Ход строительства церкви Зосимы и Савватия В.А. Талицким не описан, очевидно, ему не были известны отражающие его документы. Однако ясно, что к июлю 1762 г. она уже была сооружена. В этом месяце, сообщая митрополиту Арсению о построении каменной теплой церкви Зосимы и Савватия Соловецких, настоятель Введенского прихода Иоанн заявил о новом желании прихожан. «А ныне, — писал он, — желание мое с приходскими людьми есть, чтоб, аще Господь Бог поможет, на той новостроенной каменной церкви еще каменную ж холодную церковь во имя Введения Пресвятыя Богородицы, тако-ж и колокольню над всходом церковным каменную ж построить». С этой целью предполагалось прежнюю Никола поясной, с житием. Конец XIV в. Из церкви Введения.деревянную Введенскую церковь употре­бить, как и первую, на обжиг кирпича, а «иконостас со святыми образами выбрать и поставить в новопостроенную теплую каменную церковь св. Зосимы и Савватия». В заключение прихожане снова просили выдать шнуровую книгу для сбора пожертвований постройку, в виду «малоприходства» и, очевидно, недостатка средств. Митрополит Арсений Мацеевич (1742-1763) благословил новое дело грамотой от августа 1762 г. К декабрю 1765 г. Введенская церковь вчерне уже была построена. Очевидно, отделка ее интерьера и сооружение иконостаса продли­лись еще несколько лет. Освящение церкви произошло по благословенной грамоте епископа Афанасия Ростовского в день храмового праздника 21 ноября 1769 г. Некоторые иконы и храмовые украшения были заимствованы из деревянного храма Святых отцов, пришедшего в упадок. Деревянная церковь Святых Отцов с кладбищем находилась к юго-востоку от Введенской церкви, близ земляного вала, по дороге от Благовещенской улице в Кремль, то есть ближе к городской крепости. Ведомость 1777 г. церковь называет ветхою. По указу архиепископа Самуила, храм Святых Отцов в 1780 г. за ветхостью упразднен, приход был приписан к Введенской церкви. По указу от 17 октября 1790 г., в Введенскую церковь поступили иконы и утварь упраздненной церкви Святых Отцов.

http://sobory.ru/article/?object=37084

По сему указу видно, что: а) В Ворожбе существовала Покровская церковь, но сгорела в 1739 г., причем видно и то, что в 1739 г. ворожбянский приход был уже так велик, что при ворожбянской церкви были два священника. б) Вместо сгоревшего храма священники и прихожане поспешили сами собою построить часовню и просили разрешения, как на построение нового храма, так и на совершение богослужения на престоле часовни с антиминсом. Храм разрешено построить, дозволено совершать до времени и богослужение в часовне, кроме святой литургии. Самовольное же построение часовни в виде церкви прощено «по снисхождению к невежеству». Памятником сей часовни служит каплица, построенная на каменном фундаменте. В 1769 г., согласно с просьбою прихожан разрешено было Севским архипастырем Кириллом обветшавший деревянный храм перестроить и поставить на каменном фундаменте. Но вместо того, чтобы перестраивать обветшавший храм, прихожане построили каменный храм, который и освящён в 1778 г. В сём храме имеются: а) Старинный серебряный крест с святыми мощами 11-ти угодников Божьих: святой великомученицы Варвары, княжны Иульянии, преподобного Моисея Угрина и Евстратия, святого митрополита Михаила, преподобных Печерских: Феодора, Иоанна Многострадального, Пимена, Макария, Григория и Ефрема. б) Святой потир с прибором дорогой отделки и весьма величественный на вид. в) Книги: последование молебствий Московской печати 1743 года, триодь цветная Московской печати 1742 года с надписью: «1743 года сия книга куплена сумского полка полковым судьёю Андреем Васильевым, куплена в слободу Ворожбу Белопольскую до храма Покрова Пресвятой Богородицы за 3 рубля». Триодь постная Московской печати 1751 года с надписью: «отдана до храму Покрова Пресвятой Богородицы в слободу Ворожбу Белопольскую сотником Данилом Ивановым»; анфологион Московской печати 1748 года, трефологион Киевской печати 1754 года с надписью: «Пустынно-Молчанского монастыря игумен Ювеналий села Ворожбы в Покровскую церковь пожаловал ради поминовения родителей своих и сродников 1754 года»; октоих Московской печати 1756 года с надписью: «куплен в Москве Григорием Лукьяновым Мартыненком за 2 рубля 1756 года села Ворожбы, в Покровскую церковь дан на вечное время». Евангелие страстное Московской печати 1755 года дар того же Мартыненка.

