В 1706 г. отданы были Варлааму митрополиту перевозные и мостовые пошлины через реку Днепр, по грамоте 1633 г. короля Владислава IV собиравшиеся дотоле на Подольский Успенский Собор. А когда после того пошлины сии уступлены магистрату, то указом 1710 г. января 29 предписано было из Киевской губернской канцелярии выдавать в Киевософийский монастырь на перевоз через Днепр ежегодно мостовых и перевозных денег по 50 и вскоре потом по 80 руб. да за померное на торгу, магистрату также присвоенное, выдавать из магистрата митрополичьему дому по 400 злотых (или по тогдашнему курсу по 80 же рублей) ежегодно. Около того же времени при составлении Ружной духовенству книги, по указу государя Петра Великого, положено было ежегодно производить на одежду Киевософийской братии и на милостыню 100 рублей, 100 пудов меда, за 300 пудов соли по 10 коп. за пуд, и муки 200 четвертей. По соразмерности положена была тогда и прочим Киевским монастырям, и некоторым церквям и именно: Рождествобогородичной Десятинной, Троицкой, Георгиевской, Покровской и Нежинской Богоявленской денежная и хлебные руги. После оная еще умножена и в милостыню кафедральному монастырю положено ежегодно по 250 рублей, Никольскому Пустынному по 32 руб. 50 коп., Братскому Богоявленскому училищному по 15 руб., Выдубицкому по 7 руб. 50 коп., Киевофлоровскому по 25 руб. В 1709 г. гетман Иван Скоропадский прибавил еще несколько угодий митрополиту Иосифу Кроковскому, что и царской грамотой следующего года, и в I729 г. грамотой императора Петра II и в 1742 г. императрицы Елисаветы Петровны подтверждено 214 . В 1721 г. считалось уже в митрополичьих и монастырских вотчинах 2199 дворов, а в 1769 г. 5465; и бездворных хат 692. Приходские церкви по городам и местечкам имели еще свой доход от цехов мастеровых людей со своими цехмистрами, издревле приписывавшихся к церквям и состоявших с детьми своими под ведением духовных начальств, которые считали их в приходах и расходах складочной их кружки, составлявшейся из пошлины за принятие в цех мастеров (без чего никто не имел права производить никакого мастерства), из складок в некоторые нарочитые праздники, из штрафов с виновных против цехового порядка, из доходов за погребение усопших (ибо оное им принадлежало), из выручки за позволявшуюся им по несколько раз в году на праздники при церквях продажу цеховых напитков и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Гумбольдт Александр фон (1769–1859) – немецкий ученый-энциклопедист, физик, метеоролог, географ, ботаник, зоолог и путешественник. Дамаскин (в миру: Дмитрий Россов или Русин; 1778–1855) – архиепископ Тульский и Белевский (с 1821 г.). На Тульской кафедре прослужил 30 лет. В 1850 г. был возведен в сан архиепископа и назначен в Петрозаводск, но от назначения отказался и, согласно прошению, был уволен на покой. В феврале 1851 г. получил в управление Белевскую Введенскую Жабынскую пустынь Тульской епархии. Дарвин Чарлз (1809–1882) – английский натуралист и путешественник, одним из первых пришедший к выводу и обосновавший идею о том, что все виды живых организмов эволюционируют во времени и происходят от общих предков. В своей теории, развернутое изложение которой было опубликовано в 1859 г. в книге «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь», основным механизмом эволюции назвал естественный отбор. В 1871 г. появился труд Дарвина «Происхождение человека и половой отбор», где Дарвин попытался доказать естественное происхождение человека от животных (обезьяноподобных предков). Добролюбов Николай Александрович (1836–1861) – литературный критик, поэт, публицист, революционный демократ. Дюальд Жан-Батист (1674–1743) – французский историк-востоковед, монах ордена иезуитов. Один из наиболее влиятельных и авторитетных китаеведов XVIII в., редактор и составитель фундаментального «Описания Китайской империи». Дюпюи Шарль Франсуа (1742–1809) – французский ученый и философ; политический деятель. Евер (библ.) – правнук Сима, сын Сала, отец Фалека и Иоктана. Екатерина II Алексеевна Великая (урожд. София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская; 1729–1796) – императрица Всероссийская (с 1762 г.). Елагин Николай Алексеевич (1822–1876) – сын А. П. Елагиной от ее второго брака. Предводитель дворянства Белевского уезда (с 1873 г.). Елагина Авдотья Петровна (урожд. Юшкова, в первом браке Киреевская; 1789–1877) – хозяйка знаменитого общественно-литературного салона, переводчик. Мать славянофилов Ивана и Петра Киреевских.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

