки, Покровская, дер. Бобр. у. Здесь прежде жили поселенные Пикинеры. Теперь тут же щедротами ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА сооружена другая, новая пятиглавая церковь , по случаю начатия войны, в 1828 г., с Турцией. Села Федоровки, Георгиевская, дер. Бобр. у. Федоровка была станицею Бугских Козаков. В ней до 1792 года находилась часовня, в сем-же году обращенная во временную церковь . С 1812 года в Федоровке церковь существует каменная; селение же принадлежит Новороссийскому военному поселению в именуется «Новою Одессой». Села Касперо-Николаевки, Димитриевская, кам. Херсонск. у. Ныне тут существует вновь построенная в 1817 году каменная церковь . Живут отчасти Молдаване, коих сюда переселение относится ко времени присоединения Очаковской области. Села Троицкого, Троицкая, кам. Ананьевск. у. В Троицком живут ныне Великороссияне и Малороссияне, которые сказывают, «что еще в 1786 году здесь застали пустырь, который потом заселили». Ныне в Троицком церковь каменная, построенная в 1818 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Voskre...

В том же стиле были построены церкви Богоявления в с. Губареве (1800), Рождества Богородицы в с. Шестакове (1800), Рождества Христова в с. Малышеве (1801), Вознесения в с. Коршеве (1818) и др. Мотивы барочного декора еще использовали в 90-х гг. XVIII в., напр. в Троицких церквах в с. Боровом (1792-1794) и с. Ст. Ольшанка (1790-1805). Изредка возводили кубические одноглавые церкви, перекрытые лотковыми сводами, как, напр., Вознесенская в с. Аношкине (1784) и Никольская в Землянске (ныне село, 1794), а также Успенский собор в Борисоглебске (1792, не сохр.), принадлежавшем Тамбовской епархии. Успенская церковь в Воронеже. Кон. XVII в., 1803 г. (колокольня). Фотография. 2005 г. Успенская церковь в Воронеже. Кон. XVII в., 1803 г. (колокольня). Фотография. 2005 г. С распространением форм зрелого классицизма совпало сооружение новых высоких колоколен при более ранних церквах. Так, при воронежской Покровской ц. (1791-1792) возвели при участии каменных дел мастера М. С. Турчанинова 3-ярусную колокольню с ордерным декором, верхним ярусом в виде ротонды с прямоугольными проемами, низким куполом и шпилем, по-видимому послужившую образцом для колоколен Никольской ц. в Землянске (сохр. в измененном виде), Никольского собора в Боброве (не сохр.), Архангельской ц. в с. Алешки (1856), Успенской ц. в Воронеже (1803, добавлен низкий подкупольный ярус с полуциркульными проемами), в свою очередь ставшую прототипом для звонниц Архангельской ц. в с. Рыкань и Благовещенской ц. в с. Лосеве Павловского у. В прибрежной части Воронежа выделялась колокольня ц. ап. Иоанна Богослова (1799-1807, не сохр.) с оригинальным завершением в виде высокого восьмерика с арками звона и круглыми проемами-резонаторами. Суровый и вместе с тем изысканный внешний вид имела колокольня Петропавловской (Крестовоздвиженской) ц. (1805, не сохр.): высокий прямоугольный объем, почти без ордерного декора, с крупным рустом и чередованием арочных проемов разной формы и величины. В 1-й трети XIX в. было выстроено ок. 200 храмов в стиле классицизма с различными объемно-планировочными решениями.

http://pravenc.ru/text/155254.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010