Другой экземпляр того же письма и к тому же генералу, вероятно, прислан потому, чтобы сообщить о нем всей братии. Письмо 17-е от 5 сентября 1766 года. Извещает, что болезнь его продолжается, просит молиться о нем пред чудотворной иконой Божией Матери, и желает видеться с генералом; если же нельзя, то прислать бы ему resultatum consultacyi na pismie. Письмо 18-е от 21 сентября 1766 г. уведомляет, что при первой санной дороге приедет в Почаев. Письмо 19-е от 11 апреля 1767 г. поздравляет с приближающимся праздником Воскресения Христова. Просит прислать кого-либо верного из братии (akkredytowanego zakonnika) под предлогом поздравления с праздником, которому он вручит остальные к жертвованной полтора миллиона сумме, деньги, по его счету 196,602 злота. В примечании к письму присовокупляет, что прежде посланное золото, он считал червонец по 18 злотых. Письмо 20-е от 9 мая 1767 г. снова посылает камердинера Василия Стршельницкого, и просит принять его в монастырь, как раскаявшегося в своем поступке и изъявившего решительное желание поступить в монашество. Письмо 21-е от 23 мая 1767 г. Потоцкий узнав, что генерал-протоархимандрит Белинский, избегая какой-то опасности, уехал из монастыря, чрезвычайно о том беспокоится и просит его, генерала, о последствиях этой тревоги доставлять ему верные сведения. Это было в царствование императрицы Екатерины II, когда для защиты польского короля Станислава Понятовского, русские войска проходили этим краем в Варшаву, и наводили страх на мятежных и тогда уже поляков: их особенно боялся Потоцкий, как богатейший в этой стране вельможа, и имевший много денег. Письмо 22-е от 9 августа 1767 г. выражает радость, что тревожные слухи не сбылись, благодарит генерала, что о нем молится пред престолом Божией Матери; откровенно объясняется, что Почаевское местоположение ему нравится, и что он навсегда желает поселиться в монастыре. Письмо 23-е от 8 октября 1767 г. извещает генерала, что он имеет решительную мысль переехать на жительство в монастырь, и потому просит приготовить ему квартиру в том самом гостином домике, который он и прежде занимал.

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

2001 г. (Успенский собор г. Ростова Великого) Сщмч. Арсений (Мацеевич), митр. Ростовский. Икона, написанная к прославлению священномученика в Ярославской епархии. 2001 г. (Успенский собор г. Ростова Великого) В сент. 1767 г. по доносам мон. Филарета (Батогова) и иеродиак. Иоасафа (Лебедева) началось 2-е следствие по делу А. В числе пунктов обвинения на этот раз фигурировали высказывания А. о том, что императрица Екатерина II - «государыня неприродная», и о желательности ее брака с Иоанном Антоновичем ; о том, что в деле об убийстве Иоанна Антоновича замешаны влиятельные вельможи; о болезни наследника престола Павла Петровича (см. Павел I ) и о предсказании жития прп. Кирилла Новоезерского , что в России будут царствовать 2 юноши; о «брани» на членов Синода и уподоблении себя свт. Иоанну Златоусту . Большинство обвинений А. отверг. По результатам 1-го этапа следствия Архангельская губернская канцелярия составила отчет, к-рый был отослан в С.-Петербург. 8 окт. 1767 г. ген.-прокурор кн. А. А. Вяземский приказал Архангельской губернской канцелярии провести дополнительное расследование с целью добиться новых показаний. Под давлением следствия А. оговорили нек-рые из допрошенных насельников мон-ря, в т. ч. и настоятель. По получении 3 нояб. 1767 г. дополнительных материалов следствия Вяземский составил записку императрице. 20 дек. 1767 г. состоялся Высочайший указ, повторявший основные пункты ранее предъявленных обвинений и повелевавший расстричь А., переименовать в «Андрея Враля», переодеть в «мужичье платье» и сослать в крепость Ревеля. 29 дек. 1767 г. в Архангельской губернской канцелярии над А. совершили чин расстрижения, и уже 8 янв. следующего года он был помещен в специальный каземат Ревельской крепости, проделав за 12 дней 2000-верстный путь. Условия содержания А. в крепости были оговорены в специальной инструкции, предназначенной обер-коменданту крепости фон Тизенгаузену: не допускать никого на свидания с арестантом, «чтобы сей великий лицемер не привел и других к несчастью».

