Кабаличи. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Приход села Кабаличи уже в XVII веке упоминается как один из самых древних приходов современного Брянского района, однако сведений о храме не сохранилось. Последняя деревянная церковь здесь была построена в 1705 году, но к 1760-м годам обветшала. В 1768 году по желанию и на средства помещика Ивана Никифоровича Тютчева было начато сооружение нового храма с двумя Алтарями: главным во имя Рождества Богородицы и теплым придельным во имя Ильи Пророка. Богослужения в новом храме начались в 1773 году в придельном Алтаре, а главный Алтарь храма был освящен только в 1779 году, когда были окончены все строительные и отделочные работы. До 1836 года приход состоял из села Кабаличи и деревни Глинищево. В 1836 году присоединено к нему село Балдыж с деревнями Карпиловка и Севрюково. В храме два алтаря: главный — летний, в честь Рождества Пресвятой Богородицы; придельный, в трапезной части храма — зимний во имя Святого пророка Илии. Главный Алтарь был освящен в 1779 году. В 1901 году, после капитального ремонта, храм был заново освящен. В годы коллективизации (конец 1920-х годов) храм закрыли и использовали для хозяйственных нужд. В 1994 году был воссоздан приход. Богослужения проходят во временном помещении, здание храма реставрируется. Сведения из статьи «Храмы Брянского благочиния», опубликованной в «Брянском Православном Календаре на 2006 год» (Издание Брянского Епархиального Управления) На центральной площади села Кабаличи, одного из древнейших брянских сёл, стройной свечой высокой колокольни возвышается церковь Рождества Богородицы. Говорят, что " освещая " широкие просторы этих мест, она создаёт здесь особое настроение. У церкви много обиходных названий - Богородицкая, Богородице-Рождественская, Рождество-Богородицкая. На всю округу - Кабаличи, Глинищево, Титовка - это единственный приход для верующих. Дошедший до нас каменный храм - наследник деревянных предшественников. Четыре столетия назад колокольный звон уже разносился по окрестным полям и перелескам, созывая народ на молитву.

http://sobory.ru/article/?object=05019

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАМЕРОН [англ. Cameron] Чарлз (1743, Лондон - март 1812, С.-Петербург), архит., родом из Шотландии. Творчество К. связано с Россией, где его произведения воплотили идеалы зрелого классицизма, основанного на знании подлинных античных памятников. Уже в период обучения К. увлекся античным искусством; среди ранних работ известен его альбом рисунков на античные темы (1764, б-ка Ленинградского ин-та инженеров железнодорожного транспорта, ныне - Петербургского гос. ун-та путей сообщения, фонд рукописей и редких книг, инв. 4891). После прочтения книг итал. архитектора эпохи Возрождения А. Палладио К. приехал в Рим (ок. 1767-1768), чтобы продолжить начатое им изучение древности. По возвращении в Лондон К. издал труд, посвященный рим. термам (1772). Приглашение К. в Россию (1779) было обусловлено увлечением имп. Екатерины II англ. садово-парковым искусством и желанием обновить ансамбль Царскосельской имп. резиденции в классицистическом стиле. К. был назначен «архитектором Ее Императорского Величества». Ему было поручено строительство в Царском селе (с 1808 Царское Село, ныне Пушкин) нового комплекса сооружений, по замыслу государыни это должен был быть «античный дом». К. выбрал участок на границе с регулярным парком, архитектура его построек сочеталась с новым пейзажным садовым ансамблем, получившим собственную нерегулярную планировку. Первая постройка К. в Царском селе - это Холодные бани (1779 - 80-е гг. XVIII в.): 2-этажный корпус с банями внизу и гостиными наверху (т. н. Агатовые комнаты) (1780-1785); позднее были устроены Висячий сад, Пандус, небольшая дворцовая церковь позади Агатовых комнат (все - нач. 90-х гг. XVIII в.). С Холодными банями соединялась открытыми террасами-переходами колоннада Аполлона (Камеронова галерея; 1783-1787), откуда открывались виды на павильоны и объекты регулярного и живописного парков, а в широких пролетах были установлены бюсты античных поэтов и императоров, к-рые напоминали о достижениях древних.

