«Его Величество король и чины Речи Посполитой желают, чтобы все жители польской страны спокойно пользовались своими правами под защитою правительства, по Речь Посполитая желает также, чтобы эти права и привилегии признавали все её благодеянием, словом, она не позволит никому делить с нею ни власти, ни покровительства над её подданными. Поэтому, нам, маршалам, поручено уверить диссидентов и греко-восточных дезунитов, что всякие их вольности остаются в силе, заохотить их к защите отечества и призвать лиц из этих исповеданий для установления надлежащего духовного управления, нужных им правил и принятия мер, которые упрочили бы у них порядок и связь духовной власти с светской». 1276 Обещание это маршалы исполнили 9 октября (29 сентября) того же 1790 года, впрочем, несколько в ином виде, доказывающем, что поляки не совсем доверяли представителям православия. Этого числа они издали новый универсал, объявлявший, что они, исполняя обещания, высказанные в прежнем универсале, по определению сейма, назначают из представителей великой, малой Польши и литовского княжества, из сената и рыцарства членов комиссии, которая должна собраться 1 декабря 1790 года, снестись с лицами из диссидентских исповеданий и, на основании их заявлений о необходимых им переменах и улучшениях составить проект духовных преобразований и через три месяца представить его на утверждение короля и чинов сейма. 1277 Проект этот, впрочем, давно уже был составлен, переведен на русский язык и разослан по областям. 1278 Наскоро собраны были представители православия из ближайших мест, т. е. из Подлесья, Пинска и Вильны 1279 и, рассмотрев этот проект вместе с членами сеймовой комиссии, представили сейму 2 марта 1791 года просьбу дать ход этому делу и созвать православную конгрегацию для рассмотрения этого проекта и установления временного духовного управления по делам православной западнорусской церкви. 1280 Сейм поручил маршалам созвать эту конгрегацию в Пинске на 15/4 мая 1791 года, 1281 а представитель православных бельский игумен Савва Пальмовский окружным посланием от 31 марта 1791 года пригласил православных принести Богу благодарственное молебствие за короля и чинов Речи Посполитой, дарующих им права, и выслать депутатов на пинскую конгрегацию; 1282 но по каким-то важным причинам этот срок был изменен и назначено 15 июня.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

