Белоруссии и Зап. Украины. Всего в результате секуляризации казенное содержание получило 272 мон-ря, упразднено более 500, число монашествующих сократилось более чем в 2 раза. Реформа нанесла удар по Церкви, но протестовали лишь нек-рые лица. Секуляризацию критиковали Ростовский митр. сщмч. Арсений (Мацеевич) , в 1763 г. осужденный, лишенный сана, а в 1767 г.- монашеского звания и умерший в заключении; Тобольский митр. свт. Павел (Конюскевич) , уволенный на покой в 1768 г. При выборе кандидатов на архиерейские кафедры Е. А. в отличие от предшественников делала ставку на выходцев не из Малороссии, а из Великороссии, которые были более лояльны к политике императрицы. Помощниками Е. А. в сфере духовного просвещения стали прежде всего Московский митр. Платон (Левшин) и Новгородский и С.-Петербургский митр. Гавриил (Петров). Будущий митр. Платон произнес приветственную речь во время посещения императрицей Троице-Сергиевой лавры в 1763 г. Е. А. была восхищена им и вскоре назначила его законоучителем наследника вел. кн. Павла Петровича. Она уделяла внимание проблеме реформы духовно-учебных заведений. В 1762 г. была создана Комиссия для разработки плана преобразования духовных школ. Согласно проекту реформы (1766), предполагалось разделить духовно-учебные заведения на высшие, средние и низшие, ввести новые предметы, более совр. методы обучения. Проект не был реализован. Для подготовки преподавателей Е. А. намеревалась открыть богословский фак-т при Московском ун-те, однако эта идея также не была осуществлена. Тем не менее система учебных заведений развивалась. В семинариях расширился круг общеобразовательных дисциплин, были открыты высшие философский и богословский классы. Русский как язык преподавания стал вытеснять латынь. Благодаря митр. Платону существенно повысился уровень преподавания в Славяно-греко-латинской академии в Москве и в Троицкой семинарии. В 1788 г. на базе Славяно-греко-латинской семинарии в Александро-Невском мон-ре была создана Главная семинария, призванная готовить преподавателей для духовных школ. Для поднятия авторитета духовенства указами 1767 и 1771 гг. «духовным командам» было запрещено применять телесные наказания при допросах священников и диаконов (телесные наказания по судебным приговорам сохр.).

http://pravenc.ru/text/Екатерины II.html

И. П. 3-м перевел на груз. язык «Лествицу» прп. Иоанна Лествичника (НЦРГ. A 39). Первый перевод (IX или X в.) был выполнен неизвестным груз. монахом мон-ря вмц. Екатерины на Синае (не сохр.). Второй, принадлежавший прп. Евфимию Святогорцу (НЦРГ. A 134. Л. 11-212 об., 1066 г.; A 445. Л. 13-246; Hieros. Patr. 20, XI в.; 10 рукописей XVII-XVIII вв.), был достаточно вольным, содержал добавления и пропуски. Прозаический перевод И. П. отличают скрупулезное отношение к тексту, стремление не только передать мысль автора, но и сохранить структуру фразы, что зачастую выражено лексическими и синтаксическими кальками. Язык характеризуется некоторой искусственностью, перегружен причастиями и причастными конструкциями. К переводу прилагается комментарий патриарха К-польского свт. Фотия I . По мнению Лолашвили, перевод И. П. лег в основу арм. перевода «Лествицы», выполненного иером. Симеоном Плинзаханеци (XII в.) (Лествица добродетелей. 1968. С. 90); И. Абуладзе считает, что арм. переводчик воспользовался версией прп. Евфимия ( Абуладзе. 1938. Т. 3. С. 128-130). И. П. принадлежит также «Лествица добродетелей» - ямбическое переложение «Лествицы» прп. Иоанна Лествичника (без «Слова к пастырю»). Текст дошел во мн. рукописях XVIII-XIX вв., наиболее ранняя - 1704 г. В произведении 30 глав и 302 строфы, неск. акростихов, состоящих не только из начальных, но и из последних букв каждой строки, а также в нек-рых случаях (напр., во 2-й строфе) - из начальных и конечных букв всех слов. В 1-й строфе и в начале 8-й гл. это имя автора «Иоане» (). Последний акростих представляет собой молитвенное воззвание к прп. Иоанну Лествичнику: «Сотвори молитву, отче Иоване, обо мне, Иоване, уповающем на тебя» ( , , , ). В остальных случаях акростих и название главы совпадают. Неск. рукописей (НЦРГ. H 1737, H 1023, A 342) содержат 15-строчное добавление «О семи страстях», подразделяемое на 7 частей по числу антонимических пар «страсть - добродетель»: «гордость - смирение», «сребролюбие - нищета», «чревоугодие - воздержание», «блуд - целомудрие», «гнев - любовь», «уныние - великодушие», «печаль - радость, происходящая от созерцания». Авторство И. П. подтвердили Давид Ректор, переписавший рукопись НЦРГ. A 342 в 1788 г. (Л. 64 об.), и католикос-патриарх Антоний I (Лествица добродетелей. 1968. С. 94). По содержанию стихотворный перевод в основном следует за оригиналом. Для соблюдения поэтического ритма И. П. часто изменяет порядок слов. Однако местами он заимствует из прозаической редакции лишь отдельную сентенцию, расширяет содержание текста, развивая тему и приводя собственные примеры и сравнения, заимствуя философско-богословские элементы и терминологию из аскетических произведений Прокла Диадоха, Немесия, еп. Эмесского, и др.

