Амвросий, архиепископ Рязанский и Зарайский (Яковлев-Орлин) Родился около 1752 года в г. Малоярославце в семье духовного сословия. Образование получил в Крутицкой духовной семинарии, затем в Московской духовной академии. По окончании курса духовной академии был учителем в разных семинариях. В 1781 году принял монашество. В 1785 году определен игуменом в Казанский Кизический монастырь с поручением ему главного надзора над школами для новокрещенных татар. В это же время состоял префектом Казанской духовной академии. В 1790 году возведен в сан архимандрита и назначен в Казанский Спасский собор. В 1791 году вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповедования слова Божия. Тогда же был определен ректором Александро-Невской семинарии. В 1792 году по возвращении в Казань назначен ректором местной семинарии. С 1794 года – ректор Московской духовной академии и настоятель Заиконоспасского монастыря. В 1795 году переведен настоятелем Новоспасского монастыря и 20 июля того же года назначен членом Святейшего Синода. 1 июля 1796 года хиротонисан во епископа Вятского и Слободского. С 29 января 1804 года – епископ Рязанский и Зарайский. 11 ноября 1804 года возведен в сан архиепископа. Скончался 26 января 1809 года. Труды: Слова. – СПб., 1792. Литература: Смирнов С. К., протоиерей. История Московской Славяно-греко-латинской академии. – М., 1855. – С. 357. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1398, 1411. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872. 174. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 239–240. 392–399, 401–403. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Обзор русской духовной литературы. – 3-е изд. – СПб.. 1884. – С. 399. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 174.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Митрофан (Невский Матвей Павлович), еп. Смоленский и Дорогобужский Сын священника Орловской епархии. Среднее образование получил в Воронежской духовной семинарии. В 1861 году окончил Киевскую духовную академию со степенью магистра богословия и 19 сент. назначен преподавателем учительской Воронежской духовной семинарии. 24 февр. 1863 года возведен в сан иерея. 16 окт. 1665 года – законоучитель Воронежской гимназии. II дек.1868 года – ректор Курской духовной семинарии. 19 янв.1869 года возведен в сан протоиерея. 7 янв.1888 года пострижен в монашество, а 8 янв. возведен в сан архимандрита. 14 февр.1888 года хиротонисан во епископа Ладожского, вик. С.-Петербургской епархии. Хиротония состоялась в С.-Петербурге. С 12 июля 1890 года – епископ Пензенский и Саранский. С 13 нояб.1893 года – епископ Астраханский и Енотаевский. С 10 авг.1896 года – епископ Орловский и Севский. С 2 янв. 1899 года – епископ Смоленский и Дорогобужский. Скончался 23 мая 1899 года. Труды: Речь при наречении его во епископа Ладожского. «Приб. к «ЦВ» 1888, 8, стр.197. «Поучение во вторую неделю Святыя Четыредесятницы«· «Приб. к «ЦВ» 1890, II, стр.357. «Речь после молебна пред возобновлением духовно-нравственных бесед в церковно-приходском доме в Галерной Гавани». «Приб. к «ЦВ» 1888, 42, стр.1172. Литература: «Церк. Вед.» 1888, 4, стр.23. -»- 1890, 31, стр.351. -«- 1893, 47, стр.353. -»- 1896, 33, стр.319. -«- 1899, 3, стр.17. «Приб. к «ЦВ» 1888 , 8, стр.197. -»- 1891, 41, стр.1433. -«- 1899, 24, стр.907–908 (957–958). «Русск. Паломн” 1886, 9, стр.10. «Прав. Собес.» 1897, октяб., стр.560. -»- 1908, май, стр.613. «Труды К.Д.А.» 1888, сент.-дек., стр.8, 86–90, «Церк. Вестн.» 1895, I, стр.23. -«- 1891, 27, стр.427. -»- 1891, 38, стр.604. Булгаков, стр.1395, 1408, 1413. БЭС т.1, стб.258–259. БЭС m.II, стб.1708, 1709, 1790–1791, 2081–2082. БЭЛ m.II, стб.10. «Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1899 год», стр.68–69. «Списки архиереев Иерархии Всерос.» СПБ, 1896, 506, стр.76. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 4. Ионафан (Руднев) – Мстислав (Скрыпник). – 441 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  По данным Епархиального статистического сборника за 1901 год: Церковь Казанская, построена в 1798 году, каменная, престола три: главный холодный Казанской Божией Матери, придельные теплые Святителя Николая и Преподобного Нила Столобенского. Церковные документы: опись 1853 года, метрики с 1790 года, исповедные с 1823 года. В 1901 году служили: Священник Петр Никитич Резваков 63-х лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1861 году, священником с 1863 года, состоит членом благочиннического совета и духовником, награжден в 1896 году камилавкой. Псаломщик Александр Михайлович Франтов 36-ти лет, в должности с 1887 года. Прихожан в селе Заречье, Негошкове, Беземенине, Лопатине - 169 дворов (560 мужчин, 688 женщин). Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901. Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914. В Казанской церкви с. Заречье (1791-1798) трёхсветный храм-ротонда составляет лишь часть традиционной продольно-осевой композиции. Опоясывающая его нижний ярус ионическая колоннада прерывается с запада и востока трапезной и апсидой, а с верхним купольным объемом ротонды, прорезанным термальными окнами, соперничает в общей композиции стройная трехъярусная колокольня со шпилем. По материалам книги: Свод памятников архитектуры и монументального искусства России/Гос. ин-т искусствознания Федерального агентства по культуре и кинематографии. - М.: Наука, 1997. Свод памятников истории и культуры России. Тверская область: в 6 ч. Ч. 2. 2006. На окраине небольшого села (Торжокский р-н, Тверская обл.), когда-то принадлежавшего Старицкому уезду, на кладбище стоит пустой храм, привлекающий внимание необычной столичностью и вместе с тем противоречивостью своей архитектуры. Этот практически неизвестный памятник демонстрирует черты сразу раннего и зрелого классицизма XVIII века, причем если нижние части храма, его трапезной и колокольни выполнены в стиле раннего, французского классицизма, то венчающий ротонду барабан с термальными полуциркульными окнами по сторонам света принадлежит зрелому классицизму палладианского направления. Храм закончен в 1798 г., а потому ясно, что к этому времени относится именно завершение в формах зрелого классицизма, тогда как «французские» формы нижних частей принадлежат более раннему времени, хотя вряд ли намного отстоящему от 1798 года: храм задумывался с другим завершением, но его сменили на более «модное» прямо в процессе строительства.

http://sobory.ru/article/?object=24196

30.11.1892 Владимир (Шимкович), епископ бывший епископ Сумской, викарий Харьковской епархии с 05.12.1892 по 12.06.1896 епископ Екатеринбургский и Ирбитский; 06.01.1926 (1925) Викарии Екатеринославской епархии Феодосийские и Мариупольские епископы Викариатство учреждено 7марта 1787 года Имена Сведения Игнатий (Гозадинов или Хозадинов) 17 , митрополит Крымский и Мариупольский (Готфейский и Кефайский) бывший греческий митрополит 16.02.1786 Дорофей (Возмуйлос), епископ рукоположен с 02.05.1787 10.09.1790 Моисей (Гумилевский), епископ рукоположен с 05.06.1791 05.10.1792 (убит разбойниками) Иов (Потёмкин), епископ рукоположен с 27.02.1793 по 13.05.1796 архиепископ Минский и Волынский Гервасий II (Линцевский), епископ рукоположен с 29.05.1796 08.01.1798 Христофор (Сулима), епископ рукоположен с 18.04.1798 по 16.10.1799 епископ Слободско-Украинский и Харьковский Викариатство упразднено 16 октября 1799 года. Енисейская Учреждена 25 мая 1861 года Енисейская и Красноярская Кафедра в Красноярске Имена Сведения Никодим (Казанцев), епископ бывший епископ Чебоксарский, викарий Казанской епархии с 18.09.1861 по 06.04.1870 на покое; 11.06.1874 Павел (Попов), епископ бывший епископ Новоархангельский, викарий Камчатской епархии с 10.06.1870 по 31.03.1873 епископ Камчатский, Курильский и Благовещенский Антоний (Николаевский), епископ бывший епископ Старицкий, викарий Тверской епархии с 31,03.1873 по 15.05.1881 епископ Пензенский и Саранский Исаакий (Положенский), епископ бывший епископ Моздокский, викарий Кавказской епархии с 30.05.1881 по 08.03.1886 епископ Томский и Семипалатинский; 11.05.1894 Тихон (Троицкий-Донебин), епископ бывший епископ Сарапульский, викарий Вятской епархии с 08.03.1886 по 28.03.1892 архиепископ Иркутский и Нерчинский; 26.09.1911 Александр (Богданов), епископ бывший епископ Муромский, викарий Владимирской епархии с 23.03.1892 по 30.04.1894 епископ Тамбовский и Шацкий; 12.07.1898 Иркутская Учреждена в 1727 году Иркутская и Нерчинская Имена Сведения Иннокентий (Кульчицкий), епископ, свт.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Н. Каптерев (Продолжение следует). Марков А.