Кагоров Евгений Георгиевич (1882–1942), историк, филолог-классик, этнограф, фольклорист, магистр (1913), доктор (1920) греческой словесности, доктор истории honoris causa (1934); Каледин Алексей Максимович (1861–1918), военный деятель, ген. от кавалерии (1916). Во время Первой мировой войны начальник 12-й кавалерийской дивизии (с сентября 1912), командир 41-го (с 18.06.1915) и 12-го (с 05.07.1915) армейских корпусов. Командующий 8-й армией Юго-западного фронта (20.03.1916–29.04.1917), член Военного совета (с 29.04.1917), 19 июня 1917 на Большом войсковом круге избран атаманом войска Донского. После Октябрьской революции сформировал Донскую армию для борьбы с советской властью. 29.01.1918, признав положение безнадежным, сложил с себя полномочия и в тот же день застрелился; Камерницкий Владимир Иосифович (1895–1943), в 1915–1917 студент историко-филологического ф-та М.у., позже секретарь Комиссии по реорганизации РИМ (1921), затем профессор, доктор экономических наук. В 1918 был арестован ВЧК, как член студенческой фракции партии кадетов. Через несколько месяцев отпущен под обязательство покинуть Москву. Вторично арестован в 1937, приговорен к 5 годам лагерей (отбывал наказание в Кировской обл.) В 1941 «за антисоветскую агитацию» приговорен к 10 годам лишения свободы с поражением в избирательных правах на 5 лет. В мае 1943 этапирован в Москву и помещен в больницу Бутырской тюрьмы, где скончался от истощения 2.06.1943. Реабилитирован посмертно; Каплюшечка, см. Богословский Михаил Михайлович; Каптерев Сергей Николаевич (1895–1969), в 1915–1917 студент историко-филологического ф-та М. у., младший сын доктора церковной истории, профессора МДА Н. Ф. Каптерева . После Октябрьской революции преподаватель истории во 2-й школе 2-й ступени в Сергиевом Посаде (бывшей частной женской гимназии Е. М. Цветковой). В 1933 арестован (вместе с Флоренским) по делу, так называемой, «Партии Возрождения России». Реабилитирован в 1958; Карамзин Николай Михайлович (1766–1826), писатель, историк, поэт, публицист, почетный академик Петербургской АН (1818), редактор-издатель «Московского журнала» (1791–1792) и журнала «Вестник Европы» (1802–1803);

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

294 «Наставление от архипастыря священнику при отправлении его к должности». Изд. 1790, 1795.Спб. Он же писал чин исповедания отроком. М. 1769, 1798. Приготовление к смерти, Спб. 1793. В псковской епархии доселе пользуются наставлениями его о разделе доходов и пр. Надпись Державина на гробе Иннокентия – достойная Иннокентия «Вития о тебе не возгласил похвал: Глас красноречия для праведника мал». 295 Собр. Зак. ук. 1743 (8844). Указ 1765 авг. 9, подвергал светскому суду духовные лица, коль скоро уличены бы были в торговле вином. 299 Указом 1723 г. (4277) предписывалось доносить об исполнении указа о кошельке и богадельне. Указзом 1739 сент. 9 (7893) требовалось донесение, где исполнен, и где не исполнен указ, так как по справке оказалось, что донесений о том не было. 300 Собр. Зак. ук. 1742 (8287. 8291. 8303), 1747 февр. 4 (9370; последним отменено и требование доносить Синоду. 302 Дух. Регл. 2. дела Еписк. п. 8 Прибавл. к Регл. о монаш. п. 1 – 10. Указом 1723 г. 4190 п. 11) предписано не постригать без Синода мужа и жену, разлученных за болезнями; указ 1725 4672) предписывал не постригать никого, кроме вдовых священников, без разрешения Синода. По отношению к Малоруссии указы 1737 г. 7634. 7645. 7671) постановили то же о всех без исключения. Указами 1767 и 1771 г. распространено это и на всю Россию. 306 Указы 1764 г. (12,060. 13,006) дозволяют людям обоего пола по желанию постригаться в монашество. Указы 1766 и 1770 г. подтверждают не постригать в монашество не уволенных из податного состояния, а чиновников – без увольнения от начальства (Собр. Зак. 12,573. 