Димитриевская церковь в Рузе. 1792 г., 1848 г. Фотография. 2014 г. Димитриевская церковь в Рузе. 1792 г., 1848 г. Фотография. 2014 г. Наиболее распространенными оставались продольные 3-частные композиции и храмы кораблем с основой в виде восьмерика на четверике, как правило, 2-светном. Образцами такой композиции могут служить церкви, построенные по типовому проекту И. Г. Шеделя, с безордерными фасадами (типа ц. Спаса на Болвановке в Москве, 1749-1755): Никольская ц. в Домодедове (1731-1738, архит. Д. Янков, заказ Дворцового ведомства) и Тихвинская ц. в Титовском Сергиево-Посадского р-на (1758, заказчицы Е. А. Киреевская, А. А. Квашнина и Ф. А. Муравьёва) с архаичной шатровой колокольней. Более нарядны Богоявленская ц. в Верее Наро-Фоминского р-на (1777, заказчик купец М. Е. Седельников; колокольня 1782-1786 гг.); ц. Введения во храм Пресв. Богородицы (1763-1768, 1786, заказчики Ф. К. Макаров, А. И. и И. А. Толчёновы) и ц. прор. Илии (1778-1783, заказчик П. С. Толчёнов) - обе в Дмитрове, с фасадами, украшенными пилястрами. Популярны были 3-частные храмы с основой в виде четверика, с 3-осевыми фасадами и граненым куполом, с малым восьмериком или главкой: Успенская ц. в Жилине (городской окр. Люберцы; 1754, заказчик Н. А. Сезёмов; трапезная и колокольня 1852 г.); выстроенные по сходным проектам ц. Вознесения (1766-1779) и ц. прор. Илии (1765-1773) - обе в Сергиевом Посаде. Часто строили 2-этажные, вытянутые по оси «запад-восток» храмы (зимний внизу, летний наверху): ц. Спаса Всемилостивого в Спасском-Телешёве в Солнечногорске (1759, заказчик П. А. Лопухин) по проекту архитекторов круга Бланка (ГНИМА. P-I-728; Яковлев. 2013). Классическим примером такого восьмерика на четверике является Спасская ц. в усадьбе Киёво-Спасское в Лобне (1764-1769, архит. Бланк, заказчик гр. Воронцов); по тому же проекту, но в стилистике раннего классицизма были выстроены: Успенская ц. в Свитине в Троицком адм. окр. Москвы (1779, заказчик гр. Воронцов; не сохр.) и Владимирская (Никольская) ц. в усадьбе Семёновское-Отрада в с. Семёновском Ступинского р-на (1778-1780, архит. И. И. Бабакин, заказчик гр. В. Г. Орлов). Выразителен несколько громоздкий 2-этажный «корабль» Троице-Тихвинской ц. в Дмитрове (1793-1801, заказчики Г. И. Ложкин, А. С. Фуфаев) с купольным четвериком и 3 ярусами одинаковых арочных окон; возможно, копия ц. вмч. Никиты во Владимире (1762-1765).

