В 1731-м-ь году отпущен в Глуховский Петро-Павловский Монастырь оказавшийся больным иеромонах Варнава 2093 . Когда для Александро-Невского Монастыря настала, после падения архиепископа Феодосия, полоса отобрания поступивших в него предметов, она, все разрастаясь, распространилась и на сферу личного состава братии. В июне 1730-го года архимандрит Донского Монастыря Илларион ходатайствовал о возвращении в Донской Монастырь взятых в 1718-м, 1721-м и 1727-м годах в Александро-Невский Монастырь постриженников Донского Монастыря, двух иеромонахов и двух иеродиаконов. Мотивировал архимандрит Илларион свое ходатайство тем, что «из давних лет поведено быть в Донском Монастыре иеромонахам, иеродиаконам и клирошакам Киевлянам, которое Киевское пение утверждено и доныне в Донском Монастыре, и по призыванию из Малороссийских городов крылошане и собраны были»; после вызова Донских иеромонахов и иеродиаконов в Александро-Невский Монастырь «в Донском Монастыре к Киевскому пению монахов умалилось» 2094 . В 1742-м году отпущены на обещание иеромонахи: Феодосий Вологодский, служивший в последнее время наместником и казначеем Иверского Монастыря и строителем Староладожского, по болезни, в Спасоприлуцкий Монастырь; бывший в Монастыре с 1735-го гола Никандр Златоустовский, по слабости зрения, в свой прежний Монастырь; Виктор Ростовский, по старости, в Спасский Ярославский Монастырь, в котором числился при вызове в Невский; Симеон (Ноздровский) – в Смоленский Троицкий Монастырь; иеродиаконы: Иона Донской, Даниил Московского Знаменского Монастыря, – все по болезни, в свои Монастыри 2095 . Иеромонах Симеон, в мире Самуил Зиновьевич Ноздровский, сын Смоленского протопопа, родился в 1690-м году, служил при отце дьячком, в 1715-м году рукоположен во священника в село Горки, в 1722-м году овдовел, в 1728-м году поступил в Смоленский Троицкий Монастырь, где в 1731-м году и пострижен 2096 . Иеромонах Никандр, в мире Никита Иванович Шилин, сын купецкого человека города Коломны, родился в 1689-м году, сам «имел купечество» до 1716-го года, а в этом году постригся в Великоустюжском Архангельском Монастыре, в 1719-м году рукоположен во иеродиакона в Сольвычегодский Монастырь, в 1729-мч. году во иеромонаха в Костромской Богоявленский Монастырь 2097 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НЕОФИТ I КРИТЯНИН [Кретянул; румын. Neofit Cretanul] (ок. 1690, о-в Крит - 16.06.1753, Бухарест), митр. Унгро-Влахийский, предстоятель Унгро-Влахийской митрополии К-польского Патриархата. Данные о времени приезда Н. К. в К-поль и о том, где он получил образование, отсутствуют. Известно лишь, что он обладал большими познаниями в древнегреч. и лат. языках и что ко времени приезда в К-поль был иеромонахом. В К-поле сблизился с семьей Маврокордат и в период 2-го господарства Константина Маврокордата в Валахии (13 окт. 1731 - 5 апр. 1733) прибыл в Бухарест в качестве духовника господаря и преподавателя древнегреч. языка у его брата, Александру, и сестры Султаны. В том же качестве Н. К. находился и при молдав. дворе, когда в 1733-1735 гг. Константин занимал господарский трон Молдавского княжества. В нояб. 1735 г., с возвращением Константина на валашский престол (16 нояб. 1735 - сент. 1741), в Бухарест приехал и Н. К. 27 янв. 1737 г. митр. Унгро-Влахийский Стефан II (1731-1738), епископы Неофит Нисский и Макарий Иерапольский хиротонисали Н. К. на титульную Мирликийскую кафедру К-польского Патриархата и возвели его в сан митрополита (Condica Sfânt. 1886. Р. 126-127). Акт об избрании Н. К. был подписан на румын. языке. Н. К. продолжал занимать должность наставника сына господаря Николая Маврокордата Александру. После смерти митр. Стефана II по настоянию господаря Константина Маврокордата Н. К. без избрания Собором архиереев Унгро-Влахийской митрополии 7 нояб. 1738 г. был перемещен на престол митрополита Унгро-Влахийского (Condica Sfânt. 