Верхотурье. Церковь Воскресения Христова (Спасо-Воскресенская). Спасо-Воскресенская церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Спасо-Воскресенская церковь (1786 - 1806 гг.) с основным двухэтажным продольно вытянутым объемом имела высокую двухъярусную колокольню и в храмовой части венчалась цилиндрическим световым барабаном под уплощенным шлемовидным покрытием (колокольня и храмовое венчание утрачены). Декоративное убранство фасадов сочетало черты архитектуры барокко в нижнем ярусе, а также формы и детали архитектуры классицизма. Спасо-Воскресенская церковь была первым верхотурским зданием, в архитектурном решении которого произошел переход от традиционных форм народного зодчества к архитектуре классицизма. Воскресенская церковь, каменная, двухэтажная, двухпрестольная. Заложена 13 марта 1786 г. Нижний храм в честь Воскресения Господня, освящен 22 ноября 1786 г. Верхний храм в честь Нерукотворенного Образа Спасителя, освящен 29 июля 1806 г. В 1922 г. изъято 2 пуда 1 фунт 30 золотников серебра (33,1 кг.). С 1925 г. до закрытия обновленческой ориентации. Закрыта в 1930-е гг. Снесены купол и колокольня. В здании размещается котельная. Церковь Воскресения Христова - этапное явление в развитии уральского культового зодчества, одно из первых проявлений классицизма, к тому же сразу высокого уровня. Церковь Воскресения Христова возведена в двух ярусах. В первом ярусе престол Во Имя Обновления храма Воскресения Христова. Он был освящен в 1786 году. А престол второго яруса - Во Имя Нерукотворного Образа Спасителя - только в 1806 году, отсюда разнородность их стилистики. Если нижний ярус, по всей вероятности, еще представляет собой произведение народных мастеров-каменщиков, обходившихся без проектных чертежей, то в основе верхнего, безусловно, лежит архитекторский проект. Причем его автор использовал, вопреки обычной провинциальной инерции, самые передовые по тому времени формы, которые могут считаться переходными от строгого классицизма к ампиру. Вместе с тем он должен был учитывать композицию первого яруса храма, предопределившую объемное построение второго.

http://sobory.ru/article/?object=00345

Петра митрополита в Ярославле 21 июня 1787 года, находятся в числе рукописей у И.А. Вахромеева 18 . Два сборника проповедей принадлежат Н.Н. Корсунскому, где сохранились еще следующие проповеди: 1) по посвящении в иеродиакона, говоренная в Ярославском соборе 17 мая 1786 г.; 2) на день Пятьдесятниды (27 мая 1786 г.), сказанная в полковой лагерной церкви; 8) на память священномученика Мефодия еп. Патарского (20 июня 1786 г.); 4) при освящении в Ростове (21 июня 1786 г.) церкви Спаса в слободе; 5) в день Толгской Божией матери (8 августа 1786 г.); 6) на день коронования Императрицы Екатерины (22 сентября 1786 г.); 7) на освящение в Ярославле храма при доме призрения ближнего (30 ноября 1786 г.); 8) на неделю 24-ю по Пятидесятнице (1786 г.); в 1787 г.; 9) в неделю всех святых; 10) при погребении Марьи Ивановны Коловской; 11) в день восшествия на престол Екатерины II; 12) в неделю 19-ю по Пятидесятнице, «в кою случился праздник Иоанна Богослова и отправляема была (в Ярославском Спасском мон.) церемония открытия учения в семинарии после вакации»; 18) в день Богоматери, всех скорбящих Радости, говоренная в церкви Ярославского дома призрения ближнего. Последние две проповеди и напечатаны. 19 Вообще же проповеди его «хороши» и отзыв Г. Чистовича со слов какого-то студента нужно счесть неосновательным. (Смирнов. Истор. Славяно-греко-латин. акад. М. 1855; Строев. Списки иерархов и настоятелей монастырей, стр. 354, 356, 368, 669; Чистович. Истор. С. Пет. дух. академии. Спб. 1857).       Пальмин Николай Васильевич       Пальмин Николай Васильевич , после Ярославской семинарии окончил курс в Московской духовной академии; в 1832 г. назначен смотрителем духовного училища Борисоглебского; потом был в той же должности в Пошехоньи; наконец учителем Ярославского училища и законоучителем уездного училища министерства народного просвещения, а также священником сначала при церкви Иоанна Златоуста в кремле, а потом Богоявленской. Умер в начале 60-х годов. В Ярославских епархиальных ведомостях напечатаны «проповеди» его: 1) На день благоверных князей Феодора, Давида и Константина Ярославских чудотворцев (1860 г. 12); 2) На неделю о блудном сыне (1861 г. 8); 3) На день происхождения древ честного и животворящего креста (1861 г. 82). Писаревский Григорий

