В храмах с восьмериками на четверике мастера продолжали следовать традициям нарышкинского стиля (ц. Казанской иконы Божией Матери в Юрьевце, 1754, не сохр.) или использовать отдельные элементы раннепетровского зодчества (Успенский собор в Лухе, 1775). На их фоне выделялась ц. свт. Николая Чудотворца в костромском Богоявленско-Анастасиином мон-ре (1752-1760, не сохр.). Пропорциональность объемной композиции, тонкая проработка пышного убранства в формах елизаветинского барокко позволяют предполагать, что заказчица храма генеральша Е. М. Салтыкова привлекла к проектированию московского зодчего. С именем Воротилова связано строительство 2-этажных храмов: апостолов Петра и Павла в Костроме (1787, не сохр.), Воскресения (1787) и Преображения (1791) в Нерехте. При различиях композиций (костромская церковь была 5-главой, нерехтские - увенчаны восьмериком) в их объемно-пространственной структуре были развиты приемы, впервые примененные при сооружении кремлевского Богоявленского собора: углы алтаря и зап. притвора скруглены, что придало плану форму эллипса, колокольни над притвором имеют колоколообразное завершение, аналогичное завершению колокольни Костромского кремля. Характерно, что барочные тенденции проявились также в убранстве храмов, основанных на продолжении старых традиций. Двусветный четверик ц. Богоявления в Галиче (1758; не сохр.), разделенный карнизом на 2 яруса, венчал малый восьмерик с главкой, профилированные прямоугольные рамки нижних окон, дополненные тонко прорисованными фигурными бровками, близки к тотемской школе зодчества; верхние, арочные, украшены наличниками с перспективными обрамлениями, перебитыми жгутами, полуколонками со стилизованными пинаклями и с нарышкинскими разорванными фронтонами; лопатки набраны из ширинок и оригинальных стреловидных элементов. Церковь в честь Богоявления в Галиче. 1758 г. Фотография. Нач. XX в. Церковь в честь Богоявления в Галиче. 1758 г. Фотография. Нач. XX в. Среди сельских храмов подавляющее большинство составляли традиц.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Древние фрески сохранились в барабане в 12 простенках, где изображены монументальные фигуры 12 апостолов. В парусах - 4 евангелиста (лучше всего сохр. изображение ап. Марка в юго-зап. парусе). На подпружных арках поочередно в медальонах и прямоугольных рамках помещены изображения 40 Севастийских мучеников. В конхе центральной апсиды, как и в соборе Св. Софии Киевской, находился образ Божией Матери «Оранта» (сохр. фрагмент изображения голубого хитона Богородицы и подиум). Под фигурой Оранты, в среднем регистре апсиды, представлена композиция «Евхаристия» («Причащение апостолов»). В ее центре изображен престол с киворием, на к-ром находятся крест, дискос с 7 просфорами, чаша и звездица. За престолом по его сторонам представлен Иисус Христос (дважды; облачен в синий хитон), а в центре - 2 ангела с рипидами. Справа Спаситель изображен почти в профиль, подающим ап. Павлу чашу с вином. Апостолы (надписи не сохр.), следующие за ап. Павлом, могут быть идентифицированы на основании их традиц. расположения в данной композиции: Матфей, Марк, Андрей, Варфоломей, Филипп. В левой части композиции Спаситель изображен прямолично, подающим ап. Петру просфору. За ап. Петром обычно изображают апостолов Иоанна, Луку, Симона, Иакова, Фому. Уникальными для древнерусского искусства являются фресковые циклы в боковых апсидах собора. В сев. апсиде (жертвеннике) сохранились расположенные в 3 регистрах фронтально в рост образы преимущественно балканских святителей (31 святитель и 6 диаконов; 19 фигур сохр. полностью, 12 частично переписаны в XIX в.; в надписях прочитываются имена святых Константина, Климента, Иоанна Македонского, Иосифа Солунского, Евфимия, Евмения, Артемия, Кириака, Власия, Стефана). На сев. стене в верхнем регистре изображен в рост первомч. архидиак. Стефан. В верхнем ряду на сев. стене, справа от окна, представлен фронтально в рост в святительских одеждах средовек с пышными волосами, прикрывающими уши, темной клинообразной бородой, идентифицированный как просветитель славян равноап.