http://pravenc.ru/text/2564194.html

Церковными делами Крымского полуострова, до учреждения самостоятельной таврической епархии, заведовали преемственно: 10 иерархов и 5 викариев. 456 – Вот краткие сведения о них: 1. Архиепископ Амвросий (1786–1792 г.), в мире Авраам Серебреников или Серебряков. Он был сын причетника села Отчины, вятской епархии, обучался в вятской семинарии и московской академии, был учителем в вятской (1768–73 г.), потом (1772–77 г.) троицкой семинарии, где 14 августа 1775 г. пострижен в монашество. Затем был префектом (1777–82 г.) троицкой семинарии и московской академии, а с 28 июля 1782 г. ректором новгородской семинарии и настоятелем Антониева монастыря. В 1784 г., 26 декабря, хиротонисан в епископа олонецкого, викария новгородской епархии; 28 ноября 1786 г. перемещен в Екатеринослав. В 1789 г., 29 декабря, пожалован экзархом молдовлахийским в Яссах, а 5 февраля 1790 г. – членом Святейшего Синода. Скончался 13 сентября 1792 г. и погребен в полтавском кафедральном соборе. Он был членом Российской академии и оставил после себя несколько печатных сочинений: руководство к оратории российской, проповеди и речи, потерянный рай в переводе с французского языка. 457 2. Митрополит Гавриил (1793–99 г.), в мире Григорий Банулеско. Он, по происхождению дворянин, родился в 1746 г. в Трансильвании, в городе Быстрине. По окончании курса в семиградской гимназии, учился в киевской академии и потом был учителем в Греции и Молдавии. В 1779 г. был пострижен в монашество в Константинополе и был первым префектом открытой (13 сентября 1779 г.) словенским и херсонским архиепископом Никифором Феотоки переяславской семинарии. В 1781 г. он был проповедником в Молдавии; в 1788 г., в сане архимандрита, был ректором полтавской семинарии. В 1791 г. хиротонисан в Яссах в епископа аккерманского и бендерского; в 1792 г., 11 февраля, возведен в сан молдовлахийского митрополита. 458 Когда же русские войска возвратились из Молдавии, он в том же году ночью на 20 июня отвезен был, по распоряжению господаря, под стражей в Константинополь, но, по ходатайству Екатерины II, возвратился в Россию и 10 мая 1793 г. занял екатеринославскую и херсонесо-таврическую кафедру, а с 1797 г. стал именоваться новороссийским и днепровским митрополитом, 29 сентября 1799 г. перемещен на киевскую митрополию и в 1800 г. пожалован членом св. синода, а 22 сентября 1803 г. удалился на покой в Одессу. Но покой его был не продолжителен: в 1808 г. ему назначено быть экзархом в турецких провинциях – Молдавии, Валахии и Бессарабии, занятых русскими войсками; по уступке же этих провинций во власть Порты, в 1813 г., 21 августа, получил назначение быть митрополитом новооткрытой кишиневской епархии. Скончался 30 марта 1821 г. и погребен в Киприяново-Успенском монастыре. Он имел ордена: св. Владимира 1 ст. и св. ап. Андрея Первозванного с алмазами, и жалованные: алмазную панагию и бархатную зеленую мантию. 459

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Мон-рь прп. Григория. Фотография. 1940 г. Мон-рь прп. Григория. Фотография. 1940 г. 4-этажный зап. корпус был построен при игум. Иоакиме и имеет наиболее величественный вид. В нем расположены покои игумена, зал для собраний, переплетная мастерская и прачечная. Сев., или средний, корпус возведен после пожара 1500 г. и сохранил первоначальный внешний вид (в 1976 перепланирован под монашеские кельи), в нем находятся иконописная мастерская и храм св. Архангелов, в средней части - 5-этажная колокольня с 10 колоколами. Юж. часть корпуса и всю юж. сторону внешнего двора занимает архондарик с кельями для паломников. Проч. помещения внешнего двора служат в основном монашескими кельями. В наст. время в вост. части двора за древней стеной на скальной породе на уровне ок. 10 м строится новый корпус, в к-ром предполагается разместить б-ку, ризницу, зал собраний, храм во имя св. Иоанна Крестителя, а также монашеские кельи. Кафоликон Интерьер кафоликона мон-ря прп. Григория на Афоне Интерьер кафоликона мон-ря прп. Григория на Афоне освященный во имя свт. Николая Чудотворца (между 1761 и 1768, роспись 1768-1779; внутренний размер 23,68 ´ 12,9 м, высота 13,27 м), расположен в центре внутреннего двора. Он построен по т. н. афонскому типу крестово-купольного храма с планом в форме триконха с 5-гранной апсидой с востока и 3-гранными апсидами с севера и юга. С запада к храму примыкают притвор (внутренний нартекс, или лити) и экзонартекс (внешний нартекс), с севера - парекклисион (придел) во имя прп. Григория Нового. Храм имеет 5 глав в виде куполов на граненых световых барабанах: по 1 - над основным пространством храма, парекклисионом и входом в экзонартекс, 2 - над притвором. В стене алтарной апсиды помещены 6 полуциркульных окон (по 2 на 3 гранях апсиды), в боковых стенах - по 12 окон разных форм и размеров. Сохранилась ктиторская надпись о завершении росписи кафоликона в 1779 г., в к-рой названы имена художников - иером. Гавриила и Григория из Кастории. Росписи выполнены в соответствии с традиц. визант. программой декорации храма; отреставрированы в 90-х гг. XX в.

