6 . Антоний (в мире Александр Иванович ) Румовский (1774–1776). Произведён во епископа из архимандритов Вяжицкого монастыря Новгородской епархии 1774 года февраля 2-го дня, а в 1776 году сентября 19-го переведён в Астраханскую епархию, где в 1786 году и скончался в сане архиепископа. В Астрахани при своей жизни, с 1776 года, он был законоучителем Шляхетского кадетского корпуса. 7 . Феофилакт Горский (1776–1788 г.). Произведён во епископа Переславского из архимандритов Московского Донского монастыря 1770 г. сентября 8-го. Это был замечательнейший благопопечитель Горицкого монастыря, как и Амвросий, не щадивший и своих собственных средств. Ему выдана была приличная сумма на проезд из Москвы в Переславль; он и из неё более 700 р. употребил на украшение монастыря. Он благоукрасил архиерейский дом, – вместо деревянных крыш на церквах устроил железные; затем, испросив у Императрицы Екатерины II более 11 000 рублей, украсил стенным писанием соборную и трапезную церкви, привёл к окончанию постройку колокольни и под нею церкви во имя Богоявления, которую и освятил, – устроил для консистории особый каменный флигель и исправил часть каменной ограды с башнями вокруг монастыря; завёл духовные училища в монастырях г. Дмитрова и Волоколамска. И это всё сделано в течение 12 лет его архипастырства! Правил епархиею с 1776 года по 1788 год, а в сём последнем году переведён в Коломенскую епархию, где в том же 1788 году сентября 12-го скончался. С переведением преосвященного Феофилакта на Коломенскую епархию Переславская епархия закрыта и более не восстановлялась. Как епархия, так и консистория переведены в Суздаль, и самый город Переславль причислен к Суздальской епархии; – прочие города Переславской епархии поступили в епархии тех губерний, из которых они были взяты. Горицкий же монастырь, то есть собственно церковь соборная, сделан градским собором, а прочие здания, например, архиерейский дом и кельи монастырские и другие – отданы были в светское ведомство. Горицкий монастырь под управлением архиереев

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Муромцеву, из канцелярии Новороссийской губернии, рапорт. Господин подполковник Норов рапортом сей канцелярии представляя, что бывшей Сечи архимандрит Владимир Сокальский, предъявив насланной к нему, прошлого ноября 28 числа из Киевской духовной консистории, указ о явке ему, Владимиру, туда, немедленно, для отправления его настоятелем епархии Киевской в Николаевский Батуринский монастырь, просит, вошедшие в опись при зимовнике бывшего Запорожского судьи Головатого, на речке Солоной состоящем, собственные его десять, да иеромонаха Варахаила две и иеродиакона Палладия одну, a всех тринадцать лошадей, при теперешнем их оттоль выезде им отдать, но без повеления к отдаче им оных лошадей, хотя де они во удостоверение собственности тех и свидетелей представляют, приступить он, гдн. подполковник, не смея, просит на то резолюции. Об оном, на рассмотрение вашему превосходительству, канцелярия Новороссийской губернии представляет. Подполковник Владимир Золотницкий. Пограничный комиссар Василий Касинов. Ротмистр Иван (фамилия не разобрана). Вахмистр Яким Константинов. Ч. 30 декабря 1775 года, 531. Сверху помета: «получ. 1776 года марта 11». 17 марта 1776 г., M. В. Муромцев предложил Новороссийской губернской канцелярии «учинить выправку и буде по оной окажется по всякому истинному свидетельству, что точно сие число лошадей их собственные, то возвратить им оные с расписками». (Связ. 46, дело 47 – по рапор. Новорос. губер. канцелярии от 11 марта 1776 г., на 3 лл.). 4. 1776 года, апреля 16. Указ Новороссийской губернской канцелярии подполковнику Норову о расследовании, действительно ли лошади архимандрита Владимира находятся в числе лошадей судьи Головатого 1776 года апреля 30 д., по указу ее императорского величества, Новороссийская губернская канцелярия, слушав предложение его превосходительства, гд-на генерал-майора, Новороссийского губернатора и кавалера Матвея Васильевича Муромцева, коим на рапорт сей канцелярии, от 30-го декабря прошлого 1775 года последовавшей, что бывшей Сечи архимандрит Владимир Сокальский ищет возвращения его собственных десяти, иеромонаха Варахаила двух и иеродиакона Палладия одной лошадей, вошедших в опись при зимовнике бывшего Запорожского судьи Головатого, предлагает учинить выправку и буди по оной окажется по всякому истинному свидетельству, что точно сие число лошадей их собственные, то и возвратить им оные с расписками, приказали: для надлежавшего, по вышеописанному его превосходительства предписанию, исполнения к господину подполковнику Норову указом предложить и велеть, чем сие окончено будет, отрапортовать в сию канцелярию.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Bednov...