13,459. 13,752). 307 Прибавл. к Регл. п. 45. В 1755 г. В псковской епархии было определено, по малому числу иеромонахов, посылать в монастыри вдовых священников для священнослужения, с предоставлением им свободы поступать опять на священнические вакансии. 308 Ист. Иер. 2, 81 – 149. 3, 1 55. В 1786 г. определены были штаты и для малорусских монастырей: тогда было положено 20 штатных и 20 заштатных обителей. В 1793 г. введены в штаты белорусские монастыри, впрочем оставленные тогда с прежними средствами (9 штатных и 35 заштатных). По Статистике Зябловского, в 1815 г. мужских монастырей считается 387 с 4900 иноков, женских – 91 с 1696 девственниц. По Статистике Арсеньева, в 1818 г. полагается мужеских и женских обителей круглым числом 500 с 7000 монахов и монахинь.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

17 Рассуждения сии, без сомнения, относятся к каким-либо новым сообщениям о явлениях «преставившегося брата Иоиля», сказание о которых упоминается в письме 350. 20 О сем путешествии в Коломну в найденной после митрополита Филарета памятной книжке оказалась под 1 ч. ноября следующая запись: „1843. В прошедший понедельник путешествовали мы в Коломну около 12 часов, а ныне несколько более. С печалию начатый путь, кончился с утешением и благословением. Господи сохрани дарованное». 21 Обстоятельства сего дела отчасти разъяснены в книге „Письма Митр. Моск. Ф. к А. Н. М.» Киев. Стр. 129. 23 Без сомнения, известный в это время всей Москве обитатель Преображенской больницы, слывший провидцем. 28 За Яузским мостом, ныне – Спиридоновский Протоиерей Н. Лавров, еще в то время, когда писано сие письмо, бывший сотрудником Алтайской миссии. 30 Митрополит Московский, – покровитель митр. Филарета в юности его, и священно-архимандрит Троицкой лавры в продолжение 46 лет с 1766 г. по самую кончину, последовавшую 1812 г. ноября 11. 31 Митрополит Новгородский, – покровитель митрополита Филарета в С.-Петербурге, рукоположитель его в сан епископский, сконч. 1818 г. мая 21. Митроп. Филарет почитал его до конца жизни своим благодетелем. 32 Митрополит Новогородский же, по митроп. Амвросии имевший преосв. Филарета своим викарием, бывший также в числе рукоположителей Филарета в сан епископа, сконч. 1821 г. марта 24. 34 Митрополит Киевский, сконч. 1837 г. февраля 23-го, как известно, не весьма дружелюбно относившийся к митр. Филарету. 35 Митрополит Новогородский, бывший одним из рукоположителей митр. Филарета в сан епископа, его предместник по управлению Московской митрополиею, а также и по священно-архимандритству в лавре, скончался 1843 г. января 17. 36 Архиепископ Московский и архим. Св. Троицкой лавры, сконч. 1819 г. марта 3, которого митр. Филарет, чтил, как своего учителя, так как Августин был ректором Троицкой семинарии, когда поступал в нее учиться митр. Филарет. 37 Ярославский, сконч. 1824. Мая 27, бывший некоторое время наместником лавры, и потом первым ректором Московской духовной академии, им было совершено пострижение в монашество митр. Филарета.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Феофан, иногда слишком доверчиво пользуясь находившимися у него под руками протестантскими системами, приводит некоторые места Писания непосредственно по ним, не справляясь с Библией , и таким образом повторяет допущенные первыми ошибки в цитации. Вот два таких примера. В „Syntagma theologiae Аманда Полянского (у которого, нужно заметить, постоянно встречаются ошибки в цитации библейских мест) по ошибке цитуются между прочим – Исх. 7:7 вместо Исх 7:4 45 и Дан. 4:34 вместо Дан. 4, 31 46 . Феофан, пользовавшийся этим сочинением, повторяет эти же самые ошибки – первую на стр. 348 в § 43, вторую на стр. 472 в § 172 47 . Издатели не исправили их. Вышесказанное о подлинности трактатов de Deo uno и de Deo trino дает право признать за вероятную мысль о неповрежденности этих трактатов, равно как и том, что они изданы по собственноручным рукописям автора, или, покрайней мере, по студенческим записям, проверенным по означенным рукописям. 