Богоматерь на троне с предстоящими архангелами. Роспись ц. прп. Никиты Столпника (Узюмлю-килисе) в Кызылчукуре. 2-я пол. VII — нач. VIII в. В том же ущелье, в 2 км севернее Мустафа-паши, расположена скальная «Черная церковь» (Кара-килисе), расписанная в кон. IX - нач. X в. Церковь имеет 2 нефа, разделенные аркадой на колоннах. Снаружи над входом в храм изображено «Сошествие Св. Духа на апостолов». Вероятно, по этой причине греч. население Синасоса считало, что церковь посвящена этому празднику, ее называют также ц. св. Апостолов. Но ни то ни другое посвящение храма не является первоначальным. Росписи украшают апсиду и сев. неф. В купольном своде апсиды находится часто встречающаяся в каппадокийских алтарных росписях теофаническая композиция, основанная на пророческих видениях Божественной славы. В центре - Спаситель в медальоне-славе с символами евангелистов. Он сидит на троне на фоне звездного неба, правой рукой благословляет, в левой держит закрытое Евангелие. По сторонам медальона изображены поклоняющиеся ангелы и серафимы с пророками (сохр. частично, также сохр. фрагмент надписи около левой группы). Над медальоном в небесном сегменте - Божественная десница. Справа за ангелами - 2 окруженные пламенем колеса (слева утрачены). Размещение в алтаре образов пророков, особенно прор. Исаии («Видение прор. Исаии») и прор. Иезекииля, связано с темой воплощения Бога и евхаристической Жертвы. В правой руке серафима клещи с углем, которые он протягивает прор. Исаии (иллюстрация к тексту «Видение прор. Исаии»: серафим коснулся уст пророка углем, взятым с жертвенника (Ис 6. 6)). Справа, симметрично прор. Исаии,- образ прор. Иезекииля. Под фигурами пророков, слева и справа соответственно,- старец с седыми бородой и волосами и юноша (возможно, пророки Иеремия и Даниил). Над фигурами пророков сохранились изображения 3 архангелов: Михаила, Гавриила и неизвестного архангела (надпись не сохр.) в царских одеждах - в расшитой драгоценными камнями далматике, лоре и с лабарумом в правой руке. В люнете вост. стены над апсидой - сцена «Вознесение Господне». В тимпане над апсидой помещен образ Пресв. Богородицы с Младенцем на троне, по сторонам - архангелы в лоратных одеяниях. На стенах апсиды - фронтально 12 святых, среди к-рых - св. Иоанн Предтеча, его отец прав. Захария, святители Николай, Григорий Богослов, мч. Прокопий, мученицы Анастасия и Евфимия. На внутренней поверхности алтарной арки традиционно для каппадокийских церквей помещены изображения св. равноапостольных Константина Великого и Елены. На алтарной арке находятся медальоны с персонификациями солнца и луны в виде бюстов юноши и женщины. На своде и стенах нефа в 2 регистрах представлены евангельские сцены. В нижнем регистре сев. стены около апсиды выделены фигуры св. врачей-бессребреников Космы и Дамиана, напротив, на юж. стене,- св. Иуста и неизвестного мученика.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