http://pravenc.ru/text/76190.html

Настоятели московских монастырей тогда периодически несли череду священнослужения в Успенском и других соборах Кремля и участвовали в разных церковных процессиях. В реестре, составленном в Московской синодальной конторе за 1766 год, было предписано архимандриту Сретенского монастыря Антонию исполнять череду с 28 мая по 4 июня, с 6 августа по 13 октября, с 15 по 22 декабря, с 24 по 31 марта 1767 года, с 4 по 11 марта, с 29 по Другие сведения о нем неизвестны. Указом Святейшего Синода 17 июля 1767 года строителем Сретенского монастыря был назначен Златоустовский казначей иеромонах Антоний Игумен Антоний (Протопопов) - настоятель Сретенского монастыря в 1767-1770 годы Антоний Протопопов (в миру Андрей Козмич) - сын служки Никитского Переславль-Залесского монастыря. В монашество пострижен 23 мая 1741 года в возрасте 34 лет. Посвящен в иеродиакона 24 августа 1743 года, а затем 29 июня рукоположен в иеромонаха преосвященным Иосифом, архиепископом Грузинским. В октябре 1743 года перемещен из Никитского в Златоустовский монастырь. Указом Святейшего Синода 17 июля 1767 года строителем Сретенского монастыря и членом Московской консистории назначен Златоустовский казначей иеромонах Антоний, «человек жития честного и в монашестве слишком через двадцать лет беспорочно С января 1770 года - игумен. Сохранилась ведомость монашествующих Сретенского монастыря на начало 1770 года, в которой числились: игумен Антоний, иеромонах Сильвестр, иеродиакон Лаврентий, монах Паисий, и монах Игумен Антоний 9 марта 1769 года подавал рапорт в Московскую духовную консисторию о бежавшем иеромонахе Иосифе (47 лет). Он был из вдовых священников, монашеский постриг принял в Угрешском монастыре. Затем состоял в братствах Саровской пустыни, тамбовского Трегуляева Предтечева монастыря, Екатерининской пустыни. Около 1766-1767 года за неимением иеромонахов определен в число братства Сретенского монастыря. Беглец был пойман и отправлен в октябре 1769 года в Екатерининскую пустынь, что в Ермолинской 11 мая 1770 года игумен Антоний переведен в Николаевский Угрешский монастырь с оставлением в должности члена консистории.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Перенесение явленной Казанской иконы Божией Матери крестным ходом в ц. свт. Николая Чудотворца в Казани. Роспись зап. стены Казанской ц. в Рыбинске. 1767–1768 гг. Перенесение явленной Казанской иконы Божией Матери крестным ходом в ц. свт. Николая Чудотворца в Казани. Роспись зап. стены Казанской ц. в Рыбинске. 1767–1768 гг. В Казанской ц. Рыбинска сохранился цикл росписей, связанный с историей обретенной в 1579 г. в Казани и почитанием Московской Казанской иконы Божией Матери. Работы по росписи церкви были начаты 10 мая 1767 г., окончены 4 июля 1768 г. Летопись создания росписи и имена мастеров приведены в 2 надписях, помещенных в барочных картушах в простенках между проемами на внутренней зап. стене храма. Роспись осуществляла артель ярославских иконописцев, в которую входили известные мастера Федор Илларионов Пототуев и Михайло Алексеев Сопляков (см.: Успенский А. И. Царские иконописцы. 