1 «Ab anno 1712 ad annum 1716». Биография Феофана, приложенная к изданию его трактата de processione Spiritus Sancti. Gotae. 1772. 2 По мнению издателя трактата «об исхождении Св. Духа», последний написан около 14-го года (прошлого столетия) «anno circiter XIV» (lib. §11, not. f). В хронологическом указателе писателей об исхождении Св. Духа, находящемся в готском издании данного трактата 1772 года, последний отмечен под 1715 г. 3 «История московской славяно-греко-латинской академии», С. Смирнова (М. 1855 г. стр. 354). «Обзор русск. дух. литер.» 1720 – 1858 гг., Филарета архиеп. Чернигов. (Спб. 1861 г., стр 74). «Словарь историч. о бывших в России писателях духовного чина» (Спб. 1818 г., стр. 692, на слова: « Феофан Прокопович »). Принадлежность упоминаемого готского издания третьего трактата Дамаскину Семенову-Рудневу подтверждается самым содержанием примечаний, которыми снабжено это издание. Так, комментаторе в примеч. 1, сделанном к § 234, на стр. 1098, говорит о себе, что он пользовался книгами богатейшей геттингенской библиотеки; а это вполне приложимо к Семенову-Рудневу, о котором известно, что он в 1766 г. послан был в Германию с тремя студентами московской академии в качестве инспектора и в геттингенском университете слушал лекции по разным наукам и языкам до 1772 года (Ист. моск, славяно-греко-латин. акад. С. Смирнова , М 1855 г., стр. 353). Комментатор говорит о себе! в примечании h, сделанном к § 26, что он слушал лекции знаменитого филолога Давида Михаелиса; это также вполне приложимо к Семенову-Рудневу, так как Михаелис (умерший в 1791 г.) во время пребывания Руднева в Геттингене процветал здесь, состоя, профессором в Геттингене еще с 1745 г. (Kirchen-Lexicon, von Wetzer, 1851. В. VIII, на слово «Michaelis»).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

В приходе всего числится прихожан 836 д. мужского и 822 д. женского пола; все они коренные жители, государственные крестьяне. Главное их занятие – земледелие, а затем работы на ближайших заводах и приисках. Причта по штату положено: священник и псаломщик. В селе Ларинском с 1870 г. существует школа грамоты. Нижне-Уфалейский завод находится в 125 в. к югу от Екатеринбурга на р. Уфалее, в 4 в. от впадения её в Уфу, на берегу обширного заводского пруда. Горы, окружающие завод, состоят из гранита, гнейса, слюдистого сланца и известняка, и поросли хвойным лесом. Отличительная особенность климата – резкие колебания температуры: в середине лета по ночам термометр падает до точки замерзания и несколько дней стоит на +4–5°, а потом поднимается до +27° в тени. В 1766 г. на берегу р. Уфы при впадении в неё Уфалея выстроено было селение, именовавшееся Пристанью, откуда сплавляли произведения Верхне-Уфалейского завода. В 1774 г. селение это было разграблено и выжжено пугачёвцами, и потом снова отстроилось. В 1818 г. владелец В.-Уфалейского завода Губин в 4 в. от Пристани выстроил Нижне-Уфалейский завод в дремучем лесу, и все жители Пристани, домов 12, переселились сюда. Для работ на заводе были переселены часть жителей В.-Уфалейского завода, к приходу коего он первоначально и принадлежал. Население завода быстро возрастало; в 1838 г. было: православных жителей 363 м. и 379 ж., раскольников поморцев 7 м. и 8 ж. и беглопоповцев 17 м. и 15 ж.; в 1900 г. 2 480 мужч. и 2 626 ж., в том числе уклоняющихся в раскол 92 м. п. и 123 ж. п. Главное занятие жителей было и есть заводские работы. В 1849 г. на средства владельца завода был заложен каменный храм, освящённый в 1853 г. 21-го ноября в честь Казанской иконы Б. М. Иконостас в храме был поставлен старый, взятый из церкви В.