В. Определение хронологии русских духовных стихов в связи с вопросом об их происхождении: [Лирический стих «Тебя я ради, Господи»]//Богословский вестник 1910. Т. 3. 10. С. 314–323 (3-я пагин.). (Окончание.) —314— Лирический стих «Тебя я ради, Господи» Лирический элемент проникает в великорусские духовные стихи довольно поздно. Мы видели, что древние стихи лишены его совершенно. Судя по тому, что в великорусских исторических песнях лирика начинает пробивать себе дорогу лишь с начала XVII в., можно думать, что и духовный лирический стих, как народное произведение, появился в этом столетии. Пока я могу указать стих лирического характера более поздний, сложенный не ранее половины XVIII в., стих, начинающийся словами «Тебя я ради, Господи». Стих этот найден мною в рукописи Румянцевского музея (гр. Румянцова, 408, лл. 105об.–106об), писанной в 1790 и 1791 гг. Рукопись содержит в себе 25 стихов, две вирши и начало одного лирического стихотворения. Писаны стихи в Кузяеве, как указано в нескольких записях, а село Кузяево находится в Гороховецком уезде Владимирской губ. 2159 Любитель стихов не только списывал их со старых рукописей (л. 54 об. «Молитва св. Иоасафа в пустыню входяша, книга житие его лист 215, а всего в книзе сей листов 217»), но, по-видимому, и записывал с устного пересказа. Цель записи была не научная, а религиозная, что видно из такой, напр., отметки (л. 25 об.): «Стих Алексия Божия человека; 1790 году —315— августа 19 дня зачал писать, сего же дня и неугасиму начали, а 4 (24?) дня отчитана», (л. 45) «Дописал августа 20 дня 1790 году в Кузяеве». Отсюда видно, что списыватель стихов, составляя их сборник, имел определенную цель читать их при неугасимой лампаде. Чтение стихов – совершенно оригинальное отношение к этим произведениям, которые, как известно, обыкновенно поются, нередко под аккомпанемент лиры или кобзы. Чтение показывает отношение к стихам как к молитвам. Да и по содержанию многие стихи сборника 1790–1791 гг., как лирические, похожи на молитвы. Вот упомянутый стих:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Издавая этот циркуляр, министр основывался на том, что во время эпидемий, частый похоронный звон вредно действует на психику населения, усиливая в народе панику и угнетая и без того упавший дух. «Само собой разумеется, – говорит циркуляр, – принимая меры в этих случаях, не надо впадать в обратную крайность и поражать народ совершенным запрещением колокольного звона, привычка к которому особенно сильна у деревенского населения». Далее, законом 4 марта 1896 г. колокольный звон запрещается в следующих случаях: «Когда допущение его могло бы произвести нежелательное действие на народные умы». «Запрещение может и даже должно быть произведено муниципальной властью, когда раскачивание колоколов угрожает общественной безопасности» (16, 24 августа 1790 г. и 19, 22 июля 1791 г.). «Во время гроз предпочтительно воздерживаться от колокольного звон и ограничиваться для возвещения церковных служб небольшим перезвоном». Хотя известный ученый Араго говорит, что научными исследованиями не доказано, чтобы колокольный звон был опасен во время грозы, однако комитет общественной безопасности не счел возможным согласиться с ним и признал колокольный звон во время грозы опасным. Этот комитет основывал свои соображения на следующем. Во время звона колокол, раскачиваясь, усиливает струю воздуха, идущую от колокола к звонарю, и так как воздух во время грозы бывает сырым, то представляет из себя прекрасный проводник для электричества. Следовательно, опасность для звонаря неизбежна. Другая опасность от колокольного звона во время грозы – это вибрирование воздуха, которое притягивает электричество к колокольне, уже и без того находящейся в опасности, как кульминационная точка. В 1718 году Десланд довел до сведения научной академии, что в ночь с 14 на 15 апреля в Бретани во время особенно сильной грозы молния ударила в 24 церквах, в которых в это время звонили, пощадив те, в которых не было звона. Приказом от 7 июня 1784 года парижский парламент запретил колокольный звон во время грозы, нарушение которого карается штрафом в 18 ливров; в случае же повторения проступка – 50 ливров.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1787 Полный текст его см.; Wilkins IV, 91–93; Burnet vol. II, Records p. III, в. IV–VI, XVII; Denny et Lacey. Appendix VII, p. 250–254. 