Происхождение 5-купольных храмов с малыми К. по углам объема не совсем ясно. Возможно, они восходят к крестообразной многокупольной ц. Неа-Экклесия в К-поле (867-886, разрушена в 1204). Судя по реконструкции А. Миго (подвергнутой в последнее время сомнению), 5-купольной была сев. ц. Пресв. Богородицы мон-ря Константина Липса в К-поле. Один из ранних 5-купольных храмов в Зап. Европе находится в Стило (Калабрия, Италия), датируется приблизительно X-XI вв. Существует мнение (А. Ю. Казарян) о распространении храмов с 5 куполами с востока - из Армении (ц. св. Апостолов в Ани, 1005, сохр. руины). Наиболее ранние 5-купольные храмы - Мартирий пророков, апостолов и мучеников в Герасе, Иордания (464-465; не сохр.), и собор в Аване, Армения (591-602, сохр. руины),- имеют дискуссионную реконструкцию малых К. Древнерусская архитектура Каменные К. в Др. Руси обычно строили на высоких световых барабанах и покрывали внешними купольными кровлями (металлическими на деревянном каркасе, деревянными, крытыми чешуйчатым лемехом, или черепичными); т. о., рус. К. фактически являются 2-слойными. Внешнее купольное покрытие в России называют главой, барабан - шеей. Иногда главой называют все венчание храма целиком, что по сути неверно. Главкой называют маленький внешний К. над небольшим глухим барабаном (не открытым в интерьер храма). Главы храмов в X-XII вв. обычно повторяли форму внутреннего К., т. е. применялось посводное покрытие из свинца или черепицы. В XII-XVII вв. получили распространение шлемовидные и луковичные главы. Из-за недолговечности материала рус. глав не сохранилось датированных образцов ранее XVII в. Истоки и время появления луковичных глав не прояснены до конца. Наиболее взвешенным представляется мнение А. П. Новицкого об эволюции полусферического К. в шлемовидный и затем в луковичный ( Новицкий. 1909). Нет оснований говорить о широком распространении луковичной формы глав ранее XVI в., однако вероятно сосуществование шлемовидной и луковичной форм с XIII в. Для древнерус. храмов характерно большое количество К.- т. н. многоглавие, но сами К. невелики, что лежит в русле средневизант. традиции ( Штендер. 1984). Происхождение многокупольных храмов загадочно, но не является чисто рус. феноменом (см., напр., ц. Неа-Экклесия в К-поле). Первый на Руси каменный храм (ц. Богородицы, или Десятинная, в Киеве, 989-996, построена мастерами «из грек», разрушена в XIII в.) имел 25 глав ( Тихомиров. 1979).

http://pravenc.ru/text/2462267.html

Церковь. 2010); ранее ее датировали 1745 г. ( Рошефор. 1882. С. 335). Близость архитектуры этих памятников подтверждается архивными данными: в 1719 г. владелец с. Богородского кн. С. Я. Львов заключил в Москве договор на строительство храма с Ослоповым «с товарищи»; в 1721 г. был подписан договор с Д. К. Постниковым, «записным каменных дел подмастерьем» (Словарь. 2008. С. 262, 458, 459, 486). В качестве образцов в подрядах названы московские ц. Воскресения Господня на Арбате (для основного объема), ц. свт. Тихона Чудотворца у Арбатских ворот (для колокольни), соборы Варсонофиевского и Заиконоспасского мон-рей (для восьмерика) ( Николаева. 2004. Ч. 1. С. 408-409). К группе памятников, повторяющих облик ц. мч. Иоанна Воина на Якиманке, относится и построенная гофмаршалом Д. А. Шепелевым Никольская ц. в Козельске, не имеющая точной датировки (1740; см.: Малинин. 