Троицкая церковь (Гусь-Железный) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Живоначальной Троицы — белокаменная православная церковь в посёлке Гусь-Железный Рязанской области, построенная в редком для России стиле псевдоготики с элементами барокко и классицизма. Содержание История [ править править код ] По заказу предпринимателя Андрея Баташова на Гусевском заводе начали возводить величественный белокаменный Троицкий храм с трапезной и пятиярусной колокольней в 1802-1868 гг. По предположению Г.К.Вагнера и С.В.Чугунова Троицкий храм построен по проекту архитектора В.И. Баженова. Но он не был первым храмом в Гусе. До Троицкой церкви здесь в 1766 г. Баташовы построили деревянную церковь во имя святого пророка Иоанна Предтечи. Это здание церкви сгорело в 1802 г. Тогда же началось строительство нового двухэтажного храма. При А. Баташёве храм был только заложен (1802 г), но по смерти заказчика (1825г.) был доведен только до купола. Трапезная и колокольня - до карниза. Хотя в храме уже совершались богослужения, однако окончательно достроен он был в 1847-1868 гг. Несмотря на то, что в 1825 г. работы были приостановлены, все же в нижнем этаже почти все было завершено, были освящены три престола: во имя святителя и чудотворца Николая (освящен в 1816 г.), во имя первоапостолов Петра и Павла (освящён 1818 г) и во имя Рождества Христова ( освящен в 1823 г) В 1847 г на средства наследников Баташовых и рабочих завода работы были возобновлены, и главный Троицкий престол был освящен только в 1868 г. Внутренний вид храма был богат. Об этом вспоминали все, кто хоть однажды был в храме. Были и иконы, и другие святыни. Особенно почитаема была икона Божией Матери Боголюбской, которую пожертвовал Боголюбский монастырь в память того, что рабочие завода в 1865 г. горячо принимали у себя этот чудотворный образ по случаю свирепствовавшей в это время болезни. Риза на иконе была серебряновызолоченной, стоимостью 13000 р. Другая святыня - небольшой серебряный напрестольный крест, в который были вложены частицы мощей святого Иоанна Милостивого.

http://azbyka.ru/palomnik/Троицкая_церко...

В 1927 г. зарегистрирована религиозная обновленческая община. Регулярно райсполком возбуждал ходатайства о закрытии Тогурской церкви (в 1936, 1938 г.г.). Распоряжением исполкома Новосибирского облсовета 19 от 31 января 1940 г. церковь стали использовать под складское помещение. Решением Совета по делам Русской православной церкви при Совнаркоме Союза ССР от 28 апреля 1945 г. церковь разрешили открыть. В настоящее время церковь является действующей. Справочная книга по Томской епархии. Томск, 1914. С. 164–165; Яковлев Я.А. Тогур: монография. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1993; Фаст М.В., Фаст Н.П. Нарымская Голгофа Храм кирпичный бесстолпный, одноглавый, со своеобразным декором фасадов, имеет форму высокого трехсветного четверика. Перекрыт восьмилотковым сомкнутым сводом. С востока к нему примыкает гранёная апсида. С запада – прямоугольная трапезная. Двухъярусная колокольня построена по принципу восьмерик на четверике. Углы всех частей оформлены лопатками. По некоторым данным, за основу проекта храма был принят переработанный в стиле сибирского барокко проект Петропавловского собора в Барнауле, составленный по проекту томского губернатора и епархиального архитектора К.Г. Турского. Первая деревянная однопрестольная церковь была построена в селе Тогурском тщанием прихожан по грамоте выданной митрополитом Тобольским и Сибирским свт. Павлом (Конюскевичем) и освящена в 1766 году. Около 1795 года церковь сгорела. В 1818 году было закончено строительство каменного храма в честь Воскресения Христова с приделом во имя святителя Николая Чудотворца. Строили церковь около 30 лет, кирпичные стены почти метровой толщины покоятся на основании из просмоленных лиственниц. В начале XX века в приход входили деревни: Анисимова, Волкова, Майкова, Мысовая, Северная, Комарова, Жигалова, Колпашева (до 1910 года), Васильева, Мартианская, Петро-Павлова; юрты: Тегоновы, Иготкины, Эзынгины, Жигановы, Конеровы. По штату при церкви полагался один священник и один псаломщик. С 1896 года действовала церковная школа грамоты в деревне Северной, в 1907 году была открыта церковно-приходская школа в деревне Волковой. В 1902 году открыто церковно-приходское попечительство. В 1910 году в церковной библиотеке насчитывалось 166 наименований книг.

