Возможно, что дело об открытии Тамбовской епархии ускорило долгое вдовство Астраханской епархии, к которой приписана была значительная часть тамбовской территории и где делами заведовали пришлые архиереи. В январе 1758 года известный Амвросий Зертис-Каменский, епископ переяславль-залесский, писал Арсению Мациевичу м. ростовскому о том, как-бы исходатайствовать на вдовствовавшие епархии настоящих пастырей, а не азиатских выходцев и афонских прелазатаев, каковыми всегда была переполнена Астрахань. Голос архипастыря-мученика к влиятельному иерарху-страдальцу, кажется не остался без последствий. На 1758 год падает назначение архиереев из архимандритов на кафедры Тверскую, Белгородскую, Астраханскую, Костромскую, Сибирскую, Рязанскую, Вятскую, Воронежскую, Кексгольмскую и Тамбовскую. 632 Таким образом, прошло пять лет после синодального доклада 1753 года, когда на представление Св. Синода от 17 апреля 1758 года Высочайше повелено на Тамбовскую кафедру посвятить архимандрита Волоколамского монастыря Переяславской епархии Пахомия (Симанского). За ним и его кафедрой утверждались средства, предложенные в докладе 1753 года 21 апреля, об этом дали знать Пахомию и велено ему немедленно явиться в Петербург. В конце апреля он был в Петербурге и 29 апреля 1758 г. посвящен с титулом епископа Тамбовского и Пензенского. 633 Наконец многострадальная Тамбовская епархия, больше полвека испытывавшая положение переметной сумы, начала свое самостоятельное и небесполезное существование, в обширном и заброшенном крае, долго бывшем в чужих архиерейских руках. До приезда Пахомия в Тамбов во главе новой Консистории стояли архимандрит Козловского Троицкого монастыря Варсонофий и тамбовский соборный протопоп. Секретарем Консистории переведен второй секретарь Переяславль-Залесской епархии Гавриил Соколовский, очевидно известный Пахомию по-прежнему месту служения обоих. Епископ Пахомий знал, что едет в бедную епархию, а поэтому просил Синод снабдить его шапкой (митрой), облачением (саккос, омофор и пр.), дикириями и трикириями, лоханью для умывания, словом, всеми принадлежностями архиерейского служения, или выдать денег на приобретение их. Заодно епископ Пахомий просил отпустить с ним в Тамбов человек 13 певчих-партесников из служителей Волоколамского монастыря. Кое-откуда набрали нужное епископу Пахомию. 30 мая 1757 г. материя для облачений выдана из синодальной ризницы; кое-что, оставшееся по смерти коломенского епископа Саввы († 1749 г. 29 июля), прислали из Коломны; 12 человек певчих велено взять из Рязанской епархии. Они, за вызовом в Петербург тамошнего епископа, оставались без дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

В Указе Синодском 1755 года за 260 было замечено, что он «всё ломал, а ничего добраго вновь как в Никитском, так и в других монастырях не построил». Однако при нём в Даниловом монастыре была учреждена епаршая семинария. Пахомий Пиманский (марта 1753 по 1759 год). Поступил из игуменов Лукьяновой пустыни, а в ноябре 27-го был переведён в Волоколамский Иосифов монастырь; 1758 года 25-го мая был посвящён во епископа Тамбовского и Пензенского. Нифонт Червинский (с 25-го ноября 1753 – 1758 год). Поступил из игуменов Можайского Колочевского монастыря; 1755 года в июле выборные от крестьян Духовой слободки подавали на него жалобу за незаконные поборы, – а в 1757 года июле монашествующие жаловались на его бесчиние и на то, что он не служил в день рождения Государыни 18 декабря. По этим жалобам наряжено было следствие, и на время производства дела он содержался под арестом в Горицком монастыре; 18 декабря 1757 года дозволено ему опять жить в Никитском монастыре и для умоления Бога о своих согрешениях во всю Четыредесятницу служить Преждеосвященные обедни; 1758 года января 16-го указом был переведён в