http://pravenc.ru/text/1840467.html

Есть они и в близкой ему по формам Успенской ц. в Екатеринбурге, несмотря на ее позднюю датировку (1831-1838, с 1912 собор, сохр. частично; архит. М. П. Малахов): ее боковые главы сходны с барочными главами церкви в с. Быньги. Своеобразна постановка колокольни - над небольшим притвором, снабженным портиком; этот притвор столь неглубок, что в целом храм воспринимается как центрический. Прием подобной постановки колокольни известен в типовых проектах А. А. Михайлова и И. И. Шарлеманя 1824 г. Композиция Успенской ц. была в точности повторена в ц. Рождества Пресв. Богородицы в Невьянске (1835-1844, не сохр.), построенной на средства Яковлевых. Прием постановки колокольни вплотную к храму применен и в 3-м храме рассматриваемого типа, возведенном в Екатеринбурге - позднеклассицистическом соборе Александра Невского Новотихвинского монастыря (1838-1852; архит. Малахов). Преображенская ц. в Невьянске (1824- 1830, с 1912 собор, перестроена), ктиторами которой выступили Яковлевы, близка к с.-петербургскому ампиру, особенно к проектам А. И. Мельникова. Монументальность распластанного по земле объема подчеркнута низкими, квадратными в плане барабанами боковых глав. Композиция Михаило-Архангельской ц. на заводе Демидовых в Ревде (1826-1835, не сохр.), напротив, достаточно уравновешенная; вертикальный акцент придан поставленной вплотную к храму колокольней. Самым оригинальным классицистическим храмом в епархии является заводская Троицкая ц. в Билимбае близ Первоуральска (1820-1839, сохр. частично). Она была построена на средства Строгановых по проекту архит. И. И. Свиязева, бывшего крепостного Строгановых. Это оригинальное, изысканное здание, созданное в традициях архитектуры кон. XVIII в. Его крестообразный основной объем увенчан куполом на высоком барабане с большими, сложно оформленными окнами. Ветви подкупольного креста выделены только в верхней зоне, где они оформлены большими итал. окнами. В нижней зоне их фасады украшены портиками, а пространство между ветвями заполнено скругленными объемами.

http://pravenc.ru/text/189617.html

После установления союза с Византией (ок. 1015-1018) и до кон. XII в. наравне с итал. сохранилось визант. влияние на зодчество: был сооружен ряд центрических храмов (сохр. фундаменты, иногда части стен), большинство из к-рых служили местом погребения королей Арпадской династии: крестово-купольные тетраконхи в Фельдебрё (до XIII в.- Дебрев, в 17 км к юго-западу от Эгера; в 40-х гг. XI в.- уменьшенный вариант ц. апостолов Петра и Павла в Секешфехерваре, по реконструкции Й. Чемеди, И. Мери, Ю. Ковалик; сохр. крипта XI в. с фресками сер. XII в.), Сексарде (место погребения Белы I), Кесдисентлелеке (Перко, Румыния). Интересны центрические планы часовен в с. Тарнасентмария и св. Имре в Секешфехерваре (тетраконх, XII в.). О византийско-слав. связях Арпадов свидетельствует основание Эндре I (1046-1060) 2 мон-рей во имя свт. Василия Великого: около Вишеграда на Дунае и на п-ове Тихань, на сев. берегу оз. Балатон (сохр. крипта бенедиктинского аббатства 1055). Романским храмам, построенным в кон. XI - кон. XII в. (т. н. период печской мастерской) свойствен тип плана, разработанный бенедиктинскими монахами: 3-нефная базилика без трансепта, с 3 полукруглыми апсидами и 2 башнями на зап. фасаде (собор в г. Печ, перестроенный в 1882-1891, в к-ром сохр. нижняя церковь XI в. и резной алтарь 30-х гг. XII в.; руины храмов в Эгере и Шомодьваре). проникновение готики в В. связано с правлением Белы III (1173-1196), воспитывавшегося в Византии, женатого вторым браком на франц. принцессе Маргарите де Вексин (сестре кор. Филиппа Августа II). при нем было начато строительство в Эстергоме королевского дворца и капеллы с интерьером в стиле ранней готики (кон. XII в., фрески кон. XII в. и ок. 1340). Влияние «эстергомской мастерской» обнаруживается в украшениях собора г. Калоча и в бенедиктинском аббатстве в Вертешсенткересте. Во 2-й пол. XII в. появился тип базилики, характерный для цистерцианского ордена (с трансептом, без башен на фасаде, иногда с венцом капелл): церковь в с. Белапатфальва (1232, в 16 км к северу от Эгера) или церкви бенедиктинского мон-ря Паннонхальма (во время перестройки в 1-й четв. XIII в.).

