Среди флотского духовенства значится о 1726-го года «определенный во флот на вечное обывательство иеромонах Исаия (Волох)» 2262 . В зиму 1727-го года в Кронштадтской эскадре было только 2 иеромонаха 2263 . В 1727-м году здесь оставлен был Кронштадтской Адмиралтейскою Конторой иеромонах, отпущенный в Монастырь с Ревельской эскадры 2264 . На Ревельской эскадре в 1727-м году было 6 иеромонахов и 1 обер-иеромонах. На освободившуюся вакансию седьмого иеромонаха был назначен иеромонах из Александро-Невского Монастыря 2265 . В 1728-м году, распоряжением Ревельской Адмиралтейской Конторы, признано было достаточным иметь при Ревельской эскадре лишь 3-х иеромонахов, сверх обер-иеромонаха, и излишние трое, старшие по времени службы, были отпущены в Монастырь 2266 . Кроме кампании двух эскадр, наши суда бывали и в заграничном плавании, особыми небольшими отрядами, с которыми также бывали Невские иеромонахи 2267 . Александро-Невские иеромонахи отправляли Богослужение в часовне при Петербургском «Корабельном дворе», где всегда находилось более 1.000-и человек морских служителей. Иеромонахи получали из адмиралтейских сумм «указное жалованье» и «от подаяний служителей довольный сбор». Они с давних лет определялись «погодно», здесь и жили, и «для обращающихся в том полковом дворе морских служителей и вечерни, и утрени, и часы, и молебны отправляли» 2268 . Это место называлось еще местом при «морской гошпитали». В 1726-м году здесь был иеромонах Тихон Кирилловский, с 1720-го года все время служивший во флоте, с июля 1727-го года – иеромонах Иосиф Златоустовский, проводивший во флоте уже 7-й год 2269 . В 1728-м году морское начальство предложило иеромонаху Иосифу отправиться на новом корабле Петр I в Кронштадт, но он отказался, ссылаясь на болезнь, и был отослан в Невский Монастырь. На его место назначен был иеромонах Иаков Даниловский. Ему было предписано нигде в приходах, кроме морского полкового двора, треб не совершать без самой крайней нужды, под опасением безослабного по святым правилам истязания 2270 . В 1730-м году сюда был назначен иеромонах Август Ростовский 2271 , в 1731-м году иеромонах Иаков (Коропец) 2272 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Торжественное открытие Духовной Коллегии, которая по настоянию её членов получила наименование Святейшего Правительствующего Синода, состоялось 14 февраля 1721 года. На протяжении всего Синодального периода церковная реформа Петра I отрицательно воспринималась в широких церковных кругах. Из иерархов петровского времени, пожалуй, только один архиепископ Феофан был всецело предан этой церковной реформе, идеологом которой он фактически являлся. Президент Синода митрополит Рязанский Стефан (Яворский) считал патриаршество необходимой и лучшей формой высшего церковного управления Русской Церковью. Против церковной реформы так или иначе высказывались также вице-президент Синода архиепископ Новгородский Феодосий (Яновский; † 1726), архиепископ Тверской Феофилакт (Лопатинский), митрополит Коломенский Игнатий (Смола; † 1741), архиепископ Ростовский Георгий (Дашков; † 1739), епископ Астраханский Лев (Юрлов; † 1755), митрополит Казанский Сильвестр (Холмский; †1735), епископ Корельский Маркелл (Родышевский; † 1742) и другие иерархи. 