1886. Р. 128; Arhiva Mitropoliei rii Româneti. 1961. Vol. 1. P. X). Указ К-польского патриарха Неофита VI о переводе Н. К. в юрисдикцию Унгро-Влахийской митрополии и назначении его на престол предстоятеля Валашской Церкви был подписан 10 дек. 1738 г. (Bucur. Arhivele Naionale Istorice Centrale. Ms. 139. Fol. 6v - 7). Впервые прецедент перемещения с почетной митрополичьей должности на пост митрополита Унгро-Влахийского без соблюдения обычаев Валашской Церкви, в соответствии с которыми предстоятель должен быть уроженцем этой земли и избран на церковном Соборе или гос. собрании под председательством валашского господаря (во избежание купли церковных должностей), был создан отцом Константина, господарем Николае Маврокордатом в период его 1-го пребывания на валашском престоле (21 янв. 1716 - 25 нояб. 1716), когда он возвел во митрополита Унгро-Влахийского титульного митр. Нисского Митрофана II (1716-1719). После Н. К. аналогичным способом возглавил Унгро-Влахийскую митрополию Григорий II из Колця (1760-1787).

http://pravenc.ru/text/2565014.html

Петр I принял Миниха в свою службу генерал-майором, с годом старшинства, поручил ему проектировать укрепления Кронштадта и Риги, но в том же году уволил его в отпуск на родину, потому что у Миниха умер тогда отец. Приведя в порядок свои домашние дела, Миних возвратился в Россию и, произведенный в 1722 году в генерал-лейтенанты, получил высочайшее поручение облегчить судоходство по Неве, расчисткой порогов. Тогда Миних осмотрел Рогервикский залив и начертал план гавани, известной теперь под именем Балтийского порта. В 1723 году на Миниха возложено новое поручение, продолжать работу ладожского канала, начатую в 1719 году, и исправить ошибки прежнего его строителя, Скорнякова-Писарева. Петр I, посетив в 1724 году работы ладожского канала, так был доволен трудами Миниха, что взял его с собой в Петербург, привез в сенат и, представляя присутствующим, сказал: «из всех иностранцев, бывших в моей службе, он лучше всех умеет предпринимать и производить великие дела; помогайте ему во всем». В царствование Екатерины I Миних, не любимый Меншиковым, был защищаем Остерманом и, благодаря последнему, получил в 1726 году александровскую ленту. В день восшествия на престол императора Петра II, 7 мая 1727 года, Миних получил чин генерал-аншефа, в 1728 году награжден деревнями в Финляндии, а 23 февраля 1729 года возведен в графское достоинство российской империи, потом назначен генерал-губернатором с.-петербургским, ингерманландским, корельским и финляндским. При избрании на престол Анны Иоанновны, Миних, не присутствовавший в Москве, не подписался на акт об ограничении самодержавия, принес в Петербурге верноподданейшее поздравление императрице, проезжавшей в Москву и, заслужив ее милость, был пожалован генерал-фельдцейхмейстером (1730 г.), андреевским кавалером (28 апреля 1731 г.) и президентом военной коллегии с чином генерал-фельдмаршала (25 февраля 1732 г.). Между тем Миних начертал новое положение для гвардейских и полевых войск, и принимал главное участие в основании кадетского корпуса в Петербурге и 1 мая 1731 года открыли судоходство по ладожскому каналу.