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/ocherk...

А в 1786-м году к ним уже сделана каменная же пристройка 3566 . 20-го июня 1783-го года по высочайшему повелению отпущено 5.000 рублей на построение святых каменных ворот и над ними приходской церкви и в 1784-м году 5.000 3567 . Церковь Пресвятой Богородицы, Всех скорбящих Радости, над святыми вратами Лавры, начата сооружением в 1784-м году 25-го мая, летом 1785-го года поставляли Путиловскую плиту на пол в церкви 3568 . Церковь сооружением окончена в 1786-м году и 15-го июля освящена. Храмовой праздник 24-го октября. Внутреннее пространство 9х4 сажени. Все здание древней Греческой архитектуры 3569 . В 1786-м году под церковью был отделан жилой покой 3570 . Во всеподданнейшем докладе 5-го марта 1785-го года митрополит Гавриил писал: «Всеавгустейшая и всемилостивейшая Монархиня. По высочайшему Вашего Императорского Величества повелению при въезде в Невский Монастырь ворота и над ними церковь каменные построены, но площадь пред теми воротами огорожена забором из досок, а чтобы фасад сей ограды соотвтствовал великолепию и фасаду ворот, нужным почитаю помянутую площадь обнесть каменной оградой; архитектор на построение оной назначил 6.935 рублей. Я, поднося проект той ограды, всеподданнейше Ваше Императорское Величество прощу всемилостивейше повелеть оную построить и назначенные в смете архитекторской 6.935 рублей в Контору строения Александро-Невского Монастыря отпустить» 3571 . Просимая сумма тотчас же была отпущена и в 1785-м году «с приезда прешпекта полуциркульная ограда» была построена и покрыта, а в 1786-м году и выкрашена 3572 . Вслед за «полуциркулем для площади к Невскому проспекту» была выстроена ограда «от приходской церкви до Черной речки» в 1786-м году 3573 . 23-го июля 1786-го года митрополит распорядился строить из остаточных сумм каменную ограду от каменных ворот до Черной речки, «да вне Монастыря, и конце ограды, каменную богадельню» 3574 . Строительные материалы для богадельни, доставляемы были в лето 1786-го года 3575 . Богадельня каменная была выстроена в 1788-м и 1789-м годах, «идучи от Монастыря, по левую сторону, внутри при ограде», на монастырский счет 3576 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Александры, Клавдии и прочих; св. Фомы патриарха 19, а не 21 марта по святцам 1659 г.; 24 марта муч. Артемона пресвитера, в 1806, киевском и месяцесл. всех святых совсем его нет; 5 апреля, а не 27 мая мучч. Феодоры и Дидима по прологу; 16 мая, а не 15 июня Вита, Модеста и Крискентии, в 1806 в оба дня; 2 июня Александра, патриарха константиноп., в 1806, киев., и мес. всех св. только 30 августа; 29 июля, а не 23 мая пр. Михаила эдесского, 1806 в оба дня; июля 30, а не 31 муч. Иулитты; 23 августа, а не 26 марта св. Иринея, еп. сирмийского, по прологу. В аполлосовом календаре сравнительно со всеми последующими календарями мало богородичных праздников и нет памятей вселенских соборов, опущено и несколько памятей святых. Допущенная в нем неточность 3 июня муч. Лукиана тарсянина (вместо белгийского) и с ним Максиана и Иулиана перешла и во все последующие месяцесловы. Любопытный месяцеслов 1794 и 1795 годов, полный месяцеслов 1795 года превосходят аполлосов полнотою богородичных праздников, из коих иные не вошли и в месяцесловы 1806, киевский и мес. всех святых; таковы праздники Богородицы: 12 апр. Муромские, 16 Ильинские, Черниговские и Тамбовские, 24 Молченские, мая 2 Путивльские, 4 Старорусския, июля 11 Шуйские, авг. 24 Петровские, сент. 8 Курские, 9 окт. Корсунские; в них внесены памяти 6 июня пр. Паисия, игумена покровского монастыря близ Углича; июня 29 преставление св. князя Андрея Боголюбского. В полном месяцеслове 1806 г. некоторые Богородичные праздники прибавлены, другие опущены сравнительно с любопытным месяцесловом 1794 года: прибавлено до 15 памятей святых, около 5 памятей нет. В нем одном царица Александра 21, а не 23 апреля; апреля 18 в нем и за ним в последующих пр. Авксентий назван епископом, апр. 3 в нем есть памяти мучч. Феодосии, Агафии и Ирины. В Киевском месяцеслове сравнительно с вышепоказанными полнее именами только дни: 14 янв., 28 марта, 12 июня, 8 декабря. Окт. 11 есть воспоминание чудесе, бывшего от иконы Господа нашего Иисуса Христа в городе Вирите.