Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Литература КОДОВ Христо Николов (15.08. 1901 - 17.07.1982), болг. филолог-медиевист, историк болг. языка и лит-ры, археограф и палеограф КОЖУХАРОВ Стефан Емануилов (13.11.1934 - 25.01.2000), болг. филолог, литературовед, гимнолог, археограф, музыковед КОНДОГЛУ Фотис (между 1892 и 1897 - 13.07.1965), художник, с творчеством к-рого связывают возрождение визант. стиля живописи в Греции; писатель КОНСТАНТИН МАНАССИ (ок. 1115, по другой версии - ок. 1130 - после 1173-1175, по др. данным - 1187), визант. писатель КОПТСКАЯ ЦЕРКОВЬ [Коптская Ортодоксальная Церковь], принадлежит к семье Древних Восточных (дохалкидонских, нехалкидонских) Церквей КОРАИС Адамантиос [Корай Адамантий] (1748-1833), представитель новогреч. Просвещения, филолог, писатель, деятель национально-освободительного движения КРАЧКОВСКИЙ Игнатий Юлианович (1883-1951), востоковед-филолог, один из создателей отечественной школы арабистики, основоположник изучения арабо-христ. литературы в России КЭРРОЛЛ Льюис [наст. имя Чарлз Латвидж Доджсон] (1832-1898), англ. писатель, математик, логик, фотограф, диак. Церкви Англии ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (1452 - 1519), итал. живописец, рисовальщик, естествоиспытатель, инженер и фортификатор, теоретик искусства и литератор, выдающийся представитель европ. Ренессанса и один из основоположников искусства Высокого Возрождения ЛЕССИНГ Готхольд Эфраим (1729 - 1781), нем. писатель, поэт, драматург, философ и теоретик искусства, один из ведущих представителей нем. Просвещения (1906-1999), литературовед, историк культуры, искусствовед, исследователь средневек. рус. книжности, издатель и переводчик древнерус. лит. памятников, общественный деятель ЛУРЬЕ Яков Соломонович (1921 - 1996), историк, литературовед, исследователь средневек. русской книжности, издатель и переводчик древнерус. лит. памятников, д-р исторических наук (1962) ЛУЧИЦКИЙ Кирилл Иванович (1815 - 1886), правосл. богослов, филолог, историк русской лит-ры, заслуженный ординарный проф. СПбДА

http://pravenc.ru/rubrics/123318_6.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Всемирная история стран и регионов. Европа КЛЕРК Джон (ок. 1480 - 1541), англ. церковный и политический деятель, дипломат; католич. (с 1523) и англикан. (после 1534) еп. Бата и Уэлса КЛЕРМОН-ГАННО Шарль Симон (1846-1923), франц. археолог, ориенталист, специалист по древней палестинской эпиграфике, дипломат КНУД IV (II) (ок. 1040 - 10.07.1086, Оденсе, Дания), св. католич. Церкви (пам. 10 июля), кор. Дании (1080-1086) КНУД I ВЕЛИКИЙ († между 11 и 13 нояб. 1035, Шафтсбери, Англия), кор. Англии (1016-1035), Дании (1018-1035) и Норвегии (1028-1035) КОВЕНАНТЕРЫ участники религ. движения в Шотландии, выступившие против введения в стране епископальной системы управления Церковью КОЛИНЬИ Гаспар II де (16.02.1519 - 24.08.1572), герцог, сеньор де Шатийон, франц. гос. деятель, адмирал Франции, один из предводителей гугенотов КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВИЧ Острожский (Василий) (1526-1608), кн. и магнат, воевода киевский, маршалок Волынской земли, покровитель правосл. Церкви в Речи Посполитой КОРАИС Адамантиос [Корай Адамантий] (1748-1833), представитель новогреч. Просвещения, филолог, писатель, деятель национально-освободительного движения КОРДОВА город в Юж. Испании, на берегу р. Гвадалквивир, кафедра католич. еп-ства (с III-IV вв.), в VIII-XI вв. столица мусульм. гос-ва Андалус КРОМВЕЛЬ Оливер (1599-1658), политический деятель и военачальник, лорд-протектор Англии, Шотландии и Ирландии (с 1653) КУЛЬТУРКАМПФ направление внутренней политики в Германской империи в 1871-1878 гг. с целью реформировать отношения между гос-вом и католич. Церковью ЛЕСБОС остров в сев.-вост. части Эгейского м., на нем расположены Митилинская митрополия Элладской Православной Церкви ЛИВОНСКИЙ ОРДЕН [полное название - Немецкий орден Пресв. Девы Марии в Ливонии], одно из подразделений Тевтонского ордена ЛУАРСАБ II царь Картли, мч. (пам. 21 июня; ранее в Грузинской Православной Церкви - 1 марта, 20 марта, 20 и 21 июня) ЛЮБЛИНСКАЯ УНИЯ соглашение 1569 г. об объединении в одно государство («Речь Посполитую обоих народов») Литовского великого княжества с Польским королевством