http://sobory.ru/article/?object=20835

Журнал " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2016 г. Село Веркуцы, известное больше под именем Гуся Баташевского, при р. Гусе и искусственном озере Гусьском, находится на границе Меленковского уезда с Рязанской губернией в 55-ти верст. от уездного города и в 140 от губернского. До половины прошлого столетия это была незначительная деревушка. В 1758 г. известные заводчики Баташевы купили землю и устроили чугуноплавильный и железный завод; для работ на заводе устроили громадное искусственное озеро (7 вер. длины и от 2 до 5 вер. в ширину). Получив дворянство, Боташевы стали покупать себе в разных губерниях крестьян и селить их в частности на Гусевском заводе для работ на нем. Эти крестьяне не получили земельного надела, не могли поэтому заниматься хлебопашеством, а были горнозаводскими рабочими. Без земельного надела они были в 1861 году освобождены от крепостной зависимости, и в настоящее время, вследствие упадка работ на заводе, это безземельное население принуждено искать себе заработка на стороне, на других железный заводах. По устройстве завода Баташевы в 1766 году построили здесь деревянную церковь во имя Св. пророка Иоанна Предтечи; эта церковь в 1812 году сгорела. При устройстве церкви в пользу причта Баташевыми приложено было пахотной земли по 15 четверти в поле и сена 15 копен. В 1802 году начат был постройкой каменный двухэтажный храм; в 1825 г. за смертью храмоздателя Андрея Баташева работы приостановились. Главный храм к этому времени был доведен до купола верхнего этажа, а трапеза и колокольня до карниза. В таком виде недостроенном церковь и оставалась до 1847 г. Между тем, в нижнем этаже все внутренние работы были окончены еще до 1825 г., устроено в нем три престола и совершалось богослужение. В 1847 г. на средства наследников Баташева и рабочих завода возобновлены были работы для окончания верхнего этажа храма и колокольни. Все работы, и наружные и внутренние, были завершены окончательно, и храм был освящен только в 1868 году. Престолов в церкви четыре: в верхнем этаже во имя Живоначальной Троицы (освящен в 1868 г.), в нижнем во имя Рождества Христова (освящен в 1823 г.), Св. Николая Чудотворца (освящен в 1816 г.) и во имя св. апостолов Петра и Павла (освящен в 1818 году).

http://sobory.ru/article/?object=00861

C 1-й трети XVII в. до 1764 г. мон-рем управляли игумены, по штатам 1764 г.- строитель. С 1775 г. священноархимандритами обители являлись митрополиты Московские; управляющие или настоятели мон-ря имели в основном сан игумена (за личные заслуги некоторые из них возводились в сан архимандрита), одновременно (до 1814) являясь префектами Перервинской семинарии. Первым известным настоятелем П. Н. м. был игум. Александр, упомянутый в 1632 г. В кон. XVII - сер. XVIII в. П. Н. м. длительное время управляли игумены Симон (не позднее 1684-1705), Корнилий (1705-1721), Варлаам (1722-1735) и Виктор (1735 - 3 авг. 1746). Среди известных настоятелей обители: архим. (впосл. архиепископ) Ириней (Клементьевский ; 12 сент. 1776 - сент. 1782), игум. (впосл. епископ) Досифей (Ильин; дек. 1783 - 5 сент. 1787; в 1787-1789 наместник Троице-Сергиевой лавры, в 1789-1795 архимандрит Троице-Сергиевой пустыни близ С.-Петербурга, в 1795 архимандрит новгородского Антониева монастыря, в 1795-1798 епископ Старорусский, викарий Новгородской епархии, в 1798-1817 епископ Орловский, в 1817-1827 управлял Чолнским в честь Рождества Христова муж. мон-рем близ Трубчевска), иером. (впосл. архимандрит) Агапит (Скворцов ; 24 марта 1788 - 20 дек. 1789), игум. (впосл. архиепископ) Лаврентий (Бакшевский ; 6 янв. 1806 - сент. 1815). Длительное время мон-рем управляли строитель (с 1837 игумен) Пармен (Соколов; 25 июня 1831 - 1 окт. 1848), игум. Константин (24 нояб. 1848 - 29 июля 1861), игум. Никодим (Руднев; 15 мая 1866-1882) и архим. Викентий (Тихомиров; кон. 1882 - 15 сент. 1907), игум. (с 1908 архимандрит) Иоанникий (Николаевский; 15 сент. 1907-1919). Преемниками архим. Иоанникия были игум. (впосл. архимандрит) Иларион (Хряпов; не позднее мая - июль 1920), архим. Антоний (Иванов; сент. 1920 - не ранее июня 1922), прмч. архим. Никанор (Морозкин; впервые упоминается как настоятель общины П. Н. м. 4 нояб. 1923). Численность братии всегда была небольшой: в 1623/24 г.- 3 чел., в 1766 г.- 14, в 1775 г.- 10, в 1818 г.-11, в 1829 г.- 13, в 1840 г.- 22, в 1859 г.- 20, в 1876 г.- 19, в 1909 г.- 19, в 1917 г.- 25, в 1919 г.- 15, в 1921 г.- 10, в 1928 г.- 3 чел.

