Владельцы дворянских усадеб могли привлечь к работе профессионального архитектора или заказать проект в столице. При всем разнообразии характерной чертой храмов традиционных типов стало стремление к максимальной индивидуализации. В убранстве бесстолпных церквей, как правило увенчанных единственной главой на высокой изогнутой кровле, наряду с развитыми барочными наличниками широко использовали: руст на лопатках и раскреповках, напр. в ц. Вознесения (1775) в с. Рязанове Островского р-на (заказчики Ларионовы) и в ц. Воскресения (1800) в с. Бартеневщине Галичского р-на (заказчик Н. Г. Бартенев); ордерные детали, напр. в церквах Воскресения (1777, не сохр.) в с. Марьинском Нерехтского р-на (заказчики А. В. Сумароков и П. И. Бизеев; не сохр.) и Благовещения (1790-1793) в дер. Неронове Солигаличского р-на (заказчик П. И. Черевин). В ярусных храмах основное внимание уделялось композиции восьмериков, своды к-рых прорезали люкарнами, напр. в ц. Спаса Нерукотворного (1758) в с. Готовцеве Галичского р-на (заказчик К. Ф. Готовцев), или увеличивали его высоту дополнительным аттиковым ярусом, напр. в ц. свт. Николая Чудотворца (1763) в с. Новом, что в Телякове Галичского у. (ныне Сумароково Сусанинского р-на; восьмерик разрушен (ИИМК РАН. Фототека)). Нередко храмы возводили по повторным проектам. Проект 5-главой бесстолпной ц. Успения (1785) в дер. Качалове Костромского р-на с рустованной центральной частью и углами, барочными наличниками и характерным подвышением карниза под аттиком был повторен в Успенской ц. (1795) в с. Воронье Судиславского р-на и в Вознесенской ц. (1806) в с. Вознесенском на Мезе (ныне дер. Бычиха Костромского р-на). Копиями костромской ц. апостолов Петра и Павла являлись 2-этажные церкви (1795) в Бовыкине Антроповского р-на и в честь Собора Пресв. Богородицы (1797) в с. Коровье (В. Пустынь) Чухломского р-на. Влиянием петербургской архитектуры можно объяснить выбор для сооруженной в 1776 г. ц. в честь Богоявления по заказу Ф. И. Катенина в урочище Борееве Чухломского р-на (не сохр.) типа однонефной базилики, популярного в прибалт.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

XVII - 1-й трети XVIII в. с элементами барокко, возникали строительные артели. Как правило, храмы В. е. 2-й трети XVIII в. представляли собой небольшие кубические постройки, перекрытые сомкнутым сводом со световой главой на граненом барабане, с пониженными трапезной с приделами и колокольней с запада. Как и в др. районах Черноземья, в В. е. не получили распространения комплексы холодных и теплых церквей и 2-этажные храмы. Алтарные части имели разную форму (полукруглую, граненую или прямоугольную, с полукруглым выступом). Так, в Преображенской ц. Толшевского мон-ря (1759, перестроена в 1894) форма алтаря, возможно, повторяла воронежские храмы такого типа, как Никольский, ап. Иоанна Богослова (1748-1759, перестроен в 1799-1807, 1820, не сохр.), Рождества Богородицы (вмц. Параскевы Пятницы) (после 1748-1761, перестроен в 1825, не сохр.). Один из них, изящный Тихвино-Онуфриевский храм в усадьбе суконного фабриканта П. Н. Гарденина (1735-1746, перестроен в 1758-1762, 1795, 1873), первоначально был с деревянным приделом над трапезной (по-видимому, домовый храм заказчика) и декором четверика, в к-ром рамочные наличники с полуциркульным верхом гармонично сочетались с мотивами нарышкинского барокко (8-гранные окна верхнего света, волюты на ребрах граненого барабана). В селах подобные церкви продолжали строить в 60-х гг. XVIII в.- Архангельская в с. Чертовицком (1763), усадебная во имя прп. Алексия, человека Божия (1763, освящена в 1764), в с. Лосеве Воронежского у. (ныне пансионат «Репное» в с. Репном, входящий в адм. подчинение Воронежа), Троицкая в с. В. Ольшан (1769). Такие храмы могли иметь криволинейные посводные кровли, к-рым соответствовали низкие полукруглые фронтоны во всю ширину четверика, вероятно восходившие к фронтонам-полуглавиям (ц. Нерукотворного образа Спасителя (Спасская) в Воронеже, 1744-1755; Алексиевская ц. Акатова мон-ря после перестройки 1746-1755). Изредка встречались 2-этажные, с прямоугольной алтарной частью, как, напр., ц. Богоявления в с. Богоявленском (1748, характер завершения неизв.), и ярусные, с 2 восьмериками на четверике и конусообразной главкой, как ц.