18) В 1767–75 г.г., игумен Сильверст Кияновский. 164 В то время, именно в октябре 1767г, когда архимандрит Наркисс из Обоянского переведен был в Белоградский Николаевский монастырь, с предоставлением ему в консистории первого места в заседаниях, – по определению Преосвященного Епископа Порфирия, – на место его, в Обоянский монастырь переведен из Святогорского Успенского монастыря игумен Сильверст, место которого нужно было для игумена Лаврентия, который по одному криминальному делу лишен был звания присутствующего консист. и отправлен в Святогорский монастырь по-прежнему. 165 Старанием игумена Сильвестра и иеромонаха Иустина Гостерминского возобновлена кровля на Предтечиевской церкви Обоянского монастыря, перестроены престол с помостом и вновь освящен. 166 О других нуждах Обоянского монастыря в его время мы уже знаем довольно из некоторых указов Курской консистории. 167 Неизвестно, когда и куда выбыл игумен Сильверст из монастыря Обоянского. 168 19) В 1776 году строитель иеромонах Лаврентий Карпинский; 169 он был здесь очень короткое время, с июня 170 по октябрь 1776 года. В 1776 году 10 го октября иеромонах Лаврентий из Обоянского монастыря переведен в Кореной Рождест. монастырь строителем, 171 откуда в 1779 году перемещен был строителем же в Гороховатскую Рождество-Богородицкую пустынь. 172 20) В 1776–78 г.г., строитель иеромонах Константин Савурский, 173 определен указом из духов. преосвященного Аггея епископа Белогр. и Обоянского консистории, от 10-го октября 1776 года за 1998, одновременно с перемещением отсюда строителя Лаврентия Карпинского. Он из учителей риторики с правом присутствовать в Обоянском духовном правлении Указом преосв. епископа Аггея от 1-го ноября 1778 года переведен в Коренную пустынь. 174 21) В 1774–80 г.г., игумен Гавриил. 175 Неизвестно, откуда и когда именно определен Гавриил в игумены Обоянск. монастыря. Нам известны указы из_ консистории преосв. Аггея на его имя с 22 марта 1779 г. по 27 ноября 1780 года за 1828. Сим последним, игумен Гавриил по прошению уволен из Обоянского монастыря и отправления при духовном Обоянском правлении письменных дел за прописанными в его прошении резоны, и определен в Краснокутский Петропавловский монастырь на свое содержание; но прежде выбытия обязывался преемнику своему сдать монастырь по прежним описным книгам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В храмах с восьмериками на четверике мастера продолжали следовать традициям нарышкинского стиля (ц. Казанской иконы Божией Матери в Юрьевце, 1754, не сохр.) или использовать отдельные элементы раннепетровского зодчества (Успенский собор в Лухе, 1775). На их фоне выделялась ц. свт. Николая Чудотворца в костромском Богоявленско-Анастасиином мон-ре (1752-1760, не сохр.). Пропорциональность объемной композиции, тонкая проработка пышного убранства в формах елизаветинского барокко позволяют предполагать, что заказчица храма генеральша Е. М. Салтыкова привлекла к проектированию московского зодчего. С именем Воротилова связано строительство 2-этажных храмов: апостолов Петра и Павла в Костроме (1787, не сохр.), Воскресения (1787) и Преображения (1791) в Нерехте. При различиях композиций (костромская церковь была 5-главой, нерехтские - увенчаны