В кон. XVII - 1-й пол. XVIII в. в стилистических традициях, восходящих к Гурию Никитину, были расписаны церкви: Спасо-Преображения за Волгой в Костроме (кон. XVII в.; предположительно под рук. Василия Козмина, см. в ст. Козьмины ), ап. Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе в Костроме (1735, под рук. Федора Логинова) и приписанная к ней Феодоровская часовня на Святом оз. (предположительно те же мастера), свт. Николая Чудотворца в с. Сидоровском Красносельского р-на Костромской обл. (1736), прп. Сергия Радонежского в Костроме (1742, не сохр.). Серьезную конкуренцию костромским стенописцам в XVIII в. составили ярославские артели монументалистов, активно работавшие на костромских землях. Если в 1-й пол. XVIII в. случаи заказа им росписи храмов единичны (напр., ц. Рождества Пресв. Богородицы в посаде Б. Соли (с 1938 с. Некрасовское Ярославской обл.), 1710-1711, артель Федора Игнатьева), то с середины столетия они приобрели массовый характер. В новой стилистике барокко ярославцами были расписаны: ц. свт. Николая в Нерехте (1768-1769, артель Афанасия и Ивана Шустовых); Владимирская ц. в Нерехте (1775, предположительно, артель Михаила Соплякова); Успенский собор в Костроме (1775-1778 и 1788 (галерея), не сохр.); Казанский собор в Нерехте (1780); ц. Воскресения в Пучеже (1789, не сохр., снятые фрагменты - в ЦМиАР) и др. Сцены житийного цикла свт. Николая Чудотворца и Сказания об Игрицкой иконе Божией Матери. Роспись ц. свт. Николая Чудотворца в с. Сидоровском. 1736 г. Сцены житийного цикла свт. Николая Чудотворца и Сказания об Игрицкой иконе Божией Матери. Роспись ц. свт. Николая Чудотворца в с. Сидоровском. 1736 г. Редкие работы того же времени, исполненные немногочисленной костромской артелью, возглавляемой братьями Иваном и Лукой Носковыми, отличает архаичность стиля и одновременно оригинальный программный замысел (Троицкая ц. в с. Красном Сумарокове близ Нерехты, 1768; ц. арх. Михаила в Костроме, 1775, не сохр.). Приверженность эстетике классицизма очевидна в росписях Успенской ц. в с. Тетеринском близ Нерехты (1799) и Ильинской ц. в с. Яковлевском близ Костромы (1816); сведений об авторстве не имеется.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Ярыженский. Церковь Николая Чудотворца в станице Ярыженской. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Николая Чудотворца , Воздвижения Креста Господня Год постройки:Между 1802 и 1807. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Волгоградская область, Новоаннинский район, хут. Ярыженский Координаты: 50.516019, 42.474078 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты В станице Ярыженской на месте бывшего поселения станицы преемственно существовали две деревянные церкви. Первая была построена из дубового леса в 1742 году. В 1769 году она была заменена на новую, также из дубового леса, с одной главой. Освящена в 1770 году. Впоследствии, за ветхостью и по случаю переселения станицы на настоящее место она была продана в станицу Урюпинскую. Войска Донского Хоперского заказа в Ярыженской станце новая каменная приходская церковь была заложена в 1802 году, построена в 1806 году, одноэтажная и однопрестольная, во имя святителя Николая Чудотворца, освящена в 1807 году, крепка, покрыта железом, кровля окрашена ярью, утварью довольна. В 1870 году была распространена с устройством в ней придельного алтаря. При ней колокольня каменная, построенная в 1806 году, крепкая, покрыта железом. Ограда вокруг церкви каменная, и караульня твердая. Престолов в ней два, главный во имя Святителя и Чудотворца Николая, а придельный в честь Воздвижения Честнаго и Животворящяго Креста Господня. Отмежеванной земли при сей церкви не имеется, а пользуются священноцерковнослужители с прихожанами черезполосно, без ограничения количества десятин, коих по разноместности земли пахотной и сенокосной определить невозможно. На содержание причта особого жалования ниоткуда не получается, пользуются священнослужители доходами от прихожан за исправление духовных треб. Церковь находится от консистории в 450 верстах, а от благочинного в 7. Ближайшие церкви – в станице Аннинской Николаевская в 7 верстах, Дурновской станицы Дмитриевская в 8 верстах. Кошельковой суммы в 1908 году поступило 81 рубль 43 копейки. Свечной суммы в этом же году поступило 1355 рублей 59 копеек. Приходское попечительство открыто в 1867 году.

