Большинство деревянных церквей и часовен XVII–XVIII вв. в Вологодской епархии утрачены. До 40-х гг. XX в. сохранялся ансамбль Благовещенской (1633, 1645–1648) и Иоанно-Богословской (1682) клетских церквей и колокольни (1653) Синоезерской пуст. прп. Евфросина. В Тотемском уезде и севернее, в Вельском и Сольвычегодском уездах (в наст. время – территория Архангельской епархии), было распространено строительство шатровых храмов, упрощенные планы которых часто подобны клетским церквам: Владимирская церковь в Белой Слуде (1642, Белослудскй погост, сгорела в 1962), Георгиевская церковь в Вершине на В. Тойме (1672, ныне в музее «Малые Корелы»), Преображенская церковь на Кокшеньге (1683, не сохранилась), церковь Рождества Богородицы в Верховье у верховья р. Уфтюги (кон. XVII в., в плане имела равноконечный крест, не сохр.), Георгиевская цер Поче (Почский или Потцкий погост, 1700, обрушена), Константино-Еленинская церковь в Заборье (1750, не сохр.), Шевдинском городоке (1625, нач. XVIII в.), В. Уфтюге (нач. XVIII в.), Рождественская церковь в Бестужеве на р. Устье (1763, утрачена после 1978), Димитриевская церковь В. Уфтюге (1784; 8-гранный шатер на низком восьмерике составляет больше половины высоты здания храма), Петропавловская церковь в Пучуге (1788, не сохр.), Успенская церковь в Н. Уфтюге (не сохр.). Уникальной композицией с пирамидальным шатром обладала Никольская церковь из с. Новинки, перенесенная в 1987 г. в с. Дмитриевское близ Устюжны (1700 или 1717, сгорела в 1996). Классический образец наиболее распространенного типа 8-гранной рубленой колокольни, завершенной низким шатром (1658), представлен в с. Цывозеро. Переходный тип от клетских к ярусным храмам являли утраченные церкви округи Красноборска (совр. Архангельская епархия), которые завершались невысокими четвериками с бочкой и главкой: Успенская церковь в Черевково (1661), Никольская церковь в Кулиге Дракованой (1719, 1748; сохранившаяся шатровая колокольня – в музее «Малые Корелы»), Георгиевская, церковь в Среднепогостском на В. Тойме (1685). В архитектуре Георгиевской церкви с. Пермогорье (1664–1665), необычное сочетаются крещатый, увенчанный бочками, верх и трехглавие.

http://sedmitza.ru/text/404703.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАНУИЛ ГАЗИС [Греч. Μανουλ Γαζς] (1-я пол. XV в.), лампадарий , визант. мелург. Биографические сведения о М. Г. почти не сохранились. В рукописях упоминается как лампадарий, но без уточнения церкви или города (напр., Athen. Bibl. Nat. 2401. Fol. 274, 1-я пол. XV в.: «сочинение Мануила Газиса лампадария…»). Занимался также преподаванием; в частности, его учеником был Ангелос Григориос (или Григориу), писец и мелург, к-рый в рукописи Sinait. gr. 1566 относительно одного из причастнов написал: «Сочинение Мануила Газиса, моего учителя» (Fol. 36) ( Shartau, Alexandru. 1994). Кроме того, отдельные ремарки в рукописях указывают на его связи с зап. муз. культурой. Напр., в певч. Анфологии Lesb. Leim. 244 (XVI в.) содержится славословие М. Г., к-рое, согласно предваряющей ремарке, было заказано Леонардом, правителем Агия-Мавры (Санта-Маура, ныне о-в Лефкада). Вероятнее всего, под этим именем подразумевается граф острова Леонардо II Токко (1375/1376-1418/1419), покровитель искусств, имевший дружественные отношения с визант. императором ( Adamis. 1972. P. 738-739). Кроме того, сохранились 2 распева «Верую», 4-го и 1-го плагального (5-го) гласов, приписываемые М. Г. (напр., в рукописях: Ath. Laur. Θ. 162. Fol. 339v, 1788 г.; Ath. Doch. 315. Fol. 136v, кон. XVI в.; Paris. Suppl. gr. 1171. Fol. 51v, XVII в. (сохр. частично, со слов «И в Духа Святаго»)). Для визант. церковно-певч. практики в отличие от западной не было характерно распевное исполнение «Верую», поэтому эти песнопения могли быть созданы под влиянием католич. традиции. В рукописной традиции XV-XVIII вв. встречаются следующие калофонические песнопения М. Г.: причастен «Хвалите» гласа πρωτβαρυς (РНБ. Греч. 126. Л. 125 об., 2-я пол. XV в.), матимы в жанре стихир - «Воспойте, людие, Матерь» (на Успение Пресв. Богородицы) 1-го плагального гласа (Athen. Bibl. Nat. 937. Fol. 241-243, 1552 г.; РНБ. Греч. 130. Л. 663 об., нач. XVII в.; Lesb. Leim. 231. Fol. 237-238, ок. 1700 г.), «Слава в вышних» (на Рождество Христово) 1-го гласа τετρφωνος с указанием «ργανικν» (РНБ. Греч. 126. Л. 126), «Чиноначальник вышних сил» (арх. Михаилу) 1-го гласа (БАН. РАИК. 30. Л. 139 об., посл. четв. XVI в.), калофонический стих «Яко во смирении нашем» (Пс 135. 23) 4-го плагального (8-го) гласа (Athen. Bibl. Nat. 2401. Fol. 274). Песнопение «Всякое дыхание» 4-го плагального гласа в рукописях, большая часть из которых была написана в XVIII-XIX вв., как правило, сопровождается примечанием, что некоторые его приписывают М. Г., а другие - прп. Иоанну Кукузелю (Athen. Bibl. Nat. 893. Fol. 124, 1747 г.; РНБ. Греч. 711. Л. 132 об., XVIII в.).

