архит. В. Н. Шильдкнехта) собора Св. Софии. 2-этажный Воскресенский храм в скиту Павлова Обнорского мон-ря (1867-1869) был увенчан 13 луковичными главами, имел щипцовое завершение и русско-визант. отделку фасадов. В рус. стиле выдержаны шатровая колокольня Успенского вологодского мон-ря (1880), декорированная кокошниками, церкви прп. Корнилия в Корнилиевом Комельском мон-ре (1854-1856, не сохр.), Знаменская Свято-Духова вологодского мон-ря (1860-1867, не сохр.), Покровская Нило-Сорской пуст. (1863-1866), Корсунской иконы Божией Матери (1875-1879, не сохр.), колокольня (1881-1887, не сохр.) Павлова Обнорского мон-ря и комплекс Стефано-Ульяновского мон-ря (ныне территория Сыктывкарской и Воркутинской епархии, частично сохр.). В нек-рых случаях в основе архитектурного решения лежала классицистическая композиция (Знаменская ц.). Те же черты присущи ц. во имя свт. Лазаря Четверодневного в Вологде (1882-1887), бывшей в годы гонений на положении 2-го кафедрального собора, и Преображенской ц. (перестроена в 1876-1880) Спасо-Суморина мон-ря. В формах рус. «кирпичного» стиля XVII в. были сооружены 5-главый собор Парфеновского жен. мон-ря (окончен в 1914), притвор ц. прп. Зосимы и Савватия Соловецких в Вологде, церкви в с. Нелазском, свт. Василия Великого в Устюжне (нач. XX в.) и др. Церковь Казанской иконы Божией Матери в г. Никольске (нач. XX в., действующая) выдержана в визант. стиле. Своеобразие художественного стиля региона определило «местонахождение Вологды на границе между средней полосой России с ее старыми художественными центрами и Севером, где процветало народное, преимущественно крестьянское искусство» ( Вздорнов. С. 55). Для древнейших произведений начиная с XIV в. характерны сочетание достижений искусства крупных художественных центров («...основой для формирования местных стилистических течений в XIV в. стала иконопись Ростова» - Смирнова. С. 138) с простотой и непосредственностью «северных писем», а также графичность изображения и темно-синий фон. Это иконы: «Богоматерь с Младенцем на престоле, с предстоящими свт.

http://pravenc.ru/text/155162.html

На почитание и степень распространения изображений О. в России в кон. XIX - нач. XX в. повлияло историческое событие. 17 окт. 1888 г., в день памяти пророка, произошло чудесное избавление от гибели семьи имп. Александра III Александровича при крушении поезда на ст. Борки Курско-Харьково-Азовской железной дороги. С этого момента появляется большое число икон, включающих фигуру О. и прп. Андрея Критского. Это могла быть икона Божией Матери с покровом-омофором в руках со святыми, чья память отмечена под 17 окт., и подписью, напоминающей о чудесном спасении царской семьи (поднесена духовенством Киево-Печерской лавры государю); икона со святыми - покровителями членов царской фамилии, напр. 2 иконы, написанные по заказу прихожан в ц. в честь Казанской иконы Божией Матери для придела Покровской ц. в с. Хомутове Богородского у. Московской губ. (ныне в черте г. Щёлково Московской обл.); икона из Георгиевской ц. Новочеркасска. В честь святых, чья память празднуется 17 окт., в т. ч. О., возводили храмы, напр. в Анапе Кубанской обл. (ныне Краснодарского края) 5-главый кирпичный храм (архит. В. П. Цейдлер (1893-1900), не сохр.), на месте которого в 2008 г. поставлена часовня с тем же посвящением, ее украшением служит мозаичное изображение О.- старца «еврейского типа», в белом хитоне и желтом гиматии, покрывающем голову. На гравюрах с видами храма в Борках изображен коленопреклоненный О., к-рый в паре с прп. Андреем Критским молится написанному на небесах образу Пресв. Богородицы, держащей покров-омофор. Сходное посвящение имели престолы: приделов в древнем Никольском соборе бывшего Николо-Медведского мон-ря в Нов. Ладоге Ленинградской обл.; в ц. во имя свт. Спиридона Тримифунтского в Адмиралтействе С.-Петербурга (не сохр.); в Троицкой ц. в с. Польцо Вачского р-на Нижегородской обл. (1887); в ц. при Самогитском 7-м гренадерском полку в Покровских казармах Москвы (1890; не сохр.); часовни на Лукьяновке в Киеве (1891; не сохр.); церкви в г. Карачеве Брянской обл. (1893; не сохр.); в освященном в 1896 г. левом приделе ц. во имя иконы Божией Матери «Милующая» в память коронования имп. Александра III и имп. Марии Феодоровны на Васильевском о-ве в С.-Петербурге (1888-1896; архит. В. А. Косяков); главный престол нижнего храма заложенной прав. Иоанном Кронштадтским за Невской заставой Успенской ц. на подворье Важеозерской Спасо-Геннадиевой пуст. (1897-1903; архит. Н. Н. Никонов, перестроена).