http://sobory.ru/article/?object=38556

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИССАРИОН Католикос-Патриарх Зап. Грузии (Абхазии) (1742-1769), сын эристава Рачи Шошита III и Марии, дочери царя Имерети Баграта IV. В одной из книг пожертвований из Бичвинты (Пицунды) В. называет себя Католикосом-Патриархом «Лихт-Имерети, Одиши, Понто-Абхаз-Гурии, Рача-Лечхум-Сванети, Осетин, Двалов и всего севера» (с 1453 термин «весь север» - традиц. составляющее титула Абхазских Католикосов). В. поддерживал своего брата Ростома Эристава в борьбе против царя Имерети Соломона I (1752-1784), чей политический курс был направлен на укрепление центральной власти, ограничение прав крупных феодалов и объединение Зап. Грузии. В 1768 г. В. вел переговоры с ахалцихским пашой о военной поддержке своих единомышленников. Но паша заключил В. в тюрьму, откуда тот бежал (1769) в Одиши (Самегрело). Правитель этой области Кация II Дадиани объявил В. «католикосом» Одиши. Но на церковном Соборе, созванном в Кутаиси в мае 1769 г., Католикосом-Патриархом избрали митр. Гаенатского Иосифа (Багратиони) (1769-1776), брата царя Соломона I. Ист.: . , 1991. Кн. 1. С. 162-163; /. . , 1921. Кн. 2. С. 5-6, 7, 22-30; ./. . , 1970. Т. 3. С. 813-814, 842, 877-878, 880-882; . /, , . . , 1981. С. 238-239; Цагарели А. А. Грамоты и др. ист. док-ты. XVIII ст., относящиеся к Грузии. СПб., 1891. С. 31-32; Бутков П. Мат-лы для новой истории Кавказа с 1722 г. по 1803 г. СПб., 1869. Т. 1. С. 154. Лит.: . XVII-XVIII . // . , 1954. Ч. 31. С. 133-135, 141-142; . 1462-1810 . , 1989. С. 202, 204-205, 207, 211-212, 215; . /. . . . , 1995. С. 463-464, 467; . ( ) -// -. , 2000. Т. Коридзе Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788)

http://pravenc.ru/text/158768.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАВИД СКОПЕЛИТ Иером. Давид Скопелит. Миниатюра из Анфология Пападики. 1747 г. (Athen. Bibl. Nat. 893. Fol. 5) Иером. Давид Скопелит. Миниатюра из Анфология Пападики. 1747 г. (Athen. Bibl. Nat. 893. Fol. 5) [Бернардис, Бинардис; греч. αυδ Σκοπελτης], иером., греч. мелург, писец (1-3-я четв. XVIII в.). На кон. XVII-XVIII в. приходится расцвет греч. церковнопевч. искусства на о-ве Скопелос, где в то время находилась епископская кафедра. В греч. певч. источниках упоминаются жившие здесь выдающиеся мелурги, учителя пения, певчие, ктиторы и писцы певч. рукописей. К их числу относится и Д. С., в сборниках которого сохранилась большая часть произведений его соотечественников - мелургов свящ. Павла Скопелита и Евангелина Ваиноглу Скопелита. Акме Д. С. приходится на сер. XVIII в., самое позднее свидетельство о нем относится к 1769 г. Сведения о Д. С. можно почерпнуть из 4 его певч. автографов, являющихся образцами письма и орнаментации. В 1742 г. он создал Стихирарь Германа, митр. Нов. Патр (Kausokal. 1; описание см. в изд.: Λαμπρς. 1900. Σ. 462; Κουρλας. 1930. Σ. 45; Χατζιϒιακουμς. 1980. Σ. 165-166). Др. Стихирарь Германа письма Д. С., озаглавленный как Калофонический (Καλφωνον), относится к 1769 г. (Andros. Agias. 49; описание см. в изд.: Λαμπρς. 1899. Σ. 185-186; Τζτζης. 1888. Σ. 143 (эта ркп. описана здесь под 46/79 и датирована 1796)). Перу Д. С. принадлежат также Анфология Пападики 1747 г. (Athen. Bibl. Nat. 893; библиогр. описание см. в изд.: Σακκελων. 1892. Σ. 161-162 (здесь же список мелургов, чьи произведения собраны в этой ркп.); Χατζιϒιακουμς. 1980. Σ. 165-166) и Анастасиматарий Хрисафа Нового - Анфология Пападики (вечерня, утреня и литургия; Ath. Gregor. 25, 1-я пол. XVIII в.) (аналитическое описание см. в изд.: Στθης. Χειρϒραφα. Τ. 2. Σ. 636-637). Из последнего кодекса стал известен сан и происхождение Д. С.: на л. 12v помещен «метод» (учебное песнопение) Д.