Закрыть День памяти поэта В.А. Жуковского Также сегодня мы вспоминаем адмирала И.Л.Голенищева-Кутузова, генерала П.Н.Врангеля, основателя МХАТа В.И.Немировича-Данченко 25.04.2024 43 Время на чтение 8 минут Фото: Из интернет-источников Святая Церковь чтит память преподобного Василия исповедника, епископа Парийского (после 754), священномученика Зинона, епископа Веронийского (ок. 260), преподобного Исаака Сирина в Сполете Италийском (550), преподобномучеников Мины, Давида и Иоанна (после 636), преподобной Анфусы девы (801), преподобной Афанасии игумении (860), преподобномученика Сергия (1938), отмечает праздник Муромской (XII) и Белыничской (XIII) икон Божией Матери. Сегодня мы вспоминаем адмирала Ивана Логгиновича Голенищева-Кутузова (1729-1802), поэта Василия Андреевича Жуковского (1783-1852), инженера-кораблестроителя Николая Евлампиевича Кутейникова (1845-1906), генерала Петра Николаевича Врангеля (1878-1928), основателя МХАТа Владимира Ивановича Немирович-Данченко (1858-1943) и партизана Алексея Григорьевича Иванова (1920-1944). Иван Логгинович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода, приходился троюродным дядей полководцу М.И.Кутузову. Родился Голенищев-Кутузов 31 августа 1729 г. В марте 1742 г. Иван был зачислен в Сухопутный шляхетный корпус, однако уже в 1743 г. был произведен в гардемарины и переведён в Морской кадетский корпус. В 1746 г. Голенищев-Кутузов стал мичманом. Два года он занимался съемкой Финского залива под началом адмирала А.И.Нагаева. В 1753-1754 гг. Иван Логинович командовал небольшим фрегатом. 15 марта 1754 г. он был произведен «в капитан-лейтенанты майорского ранга», затем состоял при адмирале З.Д.Мишукове. После производства в капитаны 1-го, а затем и 2-го ранга, Иван Логинович командовал кораблем « Москва », а в 1760 г. - кораблем «Северный Орел». В 1762 г. в чине капитана 2-го ранга Кутузов назначен директором Морского кадетского корпуса, прослужив в этой должности вплоть до смерти, за что заслужил прозвище «отец всех русских моряков». В 1764 г. назначен генерал-интендантом флота, членом Адмиралтейств-коллегий и наставником по морской части Цесаревича Павла. В 1767-1769 гг. принимал участие в деятельности Уложенной комиссии. В 1772-1792 гг. - генерал-казначей, с 28 июня 1782 г. - адмирал. В честь восшествия на престол Императора Павла I Голинищев-Кутузов был награжден орденом Андрея Первозванного. В 1797 г. был назначен вице-президентом Адмиралтейств-коллегий, а в 1798 г. - её президентом. В 1799 г. награжден орденом св. Иоанна Иерусалимского большого креста. Перу Голинищева-Кутузова принадлежат ряд переводов с французского, а также первый отечественный справочник по военно-морской истории «Собрание списков, содержащее имена всех служивших в российском флоте с начала оного флагманов, обер-сарваеров и корабельных мастеров…» Умер И.Л.Голенищев-Кутузов в 1802 г. в Санкт-Петербурге. Похоронен в Александро-Невской лавре.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/25/de...