http://pravenc.ru/text/1470115.html

Высокопреосвященный митрополит Амвросий Амвросий Подобедов , в мире Андрей, родился ноября 30, 1742 г. в погосте Стогове, Переяславского уезда, Владимирской епархии. Отец его был священник. Учился сперва дома, а с 1757 г. в Троицкой семинарии, под руководством знаменитых ректоров ее Гавриила Петрова и Платона Левшина , бывших впоследствии митрополитами. По окончании курса в 1764 г. был в той же семинарии учителем; 12 февраля 1768 г. пострижен в монахи и, в августе, переведенный в славяно-греко-латинскую академию, прославился здесь как проповедник. Особенно замечательны две его проповеди . В одной, по случаю убиения московского архиепископа Амвросия Зертис-Каменского, проповедник говорил, между прочим: «отяготе на нас рука Господня: но се новый предмет болезнования и возмятения сердец наших! Боже Всеблагий! Ослаби гнев твой и не вниди в суд с рабы твоими». Слово было издано по Высочайшему повелению, печаталось несколько раз; было даже переведено на немецкий и французский языки. Другое слово, сказанное при годичном поминовении того же Амвросия, возбуждало еще большие похвалы у иностранцев, посещавших Россию. С 1771–1774 год Амвросий был при московской академии префектом и учителем, сперва философии, а потом – богословия. В это время он составил «руководство к чтению священного писания Ветхого и Нового завета», бывшее долгое время единственным руководством в духовных училищах. В 1779 г. Синод издал его на свой счет, для употребления в обществе и в школах. В 1774 г. Амвросий сделан ректором академии. В 1775 г. архиепископ московский Платон поручил Амвросию приготовить проповедь на день рождения Великой Княгини Наталии Алексеевны, первой супруги Павла Петровича, т. е. на 14 июня, и сказать ее в присутствии Екатерины 2-й, бывшей тогда в Москве. Амвросий говорил о важности благочестия, утверждающего царства и престолы, служащего основанием мира и благосостояния народов и заключил обращением к Императрице. Она наградила Амвросия бриллиантовым крестом и приказала представить его кандидатом на первую епископскую кафедру. В 1778 г. Императрица утвердила его епископом Севским. Он посвящен 5 июля в Сергиевой пустыни, в присутствии Императрицы. Амвросий благодарил Екатерину за благоволение к нему и получил от нее бриллиантовую панагию, богатое облачение и 3000 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Закрыть День памяти дипломата кн. А.А.Безбородко Сегодня мы также вспоминаем дипломата путешественника И.И.Лепехина, художника В.Л.Боровиковского, историка литературы Л.Н.Майкова, генерала П.И.Батова, писателя С.П.Залыгина и реставратора А.П.Грекова 19.04.2024 19 Время на чтение 12 минут Сегодня Святая Церковь чтит память свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч.120-ти Персидских (344-347). Свт. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Мчч. Петра и Прохора (1918). Сщмч. Иоанна пресвитера (1934). Сщмч. Иакова пресвитера (1943). Прп. Севастиана Карагандинского, исп. (1966). Сегодня мы вспоминаем русского дипломата, князя А.А.Безбородко (1747-1799). Александр Андреевич Безбородко родился 14 марта 1747 г. в г. Глухов в семье малороссийских дворян. В 1755-1765 гг. учился в Киевской духовной академии. В 1765-1772 гг. Безбородко служил в канцелярии П.А.Румянцева, где, обладая феноменальной памятью и огромным трудолюбием, сумел стать незаменимым сотрудником. Сопровождал П.А.