http://pravenc.ru/text/168091.html

В 1780 году позолота креста и главы была возобновлена. В 1805 году одновременно с кровлей Троицкого собора кровля и глава церкви были покрыты золоченой медью, а крест на главе вновь вызолочен листовым червонным золотом. О наружной окраске церкви в описи лавры 1768 года говорится: «вся та церковь с лица (причем разумеется бывшее тогда, как и теперь остающееся единственно открытым лицо восточной, или алтарной, стены) окрашена разными красками». В 1779 году она была расписана мрамором под один вид с Троицким собором. А в 1840 году расписание мрамором заменено в верхней половине ее (алтарной ее стены) священными изображениями в клеймах над карнизом, и изображениями отдельных святых. В настоящее время Никоновскому храму, также как и Троицкому собору, вновь возвращен первоначальный белокаменный вид. Паперть в церкви (с южной стороны) пристроена когда-то до 1768 года, ибо в описи лавры этого года о ней уже говорится, именно: перед церковию «каменная паперть, покрыта тёсом; при ней (паперти) затворы столярные створчатые стеколчетые выкрашены красною краскою». В 1840 году паперть переделана. В том же 1840 году сделаны двери из церкви на запад (в теперешнюю южную паперть Троицкого собора, а дотоле они были только на юг, на запад же было окно). Первоначальная роспись храма (1635) и первоначальный иконостас до нас не дошли. В настоящее время храм украшают резной золоченый иконостас и сень над гробницей преподобного Никона, выполненные в середине ХХ в. в стиле русской резьбы XVII b. Установленная над гробницей икона «Преподобный Никон Радонежский с житием» – одно из лучших произведений замечательного иконописца, монахини Иулиании (Соколовой; 1899–1981). Внутри церкви, в северо-западном ее углу, в раке, выполненной из дерева и украшенной тонкой резьбой, покоятся святые мощи преподобного Никона Радонежского. В настоящее время богослужение в церкви совершается в день памяти преподобного Никона – 17/30 ноября. Серапионовская палатка или палатка трех мощей Палатка пристроена к западной половине южной стены Троицкого собора.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В 1388 г. город перешел под власть турок-османов. В нач. XV в. нек-рое время находился под управлением румын. кн. Мирчи Старшего; в 1419/20 г. вновь завоеван турками. Митрополия упоминается в 1439 г. в связи с участием митр. Силистренского Каллиста (между 1437 и 1450) во Флорентийском Соборе. Между 1564 и 1580 гг. упоминается митр. Парфений. В XVII в. представители Д. е. часто посещали Россию, привозили на родину утварь, книги, иконы и проч. Митр. Иоаким дважды был в Москве, встречался с патриархом Филаретом и царем Михаилом Феодоровичем; в одной из церквей Силистры он положил частицы мощей св. Иоанна Златоуста, вмч. Пантелеимона и мц. Параскевы, подаренные Московским патриархом. В 1647 г. митр. Иеремия направил в Россию ценные сведения о турках в Добрудже. Более активные связи кафедра поддерживала с валашскими воеводами, т. к. в кон. XVII-XVIII в. Доростольские митрополиты иногда получали право в качестве экзархов управлять церквами в Валахии и Молдове. Валашские князья часто оказывали кафедре финансовую помощь: в 1663 г. митр. Макарий и кн. Григоре Гика построили в Силистре кафедральный собор в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. Митр. Иерофей Комнин (1711-1719) принадлежал к имп. роду, получил образование в Падуе и Москве, был писателем, переводчиком, богословом и проповедником, посетил Бухарест, Иерусалим, Афон. Митр. Кирилл (1800-1812) содействовал рус. армии в русско-тур. войне 1806-1812 гг., был советником ген. М. И. Кутузова и соратником митр. Врачанского Софрония . В XIX в. кафедру последовательно занимали митрополиты Каллиник, Григорий, Иерофей и Дионисий. В 1870 г., после учреждения Болгарского Экзархата, Д. е. была объединена с Червенской епархией (см. ст. Русенская епархия ). Новая епархия получила наименование Доростольско-Червенская и имела кафедру в г. Русе. Храмы Д. е. вошли в состав Силистренской духовной околии Русенской епархии. Силистренские митрополиты кон. XVI-XIX в.: Парфений (ок. 1564), Иоасаф (ок. 1600), Иоаким (ок. 1615), Антоний (1630-1639), Иеремия (1639-1647), Паисий (1647-1653), Макарий (1653-1671), Мефодий (1671-1679), Парфений II (1679-1680), Геннадий (1680-1691), Афанасий (1691-1710), Иерофей Комнин (1711-1719), Серафим (1720-1724), Константин (1727-1732), Каллиник (1732-1748), Варфоломей (1748-1759), Кирилл (1764-1768), Парфений (1768-1779), Кирилл (1780-1784), Каллиник (1784-1787), Григорий (1799), Кирилл (1800-1812), Каллиник (1813-1821), Анфим (1821-1836), Григорий (1836-1839), Иерофей (1839-1851), Дионисий (1851-1870).