Архангельск. Церковь Михаила Архангела. Архангелогородская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты На месте всеградской Михаило-Архангельской церкви находился мужской монастырь, также Михаило-Архангельский, сгоревший 15 июля 1636 г. вместе со всеми строениями прилегавшего к нему деревянного города, основанного в 1584 г. Монастырь после пожара был перенесен за город, а вместо него была построена деревянная церковь в честь Происхождения Честного и Животворящего креста с приделом во имя чуда Архангела Михаила в Хонех, в которой служили сначала монахи. К 20-м годам XVIII в. эта церковь настолько обветшала, что вместо нее, по храмозданной грамоте архиепископа Варнавы от 5.10.1721, было начато строительство новой деревянной церкви с тремя престолами: чуда Архангела Михаила в Хонех, Тихвинской иконы Божией Матери (с южной стороны) и вмц. Екатерины (с левой), освящена в декабре 1722 г. архимандритом Архангельского монастыря Иоасафом. Церковь сгорела в 1738 г. По храмозданной грамоте архиепископа Варсонофия от 13.10.1742 на ее месте была заложена каменная холодная одноэтажная церковь во имя чуда Архангела Михаила в Хонех с теплым придельным храмом во имя вмц. Екатерины. Екатерининский храм был освящен 30.10.1743 архимандритом Архангельского монастыря Иоасафом, а главный - в апреле 1749 г. архимандритом того же монастыря Леонтием. Четырехъярусный иконостас был оновлен позолотой на средства архангельских купеческих вдов Павлы Михайловны Шингаревой и Екатерины Кирилловны Плотниковой в 1884 г. - к 300-летию г. Архангельска. Иконостас Екатерининского храма замеялся новым 2 раза: в 1832 г. стараниями священника Петра Кутейникова, церковного старосты Михаила Полежаева и городского общества; во второй раз в 1883 г. усердием тех же купеческих вдов, причем старый иконостас, согласно желанию Шингаревой и Плотниковой, был передан в Вологодскую епархию. В 1769 г. началось строительство другого придельного храма во имя Тихвинской иконы Божией Матери (с южной стороны), освященного 19.1.1771.

http://sobory.ru/article/?object=36201

Троицкий собор Лебедянского Троицкого мон-ря. 1642–1665 гг. Фотография. 2013 г. Троицкий собор Лебедянского Троицкого мон-ря. 1642–1665 гг. Фотография. 2013 г. Каменные церковные здания 1-й пол. XVIII в. единичны, среди них - Древнеуспенская ц. Паройской пуст. в Липецке (придельный престол освящен в 1701, главный - в 1730), Рождество-Богородицкая ц. в Лебедяни (до 1710), Покровская ц. в с. Одоевщине Данковского р-на (1742). Для всех характерны архаизация форм и скромный стилевой декор. Из-за архаичности форм, типичных для XVI-XVII вв., и использования в кладке стен известняковых блоков мн. исследователи относили к более раннему времени Казанскую ц. в с. Талица Елецкого р-на (построена и освящена в 1768), к-рая имеет оригинальную шатровую конструкцию покрытия 2-светного восьмерика. Знаменская церковь в с. Знаменка Задонского р-на. 1775 г. Фотография. 2014 г. Знаменская церковь в с. Знаменка Задонского р-на. 1775 г. Фотография. 2014 г. Храмостроительство 3-й четв. XVIII в. представлено по преимуществу типом храмов «восьмерик на четверике» с вариациями соотношения их пропорций в формах позднего провинциального барокко. Это Спасская ц. в с. Хрущёве-Подлесном (1760) Данковского р-на, Введенская (1761) и Преображенская (1761-1771) церкви в Ельце, Староказанский собор в Лебедяни (1771), Знаменская ц. в дер. Знаменка Задонского р-на (1775). Двусветный четверик положен в основу композиции Никольской ц. в дер. Жуково (1761-1767) и Знаменской ц. в с. Спешневе-Подлесном (1734-1758) Данковского р-на. Уникальны для региона планировка и объемно-пространственная композиция Сергиевской ц. в с. Липовка Задонского р-на (1769). Исключительной по художественной ценности архитектурного декора (руинирован) и единственной храмовой постройкой, представляющей высокое барокко, является Покровская ц. в с. Репец (1767-1770), близкая по стилевой характеристике к работам архит. Д. В. Ухтомского . Владимирская церковь в с. Баловнёве Данковского р-на. 1789–1797 гг. Фотография. 2009 г. Утверждение форм раннего классицизма в церковном зодчестве на территории Липецкого края наиболее полно и разнообразно представлено группой усадебных храмов бывшего Данковского у.

http://pravenc.ru/text/Липецкой ...