Дмитровский Борисоглебский монастырь и был после членом Переславской Консистории; 1760 года апреля 17-го помер в том монастыре. Каллистрат (с января 16-го 1758 – 1759 год). Поступил из архимандритов Данилова монастыря; 1759 года декабря 9-го за слабое смотрение был переведён в кафедру Его Преосвященства, а на его место правление было поручено Никольскому игумену Боголепу, которому и велено жить в настоятельских кельях Никитского монастыря. Боголеп – Никольский игумен. Правил он монастырём до нового архимандрита с января 4 по 6 марта 1760 года. Сильвестр Страгородский (марта 6-го 1760 года по ноября 5-е 1761 года). Поступил из ректоров Александро-невской семинарии; произведён в архимандрита 5 марта, и велено ему иметь степень по Иосифовском архимандрите и иметь смотрение над Переславскою семинариею, чтобы и она была приведена в такой же порядок, в каком была при нём Александро-невская; жалованья за семинарию назначено было из неокладных доходов Никитского монастыря по 150 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

628 Арх. Мин. Юст. Окл. кн. Каз. Прик. 1752 г. 435, л. 186 об. В 1753 г. была обложена одна новая церковь Саватимского заказа – дани 1 руб. 80 к., заезда и на дачу нищим – 10 коп., полоняничных с 3 дворов (духовенства) по 4 коп. со двора – всего 2 р. 20 коп. и гривенных 10 коп. (там же, кн. 1753 г., 438, л. 170). 632 Проф. П. В. Знаменский . Чтения из Истории Русской церкви... Правосл. Собесед. 1875 г. I, стр. 393. II. Строев. Списки иерархов; Списки архиереев иерархии всероссийской. Спб. 1890 г. (Допол. изд. списков Ю. В. Толстого). 633 Арх. Св. Син. д. 1758 г. 298, лл. 1–5. Кстати заметить первый из раньше намеченных кандидатов на Тамбовскую кафедру архим. Воскресенского – Новый Иерусалим монастыря Иларион (Григорьев) с 22 мая 1748 г. был епископом кругицким, из последних кандидатов, намеченных в 1753 г., Дамаскин (Аскоронский) 21 мая 1758 г. посвящен на Костромскую епархию, а Павел (Конюскевич) 23 мая того же года посвящен в митрополиты сибирские. 634 Арх. Св. Синода, д. 1758 г., 259, лл. 37–38; 93; 190, 221; 244–245; 251–253. Подробнее об этом в нашей статье «Тамбовская епархия и её пределы» (Тамб. Епарх. Вед. 1896 г. 29–34). 636 Арх. Св. Син. д. 1747 г. 83, лл. 433–434; д. 1758 г. 259, л. 37. Монастыри были следующие: в Тамбове – Казанский муж. и Вознесенский жен., в уезде – муж. Казанский пустынный на р. Вороне и Предтечев Трегуляев в 7 вер. от Тамбова на р. Цне; в Пензе – муж. Преображенский и Ясный Володимерский, жен. Троицкий, в Мокшанске – муж. Богородицкий, жен. Богородицкий Казанский, в Козлове – муж. Троицкий, жен. Ильинский; Раненбургская Петропавловская пустынь; в Добром – муж. Вознесенский и городская Знаменская пустынь; жен. Богородицкий Тихвинский, Лебедянского уез. муж. Троицкий-Яблонов; в г. Петровске – муж. Николаевский, жен. Покровский, в Красной Слободе – муж. Спасский, Предтеченский, Ряпкинский – Успенский, жен. – Покровский; в Темниковском уезде – муж. пустыни – Санаксарская и Саровская; в Верх. Ломове – муж. пустыни – Петропавловская и Николаевская, жен. – Успенский мон. в городе; в Ниж. Ломове – муж. Богородицкий Казанский и Успенская Салалейская (?) пустынь жен. – Покровский; в Саранске – муж. – Клинская пустынь, Ильинский мон., Тимовская Преображенская пуст., жен. – Богородицкий монастырь; в Инсаре – жен. Богородицкий монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Углич. Церковь Николая Чудотворца на Петухове. Николо-Петуховская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:1758. Год утраты:Не установлен. Адрес: Ярославская область, Углич, перекресток ул. Пролетарская и ул. Нариманова (старый адрес Углич, перекресток ул. Никольская и ул. Корсунская.) Координаты: 57.527718, 38.340012 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Кирпичная