Тогур. Церковь Воскресения Христова. Карта и ближайшие объекты Церковь каменная, двухпрестольная, во имя Воскресения Господня и во имя св. и чудотворца Николая, построена в 1818 г. Земли при ней пахотной и сенокосной 122 десятины. Расстоянием от г. Томска 365 верст. Приход состоит из села Тогурского, 10 деревень и 4 юрт; прихожан обоего пола 3563 души. Причта по штату: один священник и один псаломщик. Содержание причта при готовых причтовых домах: жалование из казны 240 руб., руга от прихожан взамен пахотной земли 475 пуд. и доходов от треб 689 руб. 42 коп. Церковно-приходская школа в дер. Волковой, открыта в 1907 г., помещается в собственном здании. В дер. Северной церковная школа грамоты, в селе Тонгуре школа гражданского ведомства. Церковно-приходское попечительство существует с 1902 г. Священник Димитрий Николаевич Авдаков, псаломщик Ал. Ал. Чистосердов. Справочная книга по Томской епархии/составлена служащими консистории под руководством В.А. Карташева в январе-марте мес. 1914 г./Томск: Товарищество " Печатня С.П. Яковлева " , 1914 г. Приходская церковь. с. Тогур, Томского уезда от г. Томска 365 в. (ныне п. Тогур Колпашевского района), время постройки 1818 г., церковь имела два престола. Наименование приделов - во имя Воскресения Господня и во имя Святителя и Чудотворца Николая. Материал постройки - камень (кирпич), архитектурный стиль - барокко. До каменной церкви существовала деревянная однопрестольная церковь, построенная в 1766 г. тщанием прихожан и сгоревшая около 1795 г. Новая, уже каменная церковь была выстроена на берегу Кети. Ее стены, почти метровой толщины, покоятся на основании из просмоленных лиственниц. Колокола доставили издалека зимним санным путем. Состав прихода (1914 г.): с. Тогур, Томского уезда, дер. Анисимова в 3 в., Волкова – 5 в., Майкова – 6 в., Мысовая – 7 в., Северная – 10 в., Комарова – 13 в., Жигалова – 17 в., Васильева – 9 в., Мартианская – 10 в., Петро–Павлова – 20 в.,, юрты Тегоновы – 16 в., Иготкины – 16 в., Эзынгины – 7 в.,Конеровы – 8 в. Прихожан об. п. 3563 д. (1914 г.). Имелась церковно–приходская школа в дер. Волковой (с 1907 г., в собственном здании). В д. Северной работала церковная школа грамоты. В 1902 г. в приходе открылось церковно–приходское попечительство.

http://sobory.ru/article/?object=20835

Гусь-Железный. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты Гусь-Железный. Троицкая церковь. XIXb., архитектор неизвестен, заказчик - владелец местных заводов Баташев. По заказу предпринимателя Андрея Баташова на Гусевском заводе начали возводить величественный белокаменный Троицкий храм с трапезной и пятиярусной колокольней в 1802-1868 гг. По предположению Г.К. Вагнера и С.В. Чугунова Троицкий храм построен по проекту архитектора В.И. Баженова. Но он не был первым храмом в Гусе. До Троицкой церкви здесь в 1766 г. Баташовы построили деревянную церковь во имя святого пророка Иоанна Предтечи. Это здание церкви сгорело в 1802 г. Тогда же началось строительство нового двухэтажного храма. При А. Баташёве храм был только заложен (1802 г.), но по смерти заказчика (1825 г.) был доведен только до купола. Трапезная и колокольня - до карниза. Хотя в храме уже совершались богослужения, окончательно достроен он был в 1847-1868 гг. Несмотря на то, что в 1825 г. работы были приостановлены, в нижнем этаже почти все было завершено, были освящены три престола: во имя святителя и чудотворца Николая (освящен в 1816 г.), во имя первоапостолов Петра и Павла (освящён 1818 г.) и во имя Рождества Христова (освящен в 1823 г.). В 1847 г. на средства наследников Баташовых и рабочих завода работы были возобновлены, главный Троицкий престол освящен в 1868 г. Внутренний вид храма был богат. Особенно почитаема была икона Божией Матери Боголюбской, которую пожертвовал Боголюбский монастырь в память того, что рабочие завода в 1865 г. горячо принимали у себя этот чудотворный образ по случаю свирепствовавшей в это время болезни. Риза на иконе была серебряно вызолоченной, стоимостью 13000 р. Другая святыня - небольшой серебряный напрестольный крест, в который были вложены частицы мощей святого Иоанна Милостивого. Возводя храм, неизвестный архитектор черпал свои идеалы в средневековой архитектуре (как считали Вагнер и Чугунов). Троицкая церковь колоссальна. Она сложена из кирпича и облицована белым камнем.

