Ланфранке. Были расчищены руины; возведение собора велось по образцу церкви аббатства св. Стефана в Кане (Нормандия), настоятелем к-рого был до этого архиепископ. В К. был возведен 1-й из монументальных соборов, построенных в Англии после нормандского завоевания,- 3-нефная базилика с однонефным трансептом. Боковые нефы были перекрыты крестовыми сводами, центральный - скорее всего деревянной кровлей. Над боковыми нефами располагались галереи с деревянными перекрытиями, завершал центральный неф ярус клеристория с типичными для Нормандии проходами между внешней стеной и внутренней аркадой. Зап. рукав имел 8 травей (сохр. сев. стена) и был фланкирован с запада 2 башнями (до 1834 сохр. сев.-зап. башня). Над средокрестьем возвышалась невысокая башня, зап. углы трансепта были оформлены тонкими круглыми лестничными башенками (сохр. северная). Вост. часть храма имела 5 т. н. эшелонированных (убывающих по глубине от центра к краям) апсид: 3 продолжали нефы, по одной было пристроено к рукавам трансепта. Под центральной апсидой располагалась крипта. Собор был освящен в 1077 г. и послужил архитектурным образцом для ряда соборов в Англии. В дальнейшем основные работы в соборе производили приоры монастыря. Уже в 1-й четв. XII в. (после 1096 и до 1126) оказавшийся недостаточным хор собора был заменен большим (длиной ок. 60 м), что удвоило общую длину собора. Хор получил собственный трансепт и полуциркульную апсиду с деамбулаторием и 3 капеллами (центральная не сохр.). В углы между зап. стенами трансепта и хором были встроены 2 невысокие башни, сохранившие характерный нормандский арочный декор. Под высоко поднятым хором разместилась обширная, прекрасно освещенная 3-нефная крипта (окончена в 1107). Капители ее колонн были вытесаны in situ (многие не окончены) неск. мастерами; работы завершились не позже 20-х гг. XII в. Некоторые колонны считаются выдающимися произведениями англ. романской скульптуры ( Clifton-Taylor. 1986. P. 64). За алтарем сохранился мраморный пол типа opus alexandrinum.

