28 янв. 1790 г., незадолго до своей кончины, Иосиф II издал эдикт об отмене почти всех ранее предложенных им законов, и т. о. практически аннулировал все свои реформы. Впервые после 30-летнего перерыва собралось трансильванское гос. собрание (21 дек. 1790 - 9 авг. 1791), к-рое попыталось осуществить внутреннюю реорганизацию Трансильвании. Под влиянием Французской революции в ходе дискуссий на собрании была сформулирована программа реформ, в к-рой нашли проявление идеи общественного договора и суверенного народа. Однако понятие «народ» воспринимался участниками собрания в средневек. значении, и речь шла скорее об общественном договоре между привилегированными сословиями Трансильвании и монархом, сохранении унаследованного от средневековья статуса-кво «Diploma Leopoldina» и подтвержденного при возведении Трансильвании в ранг великого княжества. Имперские власти разделили с собранием законодательную власть, монарх осуществлял только исполнительную власть. Т. о., в 1-й пол. XIX в. Трансильвания в адм. отношении была устроена практически так же, как в средние века; знать сумела сохранить свои привилегии вплоть до революции 1848-1849 гг. Фундаментальные изменения в политической жизни Трансильвании произошли после революции в Париже (июль 1830). При отсутствии сильной буржуазии сторонником реформ в стране выступало местное дворянство. Главным идеологом дворянского реформаторства был Миклош Вешшеленьи (1796-1850), член Венгерской АН: он озвучивал идеи либеральной трансформации общества путем принятия некоторых мер (смена способов ведения сельского хозяйства в дворянских поместьях, развитие индустрии и системы сообщения, создание новых кредитных институтов, модернизация адм. и судебных институтов). Поддержка расширения гражданских и политических прав незнатных категорий населения (выполнение общественных функций, свободное приобретение недвижимости, повышение уровня образования и др.) открыла для них перспективы интеграции в венг. нацию. Реформаторски настроенная венг. знать считала, что только гос-во в границах земель королевства времен св. Стефана I (т. е. Венгрии и Трансильвании) могло бы примирить интересы всех социальных групп и слоев, расширить венг. нацию и принести ей экономическое процветание.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Главенствуя в Учредительном собрании, муниципалитетах, в командовании Национальной гвардией, крупная буржуазия и её партия — конституционалисты (руководители — О. Мирабо, М. Ж. Лафайет, Ж. С. Байи и др.) стали господствующей силой в стране. Были приняты декреты об отмене деления на сословия, о передаче церковного имущества в распоряжение нации (2 ноября 1789 ), о церковной реформе (ставившей духовенство под контроль государства), об уничтожении старого, средневекового административного деления Франции и о разделении страны на департаменты, дистрикты, кантоны и коммуны (1789-90), об упразднении цехов ( 1791 ), об уничтожении регламентации и др. ограничений, препятствовавших развитию торговли и промышленности, и т.п. Но в главном вопросе революции — аграрном, крупная буржуазия сопротивлялась основному требованию крестьянства — ликвидации феодальных повинностей. Крестьянские выступления с весны 1790 года вновь усилились. Активизировались народные массы в городах. Ухудшившееся продовольственное положение в Париже и контрреволюционные намерения сторонников королевского двора побудили народ Парижа 5—6 октября 1789 года пойти походом на Версаль. Наряду с Якобинским клубом всё большее влияние на массы приобретали и другие революционно-демократические клубы — кордельеров, " Социальный кружок " и др., а также такие органы революционной демократии, как издававшаяся Ж. П. Маратом газета " Друг народа " . Последовательная борьба в Учредительном собрании небольшой группы депутатов во главе с М. Робеспьером против антидемократической политики большинства встречала всё большее сочувствие в стране. Выражением обострившихся классовых противоречий внутри бывшего третьего сословия явился так называемый вареннский кризис — острый политический кризис в июне — июле 1791 года, возникший в связи с попыткой короля Людовика XVI бежать за границу. Расстрел 17 июля по приказу Учредительного собрания демонстрации на Марсовом поле парижан, требовавших отрешения короля от власти, означал превращение крупной буржуазии из консервативной в контрреволюционную силу. Происшедший накануне (16 июля) раскол Якобинского клуба и выделение конституционалистов в Клуб фельянов также выражали совершившийся открыто раскол третьего сословия.