М. Лотман дает ему в спутники «особо приближенного к Новикову» М. И. Багрянского[хс], но хорошо известно, что в это время (с июня 1786 г. по сентябрь 1790 г.) тот изучал медицину в Берлине, Амстердаме и Лейдене, где получил в 1789 г. диплом доктора медицины, после чего отправился в Париж, откуда и вернулся в Poccuю[xci]. Действительным же спутником А. М. Кутузова в поездке в Берлин был его дpyr[xcii] и начальник по ордену известный барон Г.-Я. фон Шредер, которого Ю. М. Лотман называл «темным авантюристом» и т. n.[xciii]M. И. Багрянский в самом деле встречался с Шредером и Кутузовым «по масонским делам» в Берлине в 1789 г. в доме русского посла М. Aлoneyca.[xciv] Но Карамзину, несмотря на все его желание, встретиться за границей с А. М. Кутузовым так и не удалось. Ю. М. Лотман придерживался другого мнения и полагал, что из Страсбурга в августе 1789 г. Карамзин отправился не в Швейцарию, как об этом рассказывается в «Письмах русского путешественника», а именно в Париж как раз для встречи с дpyroм[xcv]. Однако опубликованные С. Геллерманом в 1991 г. архивные документы, свидетельствующие о пребывании Карамзина в Женеве в октябре 1789 г. (как указано в «Письмах русского путешественника»), опровергли это npeдnoлoжehue[xcvi]. Другое предположение Ю. М. Лотмана - о встрече Карамзина в Париже весной 1790 г. с Жильбером Роммом и, возможно, П. А. Строгановым - кажется вполне yбeдumeльhым.[xcvii] Остается добавить, что М. И. Багрянский и А. М. Кутузов стали самыми острыми критиками (с патриотических позиций) автора «Писем русского путешественника», причем в то время, когда его произведение еще только начинало печататься в «Московском журнале» (с за 1791 г.). Багрянский писал о Карамзине (лорде Рамсее) Кутузову 29 января 1791 г.: «Лорд Рамсей возвратился до меня, вы его не узнаете, он совсем изменился и телом и духом Обо всем, что касается родины, он говорит с презрением и с поистине кричащей несправедливостью. Обо всем же, что касается чужих стран, говорит с bocxuщehueм».[xcviii] Кутузов, в свою очередь, сообщал в мае 1791 г.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Согласно описания одной из разновидностей монет этого типа (под 399, тип 4, вариант 1) (см.: рисунок 1: а – прорисовка лицевой стороны, б – прорисовка обратной стороны, приведённые П.Г. Гайдуковым), на её лицевой стороне имеются: «Равноконечный крест на подножии; в углах помещено по семи- или восьмиконечной звёздочке; вокруг линейный ободок, за которым (на одной монете) просматриваются остатки круговой надписи: .АТЬ..ЗЯ» Обратная же сторона содержит: «Орнамент в виде двух переплетённых овалов с четырёхконечной звёздочкой внутри; вокруг точечный ободок, а за ним линейный с узелками в виде трилистника в четырёх местах» Причём, было выявлено несколько разновидностей «двоекрестных» «городецких пулов», большинство из которых являются анэпиграфными (не содержащими надписей – «легенд»). Принято считать, что значительная часть таковых является подражаниями. При этом помещённые на одной из их сторон (условно считающейся лицевой) равносторонние четырёхконечные кресты иногда отличаются рядом деталей, как и изображённый на другой из сторон (условно считающейся обратной) сплетённый крестообразный узор (который А.В. Орешников называл тамгой «татарского характера», а П.Г. Гайдуков – «двумя переплетёнными овалами» или «двойными переплетёнными овалами»). Сведения о «городецких пулах» данного типа содержатся также в каталоге Д.В. Гулецкого и К.М. Петрунина «Русские монеты 1353 – 1533» (2013 г.) в подразделе «Пулы» («Группа IV») раздела «Анонимные монеты Нижегородского региона» (под 1790 А и 1790 B). При этом общее описания помещённого на их аверсе изображения гласит: «Равносторонний крест», а изображения, помещённого на реверсе: «Пересекающиеся овалы» с. 223]. При этом указывается, что на разновидности под 1790 А «равносторонний крест» находится: «На подножии, звёзды в каждом квадранте. Круговая легенда …АТЬ… Z… или подобная» с. 223]. Относительно же «пересекающихся овалов» отмечается: «Звезда внутри них. Точки вокруг. Ободок с узлами счастья». На разновидности под 1790 B «равносторонний крест» на аверсе: «Упрощённый, без круговой легенды», а на реверсе: «Крупные овалы, точки внутри и вне» с. 223]. Кроме того, «равносторонние кресты» имеются также на аверсах и реверсах других типов «городецких пулов» в разных видах и сочетаниях (под 1791 – 1792 и 1797 – 1798) с. 223].

http://ruskline.ru/analitika/2020/04/15/...

248. ПИЙ VI. 1775— 1799. Джананджело, граф Браски. Родился 25 Декабря 1717 г в Чезене. Изучал право. В 36 лет принял священнический сан. Стал секретарем Бенедикта XIV. Климент XIII назначил его папским казначеем. В 1773 г. получил кардинальскую шапку. После вступления на трон св. Петра Пий VI, вопреки запрету Иннокентия XII, возвел в кардинальское достоинство своего непота — Ромуальдо Онести-Браски и наделил его богатыми бенефициями. Брат папы был провозглашен князем Неми. Для своих непотов папа построил в центре Рима, на пьяцца Навоне, роскошный дворец Браски. Религиозная деятельность папы сводилась главным образом к организации очередных празднований Юбилейного года: в 1775, 1782, 1790 и 1792 гг. Роспуск ордена иезуитов губительно отразился на папской администрации, особенно на миссионерских территориях. В 1784 г. пана назначил бывшего иезуита Джона Кэролла первым епископом в Соединенных Штатах. Принцип отделения церкви от государства, провозглашенный в американской конституции с 1787 г., позволил католицизму свободно развиваться в стране, где большинство населения составляли протестанты. В Европе тяжелой проблемой для папства было распространение этатизма и янсенизма в таких католических странах, как Франция и Австрия. Распространению идей Феброния, осужденных Климентом XIII, способствовал император Иосиф II, монарх Австрии. Он считал себя ответственным за судьбу католицизма на территории своего государства и совершенно не прислушивался к мнению апостольской столицы. Пий VI решил лично поехать в Вену, чтобы поднять там авторитет епископа римского. Император принял его с почестями, но не отказался от проведенных самовольно реформ. В 1786 г. в тосканском городе Пистое состоялся синод, созванный епископом Риччи, сторонником идей иосифизма и янсенизма. Синод принял много решений реформаторского характера, которые папа Браски осудил в 1794 г. главным образом по той причине, что епископ действовал самовольно, без согласия апостольской столицы. Во времена Пия VI произошел последний раздел Польши. В этом деле папство 20 лет придерживалось неустойчивой и медлительной политики. В 1791 г. Пий VI признал конституцию 3 мая, но с условием, что права католической церкви в Польше не будут нарушены. В 1795 г. папа осудил восстание под предводительством Тадеуша Костюшки, а в 1796 г. ликвидировал нунциатуру в Варшаве. 29 марта 1790 г. Пий VI собрал кардиналов, чтобы обсудить положение, создавшееся во Франции после начала революции. Тогда не было принято никакого решения. В 1791 г. папа осудил содержание революционных декретов. В 1796 г. победоносный поход Наполеона в Италию развеял надежды апостольской столицы на помощь Бурбонов и Австрии. Толентинский трактат (1797 г.) подчинил папское государство власти французской Директории. Двумя годами позднее по приказу Наполеона генерал Бертье вывез Пия VI в Сиену, а затем в крепость Валанс на Роне, где папа и умер.