http://pravenc.ru/text/180241.html

Исаакия. Так он провел всю ночь без сна. Это явление крайне встревожило Епископа Александра, и он не мог утерпеть, чтобы не рассказать об этом странном явлении княгине О. и вслух всем на другой день, 24 числа, за обедом. По отъезде из Оптиной Пустыни он простудился, серьезно заболел и 8 Октября 1895 года – скончался. Приложения Списки Настоятелей Козельской Введенской Оптиной Пустыни Из «Списка Иерарх. и Настоят. монастырей Росс. Цер.» П. Строева. Из «Истории опис. Козельск. Введен. Опт. Пуст.» Л. Кавелина. Игум. Сергий, в дек. 1625. Строит. Феодорит, 1629–1631. Строит. Феодорит, в 1629, 1630 и 1631 г.г. Строит. Корнилий, в июне 1658. Строит. Иринарх, в окт. 1661. Строит. Исидор, 1672–80. Строит. Исидор, в 1675 и 1680 гг. » Дорофей, 1686–88. Строит. Дорофей, в 1688 г. » Серапион 1694–98. » Герасим, 1701–2: Игум. Моисей, 1703–4. Игум. Моисей, в 1703 и 4 гг. » Дорофей, 1709 и 10. » Иоасаф, 1716. Игум. Иоасаф, в 1716 г. » Леонид, 1717. » Леонид, в 1717 г. Строит. Леонтий, 1724–26. » Леонтий, » Сергий, 1728. Строит. Сергий, в 1728 г. » Авраамий, 1731. » Авраамий, в 1731 г. Игум. Пафнутий, 1760. Игум. Пафнутий, в 1760 г. Игум. Моисей, 1762. Игум. Моисей, 1762 г. » Филагрий, 1763;† 1765 » Филагрий, 1763. Строит. Никандр, определен 1765; † 27 мрт. 1768. Строит. Никанор, определен 1765, † 27 мрт. 1768 г. (У Строева ошибка). Игум. Аристарх, бывший Боголюбова монастыря, определен 8 дек. 1770; † в янв. 1775. Игум. Аристарх, определен 3 дек. 1770 г., † в 1775. Строит. Феодосий, определен 19 окт. 1775, по 1780. Строит. Феодосий, определен 1775 г. окт. 19. Строит. Корнилий, в 1779 г. до нояб. 1780 г. Строит. Александр, определен 22 дек. 1780, † 1782... Строит. Александр, назначен 22 дек. 1780 года † 1782. Строит. Корнилий, определен 1782 г. 25 июля вторично. Строит. Николай, определен 26 окт. 1782; уволен 1 февр. 1783. Строит. Николай, определен 26 окт. 1782; уволен 1 февр. 1783 г. Строит. Андрей, определен 31 мрт. 1783; уволен 29 янв. 1789. Строит. Андрей, определен 31 мрт. 1788; 29 янв. 1789 г. уволен. Строит. Иоасаф, 29 янв. 1789 переведен из Давидовой пустыни; в 1791 уволен. Строит. Иоасаф, определен 29 янв. 1789. из Давидовой пустыни. Выбыл в Москву. Строит. Антоний, 1792–94. Строит. Антоний, с 1792 г. Выбыл в Москву. » Иосиф, 1794 и 95. Строит. Иосиф, определен 1795 г. 1 февр. Уволен по прошении. » Авраамий, с 1796: в 1801 произведен в игум. Доброго монастыря, но здесь оставлен игуменом; † 14.янв. 1817 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