31 декабря 1720 года епископ Феофан возведён в сан архиепископа. После смерти митрополита Рязанского Стефана (Яворского) должность президента Святейшего Синода была упразднена, архиепископ Феофан по указу царя стал вторым, а Новгородский архиепископ Феодосий (Яновский) – первым вице-президентом Святейшего Синода. Пётр I нередко делал архиепископу Феофану личные подарки: подарил ему несколько деревень, дарил значительные денежные суммы. У архиепископа Феофана в Санкт-Петербурге образовалось своё хозяйство. Псковскую епархию он посетил только на другой год после назначения и вернулся в Санкт-Петербург. Архиепископ Феофан приложил немало усилий для открытия в 1721 году в Санкт-Петербурге Славянской школы, которая с 1726 года стала именоваться Славяно-греко-латинской семинарией. 28 января 1725 года скончался великий преобразователь России Пётр I. В лице почившего монарха архиепископ Феофан лишился главной своей опоры. Но он не растерялся и со всей присущей ему энергией взялся содействовать плану воцарения императрицы Екатерины.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Ксанфийские епископы: Георгий (упом. в 879). Перифеорийские епископы: Иаков (упом. в 879), неизвестный по имени (упом. в 1032). Ксанфийские архиепископы: неизвестный по имени (упом. в 1316), Герасим (упом. в 1329). Ксанфийские митрополиты: Павел (упом. в 1344-1347). Перифеорийские митрополиты: Феофан (упом. в 1350), Дорофей (упом. в 1355-1381), Григорий (упом. в 1463), Игнатий (упом. в 1467). Ксанфийские и Перифеорийские митрополиты: Иосиф (упом. в 1474-1477), Матфей (упом. в 1484-1488), Пахомий (упом. в 1497-1498), Митрофан (упом. в 1507), Феодосий или Феодул (упом. в 1541), Досифей (1545-1564), Иоасаф Аргиропул (управлял в 1564-1565 в качестве экзарха, ранее и впосл. митрополит Фессалоникийский), Паисий (1565-1566), Иоасаф Аргиропул (1566-1567), Филипп (упом. в 1570), Григорий (упом. в 1575-1580), Филимон (упом. в 1580-1590), Парфений (упом. в 1590), Григорий (упом. в 1592), Филимон или Филофей (упом. в 1592 и 1595), Григорий (упом. в 1599), Филимон (упом. в 1602), Гавриил (1607-1623), Дорофей (1623-1628), Самуил (1628 - ?), Иоанникий I (? - 1632), Самуил (? - 1648), Сильвестр (1648 - ?), Иосиф (? - 1670), Дамаскин (1671 - ?), Даниил (упом. в 1697), Дамаскин (? - 1702), Симеон (1702-1707), Макарий (1708-1720), Кирилл (1721-1726), Парфений (1726-1742), Митрофан (1742-1756), Кирилл (1756-1764), Филарет (1764-1789), Нафанаил (1789-1806), Серафим (1806-1831, впосл. митрополит Смирнский), Евгений (1831-1848, ранее епископ Клавдиопольский), Мелетий (1848-1858, ранее и впосл. митрополит Митилинский), Панарет (1858-1861, ранее епископ Лампсакийский, впосл. Филиппопольский), Дионисий (1861-1867, ранее епископ Кюстендилский), Иларион (1867-1872, ранее епископ Левкийский, впосл. митрополит Самоковский), Каллиник I (1872-1875, ранее митрополит Нисский, впосл. митрополит Халкидонский), Каллиник II (1875-1877, ранее митрополит Варнский), Филофей (1877-1885), Дионисий (1885-1891), Иоаким (Сгурос; 1891-1910, впосл. митрополит Фессалоникийский), Анфим (Анастасиадис; 1910-1922), Поликарп (Псомиадис; 1922-1935), Иоаким (1935-1953), Антоний (Клавдатос; 1954-1994), Пантелеимон (Калафатис; с 1995 по наст. время).