http://drevo-info.ru/articles/17720.html

17 нояб. 1789 г. по предложению президента Российской академии Е. Р. Дашковой М.-П. был единогласно избран действительным членом академии. С 1790 г. возглавлял в академии наградной комитет по премиям (по присуждению золотых медалей), члены к-рого обычно заседали в его с.-петербургском доме. Эти награды вручались за заслуги в деле создания Российского академического словаря. М.-П. активно участвовал в работе по составлению словаря (напр., объяснил этимологию слов «думный дьяк», «думный дворянин», «воскресение», «сажень» и др.). Также М.-П. готовил необходимые книги, когда царица работала над 5-й частью «Записок касательно Российской истории»; она пользовалась его б-кой. Имп. Екатерина II была довольна трудами М.-П. и восхищалась его эрудицией. О том, что он «носил нарочитое благоволение императрицы», писал и Г. Р. Державин ( Державин Г. Р. Записки, 1743-1812. М., 2000. С. 211). 26 июля 1791 г. М.-П. был назначен обер-прокурором Святейшего Синода (РГИА. Ф. 796. Оп. 72. Д. 260, 263; Ф. 797. Оп. 1. 1786 г. Д. 1097). По свидетельству историка Н. Н. Бантыш-Каменского , о выдвижении М.-П. также «неотступно просили» Потёмкина члены Синода. Так, М.-П. был давно знаком по совместной деятельности в Российской академии с С.-Петербургским и Новгородским митр. Гавриилом (Петровым) . Новое назначение предоставило М.-П. широкие возможности для формирования собрания древних рукописей, как государственного, так и собственного. М.-П. инициировал повеление императрицы от 11 авг. 1791 г. «о взносе к ее императорскому величеству всех собранных из епархий и монастырей относящихся к Российской истории летописцов и других сочинений, и о предписании всем епархиальным архиереям и монастырским настоятелям о присылке оных, ежели где еще найдутся, в Святейший Синод». Уже через 2 дня из Синода пришла подробная инструкция по поиску древних рукописей. В 1-й год было получено ок. 100 рукописей. В 1794 г. прокурор Синодальной конторы получил от М.-П. ордер, к-рый обязывал его «справиться о Великих Четиях-Минеях Макарьевских, имеющихся в библиотеке… Успенского собора: из коих источников почерпал он… Макарий, запасы, составляющие 12 Миней его, и оное отыскивать в двух библиотеках…» (Из бумаг прот. П. Алексеева. 1910. 2. С. 312).

http://pravenc.ru/text/2564398.html

Революция 1789 г. во Франции положила начало многолетней освободительной борьбе. В 1790 г. восстали свободные мулаты с требованием равных прав с белыми; в авг. 1791 г. началось всеобщее восстание рабов. Во главе восстания встал Ф. Д. Туссен-Лувертюр, чернокожий вольноотпущенник. После начавшейся в 1793 г. войны Франции с Испанией и Великобританией армия Туссен-Лувертюра временно перешла на сторону вторгшейся в Сан-Доминго испан. армии. Однако после того, как в 1794 г. Национальный конвент объявил об отмене рабства, повстанческая армия перешла на сторону республиканской Франции. Испан. войска были изгнаны с территории колонии, а в 1795 г. по Базельскому мирному договору Испания уступила Франции всю территорию острова. В 1798 г. армия Туссен-Лувертюра нанесла поражение англичанам, к-рые вынуждены были покинуть территорию острова. К этому времени Туссен-Лувертюр, первоначально управлявший островом совместно с комиссарами франц. правительства, стал единоличным правителем. В 1801 г. он провозгласил отмену рабства, а в июле того же года вступила в силу Конституция Сан-Доминго, сделавшая Туссен-Лувертюра пожизненным губернатором с диктаторскими полномочиями. Оставаясь формально колонией Франции (все жители острова были объявлены франц. гражданами), Сан-Доминго по сути превращалось в самостоятельное гос-во, где власть принадлежала чернокожему большинству. Чернокожим рабам, насильно оторванным от исторической родины, удалось сохранить верования своих предков. После того как они восприняли нек-рые элементы католицизма, образовался синкретический культ вуду, к-рый стал основой гаитянской народной культуры. Именно в ходе тайной вудуистской церемонии в авг. 1791 г. было принято решение о начале борьбы чернокожих рабов за освобождение. После обретения независимости немногочисленная элита республики была ориентирована на зап. культуру, франц. язык и католицизм, креологоворящее большинство гаитян, проживавших в сельской местности, принадлежали к африкан. культурной традиции и практиковали вуду.

