отражает уже сформировавшуюся, идеально слаженную 3-голосную кантовую фактуру с параллельным движением верхних голосов в терцию. Ходы баса по ступеням основных функций обрисовывают четкий тонально-гармонический план с противовесом параллельных мажора и минора соответственно в серединной и завершающей каденциях. В верхнем голосе заметен «реликтовый» признак модальной мелодики, характерный и для церковной монодии: высотная переменность VI ступени звукоряда как натуральной и дорийской (последняя позиция - следствие осознания октахорда (минорного) как 2 тождественных тетрахордов, разъединенных тоном - типичный прием для визант. и слав. пения; были и другие причины переменности). Строфа этого К. состоит из 2 строк, что характерно и для украинской народной песенности, и для книжной поэзии (по определению Г. Д. Смотрицкого , «двострочное согласие»). Музыкальная строфа (также 2 строки, каждая из 2 сегментов) имеет «квадратное» строение, характерное для многих К. Подобное 3-голосное оформление («кантовую гармонизацию») получали и тексты тех заимствованных песен, которые изначально пелись одноголосно (протестантские были известны в одно- и четырехголосии). В современных научных трудах понятие «кантовое трехголосие» широко применяется, поскольку оно стало тем определяющим музыкально-стилевым признаком, с которым, в частности, связывалось название «кант». Распевание текста на 3 голоса часто практиковалось устно; переписчики записывали (в целях экономии места и времени) только один, ведущий, голос (средний или верхний); так сделано, напр., в 1-м изд. «Богогласника» (1790-1791) и в др. сборниках. Западноукраинские К. 50-х гг. XVII - 20-х гг. XVIII в. В этот период расширился репертуар К., определились его тематические группы, возникли сборники К.- песенники (укр. cnibahuku), в кон. XVII в. они включали либо духовные и светские песни, либо исключительно духовный репертуар ( Медведик. АДД. 2009. С. 18-19). Значительно увеличилось количество К. на Господские и Богородичные праздники, славильных К., а также песен покаянного содержания (одна из них, «Во дому Дabыдobi страшная совершается», с ремаркой «nichь о покаянии чeлobika, выложена з антифона у Kiebckoй Akaдeмiu», вписана в западноукр.

http://pravenc.ru/text/1470271.html

Относительная мягкость, иногда в прямую противоположность традиции востока, проявляют особенно постановление о роде пищи. Так, Бенедикт Нурсийский 1782 запрещает только мясо четвероногих, впрочем, для больных и слабых разрешая и это. Мясо не только рыб, но и птиц вкушать позволено. 1783 Третьей выдающейся чертой западного монашества является, по Zöckler’y, его заметное стремление к литературными занятиям и педагогической деятельности. 1784 Даже от отшельников требовалось известное количество богословского знания. 1785 Исключения в данном отношении, правда, встречаются, но сравнительно весьма редко, именно лишь в виде исключения (ср. напр. Аахенский статут) 1786 и о траппистах. 1787 Что касается различных внешних проявлений аскетического принципа в западном христианстве, разнообразных аскетических приемов и методов, практиковавшихся там, то относительно их, на основании изображения их у Zöckler’a, получается такое впечатление, что в количественном, так сказать, отношении на западе аскетизм был разработан в гораздо большей степени, чем на востоке. 1788 Равным образом не трудно заметить здесь решительное преобладание и явный перевес на стороне собственно внешних аскетических приемов и действий по сравнению с внутренними, психологическими, более интимными и глубокими, аскетическими приемами и методами. И это впечатление не иллюзорное, а вполне точное, оправдываемое и логическим анализом фактов. Многих аскетических приемов, имевших или даже и теперь имеющих место в католичестве, мы совсем не встречаем в практике восточной церкви (напр., начертание креста на лбу острым ногтем большого пальца, обычай самой своей фигурой принимать вид креста через горизонтальное протягивания рук, долго оставаясь в таком положении; 1789 самобичевание, «неизвестное египетско-сирийскому и греческому востоку“; 1790 массовые явления процессий, сопровождающихся самобичеванием, 1791 причем участники их, распевая покаянные псалмы, в такт ударяли себя бичами и обозначали свой путь кровавыми следами 1792 для прославления страданий Христа и для получения прощения грехов. 1793 Обилие внешних приемов и механических средств достигает своей кульминационной точки в ордене иезуитов, 1794 причем это явление имеет своей целью выдрессировать волю в беспрекословном послушании. 1795 И все другие католические ордена подверглись влиянию в данном случае иезуитизма. 1796