http://pravenc.ru/text/2462101.html

По розыску 1721 г., судья приказа Церковных дел настоятель московского во имя свт. Иоанна Златоуста мон-ря архим. Антоний ( 1726) сообщал в Святейший Синод, что игумении Феодосия (ок. 1691-1692) и Гавдела (1720-1722) укрывали в обители раскольников. Ссылаясь на показания насельницы К. м. мон. Евгении, архим. Антоний утверждал, что большая часть стариц мон-ря уклонилась в «раскольническую прелесть». Архим. Антоний предлагал направить его или др. «искусных священников» в Калугу для «уверения» сестер (ОДДС. Т. 1. Стб. 332-334). 16 сент. 1722 г. обитель возглавила игум. Екатерина. В XVIII в. К. м. служил местом ссылки за разные «вины». Так, в 1723 г. в К. м. («за блудное беззаконство» с дьячком Ф. Никифоровым) была направлена А. А. Воейкова, разведенная с лейб-гвардии Преображенского полка сержантом А. Д. Марковым (Там же. Т. 3. Стб. 406-408). К маю 1726 г. в К. м. проживали 31 монахиня и 15 белиц, в 1751 г.- игум. Ева и 30 монахинь, богослужения совершали 2 священника и диакон (Там же. Т. 31. Стб. 253-254). Во время русско-тур. войны насельницы К. м. служили сестрами милосердия и санитарками в Калужском госпитале. Ведомость 1904 г. упоминает о 32 штатных насельницах и 30 сверхштатных послушницах; по численности сестер К. м. уступал всем др. жен. обителям и общинам Калужской епархии (РГИА. Ф. 796. Оп. 440. Д. 983. Л. 1-1 об.). Настоятельниц К. м. традиционно погребали в Лаврентиевом калужском монастыре . В частности, там была похоронена подвижница благочестия игум. Агния Калужская (Десятова; 14 марта 1796); в каменной часовне на ее могиле (на зап. стороне монастыря) служились панихиды, совершались исцеления. Во 2-й пол. XIX в. игумений стали хоронить в К. м., у стены Казанского храма, с южной стороны. Здесь находились могилы почитаемых настоятельниц: игум. Ангелины (Богаридис; 1828-1860), игум. Серафимы (Васильевой; 1862-1871), игум. Евгении (Ворошилкиной; 1871-1896) и др. У надгробных памятников постоянно горели лампады. Игум. Евгения значительно увеличила монастырский капитал, устроила в обители водопровод, приобрела новую церковную утварь и облачения, ввела стройное церковное пение, пригласив опытных регентов: сначала наставника Калужской ДС В. Г. Прозоровского, затем бывш. архиерейского регента Н. Н. Панова. Также она установила для сестер запрет выходить за ворота мон-ря без благословения и без крайней надобности. При ней ежегодно делались пожертвования на церковноприходские школы Калужской епархии, с открытия в 1879 г. в Калуге жен. епархиального уч-ща К. м. содержал 5 стипендиаток из числа сирот духовенства. Насельница К. м. мон. Екатерина (Менцендорф) в 1897 г. стала организатором и 1-й настоятельницей жен. общины в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» в Калужском у. Среди чтимых священнослужителей обители - прот. В. И. Всехсвятский.

http://pravenc.ru/text/1320163.html

В 1993 году освящен зимний храм Сергия Радонежского, а главный храм Рождества Пресвятой Богородицы снова возвращён церкви. В 1995 г. монастырь посетил Патриарх Алексий II. В последующие годы возвращены монастырские корпуса, расписан Рождество-Богородичный собор. При монастыре работает воскресная школа. Будучи в марте 1998 в монастыре, президент РБ А. Г. Лукашенко оставил в книге почетных гостей запись: «Восхищаюсь вашим мужеством и преданности великим ценностям человечества. Дай Господь вам добра, мира и счастья». Настоятельница Свято-Рождество-Богородичного монастыря, Ее Высокопреподобие Игумения Гавриила с 90-х годов ХХ века верно служит Святой Матери Марии и Ее Сыну Господу нашему Иисусу. Адрес: 230023, Беларусь, г. Гродно, ул. Новозамковая, 3. По материалам сайта: Свято-Рождество-Богородицкий женский монастырь Монастырь основан на месте Свято-Пречистинского собора - памятника Гродненской архитектурной школы XII в. Каменный фундамент и часть стен храма были обнаружены во время ремонтных работ под слоем земли в 80-х гг. XX в. Около 1633 г. при соборе был основан женский базилианский монастырь. В 1654 г. древний храм вместе со строениями сгорел. Тогда на месте пожарища построили деревянную церковь с монастырскими постройками. Но еще один пожар вновь все уничтожил. В 1720-1726 гг. Киевским митрополитом Львом Кишкою на месте соборной Пречистенской церкви был построен каменный храм Рождества Богородицы и жилой корпус монастыря (1726-1751 гг.). После самороспуска униатской церкви в России в 1843 г. все помещения монастыря и церковь были переданы во владения Православной Церкви. К 1848 г. на пожертвования прихожан интерьеры церкви были отремонтированы по православным канонам, а с восточной стороны жилого корпуса в 1866 г. была построена теплая монастырская церковь в честь св. Сергия Радонежского, а также хозяйственные корпуса. Во время военных действий в 1915 г. храм был поврежден, монастырский корпус и хозяйственные постройки пострадали меньше. Значительная часть внутреннего убранства храма сгорела или была повреждена. Но уже через несколько месяцев в отремонтированном храме проходили богослужения. До революции при монастыре существовала церковная школа для девочек, а также богадельня для престарелых одиноких женщин. Монастырь владел двумя имениями в деревнях Грандичи и Русота, двумя земельными участками в деревнях Каплица и Ольшанка, имелись также мельница на реке Лососянка и рыболовецкое озеро на границе Слонимского и Пинского уездов - Вадотуническое. Рядом с монастырем находился богатый на урожай фруктовый сад. Во время Второй мировой войны монастырь продолжал действовать. Во время освобождения Гродно в 1944 г. здания и имущество практически не пострадали.

