Результатом работы комиссии явились манифест о секуляризации церковных недвижимых имуществ и окончательное упразднение церковного землевладения в России. В нач. 1763 г. с резким протестом против планов по ликвидации монастырского землевладения выступил Ростовский митр. сщмч. Арсений (Мацеевич) . Возражения митр. Арсения, направленные им в Синод, не были поддержаны его членами. Д. представил Екатерине II доклад о письме митр. Арсения, усмотрев в нем «оскорбление Ее Императорского Величества». В апр. 1763 г. участвовал в суде над митр. Арсением и в процедуре снятия сана, состоявшейся в Синодальной палате Московского Кремля. По преданию, митр. Арсений укорял участвовавших в суде архиереев, предсказав их кончину. Д. он предрек: «Язык твой для меня был острее меча, им задохнешься и умрешь!» В мае 1763 г. Екатерина II ездила в Ростов на поклонение мощам свт. Димитрия Ростовского. Для торжественной встречи императрицы и переложения мощей свт. Димитрия в новую серебряную раку Д. также прибыл в Ростов. При введении духовных штатов указом от 26 февр. 1764 г. по всей России было закрыто 526 мон-рей, более 100 из них пришлось на Новгородскую епархию. Тем же указом в епархии было создано Олонецкое и Каргопольское вик-ство, а Кексгольмское вик-ство упразднялось. 10 февр. 1767 г. Екатерина II пожаловала Д. драгоценную панагию со своим портретом на оборотной стороне. В том же году он как «первенствующая духовная особа» был избран от Синода депутатом всего рус. духовенства в Комиссию по сочинению проекта нового Уложения. 30 июня 1767 г. служил молебен при торжественном открытии комиссии в Успенском соборе Московского Кремля . Умер на Заборовском подворье в Московском Кремле при обстоятельствах, сходных с предсказанными митр. Арсением. При его болезни и кончине неотлучно находился архим. Платон (Левшин ; впосл. митр. Московский). 18 дек. 1767 г. в Заиконоспасском мон-ре состоялось отпевание. 20 дек. 1767 г. тело архиерея из Москвы было торжественно отправлено в Новгород и 3 янв. 1768 г.

http://pravenc.ru/text/178171.html

Императрица, по тогдашнему обычаю шествуя позади архиерея в крестном ходу от Казанского собора до лавры, шла с ним большею частью вместе и о многом спрашивала. После того отозвалась о Гаврииле: «муж острой и резонабельной». Высочайшей отзыв сей был объявлен св. синоду обер-прокурором оного Иваном Ивановичем Мелиссино 64 . Занятия комиссии по делу об устройстве училищ и семинарий продолжались до 1767 года. Составленный план об этом устройстве был представлен от Гавриила императрице пред отъездом ее из С.–Петербурга в Москву. По записи современников, около этого времени Гавриил видел сон, что он с Платоном Левшиным назначен ехать в Москву. Когда же рассказал знакомым сон свой, то над ним смеялись, как над выдумавшим его и хитрецом. Между тем, действительно, Гавриил вместе с Платоном в 1767 году назначен к отъезду, и дано на дорогу обоим им по сто червонцев. Тяготясь пребыванием в столице, несогласным с любовью его к уединенной жизни, он радовался своему отъезду, надеясь, что из Москвы отпустят его в Тверь. В Москву Гавриил и Платон прибыли в конце января, а в феврале прибыла туда и императрица со всем двором 65 . Спустя несколько времени Гавриил получил здесь 28 марта (1767) от статс-секретаря Ивана Елагина письмо, коим он преосвященному объявил приказание императрицы явиться во дворец в пяток в 9 часов утра, «для некоторых на поданный от него о семинариях план объяснений 66 ». План сей весьма понравился императрице, оказывавшей с этого времени еще большее к нему внимание и уважение. В тоже самое время в Москве был и Димитрий Сеченов, избранный тогда от св. синода депутатом всего российского духовенства в комиссию о сочинении проекта нового уложения и присутствовавший здесь при торжественном ее открытии 30 июня 67 . В этот день, по окончании присяги, депутаты отправились во дворец, где императрица вручила им наказ для руководства комиссии и обряд для управления оною. За таковое монаршее попечение о благе России, депутаты в общем собрании 9 августа того же года положили поднести адрес императрице с наименованием: Великой, Премудрой, Матери Отечества, и вскоре после того исполнили сие определение 68 . Из дневных же записок дирекционной комиссии, оставшихся после м. Гавриила 69 видно, что первое заседание было 20-го августа 1767 года, и дело шло о преимуществах духовенства, дворянства, купечества и поселян, чем занимались однако не в одном, а во многих заседаниях.