He instigated the founding of over 200 schools by urging the elders in the various towns and villages to get one started. His promotion of Christian education significantly raised the educational level of all of Greece, which helped sustain the strength of the Orthodox Faith, and helped lay the groundwork for the overthrow of the Turkish yoke in Greece in the 1820s. Typically he would come into a town or village and say to the gathered crowds, “So, my children, to safeguard your Faith, and the freedom of your homeland, take care to establish without fail a Greek school in which your children will learn all that you are ignorant of.” And again, “My beloved children in Christ, bravely and fearlessly preserve our Holy Faith and the language of our Fathers, because both of these characterize our most beloved homeland, and without them our nation is destroyed. Don’t be discouraged, my brethren; Divine Providence will one day send heavenly salvation to gladden your hearts and eliminate this dreadful state in which we find ourselves.” He prophesied correctly (at least for central and southern Greece) that “freedom will come in the third generation. Your grandchildren will see it.” Saint Cosmas was highly respected by many of the Turkish people living in Greece, but he was perceived as a political threat by some of the authorities. Executed by the Turks in Berat, Albania, in 1779, he is one of the hundreds of “New Martyrs” for Christ who died at the hands of the Ottomans. Saint Makarios of Corinth Saint Makarios of Corinth (1731–1805) was of aristocratic background. As a young man he was a volunteer school teacher in Corinth, his birthplace, for six years. Then, though still a layman, he was unanimously selected by laity and clergy to be the new archbishop of Corinth. As bishop, he immediately began improving the state of the Church under his care by more strictly applying the canons regarding Church life. For instance, he prohibited priests from taking part in political affairs, and he strictly honored the canonical age for clerical ordinations. He distributed catechisms to all his priests, discharged all illiterate priests, and sent ordinands to monasteries for training. He also urged the wealthy to donate large baptismal basins to the churches, so that children could be baptized properly. He planned to establish schools throughout his archbishopric, but was prevented from doing so by the Russo-Turkish War in 1768, which ended his episcopacy in Corinth.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-orth...

Первым храмом Казачьей подгородной слободы Данкова была деревянная церковь св. Николая Чудотворца с приделом св. вмч. Георгия Победоносца. Как свидетельствуют переписные книги И. Д. Милославского 1646 г., в это время Никольский храм уже был заменён деревянной Георгиевской церковью с Никольским приделом. В окладных книгах Рязанской митрополии 1676 г. значится деревянная церковь «Страстотерпца Христова Георгия в Казачьей слободе», при которой «двор попа Григория, двор попа Ивана, два двора дьячковых, двор пономарёв. Церковные земли сорок четвертей в поле, а в дву потому же. Сенного покосу на десять копен. Рыбных ловлей и никаких угодей нет. Да в приходе к той церкви два двора подьячих, сорок восм дворов казаков, дватцеть деветь дворов бобыльских. И всего восемьдесят четыре двора». По ландратским книгам 1716 г. в Казачьей слободе г. Данкова показано: городовых 22 двора, кузнецов 4 двора, оскуданных вдовьих 6 дворов. В 1734 г. при Георгиевской церкви значилось 63 двора, то же число дворов было в 1755 и 1768 г. На плане Данкова 1779 г. обозначена Георгиевская деревянная церковь площадью 64 кв. саж. В это время она ещё находилась на своём первоначальном месте недалеко от Димитриевского храма, сегодня - это в районе стрелки улиц Маркса и Урицкого. При храме был погост площадью 673 кв. саж. Причт храма св. Георгия Победоносца владел 896 кв. саж. земли. В 1780 г. Георгиевский приход считался многолюдным. Но за отчислением к Рождество-Богородицкому собору 24 дворов сравнялся по численности с приходом церкви св. Димитрия Солунского. В 1790 г. в Георгиевский храм выдан новый антиминс взамен старого, пришедшего в ветхость. Поводом для замены послужила оплошность, допущенная священником Михаилом Тимофеевым, Он «начал покрывать покровцем святую чашу и с той чаши три частицы малыя со святою кровию упанул на святый антиминс… Те частицы собрал в потир и святый антиминс языком излизал и губою отёр…» Кощунственные действия священника повлекли разбирательство, в результате которого от службы о. Михаила не отстранили, но наложили епитимию: в понедельник, среду и пятницу класть по 30 поклонов.

