2. Описание усадьбы Покровское см.: Лукомский Г. К. Вологда в ее старине. СПб., 1914. С. 303–312. Ред. 3. Отец Софии Афанасьевны, Афанасий Матвеевич Брянчанинов († 1786), служил в лейб гвардии Семеновском полку, после выхода в отставку приобрел в Грязовецком уезде имения Осанино и Фомино. Дружил с литераторами, поэт М. Н. Муравьев посвятил ему несколько стихотворений. Ред. 4. Все время жизни своей в с. Покровском он содержал постоянно на полном своем иждивении приходское двухклассное училище, в котором обучалось до 50 чел. крестьянских детей. 5. Аскетические опыты. Т. I. 6. В этом году на 30 ваканций было 130 конкурентов. Из числа их Брянчанинов не только был первым, но исключительно он один удовлетворил требованиям для поступления во 2-й кондукторский класс. 7. В самом непродолжительном времени Брянчанинов стал первым учеником своего класса и сохранил это место по наукам до самого выхода из училища. 8. Алексей Николаевич Оленин (1763 1843) — археолог, филолог, график, держатель известного литературно — художественного салона. —  Ред. 9. Аскетические опыты. Т. 1. 10. Алексей Иванович Малов (1787–1855) — протоиерей Исаакиевского собора при Адмиралтействе, масон, член Российской Академии; 1. II. 1837 г. отпевал А. С. Пушкина в Конюшенной церкви. —  Ред. 11. Егор Карлович Сиверс (1779–1827). С 1820 г. — директор Главного инженерного училища, с 1825 — генерал-лейтенант, сподвижник А. А. Аракчеева. —  Ред. 12. Инспектором Училища был инженер генерал-майор Барон Эльснер, с трудом объяснявшийся на русском языке. 13. Схимонах Феодор (1756–1822) — ученик архимандрита Паисия Величковского. —  Ред. 14. Леонид (Лев Данилович Наголкин; 1768 11. X. 1841), иеромонах, старец, с 11. VIII. 1829 жил в Оптинском скиту. —  Ред. 15. Аскетические опыты. Т. I. 16. Серафим (Стефан Васильевич Глаголевский; 1763 1843) — Петербургский митрополит с 1821 года, борец с крамолами и масонством. Ред. 17. Аскетические опыты. Т. I. 18.  Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф. 10. 37).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Архиепископ Платон всячески отклонял супругов от разводов. Тех, кто настаивал на расторжении брака, он иногда назначал на монастырские работы, «дондеже (пока. – Л. А.) смирится». Впрочем, когда оба супруга не хотели более жить вместе, владыка утверждал решение консистории, которая обыкновенно такие браки расторгала, с тем чтобы оба разведенных супруга навсегда оставались безбрачными 214 . ...Но через некоторое время Варвара Ивановна вновь изменила мужу. Семья Суворова распалась, и почти до самой кончины он оставался одиноким. Но одно очевидно: оставшись без семьи, полководец всего себя посвятил служению России. 206 Амвросий (Подобедов) – митрополит, сын священника; род. в 1742 г., образование получил в Троицкой семинарии. В 1768 г. принял монашество, в 1771 г. стал префектом и учителем богословия в академии, прославился там как проповедник, составил «Руководство к чтению Священного Писания Ветхого и Нового Завета», изданное в 1779 г. Св. Синодом и долгое время бывшее единственным учебным пособием по этому предмету в Духовных школах. В 1774 г. назначен ректором академии, в 1778 г. хиротонисан во епископа Севского, викария Московской митрополии, в 1781 назначен епископом Крутицким, также Московским викарием. 211 Чернышев Захар Григорьевич (17(172784) – граф, генерал-фельдмаршал. В 1760 г. командовал отрядом при взятии Берлина. Президент Военной коллегии. В 1782–1784 гг. был генерал-губернатором Москвы. 214 Нельзя не привести здесь мнения владыки Платона о разводах. «Как дело сие духовное, то и надлежит оное производить преосвященным епископам в своих консисториях лично, а не через поверенных, и не формою суда, а следственным порядком... Крайне сожалительно, что разводы умножаются и причиною этому есть не только видимое, но почти осязаемое в нравственности развращение, которое Един Бог может исправить. А по возможности нашей, к уменьшению разводов мню я, что просящих о разводах прежде склонять к примирению, во-первых, через духовников, а потом и в консисториях, и напоследок через самого архиерея, и на сие доложить сроку не менее полугода. Авось-либо через толикое время первое стремление жара утихнет и приведет их в размышление воспоследовавшее несогласие кончить миром. Ибо спешить в таком деле нужды нет... Что до разводов, то как брак совершается в Церкви, то она имеет право по законным причинам и расторгнуть оный. А ежели светские присвоят себе власть расторгать брак, то следует им и благословлять брак. Притом союз брака есть преважный в рассуждении государства. Государство – большая семья, которая основывается на том, ежели частные семьи будут неразрушимы, или по крайней мере удерживаемы. А в светских судилищах удобно последует то, поскольку от них нечего ожидать – ни ревности к сохранению сего союза, ни беспристрастия... Сверх того, как Церковь от основания своего имела право, и оно относится до религии и составляет догматы веры, то дерзновенно оную сего лишать, иначе могут произойти следствия худые».

