XVIII в., сохр. 2-этажные палаты в основании) в Воронеже, при Успенской ц. в Калаче (1771, сохр. нижний ярус). Запоздалый пример влияния елизаветинского барокко - ц. Введения в Воронеже (1770-1780), тип «восьмерик на четверике» обогащен сложным декором, в к-ром преобладают наличники с «ушами» и раскрепованными лучковыми фронтонами. 3-ярусная колокольня, возможно созданная по проекту столичного архитектора, обильно украшена колоннами и пилястрами, фронтонами разных форм, наличниками с треугольными сандриками, фигурными нишами, завершена небольшим высоким куполом с люкарнами, главкой и колпаками над колоннами 3-го яруса; ее наличники повторены в алтарной части Троицкой ц. в с. Боровом (1792-1794). Помимо храмов типа «восьмерик на четверике» с полуциркульными фронтонами строили более архаические, напр. восьмерик на кубическом четверике: Архангельская ц. в с. Новосолдатка (1769), Тихвинская ц. в с. Тихвинка (1777), Никольская ц. в с. Колбине (1786). В Острогожске кроме храмов типа «восьмерик на четверике» (Преображенская ц., 1764; Архангельская ц., 1775) возводили одноглавые кубические церкви с фигурными кровлями и высокие барочные колокольни, напр. Успенская ц. (1760-1764, колокольня 1780), Покровская ц. (1772, обе не сохр.); под влиянием укр. традиции были построены Богоявленская ц. в слободе Лушниковке (1780, перестроена в советское время), центрический храм с 4 притворами вокруг высокого четверика с купольной кровлей, и ц. Рождества Богородицы (1782, не сохр.) с 3-частным планом и ярусной композицией, высокий 2-этажный четверик с 4-скатной кровлей и световым четвериком главы окружали равновысокие короткие 2-этажные ветви креста, с запада - массивная 4-гранная колокольня, с востока - аналогичная по объему башня над апсидой. Фрагмент лепного убранства церкви Покрова Пресв. Богородицы (1767) в с. Репец. Фотография. 2001 г. Фрагмент лепного убранства церкви Покрова Пресв. Богородицы (1767) в с. Репец. Фотография. 2001 г. К сооружениям, связанным со столичной традицией, по-видимому, можно отнести зимний собор в честь Чуда арх.

http://pravenc.ru/text/155254.html

Еще одно изображение О. включено в своеобразный Деисус в росписи на фронтоне крыльца храма, на к-ром представлены князья и цари в предстоянии иконе Спасителя. В стенописи ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Мокрого) (1674) на зап. грани юго.-зап. столба в верхнем регистре О. изображена в длинной красной далматике поверх белой туники, в городчатом венце поверх белого плата; в левой руке - свиток, правая поднята с именословным жестом; равноап. кн. Владимир изображен симметрично на сев.-зап. столбе. Так же О. представлена в росписи Крестовоздвиженского собора Романова (ныне Тутаев) (ок. 1676) на зап. грани сев.-зап. столба в 3-м регистре сверху; на сев. грани - царица Феофано, с к-рой сравнивается О. в Сборнике Житий и поучений нач. XVII в. (РГБ. Ф. 178, 3154. Л. 158 об.). В росписи ц. Рождества Христова (1783-1784) О. написана на сев. грани юго.-зап. столба в верхнем регистре; напротив нее, на юж. грани сев.-зап. столба,- равноап. царица Елена. В ц. св. Иоанна Предтечи в Толчкове (1694-1695) образ О. находится в росписи диаконника в среднем регистре, среди др. св. рус. князей, между Владимиром и Борисом, в молении образу Воскресения Христова в конхе. В ц. свт. Иоанна Златоуста в Коровниках (1732-1733) юж. придел освящен во имя равноап. кнг. Ольги. Здесь по сторонам портала представлены 2 пары св. жен (живопись со значительными утратами), 2 из них - в коронах (надписи не сохр.) Развернутый цикл Жития из 5 композиций расположен в нижнем регистре на зап. стене наоса (2 сцены - справа, 3 - слева от входа): крещение О. (от ее фигуры сохр. только графья, частично - живопись на лике); напутствие О. К-польским патриархом и передача ей креста, икон и священных книг; возвращение О. в Киев (княгиня привозит на Русь крест; сохр. только часть фигуры О. до пояса); крещение рус. людей после проповеди О.; погребение О. (ложе и ее фигура сохр. фрагментарно). Ок. 1700 г. датируется изображение О. в часовне собора Св. Софии Киевской, расписанной по инициативе гетмана И. С. Мазепы. На княгине, представленной молодой, в рост, на фоне пейзажа, фантазийные одежды на тему облачения визант.