Церковь Благовещения в доме Апраксиных-Трубецких на Покровке Уникальная Благовещенская церковь находилась до революции в легендарном доме Апраксиных-Трубецких на Покровке. С ним были связаны судьбы многих великих людей России, возносивших свою молитву под сводами этого храма. Царская дорога Покровка, одна из самых древних улиц Москвы, существует вот уже более пяти столетий. Ее история началась в конце XV века, когда великий князь Иван III избрал эти края для своей загородной резиденции. Из Спасских ворот Кремля он проезжал сюда в деревянный дворец, окруженный роскошными садами. Имя же улице оставила Покровская церковь, стоявшая с 1488 года и до XVIII века напротив церкви Николы в Блинниках. Улица была длиннее: ее отрезок от Ильинских ворот до Армянского переулка был назван Маросейкой в XVII веке по Малороссийскому подворью. В то время Покровка стала главной царской дорогой Москвы: царь Алексей Михайлович ездил по ней в дворцовые резиденции Рубцово и Измайлово. Дом Апраксина-Трубецких («Дом-комод») на Покровке в Москве. 1766-1769. Фото: artclassic.edu.ru В петровское время Покровка уступила Мясницкой улице, по которой Петр направлялся в Немецкую слободу и Лефортово. А когда столица уже была в Петербурге, московские легенды вновь связали Покровку с августейшими особами – императрицей Елизаветой Петровной и ее возлюбленным, графом Алексеем Григорьевичем Разумовским. Сын простого казака Григория Розума, обладавший прекрасным голосом, он был певчим в далекой сельской церкви на Черниговщине. Там его заметил в 1731 году один проезжий полковник и забрал в Петербург, поскольку императрица Анна Иоанновна очень любила слушать хорошее пение. Заметила молодого красавца и Елизавета Петровна, которой Анна Иоанновна не дозволяла выйти замуж, опасаясь претензий на престол потомков дочери Петра. Елизавета окружала себя интересными людьми, и в число ее фаворитов быстро вошел казацкий сын Алексей Разумовский – наряду с братьями Шуваловыми и графом М.И. Воронцовым. В ночь на 25 ноября 1741 года гвардия возвела Елизавету на русский престол. Легенда гласит, что уже в следующем 1742 году, когда новая императрица приехала в Москву, она тайно обвенчалась с Разумовским в церкви Воскресения в Барашах, что и сейчас в развалинах стоит на Покровке. Якобы в память этого венчания на куполе Воскресенской церкви была установлена выточенная из дерева и позолоченная царская корона. И будто бы к свадьбе Елизавета приказала придворному архитектору Бартоломео Растрелли построить для своего возлюбленного роскошный дворец на Покровке, рядом с церковью, где они отпраздновали свадьбу и даже прожили вместе какое-то время.