http://pravenc.ru/text/1684195.html

Маркелл Кашинский, иеромонах и соборный старец, с 1721 по 1729 год. Исаак Череднев, 1729 года. Август Старков, иеромонах и соборный старец, с 1731 по 1734 год. Антоний Симонов, монах, с 1734 по 1737 год. Иоанникий Маслов, иеромонах, с 1738 до 1740 года. Феодосий Петровский, монах, с 1740 до следующего года. Мисаил Протопопов, иеромонах, с 1742 по 1743. Гавриил Флорищевский, иеромонах; начальствовал несколько месяцев. Феогност Сафонович, иеромонах, с 1743 до февраля 1746 года. Мефодий Каменецкий, иеромонах, с февраля 1746 по 1749 год. Пахомий Липский, иеромонах, с 1749 по 1751 год. Афанасий, иеромонах, с 1751 по 1754 год. Виктор Лещинский, иеромонах, 1754 года. Иннокентий Григорович, соборный иеромонах, с конца 1754 по 19 марта 1756 года. Иустин Квятковский, иеромонах, с 19 марта 1756 по 15 сентября 1758 года; переведен в Стромынский монастырь строителем. Иринарх, с 15 сентября 1758 до 1760 по январь. Иоаким Инихов, иеромонах, из строителей Стромынского монастыря; начальствовал один год. Филимон Василевский, иеромонах, с 1762 по 1764; в этом же году по упразднении монастыря, определен в Троицкую Сергиеву Лавру. Иоанникий, иеромонах, с 1766 по февраль 1767 года; Переяславского архиерейского дома эконом и в Духовной Консистории присутствующий. Сергий, иеромонах, в должности строителя с февраля 1767 года, бывши до того Пешношского монастыря ризничим; 16 февраля 1768 оставлен при прежней должности. Иоанникий, иеромонах; Переславской епархии пономарев сын; обучался в Троицкой Лавре Латинскому, Греческому и Еврейскому языкам, Богословии и проч.;4 ноября 1758 года пострижен в монашество и был при той Лавре библиотекарем; после находился два года в Киржачском монастыре строителем, а по упразднении оного, поступил в Переславский архиерейский дом, где был три года экономом и один год присутствовал в Консистории; с 16 февраля 1768 года сделан на Пешноше строителем и того же года переведен в Лукьянову пустынь строителем. Филарет, иеромонах; начальствовал с мая 1768 по 1771 год, и в то же время был кафедральным экономом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из достопримечательнейших вещей, в этой обители находящихся, особенного заслуживает внимания колодезь, коего источник извёл Преп. Михаил молитвами, как пишется в житии его, ещё при жизни своей во время трёхлетнего бездождия. Стекаются в этот монастырь из окрестных селений для богомоления в следующие праздники: 1) на Троицын день; 2) на память Преп. Михаила Января 11 дня; и 3) на пришествие его в монастырь Июня 23 числа, в который день бывает в монастырь из ближних восьми погостов крестный ход при множестве народа. До учреждения в 1764 году Духовных Штатов было за монастырём сим 689 душ крестьян, пахотной земли 535 десятин, и приписаны были к нему Сутоцкий и Аркажский монастыри. По Штатам же этот монастырь положен в 3 классе степенью 11, а по Новгородской Епархии третьеклассный второй. Ныне же после Архимандричьих состоит в 1 степени. Настоятельство в монастыре сем издревле было Игуменское, потом Архимандрическое, продолжавшееся до 1782 года, а с того времени доныне паки Игуменское. Список Настоятелей Клопского монастыря. А) Игумены: 1 . ФЕОДОСИЙ I. При нём в 1408 году пришёл Преп. Михаил в этот монастырь. 2 . КОРНИЛИЙ. Упоминается около половины XVI столетия. 3 . НИКОДИМ I. Упоминается в 1632 году. 4 . МАКАРИЙ. В 1673 году посылан был от Митрополита Новгородского Макария в Соловецкий монастырь для увещания Соловецких мятежников к повиновению Царской власти. Б) Архимандриты: 5 . ИЛАРИОН. Упоминается в 1721 году. 6 . АНТОНИЙ. Упоминается в 1722 году. 7 . ВАРСОНОФИЙ. Упоминается в 1725 году. 8 . ИРИНАРХ. Упоминается в 1733 году. 9 . ВИКЕНТИЙ. Упоминается в 1734 году. 10 . ЕВФИМИЙ. Упоминается в 1735 году. 11 . ИОАННИКИЙ. Упоминается в 1739 году. 12 . СИЛЬВЕСТР. Упоминается в 1741 году. 13 . ФЕОДОСИЙ II. Упоминается в 1747 году. 14 . ПАХОМИЙ Добрыня. Упоминается в 1751 году. 15 . ИГНАТИЙ. Упоминается в 1751 году. 16 . ДАНИИЛ. Упоминается в 1752 году. В 1756 году, Ноября 28, скончался. 17 . ИОСИФ Арбузов. Упоминается в 1756 году. 18 . ИОАСАФ. В 1767 году скончался. 19 . АЛЕКСИЙ. В 1767 году, Марта 28, переведён из Кириллова монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

