Архангельска, неоднократно бывала в урочище Куртяево (см.: Поморская энциклопедия. Т. 1. С. 117–118). Из личного архива А. И. Климова. Тетрадь 1. С. 99–103. ГА АО, ф. 29, оп. 31, д. 85, л. 451. Ф. С. Путевые впечатления//Архангельские епархиальные ведомости. 1904. 10. Часть неофиц. С. 411–412. ГА АО, ф. 29, оп. 31, д. 85, л. 337. Там же, л. 338. «На прошении Архангельской округи Ненокского прихода священноцерковнослужителей, церковного старосты и некоторых из прихожан, в коем прописывая, что их прихода в имеющихся пяти церквах ни в одной не имеется надлежащего по нынешнему обыкновению иконостаса, а стоят святые иконы одна над другою просто, почему и положили между собою согласие из числа оных церквей преподобному Алексию, человеку Божию, в Куртяеве и Клименту священномученику с приделом Соловецких чудотворцов в Неноксе устроить резной иконостас и царские двери резные с сиянием, к чему приговорили и мастера за тысячу рублей…» (ГА АО, ф. 29, оп. 31, д. 85, 1818 г., л. 320). Там же, д. 429, л. 10–42. Там же, ф. 5620, оп. 3, д. 21, л. 47. Там же, л. 99. Там же, л. 183. О чудесах от иконы в XIX–XX вв. неизвестно. В тексте указана только дата от Рождества Христова. Написание даты в рукописи таково, что можно прочитать ее и как «1706», и как «1766», однако сопоставление текста «Сказания» с документальными источниками позволяет правильным считать первый вариант. Сюжет с обретением иконы на пне встречается и в других северорусских повествованиях о чудотворных иконах. Так, в лесу «на горелом сосновом пне» была обретена икона Богоматери «Знамение» в Пермогорской волости (см.: Панченко О. В. Соловецкий сборник повестей о чудесах и знамениях 1662–1663 гг.//Книжные центры Древней Руси: Соловецкий монастырь. СПб., 2001. С. 461–462). Впрочем, в сказаниях чаще встречается другой легендарный мотив, об обретении иконы на дереве, также упоминаемый в сказаниях об иконе св. Алексия, человека Божия. Любопытно отметить использование в данном случае по отношению к Москве эпитета «царствующий град» (с 1712 г.

http://sobory.ru/article/?object=16014

39 Карлейль Томас (1795–1881) — английский философ-идеалист. 40 Молокане — одно из направлений в духовном христианстве. 41 одна из разновидностей духовного христианства. 42 Волконский Петр Михайлович (1776–1852) — князь, министр императорского двора; генерал-адъютант. 43 Меншиков Александр Сергеевич (1787–1869) — светлейший князь, адмирал; с 1827 г. возглавлял морское ведомство. 44 Аггеев Константин Маркович (1868 —?) — священник, религиозный писатель. 45 Розанов Василий Васильевич (1856–1919) — религиозный мыслитель, прозаик, публицист. 46 Победоносцев Константин Петрович (1827–1907) — государственный деятель; обер-прокурор Синода (1880–1905). 47 Страхов Николай Николаевич (1828–1896) — философ и публицист. 48 Леонтьев Константин Николаевич (1831–1891), религиозный мыслитель, писатель, публицист. 49 Михаил (Семенов Павел Васильевич; 1874–1916) — духовный писатель; публицист; профессор Духовной академии (СПб.); был отстранен от должности после сближения с социалистами. 50 Никон (Никита Минов; 1605–1681) — седьмой патриарх Московский и всея Руси; при нем была осуществлена церковная реформа. 51 Новиков Николай Иванович (1744–1818) — просветитель, литератор, издатель; член масонской ложи. 52 Лабзин Александр Федорович (1766–1825) — историк, литератор, переводчик, издатель; мистик и масон. 53 Хлысты (или христоверы) — секта, сформировавшаяся в XVII в. 54 Скопцы, скопчество — религиозная секта; появилась в России с 1770-х гг.; ее последователи подвергают себя оскоплению, чтобы избежать мирских соблазнов. 55 Штундисты — представители русского евангелического христианства; ответвление от молоканства; оформились в 1860 — 1870-е гг. 56 Скворцов Василий Михайлович (1859–1932), служил чиновником особых поручений при обер-прокуроре Синода. 57 Галина Г. (псевд. Ринкс Глафиры Адольфовны; 1870 или 1873–1942), поэтесса, прозаик, переводчица. 58 Надсон Семен Яковлевич (1862–1887) — поэт, кумир русской молодежи 1880-х гг. 59 Монферран Август Августович (Огюст Рикар де Монферран; 1786–1858) — архитектор; в России с 1816 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=190...