восьмериком) в их объемно-пространственной структуре были развиты приемы, впервые примененные при сооружении кремлевского Богоявленского собора: углы алтаря и зап. притвора скруглены, что придало плану форму эллипса, колокольни над притвором имеют колоколообразное завершение, аналогичное завершению колокольни Костромского кремля. Характерно, что барочные тенденции проявились также в убранстве храмов, основанных на продолжении старых традиций. Двусветный четверик ц. Богоявления в Галиче (1758; не сохр.), разделенный карнизом на 2 яруса, венчал малый восьмерик с главкой, профилированные прямоугольные рамки нижних окон, дополненные тонко прорисованными фигурными бровками, близки к тотемской школе зодчества; верхние, арочные, украшены наличниками с перспективными обрамлениями, перебитыми жгутами, полуколонками со стилизованными пинаклями и с нарышкинскими разорванными фронтонами; лопатки набраны из ширинок и оригинальных стреловидных элементов. Церковь в честь Богоявления в Галиче. 1758 г. Фотография. Нач. XX в. Церковь в честь Богоявления в Галиче. 1758 г. Фотография. Нач. XX в. Среди сельских храмов подавляющее большинство составляли традиц.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Древние фрески сохранились в барабане в 12 простенках, где изображены монументальные фигуры 12 апостолов. В парусах - 4 евангелиста (лучше всего сохр. изображение ап. Марка в юго-зап. парусе). На подпружных арках поочередно в медальонах и прямоугольных рамках помещены изображения 40 Севастийских мучеников. В конхе центральной апсиды, как и в соборе Св. Софии Киевской, находился образ Божией Матери «Оранта» (сохр. фрагмент изображения голубого хитона Богородицы и подиум). Под фигурой Оранты, в среднем регистре апсиды, представлена композиция «Евхаристия» («Причащение апостолов»). В ее центре изображен престол с киворием, на к-ром находятся крест, дискос с 7 просфорами, чаша и звездица. За престолом по его сторонам представлен Иисус Христос (дважды; облачен в синий хитон), а в центре - 2 ангела с рипидами. Справа Спаситель изображен почти в профиль, подающим ап. Павлу чашу с вином. Апостолы (надписи не сохр.), следующие за ап. Павлом, могут быть идентифицированы на основании их традиц. расположения в данной композиции: Матфей, Марк, Андрей, Варфоломей, Филипп. В левой части композиции Спаситель изображен прямолично, подающим ап. Петру просфору. За ап. Петром обычно изображают апостолов Иоанна, Луку, Симона, Иакова, Фому. Уникальными для древнерусского искусства являются фресковые циклы в боковых апсидах собора. В сев. апсиде (жертвеннике) сохранились расположенные в 3 регистрах фронтально в рост образы преимущественно балканских святителей (31 святитель и 6 диаконов; 19 фигур сохр. полностью, 12 частично переписаны в XIX в.; в надписях прочитываются имена святых Константина, Климента, Иоанна Македонского, Иосифа Солунского, Евфимия, Евмения, Артемия, Кириака, Власия, Стефана). На сев. стене в верхнем регистре изображен в рост первомч. архидиак. Стефан. В верхнем ряду на сев. стене, справа от окна, представлен фронтально в рост в святительских одеждах средовек с пышными волосами, прикрывающими уши, темной клинообразной бородой, идентифицированный как просветитель славян равноап.