http://pravenc.ru/rubrics/123020_4.html

Слесарев А. В. Глава II. Календарная реформа в Элладской Православной Церкви II.I. Исторический контекст и предпосылки проведения реформы II.I.I. Элладская Церковь и греческое государство накануне реформы С самого начала турецкого завоевания Византии, произошедшего в середине XV столетия, в сердцах покорённых греков не угасали надежды на восстановление греческого национального государства. Частичное осуществление стремлений многих поколений произошло в 1830 году, когда состоялось провозглашение независимого Греческого Королевства. Однако возрождённая Греция в территориальном отношении мало походила на некогда необъятную Византийскую Империю. Кроме того, множество греков в то время всё ещё проживало под властью турок на исконно греческих территориях. Именно в этих условиях первой половины XIX столетия зарождается и программно вызревает греческая великодержавная национально-освободительная доктрина «Μεγλη δα» («Великая Идея»). «Великая Идея» воплотила в себя греческую национальную мечту об освобождении всего народа и о воссоздании национального государства в пределах Византийской Империи. Начало в теоретическом построении данной идеологии было положено Адамантисом Кориасом (1748–1833) и Ригасом Фереосом (Велестинлисом) (1757–1838) 80 . Наиболее же целостное оформление идейно-политическая программа греческого освобождения получила в трудах влиятельного политика (впоследствии премьер-министра Греции) Иоанниса Коллетиса. Впервые И. Коллетис озвучил принципы «Великой Идеи» 27 января 1844 года на заседании Греческого Национального Собрания, заявив о том, что Собрание это призвано решать не только судьбу Греческого Королевства, но и судьбы всей греческой нации, широко представленной на территории Европейской Турции и Малой Азии 81 . Осуществление «Великой Идеи» предполагалось при комплексном использовании политических, исторических, военно-стратегических, этнических и конфессиональных элементов 82 . Наличие религиозной составляющей в национально-освободительной идеологии предполагало адаптацию внешней и внутренней деятельности Православной Церкви к требованиям «Великой Идеи».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1749 г. был выдан в Кременное антиминс в храм Преображения Господня, но первый храм, по всей вероятности, существовал прежде сего времени. Как бы то ни было, в 1770 г. Преображенский храм сгорел, и новый храм построен был, в следующем году, уже во имя Святой Троицы с приделом в честь Архистратига Михаила. Придел с иконостасом прежнего храма освящен в 1772 г. по грамоте Тихона, епископа Воронежского, а об освящении главного престола выдана была грамота 20 апреля 1778 г. преосвященным Евгением, архиепископом Славянским и Херсонским. С 1808 г. жители Кременной решились построить каменный храм, и им выдана была храмозданная грамота 20 апреля 1808 г. Преосвященным Христофором Сулимой, епископом Харьковским. Сперва храм строился на пожертвования прихожан, потом выдана была книга, на имя обывателей слободы Авраама Осипенка и Харитона Зеленского для сбора подаяний в других местах. К 1825 г. храм отстроен был вчерне, на что употреблено до 7 150 рублей серебром. На окончательную отделку потребовалось ещё до 600 рублей серебром, и храм освящён был в 1833 г. с иконостасом прежнего храма. Книги храма: служебник, К. п. 1746 года; Новый Завет, Черниговской печати 1748 года. Бедствия: а) страшный голод и падеж скота 1788 года, для прокормления скота снята была тогда солома со всех построек, и однако от недостатка корма скот пал и кожами его покрывали хаты; зима того времени поныне слывет драною. б) Холера, от которой в 1831 г. было не много умерших, но в 1847 г. умерло 50 человек, а в 1848 г. до 505 человек. От цинги 1849 года так много было больных, что в лазарете не доставало для всех места, и ими занимали другие здания, даже поселянские хаты: но умерших, благодарение Господу, было только 40 человек. Из священников, служивших храму Святой Троицы, Иаков Польницкий служил 48 лет; его старанием приобретены храму: евангелие в 143 руб. серебром, колокол в 560 руб. серебром и несколько других вещей. Филарет Гумилевский «Историко-статистическое описание Харьковской епархии» Комментарии и обсуждение