http://pravenc.ru/text/150197.html

Ранней постройкой Н., осуществленной в 50-х гг. XIX в., является шатровая колокольня ц. Св. Троицы в Захарове. По проекту и под наблюдением Н. в 1874 г. была перестроена колокольня (не сохр.) ц. Богоявления в Дорогомилове по причине ее ветхости, а также из-за жалоб прихожан на тихий звон из-за малого числа колоколов. При этом зодчий сохранил стиль прежней постройки, а высота была увеличена на один ярус. В 1874 г. по прошению владельцев дач в пос. Пушкино, в т. ч. Н., по его проекту была построена деревянная ц. Боголюбской иконы Божией Матери при ст. Пушкино Московско-Ярославской железной дороги (не сохр.). В 1876 г. там же Н. была возведена теплая деревянная клетская ц. Св. Духа (в 1922 перенесена в Нов. Деревню, ныне микрорайон г. Пушкино Московской обл., освящена как Сретенская). В 1876-1878 гг. на месте разобранного храма XVII в. Н. построил ц. в честь Казанской иконы Божией Матери у Калужских ворот, рассчитанную на 2000 прихожан (не сохр.). По проекту Н. выполнен интерьер, в т. ч. мраморный иконостас; в 1898-1900 гг. художниками акад. живописи В. В. Шокоревым и В. М. Морозовым осуществлена роспись. Казанская ц. является первым опытом обращения к традициям визант. архитектуры в Москве. Н. мастерски синтезировал формы визант. архитектуры с пластикой рус. зодчества, добиваясь их гармоничного сочетания. К наследию визант. архитектуры Н. обратился и при проектировании собора Св. Троицы в Николо-Берлюковской пуст. (построен в 1879 на месте церкви кон. XVIII в.). Отличающийся большей эклектичностью декоративный язык архитектуры собора Св. Троицы построен на контрастной игре дробных форм рус. узорочья XVII в. и лапидарных архитектурных объемов. В 1877-1880 гг. по прошению 63 почетных жителей Москвы в Варварской башне Китайгородской стены по проекту Н. была устроена часовня Боголюбской иконы Божией Матери (не сохр.), приписанная к Покровскому мон-рю. В 1875-1876 гг. Варварская башня была предварительно исследована Н. и отреставрирована. Нижний этаж башни был приспособлен для размещения духовой печи, верхний - разделен перекрытием на 2 уровня: на 1-м разместилась часовня, а на 2-м, в обходной галерее, сделаны кельи монахов, под шатром устроена трапезная.