http://pravenc.ru/text/168584.html

Иоаким , 1769–76. Николай , игум., перев. из Владычня 1779–86. Иероним , игум., 1792. Галактион 1800 перев. из Арзамасского Спасского (Ист. Иер., III, 262) в Белевский Спасений. 3 Венев Николаевский, от Тулы в 32 верстах, по Веневской дороге. [III, 517.] 30 июля 1651 был приписан к Саввину Сторожевскому, а 22 нояб. 1677 – к патриаршему дому. В 1725 перев. был в Яблокову пустынь, но оставлен 1727. Упразднён в 1764 г., а 1770 обращён в приходскую церковь . Игумены ? Пётр , 1407. Аввакум , в февр. и мар. 1566. Феодосий , 1584–1606. ? Матфей , 1593. ? Сильвестр , 1602. 239 Варлаам , 1612–24. Иосиф , 1628–35, нояб. Моисей , келарь, 1636 и 37. Феодосий , в янв. 1641, в янв. 1643. Строит. Пафнутий , 1653. – Леонид , 1656. Игум. Кирилл , 1666–68, 13 нояб. уволен. Строит. Филарет Чернеев определён 13 нояб. 1668. – Василий , в сент., нояб. 1669, в июле 1670. Игум. Сергий , в мар. 1673. Келарь Филарет , 10 янв. 1676. Игум. Софроний , 1677. – Сильвестр , 1692. Архимандриты Иосиф , 1698 (Сах.) Антоний , 1 июля 1701. Никодим Клечковский определён в окт. 1701–5. Варсонофий , 1707–12, в сент. отставлен. (Жил в 1725). Иларион определён в янв. 1713, 1717, † 25 авг. Тит , 1717–26, 5 янв. перев. в Яблонов. Тит (опять) перев, из Яблонова 1727; † 9 дек. 1730. Пахомий определён 28 янв. 1731–39. Дионисий Крапивин , бывший архим. Переяславль-Залесский Данииловский, определён 13 сент. 1742, а 27 янв. 1749 уволен на покой. Питирим , бывший …, определён 27 янв. 1749. Софоний (не из Голутвина-ль?) 1755 и 1756. Флавиан , 1758–61. Вениамин (не из Голутвина-ль?) 1761–64. Питирим , 1764. 240 Герасим , игум, 1765 перев. в Владычен. Годеон , 1766. 241 Пахомий Бохин , 1767. 242 4 Жабинская (Жебылинская) Введенская пустынь, от Белева 5 вёрст, основана в начале XVII века; ныне заштатная. [IV, 102.] Строители Макарий , преподобный, † 22 янв. 1623. Тихон , игум., 1710–18, перев. в Белевский Спасо-Преображенский. Феодул 1766 перев. из Шаровкина монастыря. Исаакий , в мар. 1781. Сергий † 1812. Венедикт , 1840 и 41.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРМАН (Цулукидзе), Католикос-Патриарх Зап. Грузии (ок. 40-50-х гг. XVIII в.). После кратковременного правления совместно с Католикосом-Патриархом Виссарионом (1742-1769) отрекся от престола. В 1756-1784 гг. занимал Никорцминдскую кафедру в сане митрополита. Ист.: . . , 1913. Лит.: XVII-XVIII - // . , 1954. Вып. 31; -. , 2000. С. 164. Т. Коридзе Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788)