http://pravenc.ru/text/161455.html

В ответе Софронию III от 30 апр. 1864 г. Н. защищал церковные реформы, проводимые в Румынском гос-ве. Он выразил удивление в отношении инсинуаций и упреков, заметив, что никто и никогда в Румынии не думал о схизме и что связь Церкви-Матери (т. е. К-польской) с дочерней Церковью (т. е. РумПЦ) будет сохраняться на основе их верности общим догматам. Также Н. привлек внимание Софрония III к тому факту, что РумПЦ всегда была независима с т. зр. внутренних порядков, права распоряжения своим имуществом и имуществом администрации. Н. писал, что благодаря развитию румынской нации РумПЦ улучшит внутреннюю организацию, но при этом будет функционировать в состоянии полной свободы, не игнорируя в то же время своих существующих на протяжении веков традиц. связей с Матерью-Церковью (Ibid. Р. 9; erb nescu. 1987. Р. 101-102). Деятельность Н. в качестве примаса Румынской Православной Церкви Несмотря на возражения К-польской Патриархии, Куза продолжал воплощать предпринятую им после политического объединения придунайских княжеств программу реформ, которая предполагала церковное объединение во внутриполитическом плане и обеспечение автокефального статуса РумПЦ в международном плане. В результате 3 дек. 1864 г. был принят, а 6 дек. опубликован Органический декрет о создании Центральной синодальной администрации по делам румын. религии - т. е. был принят закон, провозгласивший автокефалию РумПЦ ( Bujoreanu. 1873. Vol. 1. P. 1789-1791). Органический декрет был дополнен 2 положениями (регламентами): о выборах членов генерального Синода РумПЦ (опубл. 6 дек.- Ibid. Р. 1791-1792) и о внутреннем регламенте общего Синода, предусмотренном ст. 14 Синодального закона (опубл. 29 нояб. 1865.- Ibid. Р. 1792-1795). Закон о назначении митрополитов и епархиальных архиереев РумПЦ (Ibid. Р. 1789) был принят Палатой депутатов и Сенатом 20 янв. и 5 февр. 1865 г. соответственно. В ст. 5 Органического декрета предусматривалось, что заседания генерального Синода РумПЦ будут проходить под председательством митрополита-примаса Румынии, действующего от имени господаря (Ibid. Р. 1790). 3 дек. 1864 г., в день принятия правительством закона, этого титула еще не существовало. 9 янв. 1865 г. либеральный министр юстиции, религ. конфессий и народного образования Н. Крецулеску адресовал Кузе рапорт, в к-ром предложил в соответствии со ст. 11 регламента о Сенате от 2 июля 1864 г. (к-рая предусматривала выполнение митрополитом-примасом функций председателя Сената) и на основе ст. 5 Органического декрета, чтобы титул митрополита-примаса Синод присвоил митрополиту Бухарестскому (т. е. Унгро-Влахийскому). 11 янв. 1865 г. Куза издал соответствующий господарский указ Румынии 34 ( erb nescu. 1970. Р. 388).

http://pravenc.ru/text/2577721.html

После принятия Конституции США и избрания первым президентом Вашингтона Д. был назначен на должность Гос. секретаря США (21 марта 1790 - 31 дек. 1793). Он стал одним из инициаторов принятия Билля о правах - первых 10 поправок к Конституции (вступили в силу 15 дек. 1791). 1-я поправка запрещала конгрессу «издавать законы, устанавливающие какую-либо религию или запрещающие ее свободное исповедание»; это положение Д. назвал «стеной разделения между церковью и государством» (письмо к Ассоциации баптистов г. Данбери, шт. Коннектикут, от 1 янв. 1802), и это толкование утвердилось в амер. юриспруденции. Как Гос. секретарь Д. внес большой вклад в организацию Гос. департамента и дипломатической службы США. Но в правительстве Вашингтона ведущую роль играл А. Гамильтон, министр финансов, лидер партии федералистов, стремившийся создать в США экономическую систему брит. образца, с высокими налогами и приоритетом промышленности и финансов над сельским хозяйством. Д. возглавил оппозиционную республиканскую партию (совр. Республиканская партия США была основана в 1854) и покинул правительство. В 1796 г. на президентских выборах занял 2-е место по числу голосов и (в соответствии с действовавшей до 1804 конституционной нормой) стал вице-президентом США при президенте Дж. Адамсе (1797-1801). В 1800 г. республиканцы победили на выборах, но голоса разделились между неск. кандидатами в президенты, и лишь голосование в палате представителей 17 февр. 1801 г. принесло победу Д. 4 марта того же года он вступил в должность президента, впервые в истории зап. цивилизации был осуществлен мирный и легитимный переход власти от одной партии к другой. В 1804 г. Д. был избран на 2-й срок; от выдвижения на 3-й срок отказался. За годы президентства он сократил армию и гос. аппарат, свернув ряд амбициозных и дорогостоящих проектов А. Гамильтона, уменьшил гос. долг с 83 до 57 млн долл. Величайшим успехом Д. была покупка у Франции колонии Луизиана, территория к-рой удвоила территорию США. Стремился сохранить на службе наиболее компетентных федералистов.