http://pravenc.ru/text/2565432.html

Особого внимания заслуживает спроектированная курским архит. Грозновым ц. арх. Михаила (1828-1833) в с. Густомой Льговского р-на - строгая, в виде ротонды на четверике, с небольшой трапезной, 2-ярусной колокольней (не сохр.) и монументальными дорическими портиками. Грознов перестраивал нек-рые старинные храмы Курска в ампирной стилистике, в т. ч. Смоленскую или Георгиевскую ц. (1754, перестройка - 1832, не сохр.), ц. арх. Михаила (1767). Уникальное по архитектуре здание представлял собор во имя Св. Троицы (1783) в пос. Глушково Глушковского р-на, перестроенный помещиком и архитектором-любителем С. П. Потёмкиным в 1822 г. Собор был в 1933 г. переделан в Дом культуры, при этом утрачены большая часть основного объема и колокольня. Трехчастная композиция включала кубический 5-главый храм с купольной ротондой в завершении и квадратными барабанами малых глав, трапезную и 5-ярусную колокольню, к к-рой с торцов примыкали 2-этажные паперти, оформленные пилястрами и фронтонами. Интерьер был богато украшен скульптурой, лепниной и живописью в технике гризайль в духе ампира: кессонированный свод трапезной поддерживали наподобие кариатид античного Эрехтейона фигуры крылатых ангелов. В епархии сохранилось большое число церковных сооружений 2-й пол. XIX в. в стиле эклектики. Часто использовались присланные из С.-Петербурга образцовые или местные типовые проекты. В 50-80-х гг. XIX в. доминировал русско-визант. стиль в духе проектов К. А. Тона. Наиболее значительное сооружение этого стиля - собор в честь Рождества Пресв. Богородицы в Курской Коренной пуст. (1852-1860, архитекторы Н. И. Козловский, В. А. Сербин, губ. архит. М. Л. Григорьев). Шестистолпный 5-шатровый собор с нартексом и характерными щипцовыми завершениями центральных фасадных прясел представляет собой вариант образцового проекта Тона ( Тон. 1838. 8). Тот же тип храма с колокольней был применен и в ряде храмов: Знаменской ц. (1863) в с. Борки и Преображенской (70-е гг. XIX в.) в с. Замостье, обе - в Суджанском р-не. Образцовые проекты Тона для 5-главых храмов типа ц. во имя мч. Мирона лейб-гвардии Егерского полка в С.-Петербурге (1849-1855, не сохр.) или Вознесенского собора в Ельце (между 1845 и 1889) использовал в своей работе курский гражданский инженер Пироговский. Особенностью этих проектов являются 4 закомары на фасадах: церкви арх. Михаила в Мирополье (1855) и в с. Вел. Рыбица (1857) в Сумской обл. Украины; храмы праведных Иоакима и Анны (1852) в с. Долгом Золотухинского р-на, вмч. Георгия Победоносца (1893) в с. Становом Тимского р-на, у обоих утрачены малые главы. Близки к этому ряду церкви в честь Рождества Христова (1851-1861) в с. Уланок Суджанского р-на, в честь Покрова Пресв. Богородицы (60-е гг. XIX в.) в с. Илёк Беловского р-на и в с. Банищи (1880-1881) Льговского р-на. Знаменский собор во Льгове (1850, не сохр.) в виде массивного куба, увенчанного луковичной главой на барабане, и с шатровой колокольней также имел сходство с проектами Тона.

http://pravenc.ru/text/2462311.html

Ст. Рахино Крестецкого р-на (1837). Иногда купол церкви имел боковые миниатюрные главки, образуя пятиглавие (Троицкая ц. в дер. Охона Пестовского р-на, 1814-1816). Контрастом между завершением основного объема прямоугольным в плане массивным куполом со «срезанными» углами и миниатюрной колокольней отличается Троицкая ц. в дер. Бурцева Гора Маловишерского р-на (1810); высоким полусферическим куполом над ротондой - Успенская ц. в дер. Петровское Демянского р-на (1818-1819). К образцам столичного ампира близка Троицкая ц. в усадьбе Квашниных-Самариных в дер. Ужин Валдайского р-на (1812-1834). Монументальная Тихвинская ц. была сооружена для Новгородского гарнизонного батальона в 1819-1824 гг. (перестроена). Четверик Христорождественской ц. в дер. Косицкое Батецкого р-на (1821) был перекрыт массивным купольным сводом (перестроена). Кладбищенская Всехсвятская ц. в Боровичах (1826, не сохр.) имела высокий шлемовидный купол и 2-ярусную столпообразную колокольню; подобная же колокольня с дорическими портиками была во Введенско-Екатерининской ц. в с. Бронница (1828-1830, по проекту 1826 г. архит. В. П. Стасова, возможно с участием архит. Я. Максимовича); Стасову приписывается 3-ярусная колокольня бывш. Леохновского мон-ря (1829). Ампирный облик имел ряд полковых церквей, в частности при военных поселениях, обычно включенных в комплекс казарм: при Гвардейском запасном кавалерийском полку - Петропавловская в Кречевицах, ныне в черте Вел. Новгорода (1824-1830, не сохр.); при Карабинерских полках - Петропавловская в дер. Медведь (1824-1830, архитекторы Стасов и Л. А. Дюбю); военно-местная при Муравьёвских казармах - Преображенская в дер. Муравьи (1830, не сохр.). Реже встречались центрические однокупольные церкви, обычно представляющие образцы столичной архитектуры: Воскресения словущего в имении Званка Г. Р. и Д. А. Державиных (ныне урочище Званка) Чудовского р-на (1821, не сохр.); Успенский собор в пос. Любытино, приписываемый Стасову (1832), а также часовня во имя св. Иакова Боровичского в г.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