http://pravenc.ru/text/2561908.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Монастырь Манасия [Серб. Mahacuja] (Ресава), жен. мон-рь во имя Св. Троицы (Пятидесятницы) Браничевской епархии Сербской Православной Церкви. Находится на берегу р. Ресава близ г. Деспотовац (Сербия). М. был основан в 1406-1407 гг. сербским деспотом Стефаном Лазаревичем . Об основании монастыря сообщается в Житии деспота Стефана, составленном Константином Костенечским . Первоначально обитель имела название по р. Ресава, совр. наименование получила значительно позже. Освящение храма состоялось 15 мая 1418 г. при участии деспота Стефана и Сербского патриарха Кирилла I . В XV в. в обители находился скрипторий; считается, что он был центром т. н. ресавской книжной школы, влияние к-рой распространилось не только на серб. земли, но и на Болгарию и Македонию. После того как храм окружили мощными стенами с 11 башнями и рвом шириной 10 м и глубиной 6 м, наполненным водой, а также дополнительной внешней стеной (не сохр.), мон-рь превратился в хорошо укрепленную крепость, поэтому в 1439 г. здесь разместился османский гарнизон. В 1456 г. мон-рь пострадал во время сильного пожара, в 1458 г. вновь был занят османами. Из османской описи 1467 г. известно, что тогда в М. жили 2 монаха, их владения, за пользование к-рыми они были обязаны служить османам, оценивались в 2,785 акчи. В 1516 г. упоминается, что в М. жили представители ислам. духовенства. Во время австро-тур. войны, в 1689 г., монастырь заняли австр. войска, но уже в 1690 г. сюда вернулся османский гарнизон. В 1718-1739 гг. в М. находились австр. военные: при заключении Пожаревацкого мира (1718) на карте монастырь был обозначен как крепость. В 1725 г. монастырский комплекс был отремонтирован, в 30-х гг. XVIII в. в нем действовала школа для священников. После заключения Белградского мира (1739) австр. власти вновь отмечали высокий фортификационный характер монастырского комплекса. Во время австро-тур. войны 1788-1791 гг. турки собрали в М.