http://sobory.ru/article/?object=40973

23. Генеральный Регламент 1724 г. 6269); 24. Краткая повесть о смерти Петра Великого, Спб. 1725 25. Правда воли монаршей, 1726 г. 6245); 26. Указы за 1719–1720 г., Спб. 1726 3340); 27. Граф де Марсильи, Военное состояние Оттоманской империи, Спб. 1737 г. 6255, 6256, т. е. 2 экз.); 28. Уложение ц. Алексея Михайловича, Спб. 1737 года 6267); 29. Воинский устав, 1755 г. 6306); 30. Книга Марсова, или воинских дел войск Российских над войском короля Свейского, 1766 г. 4219) и другие. Принимая во внимание такое богатство книжных сокровищ, хранящихся в Библиотеке Новгородской Духовной Семинарии, станет понятна та острая тревога, которая охватывает всякого, кто видел, или представит себе по описанию, современное состояние этой библиотеки. Библиотека, как и самая Семинария, находится в Антониевом монастыре, и помещается в особом двухэтажном каменном здании, построенном в средине XVIII в., быть может именно тогда, когда библиотека Феофана Прокоповича была испрошена для Семинарии. Здание имеет около 17 сажень в длину, около 8 в ширину, 6–7 саж. в высоту. Нижний этаж разделяется на две части сквозными воротами, и в эти части ведут по две двери с каждой стороны, из коих по одной ведут наверх, во второй этаж, и по одной из-под ворот в нижний. Верхний этаж составляет как бы одну общую большую залу в два света, а по бокам устроены входы и комнаты. Внизу 8 окон, наверху 11 окон по фасаду, а сбоку по 3 окна. Здание библиотеки совершенно не отапливается никогда, отчего чувствуется сырость и холод. Оконные рамы старые с ломаными железными решетками. Книги помещаются во втором этаже в деревянных шкафах, а также во множестве на полу и на окнах. Внизу же в пустых комнатах хранятся рогожи, метла, ящики и прочая семинарская рухлядь. Но что самое важное, в левой части здания внизу помещается семинарская кузница, в которой постоянно идет работа. Само собою понятно, что вокруг здания лежит грязь, навоз, разные старые ненужные вещи. Уже идти к зданию приходится по полусгнившим мосткам, или по высокой траве, а обойти здание без опасения сильно вымазаться невозможно. По стенам все загажено.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Базилианский монастырь Монастырь основан на месте Пречистенского собора XII века. В 1633 году при соборе был основан женский базилианский монастырь. В 1654 году древний храм вместе со строениями сгорел. Тогда на месте пожарища построили деревянную церковь с монастырскими постройками. Но еще один пожар вновь все уничтожил. В 17201726 годах Киевским митрополитом Львом Кишкою на месте соборной Пречистенской церкви по проекту итальянского архитектора Иосифа Фонтаны III был построен каменный храм Рождества Богородицы и жилой корпус монастыря ( 1726 - 1751 годы). В 1753 году новый пожар значительно повредил монастырские строения. После надлежащих ремонтных работ в 1756 году настоятель гродненского Коложского монастыря Самуил (Яновский) освятил восстановленный храм. Православный монастырь В 1843 году после воссоединения униатов с Церковью все помещения монастыря и церковь были переданы во владения Православной Церкви. К 1848 году на пожертвования прихожан интерьеры церкви были отремонтированы по православным канонам. В 1866 году на средства, выделенные генерал-губернатором М.Н. Муравьевым, с восточной стороны жилого корпуса была построена теплая монастырская церковь в честь преподобного Сергия Радонежского, а также хозяйственные корпуса. 4 октября этого же года построенный храм был освящен епископом Брестским Игнатием (Железовским) . Монастырь в XX веке В 1900 году Священный Синод постановил перенести Рождество-Богородичный Гродненский монастырь в урочище Красносток , что вблизи города Гродно , с целью расширения и благоустройства монастыря. Таким образом, древний монастырь в Гродно стал подворьем процветающего Красностоцкого Рождество-Богородичного женского монастыря . Подворья монастыря также были открыты в Санкт-Петербурге и Дрогичине . Красностоцкий монастырь стал одним из самых образцовых в империи. При монастыре действовали сельскохозяйственное училище, аптека, амбулатория, больница, имелись производственные мастерские.

