В храмах Екатеринбурга XVIII в. региональные черты соединились с тенденциями столичной архитектуры. Первым крупным каменным храмом стал Троицкий собор в Верхотурье (1703-1709), строившийся соликамскими каменщиками под рук. московских мастеров в комплексе с др. зданиями кремля. Его архитектура соединила традиции нарышкинского стиля Москвы с характерными для приуральского варианта узорочья приемами детальной обработки кирпича. Грандиозный храм типа восьмерик на четверике увенчан крещатым пятиглавием, имеет трапезную и высокую многоярусную колокольню с двойным шатром в завершении. Его композиция возникла скорее всего под влиянием выдающихся построек нарышкинского стиля - ц. Успения на Покровке в Москве (1696-1699, не сохр.) и ц. Собора Богоматери (т. н. Строгановской) в Н. Новгороде (1697-1703). Верхотурский собор отличается великолепным кирпичным нарышкинским декором (3/4-ные колонны, фланкирующие четверики храма и колокольни) и обилием изразцовых элементов (храмозданная надпись, обрамления 8-угольных окон в виде солнц и др.). Это убранство не только не скрывает, но, напротив, подчеркивает сложную тектонику здания, облик к-рого отличается монументальной цельностью. В 10-40-х гг. XVIII в. строительство в Верхотурье и окрестностях было эпизодическим и в целом велось в русле развития архитектуры Приуралья. Спасо-Преображенская ц. в Н. Синячихе. 1794-1823 гг. Фотография. 2007 г. Первые храмы Туринска и его окрестностей - напр., 2-этажные «корабли» городского Крестовоздвиженского собора (1751-1767, не сохр.) и Богоявленской ц. в г. Ирбите (1765-1783, с 1808 собор, не сохр.) - принадлежали тобольской традиции 30-60-х гг. XVIII в., соединившей формы рус. нарышкинского стиля и укр. зодчества. Храмы в этой стилистике строились до конца столетия - ц. Вознесения Николаевского монастыря (1775-1785, не сохр.) и ц. Нерукотворного образа Спасителя (1786- 1798, полностью перестроена) в Туринске. Одновременно с ними появились храмы в стилистике ц. Воскресения (праведных Захарии и Елисаветы, 1759-1776, сохр.

http://pravenc.ru/text/189617.html

Екатерины (1758-1768, не сохр.) был подготовлен с.-петербургским архит. И. В. Мюллером еще в 1743 г., но был полностью переработан «главным межевщиком» Афанасием Кичигиным; в результате получился традиц. нарышкинский храм с отдельными барочными деталями, близкий к некоторым тобольским образцам. Полностью барочное оформление получили традиц. 2-этажные «корабли» Богоявленского собора в Екатеринбурге (1771-1795, не сохр.), для которого имелся проект того же Мюллера, и екатеринбургской Вознесенской ц. (1792-1818). Собственно барочные церкви на территории епархии впервые появились на заводах, принадлежавших семье Демидовых,- Входа Господня в Иерусалим в Н. Тагиле (1764-1776, с 1912 собор, не сохр.) и Св. Троицы в Н. Сергах (1782, не сохр.), достаточно скромные сооружения типа восьмерик на четверике, близкие к московским образцам. Похожая по архитектуре ц. праведных Симеона и Анны (1773-1789, сохр. частично) была построена А. Ф. Турчаниновым на его заводе в Сысерти. Черты барокко и раннего классицизма совмещены в Никольской ц. в с. Быньги (1789-1796), построенной на средства владельца близлежащих невьянских заводов П. С. Яковлева. Храм, крестообразный в плане, увенчан большим куполом на цилиндрическом барабане, невысокая колокольня также имеет цилиндрическое завершение. Кубовидные барабаны боковых глав и средний ярус колокольни завершены лучковыми фронтонами. Крупнейшими центрами храмостроения в XIX - нач. XX в. были Екатеринбург и Н. Тагил. Роль богатых заводчиков в качестве заказчиков архитектуры стала еще более важной. Проект Выйско-Никольской ц. в Н. Тагиле. 1835 г. Архит. А. Х. Крих Формы классицизма распространялись на Урале медленно. Только в 20-30-х гг. XIX в. здесь появился ряд примечательных с архитектурной т. зр. церквей, в первую очередь 5-главых соборного типа. Троицкая единоверческая ц. в Екатеринбурге (1818-1854, с 2000 кафедральный собор, большой купол восстановлен) была построена на средства И. М. Рязанова. Этот храм, близкий к стилистике ампира, отличающийся необычно высоким куполом и длинной трапезной, еще сохранял нек-рые черты барокко (люкарны у основания купола).