XVIII в., сохр. 2-этажные палаты в основании) в Воронеже, при Успенской ц. в Калаче (1771, сохр. нижний ярус). Запоздалый пример влияния елизаветинского барокко - ц. Введения в Воронеже (1770-1780), тип «восьмерик на четверике» обогащен сложным декором, в к-ром преобладают наличники с «ушами» и раскрепованными лучковыми фронтонами. 3-ярусная колокольня, возможно созданная по проекту столичного архитектора, обильно украшена колоннами и пилястрами, фронтонами разных форм, наличниками с треугольными сандриками, фигурными нишами, завершена небольшим высоким куполом с люкарнами, главкой и колпаками над колоннами 3-го яруса; ее наличники повторены в алтарной части Троицкой ц. в с. Боровом (1792-1794). Помимо храмов типа «восьмерик на четверике» с полуциркульными фронтонами строили более архаические, напр. восьмерик на кубическом четверике: Архангельская ц. в с. Новосолдатка (1769), Тихвинская ц. в с. Тихвинка (1777), Никольская ц. в с. Колбине (1786). В Острогожске кроме храмов типа «восьмерик на четверике» (Преображенская ц., 1764; Архангельская ц., 1775) возводили одноглавые кубические церкви с фигурными кровлями и высокие барочные колокольни, напр. Успенская ц. (1760-1764, колокольня 1780), Покровская ц. (1772, обе не сохр.); под влиянием укр. традиции были построены Богоявленская ц. в слободе Лушниковке (1780, перестроена в советское время), центрический храм с 4 притворами вокруг высокого четверика с купольной кровлей, и ц. Рождества Богородицы (1782, не сохр.) с 3-частным планом и ярусной композицией, высокий 2-этажный четверик с 4-скатной кровлей и световым четвериком главы окружали равновысокие короткие 2-этажные ветви креста, с запада - массивная 4-гранная колокольня, с востока - аналогичная по объему башня над апсидой. Фрагмент лепного убранства церкви Покрова Пресв. Богородицы (1767) в с. Репец. Фотография. 2001 г. Фрагмент лепного убранства церкви Покрова Пресв. Богородицы (1767) в с. Репец. Фотография. 2001 г. К сооружениям, связанным со столичной традицией, по-видимому, можно отнести зимний собор в честь Чуда арх.