http://pravenc.ru/text/1840467.html

Есть они и в близкой ему по формам Успенской ц. в Екатеринбурге, несмотря на ее позднюю датировку (1831-1838, с 1912 собор, сохр. частично; архит. М. П. Малахов): ее боковые главы сходны с барочными главами церкви в с. Быньги. Своеобразна постановка колокольни - над небольшим притвором, снабженным портиком; этот притвор столь неглубок, что в целом храм воспринимается как центрический. Прием подобной постановки колокольни известен в типовых проектах А. А. Михайлова и И. И. Шарлеманя 1824 г. Композиция Успенской ц. была в точности повторена в ц. Рождества Пресв. Богородицы в Невьянске (1835-1844, не сохр.), построенной на средства Яковлевых. Прием постановки колокольни вплотную к храму применен и в 3-м храме рассматриваемого типа, возведенном в Екатеринбурге - позднеклассицистическом соборе Александра Невского Новотихвинского монастыря (1838-1852; архит. Малахов). Преображенская ц. в Невьянске (1824- 1830, с 1912 собор, перестроена), ктиторами которой выступили Яковлевы, близка к с.-петербургскому ампиру, особенно к проектам А. И. Мельникова. Монументальность распластанного по земле объема подчеркнута низкими, квадратными в плане барабанами боковых глав. Композиция Михаило-Архангельской ц. на заводе Демидовых в Ревде (1826-1835, не сохр.), напротив, достаточно уравновешенная; вертикальный акцент придан поставленной вплотную к храму колокольней. Самым оригинальным классицистическим храмом в епархии является заводская Троицкая ц. в Билимбае близ Первоуральска (1820-1839, сохр. частично). Она была построена на средства Строгановых по проекту архит. И. И. Свиязева, бывшего крепостного Строгановых. Это оригинальное, изысканное здание, созданное в традициях архитектуры кон. XVIII в. Его крестообразный основной объем увенчан куполом на высоком барабане с большими, сложно оформленными окнами. Ветви подкупольного креста выделены только в верхней зоне, где они оформлены большими итал. окнами. В нижней зоне их фасады украшены портиками, а пространство между ветвями заполнено скругленными объемами.

http://pravenc.ru/text/189617.html

После установления союза с Византией (ок. 1015-1018) и до кон. XII в. наравне с итал. сохранилось визант. влияние на зодчество: был сооружен ряд центрических храмов (сохр. фундаменты, иногда части стен), большинство из к-рых служили местом погребения королей Арпадской династии: крестово-купольные тетраконхи в Фельдебрё (до XIII в.- Дебрев, в 17 км к юго-западу от Эгера; в 40-х гг. XI в.- уменьшенный вариант ц. апостолов Петра и Павла в Секешфехерваре, по реконструкции Й. Чемеди, И. Мери, Ю. Ковалик; сохр. крипта XI в. с фресками сер. XII в.), Сексарде (место погребения Белы I), Кесдисентлелеке (Перко, Румыния). Интересны центрические планы часовен в с. Тарнасентмария и св. Имре в Секешфехерваре (тетраконх, XII в.). О византийско-слав. связях Арпадов свидетельствует основание Эндре I (1046-1060) 2 мон-рей во имя свт. Василия Великого: около Вишеграда на Дунае и на п-ове Тихань, на сев. берегу оз. Балатон (сохр. крипта бенедиктинского аббатства 1055). Романским храмам, построенным в кон. XI - кон. XII в. (т. н. период печской мастерской) свойствен тип плана, разработанный бенедиктинскими монахами: 3-нефная базилика без трансепта, с 3 полукруглыми апсидами и 2 башнями на зап. фасаде (собор в г. Печ, перестроенный в 1882-1891, в к-ром сохр. нижняя церковь XI в. и резной алтарь 30-х гг. XII в.; руины храмов в Эгере и Шомодьваре). проникновение готики в В. связано с правлением Белы III (1173-1196), воспитывавшегося в Византии, женатого вторым браком на франц. принцессе Маргарите де Вексин (сестре кор. Филиппа Августа II). при нем было начато строительство в Эстергоме королевского дворца и капеллы с интерьером в стиле ранней готики (кон. XII в., фрески кон. XII в. и ок. 1340). Влияние «эстергомской мастерской» обнаруживается в украшениях собора г. Калоча и в бенедиктинском аббатстве в Вертешсенткересте. Во 2-й пол. XII в. появился тип базилики, характерный для цистерцианского ордена (с трансептом, без башен на фасаде, иногда с венцом капелл): церковь в с. Белапатфальва (1232, в 16 км к северу от Эгера) или церкви бенедиктинского мон-ря Паннонхальма (во время перестройки в 1-й четв. XIII в.).