http://pravenc.ru/text/471437.html

Церковь святых Космы и Дамиана на Маросейке в Москве. 1790–1803 гг. Архит. М. Ф. Казаков. Фотография. 1883 г. В 1788-1793 гг. возводилась ц. Вознесения на Гороховом поле; с большой долей уверенности можно утверждать, что автором проекта был либо К., либо кто-то из его учеников. Мощная 2-ярусная ротонда, окруженная в нижнем ярусе белокаменной ионической колоннадой с пышными барочными капителями, соединена с низкой трапезной в форме прямоугольника со скругленными углами. На западе 3-частную осевую композицию церкви замыкает высокая 3-ярусная колокольня со шпилем. Этот храм является как бы живым средоточием тех архитектурных поисков, к-рые велись в кон. XVIII в. в московской архитектурной среде. Результаты этих поисков зафиксированы в т. н. смешанном альбоме К., где были собраны разнообразные проекты храмов (опубликован Н. Ф. Гуляницким; предварительный проект ц. Вознесения представлен в альбоме). Главной архитектурной темой большинства проектов была цель соединить в единой композиции идеальное центрическое сооружение и продольно-осевую схему приходской церкви, состоявшей из летнего храма, зимней трапезной с приделами и колокольни. Задача соединения идеального с прагматическим была очень характерна для московского зодчества и для творчества К. в частности. В зодчестве Москвы, а также в провинциальной архитектуре центрального региона на рубеже XVIII и XIX вв. особенно широко распространились подобные типы культовых построек. Зарождение своеобразной типологии таких зданий, совмещавших в себе ротонду с продольно-осевой композицией, связывают одновременно с творчеством Баженова и К., подчас отождествляя работы этих зодчих. Проекты церквей такого рода, сохранившиеся в казаковских альбомах, если и не принадлежали К., то могли быть выполнены учениками зодчего или учениками его учеников. Из московских построек наиболее значимы в этом ряду ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Спаса Преображения) на Б. Ордынке, перестроенная Баженовым из старой (1783-1790) и ц. во имя Спаса на Глинищах (1776-1782, не сохр.), безосновательно приписанная Баженову. Среди провинциальных храмов наиболее известны ц. св. Иоанна Предтечи в Белозерске (1810), также без особых оснований атрибутируемая Баженову, Никольская ц. в с. Растворове (Мещовского р-на Калужской обл., 1800), Покровская ц. в с. Морозовы-Борки (Сапожковского р-на Рязанской обл., 1817) и др.