Румянцева во время русско-турецкой войны (1768-1774), принимал участие в сражениях при Ларге, Кагуле и в штурме Силистрийских укреплений. В 1775 г. Румянцев представил его Екатерине II, с тех пор Безбородко стал у нее секретарем для «принятия челобитен». Он стал любимым докладчиком Екатерины II, большая часть именных указов императрицы выходила из-под его пера. В 1779 г. Безбородко произведен в бригадиры, и ему пожаловано 1200 душ. В 1780 г. причислен к Коллегии иностранных дел и стал влиятельнейшим советником Екатерины II. Усвоив политические взгляды императрицы, Безбородко был их талантливым истолкователем и усердным исполнителем. В 1784 г. Безбородко избран членом Российской академии наук. Ему пожаловали орден Александра Невского и графский титул. С 1786 г. Безбородко состоял членом Совета Екатерины II и докладывал дела первостепенной важности. В 1790 г. пожалован действительным тайным советником, а в следующем году, по случаю примирения с Портой, получил орден св. ап. Андрея Первозванного. Александр Андреевич проявил себя незаурядным дипломатом, заключив в 1792 г. в Яссах мирный договор с Турцией, в котором было подтверждено присоединение Крыма к России; оборонительный союзный договор России с Австрией и Пруссией (1792) и с Великобританией (1794); а в 1795 г. конвенцию о третьем разделе Речи Посполитой. Занимаясь внешнеполитическими проблемами, Безбородко успешно решал и дела внутренние: много сделал для развития почтовой службы, приведения в порядок финансов страны.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/19/de...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАВЕЛ (Пономарёв Петр Николаевич; 4.10.1749, дер. Александрова Дмитровского у. Московской губ.- 19.03.1806, Ярославль), архиеп. Ярославский и Ростовский. Род. в семье диакона. 10 янв. 1760 г. поступил в семинарию при Троице-Сергиевой лавре , ректором к-рой являлся архим. Гавриил (Петров) ; получил фамилию Пономарёв. В 1768 г. был направлен в Славяно-греко-латинскую академию. Одновременно троицкий архим. Платон (Левшин) , благоволивший к Пономарёву, разрешил ему вместе с другом А. Войновым изучать французский, немецкий и итальянский языки в Московском ун-те, а также в течение 4 лет слушать при нем курс философии и риторики «для пользы своей». По отзыву преподавателя ун-та С. Иванова, «немецкого грамматического класса ученик Петр Пономарев обучался в бытность свою с такой прилежностью и старанием, что всякий из его сверстников тому завидовал ежечасно, почему и успехи оказал достойные всякой похвалы» ( Смирнов. 1867. С. 351). В 1772 г. по окончании курса в академии и ун-те Пономарёв вернулся в лаврскую семинарию и был оставлен учителем франц. и нем. языков. В июне 1775 г. по настоянию архиеп. Московского и Калужского Платона (Левшина) принял монашеский постриг с именем Павел, рукоположен во диакона, затем во иерея и 28 авг. того же года назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой лавры. С 1779 г. преподаватель истории. Под рук. архиеп. Платона П. составил «Краткое историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры» (1782). Также в это время он занимался переводами с франц. языка. В 1782 г. по ходатайству митр. Платона П. был назначен ректором Славяно-греко-латинской академии, был возведен в сан архимандрита Заиконоспасского в честь Нерукотворного образа Спасителя мужского монастыря . Служил цензором духовных сочинений, представляемых в Синод или в Московскую синодальную контору. Рекомендовал к печати переведенные студентами «Священные размышления Иоанна Герарда», «Образ жития Енохова» (1784), «Илиотропион, или Сообразование воли человеческой с волею Божию» (1784), «Стихотворческое изъяснение на Екклезиаста», «Христианин, воин Христов» Эразма Роттердамского и др. В 1784-1785 гг. П. одобрил соч. «Послание св. ап. Павла ко Ефесеем со истолкованием» (М., 1785) архим. Аполлоса (Байбакова) (см. подробнее: Смирнов. 1855. С. 323-324).