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Наконец, Архиепископ Московский, с 1757 года по 16 Сентября 1771 года. 16 . ТИМОФЕЙ Щербацкий, Митрополит Московский, Член Синода с 1757 года Ноября 4. В 1767 году, Января 3, уволен и 18 Апреля скончался. 17 . ИОАННИКИЙ I Павлуцкий, Архимандрит Савинский, с 1758 по 1762 год; потом Епископ Воронежский. 18 . СИЛЬВЕСТР Страгородский, Епископ Переславский, затем, с 1763 года, Крутицкий. А велено ему присутствовать погодно, переменяясь с Преосвященными Тимофеем Московским и Амвросием Крутицким по старшинству. В 1771 году, Марта 14, за болезнью уволен на покой. В 1763 году, Октября 3, Именным Высочайшим указом повелено в Синодальной Конторе присутствовать Архиерею 1, Архимандриту 1, Протопопу 1 и быть Прокурору. 19 . ВАРФОЛОМЕЙ, Архимандрит Знаменский, затем Савинский, с 1764 года Января 16. В 1773 году скончался. 20 . АЛЕКСАНДР I Георгиевич Левшин, Протоиерей Успенский, с 1768 года Января 16. В 1798 году скончался. 21 . ГЕННАДИЙ Драницын, Епископ Суздальский, с 24 Сентября 1771 года. В 1775 году, Февраля 17, пожалован Членом Синода и Апреля 11 скончался. 22 . САМУИЛ Миславский, Епископ Крутицкий, с 1771 года Сентября 24. В 1775 году, Февраля 17, пожалован Членом Синода. В 1776 году, Марта 17, переведён в Ростов. 23 . ИОАНН II Черепанов, Архимандрит Новоспасский, с 1771 года. В 1775 году пожалован Членом Синода. В 1778 году, Декабря 8, скончался. 24 . ПЛАТОН II Левшин, Архиепископ, затем Митрополит Московский и Член Синода с 1775 года Декабря 20 по 25 Января 1776 года. Потом с 9 Января 1777 года по 2 Апреля 1792 года. 25 . ПАЛЛАДИЙ, Епископ Рязанский, с 1776 года Февраля 5 по 29 Марта 1776 года. 26 . ДАМАСКИН Семёнов–Руднев, Архимандрит Заиконопасский и Ректор Академии, с 1779 года Апреля 19. В 1782 году, Мая 4, хиротонисан в Епископа Севского. 27 . АМВРОСИЙ II Подобедов, Епископ Севский, затем Крутицкий, с 1782 года Января 21 по 1785 ход. Ныне Митрополит Новгородский и первенствующий Член Синода. 28 . ПЛАТОН III Любарский, Архимандрит Донской, с 4 Мая 1792 года. В 1794 году, Февраля 26, хиротонисан, в Епископа Тамбовского.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Д. м. внес существенный вклад в духовное просвещение жителей Урала. В 1719 г. впервые упоминается о существовании при мон-ре уч-ща, в котором обучались дети монастырских служителей для кадрового обеспечения вотчинной администрации. Обучение велось за монастырский счет. В 1748 г. при Д. м. была учреждена славяно-российская школа. В 1761 г. курс обучения в ней был расширен за счет введения преподавания латыни, школа стала называться «латинской» или семинарией. Детей монастырских крестьян и служителей обучали отдельно от семинаристов, без преподавания латыни. После секуляризации 1764 г. надобность в обучении крестьянских детей для административно-хозяйственных целей отпала. В 1768 г. (по др. сведениям, в 1779) преподавание латыни было отменено, школа стала называться «русской». Обучались в ней дети священнослужителей и монашествующих. В Д. м. рус. школа просуществовала до 1800 г., а с 1816 г. возродилась как духовное уч-ще, пользуясь только помещениями обители. Начальная школа для детей крестьян и горожан была создана при обители в кон. XIX в. Б-ка Д. м. формировалась за счет централизованных поставок из епархии, покупок книг и вкладов. В 1732 г. она насчитывала 174 книги, в 1776 г.- 201, в 1823 г.- 234 книги. В нач. ХХ в. в б-ке хранились 2 книги, принадлежавшие прп. Далмату: «Беседы на Деяния святых Апостол» свт. Иоанна Златоуста (К., 1624) и «Толкование на Апокалипсис» Андрея Кесарийского (К., 1625) (в одном переплете) и «Беседы на послания ап. Павла» свт. Иоанна Златоуста (К., 1623). При закрытии мон-ря в опись 1923/24 г. для передачи в музей было внесено 353 книги, в т. ч. 27 рукописей, 113 изданий XVII-XVIII вв., но сохранить б-ку не удалось. К 2006 г. в различных собраниях обнаружено 4 книги из этой б-ки. Нек-рые далматовские монахи занимались книгописной и лит. деятельностью. Так, игум. Афанасий (Любимов) переписал в 1666 г. Толковую Псалтирь в 3 книгах. В нач. 20-х гг. XVIII в. мон. Авраамий (Карамышев) перевел с польск. на рус. язык соч. «Лебедь с перием» архим. Иоанникия (Галятовского) . Рукопись он сопроводил авторским предисловием с посвящением книги Петру I . До сер. 30-х гг. XVIII в. в б-ке мон-ря хранилась рукописная «Летопись ротмистра Станкевича», к-рая была использована В. Н. Татищевым при написании «Истории Российской», благодаря чему известно ее содержание. XX в.