http://pravoslavie.ru/4131.html

Княжна София Васильевна, за камергером Лилиенфельдтом КОЛЕНО XXV: Князь Сергий Иванович Князь Пётр Иванович, полковник женат на Полтевой Княжна Евдокия Ивановна, 1. за генерал-майором Иваном Ивановичем Измайловым; 2. за Петром Фёдоровичем Талызиным Князь Иван Иванович, генерал-поручик, рождение 5 апреля 1742 † 11 декабря 1806; женат на Анастасие Ивановне Измайловой, рождение 17 апреля 1769 † 29 сентября 1807 Князь Сергий Иванович, полковник рождение 1743 † 17 ноября 1811; женат. на княжне Елисавете Алексеевне Львовой, рождение 11 апреля 1743 † 30 июля 1808 Князь Алексей Иванович Княжна Варвара Ивановна, за князем Дмитрием Юрьевичем Трубецким Княжна Наталия Ивановна, за графом Александром Федоровичем Апраксиным Княжна Мария Ивановна, † 5 февраля 1784; за действительным статским советником Андреем Осиповичем Закревским Княжна Анна Ивановна, за фельдмаршалом графом Петром Ивановичем Шуваловым КОЛЕНО XXVI: Князь Сергий Петрович, † 1813 Княжна Дарья Петровна, за генерал-лейтенантом графом Октавием (в России Осипом Осиповичем) де-Кенсона (de-Quinsonnas), бывшим потом пером Франции Княжна Прасковья Александровна, за генерал-майором князем Иваном Сергеевичем Одоевским Княжна Варвара Александровна, за тайным советником Дмитрием Сергеевичем Ланским Князь Иван Иванович † 1814 Княжна Варвара Ивановна † 1844, за действительным тайным советником Сергием Степановичем Ланским Князь Иван Сергеевич, генерал-майор; женат 1. на княжне Прасковье Александровне Одоевской; 2. на Марие Степановне NN (помещённые здесь два сына его рождены от 2-го брака) Князь Федор Сергеевич статский советник, рождение 14 апреля 1771 † 5 июня 1808; женат на Екатерине Алексеевне NN Князь Пётр Сергеевич † в феврале 1801 Княжна Александра Сергеевна, рождение 12 мая 1767 † 28 июля 1791, за Алексеем Федоровичем Грибоедовым Княжна Прасковья Сергеевна, за статским советником князем Александром Александровичем Щербатовым Княжна Екатерина Сергеевна, рождение 7 июня 1787 † 17 февраля 1815; за Гавриилом Ивановичем Дурновым

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕРХНЕТЕЧЕНСКИЙ В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья ВЕРХНЕТЕЧЕНСКИЙ В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Курганской и Шадринской епархии), в с. В. Теча Катайского р-на Курганской обл. Основан в 1680 г. по благословению Сибирского митр. Павла настоятелем Далматова муж. мон-ря старцем Далматом Пермским на берегу р. Исети, в 100 м к юго-востоку от Далматова мон-ря. В 1681 г. в В. м. были устроены кельи, погреб, мучной амбар, ограда с воротами, в кон. 1702 г. на пожертвования Холмогорского архиеп. Афанасия (Любимова) и др. построена и далматовским архим. Исааком освящена деревянная Введенская ц. с трапезной и 16 колоколами над крыльцом (ранее насельницы молились в Успенской ц. Далматовой обители). До 1764 г. В. м. был приписан к Далматову мон-рю, подчинялся его уставу и находился на его содержании. Первой настоятельницей В. м. стала Е. И. Друганова, в 1679 г. принявшая постриг в Далматовом мон-ре с именем Ирина. Среди насельниц В. м. в кон. XVII - нач. XVIII в. известны инокини Вера (Вахова), Варвара (Хомякова), Анна, Анастасия, а также жившая в обители как простая монахиня игум. Параскева, мать архиеп. Афанасия (Любимова), ее игуменский посох до нач. XX в. хранился в Далматовом мон-ре. В кон. XVII в. в В. м. подвизались 27 сестер, в 1732 г.- 80, в 1738 г.- 38, в 1750 г.- 46 монахинь. В 1735 г. настоятельница В. м. была возведена в сан игумении. В мон-рь присылали на исправление провинившихся монахинь из др. обителей и «колодниц». После пожара в В. м. в 1742 г. монахини переселились в кельи близ Далматова мон-ря, в следующем году вместе с игум. Тарсиллой перешли в помещения Далматовского подворья в Верхтеченском поселье на р. Тече, в поселье существовала Иоанно-Предтеченская ц. К кон. 40-х гг. XVIII в. монастырские постройки обветшали, и архим. Далматова мон-ря Иакинф обратился к Тобольскому митрополиту с ходатайством о возвращении жен. обители на прежнее место или переводе на новое, более удобное, однако эти намерения не осуществились. В 1764 г. В. м. был передан в ведение духовного правления и оставлен на собственном содержании, затем упразднен. В 1769 г. часть монахинь поселили в иркутском в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-ре . Жившие в Верхтеченском поселье инокини в 1778 г. были приписаны к обителям Вятской, Костромской и Енисейской епархий, однако многие остались жить при Предтеченской ц.