http://pravenc.ru/text/2581621.html

Крупнейшее сооружение этого периода - Троицкая (Смоленская) ц. (с 1836 кафедральный собор, не сохр.) на Б. Московской ул. в новой, застраивавшейся по регулярному плану 1774 г. части Воронежа, окруженная площадями. Здание, выстроенное в 1779-1789 гг., обрушилось, новое, очевидно по др. проекту (1805-1822, колокольня 1818), представляло собой большой куб с полукруглой апсидой и трапезной, боковые фасады украшали 4-колонные коринфские портики с фронтонами. Оригинальным было завершение - крупный четверик с 4 большими окнами, низким куполом и фонарем, с декором, близким к стилю барокко (раскреповка антаблемента и фронтонов, группы колонн по углам, вазы), возможно под влиянием стиля Покровской ц. из с. Репец. 3-ярусная колокольня в стиле зрелого классицизма со шпилем, одна из важнейших вертикалей в центре города, послужила образцом для звонниц Покровского жен. мон-ря в Воронеже (не сохр.) и Успенского собора в Задонске. Качеством и тонкой прорисовкой деталей отличалась приходская ц. Вознесения (перестроена из храма 3-й четв. XVIII в., очевидно, в 1801-1815, не сохр.) с портиками, скругленными углами, изящным барабаном-ротондой с балюстрадой вокруг основания, а также одноименный храм на Чугуновском кладбище с 4-колонными портиками, полуциркульными проемами во фронтонах и ротонде барабана (1808-1813, сохр. зимняя ц. во имя прор. Самуила, 1808, сильно перестроенная в 2001). Церкви, построенные в имениях крупных землевладельцев, строго выдержаны в стиле классицизма. Это, напр., небольшая, возведенная на высоком холме над р. Битюг, крестообразная с завершением в виде ротонды Покровская ц. (1809) в с. Пады гр. Орловых. В композиции Покровской ц. в с. Липовка (1824, не сохр.), возведенной на средства графини А. А. Орловой-Чесменской, был выделен массивный куб храма с широким рустом на углах, проемами в виде больших люнет и вынесенными вперед колонными портиками, увенчанный куполом на низком барабане с рядом термальных окон в основании. К храму примыкала прямоугольная апсида и трапезная, переходящая в нижний ярус колокольни.