http://pravenc.ru/text/171835.html

Финалистами «конкурса» по выбору «компетентной комиссии» стали «номера» 17-й, 2-й и 29-й. Чем руководствовались «специалисты», выбирая именно эти «фигуры» неизвестно. .... Финалисты «конкурса» имеют сходства с уже созданными памятниками, но далеко не с Адмиралом Ф.Ф.Ушаковым. Стоит обратить внимание, что почти точная копия памятника Фридриху II (в Германии). Смотрите фото. напоминает Памятник М.Б. Барклаю-де-Толли в Риге, и адмиральского в нём нет ничего кроме подзорной трубы. «Пелерина» на плечах как у памятника Н.В.Гоголю в Москве. А личико, как у скромного царедворца. почти точная копия памятника Александру I в Москве и явное сходство с памятником одному из наполеоновских маршалов Андре Массену в Каннах. Чтобы не путать «Ушакову надели сухопутную генеральскую шляпу. Стоит упомянуть лиц, принимавших участие в организации и проведении этого «фарса». Адмирал Н.М.Максимов был втянут в эту авантюру обманным путем. Чекалова скрыла от него, что уже был конкурс, есть победители и потрачены бюджетные деньги; существует памятник, утвержденный властями, и есть постамент с изображениями 4-х главных побед Адмирала Ф.Ф.Ушакова: 14 июля 1788. Сражение с турецкой эскадрой у острова Фидониси. 11 сентября 1790. День воинской славы России. Победа русской эскадры у мыса Тендра. 31 июля 1791. Разгром турецкого флота под командованием капудан-паши Гуссейна у мыса Калиакрия. 25 марта 1799 год. Эскадра под командованием Ф. Ф. Ушакова берет штурмом крепость на острове Корфу. А вот члены жюри В.А.Григорьев и С.В.Макаров остались верны своей антипатриотической деятельности: в 2016 году эта компания отвергла патриотический проект благоустройства Большой Морской улицы (Пулковский меридиан и 12 гвардейцев-участников Бородинской битвы), также возглавляя жюри. Об этом писал художник Александр Фёдорович Полозов в статье «Это столкновение проиграть нельзя!» . Городским властям пора бы присмотреться и определить, соответствуют ли эти люди своим должностям и на кого они работают в напряженный период идеологической борьбы и нападок на наше Государство.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/07/24/st...

Сегодня мы также вспоминаем выдающегося русского полководца, не знавшего ни одного поражения, графа Рымникского и князя Италийского генералиссимуса А.В.Суворова, скончавшегося 6 мая 1800 года. Александр Васильевич Суворов родился 24 ноября 1730 г. в старинной дворянской семье генерал-аншефа, бывшего ординарца Императора Петра Великого. Получил домашнее образование и освоив артиллерийское дело под руководством отца, Суворов с детства пристрастившись к чтению, всю жизнь занимался самообразованием, став одним из самых образованных военных деятелей XVIII в., блестяще изучив, помимо военных дисциплин, математику, философию, историю, владел восемью языками. Отец не помышлял о военной карьере сына из-за слабости его здоровья, но, поддавшись просьбам мальчика, записал его в 1742 г. солдатом в лейб-гвардии Семеновский полк. Суворов начал действительную военную службу в 1748 г. в чине капрала, через шесть лет получил первое офицерское звание. Боевое крещение будущего генералиссимуса состоялось в беспрестанных стычках с неприятелем в конце Семилетней войны, в ходе которых он заслужил о себе такой отзыв начальства: " Быстр при рекогносцировке, отважен в бою и хладнокровен в опасности " . В 1762 г. Суворов был произведен в полковники и назначен командиром Астраханского, а затем Суздальского пехотного полка. В этом звании он принял участие в войне с польскими конфедератами в 1768 - 1772 гг., и за нестандартное, но всегда успешное решение боевых задач в 1770 г. был произведен в генерал-майоры. В 1773 г. Суворова по собственной просьбе направили на Русско-турецкую войну (1768 - 1774). Он одержал победы при Туртукае, Гирсове (1773) и Козлудже (1774), где с 18 тысячным отрядом обратил в бегство сорокатысячную турецкую армию. Направленный на Урал в 1774 г. для разгрома пугачевских банд, Суворов доставил Пугачева в Симбирск и уничтожил остатки мятежных отрядов. С началом очередной Русско-турецкой войны 1787 - 1791 гг. Суворов в чине генерал-аншефа одержал серию блистательных побед при Кинбурне (1787), под Фокшанами и Рымником (1789), получив от Императрицы титул графа Рымникского. В 1790 г. граф Суворов штурмом овладел неприступной крепостью Измаил , реализовав свой гениальный военный план и тем самым решив успех всей войны.

http://ruskline.ru/history/2015/05/19/et...

