Относительно обстоятельств этого описанного в «Сказании» путешествия 1736 года опять заметим, что так же, как обстоятельства путешествия 1719 года мы отнесли к 1727 году, так и случившееся на мнимом свидании 1736 года мы должны отнести к действительному 1731–1732 года. Таким образом, датою путешествия Игнатия получается лето 1727 года, а датою второго – январь 1731–1732 года. Переходим теперь к описанию деятельности Игнатия Трофимова. П. Иустинов (Продолжение следует). Феодор (Поздеевский), еп. Путь обновления: Из речи на молебне перед началом учебного года в Московской Духовной Академии 1 сентября 1910 г.//Богословский вестник 1910. Т. 3. 9. С. 149–155 (2-я пагин.) 1907 —149— Нынешнее наше учебное новолетие, братие, начинается при иных несколько условиях и ставит нам особую задачу. Правда существо того дела, какое делалось и прежде и всегда в нашей школе, останется тоже самое, да оно и не может быть иным; но хочется, чтобы и условия выполнения этого дела и осуществление самой задачи нашей школы были настолько благоприятны и наше отношение к этой задаче настолько серьезно, чтобы школа наша могла действительно богатить оскудевшую всячески нашу жизнь дарованиями духовными. Скажем прямо: от нас с вами ждут и будут особенно напряженно ждать обновления и самой нашей школы, а чрез неё и возрождения духовной силы в той сфере, имя которой жизнь церковная и жизнь общественная. И кажется не нам одним, и не нашей только школе, предстоит задача оправдать возлагаемые на неё надежды обновить и возродить чрез собственное возрождение и жизнь, ибо Вы сами знаете, что это же самое дело преобразования, какое приложилось уже к нашей школе, прилагается уже и к другим типам школ. И конечно странно было бы спорить против того, что жизнь общественная может обновляться преимущественно чрез обновление и возрождение школы, выпускающей молодое поколение в качестве деятелей на всех поприщах жизни. Скажем также, что и вполне естественно это начавшееся теперь преобразование школ разных типов, как следствие и прямой результат недавно еще на наших глазах слу-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

8 „Описание документов и дел, хранящихся в архиве святейшего правительствующего синода“, 1725 г., прил. 2 и 12 стр. 158 и 488 9 „Описание рукописей, хранящихся в архиве святейшего правительствующего синода“, т. 1. Спб. 1904 г. Стр. 540, 11 Там же. 1731 г. 215. – „Варнава, архиепископ холмогорский и важеский“ (1712 – 1730 гг.), – .Странник“ 1878 г., 8. 15 в ноябрьском доношении только счет расходов разница; именно: на «хлеб и харч и прочие живности показано 479 руб. 1 алтын и от того весь итог расходов сосчитан в 945 руб., 29 а. 19 Государств. архив 10, Кабинет 2, 44, л. 45. Письмо не подписано и, по-видимому, не дописано. Даты нет, но оно переплетено в письмах 1719 года. 20 «Описн арх св. син». 1722 441, 159,422,1248,191;1724 г. 273 1726 г. 185,107; 1729г. 687 23 Архив св. синода, дела 1725 г. 20 я 1728 г. 388. В „Опис. арх. св. спн.“ это дело 20 изложено не вполне отчетливо. 26 „Полное собрание поставовлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи“, т. 7, 2453. 28 Я. Лебединский «Сампсон. Митрополит Астраханский и Тесркский». «Астраханские епархиальные ведомости» 1878 г. 34–36, 52 1879 г. 37–38 «Краткая история Астраханской епархии», – «Астраханские епархиальные ведомости» 1883 г. Н.Михайлов «Знаменитые люди в истории Астраханской епархии», – «Астраханские епархиальные ведомости» 1895г. – «Сампсон. Митрополит Астраханский и Терский», «Астраханские епархиальные ведомости» 1886г. 18, 20–22. 