Воскресения Христова Всех учебных заведений собор (Воскресенский Смольный собор) в Петербурге; построен архитектором Ф. Б. Растрелли в 1748—1761 гг., достроен В. П. Стасовым в 1832–1835 гг.; современный адрес: площадь Растрелли — 85, 129 Исаакий, Исаакиевский собор — Святого Исаакия Далматского кафедральный собор; построен архитектором О. Р. Монферраном в 1818–1858 гг.; современный адрес: Исаакиевская площадь, 1–71, 102, 114, 117, 137, 140, 141, 166, 179, 180, 189, 205, 208, 218, 219, 233 Казанский собор — Божией Матери Казанской собор в Петербурге; построен архитектором А. Н. Воронихиным в 1801–1811 гг.; современный адрес: Казанская площадь, 2–117, 163, 170, 208, 189, 312 Лаврский собор — см. Свято–Троицкий собор Александро–Невской лавры Никола Морской — Морской Николо–Богоявленский кафедральный собор в Петербурге; построен архитектором С. И. Чевакинским в 1753–1762 гг.; современный адрес: Никольская площадь 1/3 — 166 Покрова Божией Матери на Рву собор — возведен в 1555–1561 гг. на месте погребения Блаженного Василия, Христа ради юродивого; современный адрес: Красная площадь — 277 Преподобного Сергия собор в Троице–Сергиевой лавре — церковь Преподобного Сергия сооружена повелением царей Иоанна V и Петра I в 1686 г. и 1692 г. — 283 Придворный собор Спаса Нерукотворного образа в Зимнем дворце; построен архитектором Ф. Б Растрелли в 1763 г., восстановлен В. П. Стасовым после пожара в 1839 г. — 126 Свято–Троицкий собор в Александро–Невской лавре в Петербурге; построен архитектором И. Е. Старовым в 1776–1790 гг. — 81, 90, 104, 115, 121, 124, 125, 139, 152, 153, 163, 179, 188, 198, 199, 201, 203, 207, 212, 214, 226, 233, 237, 312 Святого Владимира («Успения на Мокрушах») собор на Петербургской стороне; построен архитекторами М. Г. Земцовым и П. А Трезини в в 1741–1747 гг., перестроен А. Ринальди (в 1766–1772 гг.) и И. Е. Старовым (в 1783–1789 гг.); современный адрес; угол улицы Блохина, 26 и проспекта Добролюбова — 150 Святого Сергия Радонежского всей артиллерии собор в Петербурге; построен архитектором Ф. И. Демерцовым в 1796–1800 гг.; современный адрес: угол Литейного проспекта и Сергиевской улицы — 114, 116, 118, 143, 172

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2435...

периодические издания 2768–2788 персоналии 103–109, 495–504, 788801, 962–1034, 1122–1130, 1748 – 1766, 2891, 2978–3001 Писание см. Библия покаяние, исповедь 2070–2083, 2112–2114 политическое устройство общества 1642–1645 Польская Православная Церковь 617–618 Поместные Православные Церкви и современность 2409–2424 пост 2120–2124 поэзия 3002–3026 право церковное 2371–2424 Православная Автономная Церковь в Финляндии 634 Православная Церковь в Америке 626–633 Православная Церковь в Китае 637–642 Православная Церковь в Чехии и Словакии 620–625 православное единство 573–588 Православное палестинское общество 768, 769 Православный Свято-Тихоновский богословский институт 1071 праздники (эортология) 2217–2221 , 2340–2364 см. также: Пасха, Рождество празднование тысячелетия Крещения Руси 895–901 предание 1390–1393 примат папы Римского (догмат) 1874–1876, 2414–2415 приходская жизнь 2084–2086 приходы, приходская жизнь 643, 646, 743, 866, 879, 885, 887, 1011, 1067, 1156, 1167, 1170, 2087, 2088, 2239, 2735, 2762 см. также: духовенство приходское проза 3027–3028 проповедь см. гомилетика протестантизм 1889–1940 психоанализ 2093 психология 3096–3099 Пятидесятница 2356–2357 расколы: 304, 538–539, 562, 567, 608, 609, 628, 640, 693, 694, 730–734, 1150, 1203, 1207–1209, 2403, 2405 см. также: обновленчество растения 1704 , 2941 религиоведение 1767–1818 религия и общество 2854–2866 см. также: социология реставрация 2624–2628 реформатство 1900–1939 реформы 740, 741, 744, 871, 2423, 2678, 2718, 2909 рецензии 2789–2825 римо-католичество 1819–1940 см. также: примат папы Римского Рождество Господне 265, 270–273,289, 321, 322, 338, 363, 1547, 2217, 2218, 2271, 2276, 2343–2347, 2513, 2515, 3011, 3026, 3042, 3065 рукоположение женщин 2399–2400 Русская духовная миссия в Иерусалиме 770–775 Румынская Православная Церковь 61–-612 Русская Православная Церковь 650–1209 , passim Русская Православная Церковь Заграницей 1203–1209 русский язык 220, 1504, 2957–2961 см. также: перевод, церковнославянский язык

