Феофилакт, митрополит Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии (Русанов Фёдор Гаврилович) Родился в 1765 году в семье причётника Набережной волости Онежского округа Архангельской губернии. Первоначальное образование получил в Олонецкой духовной семинарии. В 1788 году поступил в Санкт-Петербургскую Александро-Невскую главную семинарию. В 1792 году окончил курс обучения и оставлен при семинарии учителем поэзии и риторики. В 1792 году пострижен в монашество. В 1793 году рукоположен во иеродиакона и исполнял обязанности катехизатора. В 1794 году рукоположен во иеромонаха, назначен законоучителем в греческий корпус (с 1796 года переименован в корпус чужестранных единоверцев). В 1795 году возведён в сан архимандрита и назначен настоятелем Зеленецкого Троицкого монастыря. С 29 мая 1796 года – настоятель Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом и законоучитель кадетского корпуса. С 8 ноября 1798 года – настоятель Новгородского Антониева монастыря. Член Святейшего Синода в звании асессора. С 1799 года – настоятель Новгородского Валдайского Иверского монастыря. 30 октября 1799 года хиротонисан во епископа Калужского и Боровского. С 25 октября 1803 года – архиепископ. В 1806 году вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. С 29 ноября 1807 года – член новоучреждённого Комитета по усовершенствованию духовных училищ, который 26 июня 1808 года преобразован в Комиссию духовных училищ. С 5 марта 1809 года – архиепископ Рязанский и Зарайский. 27 ноября 1812 года, получив именной указ императора Александра I, архиепископ Феофилакт возглавил Экстраординарную комиссию по приведению в порядок епархий, разорённых во время Отечественной войны 1812 года. В декабре 1813 года архиепископ Феофилакт вернулся в Рязанскую епархию. С 14 мая 1817 года – первый русский экзарх Грузии. С 28 декабря 1818 года именовался архиепископом Карталинским и Кахетинским. С 1 февраля 1819 года – митрополит Карталинский и Кахетинский. Скончался 19 июля 1821 года от тифа. Погребён в Бодбийском Сигнахском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЯЗЕМСКИЙ Петр Андреевич (12.07.1792, Москва - 10.11.1878, Баден-Баден), поэт, лит. критик, гос. деятель. Из древнего княжеского рода. Отец - А. И. Вяземский, сенатор при имп. Павле I , собрал обширную б-ку франц. авторов XVIII в. В 1805-1807 гг. В. обучался в иезуитском коллегиуме в С.-Петербурге и в пансионе при С.-Петербургском педагогическом ин-те, затем вернулся в Москву, получил домашнее образование под рук. профессоров Московского ун-та. Вошел в круг литераторов, посещавших Н. М. Карамзина в Остафьеве, подмосковной усадьбе Вяземских. (После смерти А. И. Вяземского Карамзин стал опекуном В., оказав на него огромное влияние; до конца дней для В. авторитет Карамзина как писателя и человека оставался непререкаем.) Кн. П. А. Вяземский. Гравюра К. Афанасьева. XIX в. (РГБ) Кн. П. А. Вяземский. Гравюра К. Афанасьева. XIX в. (РГБ) В 1807 г. В. формально поступил на службу в Московскую межевую канцелярию, через год дебютировал в печати («Послание Жуковскому в деревню»), в 1811 г. женился на кнж. В. Ф. Гагариной. Во время Отечественной войны 1812 г. записался в ополчение, участвовал в Бородинской битве, награжден орденом св. Владимира 4-й степени. В. стал одним из основателей лит. об-ва «Арзамас», в 1816 г. состоялось его знакомство с А. С. Пушкиным , вскоре переросшее в близкую дружбу. В. приобрел известность как ревнитель карамзинского «нового слога», одним из первых заговорил о «народности» в лит-ре, толкуя это понятие в духе политического либерализма (О жизни и сочинениях В. А. Озерова, 1817). В сер. 20-х гг. принял участие в организации ж. «Московский телеграф», публиковал там статьи с анализом совр. лит. явлений. В 1818-1821 гг. служил в Варшаве чиновником для иностранной переписки при имп. комиссаре, был офиц. переводчиком речи имп. Александра I на открытии польск. сейма (1818), участвовал в разработке конституционных проектов для России. После критики правительства В. был отправлен в отставку, в 1821 г.