http://sobory.ru/article/?object=52361

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Филология КВИРИКАШВИЛИ Лиана Сергеевна (род. 26.12.1939), доктор филологических наук, автор публикаций по визант. и груз. гимнографии КЕКЕЛИДЗЕ Корнелий Самсонович (1879-1962), проф., д-р филологических наук, акад. АН Грузинской ССР, один из основателей Тбилисского гос. ун-та; литературовед, историк, археолог КОДОВ Христо Николов (15.08. 1901 - 17.07.1982), болг. филолог-медиевист, историк болг. языка и лит-ры, археограф и палеограф КОЖУХАРОВ Стефан Емануилов (13.11.1934 - 25.01.2000), болг. филолог, литературовед, гимнолог, археограф, музыковед КОКОВЦОВ Павел Константинович (19.06.1861.- 1.01.1942), рус. востоковед-семитолог, филолог и публицист, основатель научной школы отечественной ассириологии и гебраистики КОПИТАР Варфоломей (Ерней) Бартол (1780-1844), словенский филолог-славист, один из основоположников славистики КОРАИС Адамантиос [Корай Адамантий] (1748-1833), представитель новогреч. Просвещения, филолог, писатель, деятель национально-освободительного движения КУЛАКОВСКИЙ Юлиан Андреевич (1855-1919), рус. ученый, историк, специалист в области истории Рима и Византии, филолог-классик, переводчик с латыни и древнегреческого, археолог, публицист ЛАББЕ Филипп (1607-1667), пресвитер ордена иезуитов; франц. историк, богослов, филолог, географ, видный представитель эрудитской эпохи развития европ. науки ЛУЧИЦКИЙ Кирилл Иванович (1815 - 1886), правосл. богослов, филолог, историк русской лит-ры, заслуженный ординарный проф. СПбДА МАИ [Май] Анджело (1782-1854), выдающийся итальянский филолог и палеограф, хранитель б-ки Амброзиана и Ватиканской библиотеки, член об-ва иезуитов, кардинал Римско-католической Церкви МАКСИМ ГРЕК (ок. 1470 - 1555/56), прп. (пам. 21 янв., 21 июня, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), русский писатель греч. происхождения, богослов, филолог, переводчик