-Уфалейского з. В 1887 г. внутри храма были разобраны каменные столбы, на которых держался купол, и заменены арками. В 1889 г. устроена паперть; в 1895 г. каменная с чугунными воротами ограда вокруг церкви; в 1896 г. каменная кладовая. Ежегодно 20 июня бывает крестный ход на гору за селение к устроенному в 1880 г. каменному памятнику, в воспоминание бывшей тогда бури, принесшей много вреда. Другой памятник мраморный поставлен на церковной площади в 1882 г. в память освобождения крестьян от крепостной зависимости. До 1861 г. в заводе существовала школа, в которой учителями были заводские служащие; эти учителя приходили в школу утром задать уроки, перед обедом прослушать их и вечером отпустить учеников; ученики же весь день были и занимались одни. После 1861 г. была открыта священником частная школа. С 1871 г. существует земская школа, помещающаяся с 1877 г. в собственном здании.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Веселовским в изучение народной литературы; но мы думаем, что это направление во всяком случае будет иметь свое развитие и значение в науке. 2 Этот памятник сохранился во множестве старых списков, более и менее полных и значительно различающихся между собою, в известных европейских библиотеках – Ватиканской, Парижской, Бодлаянской, Оксфордской, Лейпцигской, Венской, Базельской и др., и был издаваем много раз – сначала в одной латинской редакции в XVI веке (Сихардом Basil. 1526 и 1536, Paris 1541 и 1568, Грутером Coloniae 1563 и 1570), потом в греческой и латинской – с конца XVII и в XVIII вв. (Котелерием и Клериком в SS. Patres apostolic, Paris 1672, Antwerpen 1698, Amsterdam 1724, Галланди in Bibliotheca vet. Patrum Venet. 1766). Новые более совершенные издания для латинской редакции Герсдорфа (Lipsiae 1838), для греческой Швеглера (Stuttgart 1847) и Дресселя (Gottingae 1853). Латинская редакция Герсдорфа и греческая Дресселя приняты в известное издание Миня – Patrologiae Cursus Completus Graeca Series Tt. I и II, которым мы и будем пользоваться в своем труде. Исследований о климентинах в западной литературе было очень много. Из исследований прошлого столетия известны – Нурри, Котелерия, Мосгейма, Галланди. С двадцатых годов нынешнего столетия вопрос о Климентинах в особенности возбужден и поставлен в существенную связь с другими важнейшими вопросами христианской истории первых веков в исследованиях двух известных вождей положительного и ультракритического направлений германской церковно-исторической науки – Неандера (Genetische Entwickelung der Gnostischen Systeme Berlin 1818. Beilage: ueber pseudo clementinischen Homilien) и Баура (De Ebionitarum origine et doctrina ab Essaeis repetenda. Tübing. 1831, Die christliche Gnosis. Tübing. 1835). Из новейших исследований о Климентинах в особенности замечательны: Шлиманна (Die Clementinen nebst den vervandten Scliriften. Hamburg 1844), Гильгенфельда (Die Clementinischen Recognitionen und Homilien nach ihrem Ursprung und Inhalt dargestellt.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Павел Дивов (указан еще секретарь Юкин с непонятной датой «Августа 14 дня 1828 года»). На сей раз дело было доведено до конца, в 1831 г. в Сенатской типографии были отпечатаны русские переводы (без указания переводчиков) как Шестикнижия (в 2 частях), так и «Краткого собрания законов» Андронаки Донича, переплетенные, как кажется, в одном томе 1122 и в количестве 30 экземпляров «высланные из Петербурга для нужд присутственных мест Бессарабии» 1123 . Кто был переводчиком сборника Донича, сказать трудно; что же касается Шестикнижия, то переводил его, по-видимому, все тот же Слиридон Дестунис, о чем сообщается в его некрологе, подписанном Д. Палеологом 1124 , но действительным автором которого является сын Спиридона Дестуниса – Гавриил (1818–1895) 1125 . На титульном листе обозначено, что перевод сделан «с издания, печатанного в Венеции в 1766 году», но в переиздании 1854 г. (также в Санкт-Петербурге) на с. XI содержится важное примечание о том, что «о переводе сей книги на российский язык Государственная Коллегия Иностранных дел (в лице переводчика Дсстуниса? – И . М.) сличала оный с вытребованным из ИПБ экземпляром на древне-греческом языке. Вследствие сего сличения в некоторых местах оказалось несогласие между подлинником и новогреческим переводом». Автором примечания был, скорее всего, Гавриил Дестунис 1126 . Куда при этом делась таинственная рукопись Шестикнижия, «вытребованная» из Императорской публичной библиотеки, остается до сих пор загадкой; в Отдел рукописей этой библиотеки (ныне Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург) она, во всяком случае, не возвращалась 1127 . Оправдало ли возлагавшиеся на него надежды издание «Русского Арменопула»? Судя по неоднократным переизданиям (кроме указанных изданий 1831 и 1854 гг., следует упомянуть еще перепечатки в 1850 г. в Кишиневе у Акима Попова, в 1904 г. в «Местных законах Бессарабии» у Гроссмана, в 1908 г. в «Местных законах Бессарабии» у С. Р. Буковского и JI. В. Стамерова, г. Одесса), дело обстояло как будто именно так. Есть, однако, архивный документ, происходящий из Бессарабии тех времен, который отражает, по-видимому, сугубо негативную реакцию местных практиков-юристов на введение в Бессарабии «Русского Арменопула» в качестве юридического руководства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1759 году в хошне его обнаружился голод и богдохан оказал ему помощь выдачею серебра и провьянтов; тогда же богдохану представился на аудиенцию и прежний, отрешённый правитель этого хошна Цэбдэн. Богдохан простил ему совершенные им проступки и пожаловал ему звание гуна, но не возвратил должности цзасака и, оставив не у дел, приказал возвратиться в кочевья. В 1760 году Цэван-дордж отличился в поимке возмутившихся лöтов, бежавших с Амура, и за это был награждён двухочковым павлиновым пером на шляпу. В 1766 году Цэван-дордж умер, и как у него не осталось наследников, то правителем хошна снова был объявлен Цэбдэн. В это второе своё управление он заведовал хошном только пять лет и умер в 1771 году, оставив по себе громкую память в устах монголов, которые сохранили за ним название «Батур бэйлэ», не смотря на то, что все эти титулы были отняты у него богдоханом. Преемником Цэбдэна явился на этот раз сын его Чисорон-дордж, рождённый от второго сына Цэбдэнова, – тайчжи Цэвана. Утверждённый цзасаком в 1771 году он получил только звание тайчжи 1-й степени и ничем не ознаменовал его правления помимо лишь того, что 1777 году, он представлялся богдохану в Жэ-хо и получил от него павлиновое перо на шляпу. В 1782 году богдохан, по общему закону о халхаских князьях, навсегда утвердил за цзасаками этого хошна звание тайчжи 1-й степени. Время смерти Чисорон-дорджя для нас неизвестно, но известно, что он оставил по себе сына Идам-чжаба, который также был цзасаком в звание тайчжи 1-й степени и умер в 1818 году, оставив своё звание цзасак тайчжи 1-й степени сыну своему Цэрэн-дордж. В правление этого последнего по хошну его проезжал о. Палладий. Дорога в Кяхту пересекает хребет Гурбан-урту-нир в нетрудном перевале, именуемом Номту-даба, а от этого последнего не более 8 вёрст до станции Хунцал. Станция эта располагается в обширной, живописной равнине, в западном углу которой находится озеро Хунцал с впадающею в него речкой того же имени. Берега этой речки усеяны болотными кочками, но чем дальше от берега, тем почва делается ровнее и твёрже.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Kafar...