http://pravenc.ru/text/2578499.html

Мужской монастырь Святой Троицы (Спармос) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Святой Троицы основан в середине XVI века. Греческое название — Ιερ Μον Αγας Τριδος. Содержание История [ править править код ] Монастырь был построен над селом Спармос (Спарму), которое под именем Сфаримон, упоминается в хрисовуле (Золотая булла) императора Андроника III Палеолога 1336 года. Достоверной датой основания самого монастыря не располагаем. Историки предполагают, что монастырь построен в начале турецкого владычества, в середине XVI века, основываясь на монастырской хронике, упоминающей монастырь в 1602 году и реставрацию монастыря в 1633 году. Первая Архипелагская экспедиция русского флота в ходе русско-турецкой войны (1768—1774) вызвала очередное восстание в греческих землях. Капитаны клефтов Олимпа Зидрос и Лазос, на короткое время, освободили свои регионы, но под давлением албанских сил, призванных османами подавить восстание, ушли в Среднюю Грецию. Пытаясь утихомирить регион, турки предоставили им статус арматолов. Зидрос получил под свой контроль треугольник между городами Сервиа — Катерини (город) — Платамонас. Лазос получил регион Элассоны и Олимпа. При этом, оба капитана не разрешали присутствие вооружённых турок и албанцев в своих регионах. Поражение восстания и присутствие в греческих землях бесконтрольных иррегулярных албанских орд привели к десятилетию хаоса и террора. Население Пелопоннеса, греки и турки, призвали султана избавить их от албанцев, но это удалось Хасан Паше только к 1779 году. В Фессалии от албанских набегов пострадали Трикала, Волос (город), сёла горы Пелион и Элассоны. Албанцами был сожжён и снесён до основания соборный храм Ларисы «Святой Ахиллион». В 1774 году 4 тысячи турко-албанцев совершили налёт на регион контролируемый капитаном Зидрасом. Зидрас был не в состоянии остановить эти силы. Монастырь «Святой Троицы» Спармоса был разграблен. Усилиями жителей монастырь был восстановлен. При этом, подкупив турецких чиновников, монастырь начал строить «метохи» (Подворье), не получив предварительно разрешение из Константинополя.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

Никифор, архиепископ Астраханский и Ставропольский (Феотоки Николай) Родился 15 февраля 1731 года на острове Корфу. Происходил из старинной греческой фамилии Феотокиев. Первоначальное образование получил под руководством местного учителя иеромонаха Иеремии Кавадии. В 1745 году посвящен в звание церковного чтеца. Через полгода уехал в Италию, где поступил в греческую гимназию в Потавии, а затем в Болонийскую духовную академию. В 1748 году, вернувшись на родину, решил посвятить себя Церкви и 17 декабря того же года принял монашество, а на другой день посвящен во иеродиакона. 30 апреля 1753 года рукоположен во иеромонаха и был три года проповедником при Корфской Богородицкой церкви. С этих пор все свои силы отдавал обучению бедного юношества в Корфской гимназии. В 1758 году устроил свою собственную школу, в которой преподавал ряд наук. Был настоятелем церкви Иоанна Предтечи, где приобрел популярность проповедника. В 1765 году переселился в Константинополь, где патриархом Самуилом I назначен проповедником Великой церкви. В 1768 году уехал в Яссы. С 1769 по 1773 год проживал в Лейпциге и занимался научными работами. В 1776 году переселился в Россию по приглашению архиепископа Славянского и Херсонского Евгения (Булгариса, † 1806), который готовил его себе преемником. 6 августа 1779 года в Преображенском соборе Санкт-Петербурга хиротонисан из иеромонахов в архиепископа Славянского и Херсонского. 28 ноября 1786 года назначен архиепископом Астраханским и Ставропольским. 16 апреля 1792 года уволен на покой согласно личной просьбе, с предоставлением ему в управление Московского Данилова монастыря, где он и пребывал до конца своей жизни. Скончался 31 мая 1800 года. Архиепископ Никифор известен главным образом как писатель, причем его писательская деятельность почти всецело относится к родной стране. Кроме того, он был высокообразованным, талантливым проповедником и ученым. Биографы называют его замечательным математиком, глубокомысленным богословом, «славой Греции». Много заботился о школах. Вел борьбу с раскольниками и стремился примирить старообрядцев с Православной Церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Павел, архиепископ Ярославский и Ростовский (Пономарев Петр) Родился 4 октября 1749 года в селе Александрова Слобода Дмитровского уезда Московской губернии в семье диакона. 