http://sedmitza.ru/lib/text/442676/

Русско-тур. война 1787-1791 гг., к-рую Россия вела в союзе с Австрией, была отмечена крупными победами рус. армии под командованием Суворова, Потёмкина, Румянцева и флота во главе с адм. прав. Феодором Ушаковым . Ясский мир, заключенный в дек. 1791 г., привел к закреплению России на берегах Чёрного м., границы империи продвинулись до Днестра, а Турция признала присоединение Крыма к России. Параллельно с этой войной велась русско-швед. война 1788-1790 гг., вызванная желанием Швеции вернуть утраченные в XVIII в. территории. Атаки шведов были отбиты, и в авг. 1790 г. был заключен Верельский мир, подтвердивший территориальные приобретения России. На присоединенных землях в Сев. Причерноморье в 1770-80-х гг. возникли новые города: Одесса, Херсон, Николаев, Севастополь, Симферополь и др. В 1779 г. Е. А. выступила посредником между Пруссией и Австрией в войне за Баварское наследство и стала гарантом Тешенского мира, установившего баланс сил в Свящ. Римской империи. Е. А., вдохновленная успехами 70-80-х гг., имела намерение объединить усилия европ. держав для совместного изгнания турок из Европы, восстановить Византийскую империю и возвести на ее престол своего внука вел. кн. Константина Павловича. «Греческий проект» Е. А. обсуждала в переписке с австр. имп. Иосифом II , Однако конкретных шагов по реализации проекта сделано не было, т. к. он был рассчитан на совместные усилия С.-Петербурга, Вены, Лондона и Парижа, чьи интересы не совпадали. Е. А. не позволяла втянуть себя в чуждые интересам России конфликты. Так, во время войны за независимость амер. колоний (1775-1783) Великобритания пыталась привлечь Е. А. на свою сторону и просила послать за океан рус. экспедиционный корпус. Императрица не только отказала Великобритании в военной поддержке, но и выступила в 1780 г. с декларацией о морском вооруженном нейтралитете. Этот акт международного права давал возможность нейтральным державам защищать свои суда в зоне военных действий с помощью оружия. К декларации присоединилось большинство европ. гос-в, что оставило Великобританию в фактической изоляции.