http://sobory.ru/article/?object=45338

В нижнем ярусе с Северной стороны живут семинаристы, обучающиеся в здешнем училище, а с Южной стороны во всех палатах преподаются лекции ученикам; устроен сей дворец при Государе Петре Первом, а украшен внутри отменною штукатуркой и лепною работою при императрице Елисавете Петровне в 1742 году, как то явствует из книги, называемой Географической Лексикон Российского Государства, печатанной в Москве 1773 года, на странице 404 й. Позади сего дворца был дворец каменной, о двух жильях на 20 саженях, Царя Иоанна Васильевича: но по причине крайней ветхости разобран. А ныне, в 1801 году, по разобрании на том месте устроено новое каменное здание, о двух ярусах, и покрыто железом, на 22 саженях, для Семинарии, в коем, вверху помещены Аудитория и Семинарская библиотека, состоящая из книг, на Греческом, Еврейском, Латинском, Российском, Французским и Немецком языках. Число их простирается до 6000 книг. А внизу состоят трапеза и службы семинарские. 15. Архимандричьи кельи о трех ярусах, в длину на 17 саженях с 2 аршинами, а в ширину на 14 саженях с 2 аршинами. На них сделана железная кровля в 1769 году, а покои внутри расписаны и с Северной стороны снаружи приведены в порядочной фасад в 1777 и 1778 годах, тщанием Преосвященного Митрополита Платона. Вероятно, что сие здание строено вместе со всеми кельями, о коих ниже будет сказано. В сих покоях и большая зала именуется Государевою палатою, а другая большая палата именуется Патриаршею палатою; потому что Государи до построения Дворца и бывшие Патриархи во время присутствий своих в Лавре, в тех палатах и к ним принадлежащих других малых кельях располагались. В оной Патриаршей палате в 1758 году устроена домовая Церковь , во имя Пресвятой Богородицы Казанской; а в 1795 году оная украшена хорошим иконостасом и лучшим сводом и стен расписанием, и переименована во имя Святых Апостолов Петра и Павла. При сих покоях с южной: стороны, по городовой стене, на Московскую дорогу имеется веселая открытая на 50 саженях галерея, откуда все лаврское селение, находящееся в той части и за оным окружные места далеко видеть можно: а внизу под оградой большой регулярный и плодовитой сад, обнесен каменной оградой, в окружности до З00 сажен.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 САМУИЛ (МИСЛАВСКИЙ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Самуил (Миславский), митрополит Киевский и Галицкий Самуил (Миславский) ( 1731 - 1796 ), митрополит Киевский и Галицкий . В миру Миславский Симеон Григорьевич, родился 24 мая 1731 г. в с. Полошки Глуховского полка в семье священника. В 1742 г. поступил в Киевскую духовную академию . 12 апреля 1754 г. пострижен в монашество , 25 ноября рукоположен во иеродиакона . По окончании академии оставлен преподавателем при академии. На кафедре он держался метода Амоса Коменского и философских систем Вольфа и Бакмейстера. Его " Латинская грамматика " , изданная в 1765 г., долго считалась лучшим руководством. 6 января 1756 г. рукоположен во иеромонаха . 7 ноября 1757 г. назначен префектом Киевской академии и преподавателем философии. С 1 сентября 1759 г. исполнял обязанности ректора Киевской академии. 16 января 1761 г. возведен в сан архимандрита Киево-Братского монастыря и назначен членом консистории. 12 августа 1768 г. переведен в Киевский Пустынно-Никольский монастырь . 28 декабря 1768 г. хиротонисан во епископа Белгородского и Обоянского . Очень полезную церковную деятельность проявил еп. Самуил в Белгороде . В 1769 г. он разработал новую инструкцию о порядке, методах и объеме преподавания в каждом учебном классе Харьковского коллегиума. Получили признание при епископе Самуиле и " прибавочные " классы коллегиума, к которым так неблагосклонно отнесся его предшественник еп. Порфирий (Крайский) . Особое значение преосвящ. Самуил придавал изучению иностранных языков в этих классах. Не имея преподавателей иностранных языков, он послал на свой счет двух наиболее способных студентов в Германию для изучения немецкого языка и подготовки к преподаванию его в коллегиуме. Французский язык преподавал в коллегиуме преподаватель-француз. С ним был заключен договор, и он готовил нескольких способных студентов в преподаватели французского языка.