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Святителя Иннокентия, епископа Иркутскаго Службу зри 26 ноября Тропарь, глас 3: Светильниче Церкве пресветлый,/озаривый лучами доброт твоих страну сию,/и исцеленьми многими притекающих к тебе с верою/Бога прославивый,/молим тя, святителю Иннокентие,/ограждай молитвами твоими град сей/от всех бед и печали. Кондак, глас 4: Непорочности соименнаго пастыря,/проповедника веры в языцех Монгольских,/славу и украшение Иркутския паствы/любовию восхвалим, вси вернии:/той бо есть хранитель страны Сибирския/и молитвенник о душах наших. Святитель Иннокентий, епископ Иркутский († 1731) Святитель Иннокентий, епископ Иркутский († 1731) в миру Иоанн, происходил из древнего и во многих отношениях замечательного дворянского рода Кульчицких. Родители его в середине XVII века переселились с Волыни в Черниговские пределы. Святитель Иннокентий родился около 1680 года. В возрасте 12–13 лет он был отдан в Киево-Могилянскую духовную коллегию (вскоре преобразованную в Академию). За время обучения будущий Святитель основательно изучил Богословие, философские и другие предметы и получил самое высокое образование, какое только можно было получить в то время. После окончания Академии в 1706 году святой Иоанн вступил в братство Киево-Печерской Лавры и принял монашеский постриг с именем Иннокентий. Вскоре его посвятили в сан иеродиакона, а потом – иеромонаха. В 1710 году иеромонах Иннокентий Кульчицкий был назначен преподавателем в Московскую Славяно-греко-латинскую академию, где преподавал догматическое, обличительное и нравственное Богословие, метафизику и словесность. Затем он был префектом Академии и профессором Богословия до 1719 года, когда его перевели в братство Александро-Невской Лавры со званием соборного иеромонаха. Но вскоре он был назначен обер-иеромонахом флота (т. е. старшим иеромонахом) с пребыванием в г. Або, в Финляндии. 14 февраля 1721 г. в соответствии с определением Святейшего Правительствующего Синода иеромонаха Иннокентия хиротонисали во епископа Переяславского с назначением в русскую духовную миссию в Китае.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 НОВАЯ ЛАДОГА Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru В XV веке на месте современного города существовал Никольско-Медведский мужской монастырь . В 15 км выше по реке находится село Старая Ладога , по археологическим данным - древнейший город Руси. В 1702 году по приказу царя Петра I , во время Северной войны территория Николо-Медведского монастыря была обнесена земляным валом и рвом, а в устье Волхова создана судостроительная верфь. 13 апреля 1704 года царь распорядился направить сюда для образца корабли с соседних верфей на реках Сясь и Свирь. Из Белоозера, Пошехонья, Олонца и Каргополя доставили около двух тысяч работников. В 1704 году поселение близ монастыря получило статус города и название Новая Ладога. Сюда из Старой Ладоги по приказу Петра I были переведены жители и все административные учреждения, в том же году монастырь был упразднён. Город был задуман для защиты тогда ещё проектировавшегося обводного канала вокруг Ладожского озера. 22 марта 1719 года Пётр I лично открыл работы на канале - нагрузил и отвёз в сторону первую тачку земли. Канал был завершён в 1731 году. С 1708 года город Новая Ладога входил в состав Ингерманландской губернии, которая в 1710 году была переименована в Санкт-Петербургскую губернию. С 1719 года в составе Новгородской провинции. В 1727 году был основан Новоладожский уезд, который сначала входил в Новгородскую провинцию Новгородской губернии, а с 1781 года - в Санкт-Петербургскую губернию. В 1856 году в уездном городе Новая Ладога насчитывалось шесть церквей, 407 домов, 103 лавки. В 1861 - 1866 годах параллельно старому по самому берегу озера был прорыт новый канал, более глубокий. Развитие города в XVIII и XIX веках связано с судостроительной верфью и со строительством Ладожских обводных каналов. Ладожские каналы, вначале Петровский, а затем Новоладожский, во многом определили род занятий городского населения. Город-порт строился и благоустраивался, в том числе и за счёт торговых пошлин. В Новой Ладоге проходила главная ярмарка Санкт-Петербургской губернии - Успенская.

http://drevo-info.ru/articles/13678269.h...