http://drevo-info.ru/articles/17384.html

  – 45 – Кремянский Иоанн Карпов, 6 сентября 1744 года выбывший из Киевской Академии в Новгород, где в 1744–5 году преподавал фару и инфиму 250 ). 5) Нижегородская семинария. В Нижнем Новгороде преосвященный Питирим в разное время завел школы трех типов: еллино-греческую, славянограмматическую и наконец латинскую. В 1720 году он учредил здесь «еллино-греческую школу» и учителем в нее назначил «Переяславля Залесского Николаевского монастыря монаха Савватия», а в 1725 году устроил другую школу славяно-грамматическую, которою до 1726 года заведывал тот же монах Савватий, а с 1726 по 1729 год учитель Тимофей Колосовский 251 ). «Да сверх вышепоказанных школ, – говорится в донесении Св. Синоду от 17 июня 1738 года, – в нынешнем 1738 году марта от 29 дня, по прибытии из Санкт-Петербурга в Нижний Новгород, покойный преосвященный Питирим, архиепископ Нижегородский и Алаторский, при жизни своей при доме ж архиерейском определил еще вновь славянолатинскую школу, а в ней учителя иеромонаха Венедикта Туранского», и в эту школу собрано было 100 учеников 252 ). Этот Туранский был из воспитанников Киевской Академии 253 ). Он умер в 1739 году. При преемнике преосвященного Питирима Иоанне Дубинском (1739–1742), в 1740 году, по указу Св. Синода, прислан Смоленским епископом Гедеоном Вишневским в Нижний Новгород, для определения в латинскую школу, бывший в Смоленском Авраамиеве училищном монастыре «в наставлении от Римской Церкви к восприятию греческого исповедания веры вышедший из-за польского рубежа из Литвы шляхетский сын Антоний Коссаковский, которой де допросом показал, что, учась в Польше латинского языка, и слушал философии... Да от преосвященного Рафаила, архиепископа Киевского, – писал преосвященный Иоанн, – по просительным моим письмам чрез нарочно посланных на моем коште для такого ж латинского диалекта обретающихся при доме моем учеников обучения присланы два человека польской нации: воеводства Русского города Львова шляхетские дети греческого исповедания Василей Федоров сын Кунашевич, Никита Алексеев сын Долганевской» (оба из философского класса).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Мисаил – с 1701 г. Исаия – с 1704 г. Иаков. Варлаам – до 1714 г. Строители: Иов – с 1714 – 1715 г,, с него начались настоятели по назначению Александроневского монастыря, к которому был приписан Староладожский Николаевский. Иона – упоминается в 1715 г. Герман (иеродиакон) – с 1715 – 1720 г. Гавриил Флорищенский – с 1720 – 1723 г.; возобновил монастырские здания, принятия в обветшалом виде. Варлаам Иверский – с 26 апреля 1726 по 23 сентября 1728 г.; в этом году за старостью лет уволен и оставлен в числе братства. Афанасий Рождественский – с 1728 – 1729 г. поправил монастырскую мельницу при селе Извозе. Тихон Кирилловский – с 7 ноября 1729 – 1732 г.; в этом году уволен и оставлен в числе братства. Феодосий Вологодский – с 8 февраля 1732 – 1738 г.; взят был 140 исследования в Святейший Правительствующий Синод по указу 1 июля 17?? Иннокентий Пузанов – с 1738 – 1739 г. Пимен Родкевич – с 12 мая 1739 – 1742 г.; скончался в Нев?? монастыре. Лука (исправляющий должность строителя) – с 14 января 1742 г. Митрофан – с 12 марта 1742 –1745 г.; при нем в 1743 г., высланы, по указу от 31 октября, в Канцелярию Александро-невского монастыря следующие акты: 1) отказная грамота из Новгорода боярина и во Даниила Ивановича Мезецкого на монастырские вотчины, 7130 (1622) го ??, грамота по указу великого государя Алексея Михайловича 7157 (1649) присланная из Москвы в Великий Новгород к боярину воеводе квяз?? дору Андреевичу Хилькову, да к дьяку Савину Заветину, по которой выпись на монастырскую вотчину со всеми угодьями, 3) выпись из ?? вых книг, учиненная Афанасием Базновым, за приписьй дьяка ?? Черного 7203 (1695) года, 4) грамота Преосвященного Корнилия митро?? Великого Новгорода и Великих Лук, по которой со Староладожского ??стыря в Софийский дом рождественского хлеба имать не велено, – за при?? дьяка Андрея Сказина, 7187 (1679) года; 5) выпись из переписных ?? стольника князя Василия Феодоровича Дарового Засекина на монастырск?? чинные деревни 7186 (1678) года. Писал оную подъячий Емельян Л??