http://drevo-info.ru/articles/10041.html

Леонтий Карпович, церковный вития православной юго-западной Руси в XVII сто-летия, и два его слова. Труд Д. Чл. Архимандрита Леонида Материалы для русской библиографии Хронологическое обозрение редких и за-мечательных русских книг XVIII столетия, напечатанных в России гражданским шрифтом в 1725–1800 году. Составил Н.В. Губерти. Выпуск 1-й Книга записная именным письмам и указам Императриц Анны Иоанновны и Елиза-веты Петровны Семену Андреевичу Салтыкову. 1732–1742 гг. С предисловием А. Куд-рявцева Кто был первым Председателем Общества Истории и Древностей Российских. За-писка Д. Чл. Нила Попова Летопись Боголюбова монастыря с 1158 по 1770 год, составленная по монастыр-ским актам и записям Настоятелем оной обители, игуменом Аристархом, в 1760–1769 го-дах. Сообщ. Д. Чл. Архимандритом Леонидом Старинная доверенность. Сообщ. Гр. Д.Н. Толстым-Знаменским Протоколы Заседаний Императорского Общества Истории и Древностей Россий-ских: 1876 года 16 ноября, и 1877 года 27 октября Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1878. Апрель-Июнь. Книга вторая Древнерусские полемические сочинения против протестантов. I. Ответ царя Иоанна Васильевича Грозного Яну Роките Предуведомление Responsio Johannis Rasilli magni ducis Moscorum, ad hanc Rahitae confessionem fidei Описание Славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой лавры Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1878. Июль-Сентябрь. Книга третья Христианство в пределах Архангельской епархии. Сообщил Д.Ч. Макарий, епи-скоп Архангельский и Холмогорский Исторические сведения об Антониевом Сийском монастыре. Сообщил Д.Ч. Мака-рий, епископ Архангельский и Холмогорский Макарий для русской библиографии. Хронологическое зрение редких и замеча-тельных русских книг XVIII столетия, напечатанных в России гражданским шрифтом в 1725–1800 году. Составил Н.В. Губерти. Выпуск 1-й Махрицкий монастырь. Сообщил Д.Ч. Архимандрит Леонид Заметка о первых литературных упражнениях кн. А.Д. Кантемира. Сообщ. Д.Ч. Андрей Попов