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

1790.  Сильные морозы и внезапная сильная оттепель показывают наглядно в малом виде, что Господь все сложил, всю вселенную, и Он же может разложить все, когда ему угодно. То же показывает покрытие морей, озер, рек льдом и вскрытие их, то же — расцветание и произращение земных растений весною и летом и разложение осенью; то же — рождение и смерть человека. Господь нас сложил. Он же и разлагает. 1791.  Молитва священника за людей имеет великую силу у Бога, если только священник от всего сердца, с верою и любовью воссылает оную ко Господу. Дай Бог, чтобы было больше священников, молящихся Богу горящим духом: ибо кто помолится об овцах словесных Господу с такою силою, если не помолится священник, получивший на то благодать и власть от Самого Бога? 1792.  Когда слезно с любовью помолишься об овцах Господних и помыслы станут хвалить себя тебе, то скажи им: не я это молился о людях Божиих, а Сам Дух во мне ходатайствовал о них воздыхании неизглаголанными [Рим. 8, 26]; и меня дух пленил в то время в сладостный плен любви Своей и умиления сердечного. Что это правда, — видно из того, что сладостная молитва и любовь весьма скоро могут оставить меня. 1793.  За истину Таин Христовых ручается Сам Христос. Истина — сотворенные Им и стоящие в бытии миры видимые и невидимые, очищение грехов, мир и радость сердца по причащении. 1794.   Любовь не раздражается [ср. Пс. 72, 28], а ты раздражаешься. Смотри: враг коварствует над тобою, ибо в сердце при гневе погасает вера в Бога и теряется дерзновение пред Богом. 1795.  Изнеживают, расслабляют и смущают душу образы житейской суеты, на которые мы с полным удовольствием и сочувствием сердца смотрели; лишают чистоты сердца и дерзновения пред Богом; потому благо не ходить в театры, не посещать светских, веселых, пышных собраний, не видеть кружащихся в вихре танца, не смотреть на мирские зрелища, представляющие многоразличную суету мира сего. Благо же непрестанно прилепляться сердцем к единому Богу; а в мире столько приманок, что не насытится око зрети.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

Кроме «неродственных отношений людей между собой», не следует упускать из виду «неродственное отношение природы к людям» 1790 – в природе «чувствующее принесено в жертву бесчувственному» (т.е. живое приносится в жертву неживому) – поэтому вопрос о преодолении «неродственности» между людьми нельзя отделять от «слепоты» природы в отношении к нам. Федоров не раз возвращается к теме о неправильности отделения антропологии от космологии» 1791 . Если «природа пока остается адской силой» 1792 , то это не есть «естественный» и «неизменный» порядок вещей, – человек призван владеть природой и преображать «хаос» бытия в космос. Но на пути ко всем этим задачам стоит «последний враг» – смерть: «неродственность», столь болезненно переживаемая Федоровым в отношении к современности, приобретает уже трагический смысл, когда вспомним о тех, кто стал жертвой смерти, чья жизнь оборвалась навсегда. Всё своеобразие мысли Федорова именно в этой точке достигает своего высшего напряжения и раскрытия. 5 . Федоров в этом пункте, конечно, стоит всецело на христианской точке зрения, которая есть, прежде всего, благовестие о победе над смертью, благовестие о том, что человеку предстоит обрести в «будущей» жизни всю полноту своего бытия через воскресение. Федоров с исключительной силой чувствовал всю неправду, всё зло смерти, а в то же время всю правду грядущего воскресения. Отсюда его решительная непримиримость в отношении к смерти – и страстная напряженность в этом чувстве открыла ему глаза на то, что обычное религиозное сознание, наоборот, легко «примиряется» со смертью, ищет утешения от неё в обращенности к грядущему воскресению. Из этого почти уже нечувствия всей неправды смерти Федоров выводил существеннейшие черты нашей культуры: та «неродственность», то «отсутствие подлинного братства», которое он находил в людях в отношении к живым людям, не отлично от равнодушия и упадка родственности в отношении к покойникам. В обоих случаях одна и та же установка в современном человеке и одна и та же внутренняя неправда, одно и то же примиренчество в отношении к горькой судьбе современников, как и примиренчество в отношении к тем, кого унесла смерть. И если в отношении первой «неродственности» его «проэктивная» установка требовала живой и планомерной активности для преодоления современной социальной неправды, то и в отношении ко второй «неродственности» у Федорова возникла мысль о необходимости тоже активного преодоления неправды смерти. Раз ставши на эту позицию, мысль Федорова стала работать усиленно в этом направлении.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