http://pravenc.ru/text/189617.html

с позднепетровскими наличниками, кокошниками в завершениях граней восьмерика и в отдельных случаях с курмами: Спасская в с. Ошеть Сунского р-на (1747-1753), Петропавловская в с. Ишлык Советского р-на (после 1750), Троицкая в Кырчанах (ранее 1763-1770, не сохр.) с огромным восьмериком хороших пропорций и Вознесенская в Богородском (дер. Талый Ключ Нолинского р-на, 1776-1787, не сохр.) с 2 большими восьмериками в завершении. Выделяется группа более поздних церквей типа восьмерик на четверике в г. Царёвосанчурске (ныне Санчурск): Тихвинская (1761-1766), Владимирская (1784-1800) и Покровский собор (1770) с «пламенеющими» наличниками, напоминающими формы церкви в Шошме. С 1656 по 1800 г. в состав В. е. входили земли Прикамья, где развивалась уральская архитектурная школа с центром в Соликамске. В Лальске и в его окрестностях (в составе В. е. с сер. ХХ в.) сохранился целый ряд построек устюжской школы (см. Великоустюжская епархия ). В Шестакове близ Слободского архитектура Благовещенского храма (1777-1780, не сохр.) копировала формы Воскресенской (Захарии и Елисаветы) ц. в Тобольске (1759-1776). Проникновение форм столичного зодчества на Вятку началось со строительства нового здания Троицкого кафедрального собора в Хлынове (1760-1772, разрушен в 1933) по проекту архит. И. Г. Кутукова, ученика архит. Д. В. Ухтомского (иногда приписывается Ухтомскому). Большой 5-главый храм был барочным по объемному построению, с рокайльным декором в интерьере и раннеклассическим снаружи. Отдельно была сооружена грандиозная колокольня (1769-1772, архит. А. А. Бекарюков, разрушена в 1933), также барочная по композиции. Промежуточное положение между стилями барокко и классицизм занимает Троицкий храм в с. Сорвижи Арбажского р-на (1782-1808), построенный по проекту В. И. Кафтырева. Характерным произведением в духе барокко был комплекс с. Великорецкого: к западу от храма находилась колокольня (1768), ансамбль окружала ограда, с каменными св. воротами с востока и меньшими входами посередине сев. и юж.

http://pravenc.ru/text/161163.html

Владельцы дворянских усадеб могли привлечь к работе профессионального архитектора или заказать проект в столице. При всем разнообразии характерной чертой храмов традиционных типов стало стремление к максимальной индивидуализации. В убранстве бесстолпных церквей, как правило увенчанных единственной главой на высокой изогнутой кровле, наряду с развитыми барочными наличниками широко использовали: руст на лопатках и раскреповках, напр. в ц. Вознесения (1775) в с. Рязанове Островского р-на (заказчики Ларионовы) и в ц. Воскресения (1800) в с. Бартеневщине Галичского р-на (заказчик Н. Г. Бартенев); ордерные детали, напр. в церквах Воскресения (1777, не сохр.) в с. Марьинском Нерехтского р-на (заказчики А. В. Сумароков и П. И. Бизеев; не сохр.) и Благовещения (1790-1793) в дер. Неронове Солигаличского р-на (заказчик П. И. Черевин). В ярусных храмах основное внимание уделялось композиции восьмериков, своды к-рых прорезали люкарнами, напр. в ц. Спаса Нерукотворного (1758) в с. Готовцеве Галичского р-на (заказчик К. Ф. Готовцев), или увеличивали его высоту дополнительным аттиковым ярусом, напр. в ц. свт. Николая Чудотворца (1763) в с. Новом, что в Телякове Галичского у. (ныне Сумароково Сусанинского р-на; восьмерик разрушен (ИИМК РАН. Фототека)). Нередко храмы возводили по повторным проектам. Проект 5-главой бесстолпной ц. Успения (1785) в дер. Качалове Костромского р-на с рустованной центральной частью и углами, барочными наличниками и характерным подвышением карниза под аттиком был повторен в Успенской ц. (1795) в с. Воронье Судиславского р-на и в Вознесенской ц. (1806) в с. Вознесенском на Мезе (ныне дер. Бычиха Костромского р-на). Копиями костромской ц. апостолов Петра и Павла являлись 2-этажные церкви (1795) в Бовыкине Антроповского р-на и в честь Собора Пресв. Богородицы (1797) в с. Коровье (В. Пустынь) Чухломского р-на. Влиянием петербургской архитектуры можно объяснить выбор для сооруженной в 1776 г. ц. в честь Богоявления по заказу Ф. И. Катенина в урочище Борееве Чухломского р-на (не сохр.) типа однонефной базилики, популярного в прибалт.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