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Что касается южной стороны церкви, то над большой средней дверью находится узкое окно, около десяти локтей, над которым еще три окна, над ними большое распятие, выше – арка и купол, подобные вышеописанным. Также над второю дверью два окна внизу и одно наверху; и над этой дверью также большая арка и купол с крестом. В том же роде третья дверь. Между этими тремя дверями есть нечто в роде двух башен с очень высокими окнами. С северной стороны церкви только одна дверь; над ней изображен св. Стефан, а выше до кровли – десять больших окон со стеклами; над всем огромная арка, больше всех других, ибо она занимает пространство от края крыши упомянутой большой церковной башни до края крыши четвертого крайнего алтаря. Над аркой возвышается восьмиугольный купол, красивее тех куполов. Над великим алтарем есть большой купол, самый красивый из всех, а также над другими двумя алтарями по куполу одинаковой вышины, четвертый же алтарь очень низок. Что касается огромного купола над хоросом, то он похож на купол св. Софии; он обширный, частью круглый, частью восьмиугольный, с высоким подъемом. Этот огромный купол имеет кругом окна со стеклами, числом двенадцать. Над ним для украшения сделана глава, и все покрыто жестью блестящей, как серебро. Купол и глава чрезвычайно высоки, их крест больше всех других и блестит, как золото. Все стены этой церкви скреплены железными связями внутри и снаружи. Итак, всех куполов церкви девять, а число всех больших окон в стенах этой церкви, вместе с окнами куполов, около восьмидесяти, и все они с железными решетками, с прозрачными хрустальными стеклами. Число дверей церкви семь, они с решетчатыми створами из чистого железа. Что касается главного внутреннего пространства великой церкви, то оно представляет в ширину три нефа. Первое отделение нарфекса имеет над собою купол. Здесь находятся иконы Господа и Владычицы, весьма большие, в длину и ширину около 15 локтей, сообразно величине и высоте церковных стен. Они стоят напротив входа с правой и с левой стороны в тройных широких киотах, в полтора локтя шириною. Киот с трех сторон украшен резьбой и позолотой, а среди резьбы изображены сверху вниз шесть апостолов с одного края и шесть других с другого края. В другом ряду изображены Страсти Господни, а в третьем, ближайшем к Господу, все господские праздники. На нижней части киота есть также изображение. В таком же роде икона Владычицы: в одном ряду изображены пророки, кои прорекли о Ней; в других двух изображены 24 похвалы Богородицы. С высоты купола свешивается перед этими изображениями большой медный, позолоченный фонарь со стеклами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Купол скалы трудно назвать мечетью. Это и не храм, и не дом для молитвы. Скорее всего его можно назвать строительным объектом, прикрывающим своим куполом часть святой скалы Мориа. Часто её называют «не мусульманской», потому что в строительной форме прослеживается влияние архитектуры раннего христианства. Она состоит из трёх частей: восьмиугольного основания, цилиндрической надстройки и купола. Каждая сторона основания составляет в длину 20 м. и облицована на 5 м. в высоту мраморными плитами. Внутри Купол скалы двумя рядами колонн делится как бы на три круга, что позволяет паломникам целыми процессиями свободно двигаться вокруг находящейся в центре скалы. Скалистая площадка, окружённая деревянной и металлической решётками, (18 м. в длину и 13 м. в ширину) возвышается на 2 метра от выложенного мраморной мозаикой пола. И хотя толстые ковры заглушают шаги посетителей, под великолепными сводами витражей (преобладают голубые и зелёные тона) не смолкает лёгкий шелест молитв многочисленных паломников. Наибольший интерес представляют выложенные из лучших образцов турецкого и арабского фаянса изречения из Корана. В небольшом золочёном хранилище бережно сберегается святая реликвия мусульман – три волоса из бороды пророка Мухаммеда, которые выставляются один раз в году для всеобщего обозрения. Купол, или Куббат ас-Сахру, перекрывает громадный золотой купол с полумесяцем на вершине. Его диаметр – 20 м., высота – 34 м. Он хорошо виден почти со всех точек Иерусалима. Говорят, что купол был покрыт свинцовой крышей, а наружная поверхность листами позолоченной меди. Свинцовая крыша сохранялась вплоть до 1964 года, когда в ходе произведённого в мечети ремонта, покрытие купола сделали из алюминиевых листов, которым химическим путём придали цвет золота. Расположен купол на основании, поддерживаемом каменными колоннами. Золотой купол мечети символизирует священную скалу, вершину горы Мориа, которая, по традиционному поверью, отмечает центр мира. Не только для мусульман эта гора почитается святой, но и для евреев – так как считается основанием мироздания. Купол скалы имеет 4 двери, ориентированные по четырём частям света. Северный вход в мечеть называется Баб аль-Джанна, т.е. Врата рая, восточный – Баб Дауд, т.е. Врата Давида. Центральным считается южный вход, напротив которого высится фасад другой мечети – аль-Акса.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