http://pravenc.ru/text/Екатерины II.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Севастополь 1783 г. http://posmotrim.by/pics/1482226919.jpg Оказывается, не только не обезоружила противников князя, но вся его созидательная деятельность только подлила масла в огонь, направив в адрес светлейшего такое количество небылиц и сказок, что до настоящего времени не удалось от них освободиться. В чем причина таких неправомерных нападок и кто в этом заинтересован? Причина – в выходе России на стратегическое важнейшее южное направление черноморского и средиземноморского бассейнов – сферу интересов западноевропейских держав. Это для них был настоящий вызов, требующий немедленных действий, и они начинаются с вымыслов и исторических анекдотов, которые возникали в Европе, но которые не могли долго просуществовать без поддержки «доброжелателей» в России. Далее слово даже не «товарищу маузеру», а орудиям чудовищного калибра для отторжения русского Крыма. Не удалось ни в Крымскую войну 1853-1856 гг., ни в Великую Отечественную войну 1941-45 гг., но зато «блестяще» удалось в 1991 г., отделив искусственно созданное окраинное образование от России вместе с Новороссией, Крымом и другими русскими землями. А все домыслы и небылицы так и остались как непреложная истина, гуляющая в самых разнообразных формах по нашей стране. Не могут простить злопыхатели всех видов и подвидов светлейшему князю Таврическому А.Г. Потемкину усиления военного могущества России. Потемкин Григорий Александрович был не только выдающимся государственным деятелем, но и выдающимся русским полководцем, участником русско-турецких войн 1768-1774 и 1787-1791 годов, герой сражений при Ларге, Кагуле, штурме Очакова. Генерал-фельдмаршал с 1784 г., кавалер всех российских орденов . Неоднократно пути Потемкина Г.А. пересекались во время войны с великим русским полководцем Суворовым А.В., где оба испытывали друг к другу симпатию и уважение. Одна их переписка поражает теплотой чувств и взаимного доброжелательства. Выдающийся русский флотоводец адмирал Ушаков Ф.Ф., участник русско-турецких войн 1768-1774 и 1787-1791 годов, с 1790 г. командующий Черноморским флотом, действовал совместно с Потемкиным Г.А. Потемкин был новатором военно-морского искусства, использовал новые приемы ведения боя, «отвечающие конкретной обстановке, соотношению сил и обеспечивающие решительные и активные действия с применением быстрого маневра и прицельного артиллерийского огня» .

http://ruskline.ru/opp/2024/02/27/potemk...

Беспристрастные свидетели вроде Кирилла Разумовского, в 1782 году посетившего Новороссию, не могли не удивляться успехам, достигнутым Потемкиным. Херсон являлся в это время уже весьма значимым городом на юге империи, Екатеринослав был описан как «лепоустроенный». На месте прежней пустыни, служившей путём для набегов кочевников, через каждые 20-30 вёрст находились деревни. Приглашение колонистов, закладка городов, разведение лесов и виноградников, поощрение шелководства, учреждение школ, фабрик, типографий, корабельных верфей - всё это предпринималось с большим размахом, причем Потёмкин не жалел ни денег, ни усилий, ни людей. В военном деле Потёмкин провел некоторые рациональные реформы, особенно когда стал фельдмаршалом, в 1784 году. Он изгнал из войск пудру, косички и букли, ввёл легкие сапоги. Чрезвычайно важным делом Потёмкина было сооружение флота на Чёрном море. В 1787 году состоялось знаменитое путешествие императрицы Екатерины на юг, которое обратилось в торжество свершений Потёмкина. Херсон со своей крепостью удивил даже иностранцев. При прощании с императрицей в Харькове Потёмкин получил почетное звание Таврического. В 1787 году началась война с Турцией. Ход боевых действий складывался явно не в пользу России. Потёмкин, возглавивший русские войска, пал духом и думал даже об уступках туркам. Императрице в письмах приходилось неоднократно поддерживать его бодрость. Это потом уже были победы графа Румянцева-Задунайского, взяты Хотин и Очаков. После взятия Очакова Потёмкин вернулся в Санкт-Петербург, всячески чествуемый по пути. В столице он получил щедрые награды и часто вёл с императрицей беседы о внешней политике. Вернувшись в зону боевых действий, он позаботился о пополнении войск и медленно продвигался с главными силами русской армии к Днестру. Осаждённые им Бендеры сдались без кровопролития. В 1790 году Г. Потёмкин получил титул гетмана казацких екатеринославских и черноморских войск. После побед генерал-фельдмаршала Н.В. Репнина на Салче и генерал-аншефа А.В. Суворова при Измаиле в январе 1791 года Потёмкин испросил позволение императрицы явиться в Санкт-Петербург и в последний раз прибыл в столицу. Вернувшись к войскам, он стал готовить Ясский мир. Однако болезнь помешала ему довести начатое дело до конца. 5 октября 1791 года в степи в 40 вёрстах от Ясс Потёмкин, собиравшийся ехать в Николаев, умер от перемежающейся лихорадки. «Будет теперь... - произнес он, - некуда ехать... я умираю! Выньте меня из коляски, я хочу умереть в поле...»

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/o...