http://pravenc.ru/text/168668.html

Мужской монастырь Святой Троицы (Спармос) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Святой Троицы основан в середине XVI века. Греческое название — Ιερ Μον Αγας Τριδος. Содержание История [ править править код ] Монастырь был построен над селом Спармос (Спарму), которое под именем Сфаримон, упоминается в хрисовуле (Золотая булла) императора Андроника III Палеолога 1336 года. Достоверной датой основания самого монастыря не располагаем. Историки предполагают, что монастырь построен в начале турецкого владычества, в середине XVI века, основываясь на монастырской хронике, упоминающей монастырь в 1602 году и реставрацию монастыря в 1633 году. Первая Архипелагская экспедиция русского флота в ходе русско-турецкой войны (1768—1774) вызвала очередное восстание в греческих землях. Капитаны клефтов Олимпа Зидрос и Лазос, на короткое время, освободили свои регионы, но под давлением албанских сил, призванных османами подавить восстание, ушли в Среднюю Грецию. Пытаясь утихомирить регион, турки предоставили им статус арматолов. Зидрос получил под свой контроль треугольник между городами Сервиа — Катерини (город) — Платамонас. Лазос получил регион Элассоны и Олимпа. При этом, оба капитана не разрешали присутствие вооружённых турок и албанцев в своих регионах. Поражение восстания и присутствие в греческих землях бесконтрольных иррегулярных албанских орд привели к десятилетию хаоса и террора. Население Пелопоннеса, греки и турки, призвали султана избавить их от албанцев, но это удалось Хасан Паше только к 1779 году. В Фессалии от албанских набегов пострадали Трикала, Волос (город), сёла горы Пелион и Элассоны. Албанцами был сожжён и снесён до основания соборный храм Ларисы «Святой Ахиллион». В 1774 году 4 тысячи турко-албанцев совершили налёт на регион контролируемый капитаном Зидрасом. Зидрас был не в состоянии остановить эти силы. Монастырь «Святой Троицы» Спармоса был разграблен. Усилиями жителей монастырь был восстановлен. При этом, подкупив турецких чиновников, монастырь начал строить «метохи» (Подворье), не получив предварительно разрешение из Константинополя.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

В 90-х гг. XX в. в мон-ре велись ремонтно-восстановительные работы. Значительную помощь оказали предприятия и воинские части, расположенные в г. Муроме. Мон-рь приобрел земельные участки в селах Панфилове и Карачарове Муромского р-на. В 2001 г. при М. Т. м. открыт пансионат «Надежда» для несовершеннолетних. Под попечительством обители находятся неск. тюрем, колония для несовершеннолетних, воинская часть, муромское об-во инвалидов-колясочников «Феникс». Мон-рь имеет неск. подворий: Крестовоздвиженское в Муроме, Богородицкое в дер. Мишино Муромского р-на, Богородицкое в Камешковском р-не Владимирской обл. На территории обители установлена деревянная часовня, посвященная святым Петру и Февронии Муромским. В М. Т. м. проживает игум. Арсения (Москокова) и ок. 90 насельниц, введен общежительный устав. С 4 ч. утра совершаются утренние молитвы и полунощница; читается неусыпаемая Псалтирь. В воскресенье, среду и пятницу по вечерам читаются акафисты Иисусу Сладчайшему, свт. Николаю Чудотворцу и Божией Матери. В Троицком соборе имеются приделы во имя святых Петра и Февронии и во имя праведных жен Анны, Тавифы и Иулиании Лазаревской (Муромской). Арх.: РГАДА. Ф. 280. Оп. 6. Д. 1998 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1765 