http://pravenc.ru/text/2561800.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОРНЯК Горняк [серб. жен. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Браничевской епархии Сербской Православной Церкви; до XVIII в. именовался Ждрело - по названию ущелья, в к-ром находится, на левом берегу р. Млава, между Петровацем и Жагубицей. Основание мон-ря связано с именем прп. Григория Нового , построившего здесь в 1378 г. ц. во имя свт. Николая Чудотворца; кн. Лазарь дал ему грамоту на основание мон-ря в честь Пресв. Богородицы, пожаловав обители 15 сел; патриарх Печский св. Спиридон грамотой от 16 мая 1379 г. (?) возвел мон-рь в статус ставропигиального (обе грамоты сохр. в поздних копиях (см.: В. Православно монаштво и ман-ри у Cpбuju. Милановац, 20022. С. 130)). В тур. источниках Г. упоминается с 30-40-х гг. XVI в. В этот период в мон-ре проживали 6-7 насельников. Согласно надписи на одной из книг ( Записи. Т. 3. С. 133), 29 дек. 1629 г. Г. посетил патриарх Печский Паисий (Яневац) . Во время австро-тур. войны мон-рь был разрушен, но сразу же после заключения Пожаревацкого мира в 1718 г. игум. Максим начал его восстановление и открыл при нем школу. В 1788 г. мон-рь был сожжен турками, но жизнь в нем не прекратилась. В 1815 г. братия мон-ря во главе с игум. Досифеем (Новаковичем; с 1834 по 1854 епископ Тимокский) участвовала в восстании кн. Милоша Обреновича. При этом игумене было начато строительство нового соборного храма. В 1914 г., во время первой мировой войны, болгары вывезли из мон-ря все ценные предметы, а также 2 колокола. В начале второй мировой войны немцы разграбили и сожгли обитель; игум. Мардарий (Здравкович) умер в 1942 г. в концлагере. При проведении аграрной реформы в Сербии (1946) Г. был отнесен к 4-й категории мон-рей и ему было отведено 10 га пашен и 10 га лесных угодий. Обновление Г. в 1953 г. начал иером. Василий. В 90-х гг. ХХ в. мон-рь был обращен в женский. Главная церковь мон-ря была возведена в 20-30-х гг. XIX в. на фундаменте первоначального храма (посл. треть XIV в.). 3-нефная однокупольная церковь построена из известняка (отштукатурена) в традициях моравской школы. С зап. и юж. сторон к основному объему храма пристроены галереи (1847), с зап. стороны возведена 2-ярусная колокольня. Среди особенностей храмовой росписи (1847) - изображение Христа Доброго Пастыря, несущего на плечах вместо традиц. для этой иконографии агнца человека; на сев. столпе - портрет кн. Лазаря. 2 напрестольных образа написаны в 1839 г. худож. Живко, остальные иконы выполнены Слободаном Павловичем и Милисавом Йовичем в 1937 г. Резной иконостас сооружен в 1935 г. мастерами Т. Плебзевым и П. Матичем.

http://pravenc.ru/text/166239.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕРЖАВИН Иоанн Семенович (30.03.1763, Новгородская губ.-3.03.1826), протопр., обер-свящ. армии и флота. Род. в семье священника. В 1785 г. окончил Новгородскую ДС в числе лучших выпускников и был оставлен в ней учителем в низшем (т. н. информаторском) классе. В 1788 г. переведен в Александро-Невскую семинарию, только что преобразованную в Главную с расширенным курсом наук, преподавал поэзию и красноречие. В 1790 г. рукоположен во иерея, причислен к приходской ц. в честь Вознесения Господня в С.-Петербурге (не сохр.), после чего назначен настоятелем. Получил известность как проповедник. В 1794 г. назначен цензором проповедей. Вскоре по распоряжению имп. Екатерины II Д. был назначен преподавателем Закона Божия в Мариинском и Родильном ин-тах, а также в немецком Петропавловском уч-ще в С.-Петербурге. В 1798 г. возведен в сан протоиерея, в 1799 г. стал присутствующим в С.-Петербургской духовной консистории и благочинным. В 1808 г. назначен членом Комиссии по усовершенствованию духовных уч-щ при Синоде. Активно участвовал в обсуждении проектов уставов духовных учебных заведений. 20 июля 1807 г. Д. был переведен на должность обер-священника армии и флота и по должности стал членом Святейшего Синода. Положил начало развитию новой организационной структуры своего ведомства, разработал инструкции для органов управления военным духовенством. При нем 27 янв. 1812 г. было принято «Учреждение для управления большой действующей армией», согласно которому в состав штабов отдельных корпусов была введена должность корпусного обер-священника, а в состав Главного штаба - постоянная должность полевого обер-священника, осуществлявшего наблюдение за полковыми священниками. В 1815 г., после реформы центрального военного управления и учреждения Главного штаба, из ведомства Д. было выделено духовенство Гвардейского корпуса, которое оказалось в подчинении обер-священника Главного штаба; в 1816 г. введена должность священника штаба Грузинского отдельного корпуса.