1916. Т. 3. С. 217). В артели работали иконописные семьи Сопляковых, Гориных, Сарафанниковых. Стиль живописи мастеров формировался под влиянием школы Оружейной палаты и традиции ярославской иконописи 2-й пол. XVII - нач. XVIII в. Росписи Казанской ц. по стилю близки к росписям 1742-1743 гг. ярославских Варваринской ц. (1668, снесена в 1931, снятые фрагменты росписи хранятся в ЯХМ, ГТГ, ГРМ) и 1760-1761 гг. ц. свт. Петра, митр. Московского, где работали мастера, позднее расписывавшие Казанскую ц. в Рыбной слободе. Росписи Казанской ц. отличаются высоким художественным уровнем и интересной иконографической программой (ныне находятся под прописями, алтарные реставрированы в 1993-1994, В. И. Васин, А. М. Малафеев, В. Е. Тисов, Е. И. Марев). Сход войск, духовенства и народа у стен Московского Кремля в 1612 г. Роспись сев. стены Казанской ц. в Рыбинске. 1767–1768 гг. Сход войск, духовенства и народа у стен Московского Кремля в 1612 г. Роспись сев. стены Казанской ц. в Рыбинске. 1767–1768 гг. История почитания Казанской иконы представлена в сюжетах нижнего регистра росписей, расположенного на уровне нижних окон храма (растесаны в 60-х гг.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Одновременно с наружными работами производились и работы по внутренней отделке храма, а именно по украшению деревянной резьбой оконных коробок, дверей и панелей, а также гипсовыми, на манер резьбы, украшениями внутренности купола и потолков алтаря и трапезы, а равно и по устройству резного иконостаса. Эти работы были выполнены резчиками, мастерами Иосифом Штальмейером и Луи Роландом к апрелю 1750 года, кроме иконостаса, который удалось завершить только к концу того же года. Наконец, в 1751 году была начата позолота внутренних резных украшений и иконостаса. Этот этап работ был исполнен казенными позолотчиками, бывшими в распоряжении Канцелярии от Строений, под руководством золотарных дел мастера Ле-Пренса и подмастерьев Харчевникова и Ивана Евстифеева и живописного дела мастера Перезинота. К 18 марта удалось завершить позолоту иконостаса, к сентябрю – прочих предметов. Все работы по позолоте были выполнены бригадой всего из четырнадцати рабочих, что, учитывая объем проделанной работы, стоит признать настоящим трудовым подвигом. В мае 1751 года Елизавета увидала оконченным свой новосозданный храм и, оставляя Петергоф в конце августа, распорядилась приготовить его к освящению. В результате строительство и отделка придворного храма продолжались четыре года; на их осуществление из казны было отпущено 15 тысяч рублей. Освящение храма в честь Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла состоялось в сентябре 1751 года; имя святого покровителя императора Петра должно было напоминать о деяниях основателя «приморского парадиза» и августейшего отца Елизаветы. Вместе с ней на церемонии освящения церкви присутствовали наследник российского престола великий князь Пётр Фёдорович с супругой Екатериной Алексеевной (будущей императрицей Екатериной Второй). По преданию, церковь была украшена 1751 иконой: количество образов напоминало о годе её освящения. К образам были изготовлены стеклянные подсвечники на серебряных цепях. От чиновников Петергофского Дворцового Правления сохранилось известие, что вся утварь для построенной церкви была изготовлена из первого, добытого в Алтайских горах, серебра. Вся церковная утварь была передана под расписку первому настоятелю дворцовой церкви Никону Ефимову, носившему титул Протопресвитера.