г.]; Д. 3182 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1767 г.]; Д. 3720 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1768 г.]; Д. 4235 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1769 г.]; Оп. 4. Д. 1014 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1771 г.]; Оп. 8. Д. 448 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1772 г.]; Оп. 9. Д. 463 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1773 г.]; Оп. 10. Д. 466 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1774 г.]; Оп. 11. Д. 500 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1775 г.]; Оп. 12. Д. 459 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1776 г.]; Оп. 15. Д. 250 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1779 г.]; МИХМ. М-9793 [Летопись Муромского Троицкого мон-ря. 2-я пол. XIX - нач. XX вв. Ркп.]; 207 [Докладная записка художника-архит. А. Полторанина в Горьковское отд-ние Союза Художников]; 207 [Акт комиссии по реализации церк. вещей от 13 июля 1928 г.]; М-2231 [Синодик Троицкого мон-ря г. Мурома].

http://pravenc.ru/text/2564388.html

Посему, в половине 1767 года послал он в Святейший Синод прошение об увольнении с должности своей и о дозволении для покоя избрать себе на пребывание монастырь в той же Епархии. Его желание было исполнено, и он в конце того же года получил увольнение со Всемилостивейше пожалованной пенсией, по 500 рублей в год. Таким образом, Воронежская паства озаряема была учением и примером сего Пастыря только 4 года и 7 месяцев, и разлучилась с ним в самых последних числах Декабря, 1767 года 13 . Преосвященный сей, при самом принятии намерения об оставлении Епархиальных трудов, сперва предызбрал себе для пребывания в Воронежской Епархии заштатный Толшевский Монастырь. Сия обитель 14 отстоит от Воронежа на 40 верст к Северо-востоку, лежит неприкосновенно ни к какому селению, над протекающей с восточной его стороны рекой Усманью, и окружена была отовсюду лесами, в то время почти непроходимыми. В сие-то уединенное и сокрытое дремучими лесами убежище удалился Преосвященный Тихон перед самым новым 1768 годом. Он надеялся там в безмолвии, от действия природы и от телесных упражнений, получить облегчение в своих немощах. В самом деле, он употребил наступившую следующую весну и лето так, как предположил в своем намерении: но природа сего места не соответствовала его желанию. Он испытал, а наипаче – в наступившую осень, что пребывание там, по причине окружающих болот и от самой густоты лесов, а также и по причине иловатой реки Усмани, тем больше только расстраивало его здоровье и усиливало его припадки. Сверх того, к прискорбию своему, нашел он в обители сей настоятеля, зараженного неисцельным расколом, отвращающегося Православной Церкви и Священства ее, и роптавшего явно на водворение у себя Пастыря своего, который усердно хотел обратить его, но не усмотрел и надежды к тому. Посему, хотя и не хотелось ему столь скоро переменять своего убежища, однако, принужден был в следующем, 1769 году, оное оставить, и выпросил себе место для пребывания в той же Воронежской Епархии, в Задонском третьеклассном монастыре. Сей монастырь отстоит от Воронежа к Северу на 90 верст, лежит на открытой полугоре, близ реки Дон, и, при подошве своей, изобилует чистыми ключами. Описание сего монастыря смотри в конце сей книги. В то время, близ сей обители было только небольшое селение, под названием Слободы Тешевки, но через 10 лет, потом, в 1779 году, сия слобода переименована Задонском уездным городом Воронежской Губернии. В сие новое убежище перешел Преосвященный Тихон в Великой пост, 1769 года. Однако, не забыл потом и прежнего, коего безмолвным и пустынным уединением пленяясь, часто даже из Задонска приезжал в оное и летом, и зимою на несколько дней для пребывания, паче же для подаяния милостыни окрестным бедным.