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Гусь-Железный. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Гусь-Железный. Троицкая церковь. XIXb., архитектор неизвестен, заказчик - владелец местных заводов Баташев. По заказу предпринимателя Андрея Баташова на Гусевском заводе начали возводить величественный белокаменный Троицкий храм с трапезной и пятиярусной колокольней в 1802-1868 гг. По предположению Г.К. Вагнера и С.В. Чугунова Троицкий храм построен по проекту архитектора В.И. Баженова. Но он не был первым храмом в Гусе. До Троицкой церкви здесь в 1766 г. Баташовы построили деревянную церковь во имя святого пророка Иоанна Предтечи. Это здание церкви сгорело в 1802 г. Тогда же началось строительство нового двухэтажного храма. При А. Баташёве храм был только заложен (1802 г.), но по смерти заказчика (1825 г.) был доведен только до купола. Трапезная и колокольня - до карниза. Хотя в храме уже совершались богослужения, окончательно достроен он был в 1847-1868 гг. Несмотря на то, что в 1825 г. работы были приостановлены, в нижнем этаже почти все было завершено, были освящены три престола: во имя святителя и чудотворца Николая (освящен в 1816 г.), во имя первоапостолов Петра и Павла (освящён 1818 г.) и во имя Рождества Христова (освящен в 1823 г.). В 1847 г. на средства наследников Баташовых и рабочих завода работы были возобновлены, главный Троицкий престол освящен в 1868 г. Внутренний вид храма был богат. Особенно почитаема была икона Божией Матери Боголюбской, которую пожертвовал Боголюбский монастырь в память того, что рабочие завода в 1865 г. горячо принимали у себя этот чудотворный образ по случаю свирепствовавшей в это время болезни. Риза на иконе была серебряно вызолоченной, стоимостью 13000 р. Другая святыня - небольшой серебряный напрестольный крест, в который были вложены частицы мощей святого Иоанна Милостивого. Возводя храм, неизвестный архитектор черпал свои идеалы в средневековой архитектуре (как считали Вагнер и Чугунов). Троицкая церковь колоссальна.