http://sobory.ru/article/?object=02847

К Академии сей принадлежат училища Саранское и Алаторское, в 1773 году учреждённые по бытности тех мест в Нижегородской Епархии Преосвященным Антонием, Епископом Нижегородским. Список Ректоров и Префектов Казанской Академии РЕКТОРЫ ПРЕФЕКТЫ 1. ДИМИТРИЙ Сеченов, Иеромонах, учитель и смотритель; а потом Архимандрит Свияжского Богородицкого монастыря. Наконец же, Митрополит Новгородский. 1. СТЕФАН Гловатский, в монашестве Сильвестр. В 1732 году определён из учителей, а потом пожалован Ректором. 2. СИЛЬВЕСТР Гловатский, из Префектов; потом был Архимандритом Свияжского Богородицкого монастыря. В 1749 году Июня 16 хиротонисан в Митрополита Тобольского. 2. ВЕНИАМИН Пуцек-Григорович. 1740 год, из учителей. В 1741 году он первый начал преподавать в Казанской Семинарии курс Философский. В 1744 году определён Ректором и Архимандритом Спасо-Преображенского монастыря. 3. ВЕНИАМИН Пуцек-Григорович в 1744 году определён из Префектов. В 1748 году, Августа 14, хиротонисан в Епископа Нижегородского. 3. ФЕОФИЛ Игнатович, из Малороссиян, с 1748 по 1750 годы был учителем и Префектом; потом произведён Архимандритом Зилантова монастыря; а в 1751 году переведён в Спасо-Преображенский, и определён Ректором Семинарии. 4. ФЕОФИЛ Игнатович, из  Префектов, определён в 1751 году; он первый преподавал Богословие в Казанской Семинарии. В 1765 году переведён в Ставропигиальный Савин Сторожевский монастырь. В 1770 году, в Октябре хиротонисан в Москве в Епископа Черниговского. 4. ГЕДЕОН Криновский. В 1751 году назначен был Префектом, но в Июле того же года перешёл в Московскую Академию. Умер Псковским Епископом. 5. ЛЕОНИД Кременский. В 1751 году в Июле определён Префектом. В 1754 году уволен от должности сей. В 1765 году скончался в Кизическом монастыре. 6. ГЕННАДИЙ Халчинский. С 1757 года. В 1760 году произведён в Архимандрита Седмиезерной Богородицкой пустыни. В 1764 году переведён в Раифскую пустыню, оттуда, в 1765 году в Нижегородский Печерский монастырь, и там скончался. 7. ИЕРОНИМ Формаковский. С 1765 года. В 1766 году определён Ректором и Архимандритом Спасо-Преображенского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В 1747 г. с помощью голландцев прибыл яковитский епископ Иваний, который, однако, вскоре обманул надежды христиан и своими “реформами” вызвал всеобщее негодование. В конце концов он был изгнан из Малабара (1751) группой епископов, присланных яковитским патриархом Антиохийским Игнатием XXVIII. Имена этих епископов: Василий (1751–1753), который получил титул Митрополита Малабарского, Григорий (1751–1773) и Иоанн (1751–1794). С ними прибыли еще хорепископ Григорий 42 и два священника. Они рукоположили бы Мар Фому, однако сначала предложили ему разрешить ряд вопросов и, в частности, оплатить им расходы, связанные с их переездом из Сирии в Малабар. Возникли разногласия, и голландское правительство вынуждено было вмешаться, достигнув соглашения, чтобы Мар Василий рукополагал и назначал священников, однако с разрешения Мар Фомы. Сирийские чинопоследования и церковные обычаи должны были остаться неизменными. Однако недоразумения продолжались до самой смерти Мар Фoмы V (1765), который рукоположил своего племянника (1760), тоже Фому, ставшего его преемником с именем Фомы VI, так и не получив хиротонии во епископа от присланных патриархом Антиохийским архиереев. Вторая половина XVIII столетия была насыщена политическими событиями, разыгравшимися в стране. Султан из Майсура Типпу вторгся в южные районы Индии, сея вокруг разрушения и смерть. Многие храмы, особенно на севере Малабара, были разрушены, около десяти тысяч христиан было убито, множество уведено в плен и обращено насильно в ислам 43 . Однако ему нанесли поражение английские войска, которые с 1750 по 1780 гг. находились между Мадрасом и Бенгалуру и ждали удобного момента, чтобы вытеснить голландцев из Индии. Таким моментом впоследствии оказалось присоединение Наполеоном Голландии к Франции. Таким образом голландское господство в Индии, продолжавшееся с 1663 по 1795 гг., сменилось английским. 8. Голландский раскол. Влияние протестантизма В этот период, несмотря на то, что Мар Фома VI был рукоположен яковитскими епископами с именем Мар Дионисий, отношения внутри Церкви оставались натянутыми.