http://pravenc.ru/text/155254.html

в Бестужеве на р. Устье (1763, утрачена после 1978), Димитриевская ц. в В. Уфтюге (1784; 8-гранный шатер на низком восьмерике составляет больше половины высоты здания храма), Петропавловская ц. в Пучуге (1788, не сохр.), Успенская ц. в Н. Уфтюге (не сохр.). Уникальной композицией с пирамидальным шатром обладала Никольская ц. из с. Новинки, перенесенная в 1987 г. в с. Даниловское близ Устюжны (1700 или 1717, сгорела в 1996). Классический образец наиболее распространенного типа 8-гранной рубленой колокольни, завершенной низким шатром (1658), представлен в с. Цивозере. Переходный тип от клетских к ярусным храмам являли утраченные церкви округи Красноборска (совр. Архангельская епархия), к-рые завершались невысокими четвериками с бочкой и главкой: Успенская ц. в Черевкове (1661), Никольская ц. в Кулиге-Дракованове (1719, 1748; сохранившаяся шатровая колокольня - в музее «Малые Карелы»), Георгиевская ц. в Среднепогостском (1685). В архитектуре Георгиевской ц. в Пермогорье (1664-1665) необычно сочетаются крещатый, увенчанный бочками верх и трехглавие. Церковь во имя прор. Илии в Белозерске. 1690–1696 гг. Фотография. 2004 г. Церковь во имя прор. Илии в Белозерске. 1690–1696 гг. Фотография. 2004 г. Единственная сохранившаяся в Белозерске деревянная одноглавая столпообразная Ильинская ц. (1690-1696) - самая ранняя из построек ярусного («ступенчатого») типа. Ее объем включает поставленные друг на друга 2 четверика (вместо восьмерика на четверике) и восьмерик, увенчанный большой луковичной главой на удлиненной шее. Иконостас кон. XVII в. (141 икона) был вывезен в КБМЗ в 1954 г. Наиболее распространен был тип четверика, несущего 2 яруса восьмериков: Афанасиевская ц. в Белой Слуде (1753), Никольская ц. в Подмонастырском (1758), Преображенская ц. в Спасском (1759), Богоявленская ц. в Николо-Моденском мон-ре (1770), церковь в В. Кокшеньге (1798), ц. Рождества Богородицы в Корневе (1793, 3 восьмерика на четверике) - все не сохранились, Ильинская ц. в с. Цыпине Кирилловского р-на близ Ферапонтова (1755, утратила 4 верхних восьмерика, нижний ярус законсервирован).