29 „Краткая история астраханской епархии“ – „Астраханские Епархиальные Ведомости“ 1883 г. – „Описание архива св. син. 1721г. 131 127, 744; 1722 г. 11, 141, 666; 1723 г. 452; 1724 г. 547; 1725 г. 298 и прил. 4; 1728 г. 99 – К. Я. Здравомыслов , „Иерархи новгородской епархии“. Новгород, 1897 г. 31 “Описан арх св. син“ 1722 556 222,223, 333, 469,526. 1724г. 124 – “Полн соб постан и расп. По вд. праву исп.” 1723 Г. 1124. 36 “Описан.арх.св.син.” 1724г. 499,550; 1725г. 1726 г. 272; 1727 г. 40 1730 г. 168 и стр.814; 1731 г. 6, 193; 1732 г. – “Краткая история астраханской епархии”- “Астраханские епархиальные ведомости” 1883 г. 10 – И.Чистович “Феофан Прокопьевич и его время” Спб 1886 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Приказчиков сменил в 1719 году дворянин Иван Харитонов. Он ходил на сидячих коряков, на Паллан-реку, и там убит изменнически. Казаки его успели спастись и сожгли убийц в их юрте. Приказчики приезжали ежегодно; возмущений от дикарей важных не было, били по два, по три человека сборщиков в Курилах и на Аваче. В 1720 году описывали Курильские острова навигаторы Иван Евреинов и Федор Лузин и доезжали почти до Матмая. В 1728 была первая Камчатская экспедиция и возвратилась в Петербург в 1730. Наконец в 1729 прибыла в Камчатку партия при капитане Дмитрии Павлуцком и якутском казачьем голове Афанасии Шестакове (убитом от чукчей в 1730) (смотри наказ, им данный, IV — 222). В том же 1729 пятидесятник Штинников взят под стражу за убиение японцев, бурею занесенных на камчатские берега. Смотри пространную повесть о том IV — 222, в примеч. В 1730 сбирал ясак на Камчатке служивый Иван Новогородов, а в 1731 пятидесятник Михаил Шехудрин, главные причины бунта камчатского. Открытие пути через Пенжинское море имело важное следствие для Камчатки. Суда с казаками приходили ежегодно, экспедиции следовали одна за другою. Дикари не смели возмущаться. Когда же капитан Беринг отбыл в Охотск, а партия поплыла к Анадырю, дабы соединиться там с Павлуцким и идти на немирных чукчей, тогда камчадалы решились исполнить давние свои замыслы. Во всю зиму нижнешантальские, ключевские и еловские камчадалы разъезжали будто бы в гости по всей Камчатке, уговаривая и приготовляя всех к общему возмущению. По убиению Шестакова распустили они слух, что чукчи идут на Камчатку войною, усыпляя тем подозрение казаков. Они намерены были у морских гаваней учредить караулы, приезжих служивых принимать ласково, а дорогою убивать изменнически, и всеми мерами до Анадырска известий не допускать. Главный начальник бунту был еловский тойон Федор Харчин, да дядя его Голгоч, ключевский тойон. Последний приказчик камчатский Шехудрин выехал с ясаком благополучно; партия близ устья Камчатки сгрузилась на судно и вышла в море для похода к Анадырску. Камчадалы, бывшие у ней в подводах, не дождавшись ее отбытия, поспешили дать знать бунтующим тойонам, дожидавшимся на Ключах. 20 июля 1731 года камчадалы на батах устремились вверх по Камчатке, бия казаков, зажигая летовья, забирая баб и детей и проч. Харчип и Голгоч прибыли немедленно в острог (Нижний) и зажгли попов двор, с намерением приманить на пожар казаков, как охотников, что им и удалось. Все казаки с женами и детьми были перерезаны. Все дома сожжены, кроме церкви и крепости, где хранилось имение русских; немногие спаслись и приехали на устье Камчатки.

http://predanie.ru/book/221013-istoriya-...