http://pravenc.ru/text/1319792.html

ч. сев. соборная паперть, где находились могилы настоятелей; вероятно, перестроен Преподобнический храм, ставший 2-этажным и приобретший 8-гранный купол; внизу находилась ц. прп. Павла, наверху - ц. прп. Сергия, в к-рой богослужения совершались редко. 12 окт. 1788 г. по распоряжению духовной консистории была составлена опись казенного имущества мон-ря (ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Д. 3928. Л. 76-80). В трапезной Павловской ц. в стеклянном футляре хранилась часть дупла липы (высота 1 аршин и окружность 4 аршина), в к-ром жил прп. Павел. В 1783-1784 гг. была завершена работа над новым иконостасом. Пророческий ряд, упоминавшийся в переписной книге дьяка И. Свищова (15 апр. 1654), в иконостасе отсутствовал. В 1785 г. над деисусным рядом, включившим 12 из 15 икон Деисуса XVII в., стоял праотеческий, в центре к-рого находилась икона «Пресв. Троица с Авраамом и Саррой». Три центральные иконы деисусного ряда в 1785 г. находились в алтаре. Впосл. упоминается «Спас в силах», к-рый в 1853 г. висел на левом столпе собора. В 1843 г. упомянуты 8 икон пророков в серебряных басменных окладах, к-рые, вероятно, находились в пророческом ряду первоначального иконостаса со средником - образом «Святые Давид и Соломон». 14 авг. 1781 г. в помещении трапезной, не использовавшейся по прямому назначению, игум. Вениамин освятил теплую Успенскую ц., для к-рой были написаны иконы. Саму же трапезную устроили в 2-этажном братском корпусе слева от въездных зап. ворот. Над ее сводами поднялся высокий восьмерик с барабаном и главкой, существовавший до 60-х гг. XIX в. (в наст. время возведено предполагаемое завершение храма). В кон. XVIII в. в линию с южной оградой был построен 2-й келейный корпус (сохр.) - длинное, прямоугольное в плане здание под 4-скатной крышей. В 1794 г. был освящен и Иоанно-Предтеченский храм. XIX - нач. XXI в. В истории обители 1-я пол. XIX в. не была благоприятным временем. Из настоятелей этого периода известны архим. Август (!) (Албенский; 1800-1812), игум. Гавриил (Болховитинов; 1812-1814), племянник митр.

http://pravenc.ru/text/2578610.html

В обители имелась еще одна достопамятная постройка - часовня (не сохр.), поставленная в кон. XIX в. с юж. стороны Рождественского храма на месте, где неск. дней лежало брошенное убийцами тело князя. В нач. XX в. часовня была деревянной, в 1911-1913 гг. к торжествам по случаю 300-летия Дома Романовых была выстроена в камне. Внутри на стене находилось изображение убиенного кн. Андрея, возле к-рого стоит Кузьма Киевлянин и просит у убийцы Анбала ковер для прикрытия останков своего господина. В мон-ре существовали следующие жилые и хозяйственные постройки. К югу от собора в честь Боголюбской иконы во 2-й пол. XVIII в. был поставлен деревянный на каменном фундаменте двухэтажный корпус (Иустиновский), где нек-рое время проживал на покое Владимирский еп. Иустин (Михайлов). Для него была устроена и освящена домовая ц. во имя мч. Иустина, упраздненная в 1883 г. В Иустиновском корпусе находились также покои настоятеля, внизу братские кельи и кухня. К западу от собора стоит настоятельский каменный двухэтажный корпус (1786), к востоку - каменный двухэтажный корпус с 17 братскими кельями, трапезной и кухней (1830). Построенный в 1866 г. для гостиницы каменный трехэтажный корпус в 1916 г. был временно передан Российскому об-ву Красного Креста под лазарет для душевнобольных воинов. Обитель также имела выстроенные в камне дом для богомольцев и странников (1889), баню (1888), дом для рабочих с кузницей, оранжерею и др. В 1788-1803 гг. вокруг мон-ря была возведена каменная ограда с арками и 7 башнями. Напротив мон-ря находилось здание больницы-богадельни (освящено 21 окт. 1907), рядом с к-рым располагалась школа (освящена в 1901), в 1916 г. в ней обучалось 38 чел. Мон-рь имел подворье во Владимире. В 1880 г. один дом подворья был переоборудован под приют для престарелых и одиноких лиц духовного звания. В др. деревянном двухэтажном доме подворья, выстроенном в 1877 г., находилась часовня в честь Боголюбской иконы Божией Матери. Братия Самое раннее упоминание о насельниках Б. м. содержится в послании митр.