http://pravenc.ru/text/155162.html

частично) в Тобольске, соединившей традиц. тобольскую композицию «кораблем» с с.-петербургским барокко Б. Ф. Растрелли . Шедевром тобольского барокко был Покровский храм в Туринске (1769 - после 1774; датируется по: Гос. учреждение Тюменской обл. Гос. архив в г. Тобольске. Ф. И-156. Оп. 2. Д. 2042. Л. 3), известный только по фотографии низкого качества. Это был одноэтажный храм, четверик к-рого был перекрыт высоким сводом с изломами и увенчан 9 главами. Боковые главы имели постаменты прихотливых рокайльных очертаний: полуглавия (по сторонам света) и люкарны (по диагонали). Центральная глава возвышалась на невысоком восьмерике с круглыми окнами. Колокольня, намного превосходившая храм по высоте, состояла из 3 вытянутых четвериков с барочным завершением со шпилем. Близкой к Покровской ц. была, по всей видимости, 2-этажная Ильинская ц. в с. Усенинове (1774-1779; датируется по: Архив ИИМК РАН. Ф. P-III. Д. 6890. Л. 1-1 об.), известная только по описанию. Туринская Покровская ц. послужила образцом для неск. храмов, построенных к западу от Туринска, на р. Нейве (Алапаевский р-н). Самым ярким из них является заводская ц. Преображения в Н. Синячихе (1794-1823) - укороченный 2-этажный вариант образца. В скромной Петропавловской ц. Сусанского завода (ныне пос. Нейво-Шайтанский; 1797-1821) образец редуцирован до одноглавого варианта, в Троицкой ц. Алапаевского завода (с 1912 собор; 1793-1841) - до 5-главого, но в грубой классицистической трактовке. Собор во имя вмц. Екатерины в Екатеринбурге. 1758-1768 гг. Фотография. Нач.. XX в. Собор во имя вмц. Екатерины в Екатеринбурге. 1758-1768 гг. Фотография. Нач.. XX в. Храм св. Анны в Екатеринбурге, заложенный в 1733 г., был разобран в 1735 г. по приказу В. Н. Татищева, так что 1-м каменным храмом города стал т. н. Малый Златоуст (по приделу) - ц. Сошествия Св. Духа (1755-1768, не сохр.) - скромная, достаточно архаичная нарышкинская постройка типа восьмерик на четверике, не характерная ни для приуральской, ни для тобольской традиции. Проект горного собора св.

http://pravenc.ru/text/189617.html

Золотил крест нижегородский посадский человек А. Анкудинов. В пожаре 28 янв. 1751 г. деревянный шатер с крестом и часами был уничтожен. В 1755 г. вместо прежнего деревянного верха были возведены восьмерик и кирпичный шатер и колокольня стала 5-ярусной. На главке был установлен новый золоченый железный крест. Ремонтировал часы и ковал крест Федор Халезов, кузнец из с. Бор Семёновского у. (исторический часовой механизм не сохр.). В 1848 г. колокольня была отремонтирована. После прекращения служб в 1930 г. с колокольни были сняты колокола. С 1942 г. помещения колокольни, как и Вознесенского собора, использовались спичечной фабрикой, позднее преобразованной в мебельную (до 1971). В ходе реставрации 1978-1979 гг. были укреплены фундаменты, восполнены новым кирпичом выветрившиеся участки кладки стен, шатра и кирпичной главки, восстановлены утраченные металлические связи в основании шатра, реставрирован и укреплен крест. Больничная церковь во имя апостолов Петра и Павла (40-е — 60-е гг. XVII в.), справа расположен Палладиевский корпус (1758–1765). Фотография. 10-е гг. XXI в. Больничная церковь во имя апостолов Петра и Павла (40-е — 60-е гг. XVII в.), справа расположен Палладиевский корпус (1758–1765). Фотография. 10-е гг. XXI в. Больничная церковь освящена во имя апостолов Петра и Павла, но первоначально ее деревянное здание было срублено в вост. части братских келий (1652) и освящено во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. После возведения каменной трапезной и упразднения приделов Вознесенского собора 2 из них были перенесены в больничную церковь. В 1687 г., при архим. Иоасафе, была построена деревянная Макариевская ц. В 1738 г., после пожара, отстроена в камне больничная церковь с престолом во имя прп. Макария Желтоводского. Во время пожара 1751 г. на больничной ц. сгорела крыша. К XVIII в. храм обветшал, был проведен сбор денежных пожертвований на каменное строительство больничной церкви. Настоятель Н. П. м. архим. Филарет и настоятель Макариева Желтоводского мон-ря архим.