1789 Текст его см. в указанном статуте, а также Wilkins IV, 112–114; Denny et Lacey App. VII, p. 254–258. 1790 Первую см. Wilkins IV, 136–138. На неё ссылается и Collier VI, 100. Вторая приводится у Burnet v. Il, Records p. III, n. IV–VI, XXXIII и Denny et Lacey App. VII p. 258–260. 1791 Lacey. Dissertationis apologeticae de hierarchia Anglicana Supplementum Romae 1896. p. 8; Gasparri. Revue p. 487. – Текст документа, приводимый у обоих авторов, несколько разнится; мы следуем тексту Lacey, находя его, по самому смыслу, более правильным. 1795 Грамоты см. Wilkins IV, 118–119; – Rymer XV, 370–371; – Burnet v. II. Records p. II, в. II, XI–XII. 1798 Lacey. Supplementum р. 12–13; – Denny et Lacey р. 147–148. – Изыскания Фрира еще не окончены и, быть может, дадут какие-либо новые открытия; но о том, что оказалось при его работах доселе, было сообщено в газете Times за май текущего года. 1801 Грамоту см. Burnet v. II. Records p. II, в. II, XIII, – Denny et Lacey 149–150. – См. также Collier VI, 67; – Lacey. Supplem. p. 13. 1802 Текст предписания, изданного на имя Боннера, еп. Лондонского, с присоединением всех членов см. Heylyn р. 35–36; – Wilkins IV, 88–90; – Burnet v. II. Records p. II, b II X. – Выдержки и изложение: Collier VI, 64; – Denny et Lacey 148; – Browne 780; – Gasparri Revue 485. 1805 Защитники англиканской иерархии не без видимой основательности доказывают, что слова записи совсем не имеют отношения к вопросу о действительности или недействительности чина посвящения. Denny et Lacey p. 146–147 и др. 1807 Camdenus. р. 47–49; – Heylyn. 131, 137–138, 141; – Fuller IX, 68–69, 71; – Strype. Annals I, 227–228; – Wilkins IV, 219, Cardwell, vol. I. LII, p. 285–287; – Collier VI, 307–308, 340. 1808 Camdenus 183–185; – Wilkins IV, 260–261; – Burnet Vol. II, Records p. II, b. III, XIII; – Cardwell, v. 1, LXXIV, p. 363–366. В английском переводе булла приводится у Füller IX, 93–95; – Collier VI, 471–474.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Такой шаг новых властей во Франции уже вызвал далеко не однозначную реакцию не только в среде духовенства, но и в среде нелицемерно веровавших католиков-мирян, фактически положив начало церковному расколу. Первоначально только 5% католических священников приняло «Конституцию для духовенства»; в религиозной части французского общества стало складываться мнение о том, что новая власть вовсе не является выразителем надежд всей нации, а является узконаправленным проводником антихристианских идей. Однако было уже поздно: согласно декрету от 27 ноября 1790 года все клирики должны были официально и публично признать Конституцию и присягнуть новой власти, а те, кто этого не сделает, лишались сана и места. Так Франция вступила в период прямых гонений на христианство, пусть и представленное в искажённой версии католицизма. В первое время после принятия этого закона лишь 7 из 125 французских епископов и архиепископов и не более 25-30% низшего духовенства присягнуло новой власти, отвергнув подчинение Риму и реформу церкви по англиканскому образцу . Многие священники предпочитали официально лишиться своих должностей и потерять храмы, в которых служили, перейдя, таким образом, на нелегальное положение, но продолжали тайно проводить «старорежимную мессу»; некоторые из «неприсягнувших» эмигрировали за границу. Трансформация французской конституционной монархии в республику и начало массовых репрессий новой власти в отношении католического духовенства (весна 1791 – лето 1792). В этот период натиск на Католическую церковь со стороны французских революционеров продолжился. Зимой-весной 1791 года усиливается репрессивный нажим на священников с целью приведения их к присяге; тех, кто отказывался, начинают уже не просто лишать должностей, но лишать всех гражданских прав, ссылать в глухие провинции или сажать в тюрьмы. В феврале 1791 года вводится запрет на любые проповеди в церквях, в марте 1791 года закон о выборах на вакантные должности неприсягнувших священников любых лиц простым голосованием на приходе. Это дало свои плоды: к лету-осени 1791 года уже примерно 50% священников согласились отвергнуть верховенство римской курии и признать верховенство решений гражданских властей Парижа, создав так называемую «Галльскую Конституционную церковь патриотов».