Филипп , 1574 и 75. Игнатий , 1579 и 80. Боголеп , 1581–88. Иоасаф , 1591–98. Левкий , 1598–1610, убит. Феодосий , 1610–22. Евгений , 1625; и 7 дек. 1629. Антоний , 1630–33, сменён 2 авг., а 1 мая 1634 определён в Саввин Сторожевский. Иона , 1633–38, сменён в декабре. Феодосий Волоцкий , бывший игум. Белоезерского Кириллова, определён в дек. 1638–40. Иларион , 1640–43, уволен 9 янв. на покой в Соловки. Иоанн , 1643–49. Варлаам , 1649–52. Архимандриты Сергий , с 1652; упом. игум. в авг., дек. 1655, в окт. 1656; архим. 1656–1668. Сергий 1668 перев. из Переяславского Горицкого; до 1673. Никандр перев. из Спасо-Андрониева? 1673–76. Гавриил перев. из Суздальского Васильевского? 1676–81. (В Новоспасский?). Евфимий , 1681–86, 28 мар. перев. в Чудов. Иов в 1686 перев. из Желтикова; до 1695. Исаия перев. из Старицкого 1695–1709 (упом. в окт.). Митрофан перев. из Московского Богоявленского 1709–11 (sic). Иоасаф Дранник 1712 перев. из Бизюкова; упом. 1714. Глеб , 1716–19, уволен в Чудов мнтрь. Трифиллий Поморцев 1719 перев. из Московского Богоявленского (??). Упом. 1720–23 (sic). Рафаил Заборовский , из флотских обер-иеромонахов, 1723–1725; 15 авг. хирот. в епископа Псковского. Иоасаф Маовский в июне 1726 перев. из Новгородского Антониева, а в 1731 (упом. в мар.) в Бизюков. Иосиф (sic) Веденский в 1731 перев. из Отроча; до нояб. 1738. Гавриил Быков в 1738 перев. из Кашинского Дмитровского. (В июне 1740 казнён). Серапион Лятошевич в 1741 перев. из Отроча, а 30 мар. 1745 хирот. в епископа Можайского. Иоанникий Скабовский в 1745 (упом. 15 нояб.) перев. из Отроча; по 1748. Варлаам Андреевский 28 дек. 1748 перев. из Желтикова; до 1755 (56, апр.); † 11 янв. 1762, на покое в Куряжском. Феодосий Голосницкий 25 мая 1755 перев. из Желтикова, а в 1758 – в Снетогорский. Иннокентий Паскевич 22 июля 1758 назначен из келарей Троицкой Лавры, но, за болезнью, отказался. (В 1804 был жив в Киевской Лавре (sic). Иоасаф 11 сент. 1758 перев. из Отроча; † в 1771. Арсений Верещагин 26 сент. 1771 перев. из Отроча, а 22 дек. 1773 хирот. в епископа Архангелогородского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кирилл , в мар. 1678. Корнилий , 1698 и 99. Иоасаф в 1717 бывший. Флавиан † в начале 1731. Иосиф определён 19 мар. 1731–44. Варлаам , 1763 и 64. 45 Кудин (Анкудинов), Харитонова пустынь, под Торопцем, упразднённый. [IV. 878, 879.] Строители Никифор , 1622, 31. Ефрем , 1634. ? Прохор (игум.) в нояб. 1640. Сергий (игум.) 26 дек. 1643. Корнилий , в мае 1659. Иосиф , бывший архим., в авг. (sic) 1660. Евтропий , 1689–99. Игумены Дионисий , 1704–9. Иосиф , 1711–1713. Нифонт , 1725–30; † ... Павел определён 15 авг. 1730; упом. 1736. Особые заметки IV, 50. Домантовский. IV, 70. Якобштадтский. Строит. Иосиф 1804 перев. из Крыпецкого; строит. Серафим 1817 перев. в Крыпецкий. IV, 123. Завеличьский Спасский. IV, 287. Иглин. IV, 296. Илиинский Пусторжевский. IV, 544. Княжицкий. IV, 805; V, 462. Краснодворский. (См. Пантелеймонов). V, 191. Псковский Никитский (со всполья). Чёрный поп Сергий , в дек.1630. V, 365, 582. Озерский. V, 366. Опоцкий Илиинский. V, 711. Торопецкого Рождественского Игуменьи: Марфа , в нояб. 1635. Екатерина Голохвастова определена 11 мар. 1727. Елисавета , 1763 и 64. VI, 437. Трехсвятительский. Кожина Николаевского игум. Досифей в дек. 1630. V, 47. Пригорода Изборска, Рождества Христова, Онуфриевы пустыни игум. Иоаким , 1562– 67. Мальского монастыря строит. Макарий Лошаков , в апр. 1668. Торопецкого Троицкого строит. Иона , в окт. 1669. Святоотецкого строит. Павел , в окт. 1680. Изборского Зарезницкого Николаевского игум. Иосиф , в апр. 1554. Мнтрь приписан к Псковскому Печерскому 16 нояб. 1584. Изборского Николаевского, в старом Городище, строит. Ефрем Ушаков и Никодим Кропивин последние. 