С одной стороны, эти дискуссии полезны: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» ( 1Кор.11:19 ). Однако представляется, что исходить надо из очевидного факта, что церковно-славянский язык является живым богодухновенным священным языком реального Богочеловеческого организма, а не бесформенным материалом в пошивочной мастерской. Он имеет свою непрерывную духовно-мистическую и лингвистическую историю, свое развитие, а также божественную метаисторию, по-своему схожие с развитием технологии иконописи и иконостаса (иконописный канон) – «богословия в красках». Нарушения любого церковного канона, вообще говоря, возможны, но духовно опасны: «Неужели мы [решимся] раздражать Господа? Разве мы сильнее Его? Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает» ( 1Кор.10:22–23 ). Все лингвистические, шрифтовые и иные средства церковно-славянского языка также есть специализированная церковная технология выражения благой вести (лингвистический канон). Поэтому допустимо говорить и о «лингвистическом богословии» ибо в Церкви Святой Дух действует везде: «изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» ( 2Пет.1:21 ); «все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» ( Рим.8:14 ). А между тем встречаются люди, пишущие о «литургическом возрождении», в частности, богослужебного языка, но почему-то даже не упоминающие о роли Духа Святого в появлении, содержании и развитии церковно-славянского языка. Многие вероучения употребляют (часто чрезмерно и надуманно) всяческие средства определения сакральности слов, букв, образов, символов. Православию же во всем дарована Духом Святым гармоничная абсолютная полнота, в том числе и в духовно-молитвенном оружии нашего богослужебного языка, дабы «Слово… Божие росло и распространялось» ( Деян.12:24 ). В языковедении феномен происхождения языка как такового остается областью догадок. На эту тему бытуют разные теории и гипотезы. Одна из самых ранних и сейчас наиболее глубоко обоснованных теорий – логосическая (от греч. Logos – понятие, разум, мысль). Идея о духовном или сверх-естественном божественном происхождении языка постоянно высказывается в философии и лингвистике. Вспомним Платона (IV в. до н.э.), св. Григория Нисского (335–394), епископа Ансельма Кентерберийского (1033–1109), немецких ученых И. Гердера (1744–1803), Г.Э. Лессинга (1729–1781), Д. Тидеманна (1748–1803) и В. Гумбольдта (1767–1835), священника П. Флоренского (1882–1937) и многих иных. В настоящей разделе, за недостатком места, не затрагивается православная духовная концепция происхождения языка, основы которой изложены в Библии, хотя в ней очень много интересного и поучительного для языкознания с точки зрения сущности, различий, общности и внутреннего единства языка.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Тимофей 1748–1757 Иосиф III 1509–1521 Арсений 1757–1770 Иосиф IV 1523–1534 Гавриил 1770–1783 Макарий II 1535–1556 Самуил 1783–1796 Сильвестр 1556–1567 Иерофей 1796–1799 Иона 1568–1577 Гавриил 1799–1803 Илия 1577–1579 Серапион 1803–1822 Онисифор 1583–1588 Евгений 1822–1837 Михаил Рагоза 1588–1596 Филарет 1837–1857 Иов Борецкий 1620–1631 Исидор 1858–1860 Исайя 1631–1633 Арсений 1860–1876 Петр Могила 1633–1647 Филофей 1876–1882 Сильвестр Коссов 1649–1657 Платон 1882–1891 Дионисий Балабан 1658–1663 Иоанникий 1891 Иосиф 1663–1676 Феогност 1900 Антоний 1676–1679 Флавиан 1903 Гедеон 1685–1690 Так же преемственно должна передаваться пастырская власть и в будущем, так как только при этом условии Церковь Христова может достигать своего назначения, а потому истинное священство пребудет в ней вечно. Ап. Павел, говоря об установлении таинства причащения, замечает: «всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он приидет» ( 1Кор. 11:26 ), т. е. до второго пришествия Христа на землю. Без совершителей же это таинство не может