1912, 2004. С. 208; Николаев. 1970. С. 123; или 1747; см.: Рошефор. 1882. С. 308). В 30-40-х гг. XVIII в. в Калуге возвели 3 приходские церкви: ц. Преображения «на Жировке» (1732, снесена в 1932) с композицией из 2 четвериков, с массивной колокольней ( Малинин. 1912, 2004. С. 140); ц. во имя свт. Алексия, митр. Московского (1733, не сохр.); ц. Богоявления (1736) с основным объемом по типу «восьмерик на четверике» - поздний пример нарышкинского стиля. В формах, близких к столичному барокко, возвели 2 храма Лаврентиева мон-ря: надвратную ц. Успения (1732) с 4-лепестковым планом и основной прямоугольный 2-светный этаж собора (1739) с иконостасом в стиле рококо (оба не сохр.) (Там же. С. 154; см. также: Единственная и неповторимая. 2006. С. 216-217). Неск. сельских церквей воспроизводили старинный тип храмов с высокими, преимущественно 2-светными бесстолпными четвериками и имели выразительный декор в нарышкинском стиле: ц. Рождества Пресв. Богородицы (1731) в с. Тимашове (Боровский р-н), ц. Успения (1733) в с. Дольском и Никольская ц. (1740, не сохр.) в с. Николо-Дол (обе в Малоярославецком р-не). Необычные для провинции архитектурные детали в стиле позднепетровского барокко сохранились в ц.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Президиум Грязовецкого уисполкома 25-26 марта 1924 г. распорядился о «ликвидации» местных мон-рей. 12-13 апр. 1924 г. П. О. м. был закрыт. По постановлению президиума Вологодского губисполкома от 1 апр. 1924 г. (ГАВО. Ф. Р-585. Оп. 1. Д. 71. Л. 127) 14 апр. братия покинула обитель. Архим. Никон нек-рое время находился на нелегальном положении, служил в Ярославской епархии, подвергался арестам. Умер в соль-илецкой тюрьме НКВД в Оренбургской обл. После 1938 г. были расстреляны бывш. насельники обители иеромонах прмч. Иерофей (Глазков) и казначей иером. Николай (Воропанов А. И.; 1885-1941). Верующим предлагалось посещать церкви Николо-Пеньевскую (1794) в бывш. монастырском селе (в 3 верстах; не сохр.), Спасо-Нуромскую (1795; в 5 верстах; сохр.) и Рождество-Студенецкую (1847; в 5 верстах; не сохр.). В результате жалобы во ВЦИК наиболее активной из общин района - павло-обнорской религиозной общины, инициированной «ходоком в Москву» В. Н. Смирновым (впосл. репрессирован), председатель ВЦИК М. И. Калинин своей телеграммой распорядился приостановить закрытие до рассмотрения вопроса. Однако ВЦИК довольствовался полуграмотной секретной докладной запиской председателя Грязовецкого уисполкома П. Е. Едемского от 27 апр. 1924 г. с обоснованием действий местной власти, и мон-рь был закрыт «под культурный центр» и разорен. Предполагалось устроить «в одной церкви - народный дом (библиотека-читальня, сцена-театр), вторая церковь - класс, и в двух остальных - маслодельная артель. Помещение, где жили монахи,- общежитие приезжающим рабочим и служащим на отдых во время лета». В 1924 г. И. В. Федышину удалось вывезти из монастыря в Грязовецкий и Вологодский музеи неск. икон, резные деревянные врата с сенью и со столбцами и отдельные произведения мелкой пластики и художественного серебра. Павлов Обнорский монастырь. Фотография. 10-е гг. XXI в. Павлов Обнорский монастырь. Фотография. 10-е гг. XXI в. Разрушены Иоанно-Предтеченская ц., в 1936 г. (по др. данным, разборка храма началась в 1924 и завершилась в 60-х гг.