в с. Юрьеве Котельнического р-на, 1767-1778, и др.) или аттиком с картушами по краям, между к-рыми «вписано» полуглавие, напр. в Спасской ц. в с. Спас-Талица Оричевского р-на (1765-1788). По образцу этих церквей до кон. 90-х гг. XVIII в. на Вятке было построено много сельских храмов (в основном 1-этажных), на нек-рых старых храмах поставлены малые восьмерики. Среди церквей этого периода выделялись: Вознесенская в с. Хмелёвка (ныне Зуевский р-н, 1776, не сохр.) - особой изощренностью декора, близкого к Крестовской ц. в Иркутске (1747-1760), Спасская в с. Вяз Кирово-Чепецкого р-на (1773-1783) - стройными пропорциями, рельефным декором и оригинальными полуглавиями («бровки» со сдвоенным окном). Великорецкая икона свт. Николая. Икона. XVII в. (КОХМ) Великорецкая икона свт. Николая. Икона. XVII в. (КОХМ) Юж. районы В. е. в отличие от сев. поморских - всегда тяготели к Поволжью, к соседним Казани и Чебоксарам. Ранние бесстолпные каменные храмы, Благовещенский в Яранске (1699), Покровский в Кукарке (1700, ныне г. Советск), 2-этажный Спасский собор Цепочкина мон-ря близ Уржума (1700-1711, не сохр.) и Никольский в Нолях (1722-1724, ныне г. Нолинск), отличаются от собственно вятских церквей более сдержанным декором (вогнутые фронтончики в очельях и др.). Особое место занимала ц. во имя Рождества Пресв. Богородицы в Шошме (с. Рождественское Яранского р-на, по мнению А. Ю. Каптикова, построена в кон. 90-х гг. XVII в., обрушилась в 1996) - единственный памятник столичного нарышкинского стиля в архитектуре В. е.: храм типа восьмерик на четверике с колокольней, имевшей 3 яруса восьмериков. Восьмерик церкви, имевшей вытянутые пропорции, был увенчан кокошниками с заполненными тонкой белокаменной резьбой «лепестками», главы и ажурные кресты были покрыты поливными изразцами. Тесная связь с Поволжьем продолжалась и в дальнейшем, хотя можно проследить и отдельные влияния вятской школы. В сер. XVIII в. на территориях между вятским севером и югом были построены церкви типа восьмерик на четверике с отдельными чертами декора храмов великорецкого типа, напр.