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Родоначальник младшей ветви, (см. выше, рождение 15 мая 1734 † 2 апреля 1787), женат был на Софие- Елисавете Будберг, рождение 24 июня 1741 † 3 апреля 1802; оставил 3 сыновей и 5 дочерей: 1) баронесса Фредерика, рождение 1768 † 1831, за каммергером Петром Медемом; 2) баронесса София, рождение 1771 † 1852, за Дитрихом Кейзерлингом; 3) баронесса Констанция, за бароном Христофором-Фридрихом-Александром Корфом; 4) баронесса Элеонора, рождение 1778 † 1831, за Карлом Ганом; 5) баронесса Шарлотта, рождение 1779 † 1843, за Ульриком Фирксом; 6) барон Николай Николаевич, рождение 13 июля 1769 † 23 апреля 1835; женат был на Аделаиде Кейзерлинг, рождение 12 октября 1795 † 16 июня 1838; оставил дочь баронессу Аделаиду Николаевну, за бароном Феофилом Ивановичем Роппом и сына барона Николая Николаевича, который, от брака с графинею Луизою Петровною Медем, имеет двух сыновей, барона Николая Николаевича, рождение 19 мая 1851, и барона Петра Николаевича, рождение 22 мая 1852, и дочь баронессу Софию Николаевну; 7) барон Пётр Николаевич, рождение 13 августа 1781 † 1845; женат был на баронессе Евгение Дмитриевне Шёпинг; оставил трёх дочерей: баронессу Елисавету Петровну, за Александром Ганом; баронессу Елену Петровну и баронессу Евгению Петровну, за Артуром Ганом; 8) барон Фердинанд Николаевич, рождение 1784 † 1844, женат был на Фредерике-Марие Ган. Вышеупомянутый Николай женатый на Магдалине Раппе, имел, кроме сына Николая, ещё младшего сына, Александра, который, от брака с Еленою Драхенфельс, имел сына Филиппа-Николая. Сей последний женат был на Анне-Доротее Раппе; имел 3 сыновей: 1) барон Христофор, от брака с Юлиею Тизенгаузен, имел 3 сыновей: барона Александра, рождение 1738 † 1792; женатого на Елене Мейер; барона Казимира, рождение 1742 † 1840, бывшего российским генерал-майором; и барона Адама, рождение 1739 † 1830, женатого на Готтлибе Ропп; 2) барон Адам женат был на Доротее Шредер; имел сына барона Николая, женатого на девице Лудинсгаузен-Вольф и 2 дочерей: баронессу Софию, за Антоном Комар, и баронессу Анну; 3) барон Николай, рождение 1712 † 1770, женат был на баронессе Антоние-Марие Унруе; имел четырёх сыновей; о старшем, Иосифе-Николае-Казимире, будет речь далее; младшие три сына барона Иоанна-Николая переселились из Курляндии в Пруссию (барон Карл-Христофор, рождение 1746 † 1814, женатый на Шарлотте Радекке; барон Станислав–Франц, прусский полковник, рождение 1748 † 1803; женат был на Элеоноре Шёнинг; барон Рафаил-Антон, прусский майор, рождение 1750 † 1824, женат был дважды, на Елене Штендер и на баронессе Софие Линкер).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