http://pravenc.ru/text/158204.html

Павел, архиепископ Казанский и Симбирский (Зернов Петр Сергеевич) Родился в 1742 году в городе Москве в семье причетника Ильинской слободы при Троице-Сергиевой лавре. С 1750 года воспитывался в Троице-Сергиевой лавре. С апреля 1763 года – учитель пения при доме лаврского настоятеля архимандрита Лаврентия (Хоцятовского, † 1766), с июля того же года – переводчик и библиотекарь Троицкой духовной семинарии. С ноября 1765 года – учитель пиитики и риторики Троицкой духовной семинарии. 20 февраля 1767 года пострижен в монашество. С сентября 1769 года – преподаватель богословия. 5 октября 1770 года назначен ректором Троицкой духовной семинарии и наместником Троице-Сергиевой лавры. 9 апреля 1775 года возведен в сан архимандрита, назначен ректором Ярославской духовной семинарии и настоятелем Спасского монастыря в Ярославле. В том же году переведен в Саввино-Сторожевский монастырь. С сентября 1776 года – управляющий Московским Донским монастырем. 15 апреля 1778 года хиротонисан во епископа Костромского и Галицкого. С 15 января 1800 года – епископ Тверской и Кашинский. 15 сентября 1801 года возведен в сан архиепископа. С 18 декабря 1803 года – архиепископ Казанский и Симбирский. Скончался 14 января 1815 года. Погребен в кафедральном соборе. Архиепископ Павел был приветливым, добрым, занимался широкой благотворительностью и оставил по себе светлую память в народе, особенно в Казани. Впрочем, некоторые обвиняли его в слабохарактерности и невоздержании в пище и питии. В какой мере достоверно последнее, сказать трудно. Во всяком случае, многие писатели подобные обвинения отрицают. Литература: Благовещенский А. А. История старой Казанской духовной академии. 1797–1818 гг./Сост. учитель Казанской духовной семинарии А. Благовещенский. – Казань, 1875. – С. 46–51. Смирнов С. К., протоиерей. История Троицкой лаврской семинарии. – М., 1867. – С. 488. Чередеев К., протоиерей. Биографии Тверских иерархов от начала существования архиерейской кафедры города Твери и до ныне. – Тверь, 1859. – С. 149.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Самуил, митрополит Киевский и Галицкий (Миславский Симеон Григорьевич) Родился 24 мая 1731 года в селе Полошки Глуховского полка в семье священника. В 1742 году поступил в Киевскую духовную академию. 12 апреля 1754 года пострижен в монашество; 25 ноября рукоположен во иеродиакона. По окончании духовной академии оставлен преподавателем при ней. 6 января 1756 года рукоположен во иеромонаха. 7 ноября 1757 года назначен префектом Киевской духовной академии и преподавателем философии. С 1 сентября 1759 года исполнял обязанности ректора Киевской духовной академии. 16 января 1761 года возведен в сан архимандрита Киево-Братского Богоявленского монастыря и назначен членом консистории. 12 августа 1768 года переведен в Киевский Николаевский Пустынный монастырь. 28 декабря 1768 года хиротонисан во епископа Белгородского и Обоянского. В 1769 году он разработал новую инструкцию о порядке, методах и объеме преподавания в каждом учебном классе Харьковского коллегиума. Получили признание при епископе Самуиле и «прибавочные» классы коллегиума, к которым так неблагосклонно отнесся его предшественник епископ Порфирий (Крайский, † 1768). Особое значение преосвященный Самуил придавал изучению иностранных языков в этих классах. Не имея преподавателей иностранных языков, он послал на свой счет двух наиболее способных студентов в Германию для изучения немецкого языка и подготовил к преподаванию его в коллегиуме. Французский язык преподавал в коллегиуме преподаватель-француз. С ним был заключен договор, и он готовил способных студентов в преподаватели французского языка. Вместе с изучением иностранных языков было обращено внимание и на более тщательное изучение русского языка, т. к. до этого времени он изучался очень мало, уступая место господствующему тогда в школах латинскому языку. Епископ Самуил изменил существовавшее положение и введением новой инструкции возвысил русский язык над латинским. С изменением и усовершенствованием учебного процесса епископ Самуил заботился и о хозяйственном благоустройстве коллегиума, а особенно находящегося при нем сиропитательного дома. Этот дом был предметом постоянных его забот. Он построил для него новое здание на средства паствы и свои личные.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010