http://pravenc.ru/text/161163.html

К сооружениям, связанным со столичной традицией сер.- 2-й пол. XVIII в., по-видимому, можно отнести редкий памятник елизаветинского барокко с элементами рококо, возведенный по проекту зодчего, близкого к кругу Б. Ф. Растрелли. Это Михаило-Архангельская ц. (1755) в усадьбе-крепости Сабурово Орловского у. Трехчастная композиция отличалась особой компактностью и цельностью. К высокому основному четверику примыкали прямоугольные пониженные и более узкие объемы - алтарная апсида и трапезная (утрачены и восстановлены с искажениями в кон. XX в.). Широкий световой восьмерик увенчан высокой яйцевидной граненой кровлей с маленькой луковичной главкой на двойной граненой шее. Со 2-й пол. XVIII в. заметно увеличилось приходское каменное строительство в крупных городах, активно использовался стиль барокко, усложнялись типология и декор храмов, сформировалось неск. местных традиций. Так, в 1776-1782 гг. в Орле была сооружена Борисоглебская ц. (в 1786-1841 выполняла функции городского собора). Четверик с Рождество-Богородицким (1817) и Никольским (1840) боковыми приделами и небольшой трапезной имел форму равностороннего креста, был завершен неравногранным восьмериком, перекрытым высокой граненой купольной кровлей и увенчанным маленьким шатром на 8-гранной шее. Примером городского храма в стиле барокко может служить Борисоглебский (1776, не сохр.) на ул. Салтыкова-Щедрина (близ Болховской дороги), имевший в плане выраженный крест. Объем храма представлял собой низкий четверик со срезанными углами и крупный восьмерик с яйцевидной граненой кровлей с граненым барабаном с шатровым завершением, короткие прямоугольные боковые притворы были значительно понижены. К Борисоглебской ц. близка по архитектуре Троицкая ц. (1779, руинирована) в дер. Щучье Орловского р-на. При этих храмах имелись отдельно стоящие колокольни. Традиц. тип кубического бесстолпного храма в Орле, как и в ряде провинциальных городов России, продолжал существовать на рубеже 70-х и 80-х гг. XVIII в. Пятиглавая бесстолпная Никитско-Ахтырская ц. (1773-1786) - крупная кубическая постройка, перекрытая сомкнутым сводом с глухими главками на цилиндрических небольших барабанах, с пониженной прямоугольной трапезной с приделами, с полукруглой апсидой с востока и с колокольней с запада. По конструктивному решению с ней соотносятся: посадская Ильинская ц. (Николы на Песках) в Стрелецкой слободе (1775-1790; двусветный четверик, завершенный декоративным пятиглавием, с трапезной и колокольней, перестроенными в 3-й четв. XIX в.) и уничтоженная в кон. 30-х гг. XX в. ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Рыбного) в Орле (1797; четверик перекрыт невысоким сводом с 5 куполами-фонариками и декорирован портиками с 4 пилястрами и термальными окнами; колокольня - с декором в духе раннего провинциального классицизма с элементами стиля барокко).

http://pravenc.ru/text/2581553.html

Церковь святых Космы и Дамиана на Маросейке в Москве. 1790–1803 гг. Архит. М. Ф. Казаков. Фотография. 1883 г. В 1788-1793 гг. возводилась ц. Вознесения на Гороховом поле; с большой долей уверенности можно утверждать, что автором проекта был либо К., либо кто-то из его учеников. Мощная 2-ярусная ротонда, окруженная в нижнем ярусе белокаменной ионической колоннадой с пышными барочными капителями, соединена с низкой трапезной в форме прямоугольника со скругленными углами. На западе 3-частную осевую композицию церкви замыкает высокая 3-ярусная колокольня со шпилем. Этот храм является как бы живым средоточием тех архитектурных поисков, к-рые велись в кон. XVIII в. в московской архитектурной среде. Результаты этих поисков зафиксированы в т. н. смешанном альбоме К., где были собраны разнообразные проекты храмов (опубликован Н. Ф. Гуляницким; предварительный проект ц. Вознесения представлен в альбоме). Главной архитектурной темой большинства проектов была цель соединить в единой композиции идеальное центрическое сооружение и продольно-осевую схему приходской церкви, состоявшей из летнего храма, зимней трапезной с приделами и колокольни. Задача соединения идеального с прагматическим была очень характерна для московского зодчества и для творчества К. в частности. В зодчестве Москвы, а также в провинциальной архитектуре центрального региона на рубеже XVIII и XIX вв. особенно широко распространились подобные типы культовых построек. Зарождение своеобразной типологии таких зданий, совмещавших в себе ротонду с продольно-осевой композицией, связывают одновременно с творчеством Баженова и К., подчас отождествляя работы этих зодчих. Проекты церквей такого рода, сохранившиеся в казаковских альбомах, если и не принадлежали К., то могли быть выполнены учениками зодчего или учениками его учеников. Из московских построек наиболее значимы в этом ряду ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Спаса Преображения) на Б. Ордынке, перестроенная Баженовым из старой (1783-1790) и ц. во имя Спаса на Глинищах (1776-1782, не сохр.), безосновательно приписанная Баженову. Среди провинциальных храмов наиболее известны ц. св. Иоанна Предтечи в Белозерске (1810), также без особых оснований атрибутируемая Баженову, Никольская ц. в с. Растворове (Мещовского р-на Калужской обл., 1800), Покровская ц. в с. Морозовы-Борки (Сапожковского р-на Рязанской обл., 1817) и др.