http://pravenc.ru/text/2579990.html

На рубеже XVII и XVIII вв. к Успенской ц. была пристроена колокольня в классическом стиле с «англицкими часами от доброхотных дателей», в нач. XIX в. разобрана Иоанно-Предтеченская ц., а новый одноименный храм пристроен с сев. стороны к Успенскому собору, к-рый был переделан: его увенчали большой глухой барабан и купол классического образца. Рядом с колокольней находился каменный столб с железными часами. Согласно описи 1764 г., одноглавая Успенская ц., к-рую венчал крест, «местами вызолочен червонным золотом», была покрыта «яблоко-разноцветною черепицею, а четверик, алтарь и трапеза сосновым тесом ново». На колокольне имелось 8 колоколов, в т. ч. весом 81 пуд (Там же. С. 169-170). В городе на берегу Оки находилась каменная монастырская часовня. В 1710 г. игум. Евфимий был возведен в сан архимандрита (РГАДА. Ф. 281. Оп. 6. Д. 8636). В 1725 г. О. У. м. был приписан к Коломенскому архиерейскому дому, открыта школа для детей духовенства (в 1727 в ней обучались 25 учеников). Также в 1-й пол. XVIII в. в О. У. м. находились на довольствии отставные военные. Так, в 1741 г. «на содержании» у 21 монаха и 14 послушников проживали 6 ветеранов. По штатам 1764 г., О. У. м. был отнесен к 3-му классу, в 1766 г. переведен из Коломенской епархии во вновь образованную Севскую. В 1764 г. в мон-ре проживали 13 монахов и 17 отставных военных. При настоятеле архим. Арсении (1764-1774) была составлена первая из известных описей мон-ря ( Лепилин. 1996. С. 38). В 1772-1779 гг. была надстроена ограда, каменные настоятельские кельи преобразованы в братские, а трапезная часть Петропавловской ц. с примыкавшими к ней помещениями - в настоятельский корпус. Игум. Иероним (ок. 1780-1796) руководил строительством здания Орловского ДУ (ГА Орловской обл. Ф. 220. Оп. 1. Д. 25. Л. 3) и был впосл. его префектом, в 1789 г. написал в духовную консисторию рапорт, в к-ром обосновал версию о существовании мон-ря до литов. разорения в нач. XVII в. Игум. Модест (1796-1800) 17 сент. 1798 г. был возведен в сан архимандрита, поскольку часто заменял архиерея при «торжествах и прочих церковных собраниях», а также «в духовных правлениях и в консистории» (Там же. Д. 30. Л. 20, 33; Д. 37. Л. 362-363). С авг. 1817 по авг. 1818 г. О. У. м. возглавлял архим. св. Гавриил (Городков) .