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

9) Иеросхимонах Иисус в монашестве Иов, из белого духовенства, духовник Особ царствующих, был строителем с 1706 по 1714 год; потом перешел он на гору Голгофу того же Анзерского острова для безмолвной жизни и был потом основателем Распятского скита. 10) Паисий Иеромонах по избранию Анзерской братии поставлен в Строители по грамоте Преосвященного Варнавы Архиепископа Холмогорского и Важеского, и находился с 1714 по 1717 год. 11) Иона Иеромонах скитский, Анзерский постриженник, поступив из казначеев сегож скита, был кратковременно. 12) Герман монах из Анзерского братства, определен Указом Варнавы, Архиепископа Холмогорского и Важеского, и был с 1717 по 1720 год, а потом выбыл из скита в Юрьегорский Олонецкий монастырь. 13) Спиридон Иеромонах, избран по согласию скитян и Указом Варнавы, Архиепископа Холмогорского и Важеского, определен 1720 года; скончался в 1726 году в сем же ските. При нем 1724 года пристроен был к Троицкой церкви теплый придел во имя Рождества Пресвятой Богородицы из Голгофского кирпича; но оный со всею церковною утварью и иконами сгорел. 14) Стефан Иеросхимонах из братства Анзерского, был кратковременно. 15) Филипп Иеромонах из братии сегож скита, посвящен во Иеромонаха Преосвященным Стефаном, Митрополитом Рязанским и Муромским, а Строителем определен в 1727 году Указом Варнавы, Архиепископа Холмогорского и Важеского; волею Божиею потонул в море 1728 года. 16) Глеб из монахов и казначеев скитских, был Строителем 15 лет, т. е. с 1728 по 1743 год. При нем в 1730 году совершена строением деревянная церковь во имя Преподобных Отец Зосимы и Савватия, с приделами, перенесенными за теснотою от каменной Троицкой церкви во имя Преп. Михаила Малеина и Знамения Пресвятой Богородицы, которые в сем же году освящены. 17) Евфимий Иеромонах из казначеев сегож скита, был Строителем по 1750 год. 18) Мельхиседек Иеромонах скитский 1750 года Указом Преосвященного Варсонофия, Епископа Архангельского, из Духовной Консистории последовавшего, производен в Строители, в каковом звании и пребыл до 1762 года. При нем

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010