http://sobory.ru/article/?object=00861

579 Так называется третья глава воспоминаний Ф. А. Гилярова, пока не опубликованная (РНБ. Ф. 847. 740. Л. 64–132). 583 Имеется в виду А. Ф. Руднева, старшая внучка прадеда Гилярова-Платонова – Михаила Исидоровича («Болоны»), вышедшая замуж за В. М. Смирнова, дьячка Успенского собора в с. Черкизово Коломенского уезда. 586 Упомянут преосвященный Августин (в миру Алексей Васильевич Виноградский; 1766–1819), ректор Лаврской ДС (с 1795 г.) , МДА (с 1801 г.); епископ Дмитровский (с 1804 г.) , архиепископ Московский и Коломенский (с 1818 г.). 592 Церковь Николая Чудотворца Большой Крест, или «что у крестного целованья», была возведена в 1680–1697 гг. Здесь приводили к присяге лиц, участвовавших в тяжбах в царских приказах. В 1933 г. храм был снесен, ныне на его месте порожний пустырь между домами 15 и 21 на ул. Ильинке. 594 Толкучий рынок, или Толкучка, располагался на Старой и Новой площадях. Интересное определение этой московской достопримечательности было дано в юмористическом журнале Ф. Б. Миллера: «Толкучка – находится в центре Москвы в Городской части, между Ильинскими и Воскресенскими воротами. Знаменита рынком для сбыта краденого; большая часть торговцев этого рынка сидела по нескольку раз в острогах, а некоторые не только что принимают краденое, а и сами занимаются этим промыслом; лавки отпираются с трех часов ночи и запираются зимою в 10 часов, летом – в 12 часов. Толкучка – единственный рынок в Европе, торгующий краденым явно» (Указатель московских достопримечательностей для иностранцев, посещающих Москву//Развлечение. 1872. 7. 16 февр. С. 30). Ср. воспоминания Гилярова-Платонова: «Любил я посещать еще Толкучку, смотреть на «царскую кухню», где за грош можно пообедать на открытом воздухе; любопытствовал о покупках и продажах старья и краденого, всматривался в лица многочисленных торговых дельцов, живущих исключительно обманом. Их притон здесь, и орудуют они в лавках и на открытом воздухе. Личные наблюдения свои проверял я и дополнял рассказами двоюродного брата, дьячка от Николы Большого Креста» (Из пережитого. 2009. Т. 1. С. 263).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

м. архим. Иоасаф безуспешно направлял в Синод прошения о возобновлении этой традиции. Казанский Преображенский мон-рь. Фотография. 1914 г. Казанский Преображенский мон-рь. Фотография. 1914 г. Настоятели К. м. часто становились архиереями. В 1567-1576 гг. К. м. возглавлял архим. Иеремия (впосл. архиепископ Казанский и Свияжский), участвовавший в деяниях Собора 1572 г. и в отпевании архиеп. Казанского свт. Германа . В 1588-1589 гг. в обители настоятельствовал архим. св. Ермоген (впосл. 1-й митрополит Казанский и патриарх Московский), в 1590-1593 гг.- архим. Галактион (впосл. архиепископ Суздальский), в 1613-1629 гг.- архим. Макарий (впосл. архиепископ Астраханский; 1638), в 1744-1748 гг.- архим. Вениамин (Пуцек-Григорович) (впосл. митрополит Казанский), в 1766-1767 гг.- архим. Иероним (Фармаковский) (впосл. епископ Владимирский), в 1772-1785 гг.- архим. Платон (Любарский) (впосл. архиепископ Екатеринославский), в 1790-1794 гг.- архим. Амвросий (Орлин) (впосл. епископ Рязанский), в 1798-1799 гг.- архим. Ксенофонт (Троепольский) (впосл. архиепископ Подольский), в 1799-1808 гг.- архим. Антоний (Соколов) (впосл. архиепископ Подольский), в 1808-1816 гг.- архим. Епифаний (Канивецкий) (впосл. епископ Воронежский), в 1816-1817 гг.- архим. Афанасий (Протопопов) (впосл. архиепископ Тобольский). В 1774-1836 гг. из-за разрушения архиерейского дома в кремле К. м. служил городской квартирой Казанских архиереев, основная резиденция к-рых находилась в загородном архиерейском доме. В 1744-1854 гг. настоятелями К. м. являлись ректоры КазДС (в 1797-1818 «старой» КазДА), с 1854 г.- епископы Чебоксарские, викарии Казанской епархии, с 1898 г.- епископы Чистопольские, ректоры КазДА, с 1907 г.- епископ Мамадышский, викарий Казанской епархии, а с 1911 г.- наблюдатели (руководители) миссионерских курсов. Всего 12 настоятелей управляли мон-рем в архиерейском сане, в т. ч. в 1907-1911 гг.- еп. Андрей (Ухтомский) . С июля 1912 г. К. м. возглавлял сщмч. Иоасаф (Удалов) , сначала в сане игумена, а с 1920 г.- уже будучи викарным епископом.