церковь, построенная в 1758 г. Одноэтажное четырёхчастное здание с двухсветной храмовой частью, увенчанной пятиглавием, с полукруглой алтарной апсидой, небольшой трапезной с тёплым храмом Рождества Богородицы и зауженной папертью, над которой возвышалась шатровая колокольня. Церковь закрыта в 1927 г., разрушена в 1940-1950-х гг. Около паперти церкви находился большой камень с выбитым изображением петушиной лапы, являвшийся древним мерянским межевым знаком, от которого, а также от легенды о появлявшемся на камне огромном петухе, предвещавшем несчастья, церковь получила название. В XVII в. церковь находилась при слободке Роговке Алексеевского монастыря. Лиуконен Е.А. Николопетуховская церковь.//Сообщения научных конференций Угличского музея 2002, 2003, 2004 гг. Углич, 2005, с. 195-204 Николо-петуховская церковь (г. Углич) Церковь Святителя и Чудотворца Николая, что на Петухове, каменная, приходская, прочная. Престолов два: Николая Чудотворца в летнем и Рождества Богородицы – в зимнем придельном. Построена в 1758 г. иждивением прихожан. Чтимая икона Божией Матери «Федоровская». Церковной земли 2895 кв. саж. церковный дом для жительства священника. Церковного капитала в проц. бум. 1758 руб. прихожан городских 277 м., 338 ж. и в деревнях: Хуторах 38 м., 36 ж.; Иванисове 69 м., 70 ж.; Уракове 56 м., 54 ж.; Петрове 23 м., 31 ж. Всего 463 м., 529 ж. Деревня Хуторы в 1-й версте от церкви; Иванисово в 3-х вер., Ураково в 4-х вер., Петрово в 5-ти вер. церковь в юго-восточной окраине города. Штатный состав причта – священник и псаломщик. Капитала причт. в % бум. 5914 руб.

http://sobory.ru/article/?object=37956

4 . ДАМАСКИН Аскаронский хиротонисан в Епископа в 1758 году, Мая 21, из Иверских Архимандритов. В 1769 году, Июля 16, скончался. 5 . CUMOH II Лагов хиротонисан в 1769 году, Сентября 6, из Архимандритов Московского Новоспасского монастыря. В 1778 году, Марта 31, переведён в Рязань. 6 . ПАВЕЛ Зернов хиротонисан в 1778 году, Апреля 15, из Архимандритов Московского Донского монастыря. В 1800 году, Января 15, переведён в Тверь. 7 . ЕВГЕНИЙ Романов хиротонисан в 1800 году, Марта 4, из Архимандритов Тверского Калязинского монастыря, где и находится доныне. Глава XIII. Епархия Тамбовская и Шатская Епархия сия учреждена Царём и Великим Князем Феодором Алексеевичем всея России в 1682 году, но вскоре упразднена, а возобновлена в 1758 году. А) Епископы Тамбовские и Козловские 1 . ЛЕОНТИЙ хиротонисан в 1682 году, Марта 25. В 1684 году лишён сана. 2 . ПИТИРИМ хиротонисан в 1686 году, Февраля 15, из Архимандритов Вяземского Предтечева монастыря. В 1698 году, Июля 23, скончался. 3 . ИГНАТИЙ хиротонисан из Архимандритов Рязанского Солотчинского монастыря в 1699 году. Того же года, Августа 23, отлучён соборно, и Епархия упразднена; а уже в 1758 году возобновлена. Б) Тамбовские и Пензенские 4 . ПАХОМИЙ Симанский хиротонисан в 1758 году, Мая 25, из Архимандритов Волоколамского Иосифова монастыря и именовался Тамбовским и Пензенским. В Ноябре 1799 года переведён в Велико-Устюжскую Епархию. 5 . ФЕОДОСИЙ Голосницкий переведён из Велико-Устюжской Епархии 9 Ноября 1766 года. В 1786 году, Декабря 23, скончался. В) Тамбовские и Шатские 6 . ФЕОФИЛ Раев в 1788 году, Мая 6, переведён из Викариев Новгородских, Епископов Старо-русских. В 1791 году, Февраля 6, переведён был в Астрахань, но по просьбе его оставлен тут же. В 1799 году велено ему именоваться Тамбовским и Шатским. Он там находится доныне. Глава XIV. Епархия Орловская и Севская Епархия Орловская учреждена в 1788 году. Епископы 1 . АПОЛЛОС Байбаков хиротонисан в 1788 году, Июня 5, из Архимандритов Московского Воскресенского, Ново-Иерусалимским именуемого, монастыря. В 1798 году, Октября 26, переведён в Архангельск.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

