В типографской описи (3 описи - 1-я тип. (1720-1916), 1315 дел; 2-я тип. (1760-1922). 1169 дел; 3-я тип. (1790-1920). 313 дел) сосредоточены материалы, посвященные вопросам издательско-типографского производства, здесь же - сведения о репертуаре книг и об их распространении, об условиях труда рабочих и служащих типографии, иконописной и переплетной мастерских, о живописной школе. Монашеская опись (1-я мон. (1699-1924). 775 дел; 2-я мон. (1720-1919). 1225 дел; 3-я алф.-мон. («Алфавит монашеских дел») (1848-1923). 478 дел; сюда же может быть отнесена общемонашеская опись - 1-я общемон. (1753-1814). 1837 дел) включает списки насельников лавры и приписных монастырей, документы о принятии в лавру, постриге, перемещении и выплате жалованья монашествующим, их личные дела и др. В бухгалтерскую часть (1-я бухг. (1726-1924). 3363 дела) вошли годовые и месячные финансовые отчеты К.-П. л. и ее отдельных подразделений, доклады Духовного Собора и рапорты ведомств митрополиту о приходе и расходе денежных средств, информация о банковских вкладах и ценных бумагах лавры и проч. В банковскую опись (1-я банк. (1719-1918). 1403 дела) - дела о пожертвованиях в пользу К.-П. л. денежных средств, ценных бумаг и др., переписка с Московским гос. и проч. банками, попечительскими советами и др. В благочиннической описи (1-я благ. (1862-1919). 276 дел) содержатся материалы о сборах в лаврских церквах, пожертвованиях лавры в пользу благотворительных учреждений; дела о строительстве и ремонте храмов, промышленных и хозяйственных зданий К.-П. л. Послушническая опись (алфавитно-послушническая опись - 1-я алф.-посл. (1744-1922), 6551 дело) сформирована из размещенных в алфавитном порядке личных дел послушников К.-П. л. Опись «Маловажные дела» (1-я маловаж. (1724-1811), 783 дела) содержит списки монахов, послушников лавры и др. лиц, различные дела, посвященные хозяйственным и бытовым вопросам, строительству и ремонту, работе промышленных предприятий ( Кагамлик С. Р. Apxibhi cmyдiï//Apxib лаври та зanobiдhuka. 2007-2008. С. 10-12).

http://pravenc.ru/text/1684519.html

указа 1720 г. Прав. Сенату, а в 1723 г. по указу Св. Синода 133 . В последующее время были еще запросы, но ни на один из них не было отвечено верно. 7 мая 1727 г. началось царствование Петра II. Распределение политических сил несколько изменилось, начинания предшествующего правительства не могли больше связывать регентство, и так как финансовое хозяйство Империи по-прежнему оставалось вне равновесия, естественно было принять даже такие меры для его улучшения, которые, по-видимому, не согласовывались с мерами недавнего прошлого. Общее между этими мерами было то, что и в 1726, и в 1727 году решено было по возможности сократить штаты присутственных мест и даже уничтожить целые учреждения 134 . Такой образ действий, конечно, был менее всего понятен по отношению к учреждению, над образованием которого так много хлопотали. 12 июня 1727 года члены Коллегии Экономии были назначены: А. Баскаков в Камер-Коллегию вице-президентом, К. Чичерин в Вотчинную Коллегию вице-президентом, А. Щербачев в ту же Коллегию советником 135 . А 23 июня в Совете рассуждали уже о том, чтобы 1) Московской Синодальной Конторе и Дикастерии не быть, а быть Духовному Приказу под ведением епископа Крутицкого, а между тем взять ведомость какие в Дикастерии дела. 2) О патриаршем Казенном Приказе справиться, какие тут дела были прежде и кто судья [здесь] и ныне как этот Приказ состоит. 3) Коллегии Экономии не быть, Камер-Конторе не быть , а приказных людей отдать в патриарший Разряд, который учинен будет по-прежнему 136 . Наконец, 26 июня была выслушана выписка о бывших патриарших приказах и какие в них были дела (отложили до другого раза). Синодальным членам велено платить по 2500 руб. человеку, с условием ничего не брать из епархий, а прочим епархиальным епископам, которые в Синоде не заседают все их вотчины и доходы отдать , только бы положенное число в Монастырском Приказе платили, а на строительство и ремонт употреблять им до 500 руб., а если больше – требовать указа 137 . Подобное колебание правительственной политики в отношении церковных имений объяснимо, если не слепотой и неуясненностью задач государственного хозяйства, то, напротив, сознанием, что реформа 15 июля 1726 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

