в Кронштадте (1715-1717, не сохр.), ц. св. Пантелеимона в Ораниенбауме (ныне Ломоносов) при дворце Меншикова (ок. 1725, не сохр.), соборов Преображенского в Ревеле (ныне Таллин; 1717-1719), Петропавловского (1722-1727; общий замысел, возможно, принадлежал Д. Трезини) и ц. Исаакия Далматского (1724-1727, не сохр.) в С.-Петербурге. Они кардинально отличаются от традиц. типа тяблового иконостаса, их динамичные композиции наделены чертами барочных католич. алтарей. Доминирующую роль в образе нового иконостаса играют не иконы, а решенная в духе барочной сценографии архитектурная декорация, варьирующая тему триумфальных врат. Новым было также включение в систему иконостаса скульптуры, количественно превышающей живописные изображения. Завершенный уже после смерти З. иконостас Петропавловского собора, над к-рым работали более 50 мастеров-резчиков, является одним из самых сложных и зрелищных произведений барокко в России. З. неоднократно занимался в Москве оформлением торжеств, посвященных победам в Северной войне и важным династическим событиям. Его следует считать автором концепции и, возможно, детальной разработки многочисленных триумфальных ворот (напр., Синодальные ворота, сооруженные «трудами школьных учителей» (1709), триумфальные ворота при дворе Меншикова (1709 и 1721), Синодальные ворота у Казанского собора (1721) и др.), богато декорированных аллегорической скульптурой и живописью. Облик нек-рых из них известен по гравюрам. В 1722 г. З. было поручено изготовить новый постамент с надписями и рисунками для ботика Петра I, хранителем которого он был определен. В 1724 г. З. участвовал в подготовке торжественного перенесения мощей св. Александра Невского из Владимира в С.-Петербург. Под его рук. были изготовлены роскошные балдахин и ковчег, в наст. время известные только по описанию. Широкий спектр занятий З. характеризует его как разносторонне одаренного, активного человека, всецело задействованного в петровских преобразованиях и, видимо, ценимого царем за талант и деловые качества администратора.

http://pravenc.ru/text/182639.html

Богоматерь на троне с предстоящими архангелами. Роспись ц. прп. Никиты Столпника (Узюмлю-килисе) в Кызылчукуре. 2-я пол. VII — нач. VIII в. В том же ущелье, в 2 км севернее Мустафа-паши, расположена скальная «Черная церковь» (Кара-килисе), расписанная в кон. IX - нач. X в. Церковь имеет 2 нефа, разделенные аркадой на колоннах. Снаружи над входом в храм изображено «Сошествие Св. Духа на апостолов». Вероятно, по этой причине греч. население Синасоса считало, что церковь посвящена этому празднику, ее называют также ц. св. Апостолов. Но ни то ни другое посвящение храма не является первоначальным. Росписи украшают апсиду и сев. неф. В купольном своде апсиды находится часто встречающаяся в каппадокийских алтарных росписях теофаническая композиция, основанная на пророческих видениях Божественной славы. В центре - Спаситель в медальоне-славе с символами евангелистов. Он сидит на троне на фоне звездного неба, правой рукой благословляет, в левой держит закрытое Евангелие. По сторонам медальона изображены поклоняющиеся ангелы и серафимы с пророками (сохр. частично, также сохр. фрагмент надписи около левой группы). Над медальоном в небесном сегменте - Божественная десница. Справа за ангелами - 2 окруженные пламенем колеса (слева утрачены). Размещение в алтаре образов пророков, особенно прор. Исаии («Видение прор. Исаии») и прор. Иезекииля, связано с темой воплощения Бога и евхаристической Жертвы. В правой руке серафима клещи с углем, которые он протягивает прор. Исаии (иллюстрация к тексту «Видение прор. Исаии»: серафим коснулся уст пророка углем, взятым с жертвенника (Ис 6. 6)). Справа, симметрично прор. Исаии,- образ прор. Иезекииля. Под фигурами пророков, слева и справа соответственно,- старец с седыми бородой и волосами и юноша (возможно, пророки Иеремия и Даниил). Над фигурами пророков сохранились изображения 3 архангелов: Михаила, Гавриила и неизвестного архангела (надпись не сохр.) в царских одеждах - в расшитой драгоценными камнями далматике, лоре и с лабарумом в правой руке. В люнете вост. стены над апсидой - сцена «Вознесение Господне». В тимпане над апсидой помещен образ Пресв. Богородицы с Младенцем на троне, по сторонам - архангелы в лоратных одеяниях. На стенах апсиды - фронтально 12 святых, среди к-рых - св. Иоанн Предтеча, его отец прав. Захария, святители Николай, Григорий Богослов, мч. Прокопий, мученицы Анастасия и Евфимия. На внутренней поверхности алтарной арки традиционно для каппадокийских церквей помещены изображения св. равноапостольных Константина Великого и Елены. На алтарной арке находятся медальоны с персонификациями солнца и луны в виде бюстов юноши и женщины. На своде и стенах нефа в 2 регистрах представлены евангельские сцены. В нижнем регистре сев. стены около апсиды выделены фигуры св. врачей-бессребреников Космы и Дамиана, напротив, на юж. стене,- св. Иуста и неизвестного мученика.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