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

была построена ц. вмц. Екатерины греч. Екатерининского мон-ря (с 1744 подворье мон-ря вмц. Екатерины на Синае; снесена в 1929). Не прекращалось и деревянное церковное строительство - этот материал использовался при возведении приходских храмов. Напр., на средства жителей урочища Гончары-Кожемяки была выстроена на Подоле церковь в традиционных формах укр. деревянного зодчества: крестообразная в плане, с 3 куполами и граненой апсидой (1746-1748; деревянная, на каменном фундаменте, сгорела при пожаре в 1811). Кирилловская ц. 40-е гг. XII в., 1734 г. Фотография. 2012 г. Последним крупным представителем укр. барокко, чье творчество повлияло на архитектурный облик К., был И. Г. Григорович-Барский (1713-1785), получивший образование в Киево-Могилянской академии и работавший в городском магистрате. Его вкладом в благоустройство К. был водопровод на Подоле с фонтанным павильоном-ротондой напротив главного фасада здания городского магистрата (1748-1749, в нач. XIX в. фонтан получил название «Самсон» после установки новой скульптурной группы, не сохр., воссоздан к празднованию 1500-летия К. в 1982). Григоровичем-Барским был выстроен или реконструирован целый ряд киевских церквей. Особенно активно архитектор работал в Кирилловском мон-ре (возобновил в формах укр. барокко Кирилловскую ц. после пожара 1734 г., построил колокольню с надвратной церковью (не сохр.) и другие монастырские здания - 1748-1760) и на Подоле. В 40-50-х гг. XVIII в. он реконструировал храм святых Константина и Елены, возведенный в 1735 г. на деньги бургомистра Г. Минцевича, достроив галерею и 3-этажную барочную колокольню с маленькой ц. во имя свт. Димитрия Ростовского (перестроена в 1865, уничтожена, сохр. колокольня). Одним из лучших сооружений архитектора считается Покровская ц. (1766-1772) - небольшой 3-частный 3-главый храм, выстроенный на месте деревянной церкви 1685 г., к-рый перекликается своими формами и декоративными элементами с Андреевской ц. (архит. Растрелли). Церковь свт. Николая Чудотворца (Набережного) (1772-1775) создана Григоровичем-Барским в формах, переходных от барокко к классицизму. Однокупольный храм имеет крестообразный план, где каждая ветвь креста заканчивается полукружием и треугольным фронтоном. Как и Покровская ц., храм имеет большое значение для формирования градостроительного силуэта Подола. Самой знаменитой киевской градостроительной доминантой стала барочная колокольня Киево-Печерской лавры (высота 96,5 м; 1731-1745, проект И. Г. Шеделя, он же спроектировал колокольню на Дальних пещерах, 1751-1761, мастер Ковнир). Украинское барокко стало восприниматься впоследствии, в архитектуре нач. ХХ в., как национальный (старый укр.) стиль.