http://pravenc.ru/text/155254.html

Еще одно изображение О. включено в своеобразный Деисус в росписи на фронтоне крыльца храма, на к-ром представлены князья и цари в предстоянии иконе Спасителя. В стенописи ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Мокрого) (1674) на зап. грани юго.-зап. столба в верхнем регистре О. изображена в длинной красной далматике поверх белой туники, в городчатом венце поверх белого плата; в левой руке - свиток, правая поднята с именословным жестом; равноап. кн. Владимир изображен симметрично на сев.-зап. столбе. Так же О. представлена в росписи Крестовоздвиженского собора Романова (ныне Тутаев) (ок. 1676) на зап. грани сев.-зап. столба в 3-м регистре сверху; на сев. грани - царица Феофано, с к-рой сравнивается О. в Сборнике Житий и поучений нач. XVII в. (РГБ. Ф. 178, 3154. Л. 158 об.). В росписи ц. Рождества Христова (1783-1784) О. написана на сев. грани юго.-зап. столба в верхнем регистре; напротив нее, на юж. грани сев.-зап. столба,- равноап. царица Елена. В ц. св. Иоанна Предтечи в Толчкове (1694-1695) образ О. находится в росписи диаконника в среднем регистре, среди др. св. рус. князей, между Владимиром и Борисом, в молении образу Воскресения Христова в конхе. В ц. свт. Иоанна Златоуста в Коровниках (1732-1733) юж. придел освящен во имя равноап. кнг. Ольги. Здесь по сторонам портала представлены 2 пары св. жен (живопись со значительными утратами), 2 из них - в коронах (надписи не сохр.) Развернутый цикл Жития из 5 композиций расположен в нижнем регистре на зап. стене наоса (2 сцены - справа, 3 - слева от входа): крещение О. (от ее фигуры сохр. только графья, частично - живопись на лике); напутствие О. К-польским патриархом и передача ей креста, икон и священных книг; возвращение О. в Киев (княгиня привозит на Русь крест; сохр. только часть фигуры О. до пояса); крещение рус. людей после проповеди О.; погребение О. (ложе и ее фигура сохр. фрагментарно). Ок. 1700 г. датируется изображение О. в часовне собора Св. Софии Киевской, расписанной по инициативе гетмана И. С. Мазепы. На княгине, представленной молодой, в рост, на фоне пейзажа, фантазийные одежды на тему облачения визант.

http://pravenc.ru/text/2578361.html

Т. о., учитывая также утрату большинства памятников, восстановить целостную картину вологодского церковного искусства не представляется возможным. Большинство изученных церковных памятников сосредоточено в Вологде, Вел. Устюге, Кириллове, Белозерске, Устюжне, Тотьме, Вытегре, в Череповце. Многие из них имеют древнюю историю. Белозерск (в границах В. е. с 1658 до кон. XVIII в.; после 1937), один из старейших городов России, впервые упоминается во 2-й пол. IX в. как Белоозеро, в 1238-1486 гг. являлся центром княжества и дважды переносился - при вел. кн. Ярославе Мудром и в 60-х гг. XIV в. (вслед. эпидемии чумы). Первое летописное свидетельство о Тотьме (о границах В. е. с 1558 до 1682; с 1796) относится к 1137 г., впосл. ее также 2 раза переносили на новое место. В XVI в. Тотьма была торгово-ремесленным посадом с солеварнями и пушной торговлей, входила в опричнину; в посл. четв. XVIII в. стала известна как город купцов и мореходов, центр связи с Рус. Америкой. Вологда впервые упомянута под 1147 г. Архитектура Большинство деревянных церквей и часовен XVII-XVIII вв. в В. е. утрачено. До 40-х гг. XX в. сохранялся ансамбль Благовещенской (1633, 1645-1648) и Иоанно-Богословской (1682) клетских церквей и колокольни (1653) Синозерской пуст. прп. Евфросина. В Тотемском у. и севернее, в Вельском и Сольвычегодском уездах (в наст. время территория Архангельской епархии), было распространено строительство шатровых храмов, упрощенные планы к-рых часто подобны клетским церквам: Владимирская ц. в Белой Слуде (Белослудский погост; 1642, сгорела в 1962), Георгиевская ц. в Вершине (1672, ныне в музее «Малые Карелы»), Преображенская ц. на Кокшеньге (1683, не сохр.), ц. Рождества Богородицы в Верховье у верховья р. Уфтюги (кон. XVII в., в плане имела равноконечный крест, не сохр.), Георгиевская ц. в Поче (Поцкий погост; 1700, обрушена), Константино-Еленинская ц. в Заборье (1750, не сохр.), Никольская ц. в Шевдинском городке (Тарногский Городок; 1625, нач. XVIII в., сочетала шатровые и ярусные формы, не сохр.), Рождественская ц.

http://pravenc.ru/text/155162.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010