http://pravenc.ru/text/2578361.html

Т. о., учитывая также утрату большинства памятников, восстановить целостную картину вологодского церковного искусства не представляется возможным. Большинство изученных церковных памятников сосредоточено в Вологде, Вел. Устюге, Кириллове, Белозерске, Устюжне, Тотьме, Вытегре, в Череповце. Многие из них имеют древнюю историю. Белозерск (в границах В. е. с 1658 до кон. XVIII в.; после 1937), один из старейших городов России, впервые упоминается во 2-й пол. IX в. как Белоозеро, в 1238-1486 гг. являлся центром княжества и дважды переносился - при вел. кн. Ярославе Мудром и в 60-х гг. XIV в. (вслед. эпидемии чумы). Первое летописное свидетельство о Тотьме (о границах В. е. с 1558 до 1682; с 1796) относится к 1137 г., впосл. ее также 2 раза переносили на новое место. В XVI в. Тотьма была торгово-ремесленным посадом с солеварнями и пушной торговлей, входила в опричнину; в посл. четв. XVIII в. стала известна как город купцов и мореходов, центр связи с Рус. Америкой. Вологда впервые упомянута под 1147 г. Архитектура Большинство деревянных церквей и часовен XVII-XVIII вв. в В. е. утрачено. До 40-х гг. XX в. сохранялся ансамбль Благовещенской (1633, 1645-1648) и Иоанно-Богословской (1682) клетских церквей и колокольни (1653) Синозерской пуст. прп. Евфросина. В Тотемском у. и севернее, в Вельском и Сольвычегодском уездах (в наст. время территория Архангельской епархии), было распространено строительство шатровых храмов, упрощенные планы к-рых часто подобны клетским церквам: Владимирская ц. в Белой Слуде (Белослудский погост; 1642, сгорела в 1962), Георгиевская ц. в Вершине (1672, ныне в музее «Малые Карелы»), Преображенская ц. на Кокшеньге (1683, не сохр.), ц. Рождества Богородицы в Верховье у верховья р. Уфтюги (кон. XVII в., в плане имела равноконечный крест, не сохр.), Георгиевская ц. в Поче (Поцкий погост; 1700, обрушена), Константино-Еленинская ц. в Заборье (1750, не сохр.), Никольская ц. в Шевдинском городке (Тарногский Городок; 1625, нач. XVIII в., сочетала шатровые и ярусные формы, не сохр.), Рождественская ц.