Москва. Церковь Георгия Победоносца в Коптеве. Карта и ближайшие объекты Деревянная церковь Георгия Победоносца в Коптево построена в 1997 году на углу Коптевского бульвара и Большой Академической улицы. Православная община в Коптево, которая сложилась в 1996 году, решила ввиду приближавшегося 850-летия Москвы посвятить храм ее небесному покровителю – святому Георгию. Проект храма выполнил архитектор В.В.Иванов, имеющий большой опыт работы с памятниками русского Севера. Церковь - бревенчатая, с пятью шатрами и колоколенкой над притвором. Строительные работы выполняла бригада плотников из Архангельска. Впервые Коптево упомянуто в 1595-1596 годах в меновой грамоте князя Дмитрия Ивановича Шуйского, в которой он менял село Топорково с пустошами Коптево и Ипатьевской на соседнее село Вельяминово (ныне Владыкино). Существует две версии происхождения названия Коптево. Согласно одной из них, этот топоним связан с древним родом Коптевых; по другой версии – связано с жившим в конце XV века боярином Константином Бутурлиным, имевшим прозвище Копоть. В середине XVIII века владельцем пустоши стал коллежский секретарь Семён Евстратович Молчанов, который, согласно договору, должен был её заселить. К 1766 году обязательство было выполнено: он переселил туда крестьян, построил господский дом и основал сельцо Сергиевское-Семёновское (будущее Коптево). Вскоре это сельцо стало владением грузинского царевича Георгия Вахтанговича, которому принадлежало соседнее село Всехсвятское (ныне ст. м. «Сокол»). Сельцо стало называться Георгиевским (или Егорьевским) в честь нового владельца. Сельцо принадлежало к приходу церкви Всех Святых во Всехсвятском. В 1786 году, после смерти Георгия Вахтанговича, Георгиевское отошло к Дворцовому ведомству. В ходе Отечественной войны 1812 года все постройки сельца были сожжены, но восстановлены с помощью государственной ссуды к 1816 году. Топоним Коптево оставался в народной памяти ещё с середины XVIII века, поэтому сельцо Георгиевское было обозначено как Коптево уже на карте 1818 года, а в 1852 году название Коптево появилось и в официальном документе — «Указателе селений и жителей Московской губернии» К. Нистрема. После крепостной реформы 1861 года стал застраиваться участок земли к югу от деревни Коптево — так образовалась деревня Новое Коптево, а само Коптево стало называться Старым Коптево. По сведениям 1869 года, в деревне были питейный дом и обойное заведение. В 1897 году здесь Ф. М. Шмаковым было основано заведение по производству искусственных цветов.