http://pravenc.ru/text/164741.html

Парасковия Челищева , в янв. 1667, после в Сретенском Кашинском. Домникия , 1678. Елена 1692. Августа , 1765–69. Мастридия , 1769–80. Августа , 1818. Еликонида , 1845–64. Смарагда , 1865–66. 16 Учемский Кассианов, в Углицком уезде, на устье Уны, основан св. Кассианом в исх. XV века; упразднён 1764 г. [IV, 357.] Игумены Св. Кассиан Учемский , строитель, † 2 окт. 1503. Пахомий , 1522. Иона , 1534. Закхей , 1543. Порфирий , 1560. Арсений , 1620–24. Никандр , в янв. 1631. Киприан , 1659–67. Давид , в авг. 1670, 1672, 1676–78. Иона , 1686–1705. Моисей , 1705–1712. Афанасий , 1712–14. Киприан , 1716–23. Питирим , в февр. 1724. Иосиф , 1729. Иоанникий определён в мае 1734–1742. Герасим , 1743–45. Тихон , 1747. Иосиф , 1754. Ианнуарий , 1757–59. Мисаил , 1760–63. Иосиф , 1763 и 64. 17 Архангельского, что в Бору, упразднённого, Углицкого (упом. 1574) 80 : Игум. Герасим , 1620. Строит. Филарет , 1624–29. Игум. Афеоний , в мар. 1652. Строит. Иларион , 1653, а в 1654 мнтрь приписан в Углицкому Воскресенскому мнтрю. 18 Островский Богоявленский, в Романовском уезде, упразднённый. [V, 379.] Игумены Лаврентий , 1609–27. Корнилий , 1649. Иона , 1652. Гурий , в окт. 1659, 1660. Герасим , в июне 1663. Иосиф , в апр. 1665. Варлаам , в июне 1669, 1670. Авраамий , в авг. 1680. Сергий , 1702–6. Серапион , бывший 1725. Кириан , 1724 и 25, 1732–35, отставлен. Герасим , 1735–42. Филарет , 1744–46, † 4 мая. Савватий , 1746–51. Патрикий (строитель) 1762–1764. 19 Тронский Николаевский, на Тропе, Киприанова пустынь, в Пошехонском уезде; упразднённый. [VI, 458.] Игумены Феодосий . 1561–63. Савва , 1575. Серапион , 1626 и 27. Боголеп определён 16 янв. 1635. Моисей , в авг. 1646. Иона , в янв. 1649. Гавриил , строитель, до 1652. Корнилий , строитель, определён 6 апр. 1652. Александр , в янв. 1658. Адриан , в авг. 1659. Строит. Савватий , в авг. 1660. – Корнилий , в мар. 1661. – Филофей определён 29 мар. 1664; упом. в июне. Строит. Иона , в дек. 1667, сент. 1672. Игум. Сергий , 1669. Строит. Митрофан , 1702 и 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пимен , 22 нояб. 1613. Тарасий , 27 мая 1623. Ефрем , 3 дек. 1627. Иона , 15 авг. 1629. Макарий , в дек. (sic) 1630. Евфимий , в нояб. 1639. Харитон , 1683. Иринарх , 1684. Сисой , в февр. 1688. Феодосий , в февр. 1706. Герасим , 1719 и 20. Макарий , 1730–34. Иоаким , с 1734. Александр , 1737–40. Феодосий , 1742–49. Амвросий , 1749–51. Иоанникий , 1751–59. Строители Созонт , 1769–74. Гедеон , 1774 и 75. Тит , 1775–80. Александр , 1780–84. Антоний , 1784–89. Мефодий определён 27 окт. 1792, а в конце годя уволен. После игум. Отеньский. Рафаил , 1793–95. Дамаскин , 1795 и 6. Иосиф , 1802–4, перев. в Якобштадтский Духов. Игумены Иосиф , 1804–1808, перев. в Великолуцкий. Паисий , 1809–1811, перев. в Небин. Сергий , в 1811, вскоре † ... Василий , вдовый иерей, настоятель, 1812–14. Никодим , наместн. Печерский, управлял 1814–16. Серафим 1817 перев. из Якобштадтского, и 1822. Вениамин , 1838–51. Поликарп , 1852–58. Анатолий , 1859–66. Серафим , 1869. 6 Троицкий Сергиев, в Великих Луках, основан в исх. XVI века. Ныне третьеклассный. [III, 510.] Строители Боголеп в исх. XVI века. (Ист. Иер., IV, 156). Вассиан , 1626–29. Александр , 1632. Игумены Симеон , в янв. 1635. Макарий , 1640. Никандр , строитель, в февр. 1660. Варлаам , 1664, 78. Исаакий , 1683 и 84. Варлаам в нояб. 1684 перев. из Новгородского Кириллова; по 1686. Иринарх , 1686 и 87. Иоасаф , 1694–1704. Архимандриты Пафнутий , 1705–7. Иларион , 1710–12. Рувим упом. в нояб. 1715; в 1717 перев. в Тихвин. Иосиф , 1718 и 19. Тарасий (игум.) 1724. Иона , 1733–38. Пахомий , 1741. Макарий , 1750–58. Флавиан , 1758–72; † 24 нояб. ( Феофилакт Соцкий 11 июня 1760 перев. из Николаевского Островского Новгородского). Гервасий Линцевский , 1773–75, 29 нояб. перев. в Старорусский-Спасский. Игумены Парфений , 1777–89. Герасим , 1795. Иосиф , 1808 перев. из Крыпецкого и † ... Никандр 1818 перев. из Никандровой пустыни. Варлаам , 1838–45. Кесарий , 1846–51. (См. Небин мнтрь). Архим. Нифонт , 1852–54. Строит. Полиевкт , 1857 и 8; игум. 1859–60.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