Однако Сильвестр осознавал, что одними репрессиями он не сможет остановить натиск унии. Духовной агрессии католичества надо было противопоставить контр агрессию не меньшего интеллектуального уровня. Патриарх обратился за помощью к Макарию Калогере, схоларху (ректору) Патмосской академии, крупнейшего на тот момент образовательного центра османских греков. Макарий (ок. 1689–1737), энциклопедически образованный, набожный до фанатизма, был одним из самых ярких деятелей православного миллета того времени. Он сразу откликнулся на просьбу Сильвестра и отправил в Сирию лучшего из своих учеников Иакова Патмосского, который при поддержке патриарха в начале августа 1726 г. открыл в Халебе училище, «хотя умножити разумных и словесных мужей и искусных философов, коеже бы могли сопротивитися врагам церкви Христовой». 1890 Тем не менее борьба Сильвестра с халебскими униатами кончилась его поражением. Халебцы сумели богатыми дарами перетянуть на свою сторону мусульманские власти города. Французский консул, первоначально придерживавшийся нейтралитета, не смог простить патриарху облавы на арабов-филокатоликов, которую тот устроил во французской церкви, нарушая ее дипломатический иммунитет. Раздражали французов и тесные – в том числе коммерческие – связи Сильвестра с английским консульством. 1891 Возможно, православные, в поисках противовеса французско-униатскому тандему, нащупывали пути сближения с английской дипломатией, не сочувствовавшей католической, то есть французской, экспансии в Леванте. Драгоманом британского консульства в Халебе в 1720-е гг. был Ильяс Фахр, впоследствии – логофет Антиохийского престола и ведущий православный полемист XVIII века. 1892 Однако Франция к середине XVIII века оттеснила англичан с ведущих экономических и политических позиций в Халебе. 1893 Таким образом, вокруг Сильвестра замкнулось кольцо врагов. Согласно православной версии дальнейших событий (они происходили, приблизительно, в конце августа 1726 г.), униаты толпой напали на патриарха, замышляя его убить, но тот спасся от них вплавь через реку и сумел добраться до Константинополя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так, еще 5 октября 1720 г. именным Высочайшими указом было повелено «в Киево-Печерской и Черниговской типографиях вновь никаких книг, кроме церковных прежних изданий, не печатать, а и оныя церковные старые книги, для совершенного согласия с велико-российскими с такими ж церковными книгами, справливать прежде печати, дабы никакой розни и особливого наречия в них не было, а других никаких книг ни прежних, ни новых изданий, не объявя об них в Духовной Коллегии и не взяв от оной позволения, не печатать» 49 ... На основании этого именного Высочайшего указа, Св. Синод 30 августа 1721 г. определил и сентября того же года предписал Киево-Печерскому архимандриту Иоанникию Сенютовичу с братией, чтобы на будущее время «во оной Киевской типографии книг никаких, без ведома Святейшего Правительствующего Синода, отнюдь не печатать, кроме церковных прежних изданий; а когда и церковные книги печататься будут, и то, исправя первее с книгами, новоисправленными, в Санкт-Петербурге или в Москве печатаными, по две книги письменные или и печатные и исправление на полях самые для лучшего усмотрения и совершенного согласия присылать в Святейший Правительствующий Синод, чтоб разны и особого наречия никакого не было, из которых одна книга отошлется, а другая оставится для освидетельствования при святейшем синоде, в конторе типографской. А напечатав таковые освидетельствования книги с предисловиями и дедикациями не печатанными, но письменными, которые потом, могут