существовать. Сам Иисус Христос, облекая апостолов благодатною влагою, сказал им: «и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:18–20). Но апостолы не пребывали во плоти до скончания века, поэтому обещание Его относится не только к ним, но и к их преемникам, так как пастырское служение, по словам ап. Павла, должно совершаться в Церкви, «доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» ( Еф. 4:11–13 ), а это возможно лишь в будущей жизни. Св. ап. Петр, давая наставления пастырям относительно управления Церковью, говорит: «когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» ( 1Пет. 5:1–4 ), чем также ясно указывает, что исполнение пастырской обязанности пасти стадо Христово должно продолжаться до второго пришествия Христова на землю и страшного суда, когда действительно исполнители заповедей Христовых получат неувядаемый венец славы. 536

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЕССИНГ [Нем. Lessing] Готхольд Эфраим (22.01.1729, Каменц, Саксония - 15.02.1781, Брауншвейг), нем. писатель, поэт, драматург, философ и теоретик искусства, один из ведущих представителей нем. Просвещения . Жизнь Г. Э. Лессинг Портрет. 1771 г. Худож. Антон Графф (б-ка Лейпцигского ун-та) Г. Э. Лессинг Портрет. 1771 г. Худож. Антон Графф (б-ка Лейпцигского ун-та) Род. в многодетной семье протестант. пастора Иоганна Готфрида Лессинга и его жены Юстины Саломеи (урожд. Феллер). После посещения городской школы Каменца обучался в 1741-1746 гг. в элитной школе-интернате Санкт-Афра в Майсене. В 1746 г. поступил в Лейпцигский ун-т, где изучал теологию, а с 1748 г.- также и медицину. Наиболее сильное влияние в период студенчества на Л. оказали филолог И. А. Эрнести, историк И. Ф. Крист и математик А. Г. Кестнер. Благодаря знакомству с К. Милиусом и К. Ф. Вайсе Л. сблизился с членами труппы лейпцигского театра Ф. К. Нойбер. В 1747-1748 гг. он опубликовал при поддержке Милиуса свои первые поэтические опыты и комедию «Дамон, или Истинная дружба» (Damon oder die wahre Freundschaft), а в 1748 г. получил известность как драматург благодаря успешной премьере поставленной театром Нойбер комедии «Юный ученый» (Der junge Gelehrte). Увлекшись искусством, Л. предпочел академической или пастырской деятельности образ жизни свободного литератора и в 1748 г. переехал в Берлин, где жил до 1755 г. с перерывом на краткое пребывание в Виттенберге с целью защиты написанной в 1751-1752 гг. диссертации об испанском писателе и враче XVII в. Х. Уарте. Вращаясь в берлинских околотеатральных и богемных кругах, Л. зарабатывал на жизнь литературным трудом в периодических изданиях - «Берлинской привилегированной газете» под ред. Милиуса (сначала как рецензент и переводчик, а с 1751 как редактор ежемесячного беллетристического приложения «Новейшее из царства остроумия») и «Критических сообщениях из царства учености» под ред.

http://pravenc.ru/text/2463601.html

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ 08(21)04.1959 06(19)09.1960 КРУТИЦКАЯ 06(19)09.1960 28.07(10.08)1963 в/у МОСКОВСКАЯ 06(19)09.1960 28.07(10.08)1963 Питирим Старинский ХМЕЛЬНИЦКАЯ 13(26)08.1992 09(22)06.1993 НИКОЛАЕВСКАЯ 09(22)06.1993 КОВНЕНСКАЯ 08.09.1843 06.11.1848 РИЖСКАЯ 06.11.1848 09.03.1867 в/у ПСКОВСКАЯ 11.03.1850 15.04.1856 ДОНСКАЯ 09.03.1867 25.04.1877 ОДЕССКАЯ 25.04.1877 04.02.1882 КИЕВСКАЯ 04.02.1882 01.10.1891 Платон Грузов МУРОМСКАЯ 21.01.1896 27.02.1904 Сщмч. Платон Кульбуш ТАЛЛИННСКАЯ 31.12.1917 01(14)01.1919 в/у РИЖСКАЯ 10.01.1918 01(14)01.1919 Платон Левшин ТВЕРСКАЯ 10.10.1770 20.01.1775 МОСКОВСКАЯ 20.01.1775 13.07.1811 Платон Лобанков АРГЕНТИНСКАЯ 04(17)07.1970 11(24)02.1971 САМАРКАНДСКАЯ 11(24)02.1971 12(25)06.1971 в/у ТАШКЕНТСКАЯ 11(24)02.1971 12(25)06.1971 ТАШКЕНТСКАЯ 12(25)06.1971 28.09(11.10)1972 ВОРОНЕЖСКАЯ 28.09(11.10)1972 14(27)10.1975 Платон Любарский ТАМБОВСКАЯ 26.02.1794 