http://pravenc.ru/rubrics/451767_2.html

В эпоху, предшествовавшую греческому восстанию 1821 года, преемники византийских исихастов по духу и по миропониманию «блаженные колливады» — святитель Макарий Коринфский (1731–1805), прп. Никодим Святогорец (1749–1809), прп. Афанасий Паросский (1725–1813) и святой патриарх Григорий V (1745–1821), чье имя стоит особого упоминания — все они вновь столкнулись с волной патриотизма и национального возрождения. Это возрождение черпало свое вдохновение в освободительных идеях французской революции и эпохи Просвещения, которые повлияли на национальные движения во многих странах (в том числе и в Греции). Перенесенные в церковную сферу, они породили стремление к образованию Поместных Церквей исключительно на национальной основе — явление, названное Константинопольским собором 1872 года «ересью филетизма». Так вот, колливады не только не одобряли «националистических» идей современников, но и выступали против освобождения своего народа от власти турок путем восстания. И наоборот, противоположную, так сказать «патриотическую», позицию как в эпоху падения Византии, так и в эпоху национального восстания в Греции занимали как раз гуманисты и просветители. Среди первых упомянем Димитрия Кидониса (1324–1397), среди вторых — Кораиса (1748–1833) и Фармакидиса (1784–1860), принесшего неисчислимые беды Греческой Церкви. И не случайно имена св. Григория Паламы и св. Геннадия Схолария , прп. Афанасия Паросского и священномученика патриарха Григория V многими греческими патриотами называются в числе «предателей отечества». Святые — это провозвестники действенности и реальности покаяния, проповедники Благодати, свидетели Царства Божия! К сожалению, приходится констатировать, что в связи с канонизацией, например, св. Феодора Ушакова об этом не было сказано ни слова: лишь как бы вскользь и «нехотя» иногда отмечалось, что он творил милостыню, посещал богослужения и, возможно, в чем-то каялся… Основной же упор делался и делается на его подвиги в защиту отечества, что видно хотя бы из тех его слов, которые приводятся составителями его Жития в качестве «обобщения» всей его жизни: «Не отчаивайтесь! — говорил он.

http://azbyka.ru/pro-domo-sua-neskolko-s...

Нерехта. Церковь Владимирской иконы Божией Матери. Владимирская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Владимирской иконы Божией Матери , Михаила Архангела , Сретения Господня Архитектурные стили: Ярославская школа , Классицизм Год постройки:Между 1676 и 1678. Трапезная - 1833. Ссылки:   Адрес: Костромская обл., г. Нерехта, ул. Ленина, 28 Координаты: 57.456717, 40.570567 Проезд: в г. Нерехта от вокзала по ул.Металлистов дойти до городского парка,миновав который, по мостику через Нерехту выйдите на ул.Ленина. Налево, в двух кварталах - Владимирский храм. Автомобилистам: выезжайте из Москвы по федеральной трассе М8 ( " Холмогоры " ); въехав в Ярославль, поворачивайте направо по у ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда в г. Нерехта от вокзала по ул.Металлистов дойти до городского парка,миновав который, по мостику через Нерехту выйдите на ул.Ленина. Налево, в двух кварталах - Владимирский храм. Автомобилистам: выезжайте из Москвы по федеральной трассе М8 ( " Холмогоры " ); въехав в Ярославль, поворачивайте направо по указателю на Кострому; в Туношне- снова поворот направо: уже на Нерехту. Последний отрезок пути (от Бурмакино,около 20 -ти км) не очень хорош,без асфальтового покрытия,езду нельзя назвать совсем уж комфортной Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Владимирская церковь до 2004 г. принадлежала городскому музею, ныне передана епархии. Придел начала XIX в. Первым каменным храмом в городе стала Владимирская церковь " посадского " Богородицкого Сретенского монастыря, основанного сравнительно поздно, - в 1634 году. В 1634-м принесена из Ярославля икона Владимирской Богоматери, почитаемая в Нерехте чудотворною. В том же году по прошению нерехтян патриарх Иоасаф благословил построить церковь и женскую обитель, которая названа Сретенскою. (Гос. архив Костромской области ГАКО ,ф.558, оп. 2, ед. хр. 158, л. 2 об.).   Не точно указывают время основания монастыря - 1638 год - В.В. Зверинский и Г.Холмогоров (Зверинский. П. Г. Холмогоров. Материалы для истории Костромкой епархии. Вып.4. Костромская десятина жилых данных церквей 1628-1710 и 1742-1748 гг. Кострома, 1908, с.231)