викарий Киевской митрополии с 1718 по 1722 временно управлял Варлаам (Вонатович), архиепископ рукоположен с 14.05.1722 по 20.11.1730 лишён сана и сослан в Белозерский монастырь, в 1741 восстановлен в архиепископском сане; 17.01.1751 Рафаил (Заборовский), архиепископ бывший епископ Псковский и Изборский с 13.04.1731 митрополит с 11.06.1743 22.10.1747 Тимофей (Щербацкий), митрополит рукоположен с 10.03.1748 по 22.10.1757 митрополит Московский и Севский Арсений (Могилянский), митрополит бывший архиепископ Переяславский и Дмитровский с 22.10.1757 по 02.04.1767 переименован митрополит Киевский и Галицкий Киевская и Галицкая С 02 апреля 1767 года Имена Сведения Арсений (Могилянский), митрополит бывший митрополит Киевский, Галицкий и всея Малыя России с 02.04.1767 08.06.1770 Гавриил (Кременецкий), митрополит бывший архиепископ Санкт-Петербургский и Ревельский с 22.09.1770 09.08.1783 Иларион (Кондратовский), епископ Переяславский и Бориспольский временно управлял Самуил (Миславский), митрополит бывший архиепископ Ростовский и Ярославский с 22.09.1783 05.01.1796 Иерофей (Малицкий), митрополит бывший епископ Черниговский и Нежинский с 01.04.1796 02.09.1799 Гавриил (Банулеско-Бодони), митрополит бывший митрополит Новороссийский и Днепровский с 29.09.1799 по 21.08.1803 на покое, с 27.03.1808 – член Св. Синода и экзарх Молдавии, Валахии и Бессарабии, с 21.08.1813 митрополит Кишиневский и Хотинский Серапион (Александровский), митрополит бывший архиепископ Казанский и Свияжский с 11.12.1803 по 24.01.1822 на покое; 14.09.1824 бывший архиепископ Псковский, Лифляндский и Курляндский с 24.01.1822 митрополит с 16.03.1822 23.02.1837 бывший архиепископ Ярославский и Ростовский с 18.04.1837 21.12.1857 бывший митрополит Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии с 01.03.1858 по 01.07.1860 митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Арсений II (Москвин), митрополит бывший архиепископ Варшавский и Новогеоргиевский с 01.07.1860 28.04.1876 Филофей (Успенский), митрополит

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Характерно то, как долго тянулся период местоблюстительства — с 1700 по 1721 г.: Петр не мог сразу решиться на упразднение патриаршества. И пока не был решен принципиальный вопрос о форме высшей церковной власти, Петр продолжал свою политику — пополнял церковную иерархию малороссами, настоятелями монастырей тоже обычно назначались иеромонахи и архимандриты из Киевской митрополии. Такая политика продолжалась всю 1-ю половину XVIII в., особенно последовательно — при Елизавете (1741–1761) [ 1190] . Монашество великорусских монастырей, верное допетровской традиции, с большим недоверием смотрело на малороссов как на «латинян»: так в свое время смотрели на них патриархи Иоаким и Адриан, монах Евфимий и другие. Епископ Иоасаф Горленко († 1754) пишет в своих письмах о том, что великорусы везде с недоверием относятся к малороссам . К тому же существовали и социальные различия между малороссийским и великорусским духовенством. Первое, пока оно жило под польской короной (Западная Россия, многие жители которой переселялись в Россию, по-прежнему принадлежала Польше), польско-литовскими законами было в некоторых правах уравнено с дворянством (шляхетством). До 1728 г. духовенство в Киевской митрополии, как и дворянство, имело право покупать землю и принимать в дар имения. Во времена императрицы Анны оно все еще сохраняло некоторые из привилегий, которых не было у великорусского духовенства . Это тоже было одной из причин взаимной неприязни между малороссийским и великорусским духовенством, ибо первое смотрело на последнее с презрением. Епископы из Малороссии отличались особым высокомерием, крутым администрированием и жестоким обращением с подчиненным им приходским духовенством и монашеством. Можно вспомнить ряд архиереев такого типа, например, Гедеон (Вишневский), епископ Смоленский (1728–1761); Тимофей (Щербацкий), митрополит Московский (1757–1767); Амвросий (Зертис-Каменский), архиепископ Московский (1767–1771), в 1771 г. убитый народом во время «чумного бунта»; Пахомий (Симанский), епископ Тамбовский (1751–1766); Арсений (Мацеевич), митрополит Сибирский (1741/1742) и Ростовский (1742–1763); Павел (Конюскевич), митрополит Сибирский (1758–1767); Кирилл (Флоринский), епископ Севский (1766–1778) .