http://pravenc.ru/text/155254.html

Автопортрет Пафнутия Пырвеску. Фрагмент росписи ц. Бордешти. 1699 г. (Нац. музей искусств в Бухаресте) В списке, составленном Пырву, указано, что он работал в 14 церквах (опубл.: Negr u, Cojocaru. 2017. Р. 16). Однако этот перечень неполон: известны др. церкви, в эпиграфических надписях к-рых Пырву указан как автор росписи или где сохранились его автопортреты. Согласно списку, первым стенописным ансамблем, выполненным Пырву, стала роспись кафоликона мон-ря Негру-Водэ (не сохр.). Он приступил к работе в 1679-1680 гг. вместе со своим учителем иконописцем Евгением, затем прервал работу из-за срочного заказа от господаря Валахии Шербана I Кантакузино (роспись кафоликона мон-ря Котрочени в Бухаресте), после выполнения которого закончил роспись в Негру-Водэ в 1683-1684 гг. Следующей Пырву расписал ц. свт. Николая близ Кымпулунга, построенную в 1677 г. его благодетелем Тудораном Влэдеску (после смерти супруги Тудоран основал здесь Аниноаса мужской монастырь и принял постриг с именем Феодосий). Также Пырву принадлежали росписи церквей в мон-рях Мэрджинени (близ совр. г. Морени, жудец Дымбовица; после секуляризации монастырских владений в 1871 мон-рь переоборудован в тюрьму, росписи не сохр.), Пояна-Кымпина (после 1690; совр. жудец Прахова; по заказу валашского спафария Фомы Кантакузино; церковь разрушилась при землетрясении 1977, построена заново по старому плану в 1980-1985; росписи не сохр.), Троицкой ц. (до 1693) в скиту Леспези (близ Комарника, совр. жудец Прахова; по заказу боярина Пырву Кантакузино). В дальнейшем по заказу спафария Михая Кантакузино Пырву выполнил росписи в ц. в честь Успения Пресв. Богородицы (после 1695) в г. Синая (совр. жудец Прахова) и в Успенской ц. (ок. 1696) в Рымнике (Рымнику-Сэрат, совр. жудец Бузэу). Затем Пырву работал над росписью церкви Колця во имя Трех святителей (ок. 1701-1702, по заказу Михая Кантакузино) и ц. св. Георгия Нового в Бухаресте (по заказу господаря мч. Константина Брынковяну ; росписи не сохр.), ц. Успения Пресв. Богородицы (кон. XVII в.) в Филипештий-де-Тырг (совр. жудец Прахова, построена в 1642 великим постельничим Константином Кантакузино, руинирована, новая возведена в 1942-1943; росписи не сохр.), ц. Трех святителей (1692) в Филипештий-де-Пэдуре (совр. жудец Прахова), ц. Успения Пресв. Богородицы (1692) в Кэлинешти (совр. жудец Телеорман), Троицкой ц. (1694) в Мэгурени (совр. жудец Прахова). Известно также об участии Пырву в росписях церквей, не упомянутых в его списке: ц. св. Евфимия из Фундений-Доамней (1699) на берегу оз. Фундени в сев.-вост. части Бухареста, ц. свт. Николая в мон-ре Маму (до 8 сент. 1699), Архангельской ц. (1700) мон-ря Берка (совр. жудец Бузэу) и ц. Успения Пресв. Богородицы (после 1700) мон-ря Бордешти (совр. жудец Вранча). Также Пырву написал мн. икон.

http://pravenc.ru/text/2579808.html

в г. Чудово (1827, не сохр.), Троицкая ц. в дер. Менюше Шимского р-на (1841). Преобладавший базиликальный тип 3-частного однокупольного храма с колокольней над притвором представляли собой церкви: Преображенская в дер. Песчаное Новгородского р-на (1785, 1828); Успенская в с. Марёве (1796); Успенская кладбищенская в Боровичах, ныне собор (1798-1800, 1839-1840, венчающая часть перестроена в 1911); Троицкая в дер. Сопины Боровичского р-на (1800); Никольская в пос. Волхов Мост Чудовского р-на (1803, не сохр.); Екатерининская в дер. Ровное Боровичского р-на (1802); Богоявленский собор Николаевского Перекомского Розважского мон-ря (1806, не сохр.); Георгиевская ц. в дер. Вел. Село Старорусского р-на (1807, полностью перестроена); Лазаревская в дер. Сергово Новгородского р-на (1811); Смоленская в дер. Марково Поддорского р-на (1811, перестроена в 1876); Троицкая в дер. Боровно Окуловского р-на (1812); Покровская в дер. Волок Боровичского р-на (1812); Рождество-Богородицкая в с. Оскуй Чудовского р-на (1812, расширена в 1886); Знаменская в дер. Любыни Шимского р-на (1815); Преображенская в дер. Еглино Валдайского р-на (1815); Успенская в дер. Молочково Солецкого р-на (1815); Покровская в г. Пестово (1820); Троицкая в дер. Перетно Окуловского р-на (1820); Тихвинская в дер. Любони Боровичского р-на (1820); Знаменская в дер. Ст. Ракомо Новгородского р-на (1824, руины); Троицкая на погосте Видимирь Хвойнинского р-на (1824-1853); Покровская в дер. Короцко (1825, руины); Богоявленский собор в г. Холм (1826, не сохр.); Вознесенская ц. в дер. Чёрной Батецкого р-на (1828); Введенская в дер. Наволок Валдайского р-на (1829); вмц. Параскевы в Ст. Тарасове (совр. дер. Тарасово Демянского р-на, 1829, перестроена); Иоанно-Богословская в дер. Нагово Старорусского р-на (1832, не сохр.); Иоанно-Предтеченская в дер. Шедомицы Боровичского р-на (1834); Васильевская в дер. Чёрной Пестовского р-на (1834); в честь Уверения ап. Фомы в дер. Зайцево (1836); Покровская в дер. Дубровке (1834-1837); Рождество-Богородицкая в дер.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