http://pravenc.ru/text/155162.html

В функции И. входило рассмотрение прошений о крещении и присоединении к Православию, о разрешении браков, о рассмотрении ведомостей, составленных духовниками и цензорами. Он председательствовал в епархиальном ревизионном (16 авг. 1891 - 21 апр. 1910) и противостарообрядческом и противосектантском Миссионерском комитетах, состоял почетным членом Аксайского Богородичного братства и Иоанно-Богословского об-ва вспомоществования нуждающимся воспитанникам Донской ДС, помощником председателя Совета и его общих собраний, товарищем председателя Донского комитета миссионерского об-ва, с 19 окт. 1895 по 21 апр. 1910 г. был товарищем председателя Донского отдела Православного Палестинского об-ва. В мае 1891 г. в Новочеркасске при подворье старочеркасского Ефремовского женского монастыря И. освятил место для постройки храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (не сохр.). 5 мая 1891 г. Донской архиеп. Макарий и И. возглавили чин закладки нового, каменного Александро-Невского храма в Новочеркасске. 19 янв. 1897 г. И. освятил главный престол этой церкви (сохр.). 17 окт. 1893 г. вместе с архиеп. Макарием И. участвовал в закладке кафедрального Вознесенского собора Новочеркасска, 23 июля 1900 г. освятил соборные колокола. 9 мая 1904 г. И. освятил нижнюю Покровскую ц. кафедрального собора, 25 июня сослужил архиеп. Донскому Афанасию (Пархомовичу) на молебне по случаю окончания строительных работ и 6 мая 1905 г.- в чине освящения главного престола (собор сохр.). 27 апр. 1897 г. И. совершил чин закладки Георгиевской ц. на Колодезной ул. в Новочеркасске в память спасения имп. семьи на ст. Борки 17 окт. 1888 г., а 18 окт. 1898 г. освятил храм (сохр.) и произнес проповедь. 6 нояб. 1897 г. совершил освящение храма в честь Аксайской иконы Божией Матери «Одигитрия» в ст-це Аксайской (ныне г. Аксай). 4 сент. 1898 г. в Новочеркасском казачьем юнкерском уч-ще (на углу Платовского проспекта и пл. Ермака) освятил ц. во имя арх. Михаила, в к-рую пожертвовал напрестольное Евангелие. В 90-х гг.

http://pravenc.ru/text/469514.html

Позднее в старые постройки чаще всего привносили тоновские элементы, напр. килевидные кокошники и луковичные главы: сев. придел (1845-1860) ц. свт. Николая Чудотворца «Белого» в Вел. Новгороде (1311); приделы (1858) Преображенской ц. в дер. Леохново Старорусского р-на (1788). В 1853-1854 гг. был пристроен обширный притвор и над ним возведена колокольня с шатровым верхом (архит. А. В. Мусселиус, не сохр.) к Благовещенской ц. в Аркажах; сооружена колокольня с луковичной главой (ок. 1868) при Петропавловской ц. на Синичьей горе. В тоновских формах были перестроены церкви: Иверская (прп. Арсения Новгородского) на Ярославовом дворище, Пятницкая в Ст. Руссе (1884-1885, 1891-1894, инженер Ф. Т. Курапов; 1915-1916, архит. А. Н. Дьяков; не сохр.). Органичность дополнения тоновскими пристройками храмов XVI в., которые служили прототипами для проектов самого Тона, демонстрирует сев. придел во имя свт. Тихона, еп. Задонского (1902-1904), при трапезной Сретенской ц. новгородского Антониева мон-ря, пристроенный по инициативе архим. Димитрия (Сперовского). Михаило-Архангельская ц. на Прусской ул. (1685) в Новгороде перестраивалась в 1853 и 1866 гг. ( Селезнёв М. А. Описание ц. св. Михаила Архангела в Прусской ул. в Новгороде. Новг., 1866). В честь окончания Кавказской войны при ней была заложена колокольня с отделкой в русско-романском стиле (вероятно, по проекту 1856 г., возведена в 1864 под наблюдением губ. архит. Ф. И. Гуссаковского, не сохр.). Вознесенская ц. в дер. Речки Солецкого р-на (1865) была расширена приделами в 1909 г., сочетает детали рус. стиля и классицизма, напр. пояса килевидных тоновских наличников в стилистике XVII в. В 1882 г. в рус. стиле с сохранением 3-частной композиции была перестроена барочная Успенская ц. 1773 г. в с. Полнове Демянского р-на (не сохр.). В 1911-1912 гг. на месте флигеля архиерейского дома был построен новый епархиальный Арсениевский дом с декором в стилистике раннего классицизма, соответствующей старому зданию (проект архит. М. Т. Преображенского, строитель - городской архит. Н. Рагулин).