Итак, флот Директории в восточном Средиземноморье перестал существовать. Но Мальта в руках французов, на Ионических островах расположились их сильные гарнизоны, армия Бонапарта в Египте. Обстоятельства толкали бывших заклятых врагов — султанскую Турцию и Российскую империю — к союзу. Еще до египетского десанта в Константинополе шли интенсивные переговоры между посланником Томарой и рейс-эфенди Атифом. У России в Константинополе всегда были опытные и доверенные дипломаты. Находились там самые искусные и образованные русские дипломаты XVIII века Обресков и Булгаков. Державную политику России проводили они твердо и непреклонно, требуя соблюдения договоров и условий, защищая интересы подданных. За эту свою непреклонность арестовывались турками, не привыкшими тогда еще уважать соседей. Бросали их и в зловещую Семибашенную крепость, знакомую многим иностранцам. Правда, и выпроваживали из Константинополя с почетом. Непреклонны, неподкупны, горды — значит, за ними и сила. Турки таких уважали. Две войны, казалось, разделили надолго два государства. Но ход истории и усилия дипломатов сближали их. Особенно многого сумел добиться в качестве чрезвычайного и полномочного посла России при Высокой Порте Михаил Илларионович Кутузов, хотя и побыл-то он там в этом качестве едва ли полгода. Сколь высоко ценился этот пост, можно было видеть по следующему полномочному министру России в Турции В. П. Кочубею, который сразу после ухода с этого места стал вице-канцлером. Должность в империи немалая. Кочубея в мае 1797 года сменил Василий Степанович Томара. Можно было бы предположить, что этот грек, родившийся в России, занял высокий пост потому, что был родственником Кочубея. Наверное, и это играло свою роль, ведь родственники очень часто считают, что видные и доходные места вполне могут быть семейной вотчиной, но нельзя отказать и самому Василию Степановичу в умениях и знаниях. Сын выходцев из Греции, поселившихся под Нежином, он получил широкое образование, отличался любознательностью, которую, возможно, развил в нем известный бродячий философ и просветитель, учитель его, Григорий Сковорода. Василий Степанович был особой живой и даже пронырливой, воевал на Кавказе. В 1790-1791 годах в чине генерал-майора появлялся с разными миссиями в Средиземноморье, вел переговоры со зловещей и заметной фигурой конца XVIII века на Балканах Али-пашой Янинским. То есть все время находился в этом обширном районе, где пересекались интересы России и Турции. Вроде бы присматривался, примерялся к месту полномочного министра России в Константинополе. Человек он был консервативных взглядов, преданный и убежденный слуга царского престола. Его консервативные взгляды нередко были более «охранительные» и антифранцузские, чем у самого хозяина престола. Это в то время было более предпочтительно не только в Петербурге, но и в Константинополе. Возможно, его консерватизм тоже способствовал сближению Турции и России.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Простая вера, надежда Перечни добродетелей, составленные авторами, пишущими об аскетизме, всегда начинаются с веры 1781 , основы жизни в Иисусе Христе. Молитва Отцу – ее естественное проявление: «И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» ( Мф. 21:22 ). Поскольку вера не совпадает с диалектической мудростью 1782 , те, кто сохраняет простоту ребенка, в молитве «обретают ведение и постигают все, что слышат» 1783 . В соответствии с Библией , духовные авторы объединяют в одном понятии веру и надежду. Надеяться, молясь, – это значит открывать очи духа: «Тот, кто обращен к надежде мира сего, подобен слепцу, но если он оставит ее и обратится к уготованной надежде ( Кол. 1:5 ; Евр. 6:18 ), то прозреет» 1784 . Страх Божий Среди всех целебных воздействий страха Божия, самым важным является то, что он открывает уши тому, кто стал глухим к голосу Божию 1785 . Он подготавливает душу к беседе в молитве: «необходимо, когда ты пребываешь в безмолвии, иметь страх встречи с Господом, Который предшествует твоему дыханию (или, скорее, совпадает с дыханием, т. е. постоянен)... в какой степени в тебе нет страха Божия, в такой же ты далек от милосердия» 1786 . Послушание Греческое понятие πακο, послушание, как и во многих других языках по самой своей природе вписывается в контекст молитвы: оно означает «преклонить ухо», внимательно слушать. И напротив, понятия παρακο, παρακοειν описывают поведение того, кто слушает слово, но располагается «возле него», как бы «параллельно ему» 1787 . Тот, для кого послушный «преклоняет ухо», – это прежде всего Бог Отец, голос Которого в молитве следует слышать через вдохновение, озарения, особые послания, исходящие от Святого Духа 1788 . Христианин, если можно так выразиться, пребывает под воздействием этих харизм. Св. Афанасий так выражает эту очевидную истину: «Где смогу я скрыться от Твоего Духа?» 1789 Из опасения, чтобы молитва не стала дидактической 1790 , монологичной, авторы часто призывают внимательно преклонять ухо, прислушиваясь к этим внутренним голосам, не ожесточая сердца (ср.: Пс. 94:8 ), и нередко говорят о «послушании Духу» 1791 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/moli...