http://pravenc.ru/text/2565214.html

19). Др. памятник деревянного зодчества XVII в., внесенный в альбом его литографий,- ц. первомч. архидиак. Стефана в с. Драчёве Меленковского у. (80-е гг. XVII в.?; утрачена в сер. XX в. Там же. С. 5. Ил. на л. 7). В «Описании церквей и приходов Владимирской епархии» отмечено, что «устройство этой церкви весьма простое»: она состояла из 3 срубов на подклетях; имела паперть, 2-скатную крышу с 1 большой главой, обитой деревянной «чешуей»; над трапезой стояла шатровая колоколенка, «рубленая на 8 углов». Над средней клетью был не обычный потолок, а т. н. верх холодный без подволоки (т. е. храм был летним). Внутри был «древний иконостас о трех ярусах, двери царские, сень и столбцы писаны на красках» ( Добронравов, Березин. 1897. Вып. 4. С. 98-99). В Меленковском же у. была отмечена Воскресенская ц. 1765 г. в с. Воютине, построенная в тех же традиц. формах народного зодчества (реставрация в 90-х гг. XX в.; сгорела в 2008, в 2009 построен новодел) ( Голышев. 1879. Ил. на л. 8; Добронравов, Березин. 1897. Вып. 4. С. 26-27; Косткин и др. 1996. С. 281). В Вязниковском у. Голышев на одной из литографий представил Стефаниевский погост (близ дер. Налескино), где тогда стояла деревянная Казанская ц. 1754-1758 гг. с приделом во имя первомч. архидиак. Стефана (с 1805 - во имя прор. Илии; утрачена в 2004). Это был типичный клетский храм с 2-светным четвериком, перекрытым высокой клинчатой кровлей с одной главой, 5-гранным алтарем, трапезой. Автор обратил внимание на то, что поздняя и простая архитектура одноглавого единоверческого Троицкого храма с 5-гранным алтарем 1852-1854 гг. в Мстёре имеет «характер церквей древних» (ныне не используется, в аварийном состоянии); на др. литографии изображен столь же скромный деревянный храм во имя Всех святых, построенный в 1841 г. на кладбище в Гороховце (не сохр.). Представлен также «убогий дом» в виде старинной часовни в Вязниках, где в Семик (в 7-й четверг по Пасхе) совершали панихиды по умершим без покаяния ( Голышев. 1879. С. 3, 4. Ил. на л.

http://pravenc.ru/text/2564374.html

(29 апр. 1727). Идеи регулярной застройки получили развитие в планах Новгорода: работы А. П. Расловлева (Рославлева) (1746), ученика И. К. Коробова, и в утвержденном 16 июня 1778 г. плане - с прямоугольной застройкой Торговой стороны и с радиально-полукольцевой - Софийской, возможно, работы московского зодчего П. Р. Никитина. Полукольцевые улицы Софийской стороны огибали 2-й оборонительный пояс, а радиальные сходились к Детинцу, остававшемуся духовным и адм. центром города, и к его башням; появились новые площади, центрами к-рых становились в т. ч. храмы (напр., Знаменский собор и Преображенская ц. на Ильине ул.). Монастырское храмостроительство на Новгородской земле было представлено немногими постройками: ц. во имя прп. Иакова Боровичского с больничными палатами и трапезной Валдайского Иверского мон-ря (1708, перестроена в 1828-1830); юж. корпусом (1714) и келарскими кельями (1718) в Антониевом мон-ре. Церковь вмч. Пантелеимона (1207), приписная к Юрьеву монастырю, была полностью перестроена в 3-частную в стилистике петровского барокко (1716, 1810-1811, не сохр.). Однокупольная центрическая трапезная Успенская ц. в Деревяницком мон-ре (1725, с 1853 - во имя Коневской иконы Божией Матери) сооружена в архаичных формах XVI-XVII вв. В 1725-1738 гг. была построена 25-метровая колокольня в стиле петровского времени. В Юрьевом мон-ре с 1724 г. началось возведение каменной ограды, в 1761-1768 гг.- настоятельского и трапезного корпуса с ц. во имя св. князей Александра Невского и Феодора Новгородского под наблюдением московского архит. П. И. Обухова, ученика Д. В. Ухтомского. В Антониевом монастыре было сооружено 2-этажное здание в стиле барокко для семинарской б-ки (1759-1765, архит. Обухов (?)). Архитектуре Нового времени соответствуют барочные базилики: Успенская ц. в дер. Коростыни (1726, известно о разработке плана в 1722 архит. Г. Кьявери) и Входоиерусалимский зимний собор в новгородском Детинце (1758). В 50-х гг. XVIII в. в Новгороде были построены барочные церкви по типу восьмерик на четверике: Покровская ц.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