1745 сен. 9 погребен болярин Василий Лопухин. 1748 г. мая 23 дня погребен болярин статский советник Авраам Феодорович Лопухин. 1763 г. марта 11 дня погребена болярина Наталья Феодоровна Лопухина (Балк-Полева, см. словарь Бантыш-Каменского). 1766 года марта 23 погребена болярина девица Анна Степановна Лопухина. б. Надписи над боярами Лопухиными на кладбище в настоящее время за алтарем Спасского собора к юго-востоку. Под сим камнем погребено тело действительного камергера Степана Степановича Лопухина преставился 1784 г. мая 16 дня. Здесь положено тело отшедшего от временной жизни в вечность генерал-поручика и разных орденов кавалера Авраама Степановича Лопухина, скончавшегося 1799 года июня 6-го числа по полуночи в 11 часов и 38 минут, на память преп. отец Виссариона чудотворца и Илариона нового обители Далматские. Родился Авр. Степ. 1732 г. августа 8 дня; временного его жития было 66 лет, 9 месяцев и 28 дней. Здесь лежит тело отшедшее от временной в вечную жизнь, генерал-поручика, св. великом. победоносца Георгия и св. Анны кавалера Авраама Степановича Лопухина супруги Анны Алексеевны, урожденной княжны Юсуповой. Здесь погребено тело отшедшее от временной в вечную жизнь, егермейстера и действительного камергера Степана Авраамовича Лопухина супруги Марьи Ивановны, урожденной графини Толстой: родилась 1779 г. марта 14 числа, скончалась 1803 г. 30 числа по полуночи в 8 часов, на 25 году от рождения своего. Под сим камнем положено тело его превосходительства егермейстера и действительного камергера Степана Авраамовича Лопухина. Родился 1769 г. ноября 17 дня, скончался 1814 года апреля 20 дня в 12 часов пополудни. 185 IV. Надписи из XVIII века над лицами из фамилии Головиных и разных званий, сокращении приведенные г. Новиковым в Вивлиофике. (Т. XIX.) 1700 июля 12 Иван Иванович окольничий Головин. Болярин Сергей Ив. морского флота поручик Головин (без года). 1728 апреля 7 монахиня Вера Петровна Головина. 1742 августа 12 морского Флота капитан Петр Иванович Головин. 1757 января 11 девица Параскева Феодоровна Головина.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Грамота, направленная красноярскому заказчику из Тобольска, имела обычное для церковного делопроизводства того времени содержание, основанное на выдержках из синодального указа 1742 года. Эта грамота тобольского митрополита, датированная 29 мая 1761 года, еще раз заставляет отказаться от распространенного в исследовательских работах по истории сибирской православной архитектуры мнения о начале строительства Воскресенского собора в 1759 году. Площадка под строительство первого каменного храма города была выбрана на территории «малого острога» красноярской деревянной крепости, в нескольких саженях к югу от существовавшей здесь с 1728 года деревянной соборной церкви Преображения. Летом 1761 года артелью енисейских каменщиков под руководством Сокольникова П.Т. при участии прихожан были начаты работы по устройству фундамента и возведению стен здания. Из документов церковного архива следует, что спустя некоторое время Сокольников П.Т. был отстранен от строительства по «неисправной работе». Протопоп А.Михайловский в своем «доношении» в Тобольск, датированном двадцатым октября 1769 года, сообщая о причинах отрешения Сокольникова П.Т., писал: «И ту каменную церковь он Сокольников работать начал и работа его оказалась неисправная: так что в наперво под ту стену стеновой бут без заливки извескою кроме засыпки одного песку осел, а потом и стены кладены по малости извески … разорвались». В сложившихся условиях, учитывая митрополичий наказ о строительстве Воскресенской церкви «с крайним поспешением», красноярскими заказчиками были предприняты действия по скорейшему возобновлению строительных работ. Примечательно, что ими для руководства постройкой, был подряжен не специалист из числа енисейских мастеров, а отставной солдат Иван Аргамацкий, который, едва успев приступить к своим обязанностям, неожиданно скончался. Из-за отсутствия квалифицированного уставщика в период начатой правительством императрицы Екатерины II церковной реформы, повлекшей за собой значительное разорение церковной жизни, в строительстве красноярской Воскресенской церкви наступил перерыв.