В XVIII в. сохранялась типичная упрощенная композиция 3-частных храмов, сформировавшаяся в предшествующем столетии. Высокий четверик основного объема, близкий к кубу, получал завершение в виде луковичной главы на барабане, как, напр., в вологодских церквах: во имя прп. Кирилла Белозерского в Рощенье (сер. XVII в., сохр. частично), вмч. Феодора Стратилата (не ранее 1628, не сохр.), свт. Николая на Глинках (1676, действующий), прор. Илии в Каменье (1698), вмц. Параскевы Пятницы (кон. XVII в., не сохр.), Вознесения Христова (1698-1700, не сохр.), свт. Иоанна Богослова (1744), Казанской (1760). Воспроизводился и декор XVII в., особенно «рогатые» оконные наличники. В петровское время под влиянием московского барокко сформировался новый характер завершений вологодских храмов в виде возвышающегося над четвериком (часто 2-светным) массивного восьмерика с луковичной главкой на барабане. Таковы церкви Покрова Пресв. Богородицы на Козлене, св. Иоанна Предтечи в Рощенье (1710-1717), свт. Власия Севастийского (1714). В трапезных с плоскими перекрытиями обычно находились теплые приделы. Ярусное завершение намечено в примыкающей к данному типу церкви Троице-Герасимова мон-ря на Кайсаровом ручье (1717, не сохр.). В вологодском Успенском мон-ре были построены св. врата (между 1709 и 1714) и надвратная ц. во имя прп. Алексия, человека Божия (освящена в 1720), с 4 окнами на фасаде, богато украшенном полуколоннами и наличниками с барочными фронтонами во 2-м ярусе. 5-главая Спасская ц. в Белозерске (1716-1723) представляет собой высокий куб с 3-апсидным алтарем и низкой трапезной, с шатровой колокольней (с запада). Вертикальную устремленность и живописность зданию придает сильно развитая венчающая часть с широким изразцовым фризом. 2 яруса кокошников над карнизом расположены необычно, один над другим. Поверх кокошников нетрадиционно поставлен еще 1 карниз фигурной кладки - «пила». Архаична и Сретенская ц. в Вологде (1731-1735): бесстолпный 3-частный в плане храм на подклете увенчан луковичным пятиглавием; 2-этажная трапезная напоминает гражданскую постройку.

http://pravenc.ru/text/155162.html

Церковь Вознесения Господня над св. вратами Свияжского Успенского мон-ря. 1-я пол. XVIII в. Фотография. Нач. ХХ в. В XVIII в. архитектурная ситуация в К. и Т. е. объяснялась преобладанием купеческого (в городе) и помещичьего (в окрестностях) заказа. По образцу Петропавловской ц. в 20-30-х гг. возникли многочисленные (сравнимые по количеству с Москвой или В. Устюгом) церкви типа восьмерик на четверике, имевшие сильно вытянутые по вертикали пропорции. В Казани они, как правило, были украшены скромным петровским декором, напр. Ильинская ц. Никольского монастыря (1736, не сохр.) или ц. Московских чудотворцев на подворье Раифского мон-ря (1739). Эти храмы имели ярусные колокольни, напр. по-провинциальному громоздкая Успенская ц., возведенная среди руин древнего Болгара (1732-1734), имела шатровую колокольню. Многочисленные церкви Свияжска сохраняли очень качественный рельефный нарышкинский декор, замечательные образцы к-рого были представлены на Никольской ц. «в Жильцех» (1734, не сохр.). Немало было возведено храмов, в уменьшенном виде повторявщих формы Петропавловской ц. и совершенно скупых по внешнему убранству. Это особенно характерно для построек, возведенных на средства И. А. Михляева и его вдовы Е. И. Михляевой: ц. Параскевы Пятницы на месте деревянного храма сер. XVI в. (1728), предназначенная для рабочих суконной фабрики Михляева; ц. прмц. Евдокии (по приделу, главный престол - Нерукотворного образа Спасителя, 1734) с одноярусной колокольней, упрощенными наличниками окон и 8-гранным окном на сев. и юж. фасадах (Республика Татарстан: Правосл. памятники. 1998. С. 27, 71; Фролов. 2005. С. 36-39). К тому же типу храмов относятся ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери (1731, в Ст. Татарской слободе, ныне - центр крещено-татарских приходов); ц. в честь Сошествия Св. Духа на апостолов в Суконной слободе (освящена в 1738), возведенная на средства Е. И. Михляевой, в виде бесстолпного четверика с высокой полусферической кровлей, поставленного на подклет; ц. Смоленской иконы Божией Матери с приделом во имя прп. Варлаама Хутынского (ок. 1726, не сохр.) (Республика Татарстан: Правосл. памятники. 1998. С. 59, 70; Фролов. 2005. С. 39-40, 61, 67-68). В новых формах перестраивались старинные и строились новые храмы в Свияжске: в 1-й пол. XVIII в. появился грушевидной формы купол на барабане свияжского Успенского монастырского собора, пощипцовое покрытие заменено, а на фасадах поставлены декоративные аттики сложной формы, призванные скрыть неровности новой кровли; выстроен из кирпича надвратный храм в честь Воскресения Господня на месте Борисоглебской ц. ок. 1600 г. ( Яблоков. 1906. С. 39). Из кирпича возвели церкви в честь Тихвинской иконы Божией Матери (1735, с 1740 - во имя Софии Премудрости Божией, не сохр.) и Благовещения (1755, не сохр.; Остроумов, Чумаков. 1971. С. 56).