6 июня генерал-аншеф Фермор утвердил Расписание армии на летнюю кампанию 1758 года. По этому расписанию Азовский и Архангелогородский полки оставались в гарнизоне Кенигсберга временно. В Пиллау и Мемеле находилось по батальону Пермского полка. По прибытии из Риги пяти запасных батальонов все эти полки должны были следовать в Мариенвердер и присоединиться к действующей армии. В середине лета 1758 года покинул Кенигсберг Азовский полк вместе со своей походной церковью. Осенью Кенигсберг покинул и Архангелогородский полк. Роль гарнизона стали выполнять резервные батальоны Невского, Черниговского и Воронежского полков. Походные церкви этих полков находились с их боевыми частями. В резервных батальонах не было по штату и священнослужителей. В связи с таким изменением обстановки российский губернатор провинции Корф в августе 1758 года обратился к императрице с просьбой «отправить в Кенигсберг, Пиллау и Мемель по одной церкви с надлежащей церковной утварью». Речь шла о создании в этих трёх городах постоянных православных храмов. Пока решался вопрос, богослужения в Кенигсберге продолжали проводиться священниками различных полков, оказывавшихся там время от времени. Так, расписанием русской армии при расположении её на зимние квартиры от 7 ноября 1758 года Кенигсберг был назначен для размещения 4-го гренадерского и Муромского полков. Муромский полк первоначально был оставлен в Кенигсберге и в начале летней кампании 1759 года, но в конце июля он уже входил в состав 1-й дивизии действующей армии. Таким образом, возможность проведения богослужений в Кенигсберге прямо зависела от наличия или отсутствия в городе какого-нибудь полка со своим полковым священником. Это происходило при определении какого-либо полка в Кенигсберг на зимние квартиры. Так, 22 ноября 1759 года Синод постановил передать одну полковую церковь от формируемого корпуса в распоряжение генерал-поручика Корфа для находящегося в Кенигсберге на зимних квартирах Куринского пехотного полка. Для создания в Кенигсберге постоянного храма нужно было решить три задачи: построить новое здание церкви или переоборудовать под неё какое-либо уже существующее здание, подходящее для этой цели; снабдить это здание всем необходимым для совершения богослужений (иконостас, престол, жертвенник, богослужебные облачения духовенства, книги и т.п.); укомплектовать церковь клиром и причтом (священники, дьякона, псаломщики, хор). Посмотрим, как были решены эти задачи в Кенигсберге.

http://ruskline.ru/analitika/2020/09/16/...

В 1754 году скончался. 49 . АРСЕНИЙ III Могилянский, Архимандрит Троице-Сергиевский, затем вместе и Архиепископ Переславский, с 1744 года Февраля 8. В 1752 году уволен на покой. Платон Малиновский, Епископ Сарский и Подонский, с 5 Апреля 1744 года (см. выше, 28). 50 . НИКИФОР. Протоиерей Успенский, с 1744 по 1745 год. 51 . ИЛАРИОН II Григорович, Епископ Крутицкий, с 1748 года Апреля 5. В 1755 году уволен на Крутицы. 52 . ГАВРИИЛ II, Кременецкий, Архимандрит Ново-Спасский, затем Епископ Коломенский, с 1748 года Апреля 5 по 1753 год и паки с 1762 по 1770 год. Наконец, Митрополит Киевский. 53 . АМВРОСИЙ II Зертыс-Каменский, с 1748 года Апреля 5 по 1753 год. Архимандрит Воскресенский, затем Епископ Переславский. Наконец, Архиепископ Московский. Он именовался Членом по 1771 год, т. е. по кончину свою. Платон Малиновский, с 1749 года (см. выше, 28). 54 . СИЛЬВЕСТР I Кулябка, Архиепископ Санкт-Петербургский и Архимандрит Александро-Невский, с 2 Июля 1750 года. В 1761 году скончался. 55 . ДИМИТРИЙ Сеченов, Епископ Рязанский. Наконец, Митрополит Новгородский, с 1752 по 1767 год. 56 . ВЕНИАМИН Пуцек-Григорович, Епископ Тверской, затем Псковский. Наконец, Митрополит Казанский, с 1753 года Октября 6 по 2 Апреля 1758 года присутствовал, а именовался Членом по кончину свою. 57 . АФАНАСИЙ II Вольховский, Архимандрит Троице-Сергиевой Лавры, затем Епископ Тверской. Наконец, Ростовский. С 1754 года Марта 5 по 1758 год, и с 1762 года Февраля 24. В 1767 году уволен в Епархию. 