11.03.1794 АСТРАХАНСКАЯ 11.03.1794 18.08.1805 ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ 18.08.1805 20.10.1811 Платон Малиновский КРУТИЦКАЯ 19.09.1742 14.04.1748 в/у МОСКОВСКАЯ 10.06.1745 14.04.1748 МОСКОВСКАЯ 14.04.1748 14.06.1754 Платон Петров УМАНСКАЯ Платон Петрункевич ВЛАДИМИРСКАЯ 20.03.1748 16.04.1757 Платон Рождественский ЧИГИРИНСКАЯ 05.06.1902 08.06.1907 АМЕРИКАНСКАЯ 08.06.1907 20.03.1914 КИШИНЕВСКАЯ 20.03.1914 05.12.1915 ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ 05.12.1915 13.08.1917 КАВКАЗСКИЙ ЭКЗАРХАТ 13.08.1917 09(22)02.1918 ОДЕССКАЯ 09(22)02.1918 1920(?) в/у АМЕРИКАНСКАЯ 29.09(12.10)1923 03(16)01.1924 (АМЕРИКАНСКАЯ, паки 03(16)01.1924 07(20)04.1934) Платон Руднев в/у БОГОРОДСКАЯ (Моск.) 24.09(07.10)1923 01(14)10.1923 БОГОРОДСКАЯ (Моск.) 01(14)10.1923 Платон Тихомиров в/у ТУЛЬСКАЯ (1928) Платон Троепольский ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ 13.12.1864 21.08.1868 ТОМСКАЯ 21.08.1868 08.10.1876 Платон Удовенко в/у АРГЕНТИНСКАЯ 23.11(06.12)1973 03(16)12.1973 АРГЕНТИНСКАЯ 03(16)12.1973 15(28)01.1980 ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ 26.07(08.08)1980 04(17)12.1984 в/у ЧЕЛЯБИНСКАЯ 26.07(08.08)1980 04(17)12.1984 ЯРОСЛАВСКАЯ 04(17)12.1984 19.10(01.11)1993 АРГЕНТИНСКАЯ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Каракалла (Каракала) (кон. XVII в., Димицана, Пелопоннес - не ранее 27.07.1775, скит св. Анны, Афон), патриарх К-польский (28 (по др. данным - 29) сент. 1748 - май/июнь 1751; 7 сент. 1752 - 15 (по др. данным - 16) янв. 1757). Происходил из знатного греч. рода; после захвата Пелопоннеса в 1715 г. турками был вывезен в К-поль, бежал на Афон, затем на о-в Патмос, где обучался в Патмосской школе (Патмиаде) у дидаскала Макария Патмосского (Калогеры) и принял монашеский постриг. Не завершив обучения, К. переехал в К-поль, где жили его брат и сестра. В 1737 г. рукоположен во митрополита г. Меленико (ныне Мелник, Болгария). С 22 янв. 1745 по сент. 1748 г. занимал митрополичью кафедру Никомидии. Предшественник К. на Никомидийской кафедре Гавриил при поддержке одной из партий при дворе султана на протяжении 3 лет пытался оспорить назначение К. и в итоге добился своего восстановления. 28 (по др. данным, 29) сент. 1748 г. К. был поставлен патриархом К-польским вместо Паисия II, занимавшего Патриарший престол в 1744-1748 гг. в 3-й раз. Противники К. утверждали, что его поставление связано со взятками и интригами высокопоставленных родственников, однако архивные документы свидетельствуют, что Паисий оставил Патриарший престол добровольно, а К. был избран общим решением Поместного Собора ( Σαβρμης. 1933. Σ. 164-165). Низложение и удаление К. на о-в Халки в июне 1751 г. было связано с его позицией по вопросу о повторном крещении католиков. Второму Патриаршеству К. в 1757 г. положили конец интриги сменившего его на Патриаршем престоле Каллиника IV , а также удаленных из К-поля архиереев, находившихся в оппозиции к К. «Низложение» К. (Ibid. Σ. 177-186) собственноручно подписал патриарх Каллиник IV. Документ резкой полемической направленности содержит многочисленные выпады и оскорбления в адрес К. Он был сослан на Кипр (по др. сведениям, на Синай), затем получил дозволение переселиться на Афон, где подвизался в скиту св. Анны. В 1763 г. он без разрешения патриарха К-польского Самуила прибыл в столицу под предлогом решения долговых вопросов. В действительности его приезд объяснялся желанием вернуться на Патриаршую кафедру в 3-й раз. Однако эти попытки не увенчались успехом: патриарх Самуил подтвердил документ о низложении 1757 г., и К. вновь был сослан сначала на Синай, а затем на Афон. Изображение К. на фреске в скиту св. Анны (опубл. в: Γριτσπουλος. 1959. Σ. 385) содержит дату «27 июля 1775», однако невозможно сказать, идет ли речь о дате кончины К. или о времени создания изображения.