http://pravenc.ru/text/2577771.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАРУДНЫЙ Иван Петрович (1660? - 19.03.1727, Москва), один из руководителей строительного дела в 1-й четв. XVIII в., крупный чиновник, «в некоторых документах иногда называется архитектором, хотя и не владел необходимыми профессиональными навыками» ( Гатова. 2004). Биография и творческое наследие З. до сих пор исследованы недостаточно. З. был дворянского происхождения и, видимо, род. и вырос на Украине (в некоторых документах до 1707 фигурирует как «иноземец»). Участвовал в Азовских походах в чине сотника. З. впервые упомянут в делах Малороссийского приказа (документ от 30 нояб. 1690) как гонец гетмана И. С. Мазепы, по поручениям к-рого неоднократно приезжал в Москву в 90-х гг. XVII в. И. Э. Грабарь предполагал, что З. являлся ближайшим помощником Осипа Старцева при строительстве соборов Никольского (1690-1696, не сохр.) и Богоявленского Братского (1690-1693, не сохр.) мон-рей в Киеве, однако документальных подтверждений этому нет. Возможно, в Киеве З. познакомился с буд. митр. Стефаном (Яворским) , к-рый затем неизменно ему покровительствовал. Как свидетельствовал сам З. в челобитной 1722 г., он поступил на службу к имп. Петру I по именному царскому указу в 1701 г. и сразу получил ряд ответственных поручений. С 1707 г. и до конца жизни З. был руководителем Изуграфской конторы Приказа духовных дел, в сферу деятельности к-рой входил надзор не только за иконописанием, но и за др. сферами художественной жизни; с 1721 г. эта должность определялась как «суперинтендант Канцелярии Изуграфств исправления Правительствующего Синода». З. работал преимущественно в Москве, выезжая по делам в С.-Петербург и др. места. На основании документов в Москве с его деятельностью можно связать строительство ц. арх. Гавриила (1704-1707), 1-го деревянного госпиталя (под рук. Н. Бидло, 1706-1707), беседок в парке Головинского дворца на Яузе (1724), перестройку дворца А. Д. Меншикова (бывш. Лефортовского, 1712-1714), интерьеры дома Ф. М. Апраксина (1712-1714), патриарших палат и ц. Двенадцати апостолов (1721-1724), ремонт и поновление росписей Грановитой палаты (1725), проекты каменных келий Заиконоспасского мон-ря (1720). По проекту З. были возведены деревянные ц. Александра Невского в Александрополе (1718, не сохр.) - крепости, построенной Меншиковым близ Почепа,- и дворец Петра I (1724-1725, не сохр.) на курорте Марциальные Воды близ Петрозаводска.

http://pravenc.ru/text/182639.html

Ланфранке. Были расчищены руины; возведение собора велось по образцу церкви аббатства св. Стефана в Кане (Нормандия), настоятелем к-рого был до этого архиепископ. В К. был возведен 1-й из монументальных соборов, построенных в Англии после нормандского завоевания,- 3-нефная базилика с однонефным трансептом. Боковые нефы были перекрыты крестовыми сводами, центральный - скорее всего деревянной кровлей. Над боковыми нефами располагались галереи с деревянными перекрытиями, завершал центральный неф ярус клеристория с типичными для Нормандии проходами между внешней стеной и внутренней аркадой. Зап. рукав имел 8 травей (сохр. сев. стена) и был фланкирован с запада 2 башнями (до 1834 сохр. сев.-зап. башня). Над средокрестьем возвышалась невысокая башня, зап. углы трансепта были оформлены тонкими круглыми лестничными башенками (сохр. северная). Вост. часть храма имела 5 т. н. эшелонированных (убывающих по глубине от центра к краям) апсид: 3 продолжали нефы, по одной было пристроено к рукавам трансепта. Под центральной апсидой располагалась крипта. Собор был освящен в 1077 г. и послужил архитектурным образцом для ряда соборов в Англии. В дальнейшем основные работы в соборе производили приоры монастыря. Уже в 1-й четв. XII в. (после 1096 и до 1126) оказавшийся недостаточным хор собора был заменен большим (длиной ок. 60 м), что удвоило общую длину собора. Хор получил собственный трансепт и полуциркульную апсиду с деамбулаторием и 3 капеллами (центральная не сохр.). В углы между зап. стенами трансепта и хором были встроены 2 невысокие башни, сохранившие характерный нормандский арочный декор. Под высоко поднятым хором разместилась обширная, прекрасно освещенная 3-нефная крипта (окончена в 1107). Капители ее колонн были вытесаны in situ (многие не окончены) неск. мастерами; работы завершились не позже 20-х гг. XII в. Некоторые колонны считаются выдающимися произведениями англ. романской скульптуры ( Clifton-Taylor. 1986. P. 64). За алтарем сохранился мраморный пол типа opus alexandrinum.