http://pravenc.ru/text/171738.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОРОВИКОВСКИЙ В. Л. Боровиковский. Фототипия с портрета худож. И. В. Бугаевского-Благодарного (РГБ) В. Л. Боровиковский. Фототипия с портрета худож. И. В. Бугаевского-Благодарного (РГБ) Владимир Лукич (24.07.1757, г. Миргород - 6.04.1825, С.-Петербург), рус. живописец, иконописец. Род. в семье казачьего старшины, потомственного иконописца, получившего в 1796 г. дворянство. Первые уроки живописи брал у своего отца вместе с братьями Иваном и Петром. В 1774 г. вступил в Миргородский полк, в 1783 г. в чине поручика вышел в отставку и занялся иконописью, составившей значительную часть его живописного наследия укр. периода (большинство работ не сохр.). В 1784 г. Б. исполнил иконостас для Троицкой ц. в Миргороде и ряд икон. Все работы написаны маслом, в их стиле заметно влияние как зап. иконных образцов («Неувядаемый Цвет», 1787, Киевский художественный музей), так и светского искусства («Царь Давид», 1787, ГРМ). Богоматерь с Младенцем. 1-я четв. XIX в. Худож. В. Л. Боровиковский (ГРМ) Богоматерь с Младенцем. 1-я четв. XIX в. Худож. В. Л. Боровиковский (ГРМ) В 1787 г. предводитель миргородского дворянства поэт В. В. Капнист привлек Б. к оформлению дворца, в к-ром должна была остановиться имп. Екатерина II во время путешествия в Крым. Императрице понравились аллегорические композиции мастера (не сохр.), и она пригласила его в С.-Петербург. В дек. 1788 г. Б. приехал в С.-Петербург, где первое время жил в доме архит. Н. А. Львова. Большое влияние на формирование мировоззрения и эстетических взглядов Б. оказал литературно-художественный кружок Львова, один из значительных центров просветительства в рус. культуре XVIII в., куда входили Г. Р. Державин, М. М. Херасков , Д. Г. Левицкий и др. С 1792 г. Б. занимался живописью у австр. худож. И. Б. Лампи Старшего, пользовался советами Левицкого. В ранний петербургский период Б. писал миниатюрные портреты, получившие распространение в рус. культуре кон. XVIII в. (напр., портрет В. В. Капниста, нач. 90-х гг. XVIII в., ГРМ). В 1794 г. за портрет «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» (1794, ГТГ) он получил звание «назначенного» в академики, за портрет вел. кн. Константина Павловича (Чувашский гос. художественный музей, Чебоксары) был удостоен звания академика (1795); с 1802 г. советник АХ.

http://pravenc.ru/text/153205.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОРИНФСКИЙ М. П. Коринфский. Портрет. XIX в. Неизвестный художник (Национальный музей Республики Татарстан) М. П. Коринфский. Портрет. XIX в. Неизвестный художник (Национальный музей Республики Татарстан) Михаил Петрович (1788, г. Арзамас Нижегородского наместничества (с 1796 губерния) - 1851, Казань), рус. архитектор, работал в стилистике позднего классицизма. Отличительные черты его наследия, включающего ок. 100 построек и проектов,- четкая композиция, чистота классических форм, продуманность деталей, способность создавать целостный ансамбль и максимально использовать природный ландшафт. К. формировал в провинции архитектурную среду, не ставя масштаб зданий в зависимость от статуса городов и поселений. В роду К. были профессиональные резчики по дереву, специализировавшиеся на церковных иконостасах. Это послужило развитию интереса к храмовому зодчеству, которое занимает особое место в архитектурном наследии К. Решающим в его судьбе стало знакомство с арзамасским художником акад. А. В. Ступиным и учеба в его художественной школе (основана в 1802). В 1809 г. К. поступил на обучение к проф. имп. АХ А. Н. Воронихину, работал его помощником на строительстве с.-петербургского Казанского собора, дворца А. С. Строганова, дачи В. Н. Зиновьева (НАРТ. Ф. 92. Оп. 1. Д. 3632) и др. объектов, что определило профессиональное формирование К. В 1811 г. К. получил аттестат об окончании курса наук по части архитектуры и в звании классного художника 3-й степени вернулся в Арзамас, где в 1814 г. организовал архитектурное уч-ще. Однако в провинциальных условиях педагогический талант К. оказался невостребованным, уч-ще просуществовало недолго, и К. активно принялся за архитектурную практику. Одной из ранних его работ стала перестройка здания школы живописи Ступина в Арзамасе (не сохр.). Главный фасад был оформлен портиком с фронтоном, боковой фасад стилистически связан с главным, но являлся самостоятельным - в нем основной массив здания был глубоко отставлен от красной линии улицы и подчеркнут боковыми выступами со сложной ордерной обработкой окон.