Собор во имя арх. Михаила. 1743–1749 гг. Фото: azbyka.ru Сложился в сер. XVIII в. Собор во имя архангела Михаила, заложенный в камне 1 апр. 1743 г. по инициативе еп. Переяславского и Бориспольского Арсения (Берло) , стал его доминантой ( Житель города Переяслава. 1868. С. 512). В 1749 г. строительство собора было завершено, а в 1750 г. он был освящен еп. Никодимом (Сребницким) ( Юрченко. 2006. С. 133). Храм - прямоугольный в плане, с гранеными выступами на торцах - с вост. 3-гранной алтарной апсидой и зап. 5-гранным притвором. Достоверно неизвестно, каким было первоначальное завершение храма. К нач. XIX в. он имел деревянный купол, который в 1823 г. был заменен новым ( Стороженко. 1900. С. 59). В 1815 г. храм был расписан (Там же). Колокольня с келейным корпусом были возведены северо-восточнее собора в 1745-1747 гг. Комплекс представляет собой одноэтажный каменный корпус, вытянутый с севера на юг. В центре его сев. части находится сквозная проездная арка, над к-рой разместился 4-гранный квадратный в плане каменный ярус звона, завершавшийся 8-гранным деревянным шатровым куполом с маковкой. В корпусе находилась церковь во имя преподобномученика Макария Овручского (упразднена в 1786). Деревянные кельи Деревянные кельи и трапезная (Там же. С. 54-55) были построены благодаря усилиям игум. Германа (Прохоровича-Кукутовича) в 1734-1737 гг. В трапезной размещалась церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы (упразднена в 1786 - Житель города Переяслава. 1868. С. 521). По всей видимости, эти здания были разобраны до кон. XVIII в. ( Юрченко. 2006. С. 135). 1786-2011 гг После закрытия монастыря собор во имя арх. Михаила был обращен в городской, в 1864 г. утратил статус собора, затем действовал как приходская церковь ( Стороженко. 1900. С. 59; Юрченко. 2006. С. 135). Колокольня с келейным корпусом первоначально отошли в ведение казны и использовалась под различные учреждения, некоторое время там размещалось переяславское уездное казначейство. В 1790 г. колокольня, а позднее и келейный корпус были возвращены Русской Церкви ( Житель города Переяслава. 1868. С. 535). В 1795 г. храму во имя арх. Михаила было выделено 4 участка в окрестностях Переяслава общей площадью ок. 43 дес. (ок. 47 га) (Там же. С. 537). К 1845 г. была заложена проездная арка колокольни. В 1850 г. обновлен храм во имя арх. Михаила (в т. ч. вновь заменен купол), одновременно перестроено деревянное завершение колокольни (Там же. С. 515). В 1934 г. храм был закрыт, купол сломан, в здании размещены склады. В 50-х гг. XX в. в бывшем храме открыта этнографическая экспозиция (позднее - Музей народной одежды Ср. Поднепровья). При реставрации колокольни в 1951-1953 гг. были восстановлены 8-гранный шатровый купол с маковкой и проездная арка. В 1979 г. над сев. фундаментом домонг. собора был сооружен подземный павильон (в 1982 в нем открыт Музей архитектуры древнего Переяслава), юж. и вост. фундаменты были обозначены на поверхности бутом.