http://sedmitza.ru/lib/text/436672/

В просьбе своей от 4 июля 1767 г. Каплуновские священники Иоанн и Прокопий Умановы писали: «Дед его Иоанна, и Прокопия прадед, Иоанн Ильич был священником в Каплуновке до 30 лет, которому ишеющаяся ныне Каплуновская икона Пресвятой Богородицы явилась; с сею иконою во время с российскою армиею шведской войны был он под Полтавою, – а оттуда взят был в Москву и тамо прожил не малое время и с оным образом отпущен паки в Каплуновку. Отец его Иоаннов и дед Прокопиев Андрей и Демьян, Прокопия отец, были также при оной церкви священниками». В Каплуновском храме находятся самые верные памятники благоговения Царя Петра к чудотворной иконе. а.) Для чудотворной иконы Царем Петром устроена серебрянная вызлощенная риза с дорогими камнями и с серебрянным киотом. Это было после Полтавской битвы. В последствии на чудотворную икону возложена была золотая риза с драгеценными камнями, дар благодарности Матроны Гамалеевой, принесенный в 1804 г.; а риза царская возложена на копию чудотворной иконы, стоящую в храме за левым клиросом. б.) Святое евангелис М. п. 1699 г., в серебрянной вызлощенной оправе, с такой надписью по краям оклада: «1705 г. февр. 25 д. по указу В. Государя построено сие св. евангелие Ингерманландской канцелярии на Государевы деньги Ахтырского уезда в с. Каплуновку в церковь Пресв. Богородицы весом серебра 15 фунт. 4 золотн., а на позолоту 35 червонцев». Чило прихожан: в 1730 г. 890 муж. 879 жен., в 1750 г. 935 муж. 910 жен., в 1770 г. 986 муж. 943 жен., 1780 г. 1007 муж. 992 жен., в 1790 г. 1130 муж. 1172 жен., 1810 г. 1140 муж. 1202 жен., в 1830 г. 967 муж. 1022 жен., в 1850 г. 1036 муж. 1098 жен. пола. Из указа Консистории 1767 г. видно, что а.) 1738–1767 г. были в Каплуновке три священника, а в 1767 г. третий священник «за неимением указного числа приходских дворов» отменен; б.) «подцерковной и собственной земли не имеется», писали тогда священники; в) «в продаже свечей попадьям священников препятствие не чинить», предписывала Консистория. ГОРОДНАЯ На р. Мерле в 6 верстах от Краснокутска, 30 от Богодухова и в 35 от Ахтырки.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Арсений (в миру Александр Мациевич; 1697–1772) — митрополит, последним противник церковной реформы Nempa I. Управлял Ростовской епархией с 1742 по 1763 г.; стал в резкую оппозицию к светской власти, игнорировал постановления Синода и сочинял обличающие проповеди. Был предан суду и заточен сначала Николо-Корельский монастырь возле Архангельска, а затем, после лишения монашества, в ревельский каземат (под именем «Андрея Враля»), Сведения о суде Арсением, которые ниже приводит Артынов, легендарны и содержат элементы родного творчества. Лествицын Вадим Иванович (1827–1889) — ярославский краевед. Лествицын Вадим Иванович (1827–1889) — ярославский краевед. См.: Выдуманное письмо о кончине Арсения Мациевича//Рус. старина. 1879. С. 197–198. См.: Выдуманное письмо о кончине Арсения Мациевича//Рус. старина. 1879. С. 197–198. Имеется в виду граф Валентин (а не Валериан, как пишет Артынов) Платонович Мусин-Пушкин (1735–1804), который стал генерал-фельдмаршалом только в 1797 г. Имеется в виду граф Валентин (а не Валериан, как пишет Артынов) Платонович Мусин-Пушкин (1735–1804), который стал генерал-фельдмаршалом только в 1797 г. Саккос — часть облачения архиереев в виде большого прямоугольного куска материи с вырезом для головы в середине и небольшими широкими рукавами. Саккос — часть облачения архиереев в виде большого прямоугольного куска материи с вырезом для головы в середине и небольшими широкими рукавами. Бунт — здесь в значении: куча. Бунт — здесь в значении: куча. Посошник — причетник, держащий архиерейский посох. Посошник — причетник, держащий архиерейский посох. Иустин (в миру Иоанн Яковлевич Охотин; 1823–1907) — инспектор Ярославской духовной семинарии (1855–1871), архиепископ Харьковский и Ахтырский (1879–1882). Иустин (в миру Иоанн Яковлевич Охотин; 1823–1907) — инспектор Ярославской духовной семинарии (1855–1871), архиепископ Харьковский и Ахтырский (1879–1882). Тимофей (в миру — Тихон Иванович Щербацкий; 1698–1767) — митрополит Московский (1698–1767). Тимофей (в миру — Тихон Иванович Щербацкий; 1698–1767) — митрополит Московский (1698–1767).