http://pravenc.ru/text/150197.html

Ранней постройкой Н., осуществленной в 50-х гг. XIX в., является шатровая колокольня ц. Св. Троицы в Захарове. По проекту и под наблюдением Н. в 1874 г. была перестроена колокольня (не сохр.) ц. Богоявления в Дорогомилове по причине ее ветхости, а также из-за жалоб прихожан на тихий звон из-за малого числа колоколов. При этом зодчий сохранил стиль прежней постройки, а высота была увеличена на один ярус. В 1874 г. по прошению владельцев дач в пос. Пушкино, в т. ч. Н., по его проекту была построена деревянная ц. Боголюбской иконы Божией Матери при ст. Пушкино Московско-Ярославской железной дороги (не сохр.). В 1876 г. там же Н. была возведена теплая деревянная клетская ц. Св. Духа (в 1922 перенесена в Нов. Деревню, ныне микрорайон г. Пушкино Московской обл., освящена как Сретенская). В 1876-1878 гг. на месте разобранного храма XVII в. Н. построил ц. в честь Казанской иконы Божией Матери у Калужских ворот, рассчитанную на 2000 прихожан (не сохр.). По проекту Н. выполнен интерьер, в т. ч. мраморный иконостас; в 1898-1900 гг. художниками акад. живописи В. В. Шокоревым и В. М. Морозовым осуществлена роспись. Казанская ц. является первым опытом обращения к традициям визант. архитектуры в Москве. Н. мастерски синтезировал формы визант. архитектуры с пластикой рус. зодчества, добиваясь их гармоничного сочетания. К наследию визант. архитектуры Н. обратился и при проектировании собора Св. Троицы в Николо-Берлюковской пуст. (построен в 1879 на месте церкви кон. XVIII в.). Отличающийся большей эклектичностью декоративный язык архитектуры собора Св. Троицы построен на контрастной игре дробных форм рус. узорочья XVII в. и лапидарных архитектурных объемов. В 1877-1880 гг. по прошению 63 почетных жителей Москвы в Варварской башне Китайгородской стены по проекту Н. была устроена часовня Боголюбской иконы Божией Матери (не сохр.), приписанная к Покровскому мон-рю. В 1875-1876 гг. Варварская башня была предварительно исследована Н. и отреставрирована. Нижний этаж башни был приспособлен для размещения духовой печи, верхний - разделен перекрытием на 2 уровня: на 1-м разместилась часовня, а на 2-м, в обходной галерее, сделаны кельи монахов, под шатром устроена трапезная.

http://pravenc.ru/text/2565432.html

е. сыграли храмы 80-90-х гг. XVIII в., построенные в крупных дворянских усадьбах, напр. Покровская ц. в с. Семидубравном (1785) Потаповых или Покровская ц. (1787) в с. Горожанка и Иоанно-Предтеченская ц. (1789) в с. Староживотинном Веневитиновых. Их объединяет связь со столичной архитектурой, камерность композиции, продольно ориентированный план, завершения в виде купола на барабане-ротонде и скромный декор. В тот же период в сев. пригороде Воронежа сформировался ансамбль Троицкой архиерейской дачи с парком и домом с церковью (не сохр.). В Воронеже в стиле раннего классицизма была выстроена 2-ярусная колокольня Воскресенской ц. с высоким шпилем и небольшим портиком, завершенным изогнутым фронтоном (неточно восстановлена в 2001-2002 с отдельными чертами барокко); в воронежской городской усадьбе Д. В. Черткова была выстроена домовая Воскресенская ц. (кон. XVIII в.) (позднее Дворянское собрание, не сохр.) с выходящим на М. Дворянскую ул. колонным портиком. Одна из самых выдающихся церковных построек в стиле раннего классицизма в В. е.- Троицкий собор в Острогожске (1787, не сохр.), возведенный по проекту тульского архитектора-самоучки К. С. Сокольникова. По-видимому, в Троицком соборе отчасти были повторены формы собора 1721 г., на месте к-рого он был построен, и оригинально воспроизведена укр. 3-частная схема: 2-этажный храм имел в центре цилиндрический объем, завершенный монументальной ротондой, куполом с люкарнами и главкой, симметричные, прямоугольные в плане, башнеобразные алтарь и притвор (до 1869 выполнял функции колокольни), фасады, украшенные колоннами, пилястрами и нишами. В 80-90-х гг. XVIII в. под влиянием классицизма сложилась новая разновидность храма типа «восьмерик на четверике», по этому типу была построена Преображенская (Покровская) ц. Покровского мон-ря в Воронеже (1788-1799, не сохр.). Сохранив массивные пропорции, зодчие отказались от завершения четверика полукруглым фронтоном, использовали лаконичный классицистический декор, а также характерные квадратные окна в верхнем свете четверика.