http://pravenc.ru/text/2580020.html

Проведенное нами исследование перечисленных выше рукописей и сравнение их состава с “Собранием проповедей” показывает, что почти все опубликованные в издании поучения читаются в этих сборниках. Более того, большинство опубликованных проповедей в рукописях имеют устойчивые маргиналии, указывающие на время и место произнесения, которые соответствуют фактам биографии Димитрия Ростовского : он действительно мог их произнести, находясь на Украине, в Москве или Ростове. Исключение составляют 9 текстов: 1 . [Собрание 1786:1, л. 66об.–72] – “Поучение второе на вход во Иерусалим Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа” (тема: “Не бойся дщи Сионя: се Царь твой грядет, на жребяти осли. Сия словеса пророческая, писана у святаго евангелиста Иоанна Богослова в главе 12, стих 15” [ Ин 12:15 ], нач.: “Возлюбленная братия моя, православнии слышателие! Две дщери есть в сем веце. . .”); 2 . [Собрание 1786:2, л. 59–64об.] – “Слово первое на Сошествие святаго Духа” (тема: “Дух Господень исполни Вселенную. Словеса суть премудраго Соломона” [ Прем.1:7 ], нач.: “Обеща Бог послати Духа своего святаго к человеком. . .”); 3 . [Собрание 1786:2, л. 95–103] – “Поучение в неделю 5 по святом Дусе” (тема: “Весь град изыде в сретение Иисусови: и видевше его, молиша, дабы пришел от предел их [ Мф.8:34 ]. Словеса суть евангельская, на божественной литургии чтенная”, нач.: “Глупый то народ, который от себя Господа Иисуса изживает. . .”); 4 . [Собрание 1786:3, л. 115об.–121] – “Поучение в неделю 29 по святом Дусе” (тема: “Сретоша его десять прокаженных мужей, иже сташа издалеча” [ Лк.17:12 ], нач.: “Якоже в Египте, тако и во Иудеи многии прокаженныи обретаются. . .”); 5 . [Собрание 1786:3, л. 126об.–131об.] – “Поучение в неделю 32 по святом Дусе” (тема: “«Закхее, потщався слези, днесь бо в дому твоем подобает ми быти». Он же прият его, радуяся. Словеса суть Христа Спасителя, к Закхею реченная” [ Лк.19:5–6 ], нач.: “Не всяк человек богатый рад гостю бывает….”); 6 . [Собрание 1786:4, л. 17об.–23об.] – “Поучение [второе] на воздвижение честнаго и животворящаго креста Господня. Месяца септемвриа в 14 день” (тема: “Мне же да не будет хвалитися, точию о кресте