К иному типу относились усадебные церкви Алексия, человека Божия, в с. Лосеве и Петропавловская (Крестовоздвиженская; 1758-1765, не сохр.), по-видимому возведенная др. артелью мастеров на средства суконного фабриканта М. С. Тулинова. Она представляла собой 1-этажную постройку изящных форм, с прихотливым изгибом свода восьмерика, прорезанного 4 люкарнами, богатым типовым декором (рустованные лопатки, упрощенные волюты барабана главки, пышные наличники волнообразных очертаний, восходящие к барочным мотивам в архитектуре России либо Украины, сходные с трапезной Богоявленской ц. в Воронеже (1752-1763, перестроена в XIX в.)). В Петропавловской ц. впервые встречается и такая характерная деталь местных храмов, как карниз четверика, находящийся на уровне карниза алтарной части и отделяющий полукруглые люнеты фронтонов с окнами верхнего света. Основные особенности этого сооружения были повторены в воронежской Ильинской (Входоиерусалимской) ц. (1767-1770). В кон. 60-х - 80-х гг. XVIII в. были построены храмы подобного типа в пригородной слободе Пески Острогожска (ц. арх. Михаила, 1775), в с. Терновом (ц. Богоявления, 1769), в с. Лосеве Павловского у. (ц. Благовещения, 1782; под влиянием укр. зодчества - небольшие граненые притворы с сев. и юж. сторон четверика), в соседних областях, чьи земли входили в В. е.: Христорождественская ц. в с. Манине Липецкой обл., храм ст-цы Вёшенской Ростовской обл. и др. Среди колоколен были распространены традиц. шатровые звонницы типа «восьмерик на четверике» (ц. Богоявления в с. Терновом) и барочные с рустованными лопатками, профилированными карнизами и колоннами у срезанных углов верхнего яруса (шатровая Ильинской ц. в Воронеже и, вероятно, близкая к ней по композиции, но переделанная в сер. XIX в. Богоявленской ц.). Строили колокольни с 3 равновеликими кубическими ярусами, группами колонн по углам и низкими куполами с люкарнами: при ц. Тихвино-Онуфриевской (восстановлена в 90-х гг. XX в.) и Рождественской (Пятницкой) ц. (очевидно, рубежа 50-60-х гг.