http://sobory.ru/article/?object=00156

161 Требник.М., 1642; Требник.М., 1658; Требник.М., 1697; Требник. Вильно, 1621; Евхологион албо Требник. Киев, 1646. 176 Он же. Рассуждения о образе Божием и подобии в человеце. М., 1707 (переиздания: М., 1714:1717). 177 Книга житий святых (Минеи Четий). Киев, 1689–1705 (переиздания: М., 1711–1716, 1756–1759, 1762, 1764, 1767, 1789, 1805, 1837, 1888; Киев, 1757, 1764; Ростов, 1824:1849). 178 См. подробнее: Титов Ф.И. К истории Киевской духовной Академии в XVII-XVIII вв.//ТДКА.1909. Т. III. С. 231–239; Круминг А.А. Четьи-Минеи св. Димитрия Ростовского : очерк истории издания//Филевские чтения. 1994. Вып. 9. С. 5–52. 180 Димитрий Ростовский , свт. Розыск о раскольнической брынской вере, о учении их, о делах их, и изъявление, яко вера их неправа, учение их душевредно и дела их небогоугодны. М., 1745 (переиздания: М., 1755, 1762, 1783, 1803, 1824, 1847; Киев, 1748, 1776, 1859, 1866, 1877:1903) 183 Летопись иже во святых отца нашего Димитрия, митрополита Ростовского, новоявленного чудотворца, сказующая вкратце деяния от начала миробытия до рождества Христова... с присовокуплением Келейной летописи сего же святого чудотворца/Изд. Н. Новиков. М., 1784. 184 Впервые опубликована эта глава была только в: Чтения в Обществе истории и древностей российских. 1862. Кн. 2. Смесь. С. 40–44. 185 Летопись... с присовокуплением богоугоднаго Жития сего святителя, духовной грамматы, келейных записок и гравированнаго его портрета. СПб., 1796. 2 ч. 186 Издание обошлось Я.А. Татищеву в 6831 рубль: эту сумму помещик смог выплатить только в рассрочку и в итоге забрал последние книги из тиража в 2300 экземпляра только к 1799 году, за три года до кончины, уплатив в качестве процентов 772 рубля. Вот такой эпизод из истории церковного просветительства в Век Просвещения. 187 Труды Ярославской губернской учёной архивной комиссии. Книга VII. Вып. 1-й. Ярославль, 1914. С. 104– 106. 191 Сочинения святого Димитрия митрополита Ростовского. М., 1805–1807. Ч. 1–4; То же. М., 1818. Ч. 1–4; То же. М., 1824. Т. 1–4; То же. М., 1833–1840. Ч. 1–4; То же. М., 1857. Т. 1–5; То же. Киев, 1869–1872. Ч. 1–5; То же. Киев, 1880–1881. Ч. 1–5; То же. Киев, 1895–1905. Ч. 1–5. Издание 2000 г. (Творения святителя Димитрия Ростовского . М., 2000. Т. 1–3.) отличается от дореволюционного не только радикально модернизированным языком, но и новыми содержательными правками в текстах.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Храм Феодоровской иконы Божьей Матери в Ворсине (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Содержание История [ править править код ] В 1835 - 1837 годах в селе Ворсино бывшего Подольского уезда была возведена каменная церковь, посвященная Феодровской иконе Божией Матери. В советское время храм был закрыт и частично разорен. Здание храма интересно не только как место богослужений и памятник архитектуры, но и как память о выдающемся церковном деятеле XVI века – митрополите Московском Филиппе (Колычеве), предки и родственники которого владели селом, неоднократно возобновляли предшествующие деревянные церкви, а некоторые представители рода Колычевых были при церкви захоронены. В «Исторических материалах о церквах и селах XVII-XVIII столетий» В. и Г. Холмогоровых указывается, что село Ворсино с XV века принадлежало боярам Колычевым и в нем находилась деревянная церковь в честь Андрея Стратилата, построенная, вероятно, в память владельца этого села – Андрея Федоровича Колычева – прадеда святителя Митрополита Филиппа. Взамен нее в 1748 году на том же месте была построена деревянная церковь в честь Феодоровской иконы Божией Матери, которая была приписана к Никольской церкви села Никольское в 1814 году. Вскоре, в 1824 году, имение вместе с селом Лукошкино приобрела новая владелица – коллежская советница Татьяна Сергеевна Карина, которая в мае 1833 года собственноручно направила прошение митрополиту Московскому Филарету с просьбой разрешить строительство каменной церкви на месте ветхой деревянной церкви «в то же наименование на собственное иждивение, на том самом месте» где похоронено тело дяди святителя Филиппа – боярина Григория Семеновича Колычева. Григорий Колычев пострадал во время опричных гонений царя Иоанна IV Грозного, с 1569 по 1584 год находился в заточении и остаток дней провел в посте и молитве в Ворсино, где скончался в 1592 году. Летом 1834 года было получено разрешение на строительство церкви, а в октябре того же года была выдана храмоздатная грамота. В 1837 году храм был полностью построен и освящен. По сохранившимся свидетельствам местные жители благоговели перед памятью Григория, часто приходили на его могилу и, когда в 1856 г. скончалась храмоздательица Татьяна Сергеевна Карина, по благословению митрополита Филарета она была погребена в 3-х аршинах от него.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Феодоровс...