http://pravenc.ru/text/1319802.html

И. из В. перечислены в «Хронике города Генуи»: «Легенды о святых» (Legendae Sanctorum), более известные как «Золотая легенда» (Legenda Aurea), 3 сборника проповедей: о всех святых (Sermones de omnibus sanctis et festis; сохр. более 300 рукописей), о воскресных евангельских чтениях (Sermones de omnibus evangeliis domenicalibus; сохр. более 350 рукописей), о евангельских чтениях Великого поста (Sermones quadragesimales; сохр. ок. 300 рукописей), а также «Книга о Пресв. Богородице» (Liber Marialis; сохр. ок. 70 рукописей) и «Хроника города Генуи от основания города до 1297 г.» (Chronica civitatis Ianuensis ab origine urbis usque ad annum MCCXCVII; сохр. 44 рукописи). Исследователи дополняют этот список рядом агиографических сочинений, о которых И. из В. не упоминает. Речь идет о св. местах и покровителях Генуэзского архиеп-ства (Житие св. Сира Генуэзского, повествование о перенесении мощей Иоанна Крестителя в Геную, история мощей, хранящихся в мон-ре святых Филиппа и Иакова в Генуе, и др.). С 60-х гг. XIII в. И. из В. работал над «Золотой легендой», сборником житий святых и праздничных чтений, расположенных согласно литургическому календарю. По окончании 1-й редакции (1267) автор неоднократно перерабатывал текст. Изначально задуманное как справочник для проповедников, в ходе редактирования сочинение все более превращалось в книгу для благочестивого чтения образованными людьми. В работе с агиографическим материалом автор отдавал предпочтение древним святым, особенно ранним христ. мученикам, настороженно относясь к святым из мирян, государям и святым каролингской эпохи, к-рых порицал за близость к светской власти. В «Золотой легенде» И. из В. дал неск. архаизированную трактовку святости, на к-рую почти не оказали влияния духовные идеалы нищенствующих орденов. «Золотая легенда» И. из В.- самый известный пример «легендария нового типа» (legenda nova), жанра агиографических сборников, появившегося в 30-40-х гг. XIII в. и рассчитанного на нужды нищенствующих монашеских орденов. Такие легендарии являлись стандартизированными, внутренне целостными компендиумами сокращенных житий наиболее популярных святых, их можно назвать занимательными агиографическими справочниками. Совместив церковный календарь, литургический легендарий и произведения биографического жанра, подобные сборники стали своего рода энциклопедией Свящ. истории и богословия. Мн. подобные компиляции вышли из-под пера членов доминиканского ордена, к-рые стремились не только приспособить легендарии для нужд странствующих проповедников, но и содействовать процессам консолидации и романизации католич. Церкви в XIII в.