http://pravenc.ru/text/155254.html

Особого внимания заслуживает спроектированная курским архит. Грозновым ц. арх. Михаила (1828-1833) в с. Густомой Льговского р-на - строгая, в виде ротонды на четверике, с небольшой трапезной, 2-ярусной колокольней (не сохр.) и монументальными дорическими портиками. Грознов перестраивал нек-рые старинные храмы Курска в ампирной стилистике, в т. ч. Смоленскую или Георгиевскую ц. (1754, перестройка - 1832, не сохр.), ц. арх. Михаила (1767). Уникальное по архитектуре здание представлял собор во имя Св. Троицы (1783) в пос. Глушково Глушковского р-на, перестроенный помещиком и архитектором-любителем С. П. Потёмкиным в 1822 г. Собор был в 1933 г. переделан в Дом культуры, при этом утрачены большая часть основного объема и колокольня. Трехчастная композиция включала кубический 5-главый храм с купольной ротондой в завершении и квадратными барабанами малых глав, трапезную и 5-ярусную колокольню, к к-рой с торцов примыкали 2-этажные паперти, оформленные пилястрами и фронтонами. Интерьер был богато украшен скульптурой, лепниной и живописью в технике гризайль в духе ампира: кессонированный свод трапезной поддерживали наподобие кариатид античного Эрехтейона фигуры крылатых ангелов. В епархии сохранилось большое число церковных сооружений 2-й пол. XIX в. в стиле эклектики. Часто использовались присланные из С.-Петербурга образцовые или местные типовые проекты. В 50-80-х гг. XIX в. доминировал русско-визант. стиль в духе проектов К. А. Тона. Наиболее значительное сооружение этого стиля - собор в честь Рождества Пресв. Богородицы в Курской Коренной пуст. (1852-1860, архитекторы Н. И. Козловский, В. А. Сербин, губ. архит. М. Л. Григорьев). Шестистолпный 5-шатровый собор с нартексом и характерными щипцовыми завершениями центральных фасадных прясел представляет собой вариант образцового проекта Тона ( Тон. 1838. 8). Тот же тип храма с колокольней был применен и в ряде храмов: Знаменской ц. (1863) в с. Борки и Преображенской (70-е гг. XIX в.) в с. Замостье, обе - в Суджанском р-не. Образцовые проекты Тона для 5-главых храмов типа ц. во имя мч. Мирона лейб-гвардии Егерского полка в С.-Петербурге (1849-1855, не сохр.) или Вознесенского собора в Ельце (между 1845 и 1889) использовал в своей работе курский гражданский инженер Пироговский. Особенностью этих проектов являются 4 закомары на фасадах: церкви арх. Михаила в Мирополье (1855) и в с. Вел. Рыбица (1857) в Сумской обл. Украины; храмы праведных Иоакима и Анны (1852) в с. Долгом Золотухинского р-на, вмч. Георгия Победоносца (1893) в с. Становом Тимского р-на, у обоих утрачены малые главы. Близки к этому ряду церкви в честь Рождества Христова (1851-1861) в с. Уланок Суджанского р-на, в честь Покрова Пресв. Богородицы (60-е гг. XIX в.) в с. Илёк Беловского р-на и в с. Банищи (1880-1881) Льговского р-на. Знаменский собор во Льгове (1850, не сохр.) в виде массивного куба, увенчанного луковичной главой на барабане, и с шатровой колокольней также имел сходство с проектами Тона.

http://pravenc.ru/text/2462311.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010