10 января 1760 года поступил в Троицкую лаврскую духовную семинарию. В 1768 году отправлен в Москву для изучения языков в университете и для слушания лекций по богословию в Московской Славяно-греко-латинской академии. В 1772 году по окончании курса в академии и университете поставлен учителем французского и немецкого языков в Троицкой лаврской духовной академии. В июне 1775 года, по совету митрополита Платона (Левшина , † 1812), принял монашество и 28 августа того же года назначен наместником Троице-Сергиевой лавры. С 1779 года – преподаватель истории. С 1782 года ректор Московской Славяно-греко-латинской академии и архимандрит Московского Заиконоспасского монастыря. С 27 ноября 1783 года – архимандрит Московского Симонова монастыря. С 13 октября 1785 года – настоятель Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. С 14 января 1786 года – настоятель Московского Новоспасского монастыря. С 1792 года – член Святейшего Синода. 12 февраля 1794 года хиротонисан во епископа Нижегородского и Алатырского. С 26 октября 1798 года – епископ Тверской и Кашинский. 15 мая 1799 года возведен в сан архиепископа. С 26 декабря 1799 года – архиепископ Ярославский и Ростовский. Скончался 19 марта 1806 года. Погребен в Успенском соборе в городе Ярославле. Архиепископ Павел, тогда еще Петр Пономарев, для завершения образования поступил в Московскую Славяно-греко-латинскую академию и с разрешения митрополита Платона, благоволившего к нему, слушал в Московском университете философию и элоквенцию (словесность, риторику). Он учился настолько хорошо, что немецкий информатор университета Сергей Иванов дал такой отзыв о нем: «Немецкого грамматического класса ученик Петр Пономарев обучался в бытность свою с такой прилежностью и старанием, что всякий из его сверстников тому завидовал ежечасно, почему и успехи оказал достойные всякой похвалы. Что же касается до его поступков, то оказал такие, которые благородному и честному человеку всегда приличными и достойными быть казались».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Поречье-Рыбное. Колокольня церкви Никиты Мученика. Колокольня села Поречье-Рыбное Колокольня.    Год постройки:1799. Архитектор:А.С. Козлов Адрес: Ярославская область, Ростовский район, село Поречье-Рыбное, улица Ленинская, д. 64. Координаты: 57.095091, 39.39011 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Колокольня поставлена в самом излете 18 века, а интересна тем, что строил ее крестьянин, зодчий-самоучка А. Козлов, уловивший, впрочем, все тонкости архитектуры позднего галантного века. И ведь каков масштаб – колокольня больше Ивана Великого в Московском кремле! Из-за этого ее якобы не хотела принимать «госкомиссия» (соперничать с Иваном запрещено было), но хитрые крестьяне к приходу комиссии навалили у основания земли, чем уменьшили формально высоту колокольни, и им все сошло с рук. Даже башенные часы в колокольне когда-то были. Рядом с колокольней стоит церковь Петра и Павла (1767 год). Внутри – фрески 18-го столетия. По записи на иконе 1649 года известно, что в селе стоял еще и храм Никиты, конечно, деревянный. Одной из самых известных достопримечательностей Ярославской области является грандиозная колокольня храмов Никиты Мученика и Петра и Павла, расположенная на центральной торговой площади Поречья-Рыбного. Её уникальность состоит в том, что она представляет собой одну из самых высоких колоколен России. Колокольня, о которой идёт речь, начала строиться в то время, когда село принадлежало Григорию Григорьевичу Орлову, фавориту Екатерины II. В 1772 году она жалует ему село Поречье с Борисоглебскими слободами (пос. Борисоглебский). К тому времени, когда Григорий Орлов стал владельцем этих земель, в селе уже была церковь во имя Петра и Павла, некогда выполненная из дерева, в середине XVIII столетия перестроенная в камне. Позже, в 1779-1799 годах, была выстроена Никитская церковь. Храмовый комплекс разместился на главной торговой площади села Поречье. Петропавловская же церковь была сооружена в 1768 году на средства пожертвованные прихожанами, служила летним храмом пореченского прихода. Храм был закрыт в 1938 году, использовался в качестве склада. В Никитском же был обустроен клуб, позже был заброшен, а ныне бездействует, медленно разрушаясь.