Происхождение 5-купольных храмов с малыми К. по углам объема не совсем ясно. Возможно, они восходят к крестообразной многокупольной ц. Неа-Экклесия в К-поле (867-886, разрушена в 1204). Судя по реконструкции А. Миго (подвергнутой в последнее время сомнению), 5-купольной была сев. ц. Пресв. Богородицы мон-ря Константина Липса в К-поле. Один из ранних 5-купольных храмов в Зап. Европе находится в Стило (Калабрия, Италия), датируется приблизительно X-XI вв. Существует мнение (А. Ю. Казарян) о распространении храмов с 5 куполами с востока - из Армении (ц. св. Апостолов в Ани, 1005, сохр. руины). Наиболее ранние 5-купольные храмы - Мартирий пророков, апостолов и мучеников в Герасе, Иордания (464-465; не сохр.), и собор в Аване, Армения (591-602, сохр. руины),- имеют дискуссионную реконструкцию малых К. Древнерусская архитектура Каменные К. в Др. Руси обычно строили на высоких световых барабанах и покрывали внешними купольными кровлями (металлическими на деревянном каркасе, деревянными, крытыми чешуйчатым лемехом, или черепичными); т. о., рус. К. фактически являются 2-слойными. Внешнее купольное покрытие в России называют главой, барабан - шеей. Иногда главой называют все венчание храма целиком, что по сути неверно. Главкой называют маленький внешний К. над небольшим глухим барабаном (не открытым в интерьер храма). Главы храмов в X-XII вв. обычно повторяли форму внутреннего К., т. е. применялось посводное покрытие из свинца или черепицы. В XII-XVII вв. получили распространение шлемовидные и луковичные главы. Из-за недолговечности материала рус. глав не сохранилось датированных образцов ранее XVII в. Истоки и время появления луковичных глав не прояснены до конца. Наиболее взвешенным представляется мнение А. П. Новицкого об эволюции полусферического К. в шлемовидный и затем в луковичный ( Новицкий. 1909). Нет оснований говорить о широком распространении луковичной формы глав ранее XVI в., однако вероятно сосуществование шлемовидной и луковичной форм с XIII в. Для древнерус. храмов характерно большое количество К.- т. н. многоглавие, но сами К. невелики, что лежит в русле средневизант. традиции ( Штендер. 1984). Происхождение многокупольных храмов загадочно, но не является чисто рус. феноменом (см., напр., ц. Неа-Экклесия в К-поле). Первый на Руси каменный храм (ц. Богородицы, или Десятинная, в Киеве, 989-996, построена мастерами «из грек», разрушена в XIII в.) имел 25 глав ( Тихомиров. 1979).

