е. Лютикова). Всего же в первой записи до 150 родов. Вторая запись относится к первой половине XVIII столетия; из нея упомянем: 1) Род Стольника Князя Алексея Ивановича Буйносова-Ростовского, 2) Семена Григорьевича Грекова, 3) Троицкого Лютикова монастыря Архимандрита Андрея (ун. под 1711 г.), 4) Святыя обители сея Архимандрита Антония Горского, начавшего обновлять обитель сию 1755 года февраля 10 дня, 5) Обители сея Игумена Иннокентия (1785 – 1794), 6) Архимандрита Вениамина (17611763), 7) Чёрного дьякона Иосифа Живоначальныя Троицы Лютикова монастыря, 8) Ивана Мартиновича Головкова, 9) Чёрного священника Корнилия сего монастыря, 10) Род Соломыковых, 11) Племянниковых, 12) Андрея Игнатьевича Щербачева, 13) Дому Преосвященного Илариона, Митрополита Сарского и Подонского род Казначея ево Дьякона Феодосия, 14) Род монаха Зосимы Засецкого, 15) Лютикова монастыря Архимандрита Филарета (1727 – 1729), 16) Иеродиакона Казначея Григория, 17) Мелетия Селиверстова Желоховского стану, 18) Климента Москвитина, 19) Архимандрита Моисея Калужанина, 20) Города Перемышля Никольского монастыря Игумена Иосифа, бываго Священника Иоанна села Желохова 82 , 21) Федора Шюстова, 22) Орловского купца Василия Стефановича Кузнецова (†1798), в поминании его рода внизу написано: «не забывать поминать благодеяний сего Господина, ибо 15 лет и более благодетельствуя обители сей Свято-Троицкой, но и в мою бытность грешного Игумена Филарета Баженова с 1795 года», 23) Воронежского купца Кириллы Федоровича Горденина (†1798), 24) Кадашевца Мартина Анфиногенова сына Свечникова, 25) Гавриила Аввакумова града Калуги посадского человека, 26) Род человека Боярина Оружейничего Богдана Матвеевича Хитрово Захара Лютомирского, 27) Дмитрия Иоанновича Плещеева, 28) Думного дворянина Афанасия Нестерова, 29) Федора Симеоновича Голофеева, 30) Троицы Лютикова монастыря соборного монаха Варлаама Юшкова, 31) Восиковых, 32) Шепелевых, 33) Госпожи, девицы Натальи Ивановны Кошелевой (1798 г.), 34) Его Превосходительства Ивана Александровича Заборовскаго и супруги его Елисаветы Федоровны, урожденной Лопухиной (1795 г.), 35) Перемышльского купца Ивана Федорова Четверикова.... и т. д. до 100 родов разных лиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Как член Синода Д. часто выезжал в С.-Петербург. 22 (по др. сведениям, 28) окт. 1757 г. возведен в сан архиепископа, назначен на Новгородскую кафедру и стал первоприсутствующим в Синоде. В 1758 г., заботясь о духовном просвещении, учредил контору для производства семинарских дел, в 1762 г. открыл в Новгородской ДС нем. и географический классы. В 1759 г. для семинарской б-ки было заложено отдельное каменное здание. Собственное книжное собрание Д. завещал семинарии (267 книг в 474 томах). Когда в нач. 60-х гг. XVIII в. ДС не получала до трети положенных хлебных припасов и денег, приказал передать на ее содержание и на покрытие долгов часть средств архиерейского дома. В 1765 г. при введении новых штатов добился, чтобы Новгородской ДС был положен самый большой оклад - 8285 р. (оклад московской Славяно-латинской академии составлял 4847 р.). В 13 городах Новгородской губ. открыл духовные уч-ща. Изданный при Синоде катехизис (СПб., 1765) Д. за свой счет разослал по приходам епархии. По инициативе Д. в епархии строилось много новых храмов, в т. ч. первые каменные церкви в сельской местности (напр., в 1764 в Боровичском у.- Успенская ц. в Опеченском Посаде и Покровская в с. Мошенском). В 1759 г. в Новгородском кремле был сооружен каменный теплый собор в честь Входа Господня в Иерусалим. Заботился и о мон-рях, делал им значительные пожертвования из личных средств. В Варлаамиевом Хутынском в честь Преображения Господня муж. мон-ре при Д. велось строительство величественной надвратной колокольни. Занимаясь устройством епархиальной администрации, вызывал в Новгород архимандритов даже из др. епархий. Одним из ближайших помощников архиерея был в 1761-1763 гг. вик. Новгородской епархии, Кексгольмский и Ладожский еп. св. Тихон Задонский , избранный по жребию. В С.-Петербурге Д. принадлежало архиерейское подворье на левом берегу р. Карповки (т. н. архиерейский Карповский дом), устроенное Новгородским архиеп. Феофаном (Прокоповичем) . В 1758 г. в храме подворья Д. рукоположил во иеромонаха Гавриила (Петрова ; впосл. митр. Новгородский и С.-Петербургский). Весной 1762 г. освящал воздвигнутый по проекту Б. Ф. Растрелли Зимний дворец в С.-Петербурге, 4 авг. 1764 г.- ц. во имя св. Екатерины, первый из храмов с.-петербургского Смольного в честь Воскресения Господня мон-ря .