http://pravenc.ru/text/1840371.html

Житие А. Денисова написано А. Борисовым 5 , собравшим и изложившим сохранившиеся в преданиях Выговской пустыни и у современников А. Денисова сведения о его жизни и деятельности. Мы будем ссылаться на список нашей библиотеки 302 (XIX в.) 6 . Это сочинения старообрядцев. Особенно важны для нас сочинения двух писателей – Г. Яковлева и А. Иродионова. Оба они пришли на Выг, большаки Выговские скоро оценили их способности и приблизили к себе: первый стал келейником уставщика Трифона Петрова, а второй – самого Семена Денисова. Впоследствии, однако, оба они покинули поморцев, перешли в православие; Г. Яковлев присоединился в 1748 г., a A. Иродионов в 1747 г. Оба они написали обличения на своих прежних одноверцев, первый – «Испытание о раскольнических мнениях и исповедание о единой соборной истинной православной церкви, вкупе и извещение праведное о расколе беспоповщины в лето 1748-е, нелицемерное мое и чистое пред Господом Богом, многогрешного Григория Иаковлева сына», а второй – три сочинения: «Беседование о расколе Российском», «Послание к Даниловским раскольникам» и «Обличение раскольнического лжеучения»; они написаны между 1746 и 1748 гг. Выдержки из сочинения Г. Яковлева изданы Н. И. Субботиным в Братском Слове 1888 г, и отдельно, М. 1888 г, а сочинения А. Иродионова, им же в Братском слове 1884, 1890 и в 1891 и отдельно в трех выпусках за те же года. Сведения, ими сообщаемые, чрезвычайно ценны, как исходящие от очевидцев, и дают материал для проверки известий, сообщаемых старообрядцами. Кроме того, мы воспользовались самыми сочинениями писателей, составляющих Выговскую школу и учебниками, бывшими там в употреблении. Как известно, в конце XVII в., старообрядцы избрали Поморье местом для укрывательства от гонения. Леса и болота охраняли их от преследователей; тут, в бассейне р. Выга, протекающего по Повенецкому уезду нынешней Олонецкой губернии, они раскинули целую сеть своих келий: это была как бы одна обитель, растянутая на десятки верст. Здесь-то поселился и Даниил Викулин, дьячок из Шуньги. В 1691 г. к нему пришел Андрей Денисов. В 1694 г. они вместе основали новую обитель, знаменитую Выговскую пустынь. В 1697 г. пришли к ним отец Андрея, Дионисий, с сыновьями Семеном и Иваном. Они деятельно занялись строительством, устроили общежительство. К ним стал стекаться народ. Мы не будем излагать историю пустыни и направим интересующихся к исследованиям проф. П. С. Смирнова : «Внутренние вопросы в расколе XVII века», СПб. 1898 г., стр. 11–16, и «Споры и разделения в русском расколе в первой четверти XVIII века», СПб. 1909 г., стр. 6 и след., а также к статьям почтенного профессора, напечатанным в Христианском Чтении за 1910 и 1911 г.; и перейдем к предмету нашего исследования.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

Ко всем этим заботам по обновлению лавры, осложнявшим и без того нелегкий труд управления ею, к концу наместничества в ней св. Иоасафа присоединяются новые, вызванные перестройкой обветшавшего Троицкого подворья в Москве 2095 . Едва ли будет несправедливостью, если скажем, что для св. Иоасафа, строгого подвижника и углубленного молитвенника, служение в качестве наместника Троице-Сергиевой Лавры было тяжелым крестом: как наместник лавры, самой богатой и самой знаменитой обители в России 2096 , он —636— был не только руководителем подведомых ему иноков, но и администратором, по обязанности соприкасавшимся с самыми разнообразными сторонами вне-монастырской жизни 2097 . Но эта обременительная для св. Иоасафа деятельность имела в его жизни особое значение: за время своего наместничества в лавре он приобрел широкий практический опыт и большие практические знания: они оказались ему необходимыми в самом скором времени на новом высшем служении, – служении епископском. В ночь с 1-го на 2-ое января 1748 г. умер Антонии Черновский, митрополит Белгородский и Обоянский. Указом императрицы Елисаветы Петровны (от 15 марта 1748 г.) повелено Святейшему Синоду произвести во епископа Белгородского наместника Троице-Сергиевой лавры и архимандрита Иоасафа Горленко, который, согласно высочайшему повелению, и был вызван в Петербург для хиротонии. 