http://pravenc.ru/text/2578610.html

С. 55-56). Редкую группу, сохранившуюся до кон. XIX в., составляли сравнительно большие храмы, подобные ц. Покрова Пресв. Богородицы в с. Высоком: их 3-частные композиции включали равноширокие срубы трапезной, повышенного (часто 2-светного) четверика под 4-скатной крышей с одной главой и 5-гранный алтарь, равный по высоте трапезной, иногда чуть уже четверика (Там же. С. 77-78; чертежи - Табл. 13). Характерной чертой храмов этого типа были открытые галереи (на консолях и со скатными кровлями), окружавшие здание с 3 сторон, а также невысокие подклеты под всем храмом, как, напр., под ц. Покрова Пресв. Богородицы (1690, не сохр.) в с. Тростье под Тарусой (Там же. С. 75). Галереи могли охватывать трапезную и продолжаться до середины стены четверика, как в ц. Покрова в с. Высоком, или окружать здание с 3 сторон, исключая алтарь, как в Воскресенской ц. (нач. XVIII в. (?) в с. Кременском (Медынский р-н; Там же. С. 75-76. Табл. 12). Тип церкви в Кременском, характерный для XVIII в., с усложненной композицией главного объема, где четверик несет невысокий световой восьмерик. Особую разновидность представляла церковь в с. Косяги (Боровский у., не сохр.), имевшая ярусную композицию из неск. убывающих по высоте восьмериков (Там же. С. 12). Многоярусные декоративные 8-гранные барабаны, по утверждению Преображенского, особенно распространились в XVIII в. и «даже надрубались над церквами, построенными раньше» - напр., в ц. Преображения Господня (1753, обновлена в 1830) в с. Буринове (Жуковский р-н; барабан не сохр.). К редкому типу с крестообразным нижним объемом и 8-гранным барабаном относилась ц. Рождества (1705) в с. Огорь (Жиздринский р-н; Там же. С. 112). План ц. Воскресения в с. Кременском по М. Т. Преображенскому План ц. Воскресения в с. Кременском по М. Т. Преображенскому Колокольня могла примыкать к зданию с запада, отделяясь от трапезной небольшим проходом (мостом), соединявшим боковые галереи, как в ц. Покрова в с. Высоком. Отдельно стоящие колокольни были около церквей в с.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Л. В. Стеженский); в дер. Тимково Ногинского р-на Московской обл.- деревянный, старообрядческий (1912; архит. И. И. Струков); в С.-Петербурге святому посвящен один из приделов в соборе в честь Феодоровской иконы Божией Матери (1911-1914; архит. С. С. Кричинский); в Вильнюсе (Литва) - с престолами во имя св. Константина царя и М. М. (1911-1913). Во имя М. М. как небесного покровителя др. храмоздателей были возведены церковь в Троицком Островоезерском монастыре близ Ворсмы Нижегородской обл. (1698); Вознесенская ц. (некогда во имя М. М.) в Соликамске (по заказу М. Ф. Турчанинова, 1731-1734). Придельные престолы были устроены в соборах и монастырских храмах Московского Кремля, судя по ладанным книгам XVII в., как престолы во имя «государева ангела» с 1613 г.: в Благовещенском соборе («в верху»); при Вознесенском соборе Вознесенского жен. монастыря; в Знаменской ц. бывш. Знаменского мон-ря (на Варварке, между 1679 и 1684). Такие престолы «государева ангела» были в вологодской ц. в честь Благовещения (престол существовал уже в 1619, каменное здание с 1801; не сохр.); в Архангельском соборе г. Михайлова Рязанской обл. (с 1617); в Троицком соборе костромского Ипатиевского мон-ря (освящен после 1613); в Ризоположенском соборе костромского Анастасиина мон-ря; в древнем Богородице-Рождественском Михалицком мон-ре в Новгороде (ныне старообрядческая община поморского согласия); в Успенском соборе и надвратной церкви Адрианова Пошехонского мон-ря; в деревянной ц. св. Димитрия Угличского на воронежском посаде (не сохр.); в ц. Св. Троицы Макариева Желтоводского монастыря (с 1624); в Благовещенской ц. Макариева Унженского монастыря (1680); в Спасо-Преображенской ц. в Галиче (1774); придел в трапезной ц. Св. Троицы Троицкого скита Соловецкого мон-ря (освящен в 1621; здание сер. XIX в.); в Успенской ц. в Боровске (1826; не сохр.); в Никольской ц. в с. Никольском Краснинского р-на Липецкой обл. (в 1826 перестроена в камне); в ц. в честь Толгской иконы Божией Матери в усадьбе Кораллово Одинцовского р-на Московской обл.

http://pravenc.ru/text/2563750.html

отождествляемым с Феофаном Греком ). Первым, частично дошедшим до наших дней рус. И., состоявшим из 4 рядов (местного, деисусного, праздничного и пророческого), стал И. Успенского собора во Владимире (ок. 1410; приписывался преподобным Андрею Рублёву и Даниилу). Из ростовых деисусных икон сохранилось 13 (ГТГ, ГРМ), праздничных - 5 (ГТГ, ГРМ), пророческий чин был поясной (2 иконы, ГРМ). Предполагают, что этот И., как и ряд других, был несомкнутым, т. е. разделенным вост. опорами храма. Наиболее ранним И., полностью сохранившим первоначальную структуру и почти все иконы, является И. Троицкого собора ТСЛ (1425-1427, преподобные Андрей Рублёв и Даниил с мастерской). Изначально он был сомкнутым, т. е. представлял собой единую стену из икон, поставленных на горизонтальные балки-тябла, что существенным образом меняло восприятие внутреннего пространства храма. Повысилось значение поперечного предалтарного нефа, солеи и купола, в то время как вост. часть с вост. парой столбов оказалась полностью недоступной взгляду. Перестала читаться иерархическая соподчиненность алтаря, жертвенника и диаконника, скрытых сплошным иконостасом. В каменных церквах, имевших росписи, И. и фрески составляли единое целое; в деревянных храмах он сосредоточивал в себе главное сакральное содержание интерьера. Четырехъярусные И. появились также в Спасо-Преображенском соборе Твери («Кашинский чин», сер. XV в., сохр. 27 икон, ГТГ, ГРМ), в новом Успенском соборе Московского Кремля (1481, не сохр.) и в Успенском соборе Кириллова Белозерского монастыря (1497, сохр. 57 икон, КБМЗ, ГТГ, ГРМ). Иконостас ц. прп. Иоанна Лествичника Кирилло-Белозерского мон-ря. Кон. XVI - нач. XVII в. Иконостас ц. прп. Иоанна Лествичника Кирилло-Белозерского мон-ря. Кон. XVI - нач. XVII в. Деисусный ряд - ростовой или поясной - в это время помимо главных 7 фигур мог включать образы святителей, мучеников, столпников. Размеры икон были велики (высота деисусных икон в И., ныне находящемся в Благовещенском соборе Московского Кремля, 2,1 м, в Успенском соборе во Владимире - 3,14 м).