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Санкт-Петербургскому митрополиту Амвросию (Подобедову) было тогда шестьдесят шесть лет. Образование он тоже получил в Свято-Троицкой семинарии, там же некоторое время был учителем. В 1768 году принял постриг, его перевели в Славяно-греко-латинскую академию, где он вскоре стал известен в широких кругах просвещенного общества своим словом «О пагубных действиях суеверия», произнесенным при погребении убитого московской чернью московского архиепископа Амвросия, а также учебного «Руководства к чтению Священного Писания Ветхого и Нового Завета». Этот учебник в 1779 году был издан Святейшим синодом и долгое время оставался единственным руководством в семинариях. Амвросий являлся епископом Севским, викарием Московской митрополии, затем стал архиепископом Казанским. Всю СВОЮ жизнь заботился об улучшении духовного образования в России, обновлял библиотеки, расширяя их фонды. На рубеже двух столетий Амвросий возглавил столичную кафедру. 10 марта 1801 года одним из последних высочайших указов государя императора Павла I он был возведен в сан митрополита. По его указаниям в 1805 году составили и преподнесли Александру 1 проект преобразования духовных училищ. Преосвященный Амвросий являлся членом Комитета об усовершенствовании духовных училищ, учрежденного в 1807 году и преобразованного затем в Комиссию духовных училищ, и от новоучрежденной Санкт-Петербургской духовной академии получил honoris causa – почетную ученую степень доктора богословия. Более всего Амвросия тревожило стремительное распространение в России всевозможных мистических течений и откровенного сектантства. Увы, обер-прокурор Святейшего синода князь Александр Николаевич Голицын, напротив, закрывал на это глаза, если не сказать покровительствовал. В обществе родилась и развивалась идея внеконфессиального христианства и адогматической религиозности. Чтобы бороться с этими тревожными новшествами, необходимо было воспитать армию высокообразованных православных священников и монахов. Вот почему такое значение Амвросий придавал созидаемой в Петербурге духовной академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Львовская кафедра не могла отбиться от Шептицких. В преемники Афанасию назначен был Лев (Леонид) Шептицкий . Этот епископ родился в 1714 г.; обучался в львовских школах, потом в Риме; с 9-го марта 1747 г. из мелецких игуменов администратор холмской епархии; 14-го мая 1749 г. посвящен во епископа львовского в Мелецком монастыре; с 1762 г. коадъютор митрополита Володкевича cum futura successione; с 28 го мая 1768 г. за отсутствием митрополита из царства Польского, управлял митрополией в течение года и четырех месяцев; в 1775 г. пожалован орденом Белого Орла; с 1-го февраля 1778 г. митрополит. При нем в 1750 году учреждена в Львове епархиальная семинария; в 1773 г. униатская семинария в Вене. Умер 13-го мая 1779 года. 1181 В Перемышльской епархии 1182 после изменившего православию Иннокентия Винницкого , епископами были: Георгий (Гавриил) Винницкий , брат предыдущего; прежде служил в войске, но наконец вступил в духовный чин и принял монашество в Лаврове монастыре и, не прошедши еще всего, установленного для новициатов, искуса, в 1700 году митрополитом Львом Заленским посвящен в епископы. Георгий усильно старался утвердить в епархии унию, введенную его братом и уничтожить православие. Ревность и деятельность его были поводом, что, по смерти Заленского (1708 г.), он избран был в митрополиты киевские и притом был архимандритом дубненским и дерманским. Скончался 22-го сентября 1713 г. в Страшовичах около Самбора и похоронен в монастыре Лаврове. По смерти Георгия Винницкого управление епархией принял, с званием администратора, игумен Лавровского монастыря, Вениамин. Но он так отягчил духовенство, что оно занесло на него жалобу панскому нунцию в Польше, кардиналу Одескальки, который поручил управление Перемышльской епархией владимирскому епископу Льву Кишке; заведовавшему также и митрополией. Наконец, чрез два года избран и посвящен был в перемышльские епископы Иероним Устрицкий . Родиной Устрицких было селение Унихов или Унегов в Семиградии; переселившись в Галицию они занимали в Саноцкой земле Устрики Горные, откуда и получили фамилию. Иероним родился в 1658 г.; проходил разные мирские должности; женат был на Елисавете Готинской, разведенной с Горским; после вступил в базилианский орден и проходил послушания в львовском монастыре св. великомученика Георгия; вскоре посвящен в пресвитеры. 