http://sobory.ru/article/?object=23533

Спустя год он построил 2 церкви - в честь Воскресения Христова и в честь иконы Божией Матери «Одигитрия». Существование 2 храмов к 1542 г. подтверждается грамотой вел. кн. Иоанна IV, адресованной «в дом к Воскресению Христову и Пречистой Богоматери Одегитрии» (РГАДА. Ф. 281. Оп. 2. 782). В 1602 г. Пречистенский храм сгорел, и в 1605 г. была получена благословенная грамота на его восстановление. Уже в 1642 г. монахи жаловались Ростовскому и Ярославскому митр. Варлааму († 1652), что «церковь ветха, развалилась и служить нельзя», отчего архиерей благословил братию на постройку нового храма. В 1644 г. была получена благословенная грамота на возведение 2-го придела храма - во имя прп. Алексия, человека Божия. К 1649 г. постройка новой Пречистенской ц. была завершена. В том же году было получено благословение на возведение каменного соборного храма в честь Воскресения Христова, а одноименная деревянная церковь была разобрана и перевезена в приписную Никольскую пуст. ( Сазонова. 2011. С. 55, 57-59). В описи 1657 г. каменный шатровый Воскресенский собор имел «четыре главы обиты железом белым, на трех шатровых главах кресты позолочены, а на четвертой главе крест паен железом белым, а у тех четырех крестов чепи железные». В новом Воскресенском храме правый придел был освящен во имя прп. Кирилла Новоезерского, левый - во имя свт. Николая Чудотворца и вмч. Димитрия Солунского. В 1685 г. ц. в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» была перестроена в камне, ее венчало пятиглавие; придел прп. Алексия, человека Божия, был сохранен. В 1711 г. оба храма горели, но были восстановлены в прежнем облике. Кириллов Новоезерский в честь Воскресения Христова мон-рь. Гравюра. 1823 г. (ГИМ) Кириллов Новоезерский в честь Воскресения Христова мон-рь. Гравюра. 1823 г. (ГИМ) В 1742-1743 гг. была построена каменная ц. во имя святых Захарии и Елисаветы при монастырской больнице, в 1768-1769 гг.- каменная ц. во имя апостолов Петра и Павла. При игум. Феофане 3 храма были перестроены: Воскресенский собор получил вместо шатрового завершения высокие 8-гранные барабаны с куполами барочного типа, был увеличен тесный алтарь и растесаны дававшие мало света окна; у Пречистенской ц.

http://pravenc.ru/text/1840461.html

Он 1739 был во времена (годы) 1740 Константина, по прозванию Погоната (Бородача), внука Ираклия 1741 . Удостоенный 1742 величайших почестей от прежних царей и будучи 1743 способен в руководстве делами политического управления, благодаря своему красноречию и нраву 1744 и мудрости от долговременного опыта 1745 , – он достиг чина (должности) первого секретаря 1746 и сделался участником совета царского 1747 . Когда же, лукавое и инородное (христианству) мнение 1748 вводивших 1749 одну волю в воплотившемся Христе 1750 безрассудно и нечестиво стало распространяться 1751 теми, что уничтожали одну из двух природ 1752 , – и некоторые (правительственные) определения, утверждавшие это злоучение 1753 , начали обнародоваться на площади 1754 и вывешиваться в Великой Церкви (Софии): тогда он 1755 , не дозволив 1756 себе участвовать в этом нечестии чрез общение с нечестивцами (и) 1757 оставив мирские должности 1758 , предпочел лучше быть поверженным в Доме Божием, нежели обитать в селениях грешников ( Псал.83:11 ). И 1759 достигнув монастыря (находившегося) в Хрисополе, получил пострижение, где впоследствии сделался 1760 и настоятелем 1761 . Потом, как огнем воспламенившись божественною ревностью, отправился в старейший Рим и побудил 1762 блаженнейшего 1763 папу Мартина созвать 1764 поместный собор и 1765 подвергнуть анафеме 1766 первовиновников 1767 нечеставого 1768 догмата, болтавших 1769 об одной воле во Христе. И 1770 в обличение так мысливших написав 1771 сочинения и составив послания, доказательствами от разума и Писания подтверждавшие истинность нашей веры 1772 , разослал их по всем местам вселенной (империи). Но, возвратившись из Рима, с двумя Анастасиями учениками 1773 он предается суду 1774 сенатом, мыслившим согласно с ересью царя. И 1775 в то время, как все соглашались с царем, он и 1776 сам противится 1777 и других побуждает к отступлению, посредством посланий переубеждая их мыслить противное 1778 . За это 1779 отсылается в тюрьму во Фракию и, так как продолжал пребывать в православной вере, подвергается отсечению руки и языка, – и оттуда отправляется на ссылку в Лазику 1780 . Здесь, прожив 1781 три года 1782 и сам служа нуждам (своего) тела, хотя и будучи 1783 глубоким старцем, после непродолжительной болезни, почил в Господе и погребен 1784 в монастыре святого Арсения 1785 , в той 1786 стране Лавов, каждодневно совершая 1787 многие чудесные действия.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010