http://pravenc.ru/text/Вяземский.html

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть itemscope itemtype="" > «Свет Христов просвещает всех!» К 175-летию преставления преподобного Макария (Глухарёва) Владимир Воропаев   06:00 09.01.2023 1175 Время на чтение 8 минут Фото: предоставлено автором Будущий миссионер Сибири, преподобный Макарий Алтайский, родился 30 октября 1792 года в семье приходского священника города Вязьма Смоленской губернии. С детства проявил большие способности к учению – уже в семь лет мог переводить с русского языка на латинский. В 1801 году определен в третий класс Вяземского Духовного училища, потом обучался в Смоленской Духовной семинарии. В 1814 году поступил в Санкт-Петербургскую Духовную академию, где пользовался особым расположением ректора архимандрита Филарета (впоследствии митрополит Московский). В 1817 году окончил Академию со степенью магистра и получил место инспектора и преподавателя церковной истории и немецкого языка в Екатеринославской Духовной семинарии. В июне 1818 года принял монашество и рукоположен в иеродиакона, затем в иеромонаха. В 1821–1824 годах – ректор Костромской Духовной семинарии. В декабре 1821 года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Богоявленского монастыря Костромской епархии. В 1824 году удалился в Киево-Печерскую лавру, затем в Глинскую Оптину пустынь Курской епархии, где вел аскетический образ жизни. В 1830–1844 годах – руководитель Алтайской духовной миссии в Бийске, миссионер среди народов Сибири. С 1844 года – настоятель Болховского Троицкого монастыря Орловской епархии. Был знаком со ссыльными декабристами – особенно близко с М.А. Фонвизиным, с братом которого, И.А. Фонвизиным, в свою очередь, был знаком через Н.Н. Шереметеву Н.В. Гоголь.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/01/09/sv...

Абхазская Кафедра в Пицунде Герман (Гоголашвили) епископ, рукоположен с 8.09.1851 по 2.09.1856 еп. Имеретинский Геронтий (Папиташвили) епископ, рукоположен с 6.10.1857 по 16.11.1859 еп. Мингрельский Александр (Окропиридзе) епископ, рукоположен с 4.03.1862 по 30.05.1869 еп. Горийский, викарий Карталинской (Грузинской) епархии; † 9.11.1907 Гавриил (Кикодзе) епископ Имеретинский с 30.05.1869 до 1886 временно управлял † 26.04.1896 С 12 июня 1885 года восстановлена как Сухумская епархия. См. Сухумская епархия. Алавердская Алавердская и Кахетинская С 30 июня 1811 года Кафедра в Алаверди Иоанн (Бобдель-Макаев) архиепископ, бывший архиеп. Бодбийский с 14.07.1811 по 30.08.1814 митр. Бодбийско-Сигнахский (Кизикский); † 24.09.1837 Алавердская и Телавская (Телавская и Грузино-Кавказская) С 30 августа 1814 года Кафедра в Телави Досифей (Пицхелаури) архиепископ, бывший еп. Горийский, викарий Грузинской епархии с 30.08.1814 по 14.05.1817 уволен; † 19.11.1830 28 декабря 1818 года соединена с Сигнахской (Бодбийской) епархией и в 1837 году присоединена к Карталинской и Кахетинской епархии. Возобновлена в 1886 году в качестве викарной кафедры при Карталинской епархии. до 23.01.1801 член Святейшего Синода, с 8.07.1811 экзарх Грузии Иоаким епископ, рукоположен с 13.10.1803 Бодбийско-Сигнахская Бодбийская и Кизикская 83 Кафедра в Бодби Иоанн (Бобдель-Макаев) архиепископ, рукоположен с 1792 по 14.07.1811 архиеп. Алавердский и Кахетинский Сигнахская и Кизикская С 30 августа 1814 года Кафедра в Бодби Иоанн (Бобдель-Макаев) митрополит, бывший архиеп. Алавердский и Кахетинский с 30.08.1814 по 18.12.1828 † 24.09.1837 В 1837 году присоединена к Карталинской и Кахетинской епархии, а в 1886 году – к Алавердской викарной епархии при Карталинской епископии. Владикавказская и Моздокская С 23 апреля 1885 года Кафедра во Владикавказе Иосиф (Чепиговский) епископ, бывший еп. Владикавказский, викарий Грузинской епархии с 29.06.1885 по 22.07.1888 (1889) на покое, † 24.07.1890 Петр (Лосев) епископ, бывший еп. Сумской, викарий Харьковской епархии