1183 В 1720 г. присутствовал на Замойском соборе, где, вместе с епископами львовским и владимирским, протестовал против изъятия монахов чина Василия Великого из-под власти епархиальных епископов, но без успеха. В 1739 г. Устрицкий взял себе помощника Онуфрия Шумлянского, с наименованием его епископом самборским cum futura successione, и с жалованьем 4,000 польских злотых; в 1746 г. сдал всю власть своему преемнику, а сам удалился в Лавров монастырь, где жил еще два года, закончив жизнь свою в глубокой старости 12-го октября 1748 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Мон-рь пострадал во время пожаров 1737 и 1748 гг. (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. Ед. хр. 1. Л. 1 об.): сгорели кровли, кельи, 2 конюшни и неск. дворов на монастырской земле ( Токмаков. 1896. С. 97). В 1752 г. на заводе Данилы Тулякова из старого монастырского колокола был отлит новый с прибавлением 38 пудов - вклад игум. Ольги (Дубенской). В 1755 и 1768 гг. были заменены иконостасы приделов и собора Преображения Господня (ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 236. Д. 55, 119). В 1744 г. за М. А. м. числились 1586 крестьян (ЧОИДР. 1860. Ч. 3. Отд. 1. С. 151) ( Малиновский. 1992. С. 135). К 1764 г. в обители проживали 4 священника, 2 диакона, 96 монахинь, а также 12 отставных убер- и унтер-офицеров и солдат ( Токмаков. 1896. С. 97-98). В 1764 г. М. А. м. был отнесен ко 2-му классу необщежительных мон-рей, в нем должно было быть не более 17 монахинь ( Ушакова. 2016. С. 40. Токмаков. 1896. С. 38). Перед 1764 г. в обители помимо собора с трапезной и колокольней находились построенные в 1713-1714 гг. каменные кельи, 9 каменных флигелей и 1 деревянный, 3 каменные сторожки, каменная ограда с 2 башнями и 3 воротами (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. Ед. хр. 1. Л. 1-2; Токмаков. 1896. С. 39). В 1779 г. вновь сообщается о починке ветхих зданий в мон-ре (ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 236. Д. 209, 256, 258). В 1812 г., перед вступлением франц. войск в Москву, игум. Анфия (Козловская) удалилась «неизвестно куда», большинство сестер также покинули обитель. М. А. м. был сожжен, не пострадал только собор, в к-ром насельницы запирались, молились и окропляли стены св. водой; 4 послушницы угорели, одна была избита солдатами. Ценности, закопанные в землю и спрятанные под лавками, не пострадали. В восстановлении М. А. м. после 1812 г. принимал участие викарий Московской епархии еп. Августин (Виноградский) , чье мирское имя было Алексей (ЧОИДР. 1858. Ч. 4. Отд. 2. С. 47; Токмаков. 1896. С. 40-42, 99). Московский мон-рь во имя прп. Алексия, человека Божия. Фотография. 1883 г. Московский мон-рь во имя прп. Алексия, человека Божия. Фотография. 1883 г. Согласно планам нач. XIX в., М. А. м. занимал ок. 13-14 га. Территория обители была трапециевидной в плане, вытянутой параллельно реке, полого понижалась с запада на восток; западнее мон-ря обрыв оврага ручья Черторый был очень крутым, почти отвесным. На профилях 1806-1808 гг. Ф. К. Соколова мон-рь находился за невысокой каменной стеной. Кельи, судя по плану 1817 г., окружали собор с 4 сторон, но на западной и северной сторонах они были спланированы достаточно сложно, имели внутренние дворы и проходы. В сплошную линию келий с юж. стороны между 10-ми и 30-ми гг. XIX в. были встроены Водяные ворота с высоким псевдоготическим щипцом и пинаклями, представленные на картине К. И. Рабуса 1838 г.

http://pravenc.ru/text/2564218.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010