http://sobory.ru/article/?object=00861

Константин Бродский , до июня 1752; после в Покровском. Против последних двух архимандритов помечено: «поверить». ? Варлаам Андриевский в 1756 перев. из Колязина; † 11 янв. 1763. Матфей Млодзинский , 1763–66, в июле перев. в Святогорский Изюмский. 301 Феофан Федоровский , в 1766–70, перев. в Святогорский мнтрь. Наркисс Квитка в 1770 перев. из Белгородского Николаевского, а в 1788 – в Голутвин. Василий , 1788–93. (Адрес-Календарь) В 1788 мнтрь закрыт, а в 1796 восстановлен заштатным. Строит. Константин , 1796. Игум Иларион , 1797–1806. Строит. Феодосий , 1806–17. – Афанасий , 1818. Игум. Адриан . По возведении во 2-й класс: Архимандриты Иоанн Оболенский с 1836 до июля 1842, перев. в ректоры Казанской академии. Филофей Успенский , в 1842 до сент., перемещён в ректоры Вифанской семинарии. 302 Агафангел Соловьев , 1842–45; до сент. Парфений Попов , 1845–48, 22 апр. Израиль , в апр. 1848, в июне 1851. Венедикт 1851 перев. из Тобольского Знаменского, а в 1856 – в Новгород-Северский Спасский. Герасим , 1856–60. Агапит , 1861–63. Вениамин , 1864–66. Герман , 1869. 3 Хорошевский Вознесенский, девичий, от Харькова 15 вёрст, основан в исх. XVII века; в 1741–1749 был приписным к Куряжскому; ныне второклассный. [VI, 604.] Игуменьи Александра , основательница, в исх. XVII века. Тавифа , грам. 23 февр. 1700. Таисия … Викентия , 1733–36. Афанасий Ковалевская , 1741–48; на покое в 1758. Феофания Кветкина определена 5 окт. 1748; упом. 1754. Мария Гамалеева … (В 1758 бывшая). Елисавета Дуниных , 1758–60. Марфа Авксентьева , 1764–77; после на покое. Тавифа Сошальская , в 1777–98. Феофания Ковалевская , в 1798–1812; † … Евпраксия Томашенкова , в 1812–1827; † … Анатолия Веревкина , в 1827–49, † в авг. Анатолия , в 1849 и 50, отказалась. Антонина Чубарова определена 27 дек. 1850; до 1859. Измарагда , 1860–69. 4 Святогорский Успенский, от города Изюма в 30 верстах, основан в начале XVII века; в 1788 г. закрыт. [IV, 290; VI, 66.] В 1842 г. возобновлён; ныне общежительная пустынь. Строит. Симеон , 1624.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

М.Г. Мальцев Скачать epub pdf Доклад на научно-богословской конференции на тему: «История военного и морского духовенства в Российской империи в конце XIX – начале XX вв.», прошедшей в СПбПДА в сентябре 2013 года. В последние годы наблюдается значительный рост интереса к жизни и деятельности протопресвитера военного и морского духовенства Александра Желобовского , и поэтому весьма актуальным является написание его подробной научной биографии. Задача эта непростая, поскольку историография вопроса до сих пор остается практически неразработанной, в то время как источников, посвященных жизни и деятельности протопресвитера, до нас дошло достаточно много.В настоящей статье, рассмотрены источники, затрагивающие связь протопресвитера со своей малой родиной – Вологодской землей (в ее современных границах). 1 . Причем они хранятся не только в центральных (главным образом, в РГИА), но и в региональных и даже некоторых зарубежных архивах, что значительно осложняет работу исследователя. Главными документами, позволяющими изучить его родословную и выявить подробности детских лет, являются клировые ведомости Желобовской церкви и материалы фонда Белозерского духовного училища. Поскольку до 1788 года Белозерский уезд входил в состав Вологодской епархии, самые ранние клировые ведомости Желобовской церкви хранятся в фонде 496 «Вологодская духовная консистория» Государственного архива Вологодской области (ГАВО). В нем, в частности, имеются ведомости за 1763:1766, 1774 и 1780 годы 2 . Клировые ведомости за 1788:1789, 1791–1797:1801, 1803:1808, 1810–1812:1815, 1817:1818, 1833 годы находятся в фонде 480 «Новгородская духовная консистория» Государственного архива Новгородской области (ГАНО) []. К сожалению, в данном фонде отсутствуют ведомости за 1834–1871 годы, что лишает нас возможности выявить ряд важных подробностей, относящихся к ранним годам жизни А. А. Желобовского и периоду его учебы в Белозерском духовном училище. В последнем случае нам на помощь приходят материалы фонда 982 «Белозерское духовное училище» ГАВО, в котором имеется 6 дел, где упоминается имя будущего протопресвитера 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhel...