http://pravenc.ru/text/1319818.html

Августин, архиепископ Московский и Коломенский (Виноградский Алексей Васильевич) Родился 6 марта 1766 года в Москве в семье священника и живописца. Окончил Перервинскую духовную семинарию, затем Московскую духовную академию. С 1789 года – преподаватель грамматики и риторики Троице-Сергиевской духовной семинарии. В 1792 году назначен префектом Троице-Сергиевской духовной семинарии и преподавателем философии. В 1794 году принял монашество и в том же году рукоположен во иеромонаха. С 1795 года – ректор Троице-Сергиевской духовной семинарии. 21 ноября 1798 года возведен в сан архимандрита Можайского Лужецкого монастыря. В 1801 году – ректор Московской духовной академии и настоятель Заиконоспасского монастыря. В 1802 году назначен цензором духовных книг, выходящих в Москве. В 1803 году был вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповеди . 6 февраля 1804 года хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. С 13 июня 1811 года временно управлял Московской епархией в связи с болезнью митрополита Платона. 28 декабря 1812 года ему было вверено управление Московской митрополией. 30 августа 1814 года возведен в сан архиепископа. В этот период назначен членом Святейшего Синода. С 19 февраля 1818 года – архиепископ Московский и Коломенский. Скончался 3 марта 1819 года. Преосвященный Августин был замечательный оратор и проповедник своего времени. Его речи и проповеди отличались торжественностью. Будучи в 1803 году в Петербурге на чреде священнослужения, он своими речами обратил на себя всеобщее внимание. Сказанное им в 1807 году слово по поводу заключения Тильзитского мира произвело большое впечатление, и московский губернатор преподнес ему драгоценную панагию и послал один экземпляр речи императору Александру I. Ораторский талант преосвященного Августина сыграл положительную роль в период войны 1812 года. В это тревожное для России время преосвященный Августин управлял Московской епархией. Отличаясь чувством патриотизма, он своими речами воодушевлял московское ополчение на борьбу с неприятелем.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Москва. Церковь Петра и Павла в Петровско-Разумовском. /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В 1676 г. село Семчино купил боярин Кирилл Полуектович Нарышкин, дед Петра I. В честь своего внука он переименовал село в Петровское. Во время стрелецкого бунта 1682 г. у Нарышкиных погибли сыновья, сам он по требованию стрельцов был пострижен в монахи под именем Киприана, сослан в Кирилло-Белозерский монастырь, где и умер в апрелае 1691 г. В 1682 г. по царскому указу Петровское было отдано его жене Анне Леонтьевне, которая в 1683 г. начала строительство каменной Петропавловский церкви, законченной в 1692 г., и тем исполнив долг перед памятью покойного мужа и детей. Для нужд священнослужителей владелица пожертвовала 10 четвертин земли. Сам храм своей изящной и в то же время своеобразной архитектурой - " нарышкинский стиль " - очень близко напоминал другие церкви, построенные Нарышкиными в Троице-Лыкове и Филях. Долгие годы в усадебной церкви, до самого её закрытия в 1920-е годы, сохранялась книга богослужебный " Апостол " московского издания 1684 г., заключающий в себе " Деяния Апостолов " и их Послания, подаренная храму Петром I с его собственноручной надписью на титульном листе (1696 г.). В 1760 г. - владельцем села был Кирилл Григорьевич Разумовский, с 1766 г. Петровское носит двойное название - Петровско-Разумовское. В 1927 г. церковь Петра и Павла была закрыта, в 1934 г. её снесли по причине необходимости " спрямления трамвайной линии " . Сейчас на месте снесённого храма Петра и Павла стоит монумент первому советскому ректору Петровской академии академику В.Р. Вильямсу. Из книг: Северный округ Москвы. " Энциклопедия российских деревень " , 1995 г. Москва. 850 лет. Северный административный округ/Под общ. ред. В.А. Виноградова/, 1995 г. Петра и Павла, апостолов, в Петровско-Разумовском церковь (уничтожена). Этот храм, один из выдающихся памятников русского зодчества, был сооружен в 1691 г. в Семчине – подмосковной родовой вотчине боярина Кирилла Полуектовича Нарышкина, усердием его вдовы Анны Леонтьевны. Село после этого получило новое имя – Петровское, а в XVIII веке, когда оно перешло во владение Разумовских, – Петровско-Разумовское. В 1770-е гг. Кирилл Григорьевич Разумовский развернул в своем имении грандиозные строительные работы. Был сооружен огромный господский дом, соединенный каменной галереей с церковью; устроены теплицы, оранжереи, гроты, в саду установили каменные статуи. В 1812 г. село было разорено французами, храм осквернен, а ризница разграблена. В 1818 г. умер Лев Кириллович Разумовский, и его вдова продала усадьбу князю Ю.В. Долгорукову, который, в свою очередь, в 1828 г. уступил ее московскому аптекарю П.А. Шульцу. При Шульце значительная часть усадебных построек сдавалась под дачи.