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

– К числу ризничных предметов отнесены по описи 1806 года также так называемые «занавески», т. е. платки, привешиваемые к иконам по усердию желающих, каковых занавесок в 1806 году на разных иконах состояло по две, по три и более, а всего по описи около 15-ти штук. Как на характерную черту, отличающую Крестовоздвиженскую церковь в начале нынешнего века, надобно указать на то, что по описи 1806 года все почти богослужебные книги в оной тогда были православные. Таковы «Евангелие одно печати Киевской в лист 1773 года, оправленное в доски бархатом малиновым» с серебрянными позолоченными украшениями; «Евангелие другое Московской печати в лист 1722 года, оправленное в доски бархатом гранатовым» с серебрянными украшениями! Тридь постная в лист печати Киевской 1727 года; Триодь цветная в лист печати Черниговской 1585 года; Трифолой в лист печати Киевской 1734 года; при нем Минея месячная в лист той же печати; Часослов в лист печати Киевской 1729 года, и др. Нет сомнения, что все эти книги наследованы были от униатов, чему доказательством главным образом служит то, что других соответствующих книг униатского издания в Крестовоздвиженской церкви, как явствует из описи 1806 года, не было. – Обстоятельство это в свою очередь представляет нам лучшее доказательство той мысли, которую высказали мы выше, в истории церкви Геориевской, что прихожане Полонских церквей, и не прихожане только, но и самые настоятели их, не полагали особенного различия между унией и православием, считая себя искони православными; в противном случае, если кто, то настоятели Крестовоздвиженской церкви, основанной и освященной во времена унии, с разрешения и благословения униатской же Епархиальной власти, ни под каким условием не допустили бы у себя православных богослужебных книг, и при том в таком количестве, когда так легко было приобретать книги униатского издания в Почаеве и других местах. Колокольня при Крестовоздвиженской церкви в 1806 году была новая, «поставлена между оградою погоста, над трактом, с дерева дубового тесанного, на подвалах дубовых, побита сверху гостами дубовыми. Высота ее была аршин 13, длина аршин 5 и ширина аршин 4. «Дом церковнический, именуемый братерским, также между оградою поставлен над трактом с двумя избами, побитый гостами дубовыми, для дьячка и пономаря». 892

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

13)Александр Троянский (1800–1818), священник, преподавал татарский язык. Им составлены татарская грамматика и татарский словарь. В 1810 г. Высочайшим именным указом, по засвидетельствованию коммиссии дух. уч. о полезных трудах его в составлении татарской грамматики, награжден камилавкою. В 1818 г., по открытии семинарии и училищ, семинарским Правлением назначен был учителем татарского языка в казанском училище. Скончался в 1824 году. 14)Филипп Раев, священник, с 1806 по 1818 г. Скончался протоиереем Владимирского собора в 1858 году. 15) Андрей Рудольский (1801–1815). В октябре 1815 г. выбыл в светское звание с чином 10 класса. После был в Москве учителем немецкой школы и там скончался. 16)Александр Cm. Протопопов (1804–1805). После с 1805 г. был учителем алатырского и с 1815 г. надзирателем курмышского духов, училищ. Училища эти считают его своим благотворителем, потому что он много помогал бедным ученикам. В 1814 г. в г. Курмы- ше он открыл русское училище, построил для него собственным своим коштом деревянный дом, и, желая споспешествовать общественной пользе, исправлял в нем должность учителя совокупно с должностию надзирателя без всякого от казны жалования, будучи при том обязан по званию своему и другими общественными должностями. В 1817 году при энергическом содействии его было преобразовано курмышское училище по уставу приходских и уездных училищ. 17)Христофор Воинов (1805–1813). 18)Матфей Огнев, священник (1806–1807). 19) Алексей Бальбуциновский (1805–1812). После был протоиереем в Козмодемьянске. Скончался около 1845 г. 20)Иван Пляцидовский (1807–1813). После был чиновником консисторским и на этой службе скончался. 21)Анастасий иеромонах, урожденец полтавской епархии (1808–1815). По окончании курса в полтавской семинарии 1805-го, уехал в Новгород вместе с своим земляком, иеромонахом Епифанием Капивецким, назначенным на должность учителя новгородской семинарии. Здесь он, по совету земляка, слушал богословские уроки 1805–1806. В октябре 1806 г. иеромонах Епифаний переведен был в александроневскую академию и был в этой должности до февраля 1808 года. В это время, 1806–1808 г., Анастасий под старым руководством продолжал образование в академии

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010