http://pravenc.ru/text/2462267.html

Церковь. 2010); ранее ее датировали 1745 г. ( Рошефор. 1882. С. 335). Близость архитектуры этих памятников подтверждается архивными данными: в 1719 г. владелец с. Богородского кн. С. Я. Львов заключил в Москве договор на строительство храма с Ослоповым «с товарищи»; в 1721 г. был подписан договор с Д. К. Постниковым, «записным каменных дел подмастерьем» (Словарь. 2008. С. 262, 458, 459, 486). В качестве образцов в подрядах названы московские ц. Воскресения Господня на Арбате (для основного объема), ц. свт. Тихона Чудотворца у Арбатских ворот (для колокольни), соборы Варсонофиевского и Заиконоспасского мон-рей (для восьмерика) ( Николаева. 2004. Ч. 1. С. 408-409). К группе памятников, повторяющих облик ц. мч. Иоанна Воина на Якиманке, относится и построенная гофмаршалом Д. А. Шепелевым Никольская ц. в Козельске, не имеющая точной датировки (1740; см.: Малинин. 1912, 2004. С. 208; Николаев. 1970. С. 123; или 1747; см.: Рошефор. 1882. С. 308). В 30-40-х гг. XVIII в. в Калуге возвели 3 приходские церкви: ц. Преображения «на Жировке» (1732, снесена в 1932) с композицией из 2 четвериков, с массивной колокольней ( Малинин. 1912, 2004. С. 140); ц. во имя свт. Алексия, митр. Московского (1733, не сохр.); ц. Богоявления (1736) с основным объемом по типу «восьмерик на четверике» - поздний пример нарышкинского стиля. В формах, близких к столичному барокко, возвели 2 храма Лаврентиева мон-ря: надвратную ц. Успения (1732) с 4-лепестковым планом и основной прямоугольный 2-светный этаж собора (1739) с иконостасом в стиле рококо (оба не сохр.) (Там же. С. 154; см. также: Единственная и неповторимая. 2006. С. 216-217). Неск. сельских церквей воспроизводили старинный тип храмов с высокими, преимущественно 2-светными бесстолпными четвериками и имели выразительный декор в нарышкинском стиле: ц. Рождества Пресв. Богородицы (1731) в с. Тимашове (Боровский р-н), ц. Успения (1733) в с. Дольском и Никольская ц. (1740, не сохр.) в с. Николо-Дол (обе в Малоярославецком р-не). Необычные для провинции архитектурные детали в стиле позднепетровского барокко сохранились в ц.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Президиум Грязовецкого уисполкома 25-26 марта 1924 г. распорядился о «ликвидации» местных мон-рей. 12-13 апр. 1924 г. П. О. м. был закрыт. По постановлению президиума Вологодского губисполкома от 1 апр. 1924 г. (ГАВО. Ф. Р-585. Оп. 1. Д. 71. Л. 127) 14 апр. братия покинула обитель. Архим. Никон нек-рое время находился на нелегальном положении, служил в Ярославской епархии, подвергался арестам. Умер в соль-илецкой тюрьме НКВД в Оренбургской обл. После 1938 г. были расстреляны бывш. насельники обители иеромонах прмч. Иерофей (Глазков) и казначей иером. Николай (Воропанов А. И.; 1885-1941). Верующим предлагалось посещать церкви Николо-Пеньевскую (1794) в бывш. монастырском селе (в 3 верстах; не сохр.), Спасо-Нуромскую (1795; в 5 верстах; сохр.) и Рождество-Студенецкую (1847; в 5 верстах; не сохр.). В результате жалобы во ВЦИК наиболее активной из общин района - павло-обнорской религиозной общины, инициированной «ходоком в Москву» В. Н. Смирновым (впосл. репрессирован), председатель ВЦИК М. И. Калинин своей телеграммой распорядился приостановить закрытие до рассмотрения вопроса. Однако ВЦИК довольствовался полуграмотной секретной докладной запиской председателя Грязовецкого уисполкома П. Е. Едемского от 27 апр. 1924 г. с обоснованием действий местной власти, и мон-рь был закрыт «под культурный центр» и разорен. Предполагалось устроить «в одной церкви - народный дом (библиотека-читальня, сцена-театр), вторая церковь - класс, и в двух остальных - маслодельная артель. Помещение, где жили монахи,- общежитие приезжающим рабочим и служащим на отдых во время лета». В 1924 г. И. В. Федышину удалось вывезти из монастыря в Грязовецкий и Вологодский музеи неск. икон, резные деревянные врата с сенью и со столбцами и отдельные произведения мелкой пластики и художественного серебра. Павлов Обнорский монастырь. Фотография. 10-е гг. XXI в. Павлов Обнорский монастырь. Фотография. 10-е гг. XXI в. Разрушены Иоанно-Предтеченская ц., в 1936 г. (по др. данным, разборка храма началась в 1924 и завершилась в 60-х гг.