http://pravenc.ru/text/178171.html

Князь Лев Михайлович † 1798 Князь Павел Михайлович, каммергер, рождение 1763 † 15 декабря 1808 Княжна Анна Михайловна † 1824, за фельдмаршалом князем Александром Александровичем Прозоровским † 1809 Князь Михайло Алексеевич, бригадир; женат на Варваре Ивановне Шиповой (овдовев, вышла за тайного советника князя Фёдора Николаевича Голицына) Князь Николай Алексеевич, генерал-лейтенант, рождение 19 ноября 1757 † 26 сентября 1834; женат на Федосие Петровне Нащокиной, рождение 12 июня 1761 † 14 декабря 1824 Княжна Мария Алексеевна, рождение 1750 † 1804, за князем Иваном Сергеевичем Гагариным Княжна Екатерина Алексеевна, рождение 6 октября 1754 † 17 ноября 1829, за действительным тайным советником графом Алексеем Ивановичем Мусиным-Пушкиным Княжна Варвара Алексеевна, рождение 6 ноября 1760 † 1 марта 1827, за полковником Михайлом Петровичем Нарышкиным Княжна Анна Алексеевна, рождение 1762 † 1828 Князь Михайло Николаевич, действительный статский советик † 1822; женат 1. на княжне NN Алексеевне Юсуповой; 2. на Наталие Яковлевне Ртищевой Князь Пётр Николаевич † 1821; женат 1) на Марие Сергеевне Измайловой, рождение 4 июня 1751 † 4 августа 1790; 2) на Анне Григорьевне, вдове Чичериной, рождение 1772 † 15 января 1828 Князь Павел Николаевич, майор † 1821; женат на Анне Ивановне, вдове Поповой Князь Андрей Николаевич † 1819 Князь Григорий Николаевич, полковник; женат на Елисавете Ивановне, вдове Скуратовой Князь Юрий Николаевич, подполковник Князь Василий Николаевич Княжна Елена Николаевна, за князем Петром Николаевичем Волконским Княжна Александра Николаевна † 1835 Княжна Елисавета Николаевна † 1821 Князь Авраам Михайлович, рождение 20 октября 1710 † 6 ноября 1760; женат на Евдокие Михайловне Самариной, рождение 1743 † 1774 (овдовев, вышла за действительного тайного советника князя Ивана Васильевича Одоевского) Князь Яков Васильевич Князь Пётр Васильевич; женат на княжне Евдокие Семёновне Козловской Князь Андрей Григорьевич Князь Михайло Григорьевич Князь Иван Григорьевич Князь Фёдор Григорьевич