http://pravenc.ru/text/389068.html

Поясные изображения святителей в медальонах занимают свод триумфальной арки. В куполе располагалось «Вознесение», от к-рого сохранилась нижняя часть, на парусах - 4 евангелиста, между ними - Нерукотворные образы Спасителя (Мандилион и Керамион). На вост. стороне подкупольного пространства изображено «Благовещение» с Христом Ветхим денми в верхней части композиции, ниже - пророки Давид и Соломон. На юж. стене размещено «Сошествие Св. Духа на апостолов», на западной - «Тайная вечеря», на северной - «Благовестие Захарии», «Послание апостолов на проповедь» (не сохр.) и «Уверение Фомы». На всех арках - медальоны с ликами святых мучеников, на стенах - образы пророков, к-рые обычно помещаются в барабане купола. Возле иконостаса под декоративными аркадами представлены изображения Пресв. Богородицы, Иисуса Христа, святых архидиак. Стефана, великомучеников Димитрия Солунского и Георгия Победоносца, прп. Саввы Освященного. На юго-зап. подкупольном столпе в верхнем ярусе, над местом, где находился трон архиепископа, образ Божией Матери «Страстная» - один из самых ранних сохранившихся в Сербии примеров данной иконографии: Пресв. Богородице с Младенцем предстоит ангел с орудиями Страстей Христовых. В зап. части наоса находились сцены из земной жизни Спасителя (сохр. только фрагмент «Входа Господня в Иерусалим»), святых монахов и гимнографов, воинов, целителей и мучеников. Там же помещались «Собор архангелов», образы св. Иоанна Предтечи (не сохр.) и свт. Николая Чудотворца. Почти всю зап. стену занимала композиция «Успение Пресв. Богородицы». Роспись парекклисиона архидиак. Стефана. Нач. XIV в. Роспись парекклисиона архидиак. Стефана. Нач. XIV в. В апсиде юж. парекклисиона во имя архидиак. Стефана была изображена Пресв. Богородица с архангелами Михаилом и Гавриилом по сторонам, ниже - «Служба святых отцов», около апсиды - поврежденное «Благовещение». Под куполом сохранился лик одного из ветхозаветных первосвященников, на юж. стене - «Распятие». В средней зоне представлен житийный цикл архидиак.