В 1766-1779 гг. действовала семинария в Черкасске, основанная по указу свт. Тихона Задонского для обучения детей священно- и церковнослужителей Области Войска Донского, к-рое должно было обеспечивать семинарию. Она просуществовала недолго из-за проблем финансирования. Свт. Тихон открыл духовные уч-ща в Черкасске, Ельце и Острогожске, с 1781-1783 гг. действовали духовные уч-ща в Донецком Предтеченском и Донецком Успенском мон-рях. В 1766-1768 гг. работали школы чтения, письма и пения в Ливнах, Ельце, Лебедяни, Коротояке и усть-медведицком Преображенском мон-ре. С 80-х гг. XIX в. Острогожские епископы возглавляли епархиальный училищный совет, имевший 12 уездных отд-ний. В 1897 г. при нем учреждена постоянная школьная комиссия. В нач. XX в. в епархии действовали духовные уч-ща: Воронежское (с 1817), Задонское при задонском Богородицком муж. мон-ре (с 1818), Бирюченское (с 1818, приходское), Павловское (с 1819). К этому времени прекратили существование Новочеркасское, Острогожское, Усть-Медведицкое, Коротоякское, Ольховатское уч-ща. В 1865 г. открылось епархиальное жен. уч-ще, в 1875 г.- Воронежская учительская семинария. При мон-рях и уч-щах существовали псаломщицкие классы. С нач. XIX в. в юж. уездах епархии существовали народные школы. В 1803 г. было решено открыть 178 сельских приходских уч-щ. В 1872 г. в епархии действовали 76 церковноприходских школ, в 1901 г.- 900 школ, в т. ч. 5 второклассных, 2 двухклассных, 505 одноклассных, 386 школ грамоты и образцовые школы при семинарии (с 1886) и епархиальном жен. уч-ще (с 1898). В нач. XX в. в епархии насчитывалось 275 церковных попечительств, внимание к-рых было обращено на церковные школы, содержание храмов и причта. Миссионерская и проповедническая деятельность В 1763-1766 гг. в целях пресечения распространения старообрядчества действовала созданная свт. Тихоном Задонским в Черкасском духовном правлении особая следственная комиссия. Свт. Тихон часто проповедовал в местах проживания старообрядцев. Троицкий (Смоленский) собор в Вороне-же. 1779–1789, 1822 гг. (не сохр.). Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ)

http://pravenc.ru/text/155254.html

Император на это не согласился, и потому ни один проект не победил на конкурсах. Отказавшись от их проведения, Александр I в 1816 г. поручил председателю Комитета по делам строений и гидравлических работ ген.-лейтенанту А. Бетанкуру подыскать архитектора, готового выполнить это условие. Им стал франц. архит. О. Монферран, прибывший в С.-Петербург в 1816 г. В короткий срок он представил 24 проектных варианта в различных стилях: древнегреческом, древнеримском, романском, византийском, китайском, индийском, готическом, в 1817 г. разработал 3 варианта купольных храмов. В основу утвержденного в февр. 1818 г. проекта лег вариант 5-купольного храма с многоколонными портиками, наиболее соответствовавший крестово-купольной схеме. Одновременно с утверждением проекта была создана комиссия по перестройке И. с. во главе с гр. Н. Н. Головиным. Для успешного ведения строительных работ в 1818-1821 гг. была изготовлена модель собора из липы, груши, алебастра и бронзы высотой 2,33 м (ныне в музее Рос. АХ). 26 июля 1819 г. состоялась торжественная закладка нового собора в присутствии императора. Первыми помощниками Монферрана были архитекторы В. А. Алексеев и С. И. Косолапов, каменных дел мастера Э. Руска, А. и И. Бернардацци. Третий Исаакиевский собор по проекту А. Ринальди. 1766–1789 гг. Литография по рис. О. Монферрана 1845 г. Третий Исаакиевский собор по проекту А. Ринальди. 1766–1789 гг. Литография по рис. О. Монферрана 1845 г. Сооружение собора длилось 40 лет, оно стало важным этапом в развитии рус. строительной практики как по грандиозности постройки, так и по сложности инженерных задач. После того как разобрали большую часть старой церкви (кирпич пошел в 1823 на постройки Монферрана в Екатерингофе), началось возведение монолитного фундамента (1818-1827), который должен был ослабить деформацию несущих конструкций при неравномерной осадке. Фундамент собора установлен на 24 тыс. просмоленных сосновых свай, под всей площадью здания между рядами камня проходит кладка высотой более 7 м с гранитными блоками (из окрестностей г.

http://pravenc.ru/text/674760.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010