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Отец ее и родной брат Гаий вскоре после ее смерти тоже приняли мученическую кончину. Мощи святой Сусанны и ее отца находятся в Риме в церкви ее имени. Тропарь: Агница Твоя Иисусе Сусанна, зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю, и Тебе ищущи страдальчествую, и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему, и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя, да и живу с Тобою, но яко жертву непорочную приими мя, с любовью пожершуюся Тебе: тоя молитвами, яко милостив, спаси души наша. Святитель Тихон Задонский 26 авг. (13 авг. по церк.кал.) Святитель Тихон (в миру Тимофей) родился в 1724-ом году в семье беднейшего причетника села Короцка (Валдайского уезда) и вскоре после рождения лишился своего родителя. Детство и отрочество его прошли среди ужасной нищеты: иногда целый день ему приходилось работать у жителей родного села ради куска хлеба. Он едва избежал набора в солдаты и поступил учиться в Новгородскую семинарию, в которой потом стал наставником. Некоторые особенные обстоятельства (чудесное спасение от смертной опасности и некоторые видения) расположили его к принятию иночества. В 1758-ом году его постригли в монашество с именем Тихона. В следующем году он был назначен ректором Тверской семинарии, где читал лекции по Нравственному богословию. Причем читал их по-русски, а не по-латыни, как было до него принято. Кроме студентов, на его лекции приходило много посторонних лиц. В 1761-ом году на 37-ом году жизни иеремонах Тихон, по явному указанию свыше, был избран епископом. Около двух лет он был викарием в Новгороде и около четырех (1763–1767 гг.) самостоятельно возглавлял епископскую кафедру в Воронеже. Все время своего епископства он усердно проповедовал и побуждал к тому же подчиненных ему священников. В Воронеже со времен язычества соблюдался праздник в честь Ярила, соединенный со множеством всяких бесчинств. Однажды святитель неожиданно явился на народную площадь среди самого разгара веселья и начал обличать бесчинствующих. Его слово так подействовало, что праздник более уже не возобновлялся.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Первый застроен в 1761 году, а второй несколько ранее, строились с перерывами. Иконостасы, впрочем, вчерне были готовы в 1762 году, приготовлены и доски для писания икон, но иконы написаны не были. В сем году игумен Александр обратился к митрополиту Тимофею с прошением перенести в Крестовоздвиженский монастырь иеромонаха Серафима из Спасо-Андроникова монастыря, который, иеромонах «к иконному писанию весьма достаточен и содержит при себе для обучения того иконописного художества учеников». Неизвестно, однако, был ли переведен иеромонах Серафим и он ли писал иконы для новых приделов. Был закончен только один придел Преп. Александра, придел же Василия Парийского устроен после, в I776 году 17 . «Соборная зимняя Успения Пресв. Богородицы, во оной придел во ими священномученика Феодота, Епископа Киринейского, который построен в прошлом 1759 году генерал-майором Федотом Михайловичем Каминским 18 ; при оной же по сторонам два придела, по правую во имя Григория Богослова , построен назад тому лет с пятнадцать вкладчиками господами Ададуровыми 19 , по левую во имя Семиона Персицкого, построен в давних годах советником Симеоном Андропьевым Молчановым» 20 . По монастырской описи 1763 года внутреннее устройство соборной церкви было таково: «В верхней церкви Воздвижения Креста Господня иконостас гладкой, позлащенный, царские двери резные, позлащенные. У царских дверей по правую сторону образ Спасителев, на нем венец серебреной и вызолочен, местами с чернью; по левую сторону царских дверей образ Пресвятыя Богородицы Боголюбския: на ней венец серебреной золоченой чеканной, убрус шит серебром, гривенка с камушками зелеными и с половинчатыми зернами и с мелким жемчугом. На Спасителеве образе венец серебреной чеканной золоченой с сиянием. Пред оными иконами 24 шесть лампад медных. Пред деисусом паникадило медное о дву ярусах среднее. За правым крылосом образ Смоленския Богородицы с Превечным Младенцем, венцы серебреные резные, в венцах восемь репьев, пять камнев зеленых простых в серебре, золоченые, убрус и ожерелье жемчугу мелкого, обнизь половинчатых китайских зерен раковых, в убрусе семь запон с камушками, оплечья и поля серебреные басемные гладкие золоченые.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