34 Ода А. С. Пушкина «Вольность». 35 Ода А. С. Пушкина «Вольность». 36 Евангелие от Матфея, XVIII, 5. 37 Даже (церковнослав.). 38 Михаил Евстафьевич Лобанов (1787–1846) – русский писатель, драматург. Перевел трагедию Ж. Расина «Федра». 39 У меня сердце материалиста, но мой разум отвергает материализм (франц.) . 40 Никон (1605–1681) – патриах Московский и всея Руси. Имел сильное влияние на внутреннюю и внешнюю политику, что привело к разрыву с царем Алексеем Михайловичем. 41 Икона Божьей матери. «Купина неопалимая» – куст, который горел, но не сгорал (Исход, III, 2). 42 Заушить (устар.)  – оскорбить, опорочить. 43 Все вокруг меня окрашено мрачными красками (франц.) . 44 Мытари – древнееврейские сборщики податей. 45 Христос был взят под стражу в Гефсиманском саду. О юноше сказано в Евангелии от Марка, XIV, 51, 52. 46 Иерей – священник. 47 Совершать таинство Евхаристии и причащать имеют право только лица, имеющие священнический сан. 48 Плат с изображением положения во гроб Христа. 49 По греческой мифологии счастливым временем, «золотым веком» было, когда богиня справедливости Астрея пребывала на земле. 50 Трагедия В. А. Озерова (1769–1816). 51 Да приидет Царствие Твое (лат.). 52 «Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для свершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: „Этот человек начал строить и не мог окончить“ (Евангелие от Луки, XIV, 28–30). 53 Как здоровье? (лат.) 54 Хорошо, самодержец (лат.). 55 Хвалебные песни. 56 Под селением Кульм (Чехия) соединенные русские и прусские войска победили французов в 1813 году. 57 Песня К. Ф. Рылеева в соавторстве с А. А. Бестужевым-Марлинским. 58 По преданию, в 362 г. до н. э. на площади в Риме разверзлась пропасть, означающая, что отечество в опасности, которая может быть предотвращена, если Рим пожертвует своим сокровищем. Тогда юноша Марк Курций бросился в пропасть, и она после этого закрылась. 59

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=188...

В субботу пред этим днем и установлено поминовение с тою, конечно, мыслью, да и души умерших молитвами церкви и благодати Св. Духа очистятся, и явятся достойными сосудами благодати Св. Духа. Суббота дмитриевская и 29-е августа назначены собственно для поминовения православных воинов и всех за веру и отечество убиенных. Поминовение в Дмитриевскую субботу установлено в XIV веке при великом князе Дмитрие Иоанновиче Донском, по одержании победы над Мамаем на Куликовом поле. Поминовение 29 августа установлено в 1769 г. при Екатерине II во время войны с Турками и Поляками. Впрочем в дмитриевскую субботу христиане обыкли поминать не только воинов, но и родителей своих и всех православных христиан почивших. Творится также поминовение об усопших в понедельник или вторник Фоминой недели. День этот называется в просторечии радоницею. Христиане, молясь в сей день за умерших, как бы приветствуют их с живоносною радостью воскресения Христова. Часть Третья. Примеры и правила веры и нравственности, избранные из Священного Писания и Священного Предания Примеры и правила веры и нравственности. Избранные из Священного Писания и Священного Предания Твердость в вере во время искушения У Авраама был единственный сын Исаак. От него Господь обещал возрастить многочисленное потомство. Авраам любовался своим сыном за его покорность и послушание к отцу и матери. Но вот Господь явился Аврааму и сказал: Авраам! возьми сына своего Исаака и поди в землю Мориа, и там принеси его во всесожжение на одной из гор, которую я укажу тебе. Испытание тягчайшее для родительского сердца. Но Авраам так твердо верил воле Божией, всегда благой и совершенной, что и здесь не поколебался в вере. Не открывая никому своего намерения, встал он рано утром, оседлал своего осла, взял двух рабов своих и Исаака сына своего; наколол дров для всесожжения и отправился в путь. Три дня были они в пути. Наконец он увидал гору на которой надлежало ему принести сына в жертву. Под горой он оставил своих рабов с ослом, а сам с Исааком пошел на гору, взял в руки огонь и нож, а на Исаака возложил дрова.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010