http://pravenc.ru/text/2458657.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОСМА [Груз. , ] († 1735), сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 18 июля). Сведения о нем сохранились в соч. «Мерное слово» католикоса-патриарха Вост. Грузии Антония I (Багратиони) (1744-1755, 1764-1788). По его данным, К.- сын мцигнобартухуцеси (главного везира), иеромонах из пуст. Гареджи , был родом из Кахети. Антоний I встречался с К., когда тот гостил у его матери. Католикос-патриарх характеризовал его как человека праведного и грамотного, «от безбожных варваров» за Христа убиенного. Антоний I также указал, что видел метафрастическое сочинение К., посвященное мученичеству царицы вмц. Кетеван ,- «Восхваление царицы Кетеван» (не сохр.) ( Антоний I (Багратиони). 1980. С. 278-279). По сведениям историка XIX в. П. И. Иоселиани , основывавшегося на нарративных и неизвестных на данный момент письменных источниках и подтвердившего в т. ч. сведения Антония I, К., «возвратившись в Кахети, был убит лезгинами», совершавшими набеги на монашеские поселения с целью грабежа. В календаре ГПЦ годом кончины К. ошибочно назван 1630-й. Ист.: Антоний I (Багратиони), католикос-патриарх. Мерное слово/Ред.: И. Лолашвили. Тбилиси, 1980. С. 278-279, 356 (на груз. яз.). Лит.: Менабде. Очаги. 1962. Т. 1. Ч. 1. С. 309; Кавтария М. Литературная школа Давидгареджи. Тбилиси, 1965. С. 71 (на груз. яз.); Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1981. Т. 2. С. 496; Жития груз. святых/Сост.: прот. З. Мачитадзе и др. Тбилиси, 2002. С. 115-116. Э. Габидзашвили Рубрики: Ключевые слова: АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая) ГРИГОРИЙ (Перадзе Григол Романозович; Иверийский; 1899 -1942, концлагерь Освенцим, Польша), архим., сщмч. Грузинской и Польской Церквей (пам. груз. 23 нояб.) ДОСИФЕЙ (Церетели), сщмч. (пам. груз. 6 марта) Грузинской Православной Церкви , местоблюститель Абхазского (Западногрузинского) католикоса (1795-1814), митр. Кутаисский (4 авг. 1781-1820) ЕВДЕМОН I (Диасамидзе), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), сщмч. Грузинской Православной Церкви (пам. 4 окт.) ЕВФИМИЙ (Шервашидзе) (1746 - 1822), митр. Гелатский (Гаенатский) Абхазского (Западногрузинского) Католикосата (1776/78-1820), политический деятель, сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 21 апр.) КИРИОН III (II) (Садзаглишвили (Садзагелов, Садзегели) Георгий Иеронимович; 1855-1918), сщмч. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 27 июня), католикос-патриарх всей Грузии (1917-1918)