печатаны быть, за позволением, прислать едину прежде продажи, с доношением о позволении продавания, а других книг вновь изданных без ведома отнюдь никаких не печатать; а что ныне есть в печати в Киевской типографии каких книг окончивать, и из с тех для усмотрения, как выйдут из печати, прислать по единой … отдавать в продажу без позволителного       Святейшего Правительствующего Синода указу» 50 . Вскоре после того, именно 22 декабря 1726 г. в ответ на просьбу Киево-Печерского архимандрита Иоанникия Сенютовича о разрешении напечатать в печерской типографии некоторые книги (повечерник, молитвослов с акафисты, акафист четвероякий и служебник, «против великороссийских, токмо с приложением преподобных Антония и Феодосия и прочих печерских, чудотворцев», Св. Синод сделал следующее распоряжение: «по силе прежде посланных о таком книг печатании из Святейшего Синода указов, вышеозначенные книги в Киево-Πечерской типографии печатать, токмо наблюдать и смотреть накрепко, чтоб никакие святей церкви и состоявшемуся октября 6 дня прошлого 1720 года императорского величества указу противности не было, и все наречие, также и правописание в летерах и просодиях было б согласно с великороссийскими печатными книгами, без всякия отмени, а, по напечатании, для совершенного разсмотрения и утверждения, от всех тех книг прислать в Святейший Синод по две книги, с надлежащим о них известием неотменно». 51

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/k-...

Жена на двор допрашивана; сослалась, что все крепости у стряпчего Сумарокова, коему муж приказал душу. В 1700 г. велено вдове положить крепости, потому что Сумарокова на Москве нет. В июле Воинов просил допросить человека Сумарокова, который за делом ходит, и по допросу указ учинить. 30 мая 1710 г. приговор: 1 / 2 двора по грамоте Патриаршего Разряда утвердить за Воиновыми, а на другую 1 / 2 жене Кондырева положить крепость. В июль 1710 г. Воинов: жена Верещагина, по втором муже Игнатьева, еще не положила крепости; просит допросить мужа ее. В канцелярии Земских дел в 1717 г. Воинов: крепости еще не положено и допроса не было; Игнатьев испомещен в Тульском уезде. Вели послать нарочного с солдаты по наказу на нашем коште допросить: есть ли ему дело до двора? И для уверенья вели быть при той посылке человеку нашему, дабы Игнатьев у посланных своим происком и дачею не откупился; а к ландрату пошли послушную грамоту. В августе 1717 г. помета: буде... послать. В феврале 1719 г. Воинов просит: пошлите; еще не послано. Помета комиссара: буде помечено, послать. В августе 1719 г. Воинов: на Москве не сыскали Игнатьева; пошлите взять его в деревню. Помета секретаря: расписать. Но вместо новой выписки отмечено: расписано в сем деле выше сего. 1720 г. апреля 5 резолюция: послать... В июле 1720 г. Воинов: пошлите же! Помета: на кого челобитье, сыскав допросить. В 1723 г. Воинов просит, кажется, в Надворном Суде, что прежде была канцелярия Земских дел. (Помета делается вверху – когда подано; в конце – что сделать: расписав предложить к вершенью. Подписал полковник N и еще N). – В апреле 1725 г. Воинов пишет: подьячий еще не послан, а Игнатьев умер и оставил детей; пошлите по детей. Помета: предложить к слушанию. В Надворном суде 1726 г. сентября 28 д. геодезист Игнатьев просит: велите Воинову ведаться с родственниками Кондырева. Помета: предложить к слушанию немедленно. Расписано. К этой выписке приложили. 1727 г. января 10 д. протокол: взять сведение у стряпчего Сумарокова. Подлинный закрепили: генерал-майор Василий Зотов, капитан Петр Толстой и капитан Алексей Еропкин.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