http://sobory.ru/article/?object=61234

Феоктист, архиепископ Курский и Белгородский (Мочульский Иван) Родился в 1729 году в Заднепровской Украине в дворянской семье. Образование получил в Переяславской духовной семинарии, затем в Киевской духовной академии, где пострижен в монашество и, вероятно, рукоположен во иеромонаха. В 1761 году вызван в Санкт-Петербург в сухопутный корпус на должность законоучителя, которую занимал в течение шести лет. Возведённый в сан архимандрита, в течение семнадцати лет настоятельствовал в монастырях: с 1767 года – в Петропавловском Глуховском Черниговской епархии; с 1768 года в Рождество Богородицком Гамалеевском Черниговской епархии; с 1769 года – в Киево-Михайловском Златоверхом Киевской епархии; с 16 июля 1775 года – в Ростовском Яковлевском Ярославской епархии. После учреждения в 1775 году Славянской и Херсонской епархии и назначения в неё архиепископа Евгения (Булгариса; † 1806) архимандрит Феоктист, как знаток греческого языка, был определён коадъютором владыки и помогал ему управлять епархией. С 28 июля 1776 года – настоятель Полтавского Крестовоздвиженского монастыря. 4 марта 1779 года уволен из этого монастыря. 4 марта 1781 года назначен настоятелем Макариева Калязинского монастыря Тверской епархии. 7 января 1784 года хиротонисан во епископа Севского и Орловского, викария Московской епархии. 9 февраля 1787 года переведён на Белгородскую кафедру, так как Севская епархия выделилась в самостоятельную, Орловскую и Севскую. С 16 октября 1799 года в связи с переименованием Белгородской епархии в Курскую стал именоваться Курским и Белгородским. 5 сентября 1801 года возведён в сан архиепископа. Скончался 30 апреля 1818 года на 90-м году жизни. Погребён в Троицком соборе города Белгорода. Преосвященный Феоктист – выдающийся иерарх Русской Православной Церкви. Ему принадлежит честь открытия и устройства низших духовных училищ в Курске. Старом Осколе, Обояни, Путивле, Рыльске, Короче, Щиграх, Фатеже, Судже, Хотмыже, в слободах Борисовке и Тамаровке и в селах Юрьевке и Успенском Льговского уезда. Главное внимание преосвященный обращал на духовное образование юношества, на улучшение учебно-воспитательного дела. Им была учреждена Белгородская, впоследствии Курская духовная семинария – любимое его детище. Это был поистине просветитель Курского края. Он заботился о том, чтобы светское общество знало и ценило духовные школы. Для этого он устраивал публичные училищные акты, диспуты и всевозможные церемонии. Преосвященный Феоктист написал много учебников. Он был выдающимся педагогом-писателем и даже учёным своего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010