http://pravenc.ru/text/2581559.html

Мисаил , 1757–65, 21 мар. перев. в Устюжский Архангельский. Асигкрит перев. из Устюжского Введенского, 1765–66. Игумены Авраамий , 1766–74. Геннадий , 1774–88. Герман Троицкий 1809 перев. в Корнелиев Комельский. Варлаам в 1809 перев. из Корнилиева Комельского, а 1826 – в Павлов Обнорский. Пахомий , 1838–40. Вениамин , с 1840, а 1 нояб. 1841 перев. в Семигородную пустынь и мнтрь упразднён. 6 Павлов Обнорский, от города Грязовца в 15 верстах, основан св. Павлом в начале XV века. Ныне третьеклассный. [V, 428.] Игумены Св. Павел Обнорский † 10 янв. 1429; в лике святых с 1547. Алексий , ученик его, с 1414 (при жизни святого и по кончине его); когда †, неизвестно. Никон упом. 1489, а 1 мая 1502 хирот. в епископа Коломенского. Иларион ... Протасий , 1538–46. Антоний , 1568 и 69. Иоанн , 1579–81. Мисаил , 1582–87. Исидор , 1589 и 90. Иоиль , 1597–1603. Феодор , 1604 и 5. Филарет , 1607–12. Памво , в февр. (sic) 1614. Алимпий , 1616–32. Памво , 1633–49. Варлаам , в янв. 1652. Афанасий , в сент. 1652 и 53. Иосиф Андреяновский , с 1654, а 5 окт. 1679 перев. в Спасо-Прилуцкий. Ефрем , 1679–83. Пахомий , 1684–86. Авраамий , 1688–90. Герасим , 1693 и 94. Архимандриты Сергий 8 июля 1694 произведён из игуменов Сямских; уволен в мар. 1705. Филарет , в 1705–10. Димитрий , в 1710–18. Феофилакт , 1718–27. Гавриил , 1727–33. Феофан в 1733 перев. из Глушицкого; до 1736. Иларион , 1736–46. Феофилакт , 1746–57. Павел , 1757–71. Игумены Пахомий , 1771–74. Вениамин Кулешавский перев. из Арсениева Комельского в янв. 1775–1799; †… Август Албенский , архим., 16 дек. 1799 перев. из Спасо-Каменного Духова; † 26 мая 1812. Гавриил Болховитинов 8 сент. 1812 перев. из Воронежского Толшевского, а 17 авг. 1814 – в Лихвинский Добрый мнтрь. Ириней Митропольский , архим., 17 авг. 1814 перев. из Доброго; до 1816. Дионисий 23 июля 1816 перев. из Пошехонского Адрианова; до 1818. Варфоломей в 1818 перев. из Спасо-Суморина; до 1823. Пахомий 15 июня 1823 перев. из Глушицкого; до 1826. Варлаам в 1826 перев. из Троицкого Гледенского, а 1841 уволен, за старостью, на покой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Августин Виноградский Августин Виноградский , Архиепископ Московский и Троицкия Сергиевы Лавры Священно-Архимандрит и Святейшего Синода член Августин Виноградский , сын священника, родился в Москве в 1766-м году, и воспитывался сначала в Перервинской Семинарии, потом в Московской Академии. Он постригся в монашество в 1793-м году. В 1804-м году сделан Епископом Дмитровским и Викарием Московской Митрополии. В 1811-м году, за болезнью Митрополита Платона, ему поручены были все Епаршеские дела, а по кончине Преосвященного, он вступил (в 1812) и в полное управление Епархиею. Он благословил на брань Московское ополчение, его попечением спасена от неприятеля святыня Московская. В 1818-м году он был переименован в Московские Архиепископы, и скончался в 1819-м году. Речи, произнесенные Августином в достопамятный 1812-й год, были печатаны в свое время порознь, и до сих пор еще не изданы вместе. Читать далее Источник: Портреты именитых мужей российской церкви с приложением их краткого жизнеописания : [Сост. П.П. Бекетов ; Посмертное изд. Н.В. и П.В. Кириевских]. - Москва : В тип. Августа Семена при Имп. Мед.-хирург. акад., 1843. - л., 40 л. портр. (Авт. в кн. не указан; установлен по Рус. биогр. словарю). Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Платон Левшин Платон Левшин , Митрополит Московский и Коломенский Платон Левшин , сын священника, родился под Москвой в 1737 году, учился в Московской Академии. В 1757 году, еще до окончания Богословского курса, был сделан учителем в той же академии. В 1758 году переведен в Лаврскую Семинарию и пострижен в монашество. В 1763-м году он говорил проповедь в присутствие Екатерины II. Необыкновенное красноречие не могло не обратить на себя внимание Великой императрицы, и он был назначен законоучителем наследника Престола и придворным проповедником. В 1766-м году посвящен в Архимандриты Сергиевской Лавры. В 1768-м году определен членом Св. Синода. В 1770-м году рукоположен в Архиепископы Тверские, а в 1775-м году сделан Архиепископом Московским, и тогда же ему в полное заведывание была поручена Московская Академия, состоящая под непосредственным ведением Св. Синода, и им заведены три малые училища: Перервинское, Звенигородское и Дмитровское. В 1787-м году он произведен в Митрополиты. Он помазывал на царство Александра I-ro. С 1811 года, за болезнью, не мог заниматься более делами Епархии и жил в Вифании, где и скончался в 1812-м году. Подробное жизнеописание Митрополита Платона напечатано в Москве в 1818-м году. Сочинения его собраны все вместе и изданы в 20-ти томах Ректором Московской Академии Архимандритом Дамаскиным и префектом Иеромонахом Амвросием. Читать далее Источник: Портреты именитых мужей российской церкви с приложением их краткого жизнеописания : [Сост. П.П. Бекетов ; Посмертное изд. Н.В. и П.В. Кириевских]. - Москва : В тип. Августа Семена при Имп. Мед.-хирург. акад., 1843. - л., 40 л. портр. (Авт. в кн. не указан; установлен по Рус. биогр. словарю). Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Гедеону» найдены статьи: ГЕДЕОН (Губка), еп. Георгиевский и Прасковейский ГЕДЕОН величайший вождь и судья Израиля в XII в. до Р. Х., прав. (пам. в Соборе святых праотец; пам. греч. 26 сент.) ГЕДЕОН († кон. мая 1377 или 1392), прп. (пам. 5 мая, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ГЕДЕОН (1766 - 1818), прмч. Каракальский (пам. в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 30 дек.) ГЕДЕОН Мануил (1851 - 1943), греческий историк Церкви, великий хартофилак Константинопольского Патриархата ГЕДЕОН (Балабан Григорий Маркович; 1530 - 1607), епископ Львовский и Каменец-Подольский ГЕДЕОН (Вишневский Георгий Иванович; 1797 - 1849), архиепископ Полтавский и Переяславский ГЕДЕОН (Докукин Александр Николаевич; 1929 - 2003), митрополит Ставропольский и Владикавказский ГЕДЕОН (Ильин; † 1817), епископ Вятский и Слободской ГЕДЕОН (Криновский Григорий Андреевич; 1726 - 1763), епископ Псковский и Нарвский Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Гедеону.html