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Девятый Настоятель Саровской пустыни Игумен Нифонт родом города Темникова, из мещан. В отроческом еще возрасте возымел он желание посвятить себя на жительство в братство Саровской пустыни, куда убедительно и просился; но за несовершеннолетием не принят был, по правилам обители, возбраняющим принимать в монастырь отроков, почему невольно оставался в мирской жизни до возмужалости. По достижении же двадесятилетнего возраста, он оставил мир, пришел в Саровскую пустынь 1787 года при Строителе Пахомие и принят в братство. На первом шагу он оказал знаки совершенной преданности воле отца Настоятеля с оставлением или отвержением воли собственной; – что ни было при нем приобретенного в мире, положил все при ногах Строителя Пахомия, отдавая усердно с тем вместе и себя в послушание ему. Это удивило Старца Строителя, и он всегда имел, после того, в особенном внимании сего послушника. По облечении его в монастырское одеяние Василий (так он назывался в мире) возлагаемые на него послушания монастырские – в келарне и в церкви клиросное походил с особенным рачением, с тихостью и смирением. По усмотрению Настоятеля со старшей братией, в уважение таковой постоянно трудолюбивой и внимательной жизни Василий пострижен в монашество 1792 года июня 19 дня с переименованием Нифонта, вскоре потом 1793 года посвящен в Иеродиакона, а в 1796-м в Иеромонаха и был определен общим духовником братии, каковую должность и исправлял с пользою для братии, принося духовным чадам обильное назидание душевное. При должности духовника отправлял он по сану Иеромонаха и чреды священнослужения. 1805 года определен в Казначея. 1806 года по общебратственному Строителя Исаии выбору утвержден Епархиальным начальством в Строителя. В 1818 году Марта 12 дня произведен во Игумена сей же обители. 1832 года награжден кабинетным золотым, наперсным крестом. 1834 г. определен благочинным над двумя монастырями. 1837 г. Государем Императором по удостоению Святейшего правительствующего Синода за полезное Церкви служение всемилостивейше пожалован золотым наперсным крестом, украшенным драгоценными камнями.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Молебен в день основания Алтайской духовной миссии у Поклонного креста, установленного в память ее основания. ЖМП 8 август 2022 /  17 августа 2022 г. 18:00 Апостол Алтайской земли К 175-ЛЕТИЮ СО ДНЯ КОНЧИНЫ ПРЕПОДОБНОГО МАКАРИЯ (ГЛУХАРЕВА) Имя преподобного Макария Алтайского навеки вписано в историю Русской Православной Церкви. Сын провинциального священника, он обладал уникальными способностями в изучении языков, вечной тягой к новым знаниям и призванием миссионера. Под влиянием своего учителя святителя Филарета (Дроздова) будущий проповедник не только сформировал в себе основы духовно-нравственного бытия, но и впитал все лучшее, что на тот момент могло дать религиозное образование. Это помогло ему видеть образ Божий в иноверцах, старообрядцах и «инородцах» и с любовью располагать их сердца к принятию Христовой веры.  PDF-bepcuя . Становление миссионера Родился будущий проповедник, в миру Михаил Яковлевич Глухарев, в небольшом старинном городе Вязьма на Смоленщине в день Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных 8 ноября (ст. ст.) 1792 года. Уже в семь лет Миша отлично переводил с русского на латинский. По окончании Смоленской семинарии он поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию , где на него обратил внимание архимандрит Филарет (Дроздов), став его духовным наставником. После окончания академии Михаил был направлен на преподавательские и инспекторские труды в Екатеринославскую 1 семинарию. Добрый, бескорыстный и честный, он очень выделялся на фоне своих коллег. Здесь ему пришлось сделать серьезный жизненный выбор: принять монашество или жениться. В один из вечеров в тонком сне чуткая душа получила ответ. Привыкший с детских лет доверять Промыслу Божию, Михаил Яковлевич принял решение удалиться от мирских соблазнов и подал прошение на постриг. Через несколько месяцев оно было одобрено, и 24 июня 1818 года в домовой архиерейской церкви Михаил Глухарев был пострижен в монашество с именем Макарий. На следующий день он был рукоположен во иеродиакона, а еще через три дня — в иеромонаха. 

http://e-vestnik.ru/analytics/apostol_al...