Статистика Карамзин Николай Михайлович Николай Михайлович Карамзин (1 (12) декабря 1766, с. Михайловка (Преображенское) Бузулукского уезда Казанской губернии (по другим данным — с. Знаменское Симбирского уезда Казанской губернии) — 22 мая (3 июня) 1826, Санкт-Петербург) — русский историк-историограф, писатель, поэт, почётный член Петербургской Академии наук (1818). Создатель «Истории государства Российского» (тома 1—12, 1803—1826 гг.) — одного из первых обобщающих трудов по истории России. Редактор «Московского журнала» (1791—1792) и «Вестника Европы» (1802—1803). Николай Михайлович Карамзин родился 1 (12) декабря 1766 года около Симбирска. Вырос в усадьбе отца — отставного капитана Михаила Егоровича Карамзина (1724—1783) среднепоместного симбирского дворянина, потомка крымско-татарского мурзы Кара-Мурза. Получил домашнее образование, с четырнадцати лет обучался в Москве в пансионе профессора Московского университета Шадена, одновременно посещая лекции в Университете. Начало карьеры В 1783 году, по настоянию отца, поступил на службу в петербургский гвардейский полк, но вскоре вышел в отставку. Ко времени военной службы относятся первые литературные опыты. После отставки некоторое время жил в Симбирске, а потом — в Москве. Во время пребывания в Симбирске вступил в масонскую ложу «Золотого венца», а по приезде в Москву в течение четырёх лет (1785—1789) был членом масонской ложи «Дружеское ученое общество». В Москве Карамзин познакомился с писателями и литераторами: Н. И. Новиковым, А. М. Кутузовым, А. А. Петровым, участвовал в издании первого русского журнала для детей — «Детское чтение». В 1778 г. Карамзин был отправлен в Москву в пансион профессора Московского университета И. М. Шадена. Поездка в Европу В 1789—1790 предпринял поездку в Европу, в ходе которой посетил Иммануила Канта в Кёнигсберге, был в Париже во время великой французской революции. В результате этой поездки были написаны знаменитые «Письма русского путешественника», публикация которых сразу же сделала Карамзина известным литератором. Некоторыми филологами считается, что именно с этой книги ведет свой отсчет современная русская литература.

http://lib.cerkov.ru/authors/1100

Чернь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Свято-Покровский храм пос. Чернь. Время образования прихода неизвестно. До революции кроме городской части в состав прихода входили части Казачьей слободы и часть деревни Кресты в семи километрах от храма. Настоящий приходской храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы, каменный, с приделом в трапезной церкви во имя свт. Василия Великого, строился с 1818 по 1856 годы. Прежде построена была трапезная церковь с приделом вышеозначенного святого в 1818 году тщанием купца Сотникова В.М. с помощью прихожан и доброхотных дателей. В 1838 году старанием того же Сотникова был возведен настоящий храм, освященный в 1843 году. В 1851 году при церкви устроена каменная колокольня. В 1856 году в трапезной части храма усердием Чернской дружины 88 устроен придел во имя всех святых. Во времена лихолетья в 1937 году храм был разграблен и закрыт. В годы Великой Отечественной войны в стенах храма содержались военнопленные. И только в 1947 году, на праздник Святой Пасхи, в церкви возобновлены богослужения. С мая 2002 года и по настоящее время в храме ежедневно совершаются богослужения. Чернь лежит при речке того же имени, в 93 верстах от Тулы и в 9 верстах от станции Чернь Моск. – Курской ж. д. В санитарном отношении город находится в весьма благоприятных условиях, благодаря своему положению на полугорке, обилию в нем садов и леса в недалеком расстоянии от города. Чернь основана была Иоанном Грозным и упоминается под 1578 г. в числе сторожевых пунктов, построенных московским правительством против набегов крымских татар. Еще в 1760 г. в Черни существовали остатки деревянной крепости этого города с башнями, бойницами и воротами, теперь нет ни малейшего следа этих укреплений. При Петре I Чернь была приписана к корабельным делам и в 1708 г. была причислена к Азовской губернии; в 1719 г. отнесена к Орловской провинции Киевской губернии, в 1766 г. к той же провинции Белгородской губернии, в 1777 г. причислена к Тульскому наместничеству, в 1797 г. была, как город, упразднена и обращена в казенную волость, в 1802 г. снова восстановлена с значением уездного города Тульской губернии.