http://pravenc.ru/text/1684195.html

О деятельности архимандрита Иоасафа в Сретенском монастыре сохранилось мало сведений. Он, как и предыдущие настоятели Сретенского монастыря, сослужил в соборах Кремля. В 1757 году архимандрит Иоасаф присутствовал в Успенском соборе на благодарственных молебнах 17 и 18 декабря по случаю рождения великой княжны Анны Петровны (9 декабря). В 1758 году был при служении молебна 1 января, 21 января на молебне «о покорении победоносному Ее императорского величества оружию столичного города и всего королевства Прусского», 3 февраля, в день тезоименитства великой княжны Анны Петровны; сослужил литургию в Успенском соборе и в другие дни. Последний раз упоминается при служении литургии в Благовещенском соборе 20 сентября 1759 года, в день рождения великого князя Павла Петровича, и на молебне в этот день в Успенском соборе . В управление архимандрита Иоасафа продолжались работы по исправлению недоделок у поставленного в Сретенском монастыре Шумаевского креста. Работа была поручена грузинскому дворянину Семену Тулаеву, который по обязательству, заключенному 1 июля 1758 года, должен был поправить целый ряд резных фигур и иконное письмо. Работы Семен Тулаев должен был закончить в последних числах октября 1758 года. Стоимость производимых работ составляла 370 рублей . 23 декабря 1758 года архимандриту предписывалось по описи с распиской принять крест, а солдат, поставленный для охраны креста, должен был вернуться к своей команде . В декабре 1759 года архимандрит Иоасаф был назначен архимандритом Предтечева Вяземского монастыря Смоленской епархии . Здесь он упоминается до 1778 года . Игумен Аарон (1759–1760) Об игумене Аароне сохранилось мало сведений. Известно, что при нем строились придел Сретения Господня в церкви преподобной Марии Египетской и придел святителя Димитрия Ростовского в храме святителя Николая Чудотворца. Игумен Аарон скончался в августе 1760 года (отпевание его проходило 18 августа) . Придел во имя святителя Димитрия Ростовского, чудотворца, был построен на средства вдовы Прасковьи Кориной. 7 марта 1760 года она писала преосвященному Тимофею, митрополиту Московскому и Севскому: «Обещание мое есть в московском Сретенском монастыре в трапезе (храма святителя Николая), для поминовения предков моих, построить придел во имя новоявленного святителя и чудотворца Димитрия Ростовского, который и благолепием украсить, а когда придел построен и освящен будет, тогда в придел свечи и ладан и прочее потребное буду производить своим иждивением, а, по усмотрению моему, удобное к построению того придела место в монастыре в трапезе имеется» .