На юг, почти у самых ног, у подножия Кармила расстилалась цветущая, лесистая до­лина Саронская; на запад – раскрывалась в необъятную даль голубая поверхность Средиземного моря; напрасно глаз всматривался вдаль, стараясь различить последний, погра­ничный предел моря: море кажется бесконечным; далее на север открывался Аккский залив, с его правильной, полукруглой береговой чертой; тут виднелась Птолемаида; при ясной, летней тогдашней погоде можно было различить и мачты стоявших у птолемаидской гавани кораблей, и стены и башни города, и некоторые высокие дома; а там, к северу, величественно поднимались, как великаны, громадные горы Ливана и Антиливана; их скаты покрыты —167— нежною зеленью растений, а верхушки увенчаны вечным снегом, блестящим алмазными огнями при солнечном свете; а дальше, за Ливанами, на туманном фоне гори­зонта, нарушая правильную его линию, высится величе­ственный исполин – Ермон; на северо-восток расстила­лись невысокие холмы Галлилеи. Несомненно, взоры свв. путников не так долго останавливались на восхититель­ном западе и севере, как на этом скромном северо-востоке; тут была заветная точка: св. Назарет... На­прасно обращались взоры к Иерусалиму: ни Иудеи, ни Иерусалима не видно было за Ефремовыми горами; нако­нец, с правой стороны вдаль Кармила струился Кисон и расстилалась долина Ездрилонская 1720 . Далее свв. путешественникам приходилось идти по бе­регу Аккского залива, довольно правильным полукругом вдающегося в северо-западный конец долины Ездрилонской; его береговая линия простирается на 3 географических мили 1721 , или 10 часов пути 1722 . У самого же начала залива на получасовом расстоянии от подножия Кармила 1723 , лежал маленький городок Геоа (Hephia) 1724 . Reland ставит его в 52 51 шир., а Harenberg в 32 32» шир. и 53 21 долготы 1725 . Древнейшим названием этого города, которое было известно составителям Иерусалимского дорожника 1726 . —168— Страбону 1727 и Птоломею, было Συκμινα или в единствен­ном числе: Συκμινον 1728 . Самое название города сви­детельствует о богатстве окружающей его растительности; даже и в настоящее время это место отличается обилием и разнообразием деревьев.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Природная энергия – это сущностное и составляющее качество всякой сущности. Лишенное ее лишено какой бы то ни было сущности. Природная энергия – это сущностная сила (δναμις) 1719 , не позволяющая, чтобы [природа] претерпела какое-либо изменение по сущности, из одного [сделавшись] другим. Природная энергия – это сила, сохраняющая несмесным (μιγ) сущностное отличие (δικρισιν) всякой [вещи] по отношению ко всем [остальным]. Святого Александра [папы Александрийского], из Послания против ариан, обращенного к Эглону, епископу Кинополя 1720 Природная энергия – это врожденное движение всякой сущности. Природная энергия – это сущностный и познавательный логос всякой природы. Природная энергия – это движение всякой сущности, указующее [на нее]. Григория Нисского Энергия разумной души – это движение и мышление (δινοια) 1721 ума. Энергия – это сущностное движение, определяющее (χαρακτηριστικ) для природы, которой она принадлежит; при помощи [энергии природа] познается как сущностно отличающаяся от других. Энергия – это движение действительное (δραστικ); действительным же называется то, что приводится в движение самим собой 1722 . Ведь мы утверждаем, что энергия – это природная сила и движение каждой сущности; без энергии природа не существует и не может быть познана; ибо умным (νοερν) присуще разумение (νησις), чувственным – чувствование (ασθησις), с помощью которого они по природе и сами постигают внешние [предметы], и подвергаются их воздействию 1723 , летающим – полет, плавающим – плаванье, пресмыкающимся – пресмыкание, ходячим – хождение, растениям – рост; говоря обобщенно, мы полагаем, что природная энергия – это знаменательная (σημαντικóν) особенность каждой природы. Единственное, что лишено [энергии] – это не сущее. Ведь сущее причастно к какой-либо сущности и потому, конечно же, будет по природе причастно и к силе, указывающей на эту [сущность]. Истинный разум 1724 ведает, что определения сущностей – это их природные энергии 1725 . Энергия разумной души – это собственный помысел 1726 и движение ума. Энергия разумной души – это ее жизнь по природе 1727 .