Иконы: старинного греческого письма, написанные через мещанина Калинина на средства купцов Ивана и Михаила Нерпиных. Эти иконы в 1875 году переписаны в итальянском стиле ишимским мещанином Сергеем Багашевым на средства коммерции советника Якова Андреевича Немчинова. Одиннадцать икон помещены в позолоченные рамы, другие имеют серебряные и медные ризы, венцы и гривны. В придельном храме старинные иконы. В церкви находились Евангелия, напечатанные в 1703 и 1748 годах. Колокола: 6, из них 4 имеют надписи: «лит сей колокол в городе Тобольску в град Тару Собор Успения Матери Божией 1793 году мастером Захаровым весу в нём 66 пуд. 30 ф.»; «лит сей колокол в городе Тобольску Дмитрием Захаровым 1801 году весу в нём 21 пуд. 9 фун.»; на 3 и 4-м: «лит сей колокол... покойного Господина дворянина Григория Акинфеевича Демидова Завода». Приход: К церкви приписана часовня во имя Святого Модеста патриарха Иерусалимского за речкой Аркаркой, в одной версте от города. Священник: В 1887 г. протоиерей Семён (Симеон) Михайлович Софонов, окончивший Тобольскую духовную семинарию, 57 лет, священник 32 г. и 7 мес., в церкви с 12 февраля 1875 г. Родился около 1833 года в селе Викуловском Тарского округа Тобольской губернии. Окончил Тобольскую духовную семинарию по I разряду. В 1854 году был рукоположен во священника. С 12 февраля 1875 года – также настоятель и Никольского собора города Тары, где служил и в 1900 году. В 1888 году был утверждён председателем уездного отделения епархиального училищного совета города Тары. Действительный член Тобольского губернского статистического комитета. Сын – Алексей Семёнович Софонов – начальник почтово-телеграфного отделения в с. Голышмановском (по свед. 1906 года). Дьякон: В.В. Буров, 40 лет, окончил Омскую военную прогимназию, в церкви с 1893 г. Псаломщик: В.И. Вознесенский, 22 лет (1900), С-Петербургской духовной семинарии. В советское время Успенская церковь стала первой жертвой борьбы новой власти с религией. В 1921 г. имущество церкви национализировали. 1 июля 1921 г. местными органами власти было принято решение передать храм общине из 106 человек. Но решение не вступило в силу, так как с прихожан потребовали собрать 8469 рублей на ремонт церкви, которые они не смогли внести.

http://sobory.ru/article/?object=37614

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010