http://pravenc.ru/text/155254.html

Царские врата. Сер. XVII в. (Трехсвятительский придел ц. Воскресения на Дебре) Царские врата. Сер. XVII в. (Трехсвятительский придел ц. Воскресения на Дебре) В XVIII в. в храмах костромских земель происходила массовая замена тябловых иконостасов иконостасами новой конструкции ордерного типа с накладными резными золочеными архитектурными и скульптурными деталями. В традициях «флемской резьбы» кон. XVII в. с многочисленными колонками, обвитыми виноградной лозой, были выполнены иконостасы Успенского собора в Костроме (1778, не сохр.), Троицкого собора Ипатиевского мон-ря (1756-1758, мастера Петр Семенов Золотарёв и Макар Дмитриев Быков). Иконостас Троицкого собора Ипатиевского мон-ря. 1756–1758 гг. Резчики Петр Золотарёв и Макар Быков Иконостас Троицкого собора Ипатиевского мон-ря. 1756–1758 гг. Резчики Петр Золотарёв и Макар Быков С сер. XVIII в. в резных иконостасах распространился стиль барокко, особенно популярный в усадебных храмах сев.-вост. части Костромской губ. (Галич, Солигалич, Чухлома, Макарьев). Сохранившиеся примеры такого типа - иконостасы ц. свт. Николая Чудотворца из с. Верховье (1776, установлен в Богоявленской (Никольской) ц. Нерехты, КГОИАХМЗ), Преображенской ц. урочища Попкова (1792, установлен в Успенской ц. в пос. Сусанино Сусанинского р-на), ц. Воскресения в дер. Нероново Солигаличского р-на (1793), ц. свт. Николая Чудотворца на погосте Бережки (1792). В последнем из них наряду с барочными прослеживаются черты классицизма. В сельских храмах кон. XVIII в. встречались своеобразные народные переработки иконостасов «флемской резьбы» и барочных, в частности в ц. прор. Илии из с. В. Берёзовец, 1-я пол. XVIII-XIX в. (МДЗ). Прп. Макарий Унженский. Деревянная скульптура. Посл. треть XVIII в. (КГОАХМЗ) Прп. Макарий Унженский. Деревянная скульптура. Посл. треть XVIII в. (КГОАХМЗ) В XIX в., в эпоху классицизма, иконостасы выполняли по авторским проектам губ. архитекторов (Никольская ц. в с. Саметь Костромского р-на, 1838, архит. М. М. Праве). В конце столетия иконостасы в различных стилях создавали выпускники художественно-ремесленной школы в с. Б. Соли.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Владимирская (Никольская) надвратная ц. (1758, не сохр.) киренского Свято-Троицкого мон-ря. Литография. XIX в. Владимирская (Никольская) надвратная ц. (1758, не сохр.) киренского Свято-Троицкого мон-ря. Литография. XIX в. С 80-х гг. XVIII в. по 10-е гг. XIX в. каменная архитектура на территории епархии развивалась под влиянием барокко, причем в этот период разворачивается строительство каменных сельских храмов. Возведение Михаило-Архангельской (Харалампиевской) ц. в Иркутске (1775-1790, утрачены венчание и колокольня) обозначило разрыв с местной декоративной традицией, что было отмечено и современниками: «...каменна, нова, нынешняго манира» (Описание Иркутского наместничества. 1988. С. 67). Сложный, сочный, отличающийся богатой светотеневой игрой декор сменился здесь скромными плоскостными формами, наиболее характерной из которых стали рокайльные картуши нижнего этажа, свидетельствующие об участии в строительстве мастеров из Тотьмы; в это время она имела тесные торговые связи с Сибирью. Верхний этаж строился, по-видимому, уже местными мастерами: они упростили форму картуша и превратили его из контурного в сплошной, но стали использовать не только в качестве филенки, но и в качестве наличника. Этот скромный, плоскостный декор станет характерным признаком барочных храмов в Иркутской и Нерчинской епархии и в Забайкалье. (Из этой традиции выпадает Покровская ц. в Нижнеилимске (1804-1809, разобрана в 30-х гг. XX в.), построенная в стилистике тобольского барокко, очевидно, енисейскими мастерами.) Композиция ц. арх. Михаила традиционна для Иркутска: 2-этажные объемы храма и придела с малыми восьмериками в завершении, трапезная и ярусная колокольня со шпилем по оси. Новшеством являются полуциркульные полуглавия, украсившие центральные прясла стен четверика. Почти идентичен этой церкви верхний храм ц. Спаса Нерукотворного в с. Урик (Иркутский р-н, 1775-1796?); его нижний этаж построен еще в нарышкинской стилистике. Сходную композицию основного объема имела одноэтажная Воскресенская ц. в Нижнеудинске (1780-1785, разобрана в 1936); вместо полуглавий в лотках свода здесь были устроены люкарны.

http://pravenc.ru/text/674055.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010