После Белградского мира (1739) Олтения вернулась в состав Валахии, а Рымникская епископия - в юрисдикцию Унгро-Влахийской митрополии. При этом правосл. население Страны Бырсы осталось в ведении Карловацкой митрополии, каноническое пространство к-рой также находилось в пределах Габсбургской монархии. В это время в Н. с. ц. служил сын прот. Василия Грида Евстафий (1721-1767). Первоначально он занимал должность учителя в школе Н. с. ц., 6 сент. 1721 г. в Бухаресте был рукоположен во иерея и служил в Н. с. ц. 24 февр. 1732 г. был назначен «исправником» Брашовского благочиния, что должно было послужить поддержкой престарелому прот. Флоре. В 1742 г. серб. патриарх Печский Арсений IV (Йованович-Шакабента) возвел его в сан протоиерея. Стараниями прот. Евстафия был воздвигнут 2-й этаж школы. В своей деятельности он опирался на поддержку валашского и молдав. господарей, также ему удалось добиться покровительства российской имп. Елизаветы Петровны . В 1744 г. он побывал в С.-Петербурге и просил у Елизаветы Петровны заступничества перед австр. имп. Марией Терезией, проводившей униат. политику. Российская императрица обещала помочь и одарила прот. Евстафия б-кой (Напрестольное Евангелие, Воскресное Евангелие, Типикон, Апостол, Требник, Октоих, Триодь Постная, Триодь Цветная, Толковая Псалтирь, годовой цикл Минеи и Пролога, том сочинений кард. Барония Цезаря, по 10 экз. Ирмология, Служебника, Катехизиса и Букваря; нек-рые из этих книг сохр. в архиве церкви Н. с. ц.), а также разрешила провести в С.-Петербурге и др. российских городах сбор денег в течение 3 месяцев (общая сумма сбора составила 13 тыс. флоринов). На 6-й странице подписного листа рукой императрицы было указано о пожертвовании ею 2500 р.; 200 р. пожаловал вел. кн. Петр Феодорович ( Dragomir. 1920. P. 205; Pervain. 1958. P. 28). На эти средства прот. Евстафий возвел над притвором Н. с. ц. башню с часами, в церкви был установлен новый иконостас и проведены др. работы, были куплены литургическая утварь и облачения. С 1 сент. 1748 г. по инициативе прот. Евстафия при Н. с. ц. стали проводить регистрацию рожденных, крещеных, венчанных и усопших, что впосл. позволило составить довольно точную статистику региона. Т. о., напр., стало известно, что во время посещения Н. с. ц. еп. Дионисием (Новаковичем) в 1761 г. в Шкеях проживали 1763 мужчины и 1893 женщины правосл. вероисповедания и ни одного униата. Однако давление со стороны местных и центральных властей усиливалось, это привело прот. Евстафия к болезни и смерти (3 мая 1767) ( Oltean. Istoricul promopopiamului Braov). Его именем в Шкеях названа ул. Подул-луй-Грид (Podul lui Grid - Мост Грида).