http://sobory.ru/article/?object=34828

С внешней стороны этот корпус был закрыт высокой каменной стеной с тремя башнями, построенной в 1766 году. Ныне каменная стена полностью разрушена, состояние башен - реставрации не подлежат. Корпуса гостиного двора [ править править код ] К западу от центрального соборного двора находится гостиный двор. Здесь расположены: по южной и западной сторонам сплошной двухэтажный корпус – бывших гостиных келлий – ныне братский корпус монастыря. Южная часть этого корпуса построена в 1782 году, западная часть – в 1798-1799 годах. Северный трехэтажный корпус построен в 1806-1809 годах, на месте бывших одноэтажных рабочих келий. Сегодня это здание монастырской гостиницы. К гостиному двору с запада примыкают конюшенный и конный дворы с прилежащим к ним строениям. Архиерейская пристань [ править править код ] Напротив святых восточных ворот обители в 1813-1814 годах была построена каменная пристань, имеющая вид парадных ворот. Она была сооружена для принятия ежегодного Крестного хода из города Осташков в праздник обретения св. мощей Преподобного Нила Столобенского. Надвратная Светлицкая башня [ править править код ] Со стороны дамбы и моста на полуостров Светлица в 1863 году была построена надвратная Светлицкая башня в стиле позднего классицизма. Эстетически эта башня композиционно увязывала Архиерейскую пристань и Богоявленский собор, выполненные в этом же архитектурном стиле. Функционально она служила для размещения на ее шпиле фонаря в ненастную погоду для заблудившихся. Набережная монастыря [ править править код ] Берега острова Столобный, для предохранения от размытия водами озера, были обнесены набережной из дикого тесаного гранита. Возведение набережной осуществлялось в течении 18 лет в 1833-1851 годах по проекту тверского архитектора И.Ф. Львова. Набережная была сооружена по всему периметру острова Столобный и по берегу соседнего полуострова Светлица. Хозяйственные строения [ править править код ] К югу монастыря по берегу залива озера, расположены каменные одноэтажные хозяйственные корпуса, построенные в 1769 и 1818 годах. Здесь размещались столярня, кузница, слесарня, лодочная и мучной амбар. Далее- рыбацкая, солодовня и пивоварня. Ныне здесь обустроены рабочие келлии, далее гараж, столярня, молочня и скотный вор, корпус бывшей пивоварни реставрируется. Богоявленский собор (Нило-Столобенская пустынь) Богоявленский собор [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Нило-Столобенс...