16 нояб. 1584 приписал к Печерскому. Псковского Завеличского игум. Варлаам , 1499. Разные: IV, 141. Зачатейского, с Милца, в Пскове, строит-ца Агафия , 1669–73. IV, 82. Якиманского, с Полонища, в Пскове, девичий, строит-ца Иустиния , 1669. IV, 59. Златоустова Медведева, в Пскове Игум. Вассиан , в дек. 1630. – Харитон , 1669. – Антоний , 1719 и 20. Лазаревского, в Пскове Строит. Леонид , в дек. 1630.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Совместное употребление архимандритами палицы и набедренника входит в русскую церковную практику, по нашему мнению, не раньше начала XVШ в. В1705 году патриарший местоблюститель Стефан Яворский дозволяет служить «с палицею и бедренником» архимандриту соловецкаго монастыря Фирсу 18 ; в 1719 году епископ ростовский Георгий и архиепископ ростовский Иоаким дают такое же право архимандритам ростовского Борисоглебского монастыря 19 и т.д. Но и в это время еще продолжал держаться прежний обычай – давать архимандритам только набедренник. Архимандрит Новгородского Иверского монастыря Филарет, назначенный настоятелем этого монастыря 21 декабря 1730 года, в настольной архимандрической грамоте Феофана, архиепископа великоновгородского, от 10 марта 1731 года, получил право «иметь ему архимандричью, при прочей одежде токмо обычайную шапку и набедренник» 20 . Палицу и другии отличия в служении этом архимандрит получил лишь по особому ходатайству в том же 1731 году 15 апреля 21 . Палицу белое духовенство получило, по указу императора Павла I 22 в 1797 году, а время учреждения у нас набедренника, как награды для священников из белого духовенства, с точностью неизвестно. По отношению к набедреннику у нас соблюдается правило, установленное Св. Синодом в 1884 году 23 , чтобы епархиальные архиереи не представляли лиц белого духовенства, не имеющих набедренников к другим высшим наградам, или знакам отличий, выдаваемым от Св. Синода. Лица, назначаемые на должности настоятелей соборов и вректора духовных семинарий, и возводимые в протоиереи получают набедренник при самом возведении в сан протоиерея. Из выше процитированных слов блаженного Симеона Солунского об епигонатии мы уже знаем, что церковь византийская заслуженнейшими почетнейшим из представителей духовенства давала, в виде отличия, право ношения креста на персях, во время богослужения на фелонях – ν τ φαινολω и в обычное время на головах – π κεφαλς. Лиц, почтенных такими знаками отличий, она именовала ставрофорами (крестоносцами) или архонтами Великой церкви.Для возводимых в это звание в практике византийской церкви существовал и особый «Τξις π χειροτον σταυροφρου» 24 , описанный подробно и Симеоном Солунским 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

В селе Воскресенском до появления там грузин жили и армяне. В 1716–1719 гг. для них была построена первая в Москве армянская церковь. Небольшое ее здание в классическом стиле было снесено в советское время [liii] . За современным Зоопарком на бывшей Георгиевской площади (ныне Грузинской) находился деревянный дворец грузинского царя. При нем в 1720-х годах была построена церковь, которая спустя некоторое время сгорела. В 1750 г. вблизи того места царевич Георгий, генерал-поручик российской армии, построил деревянную церковь Св. великомученика Георгия Победоносца, которая по решению церковного начальства была предназначена быть не домовой, а приходской, «понеже при оном доме (грузинского царевича. — П.