http://pravenc.ru/text/2566146.html

С ними соседствуют материалы, рассказывающие о таких видных иерархах Русской Церкви, как Иоасаф, епископ Угровский (ок. 1242 г.), совершивший неудачную попытку занять Киевскую митрополию после Батыева нашествия; Иоасаф (князь Оболенский), бывший архиепископ Ростовский и Ярославский (1513 г.), крупный древнерусский книжник и меценат; Иоасаф (Кроковский), митрополит Киевский, Галицкий и всея Малыя России (ок. 1648 – 1718 гг.); Иоасаф, епископ Кадьякский (1761-1799 гг.), видный миссионер и просветитель Северной Америки, утонувший при крушении судна в Охотском море; Иоасаф (Заболотский), архиепископ Тверской и Кашинский (1744 (1750) – 1788 гг.); Иоасаф (Миткевич), епископ Белгородский и Обоянский (1724-1763 гг.); Иоасаф (Каллистов), архиепископ Крутицкий (1849 (1851-1852) – 1920 гг.). Среди статей о русских православных архиереях новейшего времени заслуживают внимания публикации об Иоасафе (Лелюхине), митрополите Киевском и Галицком (1903-1966 гг.): Иоасафе (Журманове), архиепископе Тамбовском и Мичуринском (1877-1962 гг.); Иоасафе (Овсянникове,1904-1982 гг.), архиепископе Ростовском и Новочеркасском, и Иоасафе (Губене, р. 1961 г.), нынешнем епископе Новокаховском и Геническом Украинской Православной Церкви. Новый том также содержит статью, из которой можно узнать о жизни и деятельности иеромонаха Иоасафа (Медведева, 1680-1765 гг.), строителя Площанского Казанского монастыря, основателе брянского пустынножительства. С указанными статьями соседствуют публикации, в которых говорится о Патриархах Константинопольских Иоасафе I Коккасе (Патриарх в 1462-1463 гг.) и Иоасафе II Великолепном (Патриарх в 1556-1565 гг.). Обширен представленный в новом томе комплекс материалов, в которых рассказывается о святых, иерархах, церковных деятелях по имени Иов. Среди них центральное место занимают весьма значительные по объему публикации о св. Иове, первом Патриархе Московском и всея Руси (1607 г.), преподобных Иове, игумене Почаевском (1551-1651 гг.), Иове (в схиме Иисусе) Анзерском, основателе Голгофо-Распятского скита на о. Анзер (Соловецкий архипелаг), Иове (Княгиницком, 1550-1621 гг.) Манявском, основателе знаменитого Манявского скита в Карпатах, и Иове (Мозовский) Ущельском (1628 г.), основателе Ущельской пустыни на р. Мезени (Архангельская область).

http://patriarchia.ru/db/text/1429871.ht...

Сенат приказал архитектору Кнобелю доставить сведения – можно ли достроить собор и сколько это будет стоить? Кнобель осмотрел недостроенные стены и не нашел в них капитальных повреждений. Нужно было только снять с кладки несколько рядов испортившегося от сырости кирпича, заменить их новым кирпичом и сделать своды заново. По смете Кнобеля, достройка собора должна была обойтись в 22,056 р. 60 к. Сенат, не одобрив этого плана, отослал его к директору Академии Художеств, генерал-поручику Бецкому, чтобы он поручил подчиненным ему архитекторам или исправить план, или составить новый. Бецкий представил сенату 4 плана архитекторов: Деламота, Ринальди, Виста и Волкова. Сенат одобрил проэкт Ринальди и представил Императрице, которая проект утвердила и повелела: «потребную сумму выдать, и для построения собора, сенату определить от себя надежную персону, которой и назначенную сумму отдать». Сенат достройку собора поручил находившемуся при строении пеньковых амбаров полковнику Дьякову и к 1772 году собор был почти окончен. Андреевский деревянный собор, 4-го июля 1763 года, от удара молнии, сгорел до основания. На место его, 18-го июля 1764 года, заложен нынешний каменный собор, с колокольнею. Он строился больше 15 лет на пожертвования прихожан. Церкви – городские (в столице) В придворных слободах строилась нынешняя каменная двух-ярусная церковь , заложенная 26-го августа 1761 года. Средний престол в нижнем этаже, во имя Преподобного Иоанна Дамаскина , освящен 8-го ноября 1768 года Преосвященным Гавриилом. В следующем году освящены и боковые приделы, но верхний ярус покрыт был лесами, завален грудами кирпича и извести. Обыватели нынешнего знаменского прихода хлопотали о разрешении построить деревянную церковь , на что и собрали 386 р. 38 к. Но главный сборщик, «придворный купчина» Григорий Бессчастный, обанкротившись, собранные деньги израсходовал на покупку леса и постройку караулки, в которой сам и поселился со всем семейством. Он не мог представить отчета, куда израсходованы деньги оставшиеся от покупки леса и постройки караулки.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Словно предчувствуя это, Александр Васильевич писал: «Геройство побеждает храбрость, терпение – скорость, рассудок – ум, труд – лень, история – газеты». Масон Суворов Отдельного рассказа стоит попытка записать искреннего христианина, патриота и монархиста – Александра Суворова в ряды врагов Трона и Церкви – наднациональной космополитичной масонской организации. Слухи о его причастности к ней тянуться с Семилетней войны (1756—1763), в которой молодой Суворов принимал деятельное участие. В то же время в 1761 году губернатором только что завоеванной русскими Восточной Пруссии был назначен его отец - генерал-поручик Василий Иванович Суворов, которому хотелось собрать как можно больше информации о населявших эту землю людях, их настроениях и тайных обществах. Находясь в отпуске по ранению в резиденции отца – Кёнигсберге молодой подполковник Суворов по просьбе дражайшего родителя наведался с разведывательными целями в местную масонскую ложу «К трём коронам», представившись там их единомышленником и братом из петербуржской ложи «Три звезды» (которой на самом деле никогда не существовало)! Обрадованные визитом сына губернатора местные братья тут же записали «оберст-лейтенанта Александра фон Суворофф» в свою организацию. В течение двух месяцев кенигсбергские братья числили Александра Суворова в своих списках и даже уведомили о нем берлинскую ложу. Но русский подполковник больше не появлялся. Выполнив поручение отца, Суворов-младший, который, кстати, не увидел в германском масонстве большой опасности для России, отбыл в действующую армию и с отличием сражался против пруссаков всю кампанию.    P.S. Сегодня под Суздалем силами общественности восстанавливается храм, построенный Александром Васильевичем в память об отце. Все желающие принять участие в этом благом деле имеют возможность сделать это: Реквизиты для перечисления средств: получатель: православная религиозная организация Владимирской Епархии ИНН 3329009891 р./с 40703810010020100076 во Владимирском отделении СБ 8611 БИК 041708602 корр./сч. 30101810000000000602