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Ψυχ, как субъект личной жизни, имеет в πνρμα свой высший, богоподобный принцип, а в «сердце» ( καρδι’α) – свой непосредственный орган, концентрирующий и объединяющий в себе все свойственные ему состояния и деятельности 1717 . Сердце, так. обр., является средоточием, в котором концентрируется вся личная жизнь человека, в ее наиболее характерных состояниях и обнаружениях 1718 , 1719 . Отсюда уже понятно, почему «сердце» и «дух» поставляются между собою в теснейшую связь неразрывного взаимоотношения. Специальная деятельность «духа» происходит по преимуществу в «сердце», так что иногда именно «сердцу» приписывается то, что в последней инстанции принадлежит собственно «духу» 1720 . Но так как «дух» – в свою очередь – является принципом богоподобия, так как он служит «первоначальным источником и последним основанием высшей религиозно-нравственной жизни 1721 1722 , так что и его деятельность, – когда она нормальна, – проявляется и осуществляется в соответствующем направлении, – с состоянием религиозно-нравственвой, богоподобной жизни; то отсюда понятно, почему религиозная жизнь и ее отношение оказываются по преимуществу делом «сердца». И действительно, «сердце» в некоторых местах св. Писания признается средоточием деятельности «духа» и отсюда – божественным принципом жизни 1723 . С этой точки зрения объясняются причина и смысл той связи, в которую поставляются «сердце» и совесть, причем совесть представляется также результатом деятельности «духа» в «сердце» 1724 . Равным образом, если «дух» в существе человека является органом свидетельства Духа Божия 1725 , если он представляется вообще тою стороною человеческой личности, «в которой устанавливается живая, нравственная связь между Богом и человеком» 1726 , те, в силу указанного взаимоотношения «сердца» и «духа», именно сердце является местом деятельности Св. Духа 1727 . В силу этого, являясь средоточием деятельности и органом проявления «духа», т. е., как сказано уже, – той стороны человеческой личности, которая – в своем последнем основании – служит принципом божественной и богоподобной, направленной к Богу жизни, «сердце» служит средоточием и органом веры и неверия 1728 , а отсюда также – и вообще жизни веры, религиозных отношений 1729 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Гетман утвердил 21 мая 1707 года. Другим универсалом (25 мая 1707 года) дозволено архимандриту Исаакию, вместе с паном Андрем Стаховским, городницким сотником, строить мельницу под Мощонкой 44 . 1710 года мая 16 гетман Скоропадский, по просьбе архимандрита Васенкевича, утвердил за обителью мельницу, пожертвованную полковым обозным Василием Бурковским. Отец Исаакий вынужден был обращаться к гетману за помощью для приведения некоторых подданых монастырских к законной покорности 45 . Он скончался 30 ноября 1714 года 46 . Архимандрит Евстратий Самборович известен 1719–1722 гг. 47 Скоропадский, по его просьбе, универсалом (12 мая 1719 года), утвердил за обителью прежние владения её; другим, в то же время (12 мая 1719 года), приказал: «Абы в маетности монастырские нихто отнюд горилок своих под забралем оных насылати не важився, кроми же козаки, там мешкающие, которые могут свои горелки иматы, волны суть они шинковати, только покуховную повинность, не до скарбу уже войскового, але до помянутые обители елецкой, по нынешнем нашем определении на реставрацию и прочии оной потребы отдавать должны». В 1720 году о.