http://pravenc.ru/text/182327.html

Св. воин Евкарпион. Мозаика ц. вмч. Георгия Победоносца в Фессалонике. 3-я четв. V в. Сохранившиеся мозаики представляют собой один из наиболее полных ансамблей раннехрист. монументальной живописи (расчищены в 1952). Прежде мозаики датировали ок. 400 г., предполагая, что они были выполнены одновременно с созданием христ. церкви; совр. датировка - 3-я четв. V в. Мозаики охватывают купол 3 поясами-регистрами, к-рые объединены в неск. тематических композиций, создающих грандиозный образ «Второго пришествия Иисуса Христа». Фигура Спасителя во славе, несущего золотой крест, помещалась в центральном медальоне (сохр. правая, поднятая в жесте триумфатора рука Христа, край золотого нимба и часть креста). О пришествии Владыки мира возвещают 4 ангела во 2-м регистре, их воздетые руки касаются края медальона (сохр. головы, руки и верхние части крыльев). В этом ряду уцелела также верхняя часть изображения феникса, символа воскресения и бессмертия, с расходящимися от головы цветными световыми лучами. Во 2-м регистре, утраченном почти полностью, находились изображения ангелов (апостолов или 24 апокалиптических старцев, согласно разным гипотезам) в белых одеждах, созерцателей, адорантов и вестников теофании. Нижний регистр росписей заполняют 7 символических композиций (8-я утрачена), содержание к-рых остается дискуссионным. Это наиболее сохранившаяся часть мозаичного ансамбля: среди архитектурных кулис представлены 15 фигур орантов (еще 2 сохр. фрагментарно). Они изображены попарно или по трое на фоне величественных экседр, фланкированных 2-этажными башнеобразными сооружениями. Фантастическая архитектура обнаруживает сходство с фасадами позднеантичных скальных гробниц Петры, воплотивших идею «священного дворца» как образа инобытия. Алтарные престолы с кивориями в экседрах, лежащие на престолах Евангелия и кресты создают образы живописных храмовых пространств, окружающих и продолжающих вовне реальное пространство храма. Введенные в эту символическую среду фигуры орантов характеризуют ее как место молитвы, ассоциирующейся с богослужением в Небесном Иерусалиме - средоточием храмов и престолов ( Grabar. 1967). Вопрос об отождествлении орантов решается двояко: в них видят образы мучеников либо донаторов, заслуживших право моления в Небесном храме ( Kleinbauer. 1982); все они имеют подписи с именами и обозначением рода деятельности (епископы, пресвитеры, врачи, воины). Указанные рядом названия месяцев позволяют сторонникам 1-й гипотезы интерпретировать их состав как иллюстрацию к церковному календарю. Однако подбор имен по месяцам неполон и выглядит случайным. Согласно др. версии, он был обусловлен реликвиями святых, находившихся в криптах под экседрами (открыты раскопками). Символика Небесного Иерусалима оспаривается нек-рыми исследователями, видящими здесь обобщенный образ храмового богослужения.

http://pravenc.ru/text/164503.html

Росписи, включающие поясное изображение благословляющего Христа (верхняя часть фигуры не сохр.) в мандорле, к-рую несут 6 летящих ангелов, и Богородицы среди 12 апостолов, представляют собой рисунок густыми черными линиями на белом фоне с элементами раскраски. Живопись в церквах Каира ближе к визант. традиции, знакомой мастерам, возможно, через привозные иконы и иллюминированные рукописи приезжих или местных мастеров, связанных с греч. средой Александрии. В конхе апсиды алтарного придела св. Такла Хайманот (XII или XIII в., см.: Ibid. P. 110) ц. Божией Матери «аль-Муаллака» представлена большая по размерам композиция с изображением Богородицы в рост (не сохр. верхняя часть фигуры) с предстоящими ангелами (сохр. фрагментарно), ниже - епископский чин. По качеству роспись соотносима с памятниками визант. искусства. Удлиненные силуэты, подчиненность композиции монотонному ритму стоящих фигур, молитвенная сосредоточенность ликов, прописанных активными белильными движками, экспрессивное сочетание белых одежд и красных нимбов воплощают духовную программу, близкую к представлениям визант. искусства ок. сер. XI в. (или позднее?). Роспись колонн, возможно, была выполнена одновременно с декорацией апсиды, но стилистически отличается от нее. Монументальные, с характерными белильными движками на личном образы Христа и Богородицы с Младенцем на круглых колоннах в ц. св. Меркурия одноименного мон-ря (Дейр-Абу-Сайфайн) в Каире обнаруживают некоторое родство с росписью колонн ц. Божией Матери «аль-Муаллака». В церкви мон-ря св. Шенуды (Дейр-Анба-Шенуда) близ Сохага сохранились росписи, датируемые между XI и XII вв. или кон. XII в. (юж. апсида - Деисус по сторонам Креста в медальоне, поддерживаемом 2 ангелами) и кон. XII в. (центральная апсида - Христос Пантократор на троне в медальоне в обрамлении тетраморфов, продублированных по сторонам трона изображениями пишущих евангелистов). Образ Христа, очевидно работы арм. мастера, что подтверждается надписями на арм. языке, исполнен монументального величия и силы.

http://pravenc.ru/text/187963.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010