http://pravoslavie.ru/46695.html

В 1751 году преподавал грамматику и синтаксис, в 1753 – пиитику. В 1755 году по прошению уволен в Малороссию. Сергий Попов. Будучи студентом богословия, преподавал греческий язык в 1751 году: в 1753 году опредлен учителем риторики и продолжал учить греческому языку. Варлаам (Василий) Синьковский, из учителей высшего класса определен учителем риторики в июне 1759 года; пострижен в том же году. После префект и ректор. Петр (в монашестве Парфений) Постников. Еще до окончания курса в Троицкой семинарии, в 1752 году определен учителем фары и инфимы; в 1758 году учитель греческого и еврейского языков. Пострижен в 1758 году, и в 1761 и 2-м годах был учителем риторики и еврейского языка. После префект ректор. Иван Панов. Учитель и библиотекарь в 1758 году. Впоследствии перешел на должность приказного в лавре. Геннадий, учитель высшего класса в 1758; в 1761 году поступил в епархию Гедеона Псковского. Иосиф, из воспитанников Троицкой семинарии. По окончании философского курса, иеродиакон и учитель низшего класса в 1759 году, обязавшийся дослушать двухгодичный богословский курс. В 1764 году иеромонах и учитель риторики. В сем году отправлен в Париж для пребывания при русском резиденте. 5) Судьбы учеников В случае открытия вакансии священнослужительских в отчинных селах лавры, Учрежденный собор обыкновенно относился в семинарскую контору с предложением, не пожелает ли кто из учеников поступить на известную вакансию. Желающие, по представлению собора, утверждались архимандритом лавры, и, по увольнении от семинарии с аттестатом, отправлялись в ту епархию, к которой принадлежало известное село 54 . Начальство лавры обыкновенно употребляло свое ходатайство об определении их на священнические и диаконские места в тех епархиях, откуда они поступили; а указом св. Синода 1758 года поставлено было даже в обязанность преосвященным тех епархий, где были отчины лавры, никого не определять на священ- нослужительские места в лаврския селы без ведома " настоятелей лавры 55 (с). Что касается до тех учеников, которые поступали из мест, неподведомственных лавре, то они по окончании курса учения возвращаемы были в свои епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

М. занялся подготовкой примечаний к новому изданию Энциклопедии Д. Дидро и Ж. Лерона д " Аламбера (выходила в Париже с 1751), предпринятому луккским книгоиздателем О. Диодати. В задачу М. входило прежде всего исправление возможных исторических ошибок, а также отклонений от католич. вероучения. Разрешение на публикацию (см. Imprimatur) дал папа Римский Бенедикт XIV (1740-1758), проект поддержал и один из покровителей М.- кард. Дж. Безоцци. Однако после того как в 1758 г. были изданы первые 2 тома, новый папа Климент XIII и главный папский теолог (магистр священного Апостольского дворца) доминиканец Дж. А. Орси (1692-1761) осудили Энциклопедию (в сент. 1758 включена в Индекс запрещенных книг). Папа Климент XIII через главу ордена леонардинов Ф. Сартески запретил М. дальнейшее участие в луккском издании Энциклопедии. Несмотря на это, как установили исследователи, М. анонимно продолжал работать над примечаниями по меньшей мере до 5-го тома включительно. Возможно, М. написал «Эвлогий Монтескьё», опубликованный в качестве предисловия к 5-му тому (см.: Amico Moneti. 1960). В кон. 50-х - 60-х гг. XVIII в. М. подготовил дополнения к сочинениям по моральной теологии А. Райффенштюля ( Reiffenstuel A. Theologia moralis. Mutinae, 1758. 2 vol.) и католич. св. Альфонсо Марии де Лигуори ( Liguori A. M., de. Theologia moralis. Bononiae, 1763). После смерти в дек. 1761 г. Луккского архиеп. Джузеппе Пальмы власти Лукки в соответствии с привилегией, полученной от папы Бенедикта XIV (26 мая 1754), предложили 3 кандидатов, в т. ч. и М. Папа Климент XIII выбрал кандидатуру Б. Торре (двоюродного брата М.), приора коллегиальной ц. Сан-Пьетро-Маджоре, однако разногласия по финансовым вопросам между властями республики и Папским престолом задержали его офиц. избрание; в марте 1763 г. Торре скончался. М. вновь стал одним из кандидатов, и на этот раз папа утвердил его кандидатуру (9 апр. 1764). Епископское рукоположение М. состоялось 24 апр. 1764 г. в соборе св. Петра в г. Фраскати (близ Рима). Вскоре после избрания М.

http://pravenc.ru/text/2561856.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010