http://sobory.ru/article/?object=03439

(21) Вера – возможно, княгиня Вера Федоровна Вяземская (1790–1876), с 1811 г. жена князя П. А. Вяземского. Пушкин был особенно близок с ней в Одессе, куда она приезжала в 1824 г. (22) Анна – Анна Ивановна Вульф (ум. 1835), племянница П. А. Осиповой, была замужем (с 1834 г.) за В. И. Трувеллером. (23) Анна – вероятно, Анна Петровна Керн. (24) Анна – вероятно, Анна Алексеевна Оленина. (25) Варвара – лицо неустановленное. (26) Елизавета – по всей вероятности, Елизавета Михайловна Хитрово. (27) Надежда – лицо неустановленное. (28) Аграфена – графиня Аграфена Федоровна Закревская (1799–1879), рожд. графиня Толстая, жена графа А. А. Закревского. (29) Любовь – лицо неустановленное. (30) Ольга – Ольга Михайловна Калашникова (р. 1806), крепостная Пушкина в с. Михайловском, выданная замуж за чиновника П. В. Ключарева, который жил с женою в Болдине, а затем оставил ее и уехал в Москву. (31) Евгения – лицо неустановленное. (32) Александра – вероятно, Александра Александровна Римская-Корсакова, вышедшая в 1832 г. замуж за князя А. Н. Вяземского. Пушкин предполагал изобразить ее в неосуществленном «Романе на кавказских водах». (33) Елена – лицо неустановленное. (34) Елена – возможно, Елена Федоровна Соловкина, рожд. Бейн, жена полковника, командира Охотского полка. (35) Татьяна и (36) Авдотья – лица неустановленные. Первая программа записок Датируется 1830 годом предположительно. (1) Семья моего отца – дед Пушкина Лев Александрович (1723–1790), его вторая жена Ольга Васильевна, рожд. Чичерина (1737–1802) и их дети: Василий, Сергей, Анна и Елисавета. (2) Отец и дядя в гвардии. Сергей Львович Пушкин (1767–1848) служил в л. – гв. Измайловском, а затем в л. – гв. Егерском полку; Василий Львович Пушкин (1766–1830) также служил в л. – гв. Измайловском полку. (3) Бабушка и ее мать. Мария Алексеевна Ганнибал, рожд. Пушкина (1745–1818), бабушка Пушкина по матери, была замужем за Осипом Абрамовичем Ганнибалом (1744–1806), который, оставив ее, женился на У. Е. Толстой. Брак этот был признан, однако, незаконным, и О. А. не получил развода. М. А. Ганнибал жила со своей дочерью Надеждой Осиповной Ганнибал (1775–1836) в Липецке у своей матери, Сарры Юрьевны Пушкиной, рожд. Ржевской.

http://predanie.ru/book/221012-avtobiogr...

асс. Неизвестно, когда (вероятно между 1766–1812 гг.) и кем именно пожертвована панагия с частью ризы Господней, украшенная драгоценными камнями. Она вложена в серебро-позолоченную доску, на верху которой вычеканен крест, в средине по сторонам два ангела, поддерживающие панагию, а вокруг в 20-ти местах части мощей разных (неизвестных) святых. Эта доска вставлена в медную вызолоченную раму. Ковчежец с мощами св. Иоанна Златоуста . Для нас дороги имена и настоятелей, известных трудами и попечительностью о благе древней обители, или своими заслугами на других служебных поприщах. Мы представляем список всех настоятелей монастыря за этот период времени (1706–1812 гг.), с краткими биографическими сведениями о них. Первый архимандрит Антоний (1706–1726), о котором мы упоминали, говоря об игуменах, приобрел в свое время большую известность. В 1714 году по делу о лекаре Тверитинове, обвиняемом в иконоборстве, Антоний доносил: «в 1709, 10 и 11 годах, быв болен ногами, призывал я лекаря Димитрия Тверитинова. Он леча мои ноги ходил ко мне часто, и от многих разговоров познал я его сущего еретика, лечащего тело, а душу погубляющего» 87 . Ведению Златоустовского архимандрита поручена в 1818 г. марта 16-го Тиунская изба или приказ церковных дел, который наблюдал в Москве за благочинием священно- и церковнослужителей, рассматривал исповедные росписи, дела о раскольниках, взыскивал с них установленные сборы и т. п. Соответственно сему, и круг деятельности о. Антония был очень обширен. Раскольники боялись его 88 . В 1721 г., по случаю вызова в С. Петербург из Москвы крутицкого митрополита Игнатия, дела бывшей патриаршей области (т. е. Москов. епархии) и Крутицкой епархии поручено было 14 июня ведать архиепископу Мелиникейскому Григорию и архимандритам: Чудовскому, Новоспасскому и Златоустовскому. Последний в том же году был назначен кандидатом (третьим) на архиерейскую кафедру в Киев 89 . С 1724 года состоял членом московской дикастерии, образовавшейся из Патриарших приказов духовного и приказа церковных дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