Санкт-Петербург. Церковь Троицы Живоначальной на Смоленском кладбище. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Когда на кладбище появился каменный храм, первую деревянную церковь переделали и 8 ноября 1792 г. освятили как „оспенную“ во имя Архангела Михаила. В 1818 г. ее отремонтировали, но наводнение 1824 г., от которого эта часть острова особенно сильно пострадала, нанесло постройке ощутимый ущерб. Живописец В.Л. Боровиковский, написавший в следующем году храмовый образ (ныне он находится в Русском музее), хотел на свои деньги возобновить пострадавшую церковь, но смерть в апреле 1825 г. помешала ему сделать это. Полуразрушенный храм в 1829 г. разобрали, передав иконостас в дом имеретинской царицы Марии. В сентябре того же года было заложено, а 20 декабря 1831 г. освящено во имя Пресвятой Троицы новое каменное здание, возведенное по проекту В.Т. Кульченкова слева от Смоленской церкви. В нем 13 февраля 1832 г. на хорах освятили Михайловский придел, куда перенесли убранство из старого храма. Через восемь дней на нижнем этаже освятили придел мчч. Сергия и Вакха. Новые иконы исполнил Павлов, роспись – М.Я. Ширяев. Позже этот придел был переделан на средства старосты А.А. Баринова и 7 октября 1892 г. заново освящен. В 1900 г. напротив храма выстроили часовню для панихид. Еще через три года церковь подвергли основательному ремонту. При этом выяснилось, что здание непрочно, и в 1904 г. началась его полная перестройка в русском стиле по проекту акад. М.Т. Преображенского и арх. И.И. Яковлева. Освящение обновленного храма совершил 21 июня 1905 г. епископ Нарвский Антонин. Роспись в нем исполнил С.И. Садиков, образа принадлежали кисти А.Н. Новоскольцева и Ф.Р. Райляна. Перестройка стоила около 100 тыс. руб.; в цокольном этаже был устроен Михайловский придел с усыпальницами. Этот храм закрыт 15 февраля 1932 г. и летом того же года снесен, на его фундаменте построена мастерская. В Троицу 2002 г. около этого места освящена памятная часовня.

http://sobory.ru/article/?object=37586

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРУНДТВИГ [дат. Grundtvig] Николай Фредерик Северин (8.09.1783, Удбю, на юге о-ва Зеландия - 2.09.1872, Копенгаген), дат. теолог-реформатор, писатель, историк, политический и общественный деятель. Род. в семье лютеран. пастора. С 1792 г. учился у приходского священника в Тюрегоде, в 1798-1800 гг.- в классической школе в Орхусе, в 1800-1805 гг.- в Копенгагенском ун-те (специализация - исл. язык). В 1803 г. Г. получил степень бакалавра богословия. Отказавшись от рукоположения в пастора, работал домашним учителем на о-ве Лангеланн. В 1805-1808 гг. Г. опубликовал исследования «О песнях «Эдды»» и «Мифология Севера». Н. Ф. С. Грундтвиг Н. Ф. С. Грундтвиг В 1810 г. перед рукоположением в пастора произнес проповедь на тему «Почему слово Божие исчезло из дома Его?», в к-рой обличил рационализм, уничтоживший чувства и веру человека. В связи с этим консистория пересмотрела решение о его рукоположении, и Г. стал только помощником в приходе отца. С 1813 г. выступал в Копенгагене как свободный проповедник. Он считал, что следует больше внимания обращать на духовный рост человека после крещения и конфирмации . Полагаясь на абсолютный авторитет Библии, Г. подчеркивал, что живым словом, к-рым Бог говорит «сейчас», являются таинства и Апостольский Символ веры в противоположность Свящ. Писанию, к-рое говорило «тогда». С т. зр. Г., христианство, имея личностный характер, не может рассматриваться только применительно к отдельно взятой личности и предполагает соборность. В полной мере этому способствует единение человека со своим народом, осуществляемое с помощью родного языка, мифологии, поэзии, истории и культуры. «Сначала человек, а потом христианин»,- говорил Г. В 1816-1819 гг. он редактировал лит. ж. «Dannevirke». В 1818-1824 гг. перевел и издал «Деяния данов», составленные Саксоном Грамматиком ок. 1218 г. За перевод получил премию от кор. Фредерика IV. В 1821 г. Г. был рукоположен в пастора и назначен по королевскому указу в церковный приход г.