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

Сведений о том, кто сопровождал 28 мая 1767 г. Императрицу Екатерину II во время посещения КБМ и служил Божественную литургию, в выявленных источниках и литературе не содержится. Где в это время находилась настоятельница монастыря, не известно. Сведения о таковой вообще носят крайне скудный характер: так, Е.А. Малов упоминал только её имя - «Евдокия» - и годы настоятельствования - 1764 - 1778.(20) Предположительно богослужение происходило в самом Казанском соборе (соборе Казанской иконы Божией Матери), но прямых указаний на это также не обнаружено. Однако при всём при этом достоверно известно, что перед участием в богослужении Императрица Екатерина II встретилась с Н.Н. Кудрявцевым. Судя по всему, это и было её наиболее ярким впечатлением от посещения КБМ. «Скажите брату вашему, - писала, в частности, 29 мая 1767 г. Императрица Екатерина II графу Н.И. Панину, - что вчерась я была в здешнем девичьем монастыре, где у ворот встретил меня его дедушка, Кудрявцов, и так мне обрадовался, что почти говорить не мог. Я остановилась и с ним начала говорить, и он мне сказывал, что он очень слаб и почти слеп, и как головою всё подвигался, чтоб меня видеть, то и я гораздо к нему подвинулась, чем он казался весьма довольным; он уже ни ходить, ни одеваться не может, его водят».(21) В письме графу Н.И. Панину от 31 мая 1767 г. Императрица Екатерина II также сообщила о состоявшемся обмене подарками с Н.Н. Кудрявцевым: «Старик Кудрявцов подарил мне весьма изрядной цуг лошадей, - писала она, - а я к нему послала табакерку золотую».(22) Дальнейшие повествования о встрече Императрицы Екатерины II с «бессмертным дедом Петра Ивановича» можно считать литературными «переработками» этих эпизодических эпистолярных свидетельств. Показательным в данной связи является следующий случай. В своём исследовании «Н.А. Кудрявцев и его потомство», опубликованном в 1887 г. в «Историческом Вестнике», Д.А. Корсаков писал: «В мае 1767 года императрица Екатерина II посетила Казань. Нефёд Никитич Кудрявцев был уже в то время весьма дряхлым старцем: ему было лет 90 или даже более того - он переживал свой век. Он не только похоронил обеих своих дочерей, но и зятя - Алексея Даниловича Татищева и вну[ч]ку, Анну Алексеевну, первую жену графа Петра Ивановича Панина. Кудрявцев не мог уже ясно разглядеть черты лица " Семирамиды севера " , так как был почти слеп и жаждал хоть слышать голос той " героини " , " славнейшей из жён " , которой восхищались все современники и которую он знал лишь понаслышке. Много хлопот стоило это дряхлому старику, на которого в то время в Казани, по-видимому, не обращали уже особого внимания; но Нефёд Никитич достиг, наконец, своего желания, и в воспоминание своей радости подарил императрице четвёрку прекрасных вороных лошадей с своего Каймарского завода. Екатерина II называет Кудрявцева в шутку " бессмертным " в своих письмах из Казани в Никите Ивановичу Панину».(23)

http://ruskline.ru/analitika/2017/12/06/...