С внешней стороны этот корпус был закрыт высокой каменной стеной с тремя башнями, построенной в 1766 году. Ныне каменная стена полностью разрушена, состояние башен - реставрации не подлежат. Нилова пустынь. Гостинный двор. Дореволюционная открытка Корпуса гостиного двора К западу от центрального соборного двора находится гостиный двор. Здесь расположены: по южной и западной сторонам сплошной двухэтажный корпус – бывших гостиных келлий – ныне братский корпус монастыря. Южная часть этого корпуса построена в 1782 году, западная часть – в 1798 - 1799 годах. Северный трехэтажный корпус построен в 1806 - 1809 годах, на месте бывших одноэтажных рабочих келий. Сегодня это здание монастырской гостиницы. К гостиному двору с запада примыкают конюшенный и конный дворы с прилежащим к ним строениям. Надвратная Светлицкая башня Со стороны дамбы и моста на полуостров Светлица в 1863 году была построена надвратная Светлицкая башня в стиле позднего классицизма. Эстетически эта башня композиционно увязывала Архиерейскую пристань и Богоявленский собор, выполненные в этом же архитектурном стиле. Функционально она служила для размещения на ее шпиле фонаря в ненастную погоду для заблудившихся. Нилова пустынь. Архиерейская пристань. Дореволюционная фотография Архиерейская пристань Напротив святых восточных ворот обители в 1813 - 1814 годах была построена каменная пристань, имеющая вид парадных ворот. Она была сооружена для принятия ежегодного Крестного хода из города Осташков в праздник обретения мощей преподобного Нила Столобенского. Набережная монастыря Берега острова Столобный, для предохранения от размытия водами озера, были обнесены набережной из дикого тесаного гранита. Возведение набережной осуществлялось в течение 18 лет в 1833 - 1851 годах по проекту тверского архитектора И.Ф. Львова. Набережная была сооружена по всему периметру острова Столобный и по берегу соседнего полуострова Светлица. Хозяйственные строения К югу монастыря по берегу залива озера, расположены каменные одноэтажные хозяйственные корпуса, построенные в 1769 и 1818 годах. Здесь размещались столярня, кузница, слесарня, лодочная и мучной амбар. Далее- рыбацкая, солодовня и пивоварня. Ныне здесь обустроены рабочие келлии, далее гараж, столярня, молочня и скотный вор, корпус бывшей пивоварни реставрируется.

http://drevo-info.ru/articles/23541.html

Иринарх , с 1790. Никита , с 1795. Симеон , 1795. Андрей , с 1799. Евстафий 19 дек. 1799 перев. в Вязниковский Благовещенский. Симеон , 1800. Симон , с 1802. Макарий , с 1804; 27 янв. 1805 перев. в Благовещенский Вязниковский. Гедеон , с 1805. Самуил , с 1813. Иероним , с 1818. Владимир , с 1821. Спиридон , с 1823. Илия , с 1825. Амвросий , с 1828. Никодим , с 1829. Савва , с 1831. Валентин , 1832; 4 февр. 1833 перев. в Вязниковский Благовещенский. Герасим , с 1833. Анатолий , с 1839. Авраамий , с 1840. Иосиф , с 1848. Сергий , игум., в 1852; 14 нояб. 1853 перев. в Благовещенский Вязниковский. Георгий , игум., с 1853; упом. 1862. Моисей , с 1866. Даниил , с 1867. 67 Муромского Троицкого (новодевича, на посаде), ныне 3-го класса, основанного в 1642 г. [V, 130]: Игуменьи Акилина , в февр., июле 1662, в мар. 1672. Адриана , 1738–42. Маргарита , 1764–78. Неонила , с 1778. Евграфа 1784 перев. в Арзамасский Николаевский. Мария 1784 перев. из Арзамасского Николаевского, а в 1787 – опять туда-же. Евграфа в 1787 паки перев. из Арзамаса; упом. 1795. Александра Нейманова , 1808–17. Елисавета , 1840. Максимилла , 1845. Митрополия , 1846. Евпраксия , 1847–55. Евфросиния , 1856–66. На особом листке, не рукою П. М. Строева, написано: «Список настоятельниц Муромского Троицкого Новодевича монастыря, по монастырским документам:» Игуменьи Анилина , 1660–73. Анисия , 1673–1719. Александра , 1719–31. Адриана , 1731–42. Мария , 1742. Неонила , 1762. Маргарита , 1762–66. Неонила , 1766–80. Мария , 1780–82. Евграфа , 1782–88. Мария (прежняя) 1788–90. Евграфа (прежняя) 1790–99. Аполлинария Золотарева , 1799–1800. Евгения Пальтова , 1800–17. Александра , 1817–20. Варсонофия , 1820–22. Афанасия , 1822–31. Елисавета , 1831–41. Елисавета же, 1841–42. Евгения , 1742–43. Елисавета Лаврова, 1843–44. 217 Максимилла Виноградова , 1844–45. Митрополия , 1845–46. Евпраксия 1846–55. Ефросиния Тюменева , 1855. Особые заметки Разные IV, 63. Воробьевской (Воробьевой), при селе Дунилове: Игум. Иларион , в апр. 1684.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