http://pravenc.ru/text/1684329.html

В храмах с восьмериками на четверике мастера продолжали следовать традициям нарышкинского стиля (ц. Казанской иконы Божией Матери в Юрьевце, 1754, не сохр.) или использовать отдельные элементы раннепетровского зодчества (Успенский собор в Лухе, 1775). На их фоне выделялась ц. свт. Николая Чудотворца в костромском Богоявленско-Анастасиином мон-ре (1752-1760, не сохр.). Пропорциональность объемной композиции, тонкая проработка пышного убранства в формах елизаветинского барокко позволяют предполагать, что заказчица храма генеральша Е. М. Салтыкова привлекла к проектированию московского зодчего. С именем Воротилова связано строительство 2-этажных храмов: апостолов Петра и Павла в Костроме (1787, не сохр.), Воскресения (1787) и Преображения (1791) в Нерехте. При различиях композиций (костромская церковь была 5-главой, нерехтские - увенчаны восьмериком) в их объемно-пространственной структуре были развиты приемы, впервые примененные при сооружении кремлевского Богоявленского собора: углы алтаря и зап. притвора скруглены, что придало плану форму эллипса, колокольни над притвором имеют колоколообразное завершение, аналогичное завершению колокольни Костромского кремля. Характерно, что барочные тенденции проявились также в убранстве храмов, основанных на продолжении старых традиций. Двусветный четверик ц. Богоявления в Галиче (1758; не сохр.), разделенный карнизом на 2 яруса, венчал малый восьмерик с главкой, профилированные прямоугольные рамки нижних окон, дополненные тонко прорисованными фигурными бровками, близки к тотемской школе зодчества; верхние, арочные, украшены наличниками с перспективными обрамлениями, перебитыми жгутами, полуколонками со стилизованными пинаклями и с нарышкинскими разорванными фронтонами; лопатки набраны из ширинок и оригинальных стреловидных элементов. Церковь в честь Богоявления в Галиче. 1758 г. Фотография. Нач. XX в. Церковь в честь Богоявления в Галиче. 1758 г. Фотография. Нач. XX в. Среди сельских храмов подавляющее большинство составляли традиц.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Древние фрески сохранились в барабане в 12 простенках, где изображены монументальные фигуры 12 апостолов. В парусах - 4 евангелиста (лучше всего сохр. изображение ап. Марка в юго-зап. парусе). На подпружных арках поочередно в медальонах и прямоугольных рамках помещены изображения 40 Севастийских мучеников. В конхе центральной апсиды, как и в соборе Св. Софии Киевской, находился образ Божией Матери «Оранта» (сохр. фрагмент изображения голубого хитона Богородицы и подиум). Под фигурой Оранты, в среднем регистре апсиды, представлена композиция «Евхаристия» («Причащение апостолов»). В ее центре изображен престол с киворием, на к-ром находятся крест, дискос с 7 просфорами, чаша и звездица. За престолом по его сторонам представлен Иисус Христос (дважды; облачен в синий хитон), а в центре - 2 ангела с рипидами. Справа Спаситель изображен почти в профиль, подающим ап. Павлу чашу с вином. Апостолы (надписи не сохр.), следующие за ап. Павлом, могут быть идентифицированы на основании их традиц. расположения в данной композиции: Матфей, Марк, Андрей, Варфоломей, Филипп. В левой части композиции Спаситель изображен прямолично, подающим ап. Петру просфору. За ап. Петром обычно изображают апостолов Иоанна, Луку, Симона, Иакова, Фому. Уникальными для древнерусского искусства являются фресковые циклы в боковых апсидах собора. В сев. апсиде (жертвеннике) сохранились расположенные в 3 регистрах фронтально в рост образы преимущественно балканских святителей (31 святитель и 6 диаконов; 19 фигур сохр. полностью, 12 частично переписаны в XIX в.; в надписях прочитываются имена святых Константина, Климента, Иоанна Македонского, Иосифа Солунского, Евфимия, Евмения, Артемия, Кириака, Власия, Стефана). На сев. стене в верхнем регистре изображен в рост первомч. архидиак. Стефан. В верхнем ряду на сев. стене, справа от окна, представлен фронтально в рост в святительских одеждах средовек с пышными волосами, прикрывающими уши, темной клинообразной бородой, идентифицированный как просветитель славян равноап.

http://pravenc.ru/text/1840467.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010