http://radonezh.ru/analytics/fenomen-suv...

Современником Петровской эпохи был святитель Митрофан Воронежский (†1703; пам. 23 нояб.), в схиме Макарий. Его труды и подвиги также приходятся на стык XVII–XVIII веков. Это был ревнитель отеческих преданий и православных традиций, который мог и самому Петру I сказать о недопустимости западных веяний при дворе 18 . Святитель Митрофан был прославлен в 1832 году, но его почитание началось сразу после кончины и со временем все более возрастало. В 1831 году во время строительных работ в соборе, где он был погребен, были обретены его святые мощи (при архиепископе Воронежском Антонии, 1826–1848). Святейший Синод рассмотрел свидетельства об угоднике Божием и употребил “средства испытания, какие для сего предписаны в Духовном Регламенте и какие употреблены были прежде в подобных случаях, как-то при обретении мощей святителя Димитрия Ростовского и Иннокентия Иркутского” 19 . Служба святителю Митрофану Воронежскому, по замечанию протоиерея Григория Дебольского, была напечатана в 1844 году; в ней “Церковь прославляет его непоколебимым ревнителем уставов Церкви, поборником ее особенно против суемудрых лжеучителей, которые в царствующем граде Москве на Соборе святительском отверзоша нечестивые уста свои на хуление Церкви” 20 . Ее составителем был ректор Киевской Духовной академии архимандрит Иеремия 21 . В литийной стихире цитируется текст Священного Писания (Евр 7:26): Таков нам подобаше архиерей, преподобен, праведен, милостив и во всех оправданиях Господних непорочен 22 . Почитателем святителя Митрофана был епископ Тихон Задонский (†1783; пам. 13 авг.). Родился он в 1724 году в Новгородской епархии в семье дьячка Савелия Кириллова. Позднее в Новгородской семинарии ему была дана фамилия Соколов. Детство Святителя проходило в большой бедности, но отрок отличался способностью к образованию, которое он получил первоначально в духовном училище, а затем — в семинарии в Великом Новгороде. В 1758 году он был недолгое время префектом семинарии. 13 мая 1761 года была совершена его хиротония во епископа Кексгольмского и Ладожского, викария Новгородской епархии. В тот же день Тверской епископ Афанасий (1758–1763), еще не зная о его хиротонии, помянул святителя Тихона на Херувимской песни епископом.

http://pravmir.ru/russkie-svyatyie-prosl...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010