http://pravenc.ru/text/168209.html

253. ПИЙ IX Римские Папы. Список 253. ПИЙ IX. 1846—1878. Джованни Мария, граф Мастаи-Ферретти. Родился 13 мая 1792 г. в Сенигальи, близ Анконы. В 1818 г. Пий VII посвятил его в сан священника. В 1827 г. он был назначен епископом Сполето. В период революции 1831 г. сбежал в Швейцарию. В 1832 г. был назначен епископом Имоли. В то время Мастаи-Ферретти был известен своими либеральными взглядами. Несмотря на это, Григорий XVI назначил его кардиналом. Через месяц после своего избрания папой Пий IX объявил амнистию для всех политических заключенных в папском государстве. А было их более 10 тысяч. Обрадованный народ выпряг лошадей из кареты папы и, осыпая его цветами, ввез во дворец на Квиринале. Ожидали, что папа станет глашатаем объединения Италии. С энтузиазмом писали о нем Мадзини, Джоберти и другие итальянские патриоты. Вскоре, однако, они убедились, насколько безосновательными были их надежды. Папская политика оказалась в тупике: поддержка революционных сил означала бы отход от основных принципов католического легитимизма и сближение с осуждавшимся папством до сих пор либерализмом. Признание претензий Австрии на итальянские земли ставило папу в положение предателя собственного народа. Пий IX не обладал дипломатическими способностями, а его статс-секретарь кардинал Джакомо Антонелли, который не являлся духовным лицом, был убежденным консерватором. В 1848 г., когда решались судьбы Италии в борьбе с Австрией, вспыхнуло восстание в самом Риме. Пий IX не решился вступить в борьбу с Австрией и спасся бегством в Гаету (около Неаполя). Вернулся он оттуда, когда австрийские и французские войска уже полностью контролировали ситуацию в Италии. Но возвращение это было унизительным. Итальянский народ отвернулся от папы. С того времени Пий IX со всей энергией приступил к борьбе с любыми проявлениями либерализма, а тем более социально религиозных доктрин, которые он считал «силами ада». Он опубликовал тогда серию энциклик, осуждающих подрывные лозунги социалистов, коммунистов и других «заговорщиков», угрожающих, по его мнению, свободе церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/442691/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГИЗЕЛЕР Гизелер [нем. Gieseler] Иоганн Карл Людвиг (3.03.1792, Петерсхаген - 8.07.1854, Гёттинген), нем. протестант. богослов, историк Церкви, библеист. Богословское образование получил в ун-те г. Галле; с 1817 г. д-р философии, с 1819 г. д-р теологии. Тогда же приглашен в качестве профессора на теологический фак-т Боннского ун-та, а с 1831 г. преподавал историю Церкви и догматику в Гёттингене. В области новозаветной библеистики Г. является одним из создателей (вместе с И. Г. Гердером ) «гипотезы устного предания» (Traditionshypothese), согласно к-рой синоптические Евангелия черпали материал из устного предания, к-рое уже приняло достаточно фиксированный вид. Он отверг существовавшие уже в то время гипотезы взаимного использования евангелистами материала др. Евангелий и общего письменного источника, т. к., по его мнению, в первом случае не ясно, почему последующие евангелисты не соглашаются с предшественниками, а иногда и противоречат им, во втором - предположение существования общего письменного источника (напр., в гипотезе Протоевангелия И. Г. Эйхгорна ) является слишком сложным построением и оперирует с большим числом гипотетических величин (различных переводов и их редакций). По Г., только на основании использования евангелистами общего устного источника можно объяснить сходство между синоптическими Евангелиями, а расхождения между ними зависят от индивидуального его использования евангелистами. Галилейские рыбаки, став учениками Иисуса Христа, не могли записывать Его провозвестие, т. к. были людьми неграмотными (Versuch. 1818. S. 66), более того, никто из них не мог и думать о написании «священного текста» наряду с ВЗ (Ibid. S. 74). Единообразное изображение одинаковых предметов в Евангелиях Г. обосновывает в основном «схожестью образования, бедностью языка и простотой характера» евангелистов (Ibid. S. 94). Лежащая в основе синоптических Евангелий «устная норма» (сходный материал), согласно Г., возникла «среди апостолов, благодаря частому повторению одних и тех же рассказов скорее сама собою (wie von selbst)», а не в результате фиксации, основанной на согласованных принципах. Таким типом проповеди Г. объясняет не только совпадения между евангелистами в последовательности расположения материала рассказов, но и сходство арам. и греч. лексики и словоупотребления. Евангелисты, по мнению Г., в большинстве случаев совпадают прежде всего в том, что было в проповеди Евангелия самым важным и возвещалось наиболее часто. Совпадения редко встречающихся в языке выражений могли, по Г., также «быть естественным следствием устного типа, поскольку именно эти удивительные выражения должны были наиболее сильно запечатлиться в памяти» (Ibid. S. 90).

http://pravenc.ru/text/164971.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010