Евстратий слушал в Петербурге новый духовный регламент 48 . Архимандрит Нил Березовский известен по записи 25 октября 1722 года и по письму к гетману 23 января 1723 года. Он в 1726 году поступил в настоятеля монастыря Северского. 1727–1749 годы, архимандрит Тимофей Максимович, до произведения в архимандрита три года был наставником Черниговского коллегиума и 10 лет был кафедральным писарем, а 20 июня 1727 года преосвященным Иродионом произведён в архимандрита елецкого 49 . 1732 года просил он гетмана, дабы возвращены были обители 250 червонцев, взятые в 1727 году взаимообразно полковником Яковом Полуботком, и прибавлял: «Ныне обитель наша, по учинившейся Божиим попущением пожоги, для строения требует не малую сумму денег» 50 . Гетман, по его просьбе, утвердил (10 апреля 1732 года) за обителью прежние владения. О.Тимофей благодарил за эту милость; но так как в универсале опущены село Старуха, подаренное п.Семёном Лизогубом 3 апреля 1719 года и мельницы села Вершины Муравейки, уступленные с землёй 1710 года войтом черниговским Отроховичем, то просил утвердить в эти имения – и просьба исполнена 51 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

1717. См.: Быт.43:16. 1718. См.: Деян.9:3. 1719. Ср.: Лк.15:17. Свт. Амвросий сравнивает душу с блудным сыном из притчи 1720. Это сократовское выражение Морескини предлагает понимать как «познай свои грехи» (Moreschini. Р. 55, п. 40). 1721. Подробнее о теле как о темнице души см. тракт «О благе смерти» (2. 5; 3. 8; 4. 14; 5. 16 и др.) 1722. Ориген по другому толкует эти строки Песни песней, ср.: Ориген. Гомилии на Песнь песней. I. 9. С. 61 1723. Ср.: Мф.25:33. 1724. Ср.: Иер.3:15. 1725. Ср.: Чис.24:6. 1726. См.: Песн.1:9. 1727. См.: exp. ps. 118, 2. 33. 1728. Ожерелье, видимо, понимается не только как женское украшение, но и как воинская награда. Ср. у Пруденция, perist. 1. 65: aureos auferte torques, sauciorum praemia. — Примеч. ред. 1729. См.: Быт.26:7, где Исаак представляет Ревекку своей сестрой, так как боится, что его убьют из–за нее. Ревекка была внучкой Нахора, брата Авраама, следовательно, племянницей Исаака. 1730. См.: Быт.26:18. 1731. См.: Быт.26:19. Вода живая (aqua uia) — родник. 1732. См.: Быт.26:25 и след. 1733. См.: Ин.4:6, 12. 1734. О духовном значении колодцев свт. Амвросий пишет в трактате «О Святом Духе» (spir. s. 1. 16. 166). О колодцах как источниках мудрости и о трех видах мудрости (части философии: физика, этика, эпоптика) см. подробнее: Нестерова О.Е. Опыт адаптации оригеновского учения… С. 25–26. 1735. См.: Быт.21:14. 1736. См.: Быт.29:2, 9. 1737. См.: Исх.2:15–17. 1738. См.: Origenes. hom. in Gen. 11. 3 — о колодце видения. 1739. Герар значит «предел», «ограда», «округ» (Ibid. 13. 2). 1740. См.: Еф.2:14. 1741. См.: Еф.2:14–16. 1742. Сам свт. Амвросий говорит об этом: «Все Божественные Писания суть либо физические, либо мистические, либо моральные: физические в Бытии, где излагается, как были сотворены небо, моря и земли и каким образом был устроен сей мир: мистические в Левите, где описывается таинство священнического служения; моральные во Второзаконии, где человека научают жить по заповеди Закона. Отсюда ясно и то, почему из нескольких книг Соломона были избраны три: в Екклесиасте трактуется о физическом, в Песни песней о мистическом, в Притчах о моральном» (expl. ps. 36, 1, рус. пер. цит. по: Нестерова О. Е. Опыт адаптации оригеновского учения.., С. 26–27, примеч. 61).

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010