Из высочайшего указа от 20 декабря 1767 года видно, что постоянной мыслью Арсения в Корельском монастыре было негодование на Св. Синод. Он уверял, что в иных обителях и пива сварить не из чего; что прежние цари обогащали церковь а нынешние разграбили ее; что государыня подписывает все, что поднесут ей бояре, русских обычаев не знает и в законе не тверда. Вменялось в вину Арсению и то, что он, будучи лишен архиерейского сана, «осмелился без архиерейского благословения, в Николаевском монастыре, яко ссыльный, сказывать публично в церкви проповеди ». В виду всего указанного повелевалось Арсения сослать в Ригу, под именем Андрея Враля. Не вышел оправданным и архимандрит Антоний. Так как он монаха Арсения содержал слабо, не доносил, по долгу присяги, слыша возмутительные его разглашения, позволял ему проповедовать, брал с него взятки и т. д., то указом от 20 дек. 1767 г. определено было, чтобы «не возводить Антония ни на какое начальство, дабы он не мог напоенною от Арсения злостию других уловлять, ниже делать какие либо непристойные разглашения и чтобы о содеянных им преступлениях имел случай приносить покаяние». В силу высочайшего указа, сообщенного князем Вяземским 21 декабря 1767 г. Рафаилу, епископу Архангельскому, последний 31 декабря 1767 г. в секретном донесении писал Вяземскому, что Антоний для наказания ни на какое начальство возводим не будет и в наказание послан в Архангельский монастырь, где быть ему безысходно и о содеянных своих преступлениях от Создавшего просить прощения; а чтобы он не мог напоенною от Арсения злостию уловлять других, то к нему приставили служителя». Привлечено было к делу об Арсении монахе и много монастырской братии: иеромонахи Иосиф Юрьев и Григорий, игумен Геннадий, слуга Егор Сухорука и друг. Приведенное дело, помимо отношения его к исторической личности Арсения Мацеевича , интересно еще и потому, что оно дает право заключать, что жизнь некоторых иноков Никольского монастыря в рассматриваемое время далеко не соответствовала идеалам аскетической жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Grigo...

По правую сторону архиерейского дома – кухня с очагом и двумя покоями, от кухни к башне 10 покоев с галлереей, у них в мезонине 4 покоя. По левую сторону – к Черной речке – 9 покоев, хлебная, кухня, трапеза, сени, в них лестница в мезонин, по галлерее от архиерейского дома к Черной речке между столбами окончины со стеклами, пол выстлан кирпичем на ребро, в мезонине 2 покоя 3496 . Помещение было невполне готово и в июне 1767-го года требовалось, между прочим, сделать в архиерейском доме «близ церкви крестовой две кельи маленькие деревянные для теплоты и убранства» и «дорогу от Александро-Невской церкви к кельям архиепископа прямо проложить» и «чрез яму бывшей соборной церкви переходы от келий до келий братских» сделать. Денег в Конторе строения не было, и архиепископ Гавриил предлагал позаимствовать требующуюся небольшую сумму из монастырской казны 3497 . В Златоустовской церкви в феврале 1767-го года подвешивали к иконостасу лампады 3498 . Тем не менее обе церкви были освящены только в 1770-м году 3499 . Сданы были работы по изготовлению железных фигурных решеток в архиерейский дом и флигеля 3500 . В просфорне «для теплоты» сделан каменный простенок 3501 . В 1767-м году доканчивали устройство Русских печей и очага в хлебне, пирожной и братской кухне в поземном строении по каменному каналу 3502 . В 1768-м году на части строения от архиерейского дома к Черной речке, законченной еще в 1765-м году, заменили временную деревянную крышу железной 3503 . Что же касается общего приема строений, то Монастырь, как-будто, от него воздерживался. Видимо, все было закончено наспех и требовало доделок. Комиссар Конторы строения не раз ходил к эконому Монастыря и просил принять от него строения по описи, но эконом отвечал, что не имеет на прием приказания архиепископа. А затем, когда возникла формальная переписка, ответил, 10-го декабря 1767-го года, ссылаясь на высочайшее повеление 1732-го года, что он не допускает частичного приема, ожидая, когда все строение будет закончено и исправлено обветшавшее. Строения в церкви оставались в ведомстве Конторы строения и в январе 1768-го года 3504 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010