http://pravenc.ru/text/2458779.html

Несмотря на то что сведения о К. немногочисленны, А. де Вогюэ считал значительным его вклад в становление леринской монашеской традиции. По мнению исследователя, К. участвовал в составлении ранних леринских уставов, выдержанных в духе вост. экзотики, прежде всего «Устава четырех отцов», в к-ром сообщается, что его авторами были Серапион, Макарий и Пафнутий. С т. зр. де Вогюэ, под этими псевдонимами могли скрываться Гонорат, К. и св. Леонтий, еп. г. Форум Юлия (Les règles des saints Pères/Éd. A. de Vogüé. P., 1982. T. 1: Trois règles de Lérins au Ve siècle. P. 24, 148-151, 392. (SC; 297)). Житие К. (BHL, N 1559), составленное предположительно в VII в., впервые было издано бенедиктинцем Винченцо Барралисом по единственной рукописи (не сохр.- Barralis V. Chronologia sanctorum et aliorum virorum illustrium ac abbatum sacrae insulae Lerinensis. Lugduni, 1613. P. 191-193). В прологе агиограф противопоставляет достоверные и поучительные жития святых светской лит-ре, прежде всего классической, и рекомендует воздерживаться от чтения последней. К. был прекрасно обучен «философским наукам», но, желая познать истинную мудрость, раздал имущество бедным и удалился в пустыню. Сначала он вел подвижническую жизнь в уединении, затем его встретили братья Венанций и Гонорат, к-рые уговорили его стать их наставником. По-видимому, агиограф полагал, что встреча произошла на Востоке, т. к. он сообщает о морском путешествии К. и обоих юношей из Никомидии в Галлию, где они поселились на Леринских о-вах. В Житии указано, что К. был наставником великих святителей - выходцев из Леринского мон-ря, о его святости свидетельствовали Иларий Арелатский и Евхерий Лугдунский. О приближении кончины К. известил явившийся ему арх. Михаил. К. скончался 1 июня приблизительно в 430 г. (circa annos humanae redemptionis triginta super quadringentos) и был похоронен на острове. О литургическом почитании К. известно с IX в., память святого как аббата Леринского монастыря значится в «исторических» мартирологах, составленных Флором Лионским, Адоном Вьеннским и Узуардом . В XVI в. поминовение К. было внесено в Римский мартиролог. По свидетельству Барралиса, мощи К. хранились в аббатстве Лерен (Ibid. P. 185), но, где они находятся после закрытия обители (1788), неизвестно. В XVII в. на о-ве Сент-Онора существовала капелла во имя К., по преданию находившаяся на месте его кельи и впосл. разрушенная ( Cooper-Marsdin A. C. The History of the Islands of the Lerins: The Monastery, Saints and Theologians of S. Honorat. Camb., 1913. P. 314). В 1993 г. капелла была восстановлена.

http://pravenc.ru/text/1470353.html

В нач. 1788 (кон. 1787?) г. по просьбе кн. Потёмкина М. был назначен обер-иеромонахом флота и посвящен в сан архимандрита первоклассного Николаевского мон-ря Екатеринославской епархии (см. Самарский Пустынный во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь ). Выбор Потёмкиным на должность начальника флотского духовенства высокообразованного и хорошо знакомого с греч. культурой священника не был случаен. В Черноморском флоте служило много греков, перешедших на сторону России в годы русско-тур. войны (1768-1774). По нек-рым сведениям, сам М. принимал непосредственное участие в боях. Известно его письмо митр. Платону от 4 янв. 1789 г. о взятии рус. войсками тур. крепости Очаков (Рассказ священника-очевидца о взятии Очакова//РС. 1887. Т. 56. С. 213-215). Церковь Успения Пресв. Богородицы. Старый Крым. Фотография. Кон. XIX в. Церковь Успения Пресв. Богородицы. Старый Крым. Фотография. Кон. XIX в. 5 июня 1791 г., вероятно в столице, М. был хиротонисан во епископа Феодосийского и Мариупольского, викария Екатеринославской епархии. Стал 2-м Феодосийским викарием после кончины еп. Дорофея (Возмуйлоса; † 10 сент. 1790). К этому вик-ству было причислено правосл. население Крыма и Приазовских степей, в большинстве своем - греки. Кафедральным собором стала ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (сохр.) в Феодосии, а архиерейский дом с 1790 г. располагался в бывш. путевом дворце имп. Екатерины II в Ст. Крыму - городе, «населенном исключительно фанатическими мусульманами». «Это обстоятельство,- по мнению историка Н. Н. Мурзакевича, биографа М.,- соединенное с лишением некоторых удобств жизни, имело печальный исход на впечатлительного» архиерея ( Мурзакевич. 1883. С. 261). После кончины 5 окт. 1791 г. Потёмкина епископ сопровождал гроб с его телом в Николаев, где 20 нояб. отслужил заупокойную литургию; 23 нояб. того же года участвовал в его погребении в склепе Екатерининской ц. Херсона. Сразу же на М. усилилось давление и посыпались оскорбления со стороны недоброжелателей светлейшего князя.

http://pravenc.ru/text/2563994.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010