«Составленный Феофаном план преподавания богословия великому князю – писал Бассевич – заслуживает удивления и может быть образцовым во всякой религии». 511 В 1731 г. 5-го августа Шумахер, управлявший Академией в отсутствие президента Блюментроста, писал к академику Гроссу, находившемуся тогда в Москве: «наставление «pro porphyrogenito puero» его преосвященства будет напечатано согласно сообщенной вами инструкции Хотелось бы только знать, разрешат ли издать его на немецком языке? Это такое произведение, которое много бы доставило удовольствия иноземцам». 512 Тот же Шумахер, вслед затем – 25-го октября 1731 г. – писал к В. Н. Татищеву: «наставление, как обучать Государя в христианском законе, будет в большем почете. Я бы ничего так не желал, как дозволения его преосвященства, архиепископа, перевесть нам на немецкий язык и напечатать произнесенный им доныне проповеди. Я убежден, что они произвели бы сильное впечатление за границею, а нашей книжной торговле доставили бы не малую прибыль». 513 Петр I-й бывши в Данциге и осматривая музей Брейния, просил его представить ему сведущего в науках человека, который бы мог предпринять ученое путешествие по обширной Российской Империи и описать хранящиеся в ней сокровища. Брейний указал на Даниила Готлиба Мессершмидта, который и отправился в 1717 году в С.-Петербург, а в 1719 году в Сибирь, где пробыл восемь лет. В 1727 году он возвратился из путешествия по Сибири, привезши с собою богатое собрание редких растений н семян и можество редкостей разного рода, который все достались кунстскамере. Но на возвратном пути из России на родину, в 1729 году 27-го октября несчастный ученый потерпел кораблекрушение, потерял все свое имущество и снова вернулся в Петербург, где до самой кончины в 1735 году получал пособие от Феофана. 514 В 1734 году поступил к Феофану домашним врачом Георг Вильгельм Стеллер, получивший основательное образование в германских университетах. Как видно, он очень нравился Феофану и пользовался его уважением. 515 В 1736 году Академия предполагала отправить, в помощь Гмелину и Миллеру, еще нескольких учёных в путешествие по Сибири.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

была частично включена в здание и З. принадлежит отделка значительной части помещений 1-го этажа и нек-рые элементы отделки 2-го этажа (сев. корпус). Обширные работы велись З. в дворцово-парковых резиденциях, городских (Летний сад) и загородных; с 1722-1723 гг. он фактически руководил строительством большинства из них. Одной из первых крупных работ З. стало сооружение (заложена летом 1718) имп. резиденции Екатериненталь (Кадриорг) в Ревеле (Таллин) в сотрудничестве с Микетти. С весны 1721 г. до кон. лета 1723 г. постройку барочного дворцово-паркового ансамбля вел один З. С нач. 20-х гг. XVIII в. З. принимал участие в осуществлении задуманной Петром I планировки Летних садов. Он руководил строительными работами: достройкой после смерти Леблона (1719) беседок и Лабиринта по собственному проекту (завершен в нач. 30-х гг. XVIII в.), фонтанов Крестового и Лакосты, отделкой интерьеров Грота (до 1725), окончанием 2-го Летнего дворца Екатерины («новые палаты»), начатого С. ван Звитеном (до 1727). Построил Зал для славных торжествований (1725), предназначенный для празднования свадьбы старшей дочери Петра I Анны (разобран в 1731-1732). В 1725-1727 гг. он участвовал в работах в саду незадолго до этого построенного дворца Екатерины I на Фонтанке (Итальянского дворца, 1721-1723; проект Микетти, разобран в 1804), в нач. 30-х гг. соорудил при нем огромную каменную оранжерею. В 1731 г. З. достраивал каменный Подзорный дворец при слиянии Фонтанки с Невой (проект С. ван Звитена; 1722-1723, разобран в 1-й четв. XIX в.). В Петергофе, в наибольшей степени воплотившем замысел Петра I о регулярной загородной дворцово-парковой резиденции по западноевроп., прежде всего версальскому, образцу, З. принимал участие в первоначальном строительстве дворца (1714-1725), устройстве сети аллей, обогащении фонтанной декорации Большого каскада. С 1724 г. З. руководил строительством; по его проекту в 1725-1732 гг. сооружены фонтан Фаворитка и Ассамблейный зал, примыкающий к Банному корпусу Монплезира с вост.