http://pravenc.ru/text/200325.html

Ныне существующее завершение иконостаса - результат переустройства 1896 г. Иконостас придела во имя Собора арх. Гавриила. 2-я пол. XVI в. Иконостас придела во имя Собора арх. Гавриила. 2-я пол. XVI в. На аналоях перед иконостасом также находились иконы «Богоматерь Барловская» (не сохр.) в золотом окладе (сохр.) и «Богоматерь Боголюбская» (не сохр.) в золотом окладе (сохр. нек-рые детали), «Благовещение» в серебряном золоченом окладе (в собрании музея не выявлена). В алтаре за престолом располагались двусторонние выносные иконы в киотах и драгоценных окладах «Богоматерь Пименовская с Благовещением на обороте» в серебряном золоченом окладе (посл. четв. XIV в.; перенесена в Б. с. в сер. XVI в.), «Богоматерь Одигитрия со Спасом Нерукотворным на обороте» (время создания неизвестно; не сохр.), «София Премудрость Божия» (XV в.), возможно, работы тверских мастеров, с «Распятием» (XIX в.) на обороте. Часть икон богатого собрания Б. с. хранилась на тябле за иконостасом, иконы в киотах располагались вокруг столпов, напр. «Распятие со Страстями Господними на полях» (XVI в.). В приделах Б. с. также существовало иконное убранство, созданное к моменту их возведения. Иконы самого древнего придела, свт. Василия Кесарийского, судя по документам, после упразднения придела были разрознены. Известно (по описи 1680-1681), что часть икон находилась в юго-вост. верхнем приделе вмч. Георгия. В 1613-1614 гг. из Приказа Большой казны в верхние приделы (Собор арх. Гавриила, Собор Богоматери и Вход Господень в Иерусалим) были выданы иконостасы вместе с церковной утварью. Эти иконостасы упомянуты в описях кон. XVII в. и сохранились до наст. времени. Все иконостасы трехъярусные и построены по единому принципу: в центре местного ряда - царские врата с сенью и столбиками, дверь с образом Благоразумного разбойника ведет в жертвенник. Справа от царских врат располагались храмовые местные образы. Особенностью придельных иконостасов является написание на одной доске образов деисусного и праздничного рядов.

http://pravenc.ru/text/149295.html

В половине XVIII столетия церковь была Богородицкая. В 1776 г. были две деревянные церкви – Рождество-Богородицкая и Преображенская холодная. В этом 1776 г. дана храмозданная грамота от 12 марта за 537 на построение, вместо двух ветхих деревянных церквей, каменной церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы с приделом в честь Преображения Господня. Указом Вятской духовной консистории от 1 марта 1781 г. разрешено старую ветхую деревянную Преображенскую церковь разобрать (дело архива Вятской духовной консистории по ставленнической описи 28/1781). Придел устроен и освящен в 1783 г. во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а не в честь Преображения Господня. Холодная же церковь освящена в 1788 г. 25 мая во имя Св. Троицы, а не в честь Рождества Богородицы. В 1785 г. указом Вятской духовной консистории от 6 октября за 2258 разрешено старую деревянную Рождество-Богородицкую церковь, по ее ветхости, разобрать. Преображенская же деревянная церковь в это время была еще крепка и осталась неразобранной. В 1847 г. теплая каменная церковь перестроена. После перестройки приделы были: холодный – Троицкий, в теплой – правый Рождество-Богородицкий, левый Георгиевский. В 1894 г. приступлено к расширению теплой церкви. Расширение храма окончено в 1896 г. и 13 октября того года освящен правый придел в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1897 г. в теплом храме вверху над проходом в холодный храм, между двумя нижними приделами, устроен придел и 24 ноября освящен в честь особенно местночтимой иконы Иверской Божией Матери. В 1900 г. 1 мая освящен левый придел теплой церкви в честь Великомученика Георгия. В.И. Шабалин, архивариус Вятской духовной консистории. «Краткая история об открытии приходов и о построении церквей Вятской епархии»; Дела архива Вятской духовной консистории: 170/1760, 103/1776, 234/1783 (освящение Рождество-Богородицкого придела), 461/1785 (разобрание деревянной церкви), 213/1791 (освящение холодного храма), 173/1795, 29/1801 (построение колокольни), 1167/1813, 46/1814, 1129/1818, 563/1824, 495/1828, 184/1834, 580/1837 (освящение церкви), 1250/1844, 437/1847 (о расширении храма), 2005/1850, 1999/1852, 365/1868, 476/1871, 405/1873, 514/1874, 321/1893 (расширение храма). Метрические книги с 1749 г. Примечание. Дела архива Вятской духовной консистории: 103/1776, 461/1785. Вятские епархиальные ведомости 1866 г. 10. Дело архива Вятской духовной консистории по описанию сел Вятской епархии 1910 г. Приложение. Храмозданная грамота 1776 г.

http://sobory.ru/article/?object=08923

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010