Затем прошло много поколений до того времени, когда явился один царь по имени Булан, бывший мудрым и богобоязненным, праведным 1758 и всем сердцем доверялся Создателю. Царь этот истребил колдунов и язычников в стране своей и искал защиты под тень божьего крыла 1759 . Тогда показался ему во сне ангел и сказал ему: «О Булан! Бог послал меня к тебе сказать: о сын мой! Я услышал твою просьбу и смотри! Я благословляю тебя и сделаю тебя плодородным и очень многочисленным, государство твое укрепится до тысячного поколения и всех твоих врагов передам в твои руки». На завтрашний день он встал и благодарил Бога и оказывал ему еще больше благоговения и покорности 1760 . Тогда явился к нему ангел во второй раз и сказал ему: «О сын мой! Я видел твое поведение и мне нравятся твои поступки; я знаю, что ты покорился мне всей душой и всей силой, а потому я хочу тебе дать законы и постановления, когда ты исполнишь мои приказания и законы (то я тебя благословлю и умножу)» 1761 . Он ответил ангелу, сообщившему ему это: «О Господин мой! Ты ведь знаешь помыслы моего сердца, и ты исследовал мои почки, что я доверяюсь только тебе, но народ, над которым я царствую – язычники 1762 , так что я не знаю, поверят ли они мне или нет. Если ты смилостивишься надо мной, то явись также NN, великому князю их 1763 , который послужит мне помощью в этом деле 1764 . Господь (будь имя Его благословенно!) исполнил его желание и явился тому человеку во сне и когда тот на следующий день утром проснулся, то пришел к царю и рассказал ему (об этом). Вслед затем государь собрал всех князей, служащих 1765 и весь народ и объяснил им все дело, вследствие чего народ принял еврейскую веру и стал под крылом божьего величия 1766 . Это совершилось 340 лет тому назад 1767 . Затем явился ангел к нему еще раз и сказал ему: «О сын мой! Хотя небо и земля не могут обнимать меня, я все-таки хочу, чтобы ты выстроил храм ради имени моего, где я буду пребывать». На это он ответил: «О Господь вселенной! Ты ведь знаешь: я не имею ни золота, ни серебра, чем же мне строить?» На это сказал он (ангел) ему: «Будь мужественным и не падай духом! Возьми твой народ и все войско твое и иди по дороге 1768 Даралон 1769 в стране Ардавил 1770 . Я поселю в сердцах их жителей страх и боязнь пред тобою и передам их в твои руки. Там я приготовил для тебя два сокровища, из которых одно – золотое, а другое серебряное 1771 , ты это возьмешь, и я буду с тобой, защищу тебя и помогу тебе, так что ты эти деньги 1772 благополучно принесешь (на твою родину) и выстроишь из них храм ради имени Моего». И он доверял Богу и исполнил его приказания. Он пошел и вел много войн, из которых с помощью Всемогущего вышел победителем, разрушил (неприятельскую) страну 1773 , взял деньги, воротился благополучно домой и выстроил 1774 шатер (скинию), ковчег завета, подсвечник, стол, алтарь и священную посуду 1775 . По милости Божией и по всемогуществу Господа все эти вещи хранятся у меня и по сие время 1776 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010