72 Михаил Михайлович Евреинов (1788–1878), многолетний знакомый митрополита Филарета, в 30-х гг. староста церкви Святой Троицы на Капельках, попечитель Набилковской богадельни в Москве, писатель, автор воспоминаний о святителе Филарете. – Прим. сост. 78 А. И. Карасевский (1796–1856), возглавлял Комиссию духовных училищ (1832–1839), затем занимал ту же должность в новом Духовно-учебном управлении (1839–1855), с января 1855 г. назначен исполняющим должность обер-прокурора Святейшего Синода, но в сентябре 1856 г., вследствие тяжелой болезни, от этой должности был уволен. – Прим. сост. 79 Платон (П. Г. Левшин, 1737–1812), митрополит Московский и Коломенский (1775–1811). В 1759–1762 гг. префект, а позже ректор Троицкой семинарии. – Прим. сост. 80 В письме к ректору было, в частности, написано: «Скажут ли: предмет маловажный не требует строгого внимания? Но Вы почему же не откажетесь от маловажного предмета, а держитесь за него упорно; и хотите, чтобы другие отказались от него в пользу вашей прихоти? Маловажно ли сие слово: горе человеку тому, имже соблазн приходит ( Мф. 18, 7 )?» – Прим. сост. 81 Гавриил (П. П. Петров-Шапошников, 1730–1801), митрополит Новгородский и Олонецкий (1775–1799). Амвросий (А. И. Подобедов, 1742–1818), митрополит Новгородский и С.-Петербургский (1799–1801). – Прим. сост. 83 Имеется в виду недавняя (18 февраля 1855) смерть императора Николая I и неблагоприятный для России ход Крымской войны. – Прим. сост. 84 Александр Семенович Ковалевский, генерал-лейтенант, председатель Московского военно-окружного суда. – Прим. сост. 85 Федор Петрович Литке (1797–1882), адмирал, граф, президент Императорской академии наук (1864–1881). Русский мореплаватель и исследователь Арктики, почетный член многих иностранных научных учреждений. – Прим. сост. 86 Н. М. Карамзин (1766–1826), русский писатель, публицист, историк. Автор «Истории государства Российского». Чтение главы об Иване Грозном состоялось 12 января 1820 г. в С.-Петербурге. – Прим. сост. 87 Иван IV Васильевич Грозный (в иночестве Иона). Великий князь Московский (1533–1547). Первый русский царь (1547–1584). – Прим. сост.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Нифонт , 1697–1703. Пимен , 1703–7. Игнатий , 1707–11. Александр , 1711–14, отрешён. Михаил Нифонтов , 1714–33; † ... Митрофан Шеинков , бывший архим. Святогорского Успенского, определён в 1734; в 1747 отставлен; потом в Голутвине и Пафнутиеве мнтрях. Иоасаф Рудзинский 1748 определён, 1751 отставлен. Гедеон Антонский 1751 перев. из Харьковского Покровского; † 1770 ... Иов Базилевич 1770 перев. из Харьковского Покровского, а 31 окт. хирот. в епископа Переяславского (викария Киевского). Виктор Лодыженский , из Нежинского Назарета, 1771–75, перев. в Колязин. Лаврентий Кордет 1775 перев. из Харьковского Покровского; † 18 мая 1781. Амвросий Гиновский определён 4 июля 1781, из Александро-Невских наместников; † 21 мая 1800. Лаврентий Далматов 7 июня 1800, из Вятского Трифонова, а в 1803 перев. в Крестный. Аполлос Терешкеевич 9 мар. 1803 перев. из Сийского, а 14 окт. 1813 хирот. в епископа Харьковского. Иакинф Логановский 28 окт. 1813 перев. из Киево-Братского; † 1817. Палладий Белевцов в 1818 перев. из Коренной пустыни, а 1829 – в Александро-Невскую Лавру в наместн. Иоасаф Юнаков в 1829 перев. из Белгородского Николаевского, а в 1833 – в Белгородский Свято-Троицкий. Ипатий 187 1838–40, перев. в Молченский? Архиерейского дома: 188 Серафим , архим. 