Г.) имеется построенных несколько домов, в которых живут грузинские князья, дворяне и служители, дворов 50». Поскольку эта церковь тоже сгорела, в 1788 г. было разрешено построить каменную церковь, строительство которой завершилось в 1792 г. В 1870 г. она была расширена, и по проекту архитектора Н.Н. Васильева к ней была пристроена колокольня [liv] . В 1895–1899 гг. по проекту архитектора В.Е. Сретенского из красного кирпича было построено новое здание церкви, а старое здание стало ее трапезной. Этот комплекс, несмотря на то, что церковь была закрыта в 1928 г., сохранился до наших дней [lv] . В 1731 г. царю Вахтангу был также пожалован на Арбате дом, который ранее принадлежал князю Василию Лукичу Долгорукому. В 1741 г. этот дом перешел к царевичу Георгию Вахтанговичу [lvi] . Приняв российское подданство, царевич Бакар 30 ноября 1729 г. в чине генерал-лейтенанта был зачислен на службу в артиллерию и назначен начальником Артиллерийской конторы в Москве и расположенных вблизи нее артиллерийских команд. Бакар Вахтангович служил в Москве до своей кончины в 1750 г. [lvii] . Он сыграл огромную роль в развитии грузинского книгопечатания: в 1737 г. по его прошению Священный Синод Русской Православной Церкви разрешил печатать на грузинском языке Библию и богослужебные книги. Большая заслуга в печатании грузинских книг и организации грузинской типографии в Москве принадлежит Христофору Георгиевичу Гурамишвили, который выехал в Россию в 1731 г.

http://bogoslov.ru/article/3382618

В октябре 1737 года ризничий иеромонах Феодор Игумен Евсевий (Леонов), настоятель Сретенского монастыря в 1732-1736 год В документах Святейшего Синода за 1731 год сохранились два прошения: одно прошение - крестьян Николаевского Амвросиева Дудина монастыря 1730 года о назначении к ним в игумены из московского Крестовоздвиженского монастыря Евсевия а другое прошение - иеромонаха Евсевия (Левонова) о назначении его игуменом в московский Сретенский монастырь, в котором он сообщал, что живет без места в Крестовоздвиженском Ответ по первому прошению остался не известным, но в этом деле (N 331) сохранился послужной список иеромонаха Евсевия. Евсевий (в миру Евтихий Иванович Леонов) родился в Москве в 1687 году. Отец его был дьяком в Приказе Большого дворца и умер в 1704 году. С (т.е. 1697) года по 1706 год Евсевий был подъячим в означенном приказе, с 1706 по 1710 год - подъячим в московском Сибирском приказе; с 1710 по 1714 год был в Сибири, в городе Тюмени, " с приписью " , и в 1714 году - комиссаром в городе Кунгуре. 15 октября 1717 он овдовел, и 18 сентября 1718 года постригся в монашество в Троицком Тюменском монастыре при архимандрите Геннадии (Комаровском), который потом был архимандритом Тобольского Знаменского монастыря. С 30 января 1719 года Евсевий - казначей Тобольского архиерейского дома. 6 июня 1720 года рукоположен в иеродиаконы, а 8 июня - в иеромонахи. 10 октября 1722 назначен игуменом Невьянского Богоявленского монастыря Верхотурского уезда. Монастырь этот был упразднен 25 ноября 1724 года, и Евсевий в 1724 году был перемещен в Успенский Долматов монастырь Тобольского уезда. В ноябре 1726 года Евсевий прислан в Московскою синодальную канцелярию, а затем в Преображенский приказ, где был оправдан. Поступил для пропитания в Чудов монастырь и 20 августа 1727 года сделан там казначеем. 31 октября 1729 года перешел на московский двор Ростовского архиерея и писался там казначеем. 21 апреля 1730 года Святейшим Синодом определен в московский Крестовоздвиженский 31 декабря 1731 года Святейший Синод уважил просьбу иеромонаха Евсевия о назначении его игуменом Сретенского

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010