http://pravoslavie.ru/110318.html

64) Соломон. 1772–1774 г. (Доброгорский) откуда поступил, неизвестно; с 1772–1774 г. был членом Московской Духовной Консистории, ему предписано отправиться к преосвященному Геннадию епископу Суздальскому, когда на его место прибудет игумен Шартомского монастыря Арсений. Переведен в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь. 65) Арсений. 1774–1775 г. Был иеромонахом, проповедником Московской Славяно-греко-латинской Академии; в 1774 г. игумен Угрешского монастыря, в который поступил в Августе месяце из игуменов Николаевского Шартомского монастыря; Декабря 12-го 1775 г., переведен в Велико-Устюжский Архангельский монастырь, 6 Марта 1776 г., посвящен в архимандрита; в 1786 г. переведен в можайский Лужецкий монастырь. 66) Симон. 1776–1777 г. Поступил в Феврале 1776 г.; Августа 14-го 1777 г. скончался в Угрешском монастыре. 67) Варнава. 1777–1791 г. Архимандрит наместник Чудова монастыря; живя в Москве он имел своего наместника в монастыре иеромонаха Иакова; в Июле месяце за старостью и болезнью уволен от должности. 68) Иероним. 1791 г. (Ершов). Учитель Перервинской Семинарии, Февраля 17-го 1784 г. пострижен в монашество; в 1786 г., переведен в Московскую Духовную Академию; настоятель Перервинского монастыря; Марта 16-го 1788 г. Префект Московской Духовной Академии; в 1790 г. по болезни уволен; с Июля 1791 г. по 24 Октября игумен Угрешский; переведен в игумены в большой Успенский собор; скончался в 1792 г. 69) Ионафан. 1791–1803 г. Декабря 25-го 1791 г. посвящен в игумена Угрешского из наместников Саввы-Сторожевского монастыря. 70) Амвросий I. 1803 (до 1804 г.). Иеромонах – правитель. Видно из собственноручных резолюций митрополита Платона, (который благоволил к Амвросию), что предписано было Богоявленскому архимандриту Ираклию осматривать монастырь каждые три месяца и владыке обо всем доносить. 71) Никандр. 1804–1807 г. Учитель Троицкой Семинарии; с 1800 г. проповедник при Московской Духовной Академии; с 1804 г. игумен Угрешский только числившийся, ибо, как видно из отчетов, монастырем управлял Амвросий, и управлял до 1815 г., а игумены числились, но не управляли.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Разрешение Преосвященного Амвросия (Серебренникова) на строительство часовни было получено 30 июня 1789 г. Временная часовня была построена, а в начале 1790 г. жители Кагальника начали ходатайство о постройке новой церкви. В консисторском указе от 3 мая 1790 г., посланном Мариупольскому духовному правлению, говорилось, что «в слободе Кагальницкой на место сгоревшей Покровской церкви разрешено и дозволено заложить и построить новую в тож именование церковь». На основани этого указа 31 мая того же 1790 г. таганрогский протоиерей Стефан Разорецкий «в слободе Кагальницкой, соборне, по надлежащему церковному чиноположению, положил закладку на сооружение новой церкви». Расходы на строительство церкви взял на себя купец второй гильдии и бургомистр г. Ростова-на-Дону Иван Тимофеевич Назаров. К 26 июля 1790 г. Покровская церковь была построена. 15 февраля 1791 г. таганрогский протоиерей Стефан Разорецкий «соборне, по надлежащему церковному чинопоследованию, въ слободе Кагальницкой освятил новосооруженную, на место сгоревшей, Свято-Покровскую церковь и открыл в ней богослужение и священнодействие». Освященная в 1791 г. Покровская церковь просуществовала до 1842 г. 3-е здание. В 1842 г. было построено новое каменное здание церкви. Храм был трехпрестольным. Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы; 2-й престол на хорах во имя свт. Николая Чудотворца; 3-й во имя свт. Тихона Задонского. О том, как выглядел этот храм, описано в 1910 г. в страховых документах: «Новое здание было оштукатурено снаружи и изнутри, покрашено масляной краской, покрыто железом, окрашенным зеленой краской. Длина церкви с колокольней – 181/2 саженей, ширина наибольшая – 121/2 саженей. Высота до верха карниза – 51/4 саженей. Главы: одна большая и одна малая над алтарем. Иконостас длиной 11 саженей, высотой 4 сажени. Колокольня в два яруса общей высотой до верха карниза 9 саженей». Духовенство Покровской церкви на 1913 г.: свящ. Алексей Иванович Жежеленко, 1883 г.р.; свящ. Иоанн Иоаннович Курковский, 1861 г.р.; диак. Василий Иаковлевич Монастырев, 1844 г.р.; псаломщик Николай Иоаннович Трофимовский, 1840 г.р.; псаломщик Илья Григорьевич Ткаченко, 1892 г.р.

http://sobory.ru/article/?object=31320

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010