http://pravenc.ru/text/149505.html

Ст. Тишанка Таловского р-на, куда в 50-х гг. фёдоровцы были определены властями на поселение. Летом 2002 г. в селах Нов. Лиман и Монастырщина на юге В. о. последователи этого течения воздвигли небольшие каменные архитектурные сооружения, увенчанные крестами, напоминающие о проповеди в этих местах своего учителя. Лит.: Олейников Т. Очерки по истории расколо-сектантства в Воронежской губ. Воронеж, 1914. С. 6-12; Черничество и сектантство в Воронежской губ. в 1850-е гг./Публ. С. А. Иниковой//Православная вера и традиция благочестия у русских XVIII-XIX вв. М., 2002; Львов А. Л. Геры и субботники - «талмудисты» и «караимы»//Материалы 9-й Ежегодной Международной конференции по иудаике. М., 2002. Ч. 1. С. 305-310, 380-394. Ислам В. о. находилась на территории Золотой Орды, население к-рой в XIII-XIV вв. подверглось исламизации, но после включения этой территории в состав Российского гос-ва оставшиеся на ней мусульмане были христианизированы. В сер. XIX в. на территории совр. В. о. появились мусульмане, в основном это были татары, в 1906-1913 гг.- ссыльные азербайджанцы, в 1989 г., после событий в Фергане, переселились турки-месхетинцы. Воронежская местная религ. орг-ция мусульман находится в юрисдикции Духовного управления мусульман европ. части России, действует с сер. 90-х гг., зарегистрирована в 2000 г. Действующих мечетей нет. Иудаизм По установленной в 1769 г. «черте оседлости» Воронежская губ. и область Войска Донского относились к числу запретных мест для проживания иудеев. По первым статистическим данным 1860 г., в губернии, в основном в Воронеже и в торгово-ремесленных слободах Бирюченского, Богучарского, Бобровского и Павловского уездов, проживали 280 мужчин и 57 женщин, исповедовавших иудаизм. С нач. 60-х гг. в Воронеже упоминается евр. молитвенный дом (местонахождение неизвестно), офиц. разрешение на его открытие в арендуемом здании было получено в 1874 г.; в 1895 г. иудейская община арендовала для богослужебных целей дом купца М. У. Сычёва на Староконной пл. (ныне пл. Ленина, не сохр.). По переписи 1897 г., численность иудеев в Воронеже достигла 1788 чел. (население Воронежа 80 тыс. чел.). Разрешение Мин-ва внутренних дел на строительство синагоги было получено в нач. апр. 1901 г., первое богослужение было совершено в 1903 г. С 1909 г. при евр. общине действовало благотворительное об-во. В нач. 20-х гг. из синагоги были изъяты богослужебные предметы из драгоценных металлов. В нояб. 1939 г. синагога была закрыта, впосл. здание передали тресту «Облтекстиль». Иудейские общины, действовавшие на территории В. о. после 1945 г., не имели регистрации.