http://sobory.ru/article/?object=07423

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕДЕОН [греч. Γεδεν] (1766, дер. Капурна, близ г. Волос, Фессалия - 30.12.1818, Тирнавос, там же), прмч. Каракальский (пам. в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 30 дек.). Род. в многодетной семье, при Крещении получил имя Николай. Его родители, Авгерин и Киратца, были благочестивыми христианами. В возрасте 12 лет вместе с ними переехал в др. деревню, а оттуда - в Велестино, где работал в лавке дяди по материнской линии. Некий турок взял его слугой в гарем и обратил в мусульманство с именем Ибрагим. Вскоре Николай бежал от турка в дом отца, а тот помог ему перебраться в др. место, где юноша стал работать строителем. Вместе со строителями он отправился на о-в Крит, где был по неизвестной причине жестоко избит ими. После многодневных скитаний он встретил в часовне иерея, к-рому рассказал о своих злоключениях, и священник приютил Николая у себя. После смерти своего покровителя Николай еще 3 года провел на Крите, а затем отправился на Афон. Там, исповедавшись и причастившись, он постригся в монахи с именем Гедеон в мон-ре Каракал. В обители он прожил 35 лет. Возжелав получить мученический венец, Г. оставил обитель и отправился в Велестино, где когда-то отрекся от христианства, и на главной площади города исповедал себя христианином. Но турки выгнали Г. из города. Он вернулся в обитель и продолжил вести благочестивую жизнь, став экклисиархом в соборном храме. Однажды он услышал голос от изображения Спасителя в куполе храма: «...кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным...» (Мф 10. 33). Тогда Г. понял, что не может оставить своего намерения, и вновь отправился на мученический подвиг. Придя в г. Тирнавос, он повторил свое исповедание, после чего был схвачен и арестован. Подвергнув побоям, его обнаженным посадили на осла и возили по улицам города. Затем мученика привели во двор паши, по приказу к-рого ему отрубили руки и ноги и еще живого бросили умирать в отхожем месте.

http://pravenc.ru/text/161856.html

Москва. Церковь Георгия Победоносца в Коптеве. Карта и ближайшие объекты Деревянная церковь Георгия Победоносца в Коптево построена в 1997 году на углу Коптевского бульвара и Большой Академической улицы. Православная община в Коптево, которая сложилась в 1996 году, решила ввиду приближавшегося 850-летия Москвы посвятить храм ее небесному покровителю – святому Георгию. Проект храма выполнил архитектор В.В.Иванов, имеющий большой опыт работы с памятниками русского Севера. Церковь - бревенчатая, с пятью шатрами и колоколенкой над притвором. Строительные работы выполняла бригада плотников из Архангельска. Впервые Коптево упомянуто в 1595-1596 годах в меновой грамоте князя Дмитрия Ивановича Шуйского, в которой он менял село Топорково с пустошами Коптево и Ипатьевской на соседнее село Вельяминово (ныне Владыкино). Существует две версии происхождения названия Коптево. Согласно одной из них, этот топоним связан с древним родом Коптевых; по другой версии – связано с жившим в конце XV века боярином Константином Бутурлиным, имевшим прозвище Копоть. В середине XVIII века владельцем пустоши стал коллежский секретарь Семён Евстратович Молчанов, который, согласно договору, должен был её заселить. К 1766 году обязательство было выполнено: он переселил туда крестьян, построил господский дом и основал сельцо Сергиевское-Семёновское (будущее Коптево). Вскоре это сельцо стало владением грузинского царевича Георгия Вахтанговича, которому принадлежало соседнее село Всехсвятское (ныне ст. м. «Сокол»). Сельцо стало называться Георгиевским (или Егорьевским) в честь нового владельца. Сельцо принадлежало к приходу церкви Всех Святых во Всехсвятском. В 1786 году, после смерти Георгия Вахтанговича, Георгиевское отошло к Дворцовому ведомству. В ходе Отечественной войны 1812 года все постройки сельца были сожжены, но восстановлены с помощью государственной ссуды к 1816 году. Топоним Коптево оставался в народной памяти ещё с середины XVIII века, поэтому сельцо Георгиевское было обозначено как Коптево уже на карте 1818 года, а в 1852 году название Коптево появилось и в официальном документе — «Указателе селений и жителей Московской губернии» К. Нистрема. После крепостной реформы 1861 года стал застраиваться участок земли к югу от деревни Коптево — так образовалась деревня Новое Коптево, а само Коптево стало называться Старым Коптево. По сведениям 1869 года, в деревне были питейный дом и обойное заведение. В 1897 году здесь Ф. М. Шмаковым было основано заведение по производству искусственных цветов.