http://pravenc.ru/text/199723.html

Петр Великий лично присутствовал при этом торжестве. 22 мая 1719 году, вблизи города новой Ладоги, в присутствии государя, отслужен молебен с водоосвящением, при стечении множества рабочих и народу из окрестных мест. По окроплении св. водой местности, Петр Великий взял лопату, которая и ныне хранится в селе Дубны в доме государя, наполнил три раза землей тачку, и с того места, где назначен был канал, отвез ее в сторону. Канал открыт был для судов в 1731 г. при императрице Анне Иоановне. Известно, как государь Петр Великий заботился о заведении богаделен. Он хотел настроить их по всему ведомству духовному: по монастырям и при церквях. На вопрос времени, касавшийся христианского милосердия, за медленным разрешением его путем администрации, в Санкт-Петербурге первые поспешили отозваться сестра государя и прихожанин Сампсониевской церкви, купеческий человек Емельян Яковлев Москвин. Почин принадлежал сестре императора, царевне Наталии Алексеевне, особе набожной в благочестивой, щедрой благотворительнице бедным и немощным. По переселении из Москвы в Санкт-Петербург, она в 1713 году устроила при своем дворце небольшую женскую богадельню, в которую собирала престарелых и убогих женщин, не имеющих пропитания, и содержала их здесь на собственный счет. Здесь же, при богадельне и одновременно с ней, царевна учредила бесплатную больницу для бедных. Небольшие деревянные избы, устроенные для помещения этих заведений, должны были находиться рядом с дворцом царевны по нынешнему Воскресенскому проспекту, на том самом месте, где в 1825–1826 году выстроен нынешний каменный трехэтажный конторский корпус, боковой стороной примыкающий к церковному дому. По имени дворцовой церкви, богадельня называлась Воскресенской. В 1716 году император повелел назначить из казны на содержание Воскресенской богадельни достаточное количество хлебного жалованья и деньгами по 1000 руб. ассигнациями в год. По кончине царевны в 1716 году, Петр I положил при богадельне основание воспитательному дому, повелев богаделенным женщинам воспитывать сирот, а главное – принимать подкидышей, чтобы сохранить их жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

1717. См.: Быт.43:16. 1718. См.: Деян.9:3. 1719. Ср.: Лк.15:17. Свт. Амвросий сравнивает душу с блудным сыном из притчи 1720. Это сократовское выражение Морескини предлагает понимать как «познай свои грехи» (Moreschini. Р. 55, п. 40). 1721. Подробнее о теле как о темнице души см. тракт «О благе смерти» (2. 5; 3. 8; 4. 14; 5. 16 и др.) 1722. Ориген по другому толкует эти строки Песни песней, ср.: Ориген. Гомилии на Песнь песней. I. 9. С. 61 1723. Ср.: Мф.25:33. 1724. Ср.: Иер.3:15. 1725. Ср.: Чис.24:6. 1726. См.: Песн.1:9. 1727. См.: exp. ps. 118, 2. 33. 1728. Ожерелье, видимо, понимается не только как женское украшение, но и как воинская награда. Ср. у Пруденция, perist. 1. 65: aureos auferte torques, sauciorum praemia. — Примеч. ред. 1729. См.: Быт.26:7, где Исаак представляет Ревекку своей сестрой, так как боится, что его убьют из–за нее. Ревекка была внучкой Нахора, брата Авраама, следовательно, племянницей Исаака. 1730. См.: Быт.26:18. 1731. См.: Быт.26:19. Вода живая (aqua uia) — родник. 1732. См.: Быт.26:25 и след. 1733. См.: Ин.4:6, 12. 1734. О духовном значении колодцев свт. Амвросий пишет в трактате «О Святом Духе» (spir. s. 1. 16. 166). О колодцах как источниках мудрости и о трех видах мудрости (части философии: физика, этика, эпоптика) см. подробнее: Нестерова О.Е. Опыт адаптации оригеновского учения… С. 25–26. 1735. См.: Быт.21:14. 1736. См.: Быт.29:2, 9. 1737. См.: Исх.2:15–17. 1738. См.: Origenes. hom. in Gen. 11. 3 — о колодце видения. 1739. Герар значит «предел», «ограда», «округ» (Ibid. 13. 2). 1740. См.: Еф.2:14. 1741. См.: Еф.2:14–16. 1742. Сам свт. Амвросий говорит об этом: «Все Божественные Писания суть либо физические, либо мистические, либо моральные: физические в Бытии, где излагается, как были сотворены небо, моря и земли и каким образом был устроен сей мир: мистические в Левите, где описывается таинство священнического служения; моральные во Второзаконии, где человека научают жить по заповеди Закона. Отсюда ясно и то, почему из нескольких книг Соломона были избраны три: в Екклесиасте трактуется о физическом, в Песни песней о мистическом, в Притчах о моральном» (expl. ps. 36, 1, рус. пер. цит. по: Нестерова О. Е. Опыт адаптации оригеновского учения.., С. 26–27, примеч. 61).