http://pravenc.ru/text/1319792.html

Облик Сергиево-Казанского собора вдохновил строителей ц. святых Флора и Лавра в Курске (1779, не сохр.), имевшей крестообразную композицию с 2-светными притворами и трапезной, сгруппированными вокруг 3-светного одноглавого четверика, свод к-рого прорезали узнаваемые арочные люкарны. С запада возвышалась 4-ярусная колокольня. Аналогичный мотив арочных люкарн в своде четверика применен в Успенской ц. (нач. XIX в., ныне старообрядческий приход). В декоре ярусной колокольни этого храма сохранились барочные лепные капители полуколонн с головками херувимов. Церковь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы в Курске. 1761 г. Церковь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы в Курске. 1761 г. Необычная для Курского края архитектура ц. Преображения Господня (1776-1783, не сохр.) близка к образцам тобольского барокко (заказчики-купцы торговали в Тобольске). Двухэтажный объем «кораблем» завершался высоким 5-главым четвериком с полуглавиями, повышенным квадратным центральным барабаном и глухими угловыми. Барабаны венчались фигурными главками. На западе находилась шатровая колокольня. Наиболее узнаваемой деталью четверика были вписанные в полуглавия окна верхнего света в форме вертикально вытянутых квадрифолиев. Помимо крупных 2-этажных церквей в епархии сложился местный тип небольшого приходского храма с чертами барокко, переходящего в классицизм. Популярны были продольные 3-частные композиции с основой в виде восьмерика на четверике и боковыми экседрами (полукруглыми или гранеными), длинной трапезной и ярусной колокольней, напр. церкви в честь Введения Пресв. Богородицы (1761), свт. Николая Чудотворца «на торгу» (60-е гг. XVIII в., не сохр.), Благовещения Пресв. Богородицы (80-е гг. XVIII в., не сохр.), свт. Николая Чудотворца (нач. XIX в.) - все в Курске; Троицкий собор в Щиграх (1796-1801), переделанный в нач. XX в. в формах рус. стиля архит. П. Н. Руденко. Иногда к четверику под восьмериком с боков примыкали прямоугольные притворы, как в Воскресенско-Ильинской ц. в Курске (1768, переделка фасадов сер. XIX в., архаичная шатровая колокольня, имеющая общие черты с колокольней Троицкого мон-ря, утрачена в 50-х гг. XX в.).