1853–56. Илиодор , архиепископ Курский, управлял 1857–60. Сергий , архиепископ Курский, управлял 1861–70. 3 Троицкий, в Курске, устроен при царе Борисе Годунове в начале XVII века строителем Ионой Телком; возобновлён им же, после разорения Литвой, в 1613 г. 189 В последствии женский. [IV, 882.] Игуменьи Капитолина , 1654 и 55. Евдокия , в мар. 1659. Киликия , в мар. 1670. Сундулея … Пелагия , 1680–1701. Феодосия , 1724, 1736 и 37. Митродора Долгинцева , 1762–66. Епистимия , 1766–80. 4 Коренная, Рождества Богородица, пустынь, от Курска в 27 верстах, основана в 1597 г.; до 1764 была приписной к Курскому Знаменскому мнтрю. Ныне заштатная. [IV, 640.] Строители Евфимий (первый), игум., с 1597. В 1611 мнтрь разорён и запустел, в 1618 приписан к Курскому Знаменскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Домовой церкви нет, других церквей в приходе нет. Опись церковного имущества состоялась в 1889 г. за шнуром и печатью консистории. Церковно-приходорасходные книги за шнуром и печатью Консистории 1904 г. При церкви имеется библиотека, в которой 250 томов, 189 названий, все эти книги духовно-нравственного содержания, одобрены Св. Синодом и духовной цензурой. Храм вел и обширную просветительско-образовательную деятельность. С 1868 г. в с. Григоровка существовало начальное народное училище, которое с 1880 г. содержится на средства товарищества «Владимир Алексеев». В нем в 1908/9 уч. году обучалось мальчиков - 69, девочек 48. С 1 ноября 1894 г. открыта в деревне Ледном церковно-приходская школа, в ней в 1908/9 уч. году училось мальчиков 42, девочек 23. В 1902/3 уч. году открыто начальное народное училище при фабрике Южно-Русской Промышленности, в нём в 1908/9 уч. году обучалось мальч. - 30, дев. - 20. Церковь ежегодно расходует: 1) На содержание духовных учебных заведений и обще епархиальные нужды 200 руб. 50 коп.; 2) На содержание хора певчих до 450 р.; 3) На покупку просфор 50 р.; 4) На содержание церковно-приходской школы 100 р. Указом Духовной Консистории от 20 мая 1896 г. за 4423 и на наем церковного сторожа 144 р. 5) На жалованье о. Благочинному 30 р. Каменый храм был построен при свящ. Федоре (1766 г.р.). Нигде не обучался. В этот храм определен 1818 г. Рукоположен Феоктистом Белгородским, на этот приход определен преосв. Еп. Павлом Слободско-Украинским и Харьковским. Целая эпоха связывается со служением в этом храме священника Михаила Соколовского (1834 г.р.). Он служил с 1855 г. и почти дожил до самой революции. В 1914 г. он еще служил в этом храме. О. Михаил родом из Безлюдовки, духовного звания. Окончил Харьковскую Духовную семинарию 15 июня 1855 г. по второму разряду. Рукоположен во свящ. с. Голубовки Лебединского уезда 6 ноября 1855 г. Перемещен в Григоровку по прошению 25 ноября 1855 г. Состоял помощником благочинного 3-го округа. Состоял законоучителем Григоровского начального училища, Леднянской церковно-приходской школы, начальником народного Училища при Фабрике Южно-Русского Товарищества канатной и пеньковой промышленности, состоял Членом благочинного Совета и цензором поучений 2-го Харьковского Округа.

http://sobory.ru/article/?object=03848

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010