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Евреи-сефарды больше селились в Валашском княжестве (есть упоминания о синагоге, разрушенной при погроме в Романе в 1714), в то время как в Молдавском княжестве было больше евреев-ашкеназов. В дальнейшем ашкеназы, более многочисленные, стали перебираться и в Валашское княжество, навязывая свою организационную религ. модель сефардам; несмотря на то что их сообщество не распалось, синагоги и кладбища существовали раздельно. Официально евр. общины были признаны в Молдавском княжестве в 1666 г., в Валашском - в 1730 г.; они были оформлены как ремесленные цехи - доминирующая в то время в европ. пространстве модель. Сохранились также свидетельства существования в 1731 г. в Ораде (Трансильвания) хевракадиша - евр. погребального об-ва; в 1790 г. в Банате функционировала евр. орг-ция во главе с т. н. евр. судьей (judex judaeorum). Во главе цеха евреев стоял староста (рошмединах) - обычно раввин, признанный господарским декретом; он собирал налог крупка (косвенный налог на кошерное мясо), в то время как сам был от налога освобожден; его должность передавалась по наследству. В 1719 г., в эпоху правления в румын. княжествах фанариотов, Османская империя создала для управления евр. общинами структуру хахам-башия (hahambashia): ее глава, должность которого также передавалась по наследству, проживал в Яссах и руководил евр. общинами в обоих княжествах (в Валашском - через представителя). В 1818 г. старосты евр. общин в Бухаресте отделились от Ясс и получили титул хахам-баши (bashhaham). Их роль состояла в сборе средств, получаемых с кошерных налогов или религ. церемоний; также они заботились о «священной собственности» (синагогах, кладбищах и т. д.), разрешали конфликты в суде. Однако с т. зр. защиты веры и морали власть в евр. общине принадлежала раввинам, считавшимся людьми гораздо более образованными, нежели хахам-баши, обладавшие только политической властью. В XVIII в., после 1-го раздела Речи Посполитой (1772), на румынские земли переселились многочисленные адепты хасидизма. Они подчинялись своим вождям - цадикам; в Трансильвании рядом с синагогами сефардов они возвели свои синагоги; в Валашском княжестве стали оспаривать власть хахам-баши. В 1834 г. институты хахам-башия и евр. цехов исчезли, налоги стало собирать гос-во. Евр. общины подверглись процессу дезинтеграции по мн. направлениям - в зависимости от происхождения и конфессиональной принадлежности их членов. Евр. диаспору стали представлять синагоги, евр. больницы и похоронные об-ва. По Органическим регламентам, принятым господарями в 1831-1832 гг., организация евр. общин была устроена по «русскому» типу: евр. цехи получили название евр. нации, хахам-башию заменили попечительства (epitropie), в состав которых входило 10 чел. и к-рые управлялись в соответствии с решениями гос-ва; однако великий раввин избирался общиной без утверждения господарем.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Но лишь только стали съезжаться вызванные из разных губерний депутаты от дворянства, как немедленно правительство отменило свое распоряжение, и указом от 10 декабря того же года высланные из разных губерний депутаты от дворянства отосланы назад на место жительства и новых присылать не приказано, и вслед за тем начала расти приказная администрация по Петровским формам. Еще в 1730 и 1731 годах восстановлены все коллегии, ландраты и ланд-рихтеры Петровских форм, и опять расставлены по губерниям армейские полки на вечные квартиры, и в их ведение перешел сбор податей и прежняя военная опека с экзекуциями, для чего указом от 4 сентября 1730 года предписано строить при городах полковые квартиры по утвержденному рисунку. В 1732 году издан указ о непременной подаче в Камер-коллегию полугодичных ведомостей о подушной сборе и недоимках; а потом еще указом того же года предписано подавать годичные ведомости о подушном сборе и ни в каком случае не слагать доимок без императорского указа; ив 