1 июня 1748 г. совершено было наречение Иоасафа Горленко Белгородским епископом, а 2-го состоялась самая хиротония в Петропавловском соборе в присутствии Государыни и императорской фамилии: хиротония совершена «синодальным преосвященным Синодом, архиепископом Псковским и Нарвским с присутствующими преосвященными Иларионом, епископом Крутицким. Арсением, архиепископом Переяславским, Платоном, епископом Владимирским, с епархиальными архиереями Антонием-Вятским и Порфирием – Суздальским» 2098 . Святитель Иоасаф вступил на Белгородскую кафедру на 43-м году от рождения и 23-м от пострижения в монашество. Эти 23 года прошли в непрерывных трудах, все более и более возраставших и как бы подготовлявших его к занятию епископского престола. Но вместе с этими тру-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Дабы заохотить и расположить это дикое племя к обращению в христианскую веру, предоставлялись им разные преимущества, как в гражданском, так и в военном званиях. Это ясно выражено в инструкции 1729 года из Белгородской губернской канцелярии. Капитану Стремоухову предписывалось: «Калмыкам никакого утеснения не чинить, да не будут принуждены бежать паки в калмыцкие улусы, веру греческого исповедания нарушить и жалованье им данное может пропасть». То же самое выражено в Высочайше утверждённом штате воинской команды калмыков и казаков в 1740 году, где в примечании, против них, относительно определения им жалованья, сказано: «Калмыкам, для придания к службе охоты и превращения к православной вере, прежнее (то есть жалованье) что ныне получают». К сожалению некрещенные калмыки не долго могли ужиться в Чугуеве. Статистика города Чугуева показывает, что в 1748 году «Калмыки, поселившиеся в городе Чугуеве и не воспринявшие Святого крещения, удалились в свои улусы». Дикому племени не понравился указ 1748 года, уравнивавший содержание калмыков в мирное и военное время с содержанием казаков, тогда как прежде того калмык получал жалованья в год 15 рублями больше, чем казак. Рассказы местные прибавляют к тому, что некрещеным калмыкам деланы были некоторые стеснения, в намерении склонить их к принятию христианства, и что эти стеснения также содействовали удалению их из Чугуева. Однако из этого самого, что вместе с некрещеными калмыками удалились, по местным же сведениям, и некоторые из крещённых, очевидно, что собственно оскорблённая указом 1748 года жадность к выгодам заставила дикарей уйти на степные кочевья. Оставшиеся в Чугуеве калмыки мало по малу роднились «с сведенцами» из разных городов русского царства, а чрез то сливались с русским племенем, теряя калмыцкий тип свой. За 25 лет в Чугуеве было ещё 7-мь семей калмыцких; а ныне в 6-м округе, в Скрыпаеве и в иных местах, ещё можно видеть лица с чистым калмыцким типом. КАМЕННАЯ ЯРУГА Земли Каменной Яруги, или Каменного, получившей своё название от слоёв камня, доселе ломаемого здесь, в 1647 году отведены были 200 стрельцам Чугуевским.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Но в нужном случае нельзя было надеяться на одни субсидии; надобно было приготавливать другие средства, которые находить было очень трудно. В июне Сенат имел рассуждение, что многие разные присутственные места считают друг на друге многие и неоплатные долги и долгое время не платят; поэтому приказал из всех присутственных мест в Сенат подать ведомости, сколько какое место кому должно на нынешний 1748 год и для чего тот долг не в платеже. Штатс-контора объявила, что она имеет долг на Главной полицмейстерской канцелярии с 732 года 80140 рублей, на Сибирском приказе с 731 года – 261660 рублей, на Соляной конторе с 727 года – 676326 рублей, всего – 1018127 рублей. Тогда же президент Штатс-конторы Шипов доложил, что прислан из Сената указ об отпуске в Швецию на минувшие три срока 150000 рублей, но Штатс-конторе отпустить такой суммы не из чего; по именным