http://pravenc.ru/text/155256.html

В кон. XVII - 1-й пол. XVIII в. в стилистических традициях, восходящих к Гурию Никитину, были расписаны церкви: Спасо-Преображения за Волгой в Костроме (кон. XVII в.; предположительно под рук. Василия Козмина, см. в ст. Козьмины ), ап. Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе в Костроме (1735, под рук. Федора Логинова) и приписанная к ней Феодоровская часовня на Святом оз. (предположительно те же мастера), свт. Николая Чудотворца в с. Сидоровском Красносельского р-на Костромской обл. (1736), прп. Сергия Радонежского в Костроме (1742, не сохр.). Серьезную конкуренцию костромским стенописцам в XVIII в. составили ярославские артели монументалистов, активно работавшие на костромских землях. Если в 1-й пол. XVIII в. случаи заказа им росписи храмов единичны (напр., ц. Рождества Пресв. Богородицы в посаде Б. Соли (с 1938 с. Некрасовское Ярославской обл.), 1710-1711, артель Федора Игнатьева), то с середины столетия они приобрели массовый характер. В новой стилистике барокко ярославцами были расписаны: ц. свт. Николая в Нерехте (1768-1769, артель Афанасия и Ивана Шустовых); Владимирская ц. в Нерехте (1775, предположительно, артель Михаила Соплякова); Успенский собор в Костроме (1775-1778 и 1788 (галерея), не сохр.); Казанский собор в Нерехте (1780); ц. Воскресения в Пучеже (1789, не сохр., снятые фрагменты - в ЦМиАР) и др. Сцены житийного цикла свт. Николая Чудотворца и Сказания об Игрицкой иконе Божией Матери. Роспись ц. свт. Николая Чудотворца в с. Сидоровском. 1736 г. Сцены житийного цикла свт. Николая Чудотворца и Сказания об Игрицкой иконе Божией Матери. Роспись ц. свт. Николая Чудотворца в с. Сидоровском. 1736 г. Редкие работы того же времени, исполненные немногочисленной костромской артелью, возглавляемой братьями Иваном и Лукой Носковыми, отличает архаичность стиля и одновременно оригинальный программный замысел (Троицкая ц. в с. Красном Сумарокове близ Нерехты, 1768; ц. арх. Михаила в Костроме, 1775, не сохр.). Приверженность эстетике классицизма очевидна в росписях Успенской ц. в с. Тетеринском близ Нерехты (1799) и Ильинской ц. в с. Яковлевском близ Костромы (1816); сведений об авторстве не имеется.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Надгробие А. М. Голицына. 1788 г. Скульптор Ф. Г. Гордеев (Благовещенская усыпальница, Александро-Невская лавра) Надгробие А. М. Голицына. 1788 г. Скульптор Ф. Г. Гордеев (Благовещенская усыпальница, Александро-Невская лавра) К старшему поколению выпускников АХ принадлежал и Ф. И. Шубин. Его резцу приписывали реалистичный профильный портрет на белом мраморном медальоне (возможно, авторство скульптора Я. И. Земмельгака (Земельгака)), помещенном на Н. скульптора - 8-гранном из серого мрамора пьедестале с вазой-светильником (1800-е гг., Некрополь XVIII в., Александро-Невская лавра; портрет ныне в Гос. музее городской скульптуры, С.-Петербург; на Н.- копия). Как следует из переписки Шубина, он участвовал в создании наружного и внутреннего скульптурного декора усыпальницы Барышниковых в ц. в честь Обретения главы св. Иоанна Предтечи в Николо-Погорелом (архит. М. Ф. Казаков, 1784-1802, не сохр.) ( Ильин М. А. Мавзолей в Николо-Погорелом//Памятники искусства, разрушенные нем. захватчиками в СССР. М.; Л., 1948. С. 450, 451, 456, 457). Композиция надгробного памятника с основой в виде возвышающегося на ступенчатом пьедестале пирамидального обелиска с портретным барельефом на нем и фигурой плакальщицы близка к варианту Н. в трактовке Гордеева. Соавторство Шубина отмечают также в Н. кн. П. М. Голицына (1783, Голицынская усыпальница Донского мон-ря). Гений и Марс фланкируют стоящий в центре жертвенник, у подножия к-рого лежат воинские доспехи. Непосредственное участие Шубина, под «присмотром» которого создавалось это Н. скульптором Земмельгаком по модели Гудона, видится в индивидуализированных, выразительных чертах и горделивой посадке головы бога войны, взирающего с постамента на стоящего перед памятником. Надгробие А. С. Попова. 1781 г. Скульптор Я. И. Земмельгак (Благовещенская усыпальница, Александро-Невская лавра) Надгробие А. С. Попова. 1781 г. Скульптор Я. И. Земмельгак (Благовещенская усыпальница, Александро-Невская лавра) Рельеф надгробия П. И. Мелиссино. 1800 г. Скульптор М. И. Козловский (Лазаревская усыпальница, Александро-Невская лавра)

http://pravenc.ru/text/2564602.html

Тихвинская ц. в Иркутске. 1754–1773 гг., не сохр. Фотография. XIX в. (ГИМ) Тихвинская ц. в Иркутске. 1754–1773 гг., не сохр. Фотография. XIX в. (ГИМ) Иной характер имеет собор иркутского Знаменского мон-ря (1757-1762?), завершенный малым восьмериком; он меньше упомянутых построек и не столь оригинален в отношении композиции или декора. Он был построен, по-видимому, вновь приехавшими из Вел. Устюга мастерами, относящимися к артели, к-рая возводила Сергиевскую ц. в Дымковской слободе (1739-1747). Те же мастера могли построить и один из самых больших иркутских храмов - Тихвинской иконы Богородицы (1754-1773, снесен в 30-х гг. ХХ в.); он имел того же ктитора - иркутского купца Ивана Бечевина. Композиция Тихвинского храма нестандартна: 2-этажный четверик главного храма переходил в большой восьмерик, над к-рым возвышался малый восьмерик; с запада к храму примыкали трапезная с увенчанным малым восьмериком приделом и ярусная колокольня, завершенная куполом со шпилем. Если в каменном зодчестве влияние форм укр. построек проявлялось в завершениях, и то не всегда, то в деревянном строительстве в 30-90-х гг. XVIII в. оно было определяющим. На территории епархии были широко распространены одноглавые храмы типа восьмерик на четверике (восьмерик был заметно уже четверика и завершался украинской кровлей-«баней») с трапезной и отдельно стоящей колокольней. Первым известным храмом подобного типа был Успенский в Тулуне (1734-1740, разобран в 1903). Храмы имели подклет, часто полноценный нижний этаж и гульбище с высоким крыльцом (Троицкий в Зиме, 1777, разобран в 1895; Вознесенский в Качуге, 1784, разобран в 1930). Колокольни обычно завершались «баней», но иногда строились и шатровые (Никольская ц. в с. Бадай Усольского р-на, 1774, полностью перестроена ок. 1880). У некоторых 2-этажных храмов нижняя апсида была намного вынесена на восток, что придавало композиции пирамидальный характер, как в Никольской ц. в Кривой Луке (Киренский р-н, 1788, разобрана в 1852) и в Спасской ц. в Илимске (Нижнеилимский р-н, 1787, разрушена в 30-х гг. ХХ в.), имевшей на нижнем этаже 2 симметричные апсиды. Встречались варианты чисто украинских композиций - 3-частной (надвратная Владимирская ц. (с 1853 Никольская) киренского Троицкого монастыря, 1758, освящена в 1785, сгорела в 1931) и 5-частной (Воскресенская ц. в Верхоленске, 1792-1795, разобрана в 1937). Покровская ц. в Бирюльке (Качугский р-н, 1790-1795, разрушена в 30-х гг. ХХ в.) имела редкую композицию - с 2 большими восьмериками и огромной «баней» в завершении, а также с дополнительной «баней» над центром трапезной.