http://pravenc.ru/text/2462311.html

Развитие костромской церковной архитектуры во 2-й пол. XVIII в. отличалось исключительной интенсивностью: если за 1-ю пол. XVIII в. было сооружено 45 каменных храмов, то во 2-й половине - 266, типологическое разнообразие и диапазон стилистических направлений значительно увеличились. Огромное значение имела реконструкция Костромского кремля после пожара 1773 г. Она осуществлялась по инициативе еп. Симона (Лагова) архитектором-самоучкой из Б. Солей С. А. Воротиловым. Успенский собор получил 4-скатное покрытие и новую, грушевидную форму глав, были построены 3-этажные каменные дома архиерейского подворья. Был возведен теплый Богоявленский собор (1776-1791, не сохр.), 4-столпный, в плане близкий к овалу, соединенный прямоугольным притвором с колокольней. Цилиндрический барабан с цепочкой люкарн в основании купольной кровли был воздвигнут над глухим сводом - в нем размещалась соборная б-ка. При ярко выраженном барочном убранстве были использованы приемы, указывавшие на знакомство с классицизмом: ризалиты с 4-пилястровыми портиками на боковых фасадах, гладкие и рустованные пилястры большого ордера, антаблемент с триглифо-метопным фризом. Четырехъярусная колокольня высотой 64 м имела купол и невысокий шпиль на необычном по форме резонаторе с вогнутыми гранями, прорезанными круглыми люкарнами, арки ярусов фланкировали сдвоенные колонны ионического и коринфского ордера, ограду обходных галерей украшали вазоны. Преображенский собор в Чухломе. 1746 г. Фотография. Нач. XX в. Преображенский собор в Чухломе. 1746 г. Фотография. Нач. XX в. Во 2-й пол. XVIII в. почти все деревянные церкви в Костроме, Галиче и Нерехте были заменены каменными. В Костроме было возведено 24 храма (большая их часть уничтожена в 30-х гг. XX в.), в Галиче - 8, в Нерехте - 3 церкви. Начало градостроительному переустройству положили утвержденные в 1781 г. регулярные планы. Преобладающими оставались посадские храмы (5-главые, бесстолпные, с трапезными и колокольнями), на объемную композицию и декор которых влияло освоение барочной стилистики: полуциркульные апсиды уступили место граненым или прямоугольным с полукруглым выступом на востоке, чаще использовали высокую изогнутую кровлю гуськового силуэта - ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (1762) в Костроме (не сохр.), ц. Воскресения (кон. XVIII в.) в Галиче (завершение утрачено), или куполообразную кровлю с полицами - ц. святых Константина и Елены (1754) в Галиче, ц. свт. Василия Великого (1768) и ц. свт. Стефана Сурожского (1780, не сохр.). В Костроме появились одноглавые храмы с каскадными кровлями - ц. Покрова Пресв. Богородицы (1790) в Крупениках, ц. святых Константина и Елены (1795-1798), ц. Крестовоздвижения (кон. XVIII в.; все утрачены). В декоре храмов Костромы развитые рамочные наличники особенно нарядны - с замками, горизонтальными или лучковыми сандриками, фигурными фартуками; лопатки на краях мастера ставили с отступом от углов, создавая их раскреповки; лопатками или пилястрами украшали межоконные простенки.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Петропавловский собор и колокольня (1712–1733) в С.-Петербурге. Архит. Д. Трезини Петропавловский собор и колокольня (1712–1733) в С.-Петербурге. Архит. Д. Трезини Важной вехой в типологическом развитии барочных К. были нереализованные проекты надвратной К. с.-петербургского Смольного монастыря (архит. Ф. Б. Растрелли). Первый проект (1744-1748) представлял собой 4-ярусную квадратную башню с раскрепованными углами, на к-рые были поставлены сдвоенные колонны, с крупными арками звонов и колоколовидным завершением, увенчанным шпилем. Этот проект повлиял на архитектуру изящной, отдельно стоящей К. Никольского Морского собора в С.-Петербурге (1753-1762; архит. С. И. Чевакинский) с вогнуто-выпуклыми фасадами, а также надвратной К. Новоспасского монастыря в Москве (1759-1785; архит. И. П. Жеребцов). Позднее этот проект был точно повторен в К. Успенского собора в Туле (1772-1776; архит. М. М. Праве; не сохр.), а затем растиражирован костромским архит. С. А. Воротиловым, построившим К. Богоявленского собора в Костроме (1776-1791; не сохр.), Преображенского собора в Рыбинске (1797-1804) и Успенского собора в Рязани (1783; достроена по др. проекту в XIX в.). К этому же типу относится затопленная К. Никольского собора в Калязине (1800), созданная уже в духе классицизма. Второй проект К. Смольного монастыря по велению имп. Елизаветы Петровны должен был походить на колокольню «Иван Великий», но был реализован только в модели. К. имела 9 ярусов и проездную арку внизу, с 2 сторон к главному столпу примыкали 3-ярусные звонницы. К. завершалась длинным цилиндром под луковичной главой, не соответствовавшим основному объему. Ранний классицизм развивал барочный тип ярусных К., усиливая геометрическую четкость объемов. К. чаще стали возводить вместе с храмами. Для архит. А. Ринальди типичны 3-ярусные К.: квадратные нижние ярусы несут верхний, цилиндрический (Исаакиевский собор; модель 1768; перестроен в XIX в.; Князь-Владимирский собор в С.-Петербурге, 1766-1772, и др.). Та же схема была распространена в провинции (надвратная К. Наровчатского мон-ря в Пензенской обл., 90-е гг. XVIII в.).

http://pravenc.ru/text/1841778.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010