Для Польши наступил конец. Станислав-Август отказался от престола; области Литовская, Гродненская и Курляндская присоединены к России; воеводства Краковское, Сендомирское и Люблинское – к Австрии; остальные затем земли с городом Варшавою – к Пруссии. VIII. Рассуждения и распоряжения Совета по поводу французской революции В заключение обзора отношений России к иностранным государствам, имевших столь важное влияние на её положение в Европе, любопытно остановиться на рассуждениях и распоряжениях Совета Императрицы Екатерины II по поводу событий, совершившихся во Франции, в последние годы Её царствования. Первые сведения о французской революции стали доходить до Совета ещё в половине 1789 года: 9 июля сего года читано было министерское донесение «о продолжающихся спорах между тремя государственными чинами и о делаемых от народа продерзостях». Вслед за тем получены известия о выезде из Франции принцев королевского дома (1-го ноября 1789 г.); об уничтожении народным собранием наследственного дворянства (16-го июля 1790 г.); об отмене в Париже особенных одежд, каковые носили монахи разных орденов (30-го сентября 179 г.); об отъезде из Парижа принцесс, тёток королевских, который был причиною к скопищам народа у люксенбургского и тюльерийского дворцов (10 марта 17914 г.). В июне 1791 г. пришло известие о побеге короля Французского с фамилией его из Парижа (30-го июня 1791 г.); 7 июля, по поводу совершающихся событий во Франции, «где народное собрание управляет государством без участия королевского», Совету сообщено желание Прусского короля, – находившегося в недоумении, оставлять ли своего министра в Париже и французского в Берлине, – ведать мысли Её Величества. Императрица, соглашаясь, что настоящее положение Франции заслуживает внимания всех государей, предложила Совету на рассуждение, какой бы ответ дать прусскому министру. Совет предлагал снестись о том с дружественными дворами, а прусского министра уведомить, что Её Величество не изволила ещё принять никакой резолюции. Между тем французский поверенный в делах Жене (Genet) изъявил желание, чтоб теперь ещё не вступались иностранные державы в дела его отечества. Нашему министру в Париже предписано было «согласоваться более с поступками тех иностранных министров, кои окажут себя привязанными к королю, не отрекаясь даже составить с ними общее дело, если б рассудили они за благо сделать какой-либо поступок в пользу Его Величества, в противно же случает выехать оттуда в немецкую землю под каким-либо благовидным предлогом».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

С последней целью и состоялась в июне 1791 г. известная пинская конгрегация из православных духовных и светских лиц. Составленный здесь проект управления православ­ною церковью в Польше направлялся к проведению в жизнь начал соборного управления во всей их широте; но подобно ус­таву майской конституции он также обходил молчанием право простого народа заявлять свое участие в разсуждениях о делах церковных и – главное – направлялся к совершенному разъединению западно-русских православных с восточною Россией, запрещал им всякие церковные сношения с русским правительством и св. синодом и восстановлял иерархическую зависимость запад­но-русской церкви от константинопольского патриарха. Во время этих заискиваний польского сейма перед православными западно-руссами для привлечения их на свою сторону жизнь наших заключенных в варшавских тюрьмах была несколько облегчена. Из душных казематов их стали выводить на воздух для освежения; около мая 1790 г. к епископу Виктору допущен был причт посольской церкви отправлять богослужение; к зиме того же года игумен Киприан переведен был из своей мрачной и холодной камеры через коридор в другую уже светлую камеру того же арсенала с окнами на улицу и с теплой печкой; арестованным дозволено было читать польские книги и покупать вино; часовые и офицеры стали даже открыто высказывать им свое сочувствие и заявлять о незаконности их ареста и страданий. Осо­бенное внимание им оказал коронный писарь Ржевусский, человек честный и гуманный; сразу по своем назначений на долж­ность коменданта арсенала он вошел в нужды заключенных, снял кандалы и цепи с тех, на ком они были надеты; сам принес им славянскую библию и следованную псалтырь, улучшил их пищу и выхлопотал у сейма перевод их из арсенала в гвардейские литовские казармы за городом на берегу Вислы против королевского дворца Лазенок. Перевод этот состоялся 22 мая 1791 г. в самый разгар объявлений новой конституции и во время подготовки пинской конгрегации. Новое помещение ока­залось удобным, не только потому, что оно было светлым с ви­дами на реку и королевский дворец, но и потому, что оно не было одиночным заключением; в камерах его после двухлетней разлуки помещалось уже по 2 и по 4 человека вместе под присмотром только одного часового.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010