http://pravenc.ru/text/674055.html

Евангелист Лука. Роспись ц. Нерукотворного образа Спасителя в с. Копцеве. Кон. XIX в. Евангелист Лука. Роспись ц. Нерукотворного образа Спасителя в с. Копцеве. Кон. XIX в. Особенно разнообразно в росписях храмов К. и Б. е. использованы различные направления народного искусства. Ярким примером могут служить оригинальные масляные росписи кон. XIX в. (?) в ц. Нерукотворного образа Спасителя в с. Копцеве Мещовского р-на (храм 1700 с перестройками 2-й пол. XIX в.), частично сохранившиеся в алтаре и четверике (согласно «метрике» на храм 1887 г., к этому времени стены не были расписаны - см.: ИИМК РАН. Ф. P-III. Д. 1965). Живопись следует древнерус. традиции и обнаруживает косвенное влияние столичной академической школы. Архитектурные членения сглажены равномерной покраской стен в ярко-голубой цвет в основном объеме и в нежно-розовый в алтаре, орнаментальная часть отсутствует. На стенах асимметрично по отношению к архитектурным формам сохранились изображения 4 евангелистов в квадратных рамах. Рамы написаны плоскостно, фигуры - объемно: росписи воспринимаются не как наложенные на стены картины, а скорее как открытые окна, через к-рые молящиеся видят святых. Объем статичным фигурам придают грубоватые темные и широкие линии, смело проведенные по контурам и складкам одежд. Более мягкие иконописные притенения даны по краям ликов, под бровями и по верхней губе. «Се человек». Роспись ц. Знамения в с. Хордове. Кон. XIX в. «Се человек». Роспись ц. Знамения в с. Хордове. Кон. XIX в. Один из наиболее крупных сохранившихся живописных комплексов кон. XIX в., в Знаменской ц. с. Хордова, также тяготеет к примитивистскому направлению академизма. Здесь более заметно влияние западноевроп. гравюр. Художники в первую очередь стремились передать драматизм евангельских событий. На зап. стене основного объема, на сев. и юж. гранях восьмерика представлен развернутый Страстной цикл, что архаично для XIX в. В подобной стилистике решены росписи Тихвинской ц. в с. Стрельна (1736, Сухиничский р-н, бывш. Козельский у.; согласно «метрике» на храм 1887 г., к этому времени его стены не были расписаны - см.: ИИМК РАН. Ф. P-III. Д. 1848), ц. святых Космы и Дамиана в с. Клетине (1830, Мещовский р-н). Росписи в Клетине, как и в Воскресенской ц. в с. Ульянове Ульяновского р-на (1743), отличаются большей академичностью и использованием излюбленного образца 2-й пол. XIX в.- Библии с иллюстрациями Ю. Шнорра фон Карольсфельда (1861). В примитивистском ключе исполнены росписи храмов в честь Владимирской иконы Божией Матери (1788, фигуры сидящих евангелистов) в с. Кудрине (Мещовского р-на), Покрова (1806) в дер. Покровское (фигуры мытаря и фарисея, композиции «Чудо архангела Михаила в Хонех», «Ангел поражает диакона Евагрия») и Богоявления (1725) в с. Ленском Мосальского р-на (частично сохр. только композиция «Св. Троица» (ветхозаветная); согласно «метрике» на храм 1887 г., к этому времени его стены были расписаны - см.: ИИМК РАН. Ф. P-III. Д. 2008).

http://pravenc.ru/text/1320155.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010