http://pravenc.ru/text/2578610.html

С. 55-56). Редкую группу, сохранившуюся до кон. XIX в., составляли сравнительно большие храмы, подобные ц. Покрова Пресв. Богородицы в с. Высоком: их 3-частные композиции включали равноширокие срубы трапезной, повышенного (часто 2-светного) четверика под 4-скатной крышей с одной главой и 5-гранный алтарь, равный по высоте трапезной, иногда чуть уже четверика (Там же. С. 77-78; чертежи - Табл. 13). Характерной чертой храмов этого типа были открытые галереи (на консолях и со скатными кровлями), окружавшие здание с 3 сторон, а также невысокие подклеты под всем храмом, как, напр., под ц. Покрова Пресв. Богородицы (1690, не сохр.) в с. Тростье под Тарусой (Там же. С. 75). Галереи могли охватывать трапезную и продолжаться до середины стены четверика, как в ц. Покрова в с. Высоком, или окружать здание с 3 сторон, исключая алтарь, как в Воскресенской ц. (нач. XVIII в. (?) в с. Кременском (Медынский р-н; Там же. С. 75-76. Табл. 12). Тип церкви в Кременском, характерный для XVIII в., с усложненной композицией главного объема, где четверик несет невысокий световой восьмерик. Особую разновидность представляла церковь в с. Косяги (Боровский у., не сохр.), имевшая ярусную композицию из неск. убывающих по высоте восьмериков (Там же. С. 12). Многоярусные декоративные 8-гранные барабаны, по утверждению Преображенского, особенно распространились в XVIII в. и «даже надрубались над церквами, построенными раньше» - напр., в ц. Преображения Господня (1753, обновлена в 1830) в с. Буринове (Жуковский р-н; барабан не сохр.). К редкому типу с крестообразным нижним объемом и 8-гранным барабаном относилась ц. Рождества (1705) в с. Огорь (Жиздринский р-н; Там же. С. 112). План ц. Воскресения в с. Кременском по М. Т. Преображенскому План ц. Воскресения в с. Кременском по М. Т. Преображенскому Колокольня могла примыкать к зданию с запада, отделяясь от трапезной небольшим проходом (мостом), соединявшим боковые галереи, как в ц. Покрова в с. Высоком. Отдельно стоящие колокольни были около церквей в с.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Л. В. Стеженский); в дер. Тимково Ногинского р-на Московской обл.- деревянный, старообрядческий (1912; архит. И. И. Струков); в С.-Петербурге святому посвящен один из приделов в соборе в честь Феодоровской иконы Божией Матери (1911-1914; архит. С. С. Кричинский); в Вильнюсе (Литва) - с престолами во имя св. Константина царя и М. М. (1911-1913). Во имя М. М. как небесного покровителя др. храмоздателей были возведены церковь в Троицком Островоезерском монастыре близ Ворсмы Нижегородской обл. (1698); Вознесенская ц. (некогда во имя М. М.) в Соликамске (по заказу М. Ф. Турчанинова, 1731-1734). Придельные престолы были устроены в соборах и монастырских храмах Московского Кремля, судя по ладанным книгам XVII в., как престолы во имя «государева ангела» с 1613 г.: в Благовещенском соборе («в верху»); при Вознесенском соборе Вознесенского жен. монастыря; в Знаменской ц. бывш. Знаменского мон-ря (на Варварке, между 1679 и 1684). Такие престолы «государева ангела» были в вологодской ц. в честь Благовещения (престол существовал уже в 1619, каменное здание с 1801; не сохр.); в Архангельском соборе г. Михайлова Рязанской обл. (с 1617); в Троицком соборе костромского Ипатиевского мон-ря (освящен после 1613); в Ризоположенском соборе костромского Анастасиина мон-ря; в древнем Богородице-Рождественском Михалицком мон-ре в Новгороде (ныне старообрядческая община поморского согласия); в Успенском соборе и надвратной церкви Адрианова Пошехонского мон-ря; в деревянной ц. св. Димитрия Угличского на воронежском посаде (не сохр.); в ц. Св. Троицы Макариева Желтоводского монастыря (с 1624); в Благовещенской ц. Макариева Унженского монастыря (1680); в Спасо-Преображенской ц. в Галиче (1774); придел в трапезной ц. Св. Троицы Троицкого скита Соловецкого мон-ря (освящен в 1621; здание сер. XIX в.); в Успенской ц. в Боровске (1826; не сохр.); в Никольской ц. в с. Никольском Краснинского р-на Липецкой обл. (в 1826 перестроена в камне); в ц. в честь Толгской иконы Божией Матери в усадьбе Кораллово Одинцовского р-на Московской обл.