http://sobory.ru/article/?object=03439

Павел, архиепископ Казанский и Симбирский (Зернов Петр Сергеевич) Родился в 1742 году в городе Москве в семье причетника Ильинской слободы при Троице-Сергиевой лавре. С 1750 года воспитывался в Троице-Сергиевой лавре. С апреля 1763 года – учитель пения при доме лаврского настоятеля архимандрита Лаврентия (Хоцятовского, † 1766), с июля того же года – переводчик и библиотекарь Троицкой духовной семинарии. С ноября 1765 года – учитель пиитики и риторики Троицкой духовной семинарии. 20 февраля 1767 года пострижен в монашество. С сентября 1769 года – преподаватель богословия. 5 октября 1770 года назначен ректором Троицкой духовной семинарии и наместником Троице-Сергиевой лавры. 9 апреля 1775 года возведен в сан архимандрита, назначен ректором Ярославской духовной семинарии и настоятелем Спасского монастыря в Ярославле. В том же году переведен в Саввино-Сторожевский монастырь. С сентября 1776 года – управляющий Московским Донским монастырем. 15 апреля 1778 года хиротонисан во епископа Костромского и Галицкого. С 15 января 1800 года – епископ Тверской и Кашинский. 15 сентября 1801 года возведен в сан архиепископа. С 18 декабря 1803 года – архиепископ Казанский и Симбирский. Скончался 14 января 1815 года. Погребен в кафедральном соборе. Архиепископ Павел был приветливым, добрым, занимался широкой благотворительностью и оставил по себе светлую память в народе, особенно в Казани. Впрочем, некоторые обвиняли его в слабохарактерности и невоздержании в пище и питии. В какой мере достоверно последнее, сказать трудно. Во всяком случае, многие писатели подобные обвинения отрицают. Литература: Благовещенский А. А. История старой Казанской духовной академии. 1797–1818 гг./Сост. учитель Казанской духовной семинарии А. Благовещенский. – Казань, 1875. – С. 46–51. Смирнов С. К., протоиерей. История Троицкой лаврской семинарии. – М., 1867. – С. 488. Чередеев К., протоиерей. Биографии Тверских иерархов от начала существования архиерейской кафедры города Твери и до ныне. – Тверь, 1859. – С. 149.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Августин, архиепископ Московский и Коломенский ПРАВОСЛАВИЕ.RU ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ     ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   новые поступления карта сайта авторы анкета поиск АВГУСТИН архиепископ Московский и Коломенский (Виноградский Алексей Васильевич) Из Каталога русских архиереев Родился 6 марта 1766 года в Москве в семье священника и живописца. Окончил Перервинскую Духовную семинарию, затем Московскую Духовную академию. С 1789 года - преподаватель грамматики и риторики Троице-Сергиевской Духовной семинарии. В 1792 году назначен префектом Троице-Сергиевской Духовной семинарии и преподавателем философии. В 1794 году принял монашество и в том же году рукоположен во иеромонаха. С 1795 года - ректор Троице-Сергиевской Духовной семинарии. 21 ноября 1798 года возведен в сан архимандрита Можайского Лужецкого монастыря. В 1801 году - ректор Московской Духовной академии и настоятель Заиконоспасского монастыря. В 1802 году назначен цензором духовных книг, выходящих в Москве. В 1803 году был вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповеди. 6 февраля 1804 года хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. С 13 июня 1811 года временно управлял Московской епархией в связи с болезнью митрополита Платона. 28 декабря 1812 года ему было вверено управление Московской митрополией. 30 августа 1814 года возведен в сан архиепископа. В этот период назначен членом Святейшего Синода. С 19 февраля 1818 года - архиепископ Московский и Коломенский. Скончался 3 марта 1819 года. Преосвященный Августин был замечательным оратором и проповедником своего времени. Его речи и проповеди отличались торжественностью. Будучи в 1803 году в Петербурге на чреде священнослужения, он своими речами обратил на себя всеобщее внимание. Сказанное им в 1807 году слово по поводу заключения Тильзитского мира, произвело большое впечатление, и московский губернатор преподнес ему драгоценную панагию и послал один экземпляр речи императору Александру I.

http://pravoslavie.ru/archiv/archiereolo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010