58 . МИСАИЛ Чирский, Архимандрит Новоспасский. С 1754 года Марта 5. А присутствовал он в Московской Синодальной Конторе по 1755 год. 59 . ВАРЛААМ III Лащевский, Архимандрит Донской, с 1754 по 1759 год. 60 . ГЕДЕОН Криновский, Архимандрит Савино-Сторожевский, потом Троице-Сергиевой Лавры. Наконец, Епископ Псковский, с 4 Марта 1753 года по Июнь 1763 года. 61 . ТИМОФЕЙ Щербацкий, Митрополит Московский, с 29 Марта 1758 года по 1767 год. А присутствовал он в Московской Синодальной Конторе. 62 . ПАЛЛАДИЙ, Епископ Рязанский, с 17 Апреля 1758 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Следует отметить, что и после 1655 года насельники Великой Лавры эпизодически отправляли рукописные книги в Россию. Так, в архиве Министерства иностранных дел Российской империи сохранились известия о поездке в Москву в 1657 году и привозе книг «афонской горы Успенского монастыря архимандритом Досифеем, афонской горы Лаврского монастыря игуменом Игнатием» 168 . Но эти книжные вклады по своей значимости не могли сравниться с рукописями, вывезенными из Лавры святого Афанасия Арсением Сухановым , и носили скорее характер формального дарения с целью получения ответных щедрых пожертвований, что явствует из следующей записи: «В 1657 году 25 апреля в Москву приехал афонской горы Успенского монастыря архимандрит Досифей для испрошения милостыни своему монастырю. 6 мая он представлялся царю Алексею Михайловичу, причем поднес царице Евангелие напрестольное, харатейное, писанное греческим языком. После аудиенции у государя ему была дана обычная милостынная дача – 50 рублей» 169 . В 1758 году в свою очередь Лаврская библиотека пополнилась даром из России: по приказу императрицы Елизаветы Петровны (1741 – 1761) обители святого Афанасия было пожертвовано напрестольное Евангелие весом около 2-х пудов в драгоценном окладе, напечатанное в Москве в 1758 г. (Этот дар России бережно сохраняется в Лаврской библиотеке на почетном месте и до сегодняшнего дня). Другим русским вкладом в книгохранилище Лавры святого Афанасия явилось сочинение митрополита Ростовского Димитрия «Летопись всемирныя преосвященного Димитрия, митрополита Ростовского и Ярославского, от начала миробытия до Рождества Христова сочиненныя». (Рукопись русская 1758 г., на бумаге, в лист). Эту рукопись, написанную в 1758 году – в год поступления в Лавру «елизаветинского» Евангелия, – обнаружил в книгохранилище афонской обители русский исследователь В. Давыдов, побывавший на Святой Горе в 1835 году. Вполне понятно, что у русского ученого появилось желание приобрести, наряду с прочими, и эту рукопись, содержавшую важные исторические сведения. «Последние пять книг попросил я старшин монастырских уступить мне, – вспоминал В. Давыдов. – Они отказали сперва наотрез, но на следующий день пришли в мое жилище и объявили торжественно, от имени всех братии, что книги уступаются мне «в память пребывания моего в Лавре» и что мне предлагают оставить им памятник на возобновление развалившегося киоска пожертвованием суммы. По получении потребной суммы книги были мне выданы» 170 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Михаила, раскрывают неск. тем: Евхаристии, покаяния и Страшного Суда, прославления ратного подвига благочестивых вождей, утверждения незыблемости святого места. Н. В. Квливидзе Другие постройки Совр. стены и башни были воздвигнуты в кон. XVI в., верхние этажи в виде «корон» с белокаменной и кирпичной кладкой - в XVII в. Первоначальная трапезная ц. во имя свт. Амвросия Медиоланского (кон. XVI в.) при старом здании трапезной