http://sobory.ru/article/?object=11404

Сергий , 1720. Феодосий , 1725. Даниил , 1726. Никанор , 1732–37, лишён сана. В 1737–40 управляли наместники. Герасим , с 1740; † 1760. Софоний Македонский , 1760–64, перев. в Трифонов. Давид перев. из Трифонова, 1764–1768. Игумены Нафанаил 1769 перев. из Верхочепецкого; † 1771. Платон Любарский произведён 1771 и 5 авг. 1772 перев. в Казанский Спасопреображенский. Мисаил , 1772–78, лишён сана. Адам , 1779–82. В 1782–85 управляли казначеи. Димитрий , 1785–91. Евгений , 1791–97. Архимандриты Мануил , 1798; † 1801. Иероним , 1801. Иннокентий 28 мая 1802 перев. из Орловского Спасского; до 1812. Иона , 1812–14. Феофилакт , 1814–24. Анастасий , 1824 и 25. Андрей , 1825–27. Иероним , 1827–29. Адриан Тяжелов произведён 22 окт. 1829, а 24 сент. 1833 перев. в Козловский Троицкий. Варлаам Денисов , 1834–40, 30 сент. (инспектор семинарии) перев. в Иркутский Вознесенский. Евгений , 1841–46. Вениамин , 1848–50. Гавриил , 1851–55. Вениамин , 1856. В 1857–9 вакансия. Евфимий , 1860–62. Дионисий , 1863–69. 3 Спасо-Преображенский, в Вятке, основан в 1624 г., ныне 3-го класса. [III, 682.] Игуменьи Евфимия , 1624–54. Мавра , 1661–71. Параскева , 1679–84. Анна Рязанцева , 1687–1703, окт. Варвара , 1711–14. Феодосии , 1737 и 38. Маргарита , 1764–72. Марианна , 1772–79. Афанасия , 1840. Сусанна , 1848–62. Емерентиана , 1863–66. 4 Богословский, близ Вятки, основан в 1723 г., упразднён в 1764. [V, 557.] Архимандриты Лаврентий Полторац кий , 1737–39. Иоасаф Потемкин , 1744, перев. в Трифонов. Иезекииль , 1760 и 61. Софоний , в окт. 1763. 5 Верховятского Преображенского Екатерининского, упразднённого [IV, 81]: Строители Павел , 1596. Гурий , 1614. Пахомий , 1693. Серапион , игум., 1707. Варсонофий , 1720. 6 Чепочкин Спасский, близ города Уржума, основан в 1622 г., упразднён. [VI, 655.] Игумены Кирилл Мачехин (строит.) 1645–47. Самсон , 1648 (строит.) Геласий , 1669 и 70, авг. Авраамий , 1674–77. Ануфрий , 28 дек. 1686. Макарий , 1687–99. Софроний , 1702, 15. Александр , 1716 и 17. Михаил , 1737.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Августин (Сахаров, 1768–1841) — епископ уфимский в 1806–1857 годах. 366 Филарет Амфитеатров (1779–1857) — митрополит киевский в 1837–1857 годах. 367 …одна из именуемых петровским регламентом «несытых архиерейских скотин»…— см. примечание на стр. 671. 368 Усменный — кожаный. 369 …но вышло, что я ошибся. — Цитируемые Лесковым слова содержатся в «Московских письмах» назв. Лесковым газеты (подп. криптонимом «А. Дм.») 370 Григорий (Постников, 1784–1860) — был епископом в Калуге в 1825–1829 годах. 371 Филарет Филаретов (1824–1882) — епископ уманский в Киеве и второй викарий киевский в 1874–1877 годах; затем до смерти — епископ рижский. 372 …духа времени, который… по прекрасному выражению И. С. Тургенева, оказывает на всех неодолимое давление, побуждая всякое величие опрощаться. — Лесков очень неточно цитирует слова Тургенева в предисловии к собранию романов в издании 1880 года: «я стремился, насколько хватало сил и уменья, добросовестно и беспристрастно изобразить и воплотить в надлежащие типы и то, что Шекспир называет the body and pressure of time ». — И. С. Тургенев. Сочинения, т. XII, 1933, стр. 296. 373 «Жизнь, по выражению поэта (И. С. Никитина), изнывает в заботе о хлебе» — неточная цитата из стихотворения «Детство веселое, детские грезы…» (1858). 374 …«одной с ними жизнью дышать и внимать их сердец трепетанью» — неточная цитата из стихотворения Е. А. Баратынского «На смерть Гете»: С природой одною он жизнью дышал, Ручья разумел лепетанье. 375 Мой родной брат…— брат Лескова — Алексей Семенович, известный киевский врач (1837–1909). 376 Порфирий Успенский (1804–1885) — епископ Чигиринский в 1865–1878 годы, жил (как и все Чигиринские епископы) в Киеве. 377 Макарий литовский (Булгаков, 1816–1882) — историк церкви, московский митрополит с 1879 года и до смерти. 378 …как живший в Задонске Тихон…— см. примечание на стр. 661. 379 …со слов… Гудовского…— И. В. Гудовский с 1849 года имел звание неклассного художника по исторической и портретной живописи. 380 Арсений — см. стр. 674. 381

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010