От многих из своих ранних взглядов – например, о свободе выбора и об отражении веры в делах человека – он сам отказался в «Отречениях» 1789 , а следовательно, его не нужно воспринимать как непогрешимого судью. Кроме того, он придерживается евангельских учений о грехе и благодати не в протестантском смысле, но, как и его преданные ученики янсенисты, в связи со строго церковной и обрядовой системой католичества; он учил необходимости крещения для рождения свыше и тому, что все некрещеные дети прокляты, и по сути отождествлял оправдание с освящением, хотя и считал освящение делом безвозмездной благодати, а не человеческой заслугой. Одни лишь только богодухновеннные апостолы были выше обстоятельств своего времени и никогда, сражаясь с одним заблуждением, не впадали в его противоположность. Однако Августин – это ярчайшая звезда в созвездии отцов церкви, она проливает свой свет на мрачнейшие периоды средневековья, на католиков и протестантов в равной мере, и ее свет не утратил яркости даже до наших дней 1790 . Антропология Августина может быть разделена на три этапа религиозного развития человечества: status integiitatis, status corruptionis и status redemptionis. I. Изначальное состояние человека, или состояние невинности . Представление Августина о рае неизмеримо возвышеннее, чем у Пелагия. Оно предполагает гораздо более низкое грехопадение и гораздо более славное проявление искупительной благодати. Первоначальное состояние человека напоминает состояние блаженных на небесах, хотя и отличается от этого конечного состояния, как неразвитый зародыш от сформировавшегося плода. Согласно Августину, человек вышел из рук Творца как истинный шедевр, без малейшей погрешности. Он обладал свободой, чтобы творить добро, разумом, чтобы познать Бога, и Божьей благодатью. Но иод этой благодатью Августин (не очень удачно выбравший термин) понимает только общую сверхъестественную помощь, необходимую для творения, чтобы устоять в благе 1791 . Отношения человека с Богом были отношениями радостного и совершенного повиновения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Обращая внимание на то направление мысли Леонтия Иерусалимского , о котором шла речь выше, мы все время уходим от плоти Христа в сторону ипостаси Логоса. Это обусловлено усилиями не- сторианина через акцент на особые свойства плоти показать, что это тоже ипостась. Поэтому Леонтий должен задаться вопросом, действительно ли в соединении с плотью не происходит ничего «особенного» (idiomatic) 1788 . Он отвечает следующим образом: «Для человека, который смотрит более внимательно, становится ясно, что все особые свойства ( διματα) плоти Господа содержатся ее всеобщим свойством, которое является их причиной ( ν καθολικωτρω ατω ατν πντων διματι). Это значит следующее: плоть никогда не существовала без Бога ( μ θεε) сама по себе только в своей собственной природе» 1789 . То, что соединено с Ипостасью Логоса, – это в данном случае всеобъемлющее особое свойство ( καθολικτερον δωμа) плоти Христа. Таким образом, Леонтий прежде всего продолжает делать акцент всецело на Ипостаси Логоса и связывать плоть с этой Ипостасью. Это происходит потому, что он рассматривает главное свойство воспринятой плоти быть именно этой плотью, сопряженной с Логосом-субъектом по ипостаси. Это всеохватывающее и господствующее свойство этой плоти, благодаря которому она становится именно «этой» ( δε). Все, что является видимым и «особенным» в особых свойствах «этого человечества в Божественной Ипостаси», есть выражение этого воипостазирования, а потому рассматривается исходя из Божества: «Все индивидуально проявляющиеся в Нем свойства, которые иные, чем у всех [остальных] людей, суть боголепны ( θεοπρεπ), как-то: безгрешное рождение, Его совершенно непорочная жизнь, всегда всеблагое расположение воли, ее премогущественная сила чудотворения, премудрое ведение, всесовершенная и сверхъестественная добродетель ( παντλεως κα περφυς ρετ) 1790 и тому подобные Божественные [способности]. Если же Божественные [деяния] никогда не являются без Божественной природы, то и [соответствующие] особые свойства должны особым образом принадлежать всей этой Ипостаси» 1791 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010