http://pravenc.ru/text/2563750.html

отождествляемым с Феофаном Греком ). Первым, частично дошедшим до наших дней рус. И., состоявшим из 4 рядов (местного, деисусного, праздничного и пророческого), стал И. Успенского собора во Владимире (ок. 1410; приписывался преподобным Андрею Рублёву и Даниилу). Из ростовых деисусных икон сохранилось 13 (ГТГ, ГРМ), праздничных - 5 (ГТГ, ГРМ), пророческий чин был поясной (2 иконы, ГРМ). Предполагают, что этот И., как и ряд других, был несомкнутым, т. е. разделенным вост. опорами храма. Наиболее ранним И., полностью сохранившим первоначальную структуру и почти все иконы, является И. Троицкого собора ТСЛ (1425-1427, преподобные Андрей Рублёв и Даниил с мастерской). Изначально он был сомкнутым, т. е. представлял собой единую стену из икон, поставленных на горизонтальные балки-тябла, что существенным образом меняло восприятие внутреннего пространства храма. Повысилось значение поперечного предалтарного нефа, солеи и купола, в то время как вост. часть с вост. парой столбов оказалась полностью недоступной взгляду. Перестала читаться иерархическая соподчиненность алтаря, жертвенника и диаконника, скрытых сплошным иконостасом. В каменных церквах, имевших росписи, И. и фрески составляли единое целое; в деревянных храмах он сосредоточивал в себе главное сакральное содержание интерьера. Четырехъярусные И. появились также в Спасо-Преображенском соборе Твери («Кашинский чин», сер. XV в., сохр. 27 икон, ГТГ, ГРМ), в новом Успенском соборе Московского Кремля (1481, не сохр.) и в Успенском соборе Кириллова Белозерского монастыря (1497, сохр. 57 икон, КБМЗ, ГТГ, ГРМ). Иконостас ц. прп. Иоанна Лествичника Кирилло-Белозерского мон-ря. Кон. XVI - нач. XVII в. Иконостас ц. прп. Иоанна Лествичника Кирилло-Белозерского мон-ря. Кон. XVI - нач. XVII в. Деисусный ряд - ростовой или поясной - в это время помимо главных 7 фигур мог включать образы святителей, мучеников, столпников. Размеры икон были велики (высота деисусных икон в И., ныне находящемся в Благовещенском соборе Московского Кремля, 2,1 м, в Успенском соборе во Владимире - 3,14 м).