1733 году указом от 3 января изданы особые строгие правила о продаже отписных в Канцелярию конфискации за доимки дворов и лавок. От 5 мая того же года был издан указ, по которому неисправные плательщики за доимки должны были отсылаться в работу, ежели за продажей их имущества доимка не будет сполна уплачена; потом указом от 24 того же мая месяца учрежден Доимочный приказ, который должен был по особой инструкции строго смотреть за сбором с 1719 года во всем государстве и каждомесячно доносить императрице о своих действиях. Наконец, указом от 11 июня 1734 года за опущение и послабление по взысканию доимок с губернаторов, воевод и других областных начальников предписано взыскивать штраф по десяти копеек с доимочного рубля. При помощи сих и подобных мер правительство достигло своей цели относительно сбора податей; при строгой отчестности и множестве надзирателей под личною и имущественною ответственностью сбор этот производился исправно и казенный интерес охранялся строго. Но зато земщина, общество, не имела уже никакого значения и голоса, и никаких органов для заявления своих нужд; а о какой-нибудь значительной службе по выбору не было и помину, выборные только назначались в должности каких-нибудь ларечных старост, целовальников при сборе разных податей, ценовщиков при аукционных продажах, в старосты при клеймении золотых и серебряных вещей в пробирной палатке, в члены магистратов и бурмистры ратуш, которые уже низко упали в своем значении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/s...

После того как знамена возвращают на место, отряды дефилируют перед дворцом. Знаменами приветствуют императрицу, которая находится за окном в эркере, устроенном над одним из выступающих портиков ее дворца... Теперь уже не окунают в воду, как некогда, новорожденных, но огромная толпа спешит набрать воды, чтобы полить себе на голову или на руки, или унести ее домой. Алтарь сохраняется еще несколько дней, и многие приходят набрать воды». 248 Можно было бы привести выдержки из сочинений целого ряда авторов, писавших о чине водоосвящения. Зарубежные читатели могли почерпнуть сведения об этой церемонии благодаря голландскому художнику и путешественнику Корнелию де Бруину (наблюдал обряд в 1702 году), шведскому пленному священнику Г. Седербергу (1710-е годы), английскому дипломату Дж. Мэкензи (1719), жене английского посланника леди Рондо (1731) и многим другим. В 1784 году в С.-Петербург прибыл английский гравер Джон Август Аткинсон. По возвращении в Англию в 1802 году он опубликовал «Панораму Санкт-Петербурга» (1802–1803 гг.) в серии «Живописное изображение манер, обычаев и увеселений русских» (1803–1804 гг.). Праздник «Освящения воды», отмечавшийся 6 января по всей России и описанный столькими путешественниками, был изображен художником на самом знаменитом место его проведения, перед Зимним дворцом. 249 Большинство иностранных авторов уделяли внимание самому чину водоосвящения. Что же касается графа Жозефа де Местра (посланник короля Сардинии в С.-Петербурге), то он описывает подготовку к этому событию, упоминая про «назначенный на послезавтра грандиозный смотр войск в честь дня Богоявления и освящения вод». «В Санкт-Петербурге будет под ружьем 40 тысяч солдат, – продолжает де Местр. – Его императорское Величество взял на себя труд самолично расписать на шести страницах подробности всех эволюций. Сегодня вместе с августейшим своим братом он проехал по улицам, чтобы определить место каждому корпусу. Город разделен на кварталы, поставленные под команду генералов для соблюдения надлежащего порядка. На всех новые мундиры, каски и плюмажи необыкновенной красоты. Раньше церемония эта зависела от термометра, но на сей раз Его Величество решил не обращать внимания на мороз. Никто из офицеров не может надеть ни шубу, ни даже плащ. Министры, тоже без шуб, свидетельствуют свое почтение императрицам на балконе, который выходит на Неву». 250

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010