близ палат царицы-инокини Александры - одноглавая, 3-апсидная, была перестроена Амвросием (Зертис-Каменским), архиеп. Московским. Основной ансамбль мон-ря сложился в период покровительства ему царевны Софии Алексеевны. В мон-ре появились: ц. во имя прп. Варлаама и царевича Иоасафа Индийского (1683-1690) - в нижнем ярусе (обрамленном аркадой) колокольни; ц. ап. Иоанна Богослова - во 2-м ярусе колокольни (после осквернения в 1812 г. была упразднена); ц. свт. Николая Чудотворца (1899, не сохр.) - в одноименной башне монастырской ограды; надвратная ц. Покрова Пресв. Богородицы (1683-1688) - на юж. стене ограды, 5-главая, в стиле московского барокко. Надвратная ц. Преображения Господня (1687-1688), расположенная на сев. стене ограды над главным входом в обитель,- 5-главая, с трапезной, с пышным декором в стиле московского барокко. Ее 7-ярусный резной золоченый иконостас и внутреннее убранство исполнены «под началом» придворного живописца Оружейной палаты К. И. Золотарева. К церкви примыкают палаты царевны Екатерины Алексеевны - т. н. Лопухинский корпус, получивший это название по местопребыванию в 1727-1731 гг. мон. Елены (бывш. царицы Евдокии Феодоровны, урожд. Лопухиной); декор наличников на фасаде палат идентичен убранству Преображенской ц.; в палатах сохранились орнаментальные росписи и «мраморировки». Трапезная ц. Успения Пресв. Богородицы (1685-1687, нач. XIX в.) расположена к западу от собора, 1-главая, 3-апсидная, первоначально была возведена на подклете (не сохр.) и имела 5-главие и позакомарное покрытие (не сохр.). По нек-рым сведениям, в церкви находились престолы во имя ап.

http://pravenc.ru/text/2577819.html

в Кронштадте (1715-1717, не сохр.), ц. св. Пантелеимона в Ораниенбауме (ныне Ломоносов) при дворце Меншикова (ок. 1725, не сохр.), соборов Преображенского в Ревеле (ныне Таллин; 1717-1719), Петропавловского (1722-1727; общий замысел, возможно, принадлежал Д. Трезини) и ц. Исаакия Далматского (1724-1727, не сохр.) в С.-Петербурге. Они кардинально отличаются от традиц. типа тяблового иконостаса, их динамичные композиции наделены чертами барочных католич. алтарей. Доминирующую роль в образе нового иконостаса играют не иконы, а решенная в духе барочной сценографии архитектурная декорация, варьирующая тему триумфальных врат. Новым было также включение в систему иконостаса скульптуры, количественно превышающей живописные изображения. Завершенный уже после смерти З. иконостас Петропавловского собора, над к-рым работали более 50 мастеров-резчиков, является одним из самых сложных и зрелищных произведений барокко в России. З. неоднократно занимался в Москве оформлением торжеств, посвященных победам в Северной войне и важным династическим событиям. Его следует считать автором концепции и, возможно, детальной разработки многочисленных триумфальных ворот (напр., Синодальные ворота, сооруженные «трудами школьных учителей» (1709), триумфальные ворота при дворе Меншикова (1709 и 1721), Синодальные ворота у Казанского собора (1721) и др.), богато декорированных аллегорической скульптурой и живописью. Облик нек-рых из них известен по гравюрам. В 1722 г. З. было поручено изготовить новый постамент с надписями и рисунками для ботика Петра I, хранителем которого он был определен. В 1724 г. З. участвовал в подготовке торжественного перенесения мощей св. Александра Невского из Владимира в С.-Петербург. Под его рук. были изготовлены роскошные балдахин и ковчег, в наст. время известные только по описанию. Широкий спектр занятий З. характеризует его как разносторонне одаренного, активного человека, всецело задействованного в петровских преобразованиях и, видимо, ценимого царем за талант и деловые качества администратора.

http://pravenc.ru/text/182639.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010