http://pravenc.ru/text/389068.html

В истории Рос. иерархии(1,627) и в примечании к печатным тезисам богословским 1777 года (в библ. Моск. д. Акад. N564) сказано, что «богословское учение в Троицкой семинарии начато с 1749 года. Но показание это неверно; ибо противоречит всем другим данным. 1.) В архиве Троицкой семинарии сохранился список студентов 1-го курса, поступивших учиться в год открытия семинарии. В этом списке о каждом студенте замечено, сколько лет был он в каком классе, и обо всех замечено, что в богословский класс они вступили 1-го сентября 1751 года. 2.) На системе богословия, читанной первым ректором Афанасием , замечено, что она начата 15 ноября 1751 года. 3.) Стряпчий троицкий, Репьев , в январе 1750 года, свидетельствовал , что ученики в это время дошли до философии. 4.) На делах архив. Троицк, семинарии 1765 года встречается пометка: «8-Й богословский курс с 1-го сентября 1765 года по 1-е сентября 1767 года. Отчисляя по два года назад, найдем, что 1-й курс занимал время от сентября 1751 года до сентября 1753 года. Относительно того, когда началось чтение философии, мы основываемся на том же списке студеитов 1-го курса. О каждом из них сказано, что философию начали они слушать с 1-го сентября 1749 года. 5.) В делах архив. Троиц, семинар. (1751 г. связк. N4, дело под N160.) сохранилось предписание архиепископа Арсения интендантской конторы относительно открытия богословского класса с 1-го сентября 1751 года: «его преосвященство (Арсений), усмотря из присланного из интендантской конторы о школьном учении обучающихся в семинарии семинаристов за прошлый 1750 год репорта и ведомости и приобщенного при том семинарии ректора, иеромонаха Афанасия, письма, которым представлено, что с сентября месяца сего текущего (1751) года ученикам должно преподавать богословие, приказал : в означенной семинарии ученикам богословие, також и прочия учения, с сентября месяца преподавать и учительми быть, а именно: семинарии ректору, иеромонаху Афанасию – богословие, префекту, иеромонаху Кириллу–философии» и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Затем, собрание комиссии 1767 г. с могучей силой и разом подвинуло вперед развитие законодательных идей, вдруг повернуло государство от застоя к быстрому, живому и широкому историческому движению, путем разнообразных, всесторонних, радикальных реформ. Одни данные, необработанные материалы для нового уложения, доставленные и собранные комиссией 1767 года и 19-ю частными комиссиями, подвинули на полстолетия вперед законодательную деятельность и послужили к созданию всех тех учреждений, которыми более всего прославилось царствование Екатерины и ознаменовались в России семидесятые и восьмидесятые года прошедшего века, до которых при Екатерине не явилось ни одного подобного памятника законодательства – и которые доселе составляют коренные основы внутреннего устройства и местного управления в империи. Таковы: учреждение для управления губерний (6 ноября 1775 года), устав благочиния (8 апреля 1782 г.), указ об учреждении народных училищ (7 сентября 1782 г.), городовое положение (21 апреля 1785 г.) и многие другие. Проекты всех этих законоположений начертаны были комиссиями депутатов. По окончании первой турецкой войны в 1774 г., все эти проекты были мало-помалу извлекаемы из архива комиссии и подверженные пересмотру, дополненные, измененные, согласно с видами петербургского правительства, уже под редакцией и прессом бюрократии, приводились в исполнение. Главная же, существенная работа и заслуга в составлении всех этих законоположений, все-таки исключительно, принадлежит общей комиссии 1767 г. и частным комиссиям. Мало того. Многие идеи депутатской комиссии 1767 года стали насущными вопросами XIX столетия, заняли лучшие государственные умы. Например, Мордвинов, всеми доводами, доказывал необходимость учреждения по городам частных банков, чего требовали и депутаты комиссий, по наказам избирателей. Городские жители в депутатском наказе своем требовали учреждения университетов, академий по всем городам. Это вопрос не только нашего, но еще и будущего времени. Наконец, депутатская комиссия 1767 года затронула и такие вопросы первой важности, как например, о крепостном праве, которое тогда только еще достигало разгара, о значении именных указов, в случае издания собранием депутатов нового уложения и тому подобное. Основательно полагают, что это-то именно поднятие комиссией вопросов, признававшихся в тот век несвоевременными и было главной причиной роспуска комиссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010