Появление сочинений квиетистов в России относится к сер. XVIII в., однако заметное усиление их влияния характерно для кон. XVIII - нач. XIX в. В это время на рус. язык был переведен основной трактат Молиноса ( Молинос. 1784), а также мн. сочинения Фенелона (не только квиетистского характера) и Гюйон (в т. ч. ее мистические комментарии на Свящ. Писание). Внимательное отношение к идеям К. существовало в рус. масонских кругах уже в годы правления имп. Екатерины II Алексеевны (1762-1796). Проповедником идей К. тогда был влиятельный придворный, мистик и масон И. В. Лопухин (1756-1816). Широкая популярность К. в образованных слоях рус. общества связана гл. обр. с т. н. александровским мистицизмом; его истоком был сформировавшийся у имп. Александра I Павловича (1801-1825) интерес к зап. религ.-мистической лит-ре, к-рая в силу этого в значительных количествах закупалась за границей, распространялась книготорговцами, переводилась на рус. язык и вскоре стала определять религ. мировоззрение ближайших соратников императора (см., напр.: Коцюба. 2011). О знакомстве имп. Александра I с сочинениями квиетистов свидетельствует записка «О мистической словесности», составленная им в это время для сестры, вел. кнг. Екатерины Павловны (1788-1819). В ней имп. Александр I относил квиетистов к представителям не теоретической, а практической мистики, отмечая, что они «менее питают ум, но ближе идут к сердцу»; по сравнению с теоретической мистикой «путь их безопаснее, покойнее и вернее», однако они уступают сочинениям «высших мистиков» (Франциска Сальского, Терезы Авильской, Фомы Кемпийского ) и Свящ. Писанию. В записке рекомендуются франц. издания избранных сочинений Гюйон и Фенелона; по поводу последнего император замечал: «Всех несравненно превосходнее» (Переписка императора Александра I с сестрой, великой княгиней Екатериной Павловной. СПб., 1910. С. 288, 290). Распространению мистических идей и сочинений при имп. Александре I способствовало образованное в 1817 г. объединенное Министерство духовных дел и народного просвещения, которое возглавлял покровительствовавший мистикам кн. А. Н. Голицын (1773-1844), в 1803-1817 гг. исполнявший обязанности обер-прокурора Святейшего Синода. По распоряжению Голицына епархии и церковные учебные заведения закупали публиковавшиеся сочинения мистиков и квиетистов, однако говорить об их значительной популярности среди духовенства едва ли возможно. Основным издателем мистических и квиетистских сочинений был масон А. Ф. Лабзин (1766-1825); в 1806 и 1817-1818 гг. он издавал также ж. « Сионский вестник », где среди прочего публиковались труды Гюйон и ее русских последователей, напр. А. П. Хвостовой (1768-1853), излагавшей учение о созерцательной молитве в духе К.

http://pravenc.ru/text/1684047.html

Узнав о нахождении в Ярославле Казанской иконы, ярославцы стали просить Любского продать святыню. Он сначала отказывался, но затем отдал икону бесплатно. Ярославцы поместили образ в храме Похвалы Богородицы Димитриевского прихода. Враги оставили город в мае 1609 г. Тогда же диакону Крестовоздвиженской церкви Елеазару было откровение от Божией Матери, повелевшей, чтобы посадские и служилые люди воздвигли храм в честь чудотворного образа. Иждивением жителей в благодарность об избавлении от захватчиков в 1610 г. вблизи городского Земляного вала «в меньшем остроге» первая деревянная Казанская церковь была построена. Перед освящением храма торжественно была принесена в его стены Ярославская-Казанская икона Богородицы. Вскоре при храме поселились 72 монахини разрушенного польскими интервентами в 1609 году женского монастыря Рождества Богородицы, находившегося в Ярославле у стен Спасо-Преображенского монастыря. Так было положено основание Казанского женского монастыря и почитания чудотворной иконы. Второе, каменное здание Казанской церкви было построено на месте разобранной деревянной в 1649 г. В 1672 г. был освещен придел святой Параскевы Сербской в алтаре, а в 1673 г. был освещена сама церковь. В 1680 г. интерьер храма был украшен стенной росписью. В 1684 г. храм получил каменную трапезную с шатровой колокольней над входом. В трапезной был устроен теплый придел святых Климента Папы Римского и Петра Александрийского. Будучи в основном деревянным, монастырь сильно пострадал во время большого городского пожара 11 июня 1658 г. В 1766 г. монастырь был обнесен каменной стеной с надвратной церковью Иоанна Предтечи. В 1797 г. при соборе была освящена теплая церковь во имя Нерукотворного образа Спаса. К началу XIX в. постройки монастыря постепенно приходили в ветхость. В 1808-1817 г.г. были выстроены несколько каменных келейных корпусов вместо деревянных, и настоятельские покои. В 1818 г. сооружена новая монастырская стена с 4 башнями по углам и тремя воротами. В 1820-1828 г.г. был построен теплый одноглавый храм Покрова Богородицы с приделами Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца и четырехъярусной колокольней над восточными воротами.

http://sobory.ru/article/?object=00582

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010