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Общие понятия о славянах А. Сербы Общия понятия о сербах Сербское княжество 1. Сербия с VII века до начала династии Неманичей 2. Сербия от начала династии Неманичей до покорения её Турциею 3. Сербия со времени покорения её Турциею до восстания сербов Восстание сербов и образование особого сербского княжества Начало и утверждение христианства в Сербии Состояние, иерархии Содержание духовенства Богослужение Монастыри Святые сербской церкви Состояние просвещения Учебные заведения Писатели Черногория Местность Историческая судьба Черногории Черногория под властию банов Черногория под властию митрополитов Черногория под властию князей Христианство и духовенство Состояние, просвещения Босния Местность страны Историческая судьба Боснии Состояние христианства Храмы Духовенство Состояние просвещения Герцеговина Местность страны Историческая судьба Герцеговины Бедственное состояние христианства Храмы и монастыри Иерархия и духовенство Состояние просвещения Б. Болгария Местность страны Историческая судьба Болгарии Первое болгарское государство (660– 1019 г) Второе болгарское государство, и покорение его Турциею Бедствия православной церкви в Болгарии Состояние иерархии Архиепископия первого болгарского царства (870– 1185 г) Архиепископы первого болгарского иарства Архиепископия– патриархия второго болгарскою царства (1185 – 1394 г) и по падении сего царства до 1767 года А) Терновский патриархат (1185– 1394 г) Патриархи терновские Б) Охридская архиепископия (1185– 1767 г) Епархии охридской архиепископии Охридские архиепископы второго болгарского царства до 1767 года Болгарская иерархия с 1767 года по настоящее время Церковно-болгарский вопрос Состояние просвещения Краткия сведения о болгарской литературе, и о писателях Состояние веры и нравственности Святые болгарской церкви B. Румыния Местность Историческая судьба Румынии Молдавия под властию туземных господарей до назначения князей-фанариотов (1359– 1711 г) Валахия и Молдавия под властию князей-фанариотов (1716– 1822 г) до соединения обоих княжеств в одно государство Состояние христианства в Румынии Иерархия Митрополия молдавская Епархии молдо-власийския Богослужение Монашество Состояние просвещения  

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

В описи этой церкви, составленной в 1860-м году, также 9-е августа 1745-го года указано днем закладки обеих церквей Юго-Восточного утла и приведена надпись, изображенная на доске, положенной в основание церкви. Но надпись указывает другое число – 5-е июля. «Божиим поспешеством основан храм сей во имя святого Иоанна Златоустог о и святого благоверного князя Феодора, Новгородского чудотворца, за благополучнейшего государствования благочестивейший и самодержавнейшие великие Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, при наследнике ее, его императорском высочестве, благоверном государе и великом князе Петре Феодоровиче и обрученной невесте его, благоверной государыне и великой княжне Екатерине Алексеевне, начальствующу в то время в обители сей Троицкой Александро-Невской Феодосйю, архиепископу С.-Петербургскому и тоя ж обители архимандриту, в лето от сотворения мира 7253 года, от Рождества Христова месяца июля в 5-й день». Вместе с доскою положены были частицы мощей священномучеников Ермолая, Сергия, Игнатия, Василия Амасийского и Прокопия 3265 . В 1747-м и 1748-м годах производились столярные работы по отделке церкви и флигелей 3266 . В 1750-м году указом Сената велено «новостроящиеся флигеля с малою церковью приводить во окончание», на что было ассигновано из Штатс-Конторы 12.000 рублей. В том же 1750-м году флигеля были вчерне закончены и покрыты пильными досками. В 1751-м году производились в них уже штукатурные и печные работы 3267 . На всех 3-х