указам за неимением денежной казны исполнения еще не учинено; по именным указам надлежит отпустить 99572 рубля, да за прошлые годы и настоящий 1748-й на январскую и майскую трети в определенные расходы Штатс-контора заплатить должна 3234440 рублей, а с вышеозначенными это составит 3334013 рублей, а губернии высылкою денег всеконечно безнадежны, у них и на тамошние расходы недостает. Сенат приказал в Штатс-контору послать указ: требуемую сумму отпустить в Иностранную коллегию в самой скорости и не имея никаких отговорок. Это было в июле, а в сентябре Штатс-контора прислала доклад: по именным указам Штатс-конторе надобно отпустить теперь денежной казны: для взносу в комнату их высочеств на будущую сентябрьскую треть – 26666 рублей 66 1/2 копейки, которые велено отпускать в начале каждой трети. На дачу лейб-компании на эту майскую треть жалованья 28221 рубль 19 1/2 коп., которые велено отпускать по прошествии трети, не продолжая более недели; в Камерцалмейстерскую контору на дачу придворным на майскую треть – 47305 рублей 29 1/2 коп., что велено отпускать по прошествии трети, не продолжая более трех дней; да сверх того, обретающимся в Петербурге министрам, сенаторам и всем служащим на майскую треть – 47806 рублей 84 1/2 коп., итого – 150000 рублей, а в петербургской рентерее денежной казны ничего нет; не повелено ли будет 150000 отпустить из Монетной канцелярии под образом займа? Сенат согласился. 1 декабря опять доклад той же Штатс-конторы, что в петербургской рентерее денег нет, а нужно платить в комнату их высочеств, и лейб-компании, и придворным, и всем служащим в Петербурге. Сенат приказал: Монетной канцелярии из капитальных денег в Штатс-контору под образом займа отпустить 200000 рублей немедленно, а возвратить из присылаемых в Штатс-контору для передела на Монетный двор ефимков и серебра первых присылок.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

ТРЕТЬЯ РЕДАКЦИЯ «ХОЖДЕНИЯ» РНБ. Общее собр. ркп. книг (Ф. 560). F. IV. No 319. «Путешествие Иоанна Лукианова». Рукопись последней четверти XVIII в. (водяные знаки: вензель – типа Тромонин, No 1099 – 1742 г., No 1100–1748 г.; герб Ярославской губернии, по Клепикову, II, третьего типа – 1748–1751, 1756 гг., по Тромонину, No 427 – 1748 г.; «Pro Patria» с литерами «АГ» и вензелем – Участкина, No 707 – 1786 г.); 1° (34,0 х 21,5); 78 л. (76 II; л. I – поздний, без филиграней, с комментарием С.А. Соболевского; л. II – единственный в рукописи с филигранью герба Ярославской губернии, на нем рукой С.А. Соболевского написано название произведения; л. II об. – чистый); полуустав. Нумерация листов цифровая, выполнена рукою С.А. Соболевского: сверху черными чернилами указан номер листа, красными – номер страницы; в нижнем углу каждой страницы дано указание на количество строк (как правило, на странице 40–41 строка). В рукописи есть выделенные киноварью инициалы (л. 1 и л. 1 об.) и целые строки (л. 2–7, 8, 9–12 об., 13 об.–16 об., 21 об.–22, 26, 27 об.–28 об., 30 об.–34 об., 36–37, 38, 39, 40 об., 42 об., 43 об.–44, 46 об.–47, 48–48 об., 54–55 об., 56 об.–57, 60, 61, 63, 65 об.). Текст на листе с двух сторон очерчен полями (двойными вертикальными линиями, проходящими от верхнего края листа до нижнего; поля от внешнего края – 3–4, 5 см, от внутреннего края – 2–2, 5 см). Переплет рукописи (XIX в.) сделан из плотного картона; на кожаном корешке переплета вытиснено: «Путешествие Лукьянова». На внутренней стороне верхней обложки – экслибрис С.А. Соболевского, книжный знак из белой бумаги: «Ex Bibliotheca Sobolewskiana» со вписанным от руки номером «22»; здесь же помещен текст дарственной: «В Императорскую Публичную библиотеку от С.А. Соболевского» – и новый шифр рукописи «F. IV. No 319». На л. I запись рукою С.А. Соболевского: «Эта рукопись доставлена мне из Орла в 1853-м году. Переплет на ней был старинный кожаный; никаких приписок или заметок нигде не находилось, кроме No 21-ого и слова путешественник, написанных внутри переплета.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010