Закрыть «Ничто не устоит против русского оружия» К годовщине взятия «Измаила» суворовскими войсками 23.12.2013 1524 Время на чтение 7 минут 11 декабря (старый стиль) 1790 года в ходе Русско-турецкой войны 1787–1791 гг. русские войска под командованием легендарного А.В.Суворова штурмом взяли «неприступную» турецкую крепость Измаил. Очередная война с Османской империей разразилась из-за ее нежелания примириться с результатами кампании 1768–1774 годов, главным из которых следует признать присоединение к России Крыма. Однако война, затеянная турками в июле 1787 года, оказалась для них крайне неудачной. В октябре 1787 года русские войска под командованием А.В.Суворова практически полностью уничтожили 6-тысячный десант турок, намеревавшихся захватить устье Днепра, на Кинбурнской косе , а затем последовали и другие блистательные успехи русского оружия – победы под Очаковым (1788), у Фокшан и на реке Рымник (1789). Но поскольку противник не соглашался принять условия мира, на которых настаивала Россия, и всячески затягивал переговоры, было решено взять штурмом стратегически важную Измаильскую крепость, стоявшую на левом берегу Килийского рукава Дуная. Поставленная русским командованием задача была не из легких – перед войной турки под руководством немецких и французских инженеров превратили Измаил в мощную крепость с высоким валом и широким рвом глубиною от 6 до 10 метров, местами наполненным водой. Стены крепости были 25-метровой высоты, по форме она напоминала треугольник, длинна которого простиралась на 6,5 километров. С 11 бастионов крепости грозно глядели 260 артиллерийских орудий, а за мощными стенами турецкой твердыни находился гарнизон в 35 тысяч человек, готовых драться до последнего, ибо приказ султана гласил, что в случае падения Измаила будет казнен каждый его защитник, где бы он ни был найден. Попытки взять крепость в короткие сроки оказались неудачными. Несмотря на соответствующий приказ, отданный главнокомандующим Русской армией князем Г.А.Потемкиным, действия военачальников были нерешительными и ввиду приближения зимы, 26 ноября на военном совете было решено снять осаду. « Общее настроение русских было невеселое: труды и лишения, понесенные под крепостью, пропали даром. Турки торжествовали неудачу противника радостными криками и выстрелами, русские хранили угрюмое молчание» , - отмечал известный исследователь военных кампаний А.В.Суворова, офицер Генерального Штаба Н.А.Орлов. Однако Потемкин не утвердил решения военного совета, предписав генерал-аншефу Суворову взять командования войсками, осаждавшими Измаил, на себя и штурмовать крепость. Весть эта, по словам Н.А.Орлова, как электрическая искра облетела войска, «все ожило, все до последнего солдата поняли, в чем будет состоять развязка минувшего тяжелого бездействия»: крепость будет взята.

http://ruskline.ru/history/2013/12/24/ni...

К 1790 году Ушаков фактически уничтожил флот Гуссейн-паши. А после разгрома у мыса Калиакрия у Турции уже не было сил для продолжения военных действий на море. В декабре 1791 года был заключен Ясский мир. Кто мог тогда подумать, что очень скоро Россия и Турция из непримиримых врагов превратятся в союзников. " Учтивость, ласковость и доброжелательство... " Внешнеполитические симпатии России изменились в связи с французской революцией и блестящими победами Наполеона. На этом фоне расчленение Турции уже не казалось столь привлекательным - появившиеся на ее месте государства вполне могли оказаться в сфере французского влияния. Турки тоже опасались России куда меньше, нежели Франции. В августе 1798 года русские военные корабли вошли в Босфор, и начались переговоры с турками о совместных действиях против французов. " По всем видимостям, Блистательная Порта (Османская империя.- " Деньги " ) и весь народ Константинополя,- доносил Ушаков,- прибытием вспомогательной эскадры бесподобно обрадованы; учтивость, ласковость и доброжелательство во всех случаях совершенны " . В 1798 году братание русских с турками выглядело так же, как в 1939 году совместный парад советских и немецких войск в Брест-Литовске. Султан торжественно вручил русскому адмиралу украшенную драгоценными камнями табакерку. Переговоры имели результатом соглашение, по которому русская и турецкая эскадры под общим командованием Федора Ушакова должны были начать военные действия против Франции. При этом русские военные корабли получили право свободного прохода через контролируемый турками Босфор. Летом 1798 года Павел I направил Федору Ушакову указ, в котором говорилось: " Если Порта потребует помощи, где бы то ни было, всею Вашею эскадрою содействовать с ними, и если от министра нашего получите уведомление о требовании от Блистательной Порты вашей помощи, то должны тотчас следовать и содействовать с турецким флотом против французов " . При этом русская дипломатия боялась турок и не доверяла им. " Сей союз будет еще новый и не с европейцами,- писал по этому поводу один из дипломатов.- Завистников же и недоброжелателей будет много, и как бы они не подбили Порту переменить мысли " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/1...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

пут­никами равнину Саронскую. Она была не особенно широка: от морского берега до соседних с востока отрогов зна­менитого Ливана было не более двух миль; в некото­рых местах впрочем эта ширина то увеличивалась, то уменьшалась: иногда скалистые отроги выделялись из обычной границы хребта и далеко выдвигались в долину, а иногда долина, как бы сама под искав промежуток в горных отрогах, далеко втискивалась в горы и юти­лась в соседстве каменных великанов. Если высокий Ермон, горделиво выступавший на восточном горизонте долины, на своей высоко поднявшейся вершине хранил целые массы снега, вокруг которых будто царствовала вечная холодная зима, чуждая всякой жизни и движения, то, напротив, соседняя Ермону Тиро-сидонская долина, казалось, была уголком вечного лета и жизни. Прекрас­ный климат долины, защищенность ее от восточных ветров хребтом Ливана, необыкновенное плодородие почвы, близость прохлаждающего в сильные жары моря и редкое, по своему обилию, орошение 1782 из прекрасных, исстари славных, местных источников, способствовали произ- —177— растению здесь необыкновенно роскошной растительности. Эта долина была сплошным громадным садом различ­ных, особенно фруктовых, деревьев: пальм, винограда, груш, лавр, миртов и под.; св. пр. Иезикииль прямо называет эту долину Едемом, садом Божиим 1783 , а Осия – прекрасной местностью 1784 . После полутора часа пути 1785 по этой роскошной до­лине от Promontorium Album свв. путешественники по­дошли к развалинам древнего Тира ( Πλαι или Παλαι Τρος, или Παλατυρος 1786 , Vetus Tyros) 1787 , отстоявшего на тридцать стадий от тогдашнего Нового Тира, поме­щавшегося на острове 1788 . Тир – город весьма древний 1789 , пользовавшийся во все время древности необыкновенно боль­шою славою, первоначально был расположен на морском берегу в пространстве от теперешнего Ras – el – Ain 1790 к северу на протяжении 3-х часов пути вплоть до реки Leontes 1791 , имея в ширину около 1/4 немецкой мили, а всего в окружности около 3 ¼ миль 1792 . Тут сосредо­точивались все лучшие постройки города; так на высоком холме, носящем теперь название el – Maschuk, помещался величественный и древнейший храм главного националь­ного финикийского божества, Геркулеса или Геракла 1793 ; тут же находился и дворец тирского царя и, конечно, все государственные постройки города; тут жила вся тир­ская аристократия; между тем как те острова, где был расположен город впоследствии, были исключительно за­няты только портовыми постройками, складами товаров и —178— военных принадлежностей 1794 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010