новопостроенных флигелях были окрашены кровли Копорскою черленью, а «по прибытии из-за моря кораблей» и второй раз Стеголмскою черленью 3268 . В церкви в 1750-м году надо было еще достроить стены более, чем на сажень, и соорудить купол. Между тем весною 1751-го года архитектор. Петр Трезин отправлялся в Италию. Полагая, что обычный строительные работы по данным от него указаниям могут производиться и в его отсутствие, он относительно достройки церкви опасался, как бы «не учинилось без него какой порчи», и предлагал, обождать до его возвращения из Италии. По Канцелярии от строений нашла возможным, заменить Трезина мастором Казасонрою, которому и поручила при отъезде Трезина получить от него наставления, «а паче в достройке малой церкви», и о них затем донести Канцелярии от строений. Не получая более трех месяцев никакого распоряжения относительно достройки церкви, Контора строения Монастыря обратилась в июне 1751-го года в Канцелярии от строений с запросом 3269 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Тихвинской Божией Матери, что на Бережках. Дорогомилово, на набережной, близ Брянского вокзала. Построена в 1746 году. Придел Николая Чудотво рца. Преображения Господня, что в Преображенском. На площади близ Преображенской заставы. Построена в 1746 году. Были переделки около 1768 года и в 1781. Приделы: 1) Петра и Павла, 2) Александра Невского. Ильи Пророка, в колокольне церкви Пятницы на Пятницкой. Колокольня построена в 1746 – 1748 годах. Архиепископ Платон Евпла Диакона. Мясницкая, угол Милютинского переулка. Построена в1750 году. Вверху престол Св. Троицы. Внизу с севера в 1837–1843 годах пристроен придел Михаила Архангела. 243. Воскресения Словущего, что в Монетчиках. Зацепский Вал, Словущенский переулок. Главная церковь построена в 1750 году, трапезная – в 1812. Приделы: 1) Тихвинской Божией Матери, 2) Андрея Стратилата. 244. Казанской Божией Матери. Никитская, Хлыновский тупик, подле Никольского храма. Имеется сведение, что Казанская церковь построена графиней Скавронской в пятидесятых годах XVIII века. 245. .Алексея Митрополита, что в Рогожской. Угол Николоямской и М. Алексеевской улиц. Построена в 1748–1751 годах. Главный престол Феодоровской Божией Матери. Другой придел Николая Чудотворца. 246. Никиты Мученика, что в Старой Басманной. Построена в 1751 году. Зодчим, повидимому, был кн. Д. Ухтомский, строитель Красных ворот. Главный престол Владимирской Божией Матери. Другой придел Иоанна Крестителя. 247. Покрова Пресвятой Богородицы, что в Красном Селе. Построена в 1751 году, обновлялась в 1816, 1838, 1871 годах, расширена в 1902 году. Приделы: 1) Иоанна Крестителя, 2) Николая Чудотворца. 248. Космы и Дамиана, что в Таганской слободе. Обыкновенно называется «Космы и Дамиана Нового». Швивая Горка, угол Новокосмодамианского переулка. Построена в 1745–1752 годах на месте старой: церкви, стоявшей с 1656 года. Обновлялась в 1859 году. Приделы: l) Рождества Богородицы, 2) Пророка Илии, 3) Симеона и Анны, 4) Иоанна Богослова. Священномученика Ианнуария. У Красных ворот, в Запасном Дворце, ныне занятом Дворянским Институтом. Построена в 1753 году и была освящена, ко дню рождения Императрицы Елизаветы Петровны, во имя Севастиана Мученика. В 1762 году был устроен придел этого последнего имени, а главная церковь была переименована ко дню рождения Императрицы Екатерины II.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

15-го ноября 1750 года при Знаменском соборе умер священник Семен Иванов. Достойного кандидата по наследию на это место не находилось. Дело тянулось более полугода. И вот причт соборный, не имея в виду достойного кандидата, 23-го июня 1751 года обращается к Преосвященному Стефану с просьбой следующего содержания: «Мы нижайшее с общего согласия выбрали и излюбили к упоминаемой соборной церкви Знамения Пресвятые Богородицы на вышеозначенное умершего попа Семена Иванова место того Знаменского собора диакона Алексея Родионова в попа, понеже он, диакон, по признанию нашему человек доброй, порока и подозрения и прочих препятствующих во оный поповский чин причин и болезни за ним никаковые, такожде и родственников у него, диакона, при той соборной церкви из действительно служащих никого не имеется; и в науке, в книжном чтении и в церковном пении искусен; и в подушный оклад он нигде и ни за кем не положен; да и сам он при том, Знаменском соборе в таковом священническом звании быть желает, в чем под сим прошением руку приложил. От роду ему Алексею имеется 38 лет». Прошение это в тот же день (23 июня) Преосвященным было передано поповскому старосте Успенского собора церкви Алексея —372— Божия человека, попу Герасиму Яковлеву, который, после отобрания показания от Алексея Родионова, сделал о нем одобрительный отзыв, написав, что он избран «всех их протопопа с братиею согласно, без всякого подлога и фальши и не заочно и спору о нем, диаконе Алексее Родионове, ныне не имеется и впредь не будет. И в прочих во всех по силе указов обстоятельствах явился он диакон... по свидетельству моему до определения в требуемый чин беспрепятственен». На этом докладе Преосвященный Стефан (23 июля 1751 г.) написал следующую резолюцию. «Справиться в духовной нашей Консистории; ежели подлинно праздное священническое место при показанном соборе имеется, а к произвождению его (Алексея Родионова) в попа, никакого не имеется правильного и указного препятствия, то его, Алексея, для посвящения представить нам неукоснительно». Препятствий «правильных» и «указных» никаких не оказалось и Алексей Родионов был посвящен в сан священника 6-го августа 1751 года в Хутынском монастыре 3983 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Москва. Церковь Никиты мученика (Владимирской иконы Божией Матери) в Старой Басманной слободе. Церковь Никиты в Старой Басманной слободе Карта и ближайшие объекты Храм великомученика Никиты, что в Старой Басманной слободе, ранее именовался церковью во имя иконы Владимирской Божией Матери. В церкви придел во имя Святого Никиты великомученика. Построен в 1517 году великим князем Василием Иоанновичем. По преданию, Василий Иоаннович провожал до этого места принесенные из Владимира святые иконы. Потому с этого года и в плоть до 1683 года был сюда крестный ход. Когда старая церковь обветшала, ее перестроили в 1751 году. Архитектор Д.В. Ухтомский, который строил и церковь святителя Алексия, митрополита Московского, на Таганке. Связавшая храм и колокольню трапезная включила в себя стены находившегося на этом месте храма старой постройки. Выполнен в стиле барокко. Большие окна украшены живописными наличниками. Приписан к Богоявленскому собору в Елохове. Был закрыт в 1933 году. Использовался как общежитие. В 1994 году отреставрирован. Древнейшая московская церковь, основанная Василием III предположительно в 1518 году, первоначально была деревянной, освящена во имя иконы Владимирской Божьей Матери. Первый каменный храм, построенный на месте деревянной церкви, был возведен в 1685 году и простоял до середины XVIII века. В отстроенном храме придел освятили в честь Никиты Мученика. Строительство храма, сохранившегося до наших дней, иногда связывают с Петром I. В 1728 году на Новой Басманной улице в Капитановой слободе по чертежам самого Петра I был возведен новый храм Петра и Павла. Контраст между Петропавловским храмом на Новой Басманной и Никитской церковью на Старой оказался слишком разителен. Пострадавший во время пожара 1737 года Никитский храм жители слободы решили перестроить. Барочный храм великомученика Никиты в Старой Басманной слободе был возведен в 1745-1751 гг. на средства купцов А. Бабушкина, И. Кириллова, И. Рыбникова, В. Прохорова и др. Церковь освящена в 1751 году, главный престол - во имя иконы Владимирской Божьей Матери, придел - во имя Никиты Мученика, по которому и названа Никитской. Второй придел по просьбе купцов, на чьи пожертвования возводился храм, в честь Рождества Иоанна Предтечи. Архитектор Д.В. Ухтомский (по другим данным А. Евлашев или К. Бланк), по проекту которого был построен храм, задействовал в постройке старые стены храма, а из бывшей церкви устроил трапезную с двумя приделами, тем самым сохранив постройку XVII века. Новый храм в стиле елизаветинского барокко был возведен с восточной стороны, колокольня - с западной.

http://sobory.ru/article/?object=01882

1748 г. марта 14–6 апреля 1761 г. (выехал). – Чрезвычайный посол и полномочный министр, императорский генерал от кавалерии, камергер, граф Иосиф Бернес де Россана для пребывания при Российском дворе. – Приехал 6 мая 1748 г. Принят 20 мая. Отзывная грамота от 24 октября 1750 г. вручена канцлеру 12 января 1751 г. – Отпуск имел 27 января 1751 года. – С ним ротмистры Гамильтон и Березини. 1750 г октября 31–14 (17?) октября 1753 г . (отпущен). – Чрезвычайный посол и полномочный министр, генерал-вахтмейстер, барон Иоганн Франциск Претлак для пребывания при Российском дворе. – Приехал 9 января 1751 года. 28 января принят. Отзывная грамота от 23 мая 1753 г. В декабре 1753 г. был еще в Петербурге. 1753 г. апреля 21–20 мая 1761 г. (отзывная грамота). – Чрезвычайный посол, императорский действительный тайный советник, камергер граф Николай Эстергази для пребывания при Российском дворе. – Прибыл в августе – сентябре. 17 октября 1753 г. принят. Отпуск имел 31 мая (23 августа?) 1761 г. 1755 г. января 26 и 29 – апрель – май(?). – Камергер граф Людовик Фридерик Юлий Цинцендорф для поздравления с рождением великого князя Павла Петровича. Приехал 20 марта. Принят 16 апреля и вскоре же имел отпуск. 1757 г. апреля 21 (прибыл в Петербург) – 1758 г. – Австрийский генерал-фельдмаршал-лейтенант барон Сент-Андре для бытия при российской вспомогательной армии. – С ним австрийский камергер граф Кейзерлинг. 1758 г. декабря 28 – 6 марта 1759 г. (отпущен). – Генерал-майор барон Антоний Тиллие для совещания о принятии общих мер против прусского короля. – Прибыл ок. 14 января. 22 января принят. 1760 г. октября 7 – 27 мая 1761 г. (30 декабря 1760г.? – отпущен). – Генерал-майор, камергер, граф Антон Гамильтон с известием о бракосочетании эрцгерцога Иосифа с принцессою парижскою Изабелло и для пребывания при Российском дворе. – Прибыл 11 ноября. Принят 12 ноября 1760 г. 1761 г. июня 7 – 8 декабря 1763 г. (отпущен). – Чрезвычайный и полномочный посол, действительный тайный советник граф Флоримунд Мерси д " Аржанто для пребывания при Российском Дворе. – Прибыл около 11 июля 1761 года. 23 августа принят. Отзывная грамота от 6 октября 1763 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

6. ИОСИФ Волчанский, в 1721 году определён Ректором. 24. ИОСИФ Волчанский, определён в 1721 году. В 1727 году, в Марте, переведён в Пустыно-Николаевский монастырь, наконец, Епископ Белорусский. 7. ПЛАТОН Малиновский, около 1722 года, бывший потом Архиепископ Московский. 8. ИЛАРИОН Левицкий, с 1724 по 1727 годы. 25. ИЛАРИОН Левицкий, определён из Префектов в 1727, в месяце Марте. В 1731 году, Июня 14, скончался в Киево-братском монастыре. 9. АМВРОСИЙ Дубневич. Ректоры и архимандриты Киево-братского монастыря, префекты РЕКТОРЫ и APXIMAHДPUTЫ Киево-братского монастыря ПРЕФЕКТЫ 26. АМВРОСИЙ Дубневич, первый Архимандрит Киево-братского монастыря, определён из Префектов в 1731 году. В 1737 переведён в Киево-злато-верхо-Михайловский монастырь, оттуда в 1739 году, Января 16, в Троицкую Сергиеву Лавру, из коей хиротонисан в Епископа Черниговского. 10. СТЕФАН Калиновский, с 1732 по 1733 годы. Потом Епископ Псковский. 11. ИЕРОНИМ Мишкевич, с 1734 по 1738 год. 27. СИЛЬВЕСТР Дубницкий, определён в 1731 году, Августа 1. В 1740 году, Сентября 2, переведён в Киево-злато-верхо-Михайловский монастырь; но где и когда скончался, неизвестно. 12. СИЛЬВЕСТР Кулябка, с 1738 по 1740 год. В сем году Августа 9, произведён в Архимандрита и пожалован Ректором. 28. СИЛЬВЕСТР Кулябка, определён из Префектов и Богословия учителей в 1740 году, Августа 9. В 1745 в Санкт-Петербурге хиротонисан в Епископа Костромского. 13. МАКСИМ Козачинский, около 1741 14. ВАРЛААМ Лящевский, около 1746 года. 29. СИЛЬВЕСТР Ляскоронский, определён в 1746 году, Февраля 24, из Архимандритов Нежинского монастыря. В 1751 году, Августа 28, от преподавания Богословия и от Ректорства уволен в Киево-Выдубицкий монастырь на пребывание, и там Мая 8, 1754 года скончался скоропостижно. 15. ГЕОРГИЙ Конисский, в 1747 году определён из учителей Поэзии; в 1751 году пожалован Ректором. 30. ГЕОРГИЙ Конисский, определён из Префектов в 1751 году. В 1752 году, Августа 1, произведён в Архимандрита сего монастыря, а в 1755 году, Августа 20 хиротонисан в Епископа в Могилёв.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

« Церковь Сретения иконы Владимирския Богородицы у великомученика Никиты, что в Старой Басманной, прежде построена в 1517 году великим князем Василием Ивановичем, который провожал до сего места принесенные из Владимира святые иконы, почему до 1 683 г. и бывал в оную крестный ход. В 1751 г. церковь сия вновь перестроена тщанием прихожан. Придел св. великомученика Никиты при церкви Владимирской Богородицы, в Старой Басманной, устроен в 1751 г.» 3 . В более старом описании московских древностей и достопамятностей сообщаются некоторые новые подробности: «Никиты великомученика, что в Старой Басманной, придельная, с настоящей Владимирския Пресвятыя Богородицы, и с приделом в оной Рождества Иоанна Предтечи, первоначально построена в 1517 г. повелением и, как должно думать, иждивением благоверного государя и великого князя Василия Иоанновича, по причине обратного провождения до сего места с митрополитом Варлаамом приносимых из Владимира для поновления и украшенных потом сребром и златом святых икон, почему с того времени в сию церковь сентября 15 дня установлен был ежегодный ход, и который в 1683 г. отставлен. Потом в 1751 г. вновь перестроена коштом приходских людей» 4 . Во второй половине XV века, задолго до построения храма Владимирской Божией. Матери в Басманной слободе, здесь же, в будущем приходе Владимирского храма, произошло событие, отразившееся последствиями в церковной истории Москвы 5 . В то время в Басманной слободе образовалось плотное поселение, занимавшееся сельским хозяйством и кустарными промыслами. Среди мелких кустарей, промышлявших сапожным мастерством, здесь проживала благочестивая семья Иакова и Анны, бездетных. Всю жизнь они усердно молились о даровании им детей, и наконец, в 1469 г. у них родился сын Василий. Скромные родители направили сына по отцовскому делу, желая увидеть в нем хорошего сапожника. Когда мальчик подрос, они отдали его для окончательной выучки в сапожную мастерскую. Трудолюбивый и богобоязненный юноша, равнодушный к мирской жизни, в душе лелеял мечты о личном самоусовершенствовании и о высоких христианских подвигах. Поэтому, когда Василию исполнилось шестнадцать лет, он покинул хозяина и сапожную мастерскую, ушел из родительского дома и, без крова и одежды, предался подвигу юродства, скитаясь по улицам Москвы целыми днями, а по ночам заходил на паперти московских храмов, продолжая дневные подвиги непрестанным молитвенным подвигом по ночам. Заходил он на паперть и вновь устроенного храма Владимирской Божией Матери в родной его Басманной слободе.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010