В Орловской области пройдут торжества памяти преподобного Макария (Глухарева) 18 сентября 2007 г. 17:25 19-20 сентября в Орловской области пройдут торжественные мероприятия, посвященные памяти выдающегося миссионера, настоятеля Троицкого Оптина монастыря г. Болхов преподобного Макария (Глухарева). Организаторы торжеств — Департамент социальной политики Орловской области, администрация  Болховского района, Орловско-Ливенская епархия . Центральным событием станет научная конференция, посвященная памяти преподобного Макария. В ней примут участие иссследователи из Алтайского края, Орловской, Московской, Костромской и Смоленской областей, крупнейших духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. 19 сентября конференция пройдет в Орловской областной публичной библиотеке им. И.А. Бунина (г. Орел), 20 сентября — в Троицком Оптине женском монастыре (г. Болхов) и в доме культуры Болховского района. В эти же дни участники торжеств познакомятся с достопримечательностями и святынями Орла и Болхова. Основные мероприятия 19 сентября 10.00-13.30 Пленарное заседание конференции в библиотеке им. Бунина (Орел г., Максима Горького ул., 43). 20 сентября За дополнительной информацией обращаться:  Власов Юрий Иванович, главный специалист отдела межведомственного взаимодействия, мониторинга и связям со СМИ Департамента социальной политики Орловской области. Тел.: (4862) 43-02-44.  Борисов Евгений Анатольевич, руководитель информационного отдела Орловско-Ливенской епархии. Тел.: 8-910-207-2839; e-mail: pravorel@yandex.ru СПРАВКА Преподобный архимандрит Макарий (в миру Михаил Яковлевич Глухарев; 1792 — 15 мая 1847) — выдающийся православный миссионер, переводчик Библии. Обладал поразительными языковыми способностями. Согласно жизнеописанию, в возрасте семи лет уже переводил короткие тексты с русского языка на латинский. К 20 годам Макарий освоил еврейский, немецкий и французский языки. В 1817 году закончил Петербургскую духовную академию со степенью магистра богословия. С 18 июня 1817 года инспектор Екатеринославской духовной семинарии. Пострижен в монашество 24 июня 1818 года, рукоположен во иеромонаха 28 июня 1818 года.

http://patriarchia.ru/db/text/296588.htm...

В XIX - нач. XX в. Д. м. оставался ставропигиальным, т. е. подчинялся Московской конторе Святейшего Синода в лице благочинного ставропигиальных мон-рей. Настоятели и братия В Д. м. настоятельствовали игумены (1-й известный игум. Гурий упом. в 1598), с 1683 г.- архимандриты, в т. ч. в 1721-1727 гг. буд. еп. Воронежский Иоаким (Струков), в 1728-1732 гг. буд. архиеп. Черниговский Иларион (Рогалевский) , в 1747-1748 гг. буд. еп. Белгородский Порфирий (Крайский) , в 1748-1753 гг. буд. еп. Переяславский Иоанн (Козлович), в 1774-1776 гг. буд. еп. Коломенский Феофилакт (Горский) , в 1776-1778 гг. буд. архиеп. Казанский Павел (Зёрнов), в 1792-1794 гг. буд. архиеп. Екатеринославский Платон (Любарский) , в 1794-1795 гг. буд. архиеп. Подольский Иоанникий (Никифорович-Полонский) , в 1797-1801 гг. буд. еп. Калужский Евлампий (Введенский) , в 1814-1816 гг. буд. архиеп. Ярославский Симеон (Крылов-Платонов) , в 1816-1817 гг. буд. архиеп. Тобольский Амвросий (Рождественский-Вещезеров) , в 1817-1818 гг. буд. архиеп. Ярославский Евгений (Казанцев) , в 1818-1819 гг. буд. архиеп. Екатеринославский Феофил (Татарский) , в 1819-1821 гг. буд. архиеп. Владимирский Парфений (Чертков) , в 1821-1823 гг. буд. еп. Пермский Дионисий (Цветаев). В 1854-1871 гг. Д. м. управлял архиеп. Евгений (Казанцев), в 1879-1883 гг.- еп. Хрисанф (Ретивцев) , в 1886-1895 гг.- еп. Кавказский Герман (Осецкий) , в 1910-1914 гг.- архиеп. Тверской Алексий (Опоцкий) . Грамотой митр. Рязанского и Муромского Стефана (Яворского) от 13 нояб. 1715 г. архимандритам Д. м. дозволялось служить в митре, с рипидами, с палицей, с орлецом и с осенением, а посох иметь с сулком. 14 апр. 1731 г. указом имп. Анны Иоанновны архим. Илариону (Рогалевскому) - первому из рус. архимандритов - пожалованы панагия, мантия с красными бархатными скрижалями, а также было дано право совершать богослужение с осенением «трехплетеной свечой». В 1778 г. архим. Аввакум (Миланкович) был награжден бриллиантовой панагией, украшенной изумрудами. В 1651 г. в Д.

http://pravenc.ru/text/178962.html

В 1926 году храм был закрыт и переоборудован сначала в школу, а затем в краеведческий музей. Последним настоятелем храма был протоиерей Всеволод Дягилев. Главный колокол Вознесенского храма, звон которого моли слышать император Николай и его семья, долгое время находился в театре оперы и балета Екатеринбурга и был задействован в исторических постановках, таких как «Князь Игорь» и «Борис Годунов». Теперь он передан Епархии. В 1991 году, 15 февраля, в праздник Сретения Господня в храме была отслужена первая после долгих лет запустения Божественная Литургия. Источник информации - 1789-1792 гг. (1792-1818 гг.), архитекторы М.П. Малахов, К. Г. Турский, Н. Шулаев. Образец культового здания с использованием форм позднего барокко; приделы решены в «русско-византийском» стиле с отдельными элементами классицизма. Колокольня храма продолжает оставаться одной из главных вертикалей в силуэте северо-восточной части городского центра. Объемно-пространственная компози¬ция церкви имеет подчеркнуто продольную ориентацию «кораблем» и относится к распространенному на Урале типу двухэтажных храмов. К восточной стене храмового четверика примыкает полукруглая апсида. Объем западного притвора и двух нижних ярусов колокольни поглощены расширительными пристройками с четырьмя придельными храмами крытой папертью и двумя лестницами. В облике восточной части памятника преобладают черты петербургской архитектуры первой трети XVIII века. Западная часть церкви — пример эклектики второй половины XIX века. Ведущей темой в оформлении фасадов являются соответствующие каждому ярусу рустованные пилястры. Барочного рисунка плоские наличники имеют такие детали, как пилястры, плоские аппликативные рамки, замковые камни и лучковые фронтоны. Верхний ярус храмового четверика трактован как самостоятельный полуэтаж. Четверик завершает пологий четырехгранный купол с восьмигранной луковичной главкой на барабане. Скошенные грани барабана украшают волюты и килевидные кокошники в русско-византийском стиле. Окрашенный в белый цвет штукатурный декор контрастно выделяется на голубом фоне стен. Формам декора храмовой части вторит оформление многоярусной колокольни. Лопатки и рустованные пилястры закрепляют раскрепованные или срезанные углы ее четвериков. Завершение колокольни подобно завершению храмовой части — восьмигранная луковичная главка на барабане, окруженном кокошниками с раковинами у их основания.

http://sobory.ru/article/?object=01226

архимандрит Фотий (Спасский) (6.06.1792–26.02.1838) Апологетика Письма архимандрит Фотий (Спасский) Известный церковный деятель начала XIX в. Настоятель Новгородского Юрьева монастыря, аскет, обличитель протестантизма и масонства. Биография Жизнеописание Архимандрит Фотий (Спасский) родился 6 июня 1792 г. в семье чтеца в Новгородской губернии и в миру звался Петр Никитич. Получив домашнее образование, Петр стал чтецом в церкви, затем певчим в Казанском соборе С.-Петербурга. В 1803 г. Петр поступил в Новгородскую семинарию, где вскоре стал первым учеником. В связи с успехами в образовании в 1814 г. он был направлен в Петербургскую Духовную академию, но уже через год был вынужден оставить ее по болезни. Служа с этого времени преподавателем в Александровском духовном училище, Петр Спасский начал изучать книги масонов и протестантских мистиков, с тем, чтобы уметь опровергать антиправославные мысли, которые в них содержались. В 1817 г. он был пострижен в монахи с именем Фотия и рукоположен во иеромонаха. Фотий отличался крайней аскезой: постоянно пребывал в воздержании и посте, облекся во власяницу, носил вериги. В 1818 г. он был зачислен в соборные иеромонахи Александро-Невской лавры. Фотий резко выступал " против масонов, иллюминатов, методистов, Лабзина, Сионского Вестника и прочих " . Сам монах свидетельствовал, что он получил " изведение свыше во сне и разных откровениях, что подобает ему изыти на подвиг против тайных всех обществ " . Всю жизнь он собирал информацию о деятельности масонских лож, составлял список книг, разделенные им на " бесовские " , " еретические и антихристианские " , " революционные " и " масонские " . Кроме того, Фотий выступил с резкими обличениями антиправославной деятельности Российского Библейского общества, которое распространяло под видом введения универсальной религии протестантскую и масонскую литературу, переводило Библию на литературный язык. Вскоре Фотий стал одной из самых ярких представителей православной оппозиции. " Против Православия явно была брань словом, делом, писанием и всякими образами и готовили враги новую, какую-то библейскую религию ввести, смесь веры сделать, а Православную веру Христову искоренить " , – писал монах о своем времени. Встав на путь борьбы с масонством и сектантством, он нажил себе многочисленных влиятельных врагов.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Spasskij...

Екатеринбург. Церковь Вознесения Господня. Вознесенская церковь После событий в Ипатьевском доме, который находился рядом с церковью, в 1919 году «Вознесенская» площадь получила новое название – площадь «Народной мести», позже перед входом в храм установили бюст К. Маркса. Архивное фото 1925 года Елена Григорьева 1 июня 1925 Карта и ближайшие объекты Екатеринбург. Вознесенская церковь. Заложена в 1792 году. Закрыта в 1926 году, в здании долгое время размещались школа, затем краеведческий музей. Возвращена в 1990 году. Единственный сохранившийся храм в стиле барокко в Екатеринбурге. Заложен в мае 1770 года протоиереем Кочневым по благословению правящего митрополита Тобольского Павла. Первоначально Вознесенская церковь была деревянной и весьма небольшой по размерам. Располагалась эта деревянная церковь почти точно на месте того крыла дома Ипатьевых, где 17 июля 1918 года было совершено цареубийство. В 1789 г. прихожане пожелали соорудить каменную двухэтажную церковь — в нижнем этаже в честь Рождества Богородицы, а в верхнем — в честь Вознесения Господня. Заложение этого храма, существующего и ныне, было совершено протоиереем Карпинским 16 мая 1792 г. по благословенной грамоте Тобольского епископа Варлаама, подписанной им 28 сентября 1789 г. Церковь, устроенная в нижнем этаже, была освящена тем же протоиереем 2 сентября 1801 г. с благословения преосвященного Иоанна, первого епископа Пермского. Вознесенская церковь освящена протоиереем Карпинским 25 июля 1818 г. по благословенной грамоте Иустина, епископа Пермского. В 1834 г. священнослужители и прихожане решили пристроить к Вознесенской церкви два придела с южной стороны, два придела с северной и новое крыльцо. В память же о первом Вознесенском храме на этом месте была выстроена каменная часовня — памятник. Часовню эту можно видеть на старых фотографиях дома Ипатьевых. Высота часовни — памятника была метра два. На четырех сторонах часовни были четыре наружных образа: Вознесение, пророка Илии, святого Митрофана, епископа Воронежского, праведного Симеона Верхотурского.

http://sobory.ru/article/?object=01226

Индонезийская духовная миссия (современная). Началась в конце 1980-х годов благодаря трудам индонезийца, обратившегося в Православие, архимандрита Даниила (Баянторо). За прошедшие годы ему удалось многое: построены храмы и основаны общины почти во всех частях страны, рукоположено немало священников из числа местного населения, ведется активная переводческая и издательская деятельность. Церковная жизнь несколько омрачена юрисдикционным разделением. Часть приходов ныне находится в юрисдикции Константинопольского Патриархата, другая часть, во главе с архимандритом Даниилом, входит в Русскую Православную Церковь за рубежом. Есть и два прихода, находящихся в подчинении Московскому Патриархату, которые окормляет выпускник Белгородской Православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью) 2007 года, клирик Белгородской и Старооскольской епархии, индонезиец, иеромонах Иоасаф (Тандибиланг). В настоящее время насчитывается около 2,5 тысячи православных индонезийцев. Кавказская духовная миссия. Образована Св. Синодом в 1746 г. по предложению грузинского архиепископа Иосифа. Эта миссия из грузин в течение 25-и лет обратила в христианство более двух тысяч человек. Новая миссия, назначенная Синодом в 1771 г., под начальством ученого протоиерея Лебедева, в течение двадцати лет (1772–1792 гг.) просветила более шести тысяч осетин. По упразднении ее в 1792 г. миссионерское дело возложено было на открытое в Моздоке викариатство Астраханской епархии. В 1814 г. русское правительство решило снова восстановить Осетинскую миссию под управлением телавского архиепископа Досифея, при котором за 3 года в православие было обращено более 6000 осетин. Особенно успешно стала развиваться деятельность миссии с 1817 г. при живом участии грузинского экзарха Феофилакта (Русанова) . В 1818 г. была открыта Тифлисская духовная семинария для обучения осетин. К 1822 г. были обращены более сорока тысяч человек, устроено более сорока церквей, богослужебные книги стали печататься на осетинском языке. С 1857 г. в период Кавказской войны с горцами-мусульманами миссионерскую деятельность на Кавказе в течение 3 лет возглавлял епископ Кавказский и Черноморский Игнатий (Брянчанинов) . С покорением Кавказа (1859 г.) еще более стала развиваться миссионерская деятельность Русской Православной Церкви в этом крае. В 1860 г. в Тифлисе было учреждено Общество восстановления православного христианства на Кавказе. При содействии этого общества многие древние храмы на Кавказе были восстановлены, ряд храмов построен, открыто около 40 народных школ и устроены монастыри, а к 1870 г. на грузинский и осетинский языки было переведено уже все нужное для православного богослужения. Усиление миссии на рубеже веков связано с деятельностью епископа Владикавказского и Моздокского Владимира (Синьковского), управлявшего Владикавказской епархией в 1893–1904 гг. Он открыл в 1893 г. Ардонскую духовную семинарию. Число осетинских церквей и часовен во время управления им епархией достигло 40.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/nastol...

Малодельская. Церковь Михаила Архангела. Михаило-Архангельская церковь /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью При переходе станицы Малодельской на новое место, перенесли в 1762 году и старую Михайло-Архангельскую церковь, которая была построена из дубового леса. Освящена она была в 1763 году. В 1791 году она сгорела. На ее месте в 1793 году была устроена новая деревянная церковь того же наименования. В 1859 году она также сгорела, после чего до постройки настоящего храма граждане довольствовались деревянным молитвенным домом. Новая же церковь с приделами во имя Святого Георгия Победоносца и в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи построена в 1900 году на старом фундаменте, оставшемся от церкви, которая была сооружена на средства урядника Ивана Дмитриева Арофеева в 1870 году, и которая сгорела 6 мая 1897 года во время страшного пожара, уничтожившего в этой станице около 300 домов. Новый деревянный храм был устроен по старому плану. В настоящее время на месте, где стояла церковь, стоит двухэтажная школа. Источник: сайт " Духовенство области войска Донского " Малодельская станица, Усть-Медведицкий округ, Березовское благочиние. Церковь Архангела Михаила. Первое здание. До 1722 г. в Малодельской станице была деревянная церковь. Второе здание. В 1762 г., с переселением станицы на настоящее место, была перенесена из старого городка и церковь. На новом месте она была заложена 17 апреля 1762 г., освящена 19 декабря 1763 г. Построена из дубового и липового леса. 31 мая 1791 г. (по данным клировых ведомостей в 1818 г.) церковь сгорела от молнии до основания. На месте этого храма была поставлена часовня. Третье здание. В 1792 г. станица Малодельская купила у станицы Кумылженской старую Николаевскую деревянную церковь, из которой на месте сгоревшей 3 сентября 1792 г. был заложен новый станичный храм. Освящен 7 ноября 1793 г. Четвертое здание. Вследствие ветхости церкви в 1839 г. была построена новая церковь, деревянная, с такой же колокольней. В 1861 г. эта церковь сгорела от неизвестной причины.

http://sobory.ru/article/?object=44952

На Соборе 1917–1918 гг., до которого было отложено окончательное решение дела о диакониссах, чин этот восстановлен не был. Женщинам, в исключительных случаях, разрешалось даже занимать должность псаломщиков, «но без включения в клир» (Там же. С. 233). См.: Троицкий. С. В. Диакониссы в Православной Церкви. СПб. 1912. 63 Имеются в виду шесть слов «О священстве», написанных святителем Иоанном Златоустом между 374 и 386 гг., т. е. еще до рукоположения его во пресвитера. О том глубоком впечатлении, которое эти слова Святителя оказывают до сих пор, свидетельствуют вот эти размышления о. Константина Ровинского, принявшего священство по благословению святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России и протоиерея Алексия Мечева : «Я живо помню, как меня потрясло чтение одного из творений великого учителя Церкви – святителя Иоанна Златоуста «О священстве», где Святитель, излагая, как высоко служение иерея, упоминает о той ответственности, которая возлагается на каждого, решившегося принять священство. Если бы я прочитал это творение до посвящения, то, быть может, не решился бы на этот шаг, приступить к которому я долго колебался, будучи недостойным нести пастырские обязанности, что я тогда сознавал очень хорошо, сознаю и теперь и всегда молюсь, чтобы мне было прощено мое великое дерзновение стать священником» (О. Константин Ровинский. Беседы старого священника. М. «Паломник». 1995. С. 193). 64 Протоиерей Александр (у вл. Арсения ошибочно – Иоанн) Иванович Бунин (1792 †19.4.1871) – родился в с. Верхний Карачан Новохоперского уезда Воронежской губ. в семье священника. После окончания Воронежских духовных училища и семинарии определен в г. Богучар священником соборной Богородице-Рождественской церкви (20.12.1818). Благочинный (с 19.7.1822). Позже (1830) был переведен в Троицкую церковь , переименованную в собор. Отличаясь необычайною ревностью и любовью к церковному богослужению, он неукоснительно соблюдал устав. С особым самоотвержением он исполнял все требы, особенно в годы холерной эпидемии 1847–1854 гг. Отличался безкорыстностью, нищелюбием, страннолюбием. На собственные средства построил приют и богадельню. Подробнее см. кн.: Пастырь-подвижник. Описание жизнедеятельности Богучарского протоиерея Александра Ивановича Бунина, 1792–1871 гг. Богучар. Типография И. И. Иванова . 1902.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Аксай. Церковь Троицы Живоначальной. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Первая церковь в Аксайской станице была перенесена в 1764 году из Черкасска с Ратного урочища. Деревянная, во имя святого пророка Ильи, с пределом святых мучеников Флора и Лавра и по перенесении заложена во имя святой Троицы. Освящена эта церковь 6 ноября 1768 года. Служивший в церкви священник Василий Петров добился у епископа Тихона II разрешения на постройку около церкви «училищного дома». Так, на средства священника и доброхотных людей на Дону началось церковнонародное образование: «Детей доброму делу учили, чтению книг и церковному пению». В 1783 году, немного выше старого деревянного храма, на каменном фундаменте была заложена трёхпрестольная каменная церковь с двумя приделами, во имя Святой Троицы. Были освящены: главный придел церкви - 15 мая 1792 года; придел св. Георгия Победоносца – 30 мая 1794 года; придел св. Николая Чудотворца – 24 мая 1797 года. При строительстве церкви было запланировано сделать по левую и правую стороны Троицкого престола, в одну линию, ещё два престола – Скорбящей Божьей Матери и св. великомученицы Варвары. Для этого были заложены кресты и устроены отдельные алтари, напротив которых в иконостасах сделали царские врата. Но позже от этой идеи устройства дополнительных приделов отказались. Однако в 1818 году священнослужители Троицкой церкви предложили Черкасскому духовному правлению осуществить план сооружения двух престолов и освятить их. По указу правления Воронежская духовная консистория командировала в Аксайскую станицу священника Василия Рубашкина для осмотра Троицкой церкви на предмет устройства двух приделов. Из рапорта благочинного иерея Василия Рубашкина 20 февраля 1817 года: «… Мною усмотрено, что ряд с настоящим алтарём и других два престола, никак по тесноте места зделать неможно, да и жители на сие не согласны, а положили согласие иметь другую новую церковь во имя Успения Божьей Матери, в чём дали мне письменное уведомление». После смерти Василия Петрова, в 1792 году к южной стороне алтарной стены, над могилой священника была пристроена кирпичная часовня-ризница.

http://sobory.ru/article/?object=38044

Василий (упом. в 431); Вигилянций (до 449 - после 458); Прокл (?-531); Стефан (531); Ахиллий (535-?); Иоанн (упом. в 592 и 597); Константин (упом. в 865); Евфимий (упом. в 870); Василий (упом. в 879); Иоанн (?-886; впосл. митрополит Синадский); Иаков (кон. IX или нач. X в.); Филипп (при К-польском патриархе Николае I Мистике - 901-907 и 912-925); Стилиан (упом. в 997); Стефан (нач. XI в.); Лев (упом. в 1032); Василий (упом. в 1084 и 1092); Георгий (упом. в 1107); Георгий (не позднее 1144 - после 1157); Иоанн (упом. в 1166); Василий (2-я пол. XII в.); Калоспит (1212/13 - после 1222; ранее митрополит Левкадский); Фома (упом. в 1264); Никандр (упом. в 1280 и 1285); свт. Киприан (1318-1332/33); Антоний (1333 - после 1363); Нил (упом. в 1367 и 1372/73); Иоасаф (1387-1401); Симеон (упом. в 1393/94); Галактион (XV в.); Неофит (упом. в 1486); Феодосий (упом. ок. 1490); Виссарион (ок. 1490-1499; ранее епископ Димитриадский); Дионисий (?-1510); свт. Марк (1510-1520; ранее епископ Триккский); свт. Виссарион (1520-1541; ранее епископ Стагийский); Неофит (1541-1565; племянник предыдущего); Феофан (упом. в 1569); Иеремия Транос (ок. 1568 или 1570-1572; впосл. патриарх К-польский Иеремия II); Даниил (1573-1575 или 1581); Димитрий (1575-1578); Иоасаф (1581 - кон. 1592 - нач. 1593); Неофит (упом. в 1584?); Пахомий (?); Дионисий Скилософ (кон. 1592 - нач. 1593-1601); Феона (1601-1603); Леонтий (1604-1609); Тимофей (1609-1616); Григорий (ранее 1619-1645/46); Паисий (1645/46-1652; ранее митрополит Эфесский, впосл. патриарх К-польский); Дионисий Вардалис (1652-1662; впосл. патриарх К-польский Дионисий III); Дионисий Серогланис (1662-1671; впосл. патриарх К-польский Дионисий IV); Иаков (1672 или 1674-1679; впосл. патриарх К-польский); Анфим (1679); Макарий (1680-1687/88); Парфений (1687/88-1713?); Дионисий (1688-1700); Мелетий (1702 или 1721); Парфений (упом. в 1707); Гавриил (1721 или 1722-1732); Иаков (1732-1749); Мелетий (1750-1768; впосл. патриарх К-польский); Макарий (1768); Мелетий (ранее 1788 или 1792); Дионисий Каллиархис (1792-1803; впосл. митрополит Эфесский); Рафаил (1803-1804); Порфирий (1808?); Гавриил Кангас (1806-1811); Поликарп Бификукис (1811-1818); Кирилл Вогасарис (1819-1820); Поликарп (1820-1821); Феодосий (1821); Мелетий (1832-1835); Анфим (1835-1837); Анания (1837-1853); Стефан (1860-1870); Иоаким (Крусулидис; 1870-1875; впосл. патриарх К-польский Иоаким IV); Неофит (Петридис; 1875-1896). Епископы Ларисские и Платамонские

http://